Блуждающие токи. Блуждающий ток это


Блуждающие токи — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Блужда́ющие то́ки — токи, возникающие в земле при её использовании в качестве токопроводящей среды.

Вызывают коррозию металлических предметов, полностью или частично находящихся под землёй, а иногда и лишь соприкасающихся с поверхностью земли.

Характерны, в частности, для трамвайных и железнодорожных путей электрифицированных железных дорог, не обслуживаемых должным образом.

В ряде случаев блуждающие токи являются следствием аварийной утечки с линий электропередачи.

Источники блуждающих токов

Основными источниками блуждающих токов в земле для подземных металлических сооружений являются электрифицированные железные дороги (магистральные и пригородные), трамваи, промышленный, карьерный и рудничный транспорт. Тяговая подстанция получает ток от энергосистемы и через питающую линию ток поступает в контактный провод, из которого через токоприемник он проводится к электродвигателю. Затем, пройдя через колеса, ток по рельсам возвращается на тяговую подстанцию.

Так как рельсовый путь не изолирован от земли, то он оказывается источником блуждающего тока. Растекаясь в земле и встречая на своем пути металлические сооружения в виде водо- или газопровода, труб канализации, оболочки кабеля и т. п., удельное сопротивление которых намного меньше удельного сопротивления земли, блуждающие токи натекают на них (катодная зона). Через некоторое время блуждающие токи выходят из подземного сооружения (анодная зона) в землю и через неё вновь поступают в рельс и по отсасывающей линии на подстанцию[1].

При этом рельсы разрушаются в местах выхода токов в землю, а подземные коммуникации — в местах возвращения тока в рельс. Пройдя один раз, блуждающий ток, не принесет никаких разрушений подземному металлическому сооружению, но в случаях постоянной утечки блуждающего тока (трамвай, железнодорожные поезда и пр.), металл постепенно будет поддаваться коррозии. Для защиты подземных сооружений от воздействия блуждающих токов часто используется дренажная защита.

Блуждающие токи на электрифицированной железной дороге.На рельсах анодная зона перемещается вместе с электровозом, а катодная зона расположена возле тяговой подстанции.На искусственных сооружениях катодные зоны находятся в местах расположения тяговых нагрузок (один электровоз, или их несколько), а анодные зоны — около тяговых подстанций.

Видео по теме

См. также

Примечания

  1. ↑ Сидоров Н.И., Сидорова Н.Н. Как устроен и работает электровоз. — М.: Транспорт, 1988. — С. 205. — ISBN 5-277-00191-3. — Тираж 70 000 экз.

Ссылки

wikipedia.green

Блуждающие токи Википедия

Блужда́ющие то́ки — токи, возникающие в земле при её использовании в качестве токопроводящей среды.

Вызывают коррозию металлических предметов, полностью или частично находящихся под землёй, а иногда и лишь соприкасающихся с поверхностью земли.

Характерны, в частности, для трамвайных и железнодорожных путей электрифицированных железных дорог, не обслуживаемых должным образом.

В ряде случаев блуждающие токи являются следствием аварийной утечки с линий электропередачи.

Источники блуждающих токов

Основными источниками блуждающих токов в земле для подземных металлических сооружений являются электрифицированные железные дороги (магистральные и пригородные), трамваи, промышленный, карьерный и рудничный транспорт. Тяговая подстанция получает ток от энергосистемы и через питающую линию ток поступает в контактный провод, из которого через токоприемник он проводится к электродвигателю. Затем, пройдя через колеса, ток по рельсам возвращается на тяговую подстанцию.

Так как рельсовый путь не изолирован от земли, то он оказывается источником блуждающего тока. Растекаясь в земле и встречая на своем пути металлические сооружения в виде водо- или газопровода, труб канализации, оболочки кабеля и т. п., удельное сопротивление которых намного меньше удельного сопротивления земли, блуждающие токи натекают на них (катодная зона). Через некоторое время блуждающие токи выходят из подземного сооружения (анодная зона) в землю и через неё вновь поступают в рельс и по отсасывающей линии на подстанцию[1].

