Контактное устройство для обучения плаванию способом "брасс". Контактные элементы для обучения способам плавания брасс и дельфин
Контактное устройство для обучения плаванию способом "брасс"
Изобретение относится к спортивным приспособлениям для обучения плаванию. На задней части съемного основания размещен сигнальный упор. На передней части основания установлен световой индикатор с контактным штоком для фиксирования взаимодействия стопы пловца с голенью. Сигнальный упор имеет упругую насадку для фиксирования взаимодействия стопы с бедром пловца. Упор может быть выполнен эластичным для обеспечения изменения расстояния между стопой пловца и бедром. Шток светового индикатора подпружинен и соединен с микровыключателем для обеспечения возможности одновременного тактильного и визуального контроля основного положения стопы и голени самим обучаемым. Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности визуального контроля за выполнением движений пловца. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к области физической культуры и спорта, а именно к спортивным приспособлениям для обучения плаванию.
Известно устройство для обучения плаванию способом брасс, которое имеет перекладины, соединяющие концы направляющих стержней между собой и кронштейны для навешивания на бортик бассейна, закрепленные на задней перекладине, при этом опора для тела пловца связана с передней перекладиной и выполнена в виде поплавков с ремнями для крепления к телу пловца, где самоконтроль за выполнением движений осуществляется через установленный на бортике бассейна световой индикатор в моменты прохождения стопами ног по направляющим стержням, имеющих клавиши с расположенными под ними электроконтактами (А.с. СССР №636001, опубл. 10.12.78).
Однако известное устройство характеризуется недостаточной эффективностью обучения плаванию, обусловленной выполнением движений только на месте и в положении только на груди. Это не позволяет обучаемому продвигаться в воде, выполняя плавательные движения, и осуществлять контроль за своими движениями при плавании. Кроме того, отсутствует возможность выполнения движений в положении на спине и осуществления самоконтроля за этими движениями со стороны зрительного анализатора, что является недостаточным контролем при формировании рациональной техники плавания на начальных этапах обучения. При этом устройство громоздко и требует установки на бортике бассейна, и особенно при групповом обучении 10-12 человек, занимает значительную площадь «зеркала воды» в бассейне.
Известно устройство для обучения пловцов, содержащее смонтированные в бассейне платформы для закрепления на них пловцов и средство для контроля выполняемых движений, расположенное напротив каждой платформы, это устройство имеет пульт управления, программный блок, звуковые индикаторы и демонстрационное табло для воспроизведения на нем выполняемых движений, причем средство для контроля выполняемых движений выполнено в виде смонтированных один над другим рядов шарнирно соединенных между собой зеркал (а.с. СССР №1106525, опубл. 07.08.84).
Данное устройство также характеризуется рядом недостатков, снижающих эффективность в обучении плаванию. Это обусловлено тем, что все движения могут выполняться только на одном месте в воде без передвижения в бассейне и только в положении, когда обучаемый находится на груди, что не отвечает главному требованию при начальном обучении плаванию - выполнению движений ногами в положении обучаемого на спине с тем, чтобы он мог вести постоянный самоконтроль со стороны зрительного анализатора, что особенно необходимо при передвижении в воде. Кроме того, элементы устройства являются стационарными и требуют специального оборудования в бассейнах.
Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является устройство для обучения плаванию способом "брасс", выполненное с возможностью закрепления на стопе ноги пловца, включающее съемное основание, на задней части которого размещен сигнальный упор (патент RU №2108830, опубл. 20.04.98).
Недостатком известного устройства для обучения плаванию является весьма слабое восприятие взаимодействий сигнальных выступов со звеньями нижних конечностей, особенно с передней частью голени, в то время, когда стопа принимает положение тыльного сгибания и должна находится в этом положении во время выполнения толчка ногами. Отмечаем, что только одних ощущений со стороны двигательного анализатора, особенно в условиях водной среды, для пловца недостаточно.
Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности визуального контроля за выполнением движений пловца, сокращение сроков формирования рациональных плавательных движений.
Указанный технический результат достигается тем, что в известном контактном устройстве для обучения плаванию способом "брасс", выполненном с возможностью закрепления на стопе ноги пловца, включающем съемное основание, на задней части которого размещен сигнальный упор, согласно изобретению на передней части основания установлен световой индикатор с контактным штоком для фиксирования взаимодействия стопы пловца с голенью, а сигнальный упор имеет упругую насадку для фиксирования взаимодействия стопы с бедром пловца.
На фиг.1 показан общий вид контактного устройства, на фиг.2 - вид сбоку - положение пловца на груди, на фиг.3 - вид спереди - положение пловца на спине.
Контактное устройство содержит основание 1, прикрепляемое к ноге. На основании 1 имеется герметизирующий карман 2, в котором размещена обойма 3 с низковольтным электропитанием, безопасным при использовании в водной среде, микровыключатель 4 с подпружиненным подвижным штоком и сигнальная лампочка 5. На основании 1 закреплены боковые 6 и задние 7 застежки для крепления контактного устройства на подъеме стопы пловца. На одной из задних застежек 7 укреплен эластичный сигнальный упор 8 с упругой насадкой 9.
Карман 2 герметизирован от воздействия воды. С помощью боковых застежек 6 и задних застежек 7, например типа «велькро» («липучки»), контактное устройство закрепляется на подъеме стопы пловца. На одной из задних застежек 7, типа «велькро», имеется эластичный сигнальный упор 8 с упругой насадкой 9, помещаемый в карман 10, имеющийся для этой цели на основании 1.
Контактное устройство используется следующим образом. При плавании способом брасс продвижение тела пловца вперед осуществляется благодаря движению ногами, которыми выполняются одновременные толчки назад через стороны до полного их выпрямления и соединения вместе.
Из исходного положения, когда ноги выпрямлены и соединены вместе, пловец начинает выполнять движения ногами, подготавливаясь к толчку. Для этого ноги сгибаются в коленных и тазобедренных суставах, а стопы с закрепленными на них контактными устройствами движутся у самой поверхности воды по направлению к тазу (см. фиг.2). При максимальном подтягивании стоп [11] к тазу (что требуется при современной технике плавания способом брасс) упругие насадки 9 на эластичных сигнальных упорах 8 упираются в бедра [12] пловца. Затем выполняется тыльное сгибание стопами ног (см. фиг.3), когда передняя часть стопы [11] приближается к голени [13] пловца. В результате такого движения происходит взаимодействие между стопами и голенями ног посредством микровыключателей 4 с подпружиненными подвижными штоками и включение сигнальных лампочек 5. Все это служит сигналом о конце подготовительных движений ногами и готовности стоп и голеней пловца к толчку.
Главным условием в выполнении предлагаемой с помощью контактного устройства рациональной техники движения ногами самоконтролем, при котором создается максимальная сила для продвижения пловца вперед, является правильное удержание стоп пловца развернутыми в стороны по всей траектории движения ног пловца до момента их полного выпрямления в коленях и соединения вместе. Самоконтроль, а также и контроль со стороны преподавателя, тренера за правильным движением ногами осуществляется наблюдением за включением - зажиганием сигнальных лампочек 5. Это важно особенно на начальном этапе обучения при выполнении упражнений плаванием одними ногами в положении пловца на спине.
В результате получения обучаемыми таких постоянных сигналов от ощущений, идущих от сокращения мышц, сухожилий, связок, и восприятия от зрительного анализатора создаются четкие представления о выполняемых движениях. Такая срочная информация, идущая одновременно от двух анализаторов, позволяет формировать, начиная с первых движений, рациональную технику плавания.
1. Контактное устройство для обучения плаванию способом "брасс", выполненное с возможностью закрепления на стопе ноги пловца, включающее съемное основание, на задней части которого размещен сигнальный упор, отличающееся тем, что на передней части основания установлен световой индикатор с контактным штоком для фиксирования взаимодействия стопы пловца с голенью, а сигнальный упор имеет упругую насадку для фиксирования взаимодействия стопы с бедром пловца.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что упор выполнен эластичным для обеспечения изменения расстояния между стопой пловца и бедром.
