Блуждающие токи. Блуждающий ток это
Блуждающие токи — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Блужда́ющие то́ки — токи, возникающие в земле при её использовании в качестве токопроводящей среды.
Вызывают коррозию металлических предметов, полностью или частично находящихся под землёй, а иногда и лишь соприкасающихся с поверхностью земли.
Характерны, в частности, для трамвайных и железнодорожных путей электрифицированных железных дорог, не обслуживаемых должным образом.
В ряде случаев блуждающие токи являются следствием аварийной утечки с линий электропередачи.
Источники блуждающих токов
Основными источниками блуждающих токов в земле для подземных металлических сооружений являются электрифицированные железные дороги (магистральные и пригородные), трамваи, промышленный, карьерный и рудничный транспорт. Тяговая подстанция получает ток от энергосистемы и через питающую линию ток поступает в контактный провод, из которого через токоприемник он проводится к электродвигателю. Затем, пройдя через колеса, ток по рельсам возвращается на тяговую подстанцию.
Так как рельсовый путь не изолирован от земли, то он оказывается источником блуждающего тока. Растекаясь в земле и встречая на своем пути металлические сооружения в виде водо- или газопровода, труб канализации, оболочки кабеля и т. п., удельное сопротивление которых намного меньше удельного сопротивления земли, блуждающие токи натекают на них (катодная зона). Через некоторое время блуждающие токи выходят из подземного сооружения (анодная зона) в землю и через неё вновь поступают в рельс и по отсасывающей линии на подстанцию[1].
При этом рельсы разрушаются в местах выхода токов в землю, а подземные коммуникации — в местах возвращения тока в рельс. Пройдя один раз, блуждающий ток, не принесет никаких разрушений подземному металлическому сооружению, но в случаях постоянной утечки блуждающего тока (трамвай, железнодорожные поезда и пр.), металл постепенно будет поддаваться коррозии. Для защиты подземных сооружений от воздействия блуждающих токов часто используется дренажная защита.
Блуждающие токи на электрифицированной железной дороге.На рельсах анодная зона перемещается вместе с электровозом, а катодная зона расположена возле тяговой подстанции.На искусственных сооружениях катодные зоны находятся в местах расположения тяговых нагрузок (один электровоз, или их несколько), а анодные зоны — около тяговых подстанций.Видео по теме
См. также
Примечания
- ↑ Сидоров Н.И., Сидорова Н.Н. Как устроен и работает электровоз. — М.: Транспорт, 1988. — С. 205. — ISBN 5-277-00191-3. — Тираж 70 000 экз.
Ссылки
wikipedia.green
Блуждающие токи Википедия
Блужда́ющие то́ки — токи, возникающие в земле при её использовании в качестве токопроводящей среды.
Вызывают коррозию металлических предметов, полностью или частично находящихся под землёй, а иногда и лишь соприкасающихся с поверхностью земли.
Характерны, в частности, для трамвайных и железнодорожных путей электрифицированных железных дорог, не обслуживаемых должным образом.
В ряде случаев блуждающие токи являются следствием аварийной утечки с линий электропередачи.
Источники блуждающих токов
Основными источниками блуждающих токов в земле для подземных металлических сооружений являются электрифицированные железные дороги (магистральные и пригородные), трамваи, промышленный, карьерный и рудничный транспорт. Тяговая подстанция получает ток от энергосистемы и через питающую линию ток поступает в контактный провод, из которого через токоприемник он проводится к электродвигателю. Затем, пройдя через колеса, ток по рельсам возвращается на тяговую подстанцию.
Так как рельсовый путь не изолирован от земли, то он оказывается источником блуждающего тока. Растекаясь в земле и встречая на своем пути металлические сооружения в виде водо- или газопровода, труб канализации, оболочки кабеля и т. п., удельное сопротивление которых намного меньше удельного сопротивления земли, блуждающие токи натекают на них (катодная зона). Через некоторое время блуждающие токи выходят из подземного сооружения (анодная зона) в землю и через неё вновь поступают в рельс и по отсасывающей линии на подстанцию[1].
