Осушение болот: полный назад! Что произойдет если осушить болото на обширной территории


Осушение болот: полный назад! — AgroXXI

Осушение болот позволяет ввести в сельскохозяйственный оборот обширные территории, но и резко увеличивает эмиссию углекислого газа в атмосферу

 

Болот в Германии сегодня осталось мало. А когда-то было много. Но потом восторжествовала идея их осушения и превращения в сельскохозяйственные угодья. Лишь сравнительно недавно экологам и биологам удалось донести до сознания широкой общественности, что в торфяниках аккумулировано огромное количество углерода, который в процессе осушения болот высвобождается и в виде углекислого газа уходит в атмосферу, усиливая парниковый эффект. Не говоря уже о том, что осушение болот приводит к исчезновению уникальных биотопов с их неповторимой флорой и фауной.

Поэтому сегодня в Германии активно разрабатываются концепции регенерации освоенных ранее торфяников путем вторичного их обводнения и восстановления прежнего гидрологического режима бывших болот. Целый ряд такого рода проектов был представлен на прошедшей недавно в Люнебурге ежегодной сессии Экологического общества.

Болотный VIP-проект

Один из проектов именуется VIP - но не следует думать, что речь тут идет об «особо важной - или, если хотите, весьма именитой – персоне». «Да ничего подобного! Эта аббревиатура означает Vorpommern-Initiative Paludikultur - то есть Переднепомеранская инициатива по рекультивации болот. Palus - это по-латыни болото», - поясняет профессор Михаэль Мантай (Michael Manthey), специалист в области экологии растений из Грайфсвальдского университета.

В рамках этого проекта ученые надеются выяснить, могут ли болота послужить дополнительной территорией для возделывания таких технических культур, которые используются в качестве возобновляемых источников энергии и биомассы. Ведь сегодня весь мир, и Германия не исключение, испытывает острый дефицит таких ресурсов, и специалисты давно ломают голову над этой проблемой. «Это - решение, если болота не осушать. Но в том-то и загвоздка», - говорит профессор Мантай.

Назад, к исходным рубежам

Использование заболоченных местностей в качестве сенокосно-пастбищных угодий практикуется уже давно, однако при этом торфяники предварительно осушают, что сопровождается эмиссией в атмосферу огромного количества углекислого газа. А искусственная регенерация болот, то есть их вторичное обводнение, запускает процесс образования нового торфа, при этом углекислый газ из атмосферы снова поглощается и связывается.

Вопрос лишь в том, можно ли продолжать использовать восстановленное болото в сельскохозяйственных целях? И если да, то как? Именно на эти вопросы и пытаются найти ученые в рамках проекта VIP: ведь на северо-востоке Германии, на территории Передней Померании, очень много эвтрофных, то есть неглубоких, хорошо прогреваемых низинных болот, богатых питательными веществами и питаемых грунтовыми водами.

Тростник может быть и биотпливом,..

Идея, собственно, сводится к тому, чтобы культивировать там растения, от природы предпочитающие болотистые почвы. «Это, прежде всего, обыкновенный тростник, - говорит профессор Мантай. - Возможно также, что годится и тростниковидный канареечник. Но это могут быть и представители лесной флоры, то есть деревья. Например, красная ольха. Или смешанная растительность - скажем, тростник и различные виды осоки».

Наибольший интерес у экспертов вызывают стебли. Сейчас, в частности, ведутся исследования, призванные определить, насколько тростник пригоден в качестве сырья для получения биотоплива. «Нынешние эксперименты осуществляются совместно с высшей школой в Штральзунде, - поясняет профессор Мантай. - Эти опыты касаются не только свойств, характеризующих горение тростника, но и, скажем, его пригодности к брикетированию и к гранулированию».