При этом рельсы разрушаются в местах выхода токов в землю, а подземные коммуникации — в местах возвращения тока в рельс. Пройдя один раз, блуждающий ток, не принесет никаких разрушений подземному металлическому сооружению, но в случаях постоянной утечки блуждающего тока (трамвай, железнодорожные поезда и пр.), металл постепенно будет поддаваться коррозии. Для защиты подземных сооружений от воздействия блуждающих токов часто используется дренажная защита.

Блуждающие токи на электрифицированной железной дороге.На рельсах анодная зона перемещается вместе с электровозом, а катодная зона расположена возле тяговой подстанции.На искусственных сооружениях катодные зоны находятся в местах расположения тяговых нагрузок (один электровоз, или их несколько), а анодные зоны — около тяговых подстанций.

См. также

Примечания

  1. ↑ Сидоров Н.И., Сидорова Н.Н. Как устроен и работает электровоз. — М.: Транспорт, 1988. — С. 205. — ISBN 5-277-00191-3. — Тираж 70 000 экз.

Ссылки

wikiredia.ru

Блуждающие токи: найти и обезвредить

Сергей Васильев

Публикаций: 41

16.10.2015

Так называемые блуждающие токи опасны, прежде всего, своей электрохимической активностью, которая приводит к ускоренной коррозии подземных металлических сооружений, в том числе трубопроводов и газопроводов.

О том, что представляет собой это явление, и как с ним бороться, мы попросили рассказать директора НПК СЕВМОРГЕОСТРОЙ Юрия Смирнова.

Юрий Смирнов

Рис. 1. Юрий Смирнов

- Юрий Владимирович, как возникают блуждающие токи?

- Их источниками являются трамвай, метрополитен, электрифицированный на постоянном токе пригородный рельсовый транспорт. Провод для питания этих транспортных средств соединяется обычно с плюсом источника постоянного тока, а минус - с обратным проводом, которым являются рельсовые пути (или один из рельсов).

Вследствие слабой изоляции полотна дороги от земли, большого омического сопротивления рельсовых путей, нарушения контакта в стыках рельсов, часть тока, ответвляясь, проходит к минусу источника питания по земле. Встречая на своем пути проводник, каким являются металлические оболочки кабельных линий, трубопроводы и другие подземные сооружения, блуждающие токи могут пройти по этому проводнику, а затем выйти из него снова в землю, чтобы вернуться к отрицательному полюсу тяговой подстанции.

- Каким образом выявляется наличие блуждающих токов?

- Это делается в полевых условиях методом естественного поля.

В работе используются неполяризующиеся электроды, представляющие собой пористый керамический сосуд, в который заливается насыщенный раствор медного купороса, а в раствор погружается стрежень.

Перед началом работ необходимо определить стационарный потенциал подземного сооружения. Это делается при выключенных средствах электрохимической защиты путем непрерывного измерения и регистрации разности потенциалов между сооружением и медно-сульфатным электродом. Рекомендуется производить измерения во время перерыва в движении электрифицированного транспорта, например, в ночное время суток, когда блуждающий ток отсутствует. За стационарный потенциал сооружения принимают среднее значение потенциала при разности измеренных значений не более 0,04 В.

Схема, иллюстрирующая принцип возникновения блуждающих токов

Рис.2. Схема, иллюстрирующая принцип возникновения блуждающих токов

- Расскажите, пожалуйста, о технологиях и тонкостях этой работы?

- Первое измерение можно производить, располагая электроды сравнения вдоль будущей оси трассы. При втором (перпендикулярном) измерении электроды сравнения можно расположить в любую сторону от оси трассы (один остается над осью трассы). Если рельеф на местности не позволяет, то можно располагать оба электрода в стороне от оси. Например, один - на 20 м влево, а второй - на 80 м вправо.

При измерениях используют переносные медно-сульфатные электроды сравнения, которые подбирают так, чтобы разность потенциалов между двумя электродами по паспорту не превышала 10 мВ.