При этом рельсы разрушаются в местах выхода токов в землю, а подземные коммуникации — в местах возвращения тока в рельс. Пройдя один раз, блуждающий ток, не принесет никаких разрушений подземному металлическому сооружению, но в случаях постоянной утечки блуждающего тока (трамвай, железнодорожные поезда и пр.), металл постепенно будет поддаваться коррозии. Для защиты подземных сооружений от воздействия блуждающих токов часто используется дренажная защита.
Блуждающие токи на электрифицированной железной дороге.На рельсах анодная зона перемещается вместе с электровозом, а катодная зона расположена возле тяговой подстанции.На искусственных сооружениях катодные зоны находятся в местах расположения тяговых нагрузок (один электровоз, или их несколько), а анодные зоны — около тяговых подстанций.См. также
Примечания
- ↑ Сидоров Н.И., Сидорова Н.Н. Как устроен и работает электровоз. — М.: Транспорт, 1988. — С. 205. — ISBN 5-277-00191-3. — Тираж 70 000 экз.
Ссылки
wikiredia.ru
Блуждающие токи: найти и обезвредить

Публикаций: 41
16.10.2015Так называемые блуждающие токи опасны, прежде всего, своей электрохимической активностью, которая приводит к ускоренной коррозии подземных металлических сооружений, в том числе трубопроводов и газопроводов.
О том, что представляет собой это явление, и как с ним бороться, мы попросили рассказать директора НПК СЕВМОРГЕОСТРОЙ Юрия Смирнова.
- Юрий Владимирович, как возникают блуждающие токи?
- Их источниками являются трамвай, метрополитен, электрифицированный на постоянном токе пригородный рельсовый транспорт. Провод для питания этих транспортных средств соединяется обычно с плюсом источника постоянного тока, а минус - с обратным проводом, которым являются рельсовые пути (или один из рельсов).
Вследствие слабой изоляции полотна дороги от земли, большого омического сопротивления рельсовых путей, нарушения контакта в стыках рельсов, часть тока, ответвляясь, проходит к минусу источника питания по земле. Встречая на своем пути проводник, каким являются металлические оболочки кабельных линий, трубопроводы и другие подземные сооружения, блуждающие токи могут пройти по этому проводнику, а затем выйти из него снова в землю, чтобы вернуться к отрицательному полюсу тяговой подстанции.
- Каким образом выявляется наличие блуждающих токов?
- Это делается в полевых условиях методом естественного поля.
В работе используются неполяризующиеся электроды, представляющие собой пористый керамический сосуд, в который заливается насыщенный раствор медного купороса, а в раствор погружается стрежень.
Перед началом работ необходимо определить стационарный потенциал подземного сооружения. Это делается при выключенных средствах электрохимической защиты путем непрерывного измерения и регистрации разности потенциалов между сооружением и медно-сульфатным электродом. Рекомендуется производить измерения во время перерыва в движении электрифицированного транспорта, например, в ночное время суток, когда блуждающий ток отсутствует. За стационарный потенциал сооружения принимают среднее значение потенциала при разности измеренных значений не более 0,04 В.
Рис.2. Схема, иллюстрирующая принцип возникновения блуждающих токов
- Расскажите, пожалуйста, о технологиях и тонкостях этой работы?
- Первое измерение можно производить, располагая электроды сравнения вдоль будущей оси трассы. При втором (перпендикулярном) измерении электроды сравнения можно расположить в любую сторону от оси трассы (один остается над осью трассы). Если рельеф на местности не позволяет, то можно располагать оба электрода в стороне от оси. Например, один - на 20 м влево, а второй - на 80 м вправо.
При измерениях используют переносные медно-сульфатные электроды сравнения, которые подбирают так, чтобы разность потенциалов между двумя электродами по паспорту не превышала 10 мВ.
