Как происходит поверка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах. Общедомовой счетчик воды в многоквартирном доме


Общедомовые нужды в 2018 году

С 1.01.2017 в платежках исчезла отдельная строка затрат на общедомовые нужды. Отныне ОДН включаются в платеж за содержание общего имущества. Как в 2018 году происходит расчет общедомовых нужд?

Аббревиатура ОДН в платежках стала уже привычной для потребителей. Большинство плательщиков уже разобралось в механизме начисления.

Но в 2018 году правила изменились кардинально. Как теперь рассчитывается плата за общедомовые нужды?

Важные аспекты

Раньше в составе общедомовых нужд отдельно оплачивался перерасход по электроэнергии, холодному/горячему водоснабжению, теплоэнергии.

С января 2018 года данные расходы включаются в состав оплаты за содержание жилья. Еще один немаловажный момент это изменение схемы начисления платежей за ОДН.

Прежде размер платы определялся как разница меж показаниями общедомовых счетчиков и суммой по показаниям индивидуальных приборов учета.

В большинстве многоквартирных домов разница полностью распределялась меж жильцами. С начала 2018 года платежи за ОДН получили четкие пределы.

Плата не может превышать соответствующий норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Отныне затраты на оплату сверхнормативного объема коммунальных ресурсов возлагаются на ТСЖ и управляющую компанию.

Важно! Для включения платы за ОДН в платеж за содержание жилого помещения не требуется решения общего собрания жильцов дома.

Но при этом указанные новации никоим образом не отразятся на многоэтажках с непосредственным способом управления и домов, где собственники не определили или не реализовали способ управления.

В подобных случаях сохраняется прежняя схема расчетов за ресурсу, потраченные на ОДН.

Что это такое

ОДН расшифровывается как общедомовые нужды. Под таковыми законодательством подразумеваются затраты, возникающие в процессе обслуживания многоквартирных домов.

При этом нужды могут быть разнообразными. К примеру, расходы на освещение включают в себя не только затрату энергии, но и замену лампочек или проводки.

Мытье подъездов и лестничных клеток предполагает трату воду. А отопление подъезда невозможно без затрат теплоэнергии.

В платежных документах подобные расходы часто прописываются просто как услуги.

Хотя на практике данные услуги часто оказываются ненадлежащим образом или не оказываются вовсе. При этом показатель расхода определенного ресурса устанавливается на региональном уровне.

Но основная проблема это отсутствие возможности и желания со стороны управляющих компаний в отношении экономии таких ресурсов.

В итоге жильцы получают платежки с существенно превышенными нормами расходов.

Изменения законодательства ведут к тому, что теперь в платежках обязательно отображаются детали оплаты.

Норма установлена обновленными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном жилье.

По мнению Министерства строительства и ЖКХ РФ это повлечет за собой более полное информирование граждан о составе расходов на оплату жилищных услуг.

В новой платежной квитанции ниже строчки «содержание жилого помещения» предусмотрена расшифровка с нормативами и начисленными платежами за содержание общего имущества.

При этом отдельно прописываются затраты на каждый отдельный вид коммуслуг.

Но в то же время из платежек не исчезли сведение об объемах фактически потребленных ресурсов согласно значениям общедомовых счетчиков.

То есть жильцы могут сравнить их с объемами, предъявляемыми к оплате по нормативам.

Такой анализ необходим собственникам и УК/ТСЖ для определения действительной стоимости услуг по содержанию жилого помещения.

Какова их цель

Когда то комуслуги оплачивались по строго учрежденным тарифам. Причем оплата зависела от численности проживающих жильцов.

Развитие рынка привело к тому, что всякий поставщик энергоресурсов желает получить полную оплату за действительно потраченные ресурсы, независимо от проблем потребителя.

Это потребовало кардинального изменения системы оплаты за получаемые услуги, как для собственников жилья, так и для управляющих компаний.

На практике объем потребляемых жильцами ресурсов отличался от объема, фиксируемого приборами учета ресурсоснабжающих организаций.