3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что шток светового индикатора подпружинен и соединен с микровыключателем для обеспечения возможности одновременного тактильного и визуального контроля основного положения стопы и голени самим обучаемым.
www.findpatent.ru
контактное устройство для обучения плаванию способом "брасс" - патент РФ 2325936
Изобретение относится к спортивным приспособлениям для обучения плаванию. На задней части съемного основания размещен сигнальный упор. На передней части основания установлен световой индикатор с контактным штоком для фиксирования взаимодействия стопы пловца с голенью. Сигнальный упор имеет упругую насадку для фиксирования взаимодействия стопы с бедром пловца. Упор может быть выполнен эластичным для обеспечения изменения расстояния между стопой пловца и бедром. Шток светового индикатора подпружинен и соединен с микровыключателем для обеспечения возможности одновременного тактильного и визуального контроля основного положения стопы и голени самим обучаемым. Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности визуального контроля за выполнением движений пловца. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунки к патенту РФ 2325936
Изобретение относится к области физической культуры и спорта, а именно к спортивным приспособлениям для обучения плаванию.
Известно устройство для обучения плаванию способом брасс, которое имеет перекладины, соединяющие концы направляющих стержней между собой и кронштейны для навешивания на бортик бассейна, закрепленные на задней перекладине, при этом опора для тела пловца связана с передней перекладиной и выполнена в виде поплавков с ремнями для крепления к телу пловца, где самоконтроль за выполнением движений осуществляется через установленный на бортике бассейна световой индикатор в моменты прохождения стопами ног по направляющим стержням, имеющих клавиши с расположенными под ними электроконтактами (А.с. СССР №636001, опубл. 10.12.78).
Однако известное устройство характеризуется недостаточной эффективностью обучения плаванию, обусловленной выполнением движений только на месте и в положении только на груди. Это не позволяет обучаемому продвигаться в воде, выполняя плавательные движения, и осуществлять контроль за своими движениями при плавании. Кроме того, отсутствует возможность выполнения движений в положении на спине и осуществления самоконтроля за этими движениями со стороны зрительного анализатора, что является недостаточным контролем при формировании рациональной техники плавания на начальных этапах обучения. При этом устройство громоздко и требует установки на бортике бассейна, и особенно при групповом обучении 10-12 человек, занимает значительную площадь «зеркала воды» в бассейне.
Известно устройство для обучения пловцов, содержащее смонтированные в бассейне платформы для закрепления на них пловцов и средство для контроля выполняемых движений, расположенное напротив каждой платформы, это устройство имеет пульт управления, программный блок, звуковые индикаторы и демонстрационное табло для воспроизведения на нем выполняемых движений, причем средство для контроля выполняемых движений выполнено в виде смонтированных один над другим рядов шарнирно соединенных между собой зеркал (а.с. СССР №1106525, опубл. 07.08.84).
Данное устройство также характеризуется рядом недостатков, снижающих эффективность в обучении плаванию. Это обусловлено тем, что все движения могут выполняться только на одном месте в воде без передвижения в бассейне и только в положении, когда обучаемый находится на груди, что не отвечает главному требованию при начальном обучении плаванию - выполнению движений ногами в положении обучаемого на спине с тем, чтобы он мог вести постоянный самоконтроль со стороны зрительного анализатора, что особенно необходимо при передвижении в воде. Кроме того, элементы устройства являются стационарными и требуют специального оборудования в бассейнах.
Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является устройство для обучения плаванию способом "брасс", выполненное с возможностью закрепления на стопе ноги пловца, включающее съемное основание, на задней части которого размещен сигнальный упор (патент RU №2108830, опубл. 20.04.98).
Недостатком известного устройства для обучения плаванию является весьма слабое восприятие взаимодействий сигнальных выступов со звеньями нижних конечностей, особенно с передней частью голени, в то время, когда стопа принимает положение тыльного сгибания и должна находится в этом положении во время выполнения толчка ногами. Отмечаем, что только одних ощущений со стороны двигательного анализатора, особенно в условиях водной среды, для пловца недостаточно.
Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности визуального контроля за выполнением движений пловца, сокращение сроков формирования рациональных плавательных движений.
Указанный технический результат достигается тем, что в известном контактном устройстве для обучения плаванию способом "брасс", выполненном с возможностью закрепления на стопе ноги пловца, включающем съемное основание, на задней части которого размещен сигнальный упор, согласно изобретению на передней части основания установлен световой индикатор с контактным штоком для фиксирования взаимодействия стопы пловца с голенью, а сигнальный упор имеет упругую насадку для фиксирования взаимодействия стопы с бедром пловца.
На фиг.1 показан общий вид контактного устройства, на фиг.2 - вид сбоку - положение пловца на груди, на фиг.3 - вид спереди - положение пловца на спине.
Контактное устройство содержит основание 1, прикрепляемое к ноге. На основании 1 имеется герметизирующий карман 2, в котором размещена обойма 3 с низковольтным электропитанием, безопасным при использовании в водной среде, микровыключатель 4 с подпружиненным подвижным штоком и сигнальная лампочка 5. На основании 1 закреплены боковые 6 и задние 7 застежки для крепления контактного устройства на подъеме стопы пловца. На одной из задних застежек 7 укреплен эластичный сигнальный упор 8 с упругой насадкой 9.
Карман 2 герметизирован от воздействия воды. С помощью боковых застежек 6 и задних застежек 7, например типа «велькро» («липучки»), контактное устройство закрепляется на подъеме стопы пловца. На одной из задних застежек 7, типа «велькро», имеется эластичный сигнальный упор 8 с упругой насадкой 9, помещаемый в карман 10, имеющийся для этой цели на основании 1.
Контактное устройство используется следующим образом. При плавании способом брасс продвижение тела пловца вперед осуществляется благодаря движению ногами, которыми выполняются одновременные толчки назад через стороны до полного их выпрямления и соединения вместе.
Из исходного положения, когда ноги выпрямлены и соединены вместе, пловец начинает выполнять движения ногами, подготавливаясь к толчку. Для этого ноги сгибаются в коленных и тазобедренных суставах, а стопы с закрепленными на них контактными устройствами движутся у самой поверхности воды по направлению к тазу (см. фиг.2). При максимальном подтягивании стоп [11] к тазу (что требуется при современной технике плавания способом брасс) упругие насадки 9 на эластичных сигнальных упорах 8 упираются в бедра [12] пловца. Затем выполняется тыльное сгибание стопами ног (см. фиг.3), когда передняя часть стопы [11] приближается к голени [13] пловца. В результате такого движения происходит взаимодействие между стопами и голенями ног посредством микровыключателей 4 с подпружиненными подвижными штоками и включение сигнальных лампочек 5. Все это служит сигналом о конце подготовительных движений ногами и готовности стоп и голеней пловца к толчку.
Главным условием в выполнении предлагаемой с помощью контактного устройства рациональной техники движения ногами самоконтролем, при котором создается максимальная сила для продвижения пловца вперед, является правильное удержание стоп пловца развернутыми в стороны по всей траектории движения ног пловца до момента их полного выпрямления в коленях и соединения вместе. Самоконтроль, а также и контроль со стороны преподавателя, тренера за правильным движением ногами осуществляется наблюдением за включением - зажиганием сигнальных лампочек 5. Это важно особенно на начальном этапе обучения при выполнении упражнений плаванием одними ногами в положении пловца на спине.
В результате получения обучаемыми таких постоянных сигналов от ощущений, идущих от сокращения мышц, сухожилий, связок, и восприятия от зрительного анализатора создаются четкие представления о выполняемых движениях. Такая срочная информация, идущая одновременно от двух анализаторов, позволяет формировать, начиная с первых движений, рациональную технику плавания.
ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ
1. Контактное устройство для обучения плаванию способом "брасс", выполненное с возможностью закрепления на стопе ноги пловца, включающее съемное основание, на задней части которого размещен сигнальный упор, отличающееся тем, что на передней части основания установлен световой индикатор с контактным штоком для фиксирования взаимодействия стопы пловца с голенью, а сигнальный упор имеет упругую насадку для фиксирования взаимодействия стопы с бедром пловца.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что упор выполнен эластичным для обеспечения изменения расстояния между стопой пловца и бедром.
