Искусство плавать и бассейны. Художественное плавание


Художественное плавание – история и современность

Художественное или синхронное плавание – вид спорта, сочетающий утонченность движений и отличную физическую форму, отточенность элементов и серьезные спортивные нагрузки.

История синхронного плавания

История развития синхронного плавания берет начало со времен Древней Греции, когда гречанки водили хороводы по водной глади. К концу XIX века хороводное плавание стало наиболее близко к современному художественному плаванию. Однако исполнителями фигур на воде были исключительно мужчины, они развлекали публику перед праздничными мероприятиями, выполняя отдельные упражнения, акробатические этюды и групповые проплывы. Выступления пловцов – синхронистов постепенно отходили в прошлое, передавая пальму первенства женщинам.

В середине прошлого столетия синхронное плавание становится признанной дисциплиной, ее официальная история начинается в 1952 году. В 1956 году утверждаются правила проведения состязаний. Почти через 20 лет, в 1973 году участники показали мастерство на первом международном соревновании по плаванию, включавшем новую спортивную дисциплину.

1984 год ознаменовался участием в Олимпийских играх 18 синхронисток, разыгравших первые комплекты медалей. В начале 90-х годов в играх участвовали пары, но соревновались исключительно европейские, американские и канадские синхронистки. Россиянки вступили в олимпийские состязания только с начала XXI века.

Синхронное плавание в России

История развития синхронного плавания в России началась в начале XX века с выполнения фигур на водной поверхности. О художественном плавании не говорили тогда, как о спорте, оно считалось искусством.

Со временем женщины организовали группы: сначала до 6 человек, а потом и до 24. Задачами первооткрывателей нового вида спорта были составление несложных фигур на водной глади, слаженные проплывы по различным направлениям. Среди участниц первыми стали известные пловчихи: Зоя Федорова и Клавдия Кузнецова, а также сестры Второвы и другие чемпионки. Их проплывы, исполнение необычных упражнений пользовались заслуженной популярностью в начале 30-х годов, когда в СССР развивались массовые виды спорта, в том числе, и водные.

Синхронное плавание как вид спорта в России начинает формироваться в 50-х годах. Первая сюжетность выступлений появилась в номерах студенток из Львова – будущих медиков. В 1957 году по их следам сформировалась первая профессиональная группа синхронисток, с успехом выступившая на московском студенческом фестивале.

1968 год был отмечен разработкой юношеских и взрослых разрядов и нормативов. Была выпущена программа, содержащая классификации и официальные правила соревнований. Спортсменки по синхронному плаванию начали официально выступать на соревнованиях и первенствах. В 1977 главой комиссии СССР по художественному плаванию стала выдающаяся балерина Майя Плисецкая. В 1980 году начала работу Федерация, выполняющая задачи развития синхронного плавания, в 1986 году первые советские спортсменки – синхронистки приняли участие в мировом состязании.

Лучшие спортсмены России

Российских спортсменов по синхронному плаванию триумф ждал в начале 2000-х годов. Под руководством тренера Татьяны Покровской наша команда завоевала практически все олимпийское золото в этом виде спорта. Среди них:

  • Мария Киселева – побеждала на чемпионатах Европы девять раз и Олимпиадах три раза. Сейчас является членом Совета при Президенте РФ по вопросам физкультуры и спорта. Мария ведет передачи на телевидении, организовывает детские шоу-программы;
  • Наталья Ищенко – кроме титулов и званий крупных международных соревнований, имеет титул единственной в мире спортсменки, выигравшей все четыре вида программы;
  • Ольга Брусникина, трехкратная победительница Олимпийских игр, долгое время выступавшая дуэтом с Марией Киселевой. В 2009 году по информации Википедии, пополнила число знаменитых спортсменов в Зале Славы мирового плавания.

Синхронное плавание детям

Детей принимают в секцию художественного плавания с 5 лет, тренеры знакомятся с их способностями, настроем, характером. Занятия проходят в форме игры, постепенно усложняясь, девочки маленькими шагами продвигаются к вершинам мастерства.

Наряду с серьезными тренировками, жесткими режимами дня и питания, ограничениями, девочки получают значительное количество плюсов, в том числе:

  • повышение организованности;
  • начало спортивной карьеры и возможность самовыражения;
  • сохранение здоровья, безопасность занятий, приобретение спортивной фигуры;
  • развитие артистичности и музыкальных способностей;
  • получение навыков работы в команде, трудолюбия.

Правила

Соревнования по дисциплине проводятся на основании правил, разработанных международной федерацией плавания (FINA), по составам команд: Соло, Дуэт, Группа и Комбинированная группа. Участники выполняют обязательную, техническую, а также произвольную программы. Обязательная программа предполагает выполнение четырех фигур, техническая всех обязательных элементов, произвольная выполняется без ограничений.

На каждое действие командам выделяется 50 секунд, парам – 20. Программа произвольного выступления длится 4 минуты для пар, для команд – 5 минут. На финальные соревнования допускаются 12 участников с лучшими результатами.