Получалось, что часть израсходованных ресурсов оставалась неоплачиваемой.

Управляющие компании не хотели, а часто и не могли, оплачивать неучтенные по счетчикам жильцов или по нормативам услуги.

Так появилась понятие общедомовых нужд в виде отдельной строки в счетах оплаты.

ОДН должны были компенсировать разницу меж показаниями счетчиков собственников или рассчитанными по нормативам и реальным расходом ресурсов.

Что касается учреждения нормативов, то сделано это для того чтобы УК не обязали собственников уплачивать за любые расхождения с показателями.

С 2018 года жильцы обязаны оплачивать то, что требуется для обслуживания дома.

Теперь не придется оплачивать расходы соседа или невнимательность УК, когда коммунальные ресурсы перерасходуются из-за неисправности коммуникаций.

Важный вопрос касается обязательности оплаты ОДН. Может ли собственник не платить за общедомовые нужды?

Данные услуги оплачиваются в обязательном порядке, даже в случае длительного отсутствия собственника. Если жилец не оплачивает ОДН, то он автоматически становится должником.

А значит, к нему будут применены законные меры воздействия – от ограничения в ресурсах до судебного взыскания задолженности.

Нормативная база

Графа ОДН появилась в платежных квитанциях в июне 2009 года.

Именно в это время в соответствии с Жилищным Кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ №и 307 от 6.05.2006 плата за общедомовое потребление электроэнергии предъявляется отдельно всякому жильцу многоквартирного дома.

Порядок расчета оплаты и предоставления услуг установлен Постановлением Правительства № 354 от 6.05.2011.

Что говорит Постановление 354, платить или не платить ОДН? Данный норматив определяет, что взыскание ОДН законно, поскольку это такие же комуслуги и тратятся они в пользу жильцов.

ФЗ № 176 от 29.06.2015 и Постановление Правительства РФ № 1498 от 26.12.2016 внесли изменения в Жилищный Кодекс РФ.

С 1.01.2017 плату за общедомовые нужды начисляют не ресурсоснабжающие организации, а ТСЖ или управляющие компании.

То есть строка ОДН теперь включается в платежку за содержание жилого помещения.

Нововведение объясняется тем, что ресурсы расходуются домом на содержание общедомового имущества.

При этом если до 2018 года платеж за ОДН выставлялся по нормативам потребления, то с начала 2018 года действуют новые нормативы потребления.

Сами же управляющие компании рассчитываются с ресурсоснабжающими компаниями по показаниям общедомовых счетчиков.

Проще говоря, жильцы не могут платить по ОДН больше учрежденных нормативов. Если имеется перерасход, то оплачивает его УК или ТСЖ.

Нормативы утверждаются региональными властями и могут отличаться в зависимости от субъектов РФ. Утвержденные нормативы должны публиковаться на сайте управляющей компании.

Возникающие нюансы

Благодаря нововведениям, вступившим в силу с 1.01.2017, собственники квартир получают возможность оптимизировать издержки при оплате услуг ЖКХ.

Любой владелец квартиры, знающий нормы потребления ресурсов, может оценить эффективность работы своей управляющей компании в сфере улучшения энергоэффективности жилья.

Становится возможной оценка объемов потребления ресурсов в самой квартире.

За счет точных данных приборов учета можно установить, где потребление чрезмерно и почему отопление одной квартиры обходится дороже другой.

Также собственники в многоквартирных домах получают возможность увидеть, во сколько обходится им содержание придомовых территорий и общих парадных.

Наглядное отображение расходов поспособствует решению вопросов, качающихся экономии ресурсов. Это в свою очередь поможет снизить размер платы по общим домовым нуждам.

Что входит в общедомовые нужды

Большая часть жителей многоэтажек под общедомовыми нуждами понимают:

  • освещение в домах подъездов и придомовых территорий;
  • затраты на уборку общих помещений;
  • расходы на отопление общей площади.