3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что шток светового индикатора подпружинен и соединен с микровыключателем для обеспечения возможности одновременного тактильного и визуального контроля основного положения стопы и голени самим обучаемым.
www.freepatent.ru
5. Обучение технике плавания способами брасс и дельфин
Развитие техники плавания способами брасс и дельфин. Общая характеристика способа плавания брасс. Положение тела, фазовая структура движений ног и рук. Механизм гребковых движений рук и ног. Схема последовательности методики обучения способу брасс.
Общая характеристика способа плавания дельфин. Положение тела, фазовая структура движений ног и рук. Механизм гребковых движений рук и ног. Схема последовательности методики обучения способу дельфин.
6. Техника и методика обучения прикладному плаванию
Общая характеристика способов прикладного плавания. Механизм гребковых движений рук и ног при плавании способом на боку. Схема последовательности методики обучения способу на боку. Механизм гребковых движений рук и ног при плавании способом брасс на спине. Схема последовательности методики обучения способу брасс на спине.
Способы ныряния в длину и на глубину. Техника ныряния в длину и на глубину. Приемы освобождения от захватов тонущего. Приемы транспортировки пострадавшего. Спасательные средства и их применение. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему на воде.
7. Организация и проведение занятий и соревнований
ПО ПЛАВАНИЮ
Выбор и подготовка места для проведения занятий по плаванию. Правила поведения на воде и требования к безопасности. Организация занятий по плаванию. Методика построения урока по плаванию.
Подготовка и проведение соревнований по плаванию. Основная документация соревнований по плаванию. Судейство соревнований и основные обязанности судей.
8. Методика обучения технике спортивных способов плавания
Упражнения для изучения движений ногами при плавании способами кроль на груди и кроль на спине. Упражнения для изучения движений руками при плавании способами кроль на груди и кроль на спине. Упражнения для изучения общего согласования движений при плавании способами кроль на груди и кроль на спине.
Упражнения для изучения движений ногами при плавании способами брасс и дельфин. Упражнения для изучения движений руками при плавании способами брасс и дельфин. Упражнения для изучения общего согласования движений при плавании способами брасс и дельфин.
Основные упражнения и применение специального спортивного инвентаря для совершенствования техники спортивных способов плавания.
Темы практических занятий и их содержание
1. Начальное обучение плаванию
Имитационные упражнения на суше для освоения с водой: ходьба из разных исходных положений, с различными положениями рук и движениями рук; бег с гребковыми движениями рук; прыжки с различными положениями рук и поворотами туловища.
Упражнения в воде для освоения с плотностью и сопротивлением воды: ходьба из разных исходных положений, с различными положениями и движениями рук; бег с гребковыми движениями рук; прыжки с различными поворотами; ходьба в полуприседе; ходьба на носочках.
Упражнения с погружением под воду и открыванием глаз в воде: опускание лица в воду с открыванием глаз в воде; погружения под воду и открывание глаз в воде.
Упражнения с всплыванием и лежанием на воде: «поплавок», «медуза», «звездочка». Упражнения с выдохами в воду: выдохи в воду с погружением до уровня подбородка; выдохи в воду с погружением под воду до уровня носа; выдохи в воду с полным погружением головы под водку.
Упражнения со скольжением: «стрела», «торпеды».
Упражнения с прыжками в воду: прыжки солдатиком из исходного положения полуприсед; прыжки солдатиком из положения стоя; прыжки солдатиком с различными положениями рук; прыжки с различными поворотами туловища в воздухе.
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПЛАВАНИЯ СПОСОБАМИ
КРОЛЬ НА ГРУДИ И КРОЛЬ НА СПИНЕ
Описание техники плавания способами кроль на груди и кроль на спине, наглядная демонстрация техники. Особенности обучения технике плавания способами кроль на груди и кроль на спине:
- движения ног: имитационные упражнения на суше; упражнения в воде с неподвижной опорой; упражнения в воде с подвижной опорой; упражнения в воде без опоры;
- согласование движений ногами и дыхания: имитационные упражнения на суше; упражнения в воде с неподвижной опорой; упражнения в воде с подвижной опорой; упражнения в воде без опоры;
- движения руками: упражнения в воде с неподвижной опорой; упражнения в воде с подвижной опорой; упражнения в воде без опоры.
- согласование движений руками и дыхания: имитационные упражнения на суше; упражнения в воде с неподвижной опорой; упражнения в воде с подвижной опорой; упражнения в воде без опоры.
- общее согласование движений: имитационные упражнения на суше; упражнения в воде с подвижной опорой; упражнения в воде без опоры.
studfiles.net
5. Обучение технике плавания способами брасс и дельфин
Развитие техники плавания способами брасс и дельфин. Общая характеристика способа плавания брасс. Положение тела, фазовая структура движений ног и рук. Механизм гребковых движений рук и ног. Схема последовательности методики обучения способу брасс.
Общая характеристика способа плавания дельфин. Положение тела, фазовая структура движений ног и рук. Механизм гребковых движений рук и ног. Схема последовательности методики обучения способу дельфин.
6. Техника и методика обучения прикладному плаванию
Общая характеристика способов прикладного плавания. Механизм гребковых движений рук и ног при плавании способом на боку. Схема последовательности методики обучения способу на боку. Механизм гребковых движений рук и ног при плавании способом брасс на спине. Схема последовательности методики обучения способу брасс на спине.
Способы ныряния в длину и на глубину. Техника ныряния в длину и на глубину. Приемы освобождения от захватов тонущего. Приемы транспортировки пострадавшего. Спасательные средства и их применение. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему на воде.
7. Организация и проведение занятий и соревнований
ПО ПЛАВАНИЮ
Выбор и подготовка места для проведения занятий по плаванию. Правила поведения на воде и требования к безопасности. Организация занятий по плаванию. Методика построения урока по плаванию.
Подготовка и проведение соревнований по плаванию. Основная документация соревнований по плаванию. Судейство соревнований и основные обязанности судей.
8. Методика обучения технике спортивных способов плавания
Упражнения для изучения движений ногами при плавании способами кроль на груди и кроль на спине. Упражнения для изучения движений руками при плавании способами кроль на груди и кроль на спине. Упражнения для изучения общего согласования движений при плавании способами кроль на груди и кроль на спине.
Упражнения для изучения движений ногами при плавании способами брасс и дельфин. Упражнения для изучения движений руками при плавании способами брасс и дельфин. Упражнения для изучения общего согласования движений при плавании способами брасс и дельфин.
Основные упражнения и применение специального спортивного инвентаря для совершенствования техники спортивных способов плавания.
Темы практических занятий и их содержание
1. Начальное обучение плаванию
Имитационные упражнения на суше для освоения с водой: ходьба из разных исходных положений, с различными положениями рук и движениями рук; бег с гребковыми движениями рук; прыжки с различными положениями рук и поворотами туловища.
Упражнения в воде для освоения с плотностью и сопротивлением воды: ходьба из разных исходных положений, с различными положениями и движениями рук; бег с гребковыми движениями рук; прыжки с различными поворотами; ходьба в полуприседе; ходьба на носочках.
Упражнения с погружением под воду и открыванием глаз в воде: опускание лица в воду с открыванием глаз в воде; погружения под воду и открывание глаз в воде.
Упражнения с всплыванием и лежанием на воде: «поплавок», «медуза», «звездочка». Упражнения с выдохами в воду: выдохи в воду с погружением до уровня подбородка; выдохи в воду с погружением под воду до уровня носа; выдохи в воду с полным погружением головы под водку.
Упражнения со скольжением: «стрела», «торпеды».
Упражнения с прыжками в воду: прыжки солдатиком из исходного положения полуприсед; прыжки солдатиком из положения стоя; прыжки солдатиком с различными положениями рук; прыжки с различными поворотами туловища в воздухе.
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПЛАВАНИЯ СПОСОБАМИ
КРОЛЬ НА ГРУДИ И КРОЛЬ НА СПИНЕ
Описание техники плавания способами кроль на груди и кроль на спине, наглядная демонстрация техники. Особенности обучения технике плавания способами кроль на груди и кроль на спине:
- движения ног: имитационные упражнения на суше; упражнения в воде с неподвижной опорой; упражнения в воде с подвижной опорой; упражнения в воде без опоры;
- согласование движений ногами и дыхания: имитационные упражнения на суше; упражнения в воде с неподвижной опорой; упражнения в воде с подвижной опорой; упражнения в воде без опоры;
- движения руками: упражнения в воде с неподвижной опорой; упражнения в воде с подвижной опорой; упражнения в воде без опоры.