Переносный медно-сульфатный электрод сравнения состоит из неметаллического полого корпуса с пористым дном и крышкой. Внутри полого корпуса находится стержень из красной меди. В корпус заливают насыщенный раствор медного купороса.
Заливать электроды раствором купороса следует за сутки до начала измерений. После заливки все электроды необходимо установить в один сосуд. Он может быть стеклянным или эмалированным, с насыщенным раствором медного купороса так, чтобы пористое дно электродов было полностью погружено в раствор.
Измерения в каждом пункте должны проводиться не менее 10 минут с непрерывной регистрацией или с помощью ручной записи результатов через каждые 10 секунд.
В зоне влияния блуждающих токов от электротранспорта измерения необходимо производить в часы пиковой нагрузки или во время прохождения электропоездов в обе стороны между двумя ближайшими станциями.
Если наибольший размах колебаний разности потенциалов между наибольшим и наименьшим ее значениями превышает 0,04 В, это характеризует наличие блуждающих токов. Как в отсутствии, так и при наличии сооружений, проложенных вблизи трассы проектируемого трубопровода.
При измерениях в зоне действия блуждающих токов и амплитуде колебаний разности потенциалов, превышающей 0,5 В, в качестве электродов сравнения вместо медно-сульфатных электродов могут быть использованы стальные электроды длиной от 300 мм и диаметром 15-20 мм.
- Какие приборы применяют для этих исследований?
- Минимальный комплект приборов и приспособлений для определения наличия блуждающих постоянных токов при проектировании трубопроводов включает: универсальный мультиметр, два электрода сравнения медно-сульфатный переносной и соединительный, изолированный гибкий провод диной не менее 100 м.
Для измерения напряжения используют показывающие и регистрирующие приборы. Удобства в работе добавляет функция удержания или регистрации показаний, которая присутствует во многих современных цифровых мультиметрах.
Другие публикации автора:
Похожие публикации по теме:
estp-blog.ru
Блуждающие токи — Викизнание... Это Вам НЕ Википедия!
Блуждающие токи - электрические токи в земле, ответвляющиеся от рельсов электрифицированных железных дорог, трамвая, метро и др. видов электротранспорта, работающих на постоянном токе и использующих в качество обратного провода рельсы. Б. т. возникают также и от других
-т, генератор
отсасывающий
\-\Vx /. Л
k-катодная зона-*L-------•
-катодная 30,
-катодная зона-4«-------• анодная ' s о н о \ I
Рис. 1. Принципиальная схема питания энергией трамваи
электрич. установок постоянного тока, использующих в качестве обратного провода землю (телеграф, установки постоянного тока для инталия усилительных пунктов кабельных линий связи).
Б. т., встречая на своём пути металлнч. сооружения {кабели, газовые, водопроводные, тепловые и др. трубопроводы), проходят по ним н возвращаются по земле к источнику постоянного тока. Часть метал 40*
лич. подземного сооружения, из к-рого постоянный электрич. ток выходит в землю но направлению к рельсам, является анодом, а та часть сооружения, н к-рую входит блуждающий ток,- катодом.
При прохождении тока во влажной земле происходит электролиз и на проводнике, являющемся анодом, выделяется кислород, к-рый окисляет и разъедает металл (элсктролитич. коррозия). При питании электроэнергией трамвая и электрифицированных железных дорог обычно положительный полюс источника постоянного тока присоединяется к контактному проводу, а отрицательный полюс - к рельсам. Бывают и другие способы включения.
На рис. 1 показана принципиальная схема питания электроэнергией трамвая, на к-рой положительный полюс источника постоянного тока 7' присоединён к контактному проводу трамвая, а отрицательный полюс - к рельсам. Электрич. ток с контактного провода поступает в двигатель вагона и возвращается обратно к отрицательному полюсу генератора по рельсам. Ответвляющиеся от рельсов блуждающие токи па схеме показаны стрелками. Участок подземного металлич. сооружения, в пределы к-рого входят блуждающие токи, называется катодной зоной. В катодной зоне потенциал металлич. сооружения относительно земли отрицателен, и сооружение не подвергается электрокоррозии. Участок того же металлич. сооружения, в пределах к-рого блуждающие токи выходят из земли, называется анодной зоной. В этой зоне металлич. сооружение имеет положительный потенциал по отношению к земле и оно подвергается разрушающему действию электрокоррозии.