Переносный медно-сульфатный электрод сравнения состоит из неметаллического полого корпуса с пористым дном и крышкой. Внутри полого корпуса находится стержень из красной меди. В корпус заливают насыщенный раствор медного купороса.

Защита трубопроводов от блуждающих токов

Рис. 3. Защита трубопроводов от блуждающих токов

Заливать электроды раствором купороса следует за сутки до начала измерений. После заливки все электроды необходимо установить в один сосуд. Он может быть стеклянным или эмалированным, с насыщенным раствором медного купороса так, чтобы пористое дно электродов было полностью погружено в раствор.

Измерения в каждом пункте должны проводиться не менее 10 минут с непрерывной регистрацией или с помощью ручной записи результатов через каждые 10 секунд.

В зоне влияния блуждающих токов от электротранспорта измерения необходимо производить в часы пиковой нагрузки или во время прохождения электропоездов в обе стороны между двумя ближайшими станциями.

Если наибольший размах колебаний разности потенциалов между наибольшим и наименьшим ее значениями превышает 0,04 В, это характеризует наличие блуждающих токов. Как в отсутствии, так и при наличии сооружений, проложенных вблизи трассы проектируемого трубопровода.

При измерениях в зоне действия блуждающих токов и амплитуде колебаний разности потенциалов, превышающей 0,5 В, в качестве электродов сравнения вместо медно-сульфатных электродов могут быть использованы стальные электроды длиной от 300 мм и диаметром 15-20 мм.

- Какие приборы применяют для этих исследований?

- Минимальный комплект приборов и приспособлений для определения наличия блуждающих постоянных токов при проектировании трубопроводов включает: универсальный мультиметр, два электрода сравнения медно-сульфатный переносной и соединительный, изолированный гибкий провод диной не менее 100 м.

Для измерения напряжения используют показывающие и регистрирующие приборы. Удобства в работе добавляет функция удержания или регистрации показаний, которая присутствует во многих современных цифровых мультиметрах.

Другие публикации автора:
Похожие публикации по теме:

estp-blog.ru

Блуждающие токи — Викизнание... Это Вам НЕ Википедия!

Блуждающие токи - электрические токи в земле, ответвляющиеся от рельсов электрифицированных железных дорог, трамвая, метро и др. видов электротранспорта, работающих на постоянном токе и использующих в качество обратного провода рельсы. Б. т. возникают также и от других

-т, генератор

отсасывающий

\-\Vx /. Л

k-катодная зона-*L-------•

-катодная 30,

-катодная зона-4«-------• анодная ' s о н о \ I

Рис. 1. Принципиальная схема питания энергией трамваи

электрич. установок постоянного тока, использующих в качестве обратного провода землю (телеграф, установки постоянного тока для инталия усилительных пунктов кабельных линий связи).

Б. т., встречая на своём пути металлнч. сооружения {кабели, газовые, водопроводные, тепловые и др. трубопроводы), проходят по ним н возвращаются по земле к источнику постоянного тока. Часть метал 40*

лич. подземного сооружения, из к-рого постоянный электрич. ток выходит в землю но направлению к рельсам, является анодом, а та часть сооружения, н к-рую входит блуждающий ток,- катодом.

При прохождении тока во влажной земле происходит электролиз и на проводнике, являющемся анодом, выделяется кислород, к-рый окисляет и разъедает металл (элсктролитич. коррозия). При питании электроэнергией трамвая и электрифицированных железных дорог обычно положительный полюс источника постоянного тока присоединяется к контактному проводу, а отрицательный полюс - к рельсам. Бывают и другие способы включения.