...и добавкой в стройматериалы

Впрочем, рассматривается и возможность использования болотных злаковых трав в качестве добавки в стройматериалы, говорит ученый: «Ведутся опыты по применению тростниковых стеблей в качестве армирующего наполнителя при производстве огнестойких стеновых панелей для внутренней отделки зданий и помещений сухим способом».

Долгое время экологи ратовали за прекращение всякой сельскохозяйственной деятельности на торфяных болотах. Теперь такая деятельность, судя по всему, поможет вернуть болотам их первозданный вид и одновременно позволит производить значительное количество ценного растительного сырья.

Нерешенных вопросов еще немало

Профессор биологии Фолькмар Вольтерс (Volkmar Wolters), президент Экологического общества, поясняет: «За ближайшие 40 лет мы должны будем увеличить производство растительной биомассы на 60% по сравнению с нынешним уровнем, иначе мы не сможем удовлетворить потребности человечества. Если мы перестанем разрушать природу производством биомассы, если мы научимся, наоборот, ее регенерировать, особенно такие ценные биотопы как болота, это станет очень важным вкладом в общую концепцию охраны природы».

Впрочем, с одной оговоркой, добавляет профессор Вольтерс: «Нужно принять меры, чтобы сельскохозяйственное использование болот было не слишком интенсивным. Чтобы в торфяники не начали вдруг вносить удобрения или какие-то другие химикаты, нарушающие естественное развитие болот».

Как быть с метаном?

А еще предстоит разобраться с проблемой метана, который, как известно, в отсутствие кислорода образуется биогенно в переувлажненных почвах - недаром же его называют болотным газом. Необходимо сопоставить количество углекислого газа, который регенерированные болота поглотят из атмосферы, с количеством метана, который те же болота выделят в атмосферу. Крайне важно учесть при этом, что парниковая активность метана в 21 раз выше, чем у углекислого газа. И если окажется, что климату нашей планеты от регенерации болот, в конечном счете, все же больше вреда, чем пользы, то VIP-проект и все прочие сходные с ним концепции придется, видимо, похоронить.

Источник: inosmi.ru

 

 

 

 

www.agroxxi.ru

Болото — Юнциклопедия

Издавна фантазия людей населяла болота лешими, кикиморами и другой нечистью. И это понятно: что хорошего в болоте? Гиблое место, бесполезное. Впрочем, иные болота богаты ягодами, водоплавающей дичью, торфом… Но тотчас вспоминаются топи, трясины, сырой, нездоровый воздух, тучи комаров… Нет, всё‑таки хорошего в болоте мало.

Такое мнение господствовало, пока не создал человек мощную технику, помогающую в недолгие сроки осушать обширные территории, добывать в большом количестве торф. С этого времени, преимущественно в нашем веке, число и размеры болот стали заметно убывать. На их месте начали возникать сельскохозяйственные угодья, инженерные сооружения.

Но вот все чаще стали раздаваться призывы к охране болот. Оказалось, что они играют очень важную роль в жизни многих птиц, зверей, растений. Здесь можно получать хорошие урожаи трав, ягод и лекарственных растений (клюквы, голубики, багульника и др.). Тростник и камыш используются для производства бумаги и строительства. Сфагновые мхи — хорошие антисептики, а также они идут на подстилку для скота. На болотах водятся ондатра и выдра, лоси и кабаны, утки и журавли, тетерева и глухари. Вдобавок, как показали исследования, воздух над болотами чист и богат кислородом.

Но главное достоинство болот: они служат естественными регуляторами стока поверхностных и грунтовых вод. В ряде случаев осушение болот снижает уровень подземных вод. уменьшает плодородие почв на повышенных участках, способствует сильным паводкам. Однако на осушенных болотных землях можно собирать обильные урожаи сельскохозяйственных культур. Например, на осушенных землях в Белорусском Полесье собирают подчас такие же урожаи, как и на знаменитых украинских черноземах.

Болотом называют избыточно увлажненный участок суши с особой растительностью и слоем торфа не менее 0,3 м (где торфа еще меньше,— заболоченные земли).