Установлено, что Б. т. в один ампер, текущий по металлич. сооружению, в течение года разлагает в анодных зонах около 36 кг свинца или около 9 кг железа. Б. т. на нек-рых сооружениях достигают иногда 40 ампер. Наиболее сильной коррозии подвергаются как голые освинцованные кабели, так и бронированные.
Для характеристики коррозийного действия на подземные металлич. сооружения проводятся специальные измерения Б. т., к-рые дают возможность определить анодные и катодные зоны на каждом подземном сооружении и наметить меры их защиты от электрокоррозии.
При измерениях определяют: разность потенциалов между металлич. подземным сооружением и землёй, между моталлич. подземным сооружением и рельсами трамвая или электрифицированной железной дороги, между смежными подземными сооружениями, а также силу тока, протекающего по подземному сооружению, и плотность тока, выходящего из подземного сооружения в землю в анодных зонах. Для обнаружения Б. т. применяются специальные измерительные приборы постоянного тока с нулевым отсчётом посредине шкалы.
На рис. 2 представлена диаграмма распределения потенциалов вдоль кабеля, проложенного параллельно трамвайной липни, на к-рой потенциалы анодной зоны представлены в виде положительных ординат, а потенциалы катодной зоны - в виде отрицательных ординат. Диаграмма потенциалов наглядно показывает распределение анодных и катодных ЗОЯ.
1 провод
'На -»|
Основными средствами борьбы с коррозией Б. т. в подземных металлич. сооружениях являются электрические меры защиты; к ппм относятся электрический дренаж (простой и поляризованный), катодная защита и защита протекторами. Принцип действия электрич. дренажа заключается в том, что
^рельсы
фидер
.кабель
- ~ катодная 3Q-~ на до включ. * - дренажа
h
анодная зона до включения дренажа
проводнин
Рис. 2. Распределение потенциалов на набеле до включения дренажа.
блуждающие токи при помощи металлич. изолированного проводника отводятся из анодной зоны в рельсовую сеть трамвая или непосредственно на отрицательную шину генератора.
Простой электрический дренаж (рис. 3) состоит из однополюсного рубильника, реостата, предохранителя и сигнального реле. Этот дренаж при включении в день рассчитывается на определённое значение защитного тока. В случае превышения этого значения вследствие изменения нагрузок тяговых подстанций или аварий трамвайной сети предохрани реле
тель сгорает, сигнальное реле сра Рно. 3. Принципиальная схема простого дренажа.
батывает и на контрольном пункте зажигается лампочка. Реостат служит для регулировки величины защитного тока. Простые дренажи обладают двухсторонней проводимостью тока, а поэтому они устанавливаются в устойчивых анодных зонах, т. е. в местах, где потенциал защищаемого сооружения всегда положителен ко отношению к рельсам. В этом случае ток будет поступать из защищаемого сооружения в рельсы трамвая или в отсасывающий фидер, к-рый присоединён к отрицательному полюсу генератора.
Ч- отсасывающий фидер ^рельсы
электр, дренаж
- катодная зона после включения дренажа
File. 4. Распределение потенциалов на кабеле после включении дренажа.
На рис. 4 показано включение простого дренажа между защищаемым кабелем и отсасывающим фидером рельсовой сети. Из диаграммы (рис. 4) видно, что после включения дренажа анодная зона превращается в катодную.
При изменении знака потенциала (полярности) яа подземном (защищаемом) сооружении ток потечёт и обрат/ном направлении, вследствие чего на месте
выпрямители
зоны катодной возникнет анодная. В таких случаях применяются поляризованные электромагнитные дренажи, к-рые, в отличие от простых, обладают односторонней проводимостью тока.