На рис. 1 показана принципиальная схема питания электроэнергией трамвая, на к-рой положительный полюс источника постоянного тока 7' присоединён к контактному проводу трамвая, а отрицательный полюс - к рельсам. Электрич. ток с контактного провода поступает в двигатель вагона и возвращается обратно к отрицательному полюсу генератора по рельсам. Ответвляющиеся от рельсов блуждающие токи па схеме показаны стрелками. Участок подземного металлич. сооружения, в пределы к-рого входят блуждающие токи, называется катодной зоной. В катодной зоне потенциал металлич. сооружения относительно земли отрицателен, и сооружение не подвергается электрокоррозии. Участок того же металлич. сооружения, в пределах к-рого блуждающие токи выходят из земли, называется анодной зоной. В этой зоне металлич. сооружение имеет положительный потенциал по отношению к земле и оно подвергается разрушающему действию электрокоррозии.

Установлено, что Б. т. в один ампер, текущий по металлич. сооружению, в течение года разлагает в анодных зонах около 36 кг свинца или около 9 кг железа. Б. т. на нек-рых сооружениях достигают иногда 40 ампер. Наиболее сильной коррозии подвергаются как голые освинцованные кабели, так и бронированные.

Для характеристики коррозийного действия на подземные металлич. сооружения проводятся специальные измерения Б. т., к-рые дают возможность определить анодные и катодные зоны на каждом подземном сооружении и наметить меры их защиты от электрокоррозии.

При измерениях определяют: разность потенциалов между металлич. подземным сооружением и землёй, между моталлич. подземным сооружением и рельсами трамвая или электрифицированной железной дороги, между смежными подземными сооружениями, а также силу тока, протекающего по подземному сооружению, и плотность тока, выходящего из подземного сооружения в землю в анодных зонах. Для обнаружения Б. т. применяются специальные измерительные приборы постоянного тока с нулевым отсчётом посредине шкалы.

На рис. 2 представлена диаграмма распределения потенциалов вдоль кабеля, проложенного параллельно трамвайной липни, на к-рой потенциалы анодной зоны представлены в виде положительных ординат, а потенциалы катодной зоны - в виде отрицательных ординат. Диаграмма потенциалов наглядно показывает распределение анодных и катодных ЗОЯ.

1 провод

'На -»|

Основными средствами борьбы с коррозией Б. т. в подземных металлич. сооружениях являются электрические меры защиты; к ппм относятся электрический дренаж (простой и поляризованный), катодная защита и защита протекторами. Принцип действия электрич. дренажа заключается в том, что

^рельсы

фидер

.кабель

  • ~ катодная 3Q-~ на до включ. * - дренажа

h

анодная зона до включения дренажа

проводнин

Рис. 2. Распределение потенциалов на набеле до включения дренажа.

блуждающие токи при помощи металлич. изолированного проводника отводятся из анодной зоны в рельсовую сеть трамвая или непосредственно на отрицательную шину генератора.

Простой электрический дренаж (рис. 3) состоит из однополюсного рубильника, реостата, предохранителя и сигнального реле. Этот дренаж при включении в день рассчитывается на определённое значение защитного тока. В случае превышения этого значения вследствие изменения нагрузок тяговых подстанций или аварий трамвайной сети предохрани реле

тель сгорает, сигнальное реле сра Рно. 3. Принципиальная схема простого дренажа.

батывает и на контрольном пункте зажигается лампочка. Реостат служит для регулировки величины защитного тока. Простые дренажи обладают двухсторонней проводимостью тока, а поэтому они устанавливаются в устойчивых анодных зонах, т. е. в местах, где потенциал защищаемого сооружения всегда положителен ко отношению к рельсам. В этом случае ток будет поступать из защищаемого сооружения в рельсы трамвая или в отсасывающий фидер, к-рый присоединён к отрицательному полюсу генератора.

Ч- отсасывающий фидер ^рельсы

электр, дренаж

- катодная зона после включения дренажа

File. 4. Распределение потенциалов на кабеле после включении дренажа.

На рис. 4 показано включение простого дренажа между защищаемым кабелем и отсасывающим фидером рельсовой сети. Из диаграммы (рис. 4) видно, что после включения дренажа анодная зона превращается в катодную.

При изменении знака потенциала (полярности) яа подземном (защищаемом) сооружении ток потечёт и обрат/ном направлении, вследствие чего на месте

выпрямители

зоны катодной возникнет анодная. В таких случаях применяются поляризованные электромагнитные дренажи, к-рые, в отличие от простых, обладают односторонней проводимостью тока.