Чаще всего болота возникают там, где выходят на поверхность подземные воды, а также на лесных вырубках и гарях: из‑за отсутствия растений, «отсасывающих» грунтовые воды, уровень подземных вод повышается. Много болот в тундре и лесотундре, где слой вечной мерзлоты препятствует просачиванию в землю поверхностных вод; в устьях и на поймах рек, часто затопляемых в паводки (плавни, старицы, густо заросшие тростником, рогозом, осокой).

Болота подразделяются на низинные, переходные и верховые. Низинные — вовсе не обязательно расположены в низинах, а верховые — на возвышенностях. Тут главное отличие в том, чем питаются болота — низинные, главным образом, грунтовыми водами, верховые — атмосферными осадками. Воды низинных болот поэтому богаче минеральными солями, чем воды переходных и, тем более, верховых болот. Кислотность вод низинных болот повышенная, а верховых — пониженная. Низинные болота можно встретить на водоразделе, если подболотные грунты богаты минеральными солями. А верховые встречаются и во впадинах, расположенных среди перемытых кварцевых песков.

Появляются болота обычно в сильно увлажненных понижениях или на месте зарастающих озер и бывают в большинстве низинными. По мере отмирания растений и накопления торфа поверхность болота становится плоской, а затем слабовыпуклой. Растительность сначала представлена преимущественно травами, кустарничками, а затем все более обильными сфагновыми мхами. Нижняя часть дернины, находящаяся в воде, обедненной кислородом, разлагается плохо. Начинает накапливаться торф. Растет торфяная «подушка», все выше поднимается поверхность болота, разнообразнее становится растительный покров: появляются кустарники, деревья, луговые растения. Мощный слой торфа служит как бы губкой, впитывающей воду. Накапливая влагу, болото вдоволь питает ею растения. Теперь оно может существовать, не пользуясь подземными водами, только за счет атмосферных осадков. Так происходит превращение низинного болота, поверхность которого вогнута, словно блюдце, в болото верховое с выпуклой поверхностью.

Известный советский цисатель и природовед М. М. Пришвин называл болота «кладовой солнца». Богата болотная растительность. А ведь каждое растение — это аккумулятор солнечной энергии. В болотной воде эти аккумуляторы сохраняются надолго, «не разряжаются», формируя торфяные залежи.

Прежде торф использовался преимущественно для отопления. Теперь он считается очень важным комплексным сырьем. Из него добывают смолу и горный воск, лекарственные препараты и вещества, очищающие нефть и воду, на его основе приготовляются органические удобрения, кормовые смеси, а также изоляционные строительные материалы и т. д. «Кладовая солнца» припасла для людей множество превосходных, ценных подарков.

Торфяники имеют большое научное значение. По смене болотной растительности (свидетельствуют об этом растительные остатки, захороненные споры и пыльца) можно восстановить закономерности изменения природных условий (климата, колебаний подземных вод) в данном районе.

Конечно, болото болоту рознь. Огромные заболоченные просторы Западной Сибири или Заполярья необходимо в значительной мере осушать, а торфяники — разрабатывать. Не так просто обстоит дело с болотами европейской части Союза. Интенсивное ведение сельского хозяйства, рост городов и промышленных предприятий, сокращение площади лесов — все это заставляет беречь и рационально использовать грунтовые и поверхностные воды. Для этого устраивают гидрологические заповедники (например, в Белорусском Полесье), где охраняются болота — накопители и регуляторы воды. В Ивановской области взяты под охрану 20 лесных болот. Предполагается в ближайшие годы значительно увеличить число заповедных болот в нашей стране. Болота — интересный объект краеведческих исследований.

Наиболее нуждаются в охране верховые моховые болота. Они выполняют особо важные функции в природе: словно гигантские губки сохраняют и регулируют влагу; питают ручьи, реки, озера, подземные воды, почвы; служат приютом для множества птиц, зверей; имеют большие запасы ценнейшей ягоды — клюквы; хранят некоторые редкие или вымирающие растения, и среди них — псилофиты, живущие на земле более 300 млн лет.