Но следует знать, что именно входит в ОДН. Кроме указанных расходов энергоресурсов в общедомовые нужды относятся:

  • работа лифтов;
  • применение насосов водоснабжения;
  • использование домофонов и сигнализации;
  • дежурное освещение чердаков и подвалов;
  • технологические потери, связанные с особенностями установленного электрооборудования.

ОДН по водоснабжению это:

  • мойка лестничных площадок и мусоропроводов;
  • полив газонов;
  • промывка коммуникаций;
  • потеря внутридомовых водосетей;
  • опрессовка отопительной системы;
  • ремонт и запуск отопительной системы.

Иные расходы ресурсов в ОДН не включаются. Но и указанных вполне достаточно чтобы при ненадлежащем потреблении образовались значительные потери.

А поскольку теперь нельзя списать все расходы на жильцов, то управляющие компании напрямую заинтересованы в экономии ресурсов и обеспечении надлежащего их использования.

Как рассчитывается электроэнергия (формула)

Величина оплаты ОДН по электроэнергии во многом зависит от наличия/отсутствия общедомового прибора учета.

При отсутствии счетчика электропотребление рассчитывается по нормативам, учрежденным еще в 2012 году.

Нормативы будут пересмотрены только к июню 2018 года. Как начисляется электроэнергия по ОДН сейчас?

Если в многоквартирном доме имеется общий счетчик, то общедомовые нужды рассчитываются представителем Энергонадзора вместе с представителем дома, выбранным общим собранием жильцов.

Основой становится разница меж показаниями общедомового счетчика и общей суммой показаний индивидуальных счетчиков.

В общую сумму включаются и значения, рассчитанные по нормативам для квартир, не оборудованных счетчиками. Полученная разница делится на всех владельцев квартир с учетом занимаемой площади.

Формула определения ОДН при наличии общедомового счетчика выглядит так:

Формула-1

При отсутствии общедомового прибора учета электроэнергии ОДН определяется по утвержденным нормативам.

Формула такова:Формула-2

Другие коммунальные услуги ОДН (тарифы)

Что касается других коммуслуг по ОДН, то имеет значение расход потребления воды. До 2018 года жильцы оплачивали весь перерасход.

В 2018 году ситуация должна измениться. После утверждения нормативов, общедомовой расход воды будет оплачиваться не более утвержденного тарифа.

При определении нормативов в расчет будут приниматься такие технические и конструктивные особенности многоэтажек как:

  • этажность;
  • износ инженерных систем;
  • вид системы водоснабжения;
  • оснащенность дома оборудованием.

Нормативы по расходам коммунальных услуг на содержание общедомового имущества будут рассчитываться на основании норматива, который каждый субъект РФ должен установить до 1.06.2017.

То есть пока говорить о средних тарифах по РФ нельзя. Это станет понятно после утверждения значений на всей территории России.

Для установления средних нормативов специалистам потребуется установить общий счетчик на многоквартирный дом и высчитать разницу меж общими и индивидуальным потреблением.

Видео: плата за общедомовые нуждыТолько сравнив показания по десяткам и сотням тысяч объектом, приняв во внимание их технические особенности, можно будет сделать расчет норматива потребления и определить средний тариф на ОДН.

К сведению! С января 2018 года в домах, где плата ОДН превышает нормативы или показания не могут быть определены по причине отсутствия счетчиков, жильцы могут оплачивать услуги по норме. Все излишние расходы оплачивает УК.

Как производится оплата

Согласно п.1 ст.154 ЖК РФ плата за ОДН в 2018 году начисляется и указывается в счете, выставляемом ТСЖ или УК, являясь частью оплаты за содержание жилого помещения.

Теперь ОДН не может включаться в оплату воды или электроэнергии исходя из площади помещения.

Но при этом платеж по ОДН не может превысить норматива потребления на общедомовые нужды, учрежденного региональным законодательством.

Нормативы до 1.06.2017 должны быть опубликованы на сайте местной администрации или региональной службы.