Поляризованный дренаж (рис. 5) состоит из двух реле - дренажного (с двумя обмотками и якорем) и сигнального, выпрямителя, реостата, рубильника и двух предохранителей. На рисунке 5 представлена принципиальная схема наиболее распространённого поляризованного дренажа.
При замыкании цепи дренажа ток потечёт из подземного_________________________
сооружения через пре- Рнс 5 Принципиальная схема дохранптель, реостат, поляризованного алектродре-выпрямитель, обмот- паша,
ки реле, рубильник и
по проводнику в рельсы. Реле срабатывает, замыкаются контакты 1 и 2. После замыкания контактов ток потечёт от реостата через контакт _/, корпус якоря, контакт 2, дренажную обмотку, рубильник и по проводнику в рельсы.
При изменении полярности, т. о. в случае появления противоположной или нулевой разности потенциалов между рельсами и подземными сооружениями, реле отпустит якорь, контакты 1 и 2 разомкнутся, в результате чего ток
из рельсов в кабель но „„„„„„„„."°,*;,?,°°?*!к,с""*ъ>„,,,,,,,,,,.:1 потечёт, т. к. выпрямитель обладает односторонней проводимостью.
Принцип действия катодной защиты заключается в том, что подзем- рис. 6. Принципиальная ные сооружения, имею- схема катодной защиты, щие анодные зоны, присоединяются к отрицательному полюсу постороннего источника постоянного тока, у к-рого положительный полюс заземлён.
Источниками тока могут служить: выпрямители, питающиеся от сети переменного тока, п аккумуляторы. Принципиальная схема катодной защиты показана на рис. 6. Из схемы видно, что отрицательный полюс источника тока присоединяется к защищаемому сооружению, а положительный полюс - к заземлитслю. При такой схеме включения металлич. сооружение приобретает относительно земли отрицательный потенциал. Принцип действия протектора заключается в том, что подземные сооружения в анодных зонах присоединяются р Иршщш,11альпаи схсма
непосредственно к за- протекторной защиты, землителю, имеющему
более низкий электродный потенциал, чем потенциал металла защищаемого сооружения. В качестве заземлителя в этом случае применяются пластины пли трубы из магния, алюминия или цинка.
При присоединении защищаемого сооружения к протектору, зарываемому вблизи этого сооружения, ток будет стекать в землю, в результате чего подземное сооружение окажется катодом и но будет разрушаться от коррозии (рис. 7). Кроме того, весьма важной мерой защиты подземных сооруже 1 t
_•_ источник тока
WW,,,,, ' ' 1 ;^^=^=,^э
UL ш
яии от элоктрокоррозии является ограничение Б. т. Блуждающие токи ааписят от электрич. сопротивления рельсовой ir отсасывающей сетей; поэтому за состоянием рельсовой сети ведётся снстс-матич. наблюдение с тем, чтобы сопротивление сети находилось в соответствии с нормами. См. также Токи в земле.
Лит.: Смирнов Н. П., Блуждающие толп и •борьба с ними в городских кабельных сетях, М. - Л., 1041; Михайлов М. И. и А з 0 у к и н П. А., Воздушные и кабельные линии сгшзп и их защита, М., 194U; Ершов 11. М., Защита подземных сооружении от коррозии, вызываемой блу?кдающпмп токами, М., 1948.
Требуется проверка викификации!
Шаблон:Проверить источникиШаблон:БСЭ2:Опущен рисунок
Статья из Большой советской энциклопедии
Эта статья подлежит модернизации и корректировке!
Если Вы заметили неточность — Вы можете исправить её с помощью ссылки редактировать (или править) на этой странице.
auto.wiki-wiki.ru
Блуждающие токи Википедия
Блужда́ющие то́ки — токи, возникающие в земле при её использовании в качестве токопроводящей среды.
Вызывают коррозию металлических предметов, полностью или частично находящихся под землёй, а иногда и лишь соприкасающихся с поверхностью земли.