Но дело не только в этом. Как показала практика, на месте таких болот после осушения неплохой урожай собирают всего лишь несколько лет, а затем земли становятся бросовыми, подвергаются эрозии. Вот почему мелиорация болот требует предварительных серьезных исследований и экономических расчетов.

Болото — интересный, оригинальный и по‑своему красивый природный объект. Изучение его жизни и истории — задача непростая и очень увлекательная, требующая хороших знаний, наблюдательности, умения преодолевать трудности и — очень важно об этом помнить — осторожности.

yunc.org

Экосистема болота Вспомни…

НазваниеЭкосистема болота Вспомни…
г. и установлением диктатуры пролетариата наука и культура стал
Дата21.10.2013
Размер1.87 Mb.
ТипПрезентации

Экосистема болота

Вспомни…

  • Кого из обитателей болот ты знаешь?

  • Где на поверхности Земли расположены болота?

  • Что было прежде на месте болота?

  • Что происходит с экосистемой, в которой круговорот замкнут не полностью?

Болотные растения

Животные- обитатели болот

Как образуется торф?

Как и в озере, в болоте круговорот веществ не полностью замкнут, поэтому в нём накапливается торф.

Как и в озере, в болоте круговорот веществ не полностью замкнут, поэтому в нём накапливается торф.

Проверь себя:

  • Как возникает болото?

  • Кто входит в сообщество болота?

  • Как происходит образование торфа на болоте?

  • В чём сходство и отличие экосистем озера и болота?

  • Почему при зарастании озера болото не высыхает?

К болотам часто относятся как к бросовой земле. Как ты думаешь, что мы потеряем и что приобретём, осушая болото? Надо ли всюду осушать болота?

  • К болотам часто относятся как к бросовой земле. Как ты думаешь, что мы потеряем и что приобретём, осушая болото? Надо ли всюду осушать болота?

  • Ручьи питают речки, речки питают большие реки. Что произойдёт, если осушить болота на большой площади?

  • Торф- топливо. Чем опасно осушенное болото?

Похожие:

Экосистема болота Вспомни… iconПрезентация к уроку «Окружающий мир»: Экосистема болота. Учитель начальных классов: Анисимова Т. АБолота регулируют поверхностный и подземный стоки, поддерживают уровень грунтовых вод. Оказывают стабилизирующее влияние на локальные...Экосистема болота Вспомни… iconАквариум – маленькая искусственная экосистема Вспомни…Какие «профессии» живых организмов необходимы, чтобы круговорот в экосистеме был замкнут?
Экосистема болота Вспомни… iconЧто такое экосистема?...Экосистема болота Вспомни… iconЭкосистема ЭкосистемаПосередине чистого листа написать ключевое слово или тезис, которые являются «сердцем» кластера
Экосистема болота Вспомни… iconЭкосистема это сообщество организмов (растений, животных, грибов, микроорганизмов) с окружающей их средой, взаимодействующих между собой и образующих экологическую единицу. ЭкосистемаЭкосистема болота Вспомни… iconОбитатели пойменного болота Цели работы Изучить фитопланктон, зоопланктон, бентосные организмы низинного болота
Экосистема болота Вспомни… iconЭкосистема и биогеоценоз Экосистема и биогеоценозНапример, опушка леса всегда более насыщена видами древесной, травянистой и кустарниковой растительности, по отношению к участкам,...Экосистема болота Вспомни… iconРазминка до болота идти далеко До болота идти нелегкоОн вбегает в трамвай, все кричат: «Ай-ай-ай!» Ибегом, кувырком, по домам, по углам; -помогите! Спасите! Помилуйте!
Экосистема болота Вспомни… iconУчение об экосистеме ЭкосистемаЭкосистема это любое единство, включающее все организмы и весь комплекс физико-химических факторов и взаимодействующее с внешней...Экосистема болота Вспомни… iconБиогеоценология Экосистема и биогеоценоз Состав экосистемы (биогеоценоза)Биогеоценоз имеет вполне четкие границы и всегда приурочен к определенному небольшому по площади участку земной поверхности (участок...
Разместите кнопку на своём сайте:rpp.nashaucheba.ru rpp.nashaucheba.ru