- согласование движений руками и дыхания: имитационные упражнения на суше; упражнения в воде с неподвижной опорой; упражнения в воде с подвижной опорой; упражнения в воде без опоры.
- общее согласование движений: имитационные упражнения на суше; упражнения в воде с подвижной опорой; упражнения в воде без опоры.
studfiles.net
Контрольная по дисциплине плавание тема «Упражнения для обучения согласованию движений ногами и туловища, руками, дыхания, плавание в полной координации баттерфляем (дельфином) (на суше и в воде)»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Хакасский Государственный Университет им. Н.Ф. Катанова»
Факультет физической культуры и спорта
Специальность 050720.65 Физическая культура
Кафедра ТиМФКиС
Контрольная по дисциплине плавание
тема «Упражнения для обучения согласованию движений ногами
и туловища, руками, дыхания, плавание в полной координации
баттерфляем (дельфином) (на суше и в воде)»
Выполнила: Лыскина Е.Ф.
студентка заочной формы обучения
Гр. ФФК – 43
Проверил: преподаватель Михеева О.С.
Содержание
Введение
Плавание. Понятие и краткое описание
Способ плавания дельфин (баттерфляй)
Техника плавания стилем баттерфляй
Упражнения выполняемые на суше
Упражнения в воде
Разрядные нормативы
Список использованной литературы
Введение
Говоря про «плавание» мы сегодня подразумеваем не только вид спорта. Сегодня плавание – это и гимнастика, и аэробика, и походы в бассейн всей семьей, и плавание в ближайшем водоёме и многое-многое другое, из чего состоит жизнь современного человека. Занятия плаванием очень важны для человека. Они улучшают обмен веществ и кровообращение, укрепляют сердце, сосуды и легкие, развивают мышцы, избавляют от многих болезней, положительно влияют на психоэмоциональную сферу, делают человека стройнее и красивее, помогают нам всегда быть активными, работоспособными, сохранять интерес к жизни до конца своих дней.
Принимая водные процедуры, человек попадает в мир новых ощущений, положительных эмоций, обретает бодрость, жизнерадостность, чувствует прилив сил. Медицинской наукой установлено, что систематические занятия плаванием являются мощным средством предупреждения многих заболеваний, поддержания нормального уровня деятельности и работоспособности организма.
При занятии плаванием от работающих мышц, суставов и связок в центральную нервную систему, в частности, в кору головного мозга, поступает большое количество сигналов, которые, в свою очередь, из центральной нервной системы направляются ко всем внутренним органам – к сердцу, легким, мышцам и т.д. Происходит учащение сердечной деятельности и дыхания, увеличивается скорость тока крови по сосудам, повышается артериальное давление, усиливается обмен веществ. Степень изменения деятельности внутренних органов зависит от характера работы; чем сложнее и интенсивнее мышечное движение, тем больше выражены изменения внутренних органов.
Регулярные занятия плаванием, особенно в сочетании с дыхательной гимнастикой, повышают подвижность грудной клетки и диафрагмы. У занимающихся дыхание становится более редким и глубоким, а дыхательная мускулатура – более крепкой и выносливой. При глубоком и ритмичном дыхании происходит расширение кровеносных сосудов сердца, в результате чего улучшается питание и снабжение кислородом сердечной мышцы.
Под влиянием регулярных занятий плаванием мышцы человека увеличиваются в объеме, становятся более сильными, повышается их упругость; в мышцах в несколько раз увеличивается число функционирующих капилляров, которые в состоянии покоя находятся в спавшемся положении и через них кровь не проходит. При мышечных сокращениях капилляры открываются, в них начинается усиленное движение крови. В результате этого уменьшается венозный застой, увеличивается общее количество циркулирующей крови и улучшается доставки кислорода к органам и тканям.
Плавание. Понятие и краткое описание
Плавание – вид спорта, заключающийся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций. При этом в подводном положении по действующим ныне правилам разрешается проплыть не более 15 м после старта или поворота; скоростные виды подводного плавания относятся не к плаванию, а к подводному спорту.
По классификации МОК (согласно принципу «одна федерация – один вид спорта») плавание как вид спорта включает в себя:
собственно плавание
водное поло
прыжки в воду
синхронное плавание
В русскоязычной спортивной литературе в качестве синонима плавания в этом значении употребляется словосочетание «водные виды спорта». Координацией развития водных видов спорта в мире занимается Международная федерация плавания (ФИНА, фр. FINA, Fédération Internationale de Natation, которая создана в 1908 году), проводящая чемпионаты мира с 1973
В Европе – Лига европейского плавания (ЛЕН, фр. LEN, Ligue Européenne de Natation, созданная в 1926 году, проводящая чемпионаты Европы с 1926 года.
Согласно Всероссийскому реестру видов спорта все водные виды считаются различными видами спорта.
Также плавание является составной частью современного пятиборья (заплыв на 200 м), триатлона (различные дистанции в открытой воде) и некоторых прикладных многоборий.
1. Способ плавания дельфин (баттерфляй)
Способ плавания дельфин (баттерфляй) успешнее осваивается теми пловцами, которые уже овладели кролем на груди. Поэтому изучать дельфин целесообразно после того, как освоен кроль.
Дельфин — разновидность способа плавания баттерфляй. Применяется в соревнованиях с 1953 года, после того как в 1952 г. Международной федерацией плавания было принято решение о выделении самостоятельного способа плавания баттерфляй. В короткий срок баттерфляй был вытеснен более быстрой своей разновидностью — дельфином.
Прикладное значение способа плавания дельфин невелико. Это довольно утомительный и шумный способ. Однако дельфин представляет собой отличное разностороннее развивающее упражнение. При плавании дельфином интенсивно работают все основные мышечные группы человека, в особенности плечевого пояса, повышается деятельность внутренних органов и хорошо развивается подвижность плечевых суставов.
Название дельфин дали этому способу за отдаленное внешнее сходство движений пловца и играющего на морском просторе дельфина. В первое время пловцы и внешне пытались подражать дельфинам, глубоко заныривая головой под воду, что, как показали дальнейшие исследования, отрицательно влияет на скорость плавания.
В настоящее время во всех соревнованиях, где в программу включено плавание баттерфляем, применяется дельфин, хотя официально эти соревнования идут под наименованием баттерфляй.
- Техника плавания стилем баттерфляй
Для удобства описания техники плавания способом дельфин примем за исходное положение такое, когда тело пловца расположено в воде горизонтально, руки вытянуты вперед на ширине плеч, лицо погружено в воду, ноги вытянуты, пятки у поверхности воды (рисунок 29, а). Как и в кроле, в способе плавания дельфин основную движущую силу создают руки. В отличие от кроля при плавании дельфином руки гребут вниз и назад не поочередно, а одновременно. В начале гребка руки почти прямые; они постепенно сгибаются в лучезапястном суставе для того, чтобы лучше захватить ладонями воду. Скорость движения рук возрастает, и по мере увеличения этой скорости руки сгибаются в локтевом суставе, кисти несколько сближаются (картинка 29, б, в). Наибольшей скорости руки достигают в средней части гребка. Пройдя среднюю часть гребка, руки быстрым движением вверх и в стороны выходят на поверхность воды и через стороны свободно маховым движением проносятся вперед (рисунок 29, д, е). Над водой руки прямые, но не напряженные проходят возможно ближе к поверхности, но так, чтобы не задевать за гребни волн, и ложатся в воду перед лицом на ширине плеч. Такие образом, руки снова приходят в исходное положение и начинают новый цикл движений.
Ноги одновременно быстро и эластично нажимают на воду сверху вниз. Это движение получило несколько условное название «удар», точнее было бы назвать его «быстрый нажим». Так как термин «удар» получил признание, то мы будем применять его в дальнейшем, памятуя, что это — упругое, быстрое, волнообразное, движение ногами сверху вниз, напоминающее движение рыбьего хвоста, но не удар в буквальном смысле слова.