Характерны, в частности, для трамвайных и железнодорожных путей электрифицированных железных дорог, не обслуживаемых должным образом.
В ряде случаев блуждающие токи являются следствием аварийной утечки с линий электропередачи.
Источники блуждающих токов[ | код]
Основными источниками блуждающих токов в земле для подземных металлических сооружений являются электрифицированные железные дороги (магистральные и пригородные), трамваи, промышленный, карьерный и рудничный транспорт. Тяговая подстанция получает ток от энергосистемы и через питающую линию ток поступает в контактный провод, из которого через токоприемник он проводится к электродвигателю. Затем, пройдя через колеса, ток по рельсам возвращается на тяговую подстанцию.
Так как рельсовый путь не изолирован от земли, то он оказывается источником блуждающего тока. Растекаясь в земле и встречая на своем пути металлические сооружения в виде водо- или газопровода, труб канализации, оболочки кабеля и т. п., удельное сопротивление которых намного меньше удельного сопротивления земли, блуждающие токи натекают на них (катодная зона). Через некоторое время блуждающие токи выходят из подземного сооружения (анодная зона) в землю и через неё вновь поступают в рельс и по отсасывающей линии на подстанцию[1].
При этом рельсы разрушаются в местах выхода токов в землю, а подземные коммуникации — в местах возвращения тока в рельс. Пройдя один раз, блуждающий ток, не принесет никаких разрушений подземному металлическому сооружению, но в случаях постоянной утечки блуждающего тока (трамвай, железнодорожные поезда и пр.), металл постепенно будет поддаваться коррозии. Для защиты подземных сооружений от воздействия блуждающих токов часто используется дренажная защита.
Блуждающие токи на электрифицированной железной дороге.На рельсах анодная зона перемещается вместе с электровозом, а катодная зона расположена возле тяговой подстанции.На искусственных сооружениях катодные зоны находятся в местах расположения тяговых нагрузок (один электровоз, или их несколько), а анодные зоны — около тяговых подстанций.См. также[ | код]
Примечания[ | код]
- ↑ Сидоров Н.И., Сидорова Н.Н. Как устроен и работает электровоз. — М.: Транспорт, 1988. — С. 205. — ISBN 5-277-00191-3. — Тираж 70 000 экз.
Ссылки[ | код]
ru-wiki.ru
Блуждающий ток - это... Что такое Блуждающий ток?
Блуждающий ток Stray current — Блуждающий ток.(1) Ток, проходящий вне электрической цепи. (2) Ток, текущий при электролитическом осаждении в результате возникновения биполярного электрода или электрода с плохим контактом.
(Источник: «Металлы и сплавы. Справочник.» Под редакцией Ю.П. Солнцева; НПО "Профессионал", НПО "Мир и семья"; Санкт-Петербург, 2003 г.)
.