rpp.nashaucheba.ru

Осушение болот: полный назад! | Европа | ИноСМИ

Осушение болот позволяет ввести в сельскохозяйственный оборот обширные территории, но в то же время резко увеличивает эмиссию углекислого газа в атмосферу.

 

Болот в Германии сегодня осталось мало. А когда-то было много. Но потом восторжествовала идея их осушения и превращения в сельскохозяйственные угодья. Лишь сравнительно недавно экологам и биологам удалось донести до сознания широкой общественности, что в торфяниках аккумулировано огромное количество углерода, который в процессе осушения болот высвобождается и в виде углекислого газа уходит в атмосферу, усиливая парниковый эффект. Не говоря уже о том, что осушение болот приводит к исчезновению уникальных биотопов с их неповторимой флорой и фауной.

 

Поэтому сегодня в Германии активно разрабатываются концепции регенерации освоенных ранее торфяников путем вторичного их обводнения и восстановления прежнего гидрологического режима бывших болот. Целый ряд такого рода проектов был представлен на прошедшей недавно в Люнебурге ежегодной сессии Экологического общества.

 

Болотный VIP-проект

 

Один из проектов именуется VIP - но не следует думать, что речь тут идет об «особо важной - или, если хотите, весьма именитой – персоне». «Да ничего подобного! Эта аббревиатура означает Vorpommern-Initiative Paludikultur - то есть Переднепомеранская инициатива по рекультивации болот. Palus - это по-латыни болото», - поясняет профессор Михаэль Мантай (Michael Manthey), специалист в области экологии растений из Грайфсвальдского университета.

 

В рамках этого проекта ученые надеются выяснить, могут ли болота послужить дополнительной территорией для возделывания таких технических культур, которые используются в качестве возобновляемых источников энергии и биомассы. Ведь сегодня весь мир, и Германия не исключение, испытывает острый дефицит таких ресурсов, и специалисты давно ломают голову над этой проблемой. «Это - решение, если болота не осушать. Но в том-то и загвоздка», - говорит профессор Мантай.

 

Назад, к исходным рубежам

 

Использование заболоченных местностей в качестве сенокосно-пастбищных угодий практикуется уже давно, однако при этом торфяники предварительно осушают, что сопровождается эмиссией в атмосферу огромного количества углекислого газа. А искусственная регенерация болот, то есть их вторичное обводнение, запускает процесс образования нового торфа, при этом углекислый газ из атмосферы снова поглощается и связывается.

 

Вопрос лишь в том, можно ли продолжать использовать восстановленное болото в сельскохозяйственных целях? И если да, то как? Именно на эти вопросы и пытаются найти ученые в рамках проекта VIP: ведь на северо-востоке Германии, на территории Передней Померании, очень много эвтрофных, то есть неглубоких, хорошо прогреваемых низинных болот, богатых питательными веществами и питаемых грунтовыми водами.

 

Тростник может быть и биотпливом,..

 

Идея, собственно, сводится к тому, чтобы культивировать там растения, от природы предпочитающие болотистые почвы. «Это, прежде всего, обыкновенный тростник, - говорит профессор Мантай. - Возможно также, что годится и тростниковидный канареечник. Но это могут быть и представители лесной флоры, то есть деревья. Например, красная ольха. Или смешанная растительность - скажем, тростник и различные виды осоки».