В начале этого движения пловец немного прогибается в пояснице, ноги сгибаются в коленях, как бы для замаха. Затем быстрым движением бедра, голени и стопы захлестывающим, волнообразным движением нажимают на воду сверху вниз с нарастающей скоростью (таз поднимается вверх, рис. 29, б). Это создает хорошую опору о воду, используя которую пловец продвигается вперед. Часть этого усилия затрачивается на то, чтобы придать туловищу горизонтальное, более обтекаемое, положение.
При движении ног сверху вниз ступни повернуты носками внутрь, что увеличивает поверхность опоры о воду, а следовательно, и эффективность удара. Колени незначительно разведены. Закончив это движение, ноги (из положения "д" на рис. 29) поднимаются к поверхности (в положение "ж" на рис. 29), таз несколько опускается, ноги снова занимают исходное положение, из которого начинают новый нажим на воду сверху вниз.
При плавании дельфином не следует глубоко погружать в воду голову и плечи и делать всем телом так называемую волну. Это увеличивает путь пловца, создает дополнительное сопротивление, снижает темп плавания и, в конечном счете, уменьшает скорость продвижения пловца вперед. Как показывают специальные исследования (Н. А. Соболева), верхняя часть туловища пловца производит незначительные колебания, компенсаторно уравновешивающие волнообразные движения ног. Волна выполняется преимущественно нижней частью туловища и ногами.
Дышат пловцы, в этом стиле плавания по-разному. Наиболее распространен следующий вариант: вдох делается в конце гребка и в начале проноса рук по воздуху (см. рис. 29, д). Вдох совершают, как и в других способах плавания, через рот, выдох — через рот или же через нос и рот.
Для вдоха голову не следует поднимать высоко над водой, так как при этом неизбежно опускаются ноги и таз и возрастает сопротивление воды. Голову поднимают лишь настолько, чтобы рот вышел на поверхность воды и можно было сделать вдох. Для контроля надо следить, чтобы подбородок не отрывался от поверхности воды. Выдох делают в воду.
В плавании дельфином существует три разновидности сочетания движений рук и ног и дыхания: одноударный, двухударный и трехударный дельфин.
Наиболее распространен двухударный дельфин, в котором на один гребок руками приходится два движения ногами, один вдох и один выдох. В этом варианте из положения, изображенного на рисунке 29, а, ноги сгибаются в коленях, подготавливаясь к первому удару, а руки начинают гребок. Когда руки выполняют среднюю часть гребка, ноги производят первый удар — быстрый упругий нажим на воду сверху вниз. Он заканчивается, когда руки переходят в последнюю, заключительную, часть гребка. В конце гребка голова приподнимается так, чтобы рот вышел из воды (см. рис. 29, "д"), и производится вдох. Пловец смотрит вперед. Руки, закончив гребок, проносятся над водой вперед, ноги поднимаются к поверхности, вдох заканчивается. В следующей фазе движения (см. рис. 29, е) лицо опускается в воду, руки ложатся на поверхность, ноги начинают сгибаться, подготавливаясь ко второму удару. Начинается выдох. Далее (см. рис. 29, ж) руки погружаются в воду на 10—15 см, ноги одновременно с этим еще больше сгибаются, равномерный выдох продолжается. Затем ноги производят быстрый удар, нажимая на воду сверху вниз. Руки и голова остаются в прежнем положении (наплыв), обеспечивая обтекаемое положение и наилучшее продвижение пловца вперед. Выдох продолжается. Закончив второй удар, ноги поднимаются к поверхности, пловец переходит в исходное положение и начинает гребок руками следующего, второго, цикла движения.
Некоторые пловцы, обладающие хорошей емкостью легких, применяю вдох не на каждый гребок, а один вдох на 2—3 гребка. Это несколько увеличивает скорость плавания, так как пловец не поднимает голову для вдоха, лицо его все время опущено в воду и тело благодаря этому дольше находится в положении, более близком к горизонтальному. Однако задержка дыхания создает кислородную задолженность, в результате чего работоспособность организма понижается.
Определить целесообразность задержки дыхания на 2—3 цикла движений в дельфине можно с помощью секундомера. Если пловец, освоив технику плавания с задержкой дыхания на 2—3 цикла, улучшает свой результат, следовательно, применение такой техники целесообразно. Нередко бывает так, что на короткую дистанцию (например, на 100 метров) выгодно плыть, задерживая дыхание, а на более длинную (например, на 200 м) — нет; задерживать дыхание на два цикла целесообразно, а на 3 цикла — нет. Задерживать дыхание на всей дистанции невыгодно, это слишком утомительно, а делать это на части дистанции (например, в первой половине) целесообразно. Все это надо проверить с помощью секундомера, не полагаясь на внешнее впечатление и самочувствие, так как это крайне ненадежно.
Отдельные пловцы, для того чтобы меньше поднимать голову над водой, поворачивают для вдоха голову в сторону, как в кроле, не отрывая щеку от воды. Однако это могут делать не все. При повороте головы, особенно у пловцов с короткой шеей, поворачивается и верхняя часть туловища, что нарушает координацию и несколько уменьшает силу гребка. У пловцов же, обладающих хорошей гибкостью, дыхание с поворотом головы дает выигрыш в скорости.
У большинства пловцов второй удар ногами, выполняемый вслед за погружением рук в воду после проноса, более мощный, чем первый; при подготовке к нему ноги сгибаются больше (см. рис. 29, ж), чем при подготовке к первому, более короткому удару (см. рис. 29, б). Но здесь возможны и индивидуальные отклонения. У некоторых пловцов нет заметного различия в силе первого и второго ударов, у других первый удар более мощный. Способ плавания дельфин появился сравнительно не так давно, и техника его еще не вполне установилась.
Упражнения выполняемые на суше
Упр. 1. Для ознакомления с характером движений ног занимающиеся становятся на гимнастическую скамейку, поставленную у гимнастической стенки, боком к стенке. Держась рукой за жердь гимнастической стенки и стоя на одной ноге, ближайшей к стенке, другой ногой имитировать движения способа плавания дельфин. Для этого надо внешней ногой сделать замах назад, свободно согнув ее в колене, и в это время несколькопрогнуться в пояснице.
Из этого положения сделать быстрый удар вперед подъемом, разгибая ногу в колене. Повторить несколько раз каждой ногой. Следить, чтобы движение удара начиналось в пояснице, чтобы бедро тянуло вперед голень и стопу и к концу удара нога выпрямилась захлестывающим движением с вытянутым носком. Не надо сгибать слишком сильно ногу в колене при замахе.
Упр. 2. Стоя нагнувшись, туловище в горизонтальном положении, выполнить несколько имитаций полных гребков руками.
Упр. 3. Стоя нагнувшись, выполнить несколько имитаций гребков руками в сочетании с дыханием. Дать занимающимся необходимые объяснения и исправить ошибки.
Упражнения в воде
Упр. 1. В положении лежа на груди, держась вытянутыми руками за сливной желоб, опустив лицо в воду (с задержкой дыхания), выполнить несколько движений ногами, как в способе дельфин. Не следует злоупотреблять упражнениями у борта. Как только занимающиеся поняли работу ног, надо переходить к плаванию с помощью ног с доской в руках (картинка ниже).
Упр. 2. Плавать с помощью ног с задержкой дыхания, опустив лицо в воду, оттолкнувшись от борта, с вытянутыми вперед руками. То же с прижатыми к туловищу руками.
Упр. 3. Плавать на груди и на боку с помощью ног способом дельфин под водой с задержкой дыхания. Руки вытянуты вперед над головой. То же с прижатыми к туловищу руками. То же (при плавании на боку) с одной рукой, вытянутой вперед, другая прижата к туловищу.
Упр. 4. Плавать с помощью ног с доской в руках с задержкой дыхания, опустив лицо в воду. Для вдоха голову поднимать настолько, чтобы рот вышел на поверхность воды. На доску руками не нажимать. Лежать в воде за счет своей естественной плавучести. При вдохе подбородок от воды не отрывать. Выдох (в воду) следует делать в течение 3—4 ударов ногами, вдох — после 2—3 ударов. Удар сверху вниз выполнять с ускорением. Вначале плавать поперек бассейна, а затем и вдоль, постепенно увеличивая расстояние до 150—200 м.