Судейство

Судейство в бассейне ведется, исходя из позиций безупречного исполнения всех элементов программы. Оцениваются точность выполнения фигур, включая переходы и позиции. Принимаются во внимание степень натянутости фигур, высота подъема, стабильность и равномерность движений, если другие параметры не заявлены в описании программы. Оценки выставляются по 10-балльной шкале: от 0 – «программа не выполнена» до 10 – «безукоризненно».

Судейская бригада включает две группы судей, в каждой из которых 5 человек: одни судьи оценивают техническую часть выступления, другие — художественную составляющую.

Бассейн для выступлений

Бассейны для состязаний подбираются размером не меньше чем 20 х 30 м. На участке бассейна 12 х 12 м глубина составляет 3 м. Температура воды поддерживается не менее 26 градусов, вода прозрачна для точной оценки всех фигур. Судьям должны быть видны нюансы выступления как в надводной, так и в подводной частях бассейна.

swimpower.ru

Художественное плавание (Белоковский В. В.)

Белоковский В. В. Художественное плаваниеВ по­собии рассматриваются этапы развития художественного синхронного плавания, вопро­сы техники и методики обучения, содержание обязательной и произвольной программ выступлений.

Для спортсменов, тренеров, а также для любителей художественно­го плавания.

Белоковский В. В. Художественное плавание. М.: ФиС, 1985. 112 с. 

Содержание

От автора

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПЛАВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПЛАВАНИЯ

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФИГУР ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ФИГУРЫ

Первая группаВторая группаТретья группаЧетвертая группа

ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Выбор музыкального материалаКомпозиция движений и пластика в произвольной программе

ЭКИПИРОВКА ВОДНОЙ ФИГУРИСТКИ

МЕТОДИКА СУДЕЙСТВА

Методика оценки обязательной программыМетодика оценки произвольной программы

 

Художественное синхронное плавание

 

От автора

Среди видов спорта не так много таких, где оценка выступления спортсмена во многом определяется выразительностью дви­жений. К таким видам относятся художественная и спортивная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду, акробатика и, на­конец, художественное плавание.

Становление художественного плавания охватывает период более чем в 50 лет, если считать точкой отсчета первые неофици­альные соревнования по выполнению фигур на воде в 20-е гг. Человек, умеющий плавать, никогда не ограничивался только покорением скорости или преодолением водного пространства, свое превосходство в воде он стремился выразить и в совершен­стве движений. Так появились упражнения, отдаленно напомина­ющие современные фигуры художественного плавания. В старин­ной книге Тевено Мельхиседека, жившего в XVIII в., которая была издана в Москве в 1867 г., об этих фигурах сказано следую­щее: «Не думайте, что все сии затейливости, или хитрости, все сии роды оборотов, показанных здесь мною, имели предметом одну только чистую приятность или удовольствие. Каждый из сих спо­собов заключает в себе особенную пользу в том бесчисленном множестве важных и опасных случаев, в которых мы можем на­ходиться. Тот, например, который умеет играть искусно ногою во время плавания, делается некоторым родом повелителем стихии, поддерживающей или носящей его».

Не случайно упражнения на воде, демонстрирующие ловкость, умение владеть своим телом, в начале XX в. стали включать в программы соревнований по прикладным видам плавания. Одно­временно фигурное плавание демонстрировалось на Москве-реке во время водных праздников с участием лучших пловцов, ны­ряльщиков и гребцов, а также на Неве. Мог ли кто-нибудь предположить тогда, что из перестроений на воде, оригинальных переходов из одного положения тела в другое возникнет новый, самостоятельный вид спорта?

Можно выделить две черты, уже тогда обозначившие ценность будущего вида спорта,— прикладное значение и эстетическую зрелищность.

Современное художественное плавание требует от занимаю­щихся не только умения хорошо плавать, нырять, владеть элементами акробатики, но и обладать музыкальным и художест­венным вкусом. Неоспоримо и оздоровительное значение занятий художественным плаванием. Растет число поклонников этого ви­да спорта в нашей стране и за рубежом. Особенно приятно от­метить, что на сессии МОК, состоявшейся в Москве летом 1980 г., этот вид спорта был провозглашен олимпийским. Председатель комитета по художественному плаванию Международной люби­тельской федерации плавания (ФИНА) Дж. Армбруст в интервью советским корреспондентам заявил: «Символично, что именно в Москве, на Олимпиаде-80, осуществилась многолетняя мечта всех, кто предан художественному плаванию,— наш вид спорта стал олимпийским. Знаю, какой заботой и вниманием окружен спорт в Советском Союзе. Поэтому уверен, что эти добрые традиции сохранятся и по отношению к художественному плаванию».

Путь развития этого вида спорта — от первых показательных выступлений водных фигуристок до олимпийского признания — не назовешь легким. Энтузиасты фигурного, а впоследствии художе­ственного плавания помнят о долгих годах подготовки и совер­шенствования правил соревнований, о бесконечных спорах по терминологии и конечно же о первых официальных соревнова­ниях.

Эта книга ознакомит читателей с первоначальной техникой выполнения основных передвижений и фигур, методикой обуче­ния и некоторыми особенностями судейства по международным правилам соревнований.