 

Наибольший интерес у экспертов вызывают стебли. Сейчас, в частности, ведутся исследования, призванные определить, насколько тростник пригоден в качестве сырья для получения биотоплива. «Нынешние эксперименты осуществляются совместно с высшей школой в Штральзунде, - поясняет профессор Мантай. - Эти опыты касаются не только свойств, характеризующих горение тростника, но и, скажем, его пригодности к брикетированию и к гранулированию».

 

...и добавкой в стройматериалы

 

Впрочем, рассматривается и возможность использования болотных злаковых трав в качестве добавки в стройматериалы, говорит ученый: «Ведутся опыты по применению тростниковых стеблей в качестве армирующего наполнителя при производстве огнестойких стеновых панелей для внутренней отделки зданий и помещений сухим способом».

 

Долгое время экологи ратовали за прекращение всякой сельскохозяйственной деятельности на торфяных болотах. Теперь такая деятельность, судя по всему, поможет вернуть болотам их первозданный вид и одновременно позволит производить значительное количество ценного растительного сырья.

 

Нерешенных вопросов еще немало

 

Профессор биологии Фолькмар Вольтерс (Volkmar Wolters), президент Экологического общества, поясняет: «За ближайшие 40 лет мы должны будем увеличить производство растительной биомассы на 60% по сравнению с нынешним уровнем, иначе мы не сможем удовлетворить потребности человечества. Если мы перестанем разрушать природу производством биомассы, если мы научимся, наоборот, ее регенерировать, особенно такие ценные биотопы как болота, это станет очень важным вкладом в общую концепцию охраны природы».

 

Впрочем, с одной оговоркой, добавляет профессор Вольтерс: «Нужно принять меры, чтобы сельскохозяйственное использование болот было не слишком интенсивным. Чтобы в торфяники не начали вдруг вносить удобрения или какие-то другие химикаты, нарушающие естественное развитие болот».

 

Как быть с метаном?

 

А еще предстоит разобраться с проблемой метана, который, как известно, в отсутствие кислорода образуется биогенно в переувлажненных почвах - недаром же его называют болотным газом. Необходимо сопоставить количество углекислого газа, который регенерированные болота поглотят из атмосферы, с количеством метана, который те же болота выделят в атмосферу. Крайне важно учесть при этом, что парниковая активность метана в 21 раз выше, чем у углекислого газа. И если окажется, что климату нашей планеты от регенерации болот, в конечном счете, все же больше вреда, чем пользы, то VIP-проект и все прочие сходные с ним концепции придется, видимо, похоронить.

inosmi.ru

Урок окружающего мира по теме "Экосистема болота"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (595,5 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Сформировать представление об обитателях болот, причинах накопления торфа, объяснять роль организмов и круговорота веществ в экосистеме.

Задачи урока:

  • Продолжить формирование понятия “экосистема” на примере сообщества болота.
  • Научить объяснять значение круговорота веществ в природе.
  • Уметь называть, из чего состоит экосистема.

Планируемые результаты:

Личностные (ЛР):

  • осознание потребности в изучении экосистемы болот
  • толерантное отношение к окружающим

Метапредметные (МПР):

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
  • отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

Познавательные:

  • наблюдение за растениями и животными болот
  • умение задавать вопросы по теме
  • наблюдение за ролью болот в жизни человека;
  • умение работать с текстом;

Коммуникативные:

  • выполнять правила работы в паре, группе.

Предметные (ПР):

  • знать обитателей болот;
  • определять роль организмов разных профессий в экосистеме болота;
  • находить пищевые связи между обитателями болот;
  • уметь задавать вопросы к прочитанному тексту
  • понимать причины перехода одной экосистемы в другую

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • компьютерная презентация,
  • иллюстрации
  • гербарий растений болот
  • коллекция “Торф и продукты его переработки”

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Слайд 1, 2

1) Выбери правильные ответы:

  • Озёра располагаются в углублениях суши
  • Разрушителям в озере приходится выполнять двойную работу
  • Отходы в озере полностью перерабатываются разрушителями
  • Озеро со временем зарастает и превращается в болото
  • Экосистема озера “двухэтажная”
  • На дне водоёмов живут потребители

- Почему некоторые ответы не были выбраны? Объясните.