Упр. 5. Плавать с помощью ног с доской в руках. Дыхание произвольное. На доску руками не давить; голову высоко не поднимать; подбородок от воды не отрывать. Расстояние постепенно увеличивать до 200 м.
Упр. 6. Стоя нагнувшись, так, чтобы туловище было в горизонтальном положении и вода покрывала плечевые суставы, погрузив лицо в воду, выполнить с задержкой дыхания несколько гребков руками. Повторить несколько раз, пока движение не будет освоено. Движения руками изучать параллельно с изучением движений ног.
Упр. 7. Повторить упр. 6 в сочетании движений рук и дыхания (картинка ниже).
Упр. 8. Плавать поперек бассейна с задержкой дыхания, работая ногами кролем, а руками — дельфином.
Упр. 9. То же поперек и вдоль бассейна в сочетании с дыханием.
Упр. 10. Оттолкнувшись от стенки бассейна, скользить в воде в положении руки вытянуты вперед на ширине плеч, лицо в воде. Сделать удар ногами, затем одновременно с гребком руками сделать удар и скользить. Повторить несколько раз.
Упр. 11. Оттолкнувшись от стенки бассейна в мелкой его части, плавать поперек бассейна способом дельфин с задержкой дыхания в координации движений рук и ног (лицо в воде). Вначале 2—3 цикла; затем увеличивать до 5—6 циклов. Добиваться, чтобы первый удар ногами сверху вниз совпадал со средней частью гребка руками, а второй удар — с моментом, когда руки ложатся на воду и вытягиваются вперед.
Упр. 12. Плавать способом дельфин поперек и вдоль бассейна в координации всех движений и дыхания. Особое внимание обратить вначале на правильную работу ног, а затем на координацию движений и дыхания.
Разрядные нормативы
Рекорды
Мировые рекорды в плавании ратифицируются Международной федерацией плавания (ФИНА). Рекорды могут быть поставлены в длинной воде (50 метров) или короткой воде (25 метров) плавательных бассейнов. ФИНА признаёт мировые рекорды следуя событиям как для мужчин, так и для женщин.
Вольный стиль: 50 м, 100 м, 200 м, 400 м, 800 м, 1500 м
На спине: 50 м, 100 м, 200 м
Брасс: 50 м, 100 м, 200 м
Баттерфляй: 50 м, 100 м, 200 м
Комплексное плавание: 100 м (только на короткой воде), 200 м, 400 м
Эстафеты: 4×100 м вольным стилем, 4×200 м вольным стилем, 4×100 м комбинированная
Процесс ратификации описывается в ФИНА правилом SW12, и вовлекает в подчинение бумажной работе сертифицированной точностью системы времени и длины бассейна, утверждённые ФИНА правила рассматривают плавательные костюмы и берут допинг пробу(ы) у пловца(ов). Рекорды могут быть поставлены на промежуточных дистанциях в индивидуальном виде и в первой попытке эстафеты.
Список использованной литературы
1. Учеб. пособие / Физическая культура студента Н.С. Дядичкина. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004
2. Хрестоматия по физической культуре: Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, Н.И. Пономарева, В.И. Григорьева. – СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2001.
3. Викулов А.Д. Плавание М. Владос пресс 2004
4. Основы теории физической культуры / И.В. Еркомайшвили. Екатеринбург УГТУ, 2004
5. Теория и методика физического воспитания. Учебник Л.П. Матвеев и А.Д. Новиков / 1967
6. Плавание. Учебник для высших учебных заведений. М. ФиС 1988
xn--j1ahfl.xn--p1ai
3. Обучение облегченным способам плавания
Основная трудность обучения спортивным способам плавания заключается в неумении занимающихся согласовывать непрерывные движения конечностями с дыханием в том ритме, который определяется структурой способа плавания.
В большинстве облегченных способов в связи с выполнением движении обеими руками одновременно возникает большая подъемная сила, обеспечивающая высокое положение туловищу и голове, что облегчает выполнение вдоха и последующего выдоха. Повторное выполнение этих движений способствует более успешному и прочному умению согласования движений с дыханием.
Изучение техники облегченных способов плавания осуществляется в такой последовательности: движения ногами, дыхание, движения руками, согласование движений руками с дыханием, согласование движений руками и ногами при задержанном дыхании, плавание в полной координации.
.1 Изучение техники движений ногами
Изучение движений ногами начинается в наиболее доступном опорном исходном положении, соответствующем особенностям техники изучаемого способа плавания (на груди, на спине, па боку). Например, исходное положение для изучения движений ногами, как в кроле на груди, таково: удерживаясь обеими руками за желоб (пенное корытце) и упираясь предплечьями в стенку, учащийся принимает горизонтальное положение на поверхности воды. Ноги принимают характерные для изучаемого способа плавания положения: стопы повернуты внутрь (для движений кролем) или наружу (для движений брассом) и т. д.
По мере освоения структуры движения исходные положения усложняются: вначале нужно удерживаться за опору двумя прямыми руками, а затем одной. В этом случае (в связи с уменьшением опоры) в исходном положении для поддержания тела в устойчивом горизонтальном положении движения ногами нужно выполнять в повышенном темпе и с небольшой амплитудой.
Дыхание в опорных положениях может быть произвольным (рот над водой, ритм дыхания определяется самим занимающимся) и задержанным (после вдоха лицо опускается в воду, выдох задерживается). Время задержки дыхания определяется индивидуальными возможностями занимающихся.
Далее можно перейти к изучению движений в безопорном положении. Для этого, выполнив скольжение и не дожидаясь, когда тело потеряет скорость, занимающиеся начинают активные движения ногами, как в кроле на груди, брассе или другом способе, предварительно сделав вдох и задержав дыхание. Руки при этом принимают различные исходные положения: обе впереди, обе прижаты к туловищу, од мл впереди, другая прижата к туловищу и т. д. Изменения исходных положений рук перед началом упражнения и в процессе его выполнения помогают освоить те положения, которые пловец принимает во время плавания различными способами в полной координации.
Совершенствование в движениях ногами проводится при плавании с опорой о легкий предмет (например, плавательную доску). Прежде всего занимающихся следует научить правильно удерживать доску и принимать необходимые в этом случае исходные положения. При плавании с опорой о доску движения ногами можно выполнять в самых различных режимах: свободно, ускоренно, быстро/ переменно и т. д. Как правило, во время плавания с доской подбородок находится над водой и дыхание осуществляется произвольно.
Упражнения для изучения техники движений ногами
При плавании на груди. На суше. 1. Лежа на скамейке и свесив ноги, - движения ногами, как при плавании кролем на груди, брассом и дельфином. 2. Стоя на одной ноге, - движения другой ногой, как при плавании дельфином. 3. То же, но другой ногой. В воде. 1. Удерживаясь руками за опору или опираясь о дно, подбородок у воды, - движения ногами, как при плавании кролем на груди, брассом, дельфином. То же, но лицо опущено в воду, дыхание задержано. 3. Безопорное плавание на груди этими способами с помощью одних ног с различными положениями рук (лицо опущено в воду). 4. Плавание всеми способами с опорой руками о доску (подбородок у воды).
При плавании на спине. Па суше. Сидя на скамейке,- движения ногами, как при плавании кролем на спине, брассом на спине, дельфином па спине. В воде. 1. Удерживаясь руками за опору пли опираясь о дно, - движения ногами, как при плавании кролем па синие, брассом на спине, дельфином на спине. 2 Безопасное плавание на спине этими способами с помощью одних ног (руки прижаты к туловищу). 3. То же, но с различными положениями рук.
При плавании на боку. На суше. Стоя на «нижней» («верхней») ноге, - движения «верхней» («нижней») ногой, как при плавании на боку. В воде. 1. Удерживаясь за опору в положении на боку, - движения «верхней» («нижней») ногой, как при плавании на боку. 2. То же, но обеими ногами одновременно. 3. Безопорное плавание на боку с помощью одних ног, руки прижаты к туловищу, лицо опущено в воду, дыхание задержано. 4. Плавание на боку с опорой руками о доску, подбородок у поды. 5. То же, но лицо опущено в воду.