Белоковский В. В. Художественное плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1985.  - 112 с. С. 3-4.

www.ckofr.com

Содержание художественного синхронного плавания (Белоковский В. В.)

 

СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПЛАВАНИЯ

Белоковский В. В. Художественное плавание

Художественное плавание — эстетичный и зрелищный вид спорта, имеющий большое оздоровительное и прикладное значе­ние. Как вид физической деятельности, связанной с движениями в воде, художественное плавание обладает теми же достоинства­ми, что и скоростное плавание. Оно способствует совершенному развитию навыков плавания, ныряния, ориентировки в воде в различных положениях тела, высокой координированности движе­ний. Движения в воде должны выполняться выразительно, что требует от спортсменок не только отличного умения плавать, пластики движений, но и творческого отношения к выбору произ­вольных программ, музыкального сопровождения.

В процессе обучения художественному плаванию успешно ре­шаются задачи, стоящие перед советской системой физического воспитания. Так, в процессе подготовки к групповым выступлени­ям воспитывается чувство коллективизма, морально-волевые ка­чества.

Соревнования по художественному плаванию имеют большое значение для пропаганды плавания и советского спорта в целом. Художественное плавание благодаря разнообразию применяемых в тренировке средств (хореография, гимнастика, плавательная и музыкальная подготовка) способствует гармоничному развитию.

Из физических качеств, необходимых для успешного совершен­ствования в этом виде спорта, важное значение имеют гибкость и сила.  

Занятия ритмикой, специальные упражнения в растяги­вании в сочетании с плавательной подготовкой обеспечивают рав­номерное развитие мускулатуры. Прекрасно развивается выносливость к выполнению упражнений различной интенсивности и длительности. Многократные задержки дыхания под водой, чере­дующиеся с ритмичным дыханием, хорошо развивают легкие и сердечно-сосудистую систему. Длительные тренировки в воде предъявляют повышенные требования к деятельности вестибуляр­ного аппарата, к состоянию лорорганов, поскольку на каждой .тренировке спортсменки многократно погружаются на глубину бо­лее 2 м.

В процессе занятий хорошо совершенствуется координация движений, так как овладение сложными фигурами и комбинаци­ями требует высокого уровня развития ловкости. Ориентация в водном пространстве в безопорном положении осложняется не­привычным положением тела — вниз головой, которое часто встре­чается в тренировках и выступлениях спортсменок. Задержки дыхания, необходимые при выполнении фигур, требуют специальной методической подготовки, особенно для начинающих спортсменок.

К специальным физическим качествам следует отнести плаву­честь, которая зависит от среднего удельного веса тела спорт­сменки, особенностей анатомического строения и жизненной ем­кости легких. Предрасположенность к накапливанию жировых отложений служит одним из отрицательных показателей при от­боре в секцию художественного плавания, ибо существуют опреде­ленные строгие требования к внешним данным спортсменок.

Не менее важными качествами, но уже не физического, а ско­рее эмоционального свойства являются способность спортсменки к образной выразительности движений, музыкальность, творческое отношение к решению двигательных задач. Для успешного выступления с произвольной программой требуются хороший вкус, фан­тазия, артистизм.

Современное художественное плавание содержит разнообраз­ные упражнения, выполняемые индивидуально; в произвольных парных, групповых и показательных выступлениях используются также элементы плоскостного хороводного плавания - построения групповых статических и передвигающихся фигур (типа живых орнаментов) на поверхности воды.

Обязательная программа выступлений на соревнованиях по художественному плаванию предусматривает выполнение каждой участницей нескольких фигур (упражнений) в соответствии с меж­дународными классификацией и правилами соревнований. Оценки за выполнение обязательных фигур определяются, как и при су­действе соревнований по прыжкам в воду — по десятибалльной системе (наименьшая градация — 0,5 балла). Все фигуры под­разделяются на четыре группы и имеют коэффициенты сложно­сти от 1,1 до 2,3.

Такое деление фигур на группы необходимо для удобства со­ставления разнообразных обязательных программ. Обязательная программа может содержать от 3 (для новичков) до 6 (для ква­лифицированных спортсменок) фигур.

Фигуры каждой группы обозначаются трехзначным числом. Первая цифра означает принадлежность к группе, две другие— порядковый номер фигуры.

Первая группа объединяет все фигуры, начинающиеся с выполнения позиции «угол вверх». Таким образом, первая фигура первой группы имеет номер 101. Заканчивается первая группа фигурой 173, но это не значит, что в первой группе 73 фигуры. По международной классификации их только 32. Разрывы же в порядковых номерах оставлены умышленно—для включения но­вых фигур, появляющихся в процессе творческой работы тренеров и спортсменок. Новые фигуры включаются в ту или иную группу в зависимости от общности исходного положения, характера дви­жения или просто схожести упражнения, усложненного каким-ли­бо дополняющим элементом. При таком способе нумерации не изменяются порядковые номера фигур, как было раньше (при пересмотре классификации), каждые четыре года.