2) Повторение.

- Все ли профессии живых организмов есть в озёрной экосистеме?

- Как обитатели озёрного сообщества приспособились к жизни в озере? Почему озеро начинает зарастать?

III. Постановка проблемы. Определение основного вопроса урока.

Лена и Миша гуляли по лесу. Вдруг дети почувствовали, что под ногами зыбкая земля.

- Куда забрели дети, догадайтесь, отгадав загадку:

Не море, не земля, Корабли не плавают, А ходить нельзя. (Болото)

Слайд 3

С. 50 учебник. Чтение диалога Лены и Миши.

- О какой экосистеме говорит Миша?

- О какой экосистеме мы сегодня будем говорить? (Об экосистеме болота)

Слайд 4

2) Актуализация знаний о болоте.

- Где на поверхности Земли расположены болота?

- Что было прежде на месте болот?

- Что происходит с экосистемой, если в ней круговорот замкнут не полностью?

Кого из обитателей болот вы знаете?

Заполнение кластера на доске.

- Скажите, какие ещё знания нам понадобятся сегодня? (...)

Слайд 5

Вопросы для изучения:

  1. Как происходит превращение озера в болото?
  2. Кто входит в сообщество болота?
  3. Почему вода в болоте не высыхает?
  4. Что появится на месте болота с течением времени?
  5. Какова роль болот?

IV. Физкультминутка.

V. Решение проблемы урока. Открытие новых знаний.

1) Изучение 1 вопроса

Как происходит превращение озера в болото?

Работа в паре.

С. 50 учебник, работа по серии рисунков.

- Рассмотрите рисунки и объясните, как происходит превращение озера в болото?

- Как же озеро превратилось в болото?

(Представление своих рассказов)

Мы знаем, что озёра бывают сточные и бессточные. Как вы думаете, какое из них быстрее превратится в болото? Почему? (Бессточное озеро быстрее превратится в болото, т.к. в нём накапливаются вещества, которые не используют организмы озера и приносят воды рек)

Слайд 6

Круговорот веществ в озере не замкнут, живые организмы не успевают использовать некоторые вещества и они накапливаются. Условия в озере меняются. Растения покрывают не только берега, но и дно, сплетаются корнями, образуя ковёр-сплавину.

2) Изучение 2 вопроса

Кто входит в сообщество болота?

Работа по группам.

Каждая группа получает конверт с изображениями производителей, потребителей, разрушителей из разных экосистем.

Задание: Заселить болото.

Выбрать и наклеить на лист ватмана, на котором изображено болото, только те иллюстрации, которые относятся к экосистеме болота. Стрелками показать круговорот веществ.

Выступления групп.

Слайд 7, 8, 9

3) Дополнение кластера на доске.

4) Изучение 3 и 4 вопросов

  • Почему вода в болоте не высыхает?
  • Что появится на месте болота с течением времени?

а) Ситуация для обсуждения:

В Англии однажды был найден провалившийся в болото, несколько веков назад, закованный в латы, рыцарь вместе с лошадью. (Предположения детей)

Мы сейчас познакомимся с самым интересным обитателем болот.

Загадка.

Мягок, а не пух, Зелен, а не трава. (Мох)

Сфагновые мхи - лиственные мхи.

Слайд 10

Наблюдение. Рассматривание гербария.

б) Сообщение ученика о мхе сфагнуме

Летом, когда жаркое солнце подсушит болота, появляются среди редких осинок и березок островки снега. Загадка этих снежных островков разгадывается просто. Это мох сфагнум высох от жары и вместо салатового цвета приобрел белый. Недаром его так и называют — белый мох. Но растение не погибло, просто пережидает неблагоприятные для себя условия. А пройдет дождь — и мох как губка впитает в себя влагу и снова станет прежним. Из всех мхов только сфагнум имеет такой цвет.