.2 Изучение техники дыхания
Дыхание - важнейший элемент техники. Оно выполняется в соответствии с особенностями (последовательностью) изучаемой координации движений.
Во всех облегченных способах плавания, которые предусматривают движение тела спортсмена в положении на груди, дыхание осуществляется за счет поднимания лица из воды (вдох) и его последующего опускания в воду (выдох). Ознакомление с техникой дыхания необходимо проводить на суше в положении наклона вперед, руки на коленях. В этом же положении дыхание вначале изучается в воде. Необходимо учить энергичному и полному выдоху в воду, а также движению головы вперед-вверх настолько, чтобы' рот показался над водой и был широко открыт для выполнения глубокого вдоха. Если позволяют условия, можно выполнять упражнения по изучению техники дыхания в усложненных условиях: продвигаясь по дну водоема в положении наклона вперед, руки опущены вниз (вытянуты вперед, назад вдоль туловища). Дыхание должно быть непрерывным, с акцентом па полный выдох в воду.
Упражнения для изучения техники дыхания
В воде. 1. Стоя в положении наклона вперед, руки на коленях, подбородок у воды,- глубокий вдох и полный выдох через рот (нос) в воду. 2. То же, но поворачивая голову для вдоха в правую (левую) сторону, 3. Идя по дну в положении наклона вперед, многократно выполнять полные выдохи в воду через рот (нос).
.3 Изучение техники движений руками
На суше учащихся знакомят с формой движений, указывают направление, амплитуду движений и положение гребущих звеньев. В воде изучение этого раздела начинается в опорном положении, стоя в положении наклона вперед, подбородок у воды, дыхание произвольное. Движения нужно выполнять активно, все время удерживая кисть перпендикулярно направлению движения, стараясь за счет прилагаемых к гребку усилий сдвинуть себя с места.
Необходимо использовать широкую вариативность движений, предлагая выполнять гребки прямыми, слегка согнутыми и сильно согнутыми руками. Это позволит найти такой вариант техники, при котором расположение конечностей и прилагаемые усилия будут обеспечивать наибольшую тягу: занимающиеся почувствуют, что им трудно удерживаться в исходном положении, и они сходят с места. Однако определение наилучшего варианта техники можно завершить лишь в безопорном положении.
В безопорном положении главное внимание уделяется свободному выполнению движений, умению своевременно приложить усилия при гребке для наилучшею продвижении. Грести следует широко, по большим амплитудам, псе время опираясь о воду ладонями. Поиски наиболее целесообразного варианта техники должны сопровождаться увеличением скорости продвижения, высоким положением тела в воде. При изучении движений руками допускаются свободные движения ногами в любом направлении, но по малым амплитудам (в зависимости от техники изучаемой координации).
Упражнения для изучения техники движений руками
При плавании на груди. На суше. 1. Стоя в положении наклона вперед, - движения прямыми руками, как в дельфине. 2. То же, но согнутыми руками. 3. Движения прямыми руками через стороны до бедер. 4. Попеременные укороченные и удлиненные движения руками, как в кроле. Дыхание произвольное. В воде. В опорном положении. 1. Стоя в наклоне вперед,- движения прямыми руками, как в дельфине. 2. То же, но согнутыми руками. 3. Движения через стороны прямыми руками до бедер. 4. Попеременные укороченные и удлиненные движения руками, как в кроле. Дыхание во всех случаях произвольное, затем задержанное. В безопорном положении. 5. Одновременные движения прямыми руками, как в дельфине. 6. То же, но согнутыми руками. 7. Одновременные движения прямыми руками через стороны до бедер. 8. Поочередные укороченные и удлиненные движения руками, как в кроле. Во всех случаях ноги выпрямлены, но не напряжены, а дыхание задержано.
При плавании на спине. На суше. 1. Стоя, - одновременные движения прямыми руками через стороны до бедер. 2. Попеременные укороченные движения руками. В воде. В безопорном положении: 1. Одновременные движения прямыми руками через стороны до бедер. 2. Попеременные укороченные движения руками. Дыхание во всех случаях произвольное.
При плавании на боку. Па суше. Стоя в положении выпада в сторону, - движения обеими руками одновременно вниз-назад. В воде. Стоя в положении выпада в сторону, - одновременные движения руками вниз-назад, дыхание задержано. В безопорном положении (тело лежит на боку) - одновременные движения руками вниз-назад, дыхание задержано, ноги выпрямлены, но не напряжены.
.4 Изучение согласования движений руками с дыханием
Во всех координациях на груди изучение согласования движении руками с дыханием осуществляется одинаково, так как здесь для выполнения вдоха голова должна подняться над водой настолько, чтобы рот лишь показался над водой. Специфика этого согласования позволяет после выполнения ряда упражнений на суше для предварительного ознакомления с особенностями координации уделять достаточно внимания подробному ознакомлению и предварительному изучению ее в воде в опорных положениях. Все внимание следует уделять выполнению полного и энергичного выдоха и правильного согласования дыхания с движениями руками. После освоения этого согласования, стоя в воде в положении наклона вперед без продвижения, его следует выполнять в этом же положении, но продвигаясь по дну на мелком месте.
В безопорном положении движения руками надо начинать тогда, когда тело еще скользит с большой скоростью. В этом случае, сделав энергичный выдох в воду в конце гребка руками, когда возникает наибольшая подъемная сила и тело в связи с этим принимает высокое положение, занимающийся выполняет вдох через широко открытый рот. Если при этом возникают затруднения, связанные с неумением сделать выдох на каждый гребок, то вначале изучения этого согласования можно пропускать 2-3 гребка и затем выполнить вдох. Однако в течение этого времени нежелательна задержка дыхания, нужно выполнять медленный продолжительный выдох и закончить его па том гребке, на котором будет сделан вдох.
Главным условием при изучении согласования движений руками с дыханием является умение выполнить энергичный и полный выдох в воду и в зависимости от его продолжительности своевременно начинать очередной цикл движений, т. е. строго подчинять ритм движений ритму дыхания. Чем медленнее будут выполняться движения, тем больше времени будет отведено для выполнения полноценного выдоха и формирования правильного согласования. Выполнение движений в высоком темпе при начальном обучении плаванию затрудняет своевременный и полноценный выдох и приводит к прогрессивному образованию кислородного долга (занимающийся прекращает движения).
При плавании на спине следует добиваться такого согласования, при котором вдох выполняется в строго определенный момент движений, хотя здесь дыхание не связано с выдохом в воду. Лучше всего, если вдох будет выполняться во время движения рук вдоль тела за голову (подготовительное движение), а выдох - во время гребка руками с акцентом на момент окончания гребка.
Упражнения для изучения согласования движений руками с дыханием
При плавании на груди. На суше. Стоя в положении наклона вперед, - имитация согласования движений руками с дыханием, как в кроле на груди (без выноса рук из воды), брассе и дельфине. В воде. 1. Стоя в положении наклона вперед,- согласование движений руками с дыханием, как в кроле на груди (без выноса рук MI йоды), брассе и дельфине. 2. То же, продвигаясь по дну и положении наклона вперед. 3. То же в безопорном положении, ноги выпрямлены, но не напряжены.
При плавании на спине. На суше. Стоя, - имитация согласования одновременных и попеременных движений руками с дыханием. В воде. В безопорном положении - согласование одновременных и попеременных движений руками с дыханием (на два счета вдох, на четыре - выдох).
При плавании на боку. На суше. Стоя в положении выпада в сторону, - имитация согласования движений руками с дыханием. В воде. 1. Стоя в положении выпада в сторону,- согласование одновременных движений руками с дыханием. 2. Это же в безопорном положении, ноги выпрямлены, но не напряжены.
.5 Изучение согласования движений руками и ногами при задержанном дыхании
плавание обучение упражнение дыхание
Это согласование изучается сразу в безопорном положении. При плавании на груди, когда ноги выполняют движения кролем, следует сразу же после непродолжительного скольжения начинать активное движение ногами, придать телу устойчивое горизонтальное положение и лишь после этого начинать безостановочные движения руками, сосредоточив все внимание на правильном расположении кистей при гребке и непрерывных движениях ногами. Останавливаться можно лишь тогда, когда возникнут трудности в связи с задержкой дыхания. Эти указания в равной степени относятся к изучению согласования движений при плавании на спине. Если занимающийся будет выполнять согласования движений руками и ногами правильно и при этом делать вдох и выдох в соответствии с требованиями техники данной координации, то этому не следует препятствовать. Если же вдох и выдох будут вызывать нарушения координации движений руками и ногами, тогда упражнение должно выполняться на задержке дыхания, чтобы можно было сосредоточиться на правильном выполнении согласования движений конечностями.