Вторая группа включает 23 фигуры, выполняемые по тра­ектории круга, рассматриваемого в вертикальной плоскости. Не­которые фигуры этой группы выполняются не по всей траектории круга, а только по ее части. Движение по вертикально располо­женному кругу может начинаться как головой, так и ногами впе­ред.

Третья группа содержит 34 фигуры, которые объедине­ны включением элемента типа сальто, т. е. полным или частич­ным вращением относительно поперечной оси.

В четвертую группу входит 21 фигура. Эти фигуры со­держат элементы, не встречающиеся в трех предыдущих группах.

Всего в международной классификации перечислено 110 фи­гур, однако в действительности их значительно больше. Так, в национальные классификации некоторых стран включено около 140 фигур. Еще больше фигур и элементов используется в произ­вольных программах. Спортсменкам разрешается использовать любые сочетания фигур и включать в композицию новые ориги­нальные движения.

Как свидетельствует история развития фигурного и хороводного (плоскостного) плавания, оба эти вида развивались парал­лельно. Правильнее назвать современное сочетание этих двух ви­дов художественным плаванием, так как в произвольных (осо­бенно в групповых произвольных) выступлениях сохранились эле­менты плоскостных фигур, а перестроения в группах .подчиняются требованиям орнаментального плавания, которое развилось из хо­роводного и существует до настоящего времени. Однако включе­ние художественного плавания в состав олимпийских видов спо­собствовало развитию именно той его части, которая возникла как вид спорта в США и называется синхронным плаванием. Термин этот условен, так как содержание вида спорта переросло его на­чальное толкование. Выступления по обязательной программе вообще не могут относиться к синхронному .плаванию, поскольку движения спортсменки ни с кем не синхронизируются. Выступле­ния по произвольной программе также не синхронизируются, если выступают солистки. Более того, в настоящее время произвольные выступления пар и групп разнообразят асинхронными движениями, которые создают дополнительный художественный эффект. Даже синхронность движений с музыкальным сопровождением рассмат­ривается относительно, а не абсолютно. Во многих странах этот вид спорта традиционно называется художественным плаванием. Утратил свое содержание термин «фигурное плавание», поскольку имеются разночтения в англоязычных и славяноязычных странах. Однако термин «водная фигуристка» вполне приемлем. Предло­жение называть первую часть соревнований (когда спортсменки выполняют серию отдельных фигур) фигурным плаванием не по­лучило поддержки; эту часть соревнований именуют обязательной программой и реже — школой.

В произвольной программе различают три вида выступлений: одиночное, или сольное; парное, или дуэт, и групповое (до восьми участниц), для последних желательно проводить тренинги общения, чтобы добиться взаимопонимания спортсменок. В отличие от обязательной произвольная программа содержит выполнение проплывов, чередующихся с фигурами и комбинациями из них, с музыкальным сопровождением. В произ­вольную программу разрешено включать неограниченное число неклассифицированных движений, сочетаемых с пластикой движений руками в соответствии с характером музыки. Если в обяза­тельной программе спортсменка должна выполнить серию фигур в строгом соответствии с правилами соревнований, то в произволь­ной программе у нее есть возможность проявить свою индивидуальность, художественный вкус, гармонию движений, подчинен­ных музыке. То же относится к парным и групповым выступле­ниям, где .возможности выразительных средств и движений еще богаче.

Согласованность движений в группе придает особую привле­кательность этому виду программы. Смена геометрического рисунка, чередование темпа движения, одновременное или поочеред­но каскадное выполнение сложных фигур, оригинальные под­держки - все это делает произвольную программу наиболее интересным, зрелищным видом.

Белоковский В. В. Художественное плавание. - М., 1985. С. 11-14.

www.ckofr.com

Искусство плавания - Вспомнить, подумать...

«Искусство плавания»Иллюстрированный надлежащими фигурами с советами для купания. Мсье Тевено. – 1699

Тексты в моем вольном переложенииНеобходимость в умении плавать возникает у нас довольно часто. Человека, к сожалению, природа не наградила врожденным умением плавать по сравнению с другими животными, но плавание тоже оказывается необходимым для его сохранения. При желании и определенной подготовке человек сможет плавать не только как другие существа, но и более совершенно и с большим разнообразием.

Но плавание – это не просто перемещение рук и ног, не просто грубое подражанием животным - это искусство. Если соблюдать правила и наставления, это приносит громадное наслаждение и преимущества тем, кто их соблюдает.

Приведем примеры для необходимости умения плавать:- при кораблекрушении, если вы находитесь недалеко от берега, умение плавать может спасти вашу жизнь;- если у вас есть необходимость спастись от врага у берега реки, и вы имеете выбор только среди двух видов смерти –погибнуть от врага или утонуть в реке, то умение плавать может спасти вас; - хороший пловец может спасти не только свою жизнь , но и жизнь нескольких других человек;- вы можете напасть на врага, находящегося на другой стороне реки и умение плавать поможет вам одержать победу.