При этом законодательство не дает четкого ответа на ситуацию, когда норматив превышает фактическую сумму.

Но в Письме Минстроя от 14.02.2017 четко указано, что плата по ОДН должна осуществляться не ниже норматива.

Судебная практика

Изменения относительно ОДН повлекут за собой собственную судебную практику. До момента, когда задуманные поправки начнут действовать, как положено, потребуется «утряска» многих нюансов.

Что касается практики, предшествовавшей изменению ранее действующих норм, то таковая весьма обширна и охватывает практически всю территорию РФ.

Упомянуть можно Обзор судебной практики Президиума ВС РФ № 4 от 23.12.2015.

В частности в упомянутом обзоре кроме прочих рассматривался вопрос отсутствии общедомовых приборов учета сточных вод в многоквартирных домах и начисления оплаты за водоотведение в отношении ОДН.

Было установлено, что норматив водоотведения должен соответствовать объему воды, поданной источников централизованного водоснабжения.

Но в то же время ВС РФ установил, что объем водоотведения должен определяться исходя из нормативов потребления услуги водоотведения.

Но такого норматива нет. Следовательно, ОДН на водоотведение быть не может. Это сделало строку «водоотведение на ОДН» неправомерной.

Еще один важный момент касается установки общедомовых счетчиков. ФЗ № 261 от 23.11.2009 обязал собственников установить общедомовые приборы учета.

Если сами жильцы не устанавливали счетчик, это должна была сделать ресурсоснабжающая компания.

При этом плата за установку собственниками вносится равными долями в течение пяти лет. На практике ресурсоснабжающие компании требовали немедленной оплаты.

Определение ВС РФ от 17.06.2015 N 310-ЭС15-912 по делу N А14-13747/2013 разрешило спор.

Оплачивать установку общего счетчика должна УК, но вносить оплату можно в течение пяти лет.

Пока нельзя сказать, как отразятся новые поправки на собственниках квартир. Следует дождаться утверждения нормативов по всем регионам и практики их действительного применения.

jurist-protect.ru

Поверка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах

Наличие общедомового прибора учета (ОДПУ) — важная часть системы диспетчеризации многоквартирного дома. Фиксируя реальное потребление ресурса в рамках дома, общедомовой счетчик дает возможность не переплачивать за потери, возникшие в сетях поставщика.

Важным условием при этом является правильная работа приборов учета, достигаемая путем своевременной поверки счетчиков.

Содержание

  1. Зачем производить поверку общедомовых счетчиков
  2. Как часто производится поверка общедомовых счетчиков
  3. Поверка общедомовых счетчиков воды
  4. Поверка общедомовых счетчиков тепла
  5. Поверка общедомовых счетчиков газа
  6. Поверка общедомовых счетчиков электроэнергии
  7. Методы поверки общедомовых счетчиков
  8. Документы после поверки счетчиков
  9. Кто оплачивает поверку общедомовых приборов учета
  10. Своевременная поверка ОДПУ как профилактика ОДН

Зачем производить поверку общедомовых счетчиков

Поскольку со временем детали счетчиков изнашиваются, приборы могут давать неточные показания. Для того, чтобы проверить счетчик на корректность исчисления показаний и возможные дефекты, и производится поверка счетчиков.

Поверка предполагает обследование прибора учета на предмет соответствия всех характеристик метрологическим требованиям. Во время поверки выявляется наличие или отсутствие различных дефектов, от которых зависит погрешность ОДПУ в результате его работы. Если поверка выявляет, что прибор учета соответствует необходимым требованиям, его оставляют работать на новый срок. В случае выявления каких-либо дефектов счетчик ремонтируется, а при невозможности или нецелесообразности ремонта — меняется на новый.

Необходимость поверки общедомовых приборов учета следует из Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г.

К применению допускаются средства измерений, прошедшие проверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений. 102-ФЗ ст. 9. п. 1, ст.12. п.1

Кроме того, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», обязывают потребителей к проведению поверок счетчиков в установленные сроки.