При плавании на спине дыхание задерживать нецелесообразно, лучше всего дышать произвольно, направляя все усилия на освоение правильной координации движений.
При плавании дельфином следует одновременно начинать рабочее движение руками и подготовительное - ногами и лишь после того, как руки займут вертикальное положение, одновременно делан, удар ногами сверху вниз и заключительную часть гребка руками. Это упражнение не следует разрешать выполнять при произвольном дыхании.
В координациях, выполняемых в положении на груди, наибольшие затруднения возникают при изучении сочетаний, как при плавании брассом, в связи с особенностями согласования движений. Здесь после непродолжительного скольжения выполняется энергичный гребок руками, затем подготовительные движения руками и ногами и, наконец, вынос рук вперед и гребок ногами. После этого следует обязательная пауза на 3-4 счета, во время которой тело должно быть выпрямлено, руки и ноги прямые, голова опущена лицом вниз и находится между руками (ладони обращены вниз).
Необходимость выполнять паузу при изучении согласования движений руками и ногами в равной степени относится и к координациям, выполняемым при положении тела на боку,
Упражнения для изучения согласования движений руками и ногами при задержанном дыхании
При плавании на груди. На суше. 1. Стоя в положении наклона вперед, - согласование одновременных движений прямыми и согнутыми руками вниз, прямыми руками через стороны, а также согласование попеременных укороченных и удлиненных движений руками с ходьбой мелкими быстрыми шагами на месте и с продвижением вперед. 2. Стоя на одной ноге, - согласование одновременных движений руками (вниз и через стороны) с движениями другой ноги брассом, дельфином. Во всех случаях дыхание произвольное. В воде. В безопорном положении: 1. Согласование одновременных движений прямыми и согнутыми руками вниз, прямыми руками через стороны с движениями ногами кролем, брассом, дельфином. 2. Согласование попеременных укороченных и удлиненных движений руками с движениями ногами кролем. Во всех сочетаниях лицо опущено в воду, а дыхание задержано.
При плавании на спине. На суше. 1. Стоя, - согласование одновременных движений руками через стороны с ходьбой на месте мелкими быстрыми шагами или с движением одной ногой брассом, дельфином. 2. Согласование попеременных укороченных движений руками с ходьбой на месте мелкими быстрыми шагами. В воде. В безопорном положении: 1. Согласование одновременных движений руками через стороны с движениями ногами кролем на спине, брассом на спине, дельфином на спине. 2. Согласование попеременных укороченных движений руками с движениями ногами кролем па спине.
При плавании на боку. На суше. Стоя, - согласование одновременных движений руками с движением «верхней» («нижней») ноги. В воде. В безопорном положении. 1. Согласование одновременных движений руками с одновременными движениями ногами. 2. Согласование одновременных движений руками с попеременными движениями ногами. В обоих случаях голова опущена лицом в воду, дыхание задержано.
.6 Изучение способа плавания в полной координации
Изучение способа плавания в полной координации необходимо начинать с согласования отдельных элементов техники во время плавания в медленном темпе. В этом случае внимание занимающихся, помимо полного и энергичного выдоха и своевременного вдоха, сосредоточивается на правильном согласовании отдельных движений в таком расположении гребущих звеньев, которое обеспечивает наилучшее продвижение тела вперед. По мере освоения согласования движений с дыханием темп плавания можно увеличивать, не допуская появления грубых ошибок в технике движений.
При плавании облегченными способами совершенно необязательно добиваться (особенно на первых порах) высокого качества выполнения движений. Пусть обучающийся демонстрирует лишь общую схему избранной координации. Главное состоит в том, чтобы, выполняя движения заданной координации и согласовывая их с дыханием, научить его свободно передвигаться по воде, постепенно удлиняя проплываемое расстояние. Педагог прежде всего должен обратить внимание на изучение данного согласования и на устранение грубых ошибок. Следует помнить о том, что по мере освоения избранного сочетания устраняются мелкие ошибки, увеличивается темп плавания, движения совершенствуются.
Упражнения для изучения способа плавания в полной координации
При плавании на груди. В воде. В безопорном положении: 1. Согласование одновременных движений руками с дыханием и движениями ногами кролем. 2. Согласование одновременных движений руками с дыханием и движениями ногами брассом. 3. Согласование одновременных движений руками с дыханием и движениями ногами дельфином. 4. Согласование попеременных движений руками с дыханием и движениями ногами кролем.
При плавании на спине. В воде. В безопорном положении: 1. Согласование одновременных движений руками с движениями ногами кролем и дыханием (на два счета вдох, на четыре выдох). 2. Согласование одновременных движений руками с движениями ногами брассом и дыханием. 3. Согласование одновременных движений руками с движениями ногами дельфином и дыханием. 4. Согласование попеременных укороченных движений руками с движениями ногами кролем па спине и дыханием.
При плавании на боку. В воде. В безопорном положении: 1. Согласование одновременных движений руками с движениями ногами на боку и дыханием. 2. Согласование одновременных движений руками с попеременными движениями ногами и дыханием.
studfiles.net
1. Средства и методы обучения и тренировки.
Основные средства обучения плаванию: общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше.
Подготовительные упражнения на освоение с водой. Игры и развлечения на воде.
Основные методы обучения: метод упражнения; метод словесного изложения; метод наглядного обучения; практические методы.
Методы освоения техники плавания.
Методы развития двигательных качеств.
Основные средства тренировки пловца: общеподготовительные упражнения; специально-подготовительные упражнения; соревновательные упражнения.
Основные методы тренировки пловца: равномерный; переменный; интервальный; соревновательный (контрольный)
Планирование и организация начальной тренировки: этап предварительной спортивной тренировки.
Характеристика этапа базовой спортивной подготовки пловца.
Техника плавания способом брасс: фазовая структура движений ног и рук; согласование движений рук и дыхания.
Характеристика общего согласования движений ног, рук и дыхания при плавании способом брасс.
Возможные типичные ошибки в технике плавания способом брасс.
Особенности выполнения старта при плавании способом брасс.
Техника выполнения поворота при плавании способом брасс.
Техника плавания способом дельфин: фазовая структура движений ног и рук; согласование движений рук и дыхания.
Характеристика общего согласования движений ног, рук и дыхания при плавании способом дельфин.
Возможные типичные ошибки в технике плавания способом дельфин.
Техника выполнения поворота при плавании способом дельфин.
Значение прикладного плавания в системе физического воспитания. Общая характеристика способов прикладного плавания.
Техника плавания способом брасс на спине: фазовая структура движений ног и рук; общее согласование движений ног, рук и дыхания.
Техника плавания способом на боку: фазовая структура движений ног и рук; общее согласование движений ног, рук и дыхания.
Техника ныряния в глубину: способом вниз головой; способом вниз ногами.
Техника ныряния в длину: способом брасс; комбинированными способами.
Спасательные средства и их применение.
Последовательность действий при спасении тонущего вплавь.
Спасательные средства и их применение.
Оказание первой помощи пострадавшему на воде.
Применение специальных упражнений на суше для совершенствования техники плавания способами кроль на груди и кроль на спине.
Упражнения в воде с использованием плавательных предметов для совершенствования техники движений ног, рук при плавании способами кроль на груди и кроль на спине.
Применение специальных упражнений на суше для совершенствования техники плавания способом брасс.
Упражнения в воде с использованием плавательных предметов для совершенствования техники движений ног и рук при плавании способом брасс.
Применение специальных упражнений на суше для совершенствования техники плавания способом дельфин.
Упражнения в воде с использованием плавательных предметов для совершенствования техники движений ног и рук при плавании способом дельфин.
Игры, направленные на совершенствование техники спортивными способами плавания.
studfiles.net