Перед тем как войти в воду, вы должны удостовериться, что нет никакой грязи и пены на повехности, и что под ногами нет сорняков, в которых можно запутаться. Если вы пришли на место, где собираетесь плавать и при этом вспотели, то вы должны раздеться постепенно, прохаживаясь туда сюда по берегу, чтобы восстановить нормальную температуру и тело станет одной температуры с воздухом, чтобы ваше здоровье не подвергалось опасности. После чего вы можете войти в воду, и плавать в соответствии со следующими правилами:

Способ входа в воду.

Люди по разному входят в воду. Есть те, которые после небольшого разбега прыгают в воду правой или левой сторонойтела. Есть, которые совершают несколько прыжков в сторону реки и, наконец, скачок ногами вперёд, тело вперёд в вертикальном положении – это самый безопасный способ.

Манера прыгать в воду

Те, кто не умеет плавать должны входить в воду мягко и постепенно.

Сидеть в воде

Настоящие пловцы умеют делать в воде всё, что им заблагорассудится. Они могут ходить по воде, стоять на месте в вертикальном положении или сидеть. Чтобы сидеть вы должны обнять ваши ноги двумя руками, регулировать своё дыхание, и поднимать последовательно руки, ноги к голове для поддержания своего тела.

Стоять в воде

Чтобы стоять в воде в вертикальном положении, вы не двигаете руками, только перемещаете кругами ноги в воде.

Можно постричь ногти на пальцах в воде.

В воде можно выполнять такие действия, которые трудно сделать на земле. Некоторые даже могу поднести в воде большой палец ноги к губам, что не получается у них не на земле, не на кровате. Вы должны держать нож в правой руке (если вы правша), взять свою левую ногу, и заложить ногу на правоеколено, также вы может сделать это и с левой стороны, и теперь безопасно стричь ногти.

Плавать с поднятой головой к небу

Кажется, что это трудно, хотя наше строение тела говорит о том, что мы должны смотреть вверх. Человек, когда попадает в воду, смотрит вниз, а не вверх, то есть делает всё возможное, чтобы утопить себя.

Надо сначала поднять руки вверх с поднятой головой к небу, сокращается грудная клетка, и тогда очень трудно утонуть, доходит человек до дна и ногами и отталкивается вверх

. Плавать на животе держа обе руки на спине

Это легко сделать в следующем порядке – грудь держать вперед, шея в вертикальном положении в воде, обе руки быстро за голову, или за спину, от этого движения ваши бедра подталкивают вас вперед и вы плывете на животе. Такой способплавания очень полезен, если у вас судороги ног, или вы узник и ваши ноги связаны, а ваша жизнь и свобода зависят от умения плавать.

Плавать не на спине, и не на животе.

Если вы плаваете не на спине и не на животе, то вы можете одной рукой двигать не так часто, а другой зачерпывать по поверхности воды. Этот способ доставляет удовольствие при купании, и кроме того вы можете любоваться той стороной реки, которая вам нравится больше.

Плавать, подняв руки

Плавать, подняв руки на первый взгляд кажется совеем простым, но это довольно трудно. Вы должны сделать так, что когда поднимаете руки, ваша грудная клетка не была сжата, иначе вы начнете тонуть. Всё искусство этого метода состоит в том, чтоб поднимать вверх грудь как можно выше и держать в таком положении как можно дольше, пока ваши руки подняты

Плавание под водой по кругу

Когда пловцы ищут любую вещь в воде, они плавают вокруг места, где вещь была брошена в воду. Этот способ плавания, компас или круг. Если вы делаете круг на правую сторону, то должны загребать руками водупостоянно справа налево. И наоборот, если делаете круг в другую сторону. Если вы нырнули вниз и не нашли то, что хотели, нельзя терять свет сверху. Если вы потеряли свет, значит вы или нырнули слишком глубоко, или надвами предмет, который заслоняет вам свет.

Подвеска за подбородок

Это удивительная манера плавать. С помощью этого способа вы можете стоять в воде не глубоко не боясь утонуть. При этом способе плавания вы позволяете вашим ногам идти вниз до нужной глубины, а затем сгибая ноги в коленях приподняться снова вверх раздувая вашу грудь. А что касается рук, то вы должны иногда раздвигать их в разные стороны, а иногда складывать за спиной, держа подбородок при этом поднятым кверху, насколько это возможно. Этот способ может оказаться весьма полезным, если мужчина хочет спасти себя от какого-нибудь противника в темнуюночь, можно так ждать бесшумно, пока противник уйдет.

Загрузить себя в воду.

Этот путь загрузки можно назвать одеванием сапог, потому что сами движения напоминают именно эти мужские действия.Сначала поднимаете одну ногу из воды и берете её в свои руки, потом другую – эти действия напоминают те, которые вы совершаете, одевая сапоги – только всё это происходит лёжа в воде. При этом вы управляете своей грудью,поддерживая её как можно выше. Такой способ очень удобен, если надо очистить ваши ноги от грязи.

Перпендикулярный спуск

Это для тех, кто прыгает с моста или с корабля в воду. Скачок вперед и вверх, перпендикулярный воде спуск – голова должна находится тоже перпендикулярно воде. Вода должна быть глубокая и при прыжке довольно сложносдерживать дыхание.

Как подняться к поверхности воды после того, как нырнул.