- Stray current
- Stray-current corrosion
Смотреть что такое "Блуждающий ток" в других словарях:
блуждающий ток — Ток утечки в земле или металлических конструкциях, находящихся в земле вследствие их преднамеренного или непреднамеренного заземления. [ГОСТ Р МЭК 60050 195 2005] блуждающий ток Ток утечки электрических установок постоянного тока, протекающий в… … Справочник технического переводчика
БЛУЖДАЮЩИЙ ТОК — электр. ток, ответвляющийся через рельсы электрифицированных участков в землю в случае недостаточной проводимости стыков. Ток этот идет в направлении наименьшего сопротивления, и если вблизи жел. дор. полотна находятся подземные сооружения, то он … Технический железнодорожный словарь
блуждающий ток — 3.4 блуждающий ток: Постоянный электрический ток, протекающий вне предназначенной для него цепи. Источник: СТО 17330282.27.060.001 2008: Трубопроводы тепловых сетей. Защита от коррозии. Условия создания. Нормы и требования 3.4 блуж … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
блуждающий ток — rus блуждающий ток (м) eng stray current fra courant (m) vagabond deu vagabundierender Strom (m), Streustrom (m), Irrstrom (m) spa corriente (f) vagabunda … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки
блуждающий ток — klaidžiojančioji srovė statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. stray current; vagabond current; vagabonding current vok. Irrstrom, m; Streustrom, m; wandernder Strom, m rus. блуждающий ток, m pranc. courant vagabond, m … Fizikos terminų žodynas
Блуждающий ток — 1. Ток утечки электрических установок постоянного тока, протекающий в земле и в подземных металлических сооружениях Употребляется в документе: Приложение В к ГОСТ Р 50889 96 Сооружения местных телефонных сетей линейные. Термины и определения … Телекоммуникационный словарь
блуждающий ток системы тягового электроснабжения (железной дороги) — Доля электрического тока железнодорожного электроподвижного состава, протекающая в земле и в подземных сооружениях при использовании рельсов железнодорожного пути в качестве второго провода. [ГОСТ Р 53685 2009] Тематики электрификация,… … Справочник технического переводчика
Ток блуждающий — Блуждающий ток постоянный электрический ток, протекающий вне предназначенной для него цепи... Источник: ПРИКАЗ Минэнерго РФ от 29.12.2001 N 375 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ГОРОДСКИХ ПОДЗЕМНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ОТ КОРРОЗИИ (РД 153 39.4… … Официальная терминология
ток — ((continuous) current carrying capacity ampacity (US)): Максимальное значение электрического тока, который может протекать длительно по проводнику, устройству или аппарату при определенных условиях без превышения определенного значения их… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ток блуждающий — 3.3 ток блуждающий : Постоянный электрический ток, протекающий вне предназначенной для него цепи. Источник: СТО 70238424.27.060 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
dic.academic.ru
Блуждающие токи — Википедия
Блужда́ющие то́ки — токи, возникающие в земле при её использовании в качестве токопроводящей среды.
Вызывают коррозию металлических предметов, полностью или частично находящихся под землёй, а иногда и лишь соприкасающихся с поверхностью земли.
Характерны, в частности, для трамвайных и железнодорожных путей электрифицированных железных дорог, не обслуживаемых должным образом.
В ряде случаев блуждающие токи являются следствием аварийной утечки с линий электропередачи.
Источники блуждающих токов[править]
Основными источниками блуждающих токов в земле для подземных металлических сооружений являются электрифицированные железные дороги (магистральные и пригородные), трамваи, промышленный, карьерный и рудничный транспорт. Тяговая подстанция получает ток от энергосистемы и через питающую линию ток поступает в контактный провод, из которого через токоприемник он проводится к электродвигателю. Затем, пройдя через колеса, ток по рельсам возвращается на тяговую подстанцию.
Так как рельсовый путь не изолирован от земли, то он оказывается источником блуждающего тока. Растекаясь в земле и встречая на своем пути металлические сооружения в виде водо- или газопровода, труб канализации, оболочки кабеля и т. п., удельное сопротивление которых намного меньше удельного сопротивления земли, блуждающие токи натекают на них (катодная зона). Через некоторое время блуждающие токи выходят из подземного сооружения (анодная зона) в землю и через неё вновь поступают в рельс и по отсасывающей линии на подстанцию.
При этом рельсы разрушаются в местах выхода токов в землю, а подземные коммуникации — в местах возвращения тока в рельс. Пройдя один раз, блуждающий ток, не принесет никаких разрушений подземному металлическому сооружению, но в случаях постоянной утечки блуждающего тока (трамвай, железнодорожные поезда и пр.), металл постепенно будет поддаваться коррозии.
Блуждающие токи на электрифицированной железной дороге.На рельсах анодная зона перемещается вместе с электровозом, а катодная зона расположена возле тяговой подстанции.На искусственных сооружениях катодные зоны находятся в местах расположения тяговых нагрузок (один электровоз, или их несколько), а анодные зоны — около тяговых подстанций.wp.wiki-wiki.ru