Поляризованный дренаж (рис. 5) состоит из двух реле - дренажного (с двумя обмотками и якорем) и сигнального, выпрямителя, реостата, рубильника и двух предохранителей. На рисунке 5 представлена принципиальная схема наиболее распространённого поляризованного дренажа.

При замыкании цепи дренажа ток потечёт из подземного_________________________

сооружения через пре- Рнс 5 Принципиальная схема дохранптель, реостат, поляризованного алектродре-выпрямитель, обмот- паша,

ки реле, рубильник и

по проводнику в рельсы. Реле срабатывает, замыкаются контакты 1 и 2. После замыкания контактов ток потечёт от реостата через контакт _/, корпус якоря, контакт 2, дренажную обмотку, рубильник и по проводнику в рельсы.

При изменении полярности, т. о. в случае появления противоположной или нулевой разности потенциалов между рельсами и подземными сооружениями, реле отпустит якорь, контакты 1 и 2 разомкнутся, в результате чего ток

из рельсов в кабель но „„„„„„„„."°,*;,?,°°?*!к,с""*ъ>„,,,,,,,,,,.:1 потечёт, т. к. выпрямитель обладает односторонней проводимостью.

Принцип действия катодной защиты заключается в том, что подзем- рис. 6. Принципиальная ные сооружения, имею- схема катодной защиты, щие анодные зоны, присоединяются к отрицательному полюсу постороннего источника постоянного тока, у к-рого положительный полюс заземлён.

Источниками тока могут служить: выпрямители, питающиеся от сети переменного тока, п аккумуляторы. Принципиальная схема катодной защиты показана на рис. 6. Из схемы видно, что отрицательный полюс источника тока присоединяется к защищаемому сооружению, а положительный полюс - к заземлитслю. При такой схеме включения металлич. сооружение приобретает относительно земли отрицательный потенциал. Принцип действия протектора заключается в том, что подземные сооружения в анодных зонах присоединяются р Иршщш,11альпаи схсма

непосредственно к за- протекторной защиты, землителю, имеющему

более низкий электродный потенциал, чем потенциал металла защищаемого сооружения. В качестве заземлителя в этом случае применяются пластины пли трубы из магния, алюминия или цинка.

При присоединении защищаемого сооружения к протектору, зарываемому вблизи этого сооружения, ток будет стекать в землю, в результате чего подземное сооружение окажется катодом и но будет разрушаться от коррозии (рис. 7). Кроме того, весьма важной мерой защиты подземных сооруже 1 t

_•_ источник тока

WW,,,,, ' ' 1 ;^^=^=,^э

UL ш

яии от элоктрокоррозии является ограничение Б. т. Блуждающие токи ааписят от электрич. сопротивления рельсовой ir отсасывающей сетей; поэтому за состоянием рельсовой сети ведётся снстс-матич. наблюдение с тем, чтобы сопротивление сети находилось в соответствии с нормами. См. также Токи в земле.

Лит.: Смирнов Н. П., Блуждающие толп и •борьба с ними в городских кабельных сетях, М. - Л., 1041; Михайлов М. И. и А з 0 у к и н П. А., Воздушные и кабельные линии сгшзп и их защита, М., 194U; Ершов 11. М., Защита подземных сооружении от коррозии, вызываемой блу?кдающпмп токами, М., 1948.

Требуется проверка викификации!

Шаблон:Проверить источники

Шаблон:БСЭ2:Опущен рисунок

Статья из Большой советской энциклопедии

Эта статья подлежит модернизации и корректировке!

Если Вы заметили неточность — Вы можете исправить её с помощью ссылки редактировать (или править) на этой странице.

auto.wiki-wiki.ru

Блуждающие токи Википедия

Блужда́ющие то́ки — токи, возникающие в земле при её использовании в качестве токопроводящей среды.