Вы должны работать руками – ладонями и пальцами, сжимать и разжимать их и отталкиваться от воды.

Погружение в воду.

Если мужчина опускается на дно и не может выплыть, то никакая его сила не может ему помочь. Тут главное искусствоплавания, а не сила человека. Но те, которые знакомы с искусством плавания, могут в этом случае вертикально, или под углом опуститься на дно, а затем быстро, как стрела, вылететь на поверхность.

Как показать из воды, четыре части тела

А именно, голову , одно колено и две руки. Это очень удобный метод отдохнуть на воде, перевести дух, особенно там, где глубоко и Вы не можете достичь дна.

ngasanova.livejournal.com

Искусство плавать и бассейны - Книги

Начиная с того самого момента, когда в Европе и Америке стали строить бассейны, наблюдается быстрое развитие плавания. Весьма характерно, что наивысшее развитие плавание получило в странах, не пострадавших от войн, с высоким уровнем промышленности, т. е. там, где было больше бассейнов, дававших возможность пловцам тренироваться в течение всего года. В первую очередь это относится к США.

С конца прошлого столетия плавание становится качественно иным. Появились известные сейчас всем способы плавания — кроль на груди и спине, брасс и дельфин. В связи с этим водолечение и закаливание обогатились разнообразными и мощными средствами активного двигательного режима в воде.

Нередко спрашивают: почему спортивные способы плавания в том виде, который мы знаем сейчас, не возникли в древнем мире? Способы плавания, отдаленно напоминающие брасс и кроль, были известны в Египте еще 3500 лет назад. Об этом свидетельствуют фрески, обнаруженные археологами в одной из гробниц. Однако плавание было все же привилегией имущих. Даже в Древнем Риме не смогли развиться совершенные способы передвижения в воде, хотя римляне буквально преклонялись перед плаванием и невежественного человека обычно характеризовали словами: «Он не умеет ни плавать, ни читать».

Древняя Римская империя, просуществовав более 500 лет, рухнула. Знаменитые термы превратились в руины.

Мощным импульсом к совершенствованию спортивных способов плавания стали современные олимпийские игры, проводящиеся каждые четыре года. Как известно, они были возрождены после более чем 1500-летнего перерыва в 1896 г. по идее француза Пьера де Кубертэна и проведены в Афинах. Первые олимпийские соревнования по плаванию проводились на дистанции 100, 500 и 1200 метров. Соревновалось всего несколько человек. А через 72 года, на XIX Олимпийских играх, в 29 видах состязаний по плаванию участвовало более 1000 человек.

Знаменитые греческие философы Аристотель и Платон пропагандировали плавание и всячески способствовали его развитию. Французский философ Жан-Жак Руссо пропагандировал плавание при любой погоде и на любых широтах. Причем во всех случаях речь шла не просто о плавании, а об искусстве выполнения различных движений в воде в сочетании с дыханием. Особенно четко это требование определилось в первой половине XX века, когда стали сооружаться бассейны и появились условия для совершенствования техники плавания. Например, кроль — самый быстроходный способ плавания — прошел длинный и сложный путь развития, прежде чем стал таким, каким мы знаем его сейчас. До этого плавали «на боку», «тредженом». Впервые плавание кролем продемонстрировал Дук Коханомоку с Гавайских островов. Он стал олимпийским чемпионом в этом способе плавания. Другой олимпийский чемпион — Джонни Вейсмюллер (известный по исполнению роли Тарзана в одноименном фильме) десять лет не имел достойных соперников в плавании кролем на дистанции 100 метров, он первым в мире «покорил минуту». Джонни Вейсмюллер вошел в историю плавания как «король кроля». Но появляются новые методики тренировок, открываются иные пути к совершенствованию — и рекорды падают. В 1957 г. австралиец Девитт показывает рекордное время — 54,6 секунды, а в 1964 году француз Готтваллес сокращает это время на 1,5 секунды. Такая же примерно картина наблюдается на всех олимпийских дистанциях — от 100 до 1500 метров.

Каждый способ плавания имеет свою историю, своих «прародителей». Сейчас вряд ли кто узнает в стремительном кроле простоватые черты издавна распространенного народного способа плавания «саженками». А ведь именно этот и другие народные способы плавания послужили основой, на которой было создано современное спортивное плавание.

Народные способы уступают спортивным в скорости, многие движения в них выполняются неправильно: голова обычно поднята высоко над водой, тело и ноги опущены низко, дыхание затруднено. Но и они имеют большое оздоровительное значение, правда только для физически крепких людей. Слабым и больным эти способы бывают не по силам. Оказалось, что им более всего подходит самый медленный способ плавания — брасс. Он в основном и применяется при большинстве заболеваний, хотя есть и такие недуги, при которых лучшие результаты дает кроль на груди или спине. Несмотря на то что в брассе трудно что-либо изменить, известно немало его интерпретаций. На Олимпийских играх в Хельсинки японец Фурукава плыл всю 200-метровую дистанцию под водой, поднимая голову для вдоха только у поворотного щита. Этот способ, вредный для здоровья в связи с длительной задержкой дыхания, был запрещен сразу после Олимпиады. А. Фурукаву назвали последним чемпионом подводного брасса. В финальном заплыве вместе с Фурукавой стартовал советский пловец Харис Юничев, завоевавший первую в истории советского спорта олимпийскую медаль в плавании. Юничев и сейчас считает, что в спортивном плавании брассом наиболее рационален высокий выход из воды в момент гребка руками. Так он плыл на олимпийских играх, так учит своих воспитанников.