На первый взгляд сфагнум выглядит очень просто: один стебелек, от которого отходят листочки. Но это не так. То, что кажется листочками, на самом деле веточки. Чем выше по стеблю располагаются веточки, тем скученнее они к верхушке. А на самом верху собираются они в плотный пучок. Листья у сфагнума — мельчайшие чешуйки. Если рассмотреть их под микроскопом, то можно заметить любопытную особенность. Лист словно зеленая сетка с белыми ячейками. Живые клетки — ярко-зеленые, а белые ячейки — это мертвые, пустые клетки. Они словно цистерны для воды. Во время дождя впитывают воду, и растение станет зеленоватым, а когда пустые, то в них воздух, и растение сразу принимает беловатую окраску.

Среди высших растений мхи — самые примитивные и самые мелкие. У них нет настоящих корней, стебли и листья устроены просто. Роста мхи небольшого — несколько миллиметров, реже сантиметров. А листья у некоторых видов настолько малы, что рассмотреть их можно лишь под микроскопом.

Круглый год мхи зеленые. Но самые добрые времена наступают для них, когда идет дождь. Сколько же времени может находиться мох сухим? Оказывается, несколько лет. Можно даже вынуть растение из гербария, напоить водой, и оно сразу оживет.

Любят мхи сосняки и ельники. А вот в лиственных лесах лишь небольшие островки. Мхи не уживаются с этими деревьями.

Во время войны сфагнум партизаны использовали вместо ваты, и отчасти он заменял йод: в ранах не развивались гнойные бактерии, так как во мху содержится сфагнол — такое же дезинфицирующее средство, как карболовая кислота. Поэтому на сфагновых болотах выделяющийся сфагнол препятствует развитию гнилостных бактерий. Известно много случаев, когда при торфяных разработках в толще торфа находили неразложившиеся трупы животных.

в) Работа по учебнику.

Работа в парах.

С. 52 “Как образуется торф”

- Прочитать и придумать вопросы по содержанию текста. Задать вопросы своему товарищу.

г) Демонстрация коллекция “Торф и продукты его переработки”.

д) Учимся понимать текст.

Работа по тетради. С.26-27 (тест)

VI. Физкультминутка.

VII. Обобщение новых знаний.

Какова роль болот?

Слайд 11

Роль болот:

  • Среда обитания живых существ
  • Смягчают климат окружающей среды
  • Природное водохранилище и регулятор чистейшей пресной воды рек
  • Добыча сфагнума
  • Добыча торфа

Поэтому более 150 болот в нашей стране находятся под охраной!

VIII. Применение новых знаний.

Наш урок подходит к концу, попробуйте ответить на следующие вопросы и оценить свою работу на уроке.

Слайд 12

  1. Как возникает болото?
  2. Кто входит в сообщество болота?
  3. В сходство и различие экосистем озера и болота?
  4. Почему болотная система переувлажнена?
  5. Почему вода летом в озере согревается, а под болотным мхом всегда холодно?
  6. Из озера вытекал ручей, как вы думаете, когда озеро превратится в болото, ручей высохнет или нет?
  7. Как вы думаете, осушая болота, что люди теряют и что приобретают?
  8. Что произойдёт, если осушить болота на большой территории?
  9. Чем опасно осушенное болото?

IX. Итоги урока.

Решение кроссворда, тетрадь с.25 № 4

- Над какой проблемой мы работали сегодня на уроке? Что важного узнали?

Озеро и болото – это богатство нашей планеты. Как к ним надо относиться?

Слайд 13

X. Домашнее задание.

1. Тетрадь, с.25 №1-3

2. Опережающее задание: подготовить сообщения об обитателях луга, найти иллюстрации.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


.