Вызывают коррозию металлических предметов, полностью или частично находящихся под землёй, а иногда и лишь соприкасающихся с поверхностью земли.

Характерны, в частности, для трамвайных и железнодорожных путей электрифицированных железных дорог, не обслуживаемых должным образом.

В ряде случаев блуждающие токи являются следствием аварийной утечки с линий электропередачи.

Источники блуждающих токов[ | код]

Основными источниками блуждающих токов в земле для подземных металлических сооружений являются электрифицированные железные дороги (магистральные и пригородные), трамваи, промышленный, карьерный и рудничный транспорт. Тяговая подстанция получает ток от энергосистемы и через питающую линию ток поступает в контактный провод, из которого через токоприемник он проводится к электродвигателю. Затем, пройдя через колеса, ток по рельсам возвращается на тяговую подстанцию.

Так как рельсовый путь не изолирован от земли, то он оказывается источником блуждающего тока. Растекаясь в земле и встречая на своем пути металлические сооружения в виде водо- или газопровода, труб канализации, оболочки кабеля и т. п., удельное сопротивление которых намного меньше удельного сопротивления земли, блуждающие токи натекают на них (катодная зона). Через некоторое время блуждающие токи выходят из подземного сооружения (анодная зона) в землю и через неё вновь поступают в рельс и по отсасывающей линии на подстанцию[1].

При этом рельсы разрушаются в местах выхода токов в землю, а подземные коммуникации — в местах возвращения тока в рельс. Пройдя один раз, блуждающий ток, не принесет никаких разрушений подземному металлическому сооружению, но в случаях постоянной утечки блуждающего тока (трамвай, железнодорожные поезда и пр.), металл постепенно будет поддаваться коррозии. Для защиты подземных сооружений от воздействия блуждающих токов часто используется дренажная защита.

Блуждающие токи на электрифицированной железной дороге.На рельсах анодная зона перемещается вместе с электровозом, а катодная зона расположена возле тяговой подстанции.На искусственных сооружениях катодные зоны находятся в местах расположения тяговых нагрузок (один электровоз, или их несколько), а анодные зоны — около тяговых подстанций.

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

  1. ↑ Сидоров Н.И., Сидорова Н.Н. Как устроен и работает электровоз. — М.: Транспорт, 1988. — С. 205. — ISBN 5-277-00191-3. — Тираж 70 000 экз.

Ссылки[ | код]

ru-wiki.ru

Блуждающий ток - это... Что такое Блуждающий ток?

 Блуждающий ток Stray current — Блуждающий ток.

(1) Ток, проходящий вне электрической цепи. (2) Ток, текущий при электролитическом осаждении в результате возникновения биполярного электрода или электрода с плохим контактом.

(Источник: «Металлы и сплавы. Справочник.» Под редакцией Ю.П. Солнцева; НПО "Профессионал", НПО "Мир и семья"; Санкт-Петербург, 2003 г.)

.

  • Stray current
  • Stray-current corrosion

Смотреть что такое "Блуждающий ток" в других словарях:

  • блуждающий ток — Ток утечки в земле или металлических конструкциях, находящихся в земле вследствие их преднамеренного или непреднамеренного заземления. [ГОСТ Р МЭК 60050 195 2005] блуждающий ток Ток утечки электрических установок постоянного тока, протекающий в… …   Справочник технического переводчика

  • БЛУЖДАЮЩИЙ ТОК — электр. ток, ответвляющийся через рельсы электрифицированных участков в землю в случае недостаточной проводимости стыков. Ток этот идет в направлении наименьшего сопротивления, и если вблизи жел. дор. полотна находятся подземные сооружения, то он …   Технический железнодорожный словарь

  • блуждающий ток — 3.4 блуждающий ток: Постоянный электрический ток, протекающий вне предназначенной для него цепи. Источник: СТО 17330282.27.060.001 2008: Трубопроводы тепловых сетей. Защита от коррозии. Условия создания. Нормы и требования 3.4 блуж …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • блуждающий ток — rus блуждающий ток (м) eng stray current fra courant (m) vagabond deu vagabundierender Strom (m), Streustrom (m), Irrstrom (m) spa corriente (f) vagabunda …   Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