В наше время любому способу плавания здоровых молодых людей обучают за полтора-два месяца. Разумеется, пожилым и больным требуется несколько больше времени. Но все, даже самые неспособные, при систематической тренировке осваивают тот или иной способ. Об этом говорит практика работы крупнейшего в Европе бассейна «Москва», на это указывает опыт работы и зарубежных бассейнов. Человек, овладевший искусством плавания брассом, может отдыхать в процессе самого плавания. Это возможно потому, что для классического брасса характерно скольжение в горизонтальном положении, позволяющее после гребка руками отдыхать столько, сколько нужно. Именно эту особенность брасса используют пловцы на марафонских дистанциях.

Никто не взял бы на себя смелость еще в 30—40-е годы предположить, что дети в 13–14 лет, систематически занимающиеся в спортивных школах, как правило, будут достигать уровня мастеров, а в 17–18 бить мировые рекорды. Корреспондент одной из французских газет провел опрос 2000 детей в возрасте от 7 до 16 лет — учащихся школ во французском городе Тулузе — под девизом «Каким видом спорта ты хотел бы заниматься?» В анкете были перечислены наиболее популярные виды спорта: футбол, гимнастика, легкая атлетика, шахматы, теннис. Только плавание прошло единогласно. Ему было отдано предпочтение перед другими видами спорта. Ответы тулузских школьников не кажутся странными. Все дети самозабвенно любят плавать, могут буквально часами находиться в воде, пока взрослые не «наложат вето».

Почему же дети, физически более слабые, чем взрослые, плавают намного быстрее? Оказывается, они имеют определенные преимущества: их вес меньше, им легче держаться на воде, т. е. они более «плавучи». Следовательно, силы для поддержания тела на воде требуется меньше. В воде движения детей более мягки, плавны, а значит, более эффективны, чем у взрослых. Суставы у них более гибкие. Тело мальчика или девочки более гладкое, обтекаемое. Площадь поверхности всего тела у ребенка меньше, чем у взрослого, в полтора-два раза, что уменьшает силу трения и сопротивление движению вперед. Но и это еще не все. Поперечное сечение тела у детей меньше, следовательно, и лобовое сопротивление уменьшается. Вся форма тела подростка напоминает каплю, что препятствует образованию завихрений и способствует продвижению вперед. Установлено, что стенки кровеносных сосудов детей обладают большей упругостью, они меньше сдавливаются водой, чем сосуды взрослого. Значит, мышцы детей лучше снабжаются кровью.

В наши дни подрастающее поколение живет в более благоприятных условиях — у них лучше питание, жилищные условия и соответственно они более физически развиты. Под влиянием радио, телевидения, усовершенствованной системы общего образования, как правило, на 2–3 года ускоряется и их интеллектуальное развитие. Все это помогает юным пловцам достигнуть очень высоких результатов.

Детское спортивное плавание появилось как раз тогда, когда в технике плавания взрослые пловцы усовершенствовали все, что только было можно. Оставалось совершенствовать методику тренировок, организацию плавания. Тренировочные нагрузки в современном плавании настолько велики, что требуют оптимальных условий, иначе достижение высоких результатов невозможно. Одним из важнейших условий является наличие бассейна непосредственно при школе. Разумеется, невозможно сразу построить большое количество этих сооружений. Но увеличение числа бассейнов при школах, а главное — ясное понимание направления, в котором надо идти, очень важны. Прежде всего, это позволило бы в ближайшем будущем решить главную проблему оздоровления всего подрастающего поколения. Систематические занятия плаванием наилучшим образом развивают основные системы растущего организма. Умение плавать, как известно, лучший вид предупреждения несчастных случаев на воде, и в этом смысле значение обучения школьников плаванию трудно переоценить.

В нашей стране с 1969 г. обучение плаванию введено в обязательную программу в четвертых классах общеобразовательных школ.

Вполне естественно, что из огромного числа пловцов надо отбирать наиболее талантливых, способных защищать спортивную честь своей страны. Наличие бассейна при школе не противоречит идее создания бассейнов в каждом микрорайоне города и не исключает занятий взрослого населения.

Вопрос времени для юных пловцов, так же как и для взрослых, очень важен. Юноши и девушки — пловцы высокого класса — тренируются шесть раз в неделю ежедневно — утром и вечером. При таком напряженном графике необходимо, чтобы бассейн был, как говорится, под боком. Впрочем, это важно не только для пловцов-спортсменов, но и для взрослых, для пожилых, больных людей, для которых расстояние в большинстве случаев играет главную роль в решении, заниматься плаванием или нет. Если бассейн расположен в 30–40 минутах езды от места жительства, серьезная подготовка пловца, да и просто систематические занятия крайне затруднительны.