  • блуждающий ток — klaidžiojančioji srovė statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. stray current; vagabond current; vagabonding current vok. Irrstrom, m; Streustrom, m; wandernder Strom, m rus. блуждающий ток, m pranc. courant vagabond, m …   Fizikos terminų žodynas

  • Блуждающий ток — 1. Ток утечки электрических установок постоянного тока, протекающий в земле и в подземных металлических сооружениях Употребляется в документе: Приложение В к ГОСТ Р 50889 96 Сооружения местных телефонных сетей линейные. Термины и определения …   Телекоммуникационный словарь

  • блуждающий ток системы тягового электроснабжения (железной дороги) — Доля электрического тока железнодорожного электроподвижного состава, протекающая в земле и в подземных сооружениях при использовании рельсов железнодорожного пути в качестве второго провода. [ГОСТ Р 53685 2009] Тематики электрификация,… …   Справочник технического переводчика

  • Ток блуждающий — Блуждающий ток постоянный электрический ток, протекающий вне предназначенной для него цепи... Источник: ПРИКАЗ Минэнерго РФ от 29.12.2001 N 375 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ГОРОДСКИХ ПОДЗЕМНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ОТ КОРРОЗИИ (РД 153 39.4… …   Официальная терминология

  • ток — ((continuous) current carrying capacity ampacity (US)): Максимальное значение электрического тока, который может протекать длительно по проводнику, устройству или аппарату при определенных условиях без превышения определенного значения их… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ток блуждающий — 3.3 ток блуждающий : Постоянный электрический ток, протекающий вне предназначенной для него цепи. Источник: СТО 70238424.27.060 …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

dic.academic.ru

Блуждающие токи — Википедия

Блужда́ющие то́ки — токи, возникающие в земле при её использовании в качестве токопроводящей среды.

Вызывают коррозию металлических предметов, полностью или частично находящихся под землёй, а иногда и лишь соприкасающихся с поверхностью земли.

Характерны, в частности, для трамвайных и железнодорожных путей электрифицированных железных дорог, не обслуживаемых должным образом.

В ряде случаев блуждающие токи являются следствием аварийной утечки с линий электропередачи.

Источники блуждающих токов[править]

Основными источниками блуждающих токов в земле для подземных металлических сооружений являются электрифицированные железные дороги (магистральные и пригородные), трамваи, промышленный, карьерный и рудничный транспорт. Тяговая подстанция получает ток от энергосистемы и через питающую линию ток поступает в контактный провод, из которого через токоприемник он проводится к электродвигателю. Затем, пройдя через колеса, ток по рельсам возвращается на тяговую подстанцию.

Так как рельсовый путь не изолирован от земли, то он оказывается источником блуждающего тока. Растекаясь в земле и встречая на своем пути металлические сооружения в виде водо- или газопровода, труб канализации, оболочки кабеля и т. п., удельное сопротивление которых намного меньше удельного сопротивления земли, блуждающие токи натекают на них (катодная зона). Через некоторое время блуждающие токи выходят из подземного сооружения (анодная зона) в землю и через неё вновь поступают в рельс и по отсасывающей линии на подстанцию.

При этом рельсы разрушаются в местах выхода токов в землю, а подземные коммуникации — в местах возвращения тока в рельс. Пройдя один раз, блуждающий ток, не принесет никаких разрушений подземному металлическому сооружению, но в случаях постоянной утечки блуждающего тока (трамвай, железнодорожные поезда и пр.), металл постепенно будет поддаваться коррозии.

Блуждающие токи на электрифицированной железной дороге.На рельсах анодная зона перемещается вместе с электровозом, а катодная зона расположена возле тяговой подстанции.На искусственных сооружениях катодные зоны находятся в местах расположения тяговых нагрузок (один электровоз, или их несколько), а анодные зоны — около тяговых подстанций.

wp.wiki-wiki.ru


.