Бассейны при школах позволяют правильно организовать весь путь совершенствования юных пловцов. Для этого школьники тренируются и выступают в соревнованиях соответственно своему возрасту, т. е. в возрастных группах. Казалось бы, ясно: 9-летний мальчик не может тренироваться и тем более соревноваться с 13-летним. Однако такая система тренировок была введена в жизнь только в 1950 г., когда по предложению К. Бауэра в США были впервые организованы возрастные группы. Но для этого потребовались бассейны почти при каждой школе. Работа в возрастных группах является тем фундаментом, на котором зиждутся спортивные успехи целой страны. Такая организация детского плавания введена сейчас во многих странах. Очень интересен опыт работы тренера сборной США по плаванию Д. Фармера на базе одной из школ г. Хейнсдейля. Бассейн этой школы начинает работать в 6.00 утра. Ровно в 6.30 начинают занятия сильнейшие пловцы школы и занимаются до 7.30. С 16.00 до 18.00 (т. е. после занятий в школе) они тренируются второй раз. И так каждый день. В остальное время плаванием занимаются другие дети. Благодаря такой системе почти все школьники умеют плавать, а в соревнованиях детских возрастных групп ежегодно принимают участие более двух миллионов ребят. Для проведения занятий с такой огромной армией пловцов необходимо большое количество тренеров. Эта проблема не представляет большой трудности: почти все родители школьников сами хорошие пловцы. Старший тренер школы привлекает их к ведению занятий. Школьники 14–15 лет, имеющие опыт тренировок и хорошо знающие плавание, часто проводят занятия с младшими ребятами.

Заслуженный тренер РСФСР Борис Павлович Ананьев в начале каждого учебного года из 2000 школьников 9—10 лет отбирает около 50 лучших. Из них к концу учебного года остается 10–15 человек самых способных, трудолюбивых и упорных. В течение 3–4 лет тренер воспитывает из этих детей мастеров спорта по плаванию, способных соревноваться с лучшими пловцами в стране и за рубежом. Тренер должен не только провести тренировку, он должен еще — и это не менее важно — стать наставником ребенка в режиме питания, сна, учебы — всего комплекса, без которого высокие спортивные результаты невозможны.

Вполне понятно, что на самого тренера ложится большая физическая и нервная нагрузка. За восемь с половиной лет работы в бассейне «Москва» Борис Павлович Ананьев воспитал 12 мастеров спорта. Его воспитанник кролист Андрей Дунаев — неоднократный чемпион страны. Б. П. Ананьев впервые в мире убедительно доказал возможность тренировки и достижения высоких результатов в открытом бассейне. Этот факт подтверждается также практикой работы и других преподавателей плавания — В. П. Буре и М. М. Солодова.

В арсенале современной тренировки детей-пловцов множество средств повышения общей физической и специальной подготовки. К ним относится, например, прогрессивный групповой метод тренировки, делающий занятие не только напряженным, но и очень интересным, увлекательным. Важнейшее значение для пловца имеют занятия с тяжестями, специальной гимнастикой, кроссами, а также подвижные игры с их высокими эмоциональными качествами. Дети с азартом играют в мяч, «салочки» и другие игры в воде, не замечая усталости. Общая физическая подготовка пловца составляет определенный цикл тренировки, вслед за которым идет плавательный цикл. Во время плавательного цикла происходит своеобразная «переплавка» приобретенных физических качеств в специальные плавательные.

Вообще само плавание — хорошая основа для физической подготовки человека, так как вода, являясь более вязкой средой, чем воздух, предъявляет большие требования ко всем системам организма. Но для достижения высоких результатов в спортивном плавании этого недостаточно. Циклы общей физической и специальной плавательной подготовки, чередуясь в течение года, постепенно создают высокую спортивную форму пловца, позволяют ему показывать отличные результаты в период главных соревнований. Кроме этого, плавание с детства воспитывает волю к победе, столь необходимое в жизни качество бойца.

Подсчитано, что в детских спортивных школах плавания количество соревнований сейчас насчитывает более 20 в год, превышая количество соревнований по другим видам спорта в 4–5 раз! Благодаря этому дети перестают ощущать робость перед именитыми соперниками, как правило, они стремятся, вернее, «рвутся» в бой, становятся решительными и смелыми.

В начале XX века проводилось не больше 2–3 соревнований в год. Это сильно тормозило рост спортивных результатов. Сейчас же во всех детских спортивных школах ежемесячное проведение «курсовок» стало обязательным.

Все это прекрасно, но многие родители задают вопрос врачам и тренерам: не вредны ли такие большие нагрузки для детского организма? Надо сказать, что этот же вопрос недавно задавали сами себе и врачи и тренеры, ведущие работу не только по плаванию, но и по другим «омолаживающим» видам спорта.

Врачебный контроль за юными спортсменами отвечает на этот вопрос вполне определенно: интенсивные нагрузки не вредят организму в том случае, если соблюдаются все правила тренировок, а также строгий режим питания, сна, отдыха и учебы и, конечно, если учитываются возрастные возможности организма.

bmsi.ru


.