Потребители обязаны обеспечивать проведение поверок коллективных (общедомовых) приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета. ПП РФ РФ № 354 от 06.05.2011, п. 34

При просрочке срока поверки ОДПУ эксплуатация счетчиков запрещена. Оплата коммунальных услуг в таком случае начисляется не по фактическому потреблению, а по нормативу.

Как часто производится поверка общедомовых счетчиков

Поверка общедомовых счетчиков в обязательном порядке производится по окончанию «сроков поверки», указанных в технической документации на ОДПУ. Такие сроки устанавливаются заводами-изготовителями. В течение этих сроков гарантируется точность измерений, а по их окончании прибор учета поверяется на исправность.

Управляющие организации многоквартирных домов с установленными ОДПУ заключают с ресурсоснабжающими организациями договоры поставок коммунальных ресурсов и ведут расчеты в соответствии с порядком, изложенным в «Правилах предоставления коммунальных услуг…». В 2013 году правительство редактировало эти Правила, добавив подпункт об обязанностях потребителей проводить поверки общедомовых приборов учета в сроки, установленные их технической документацией.

Потребители обязаны обеспечивать проведение поверок коллективных (общедомовых) приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. ПП РФ РФ № 354 от 06.05.2011, п. 34, пп. «е»

Поверка общедомовых счетчиков воды

Поверка общедомовых приборов учета воды проводится в соответствии с требованиями ГОСТ 8.156 (п.3.4.8) и МИ 1592-99. Согласно этим источникам, поверка ОДПУ воды заключается во внешнем осмотре счетчика, проверке его герметичности и определении его относительной погрешности.

При внешнем осмотре ОДПУ воды проверяется:

  • соответствие комплектности требованиям нормативно-технической документации на счетчик конкретного типа;
  • состояние лакокрасочного покрытия;
  • четкость надписей на маркировочной табличке, цифр и отметок на циферблате и роликах отсчетного устройства;
  • отсутствие пятен, трещин и сколов, влияющих на считывание показаний;
  • отсутствие загрязнений на стекле, закрывающем циферблат и отсчетное устройство;
  • наличие стрелки, указывающей направление потока воды.

Герметичность счетчиков проверяют путем создания гидравлическим прессом в рабочей полости давления 1,6 МПа (16 кгс/см). Результаты проверки считают удовлетворительными, если после выдержки в течение 15 мин в местах соединений и корпусе не наблюдается отпотевания или течи воды.

Относительную погрешность ОДПУ воды определяют при трех поверочных расходах — номинальном, переходном и минимальном. При каждом расходе выполняется одно измерение и не допускается усреднение погрешности, определенной при различных расходах.

Счетчики воды с радиомодулем

Поверка общедомовых счетчиков тепла

Методы поверки общедомовых приборов учета тепла определяются согласно правилам Госстандарта РФ. В соответствии с требованиями Закона РФ «Об обеспечении единства измерений», в заводской документации на единое средство измерения тепловой энергии и теплоносителя должен быть раздел «Методика выполнения измерений».

В общем виде поверка ОДПУ тепла состоит из внешнего осмотра, поверки электрического сопротивления изоляции счетчика и определения его метрологических характеристик.

Внешний осмотр ОДПУ тепла включает:

  • выявления внешних неисправностей и дефектов;
  • проверку маркировки;
  • проверку качества внешнего вида, исправности защитной арматуры и соединительных проводов;
  • проверку равенства длин проводов;
  • проверку отсутствия загрязненности поверхности защитной арматуры.

Проверку электрического сопротивления изоляции между чувствительным элементом счетчика и защитной арматурой проводят при температуре 25 (± 5) °С и относительной влажности воздуха от 45 до 80% мегомметром М4100/1 с переменой полярности напряжения. Сопротивление изоляции должно быть не менее 100 МОм.

Метрологические характеристики определяют по результатам измерений сопротивлений ТП при температурах 0 и 100°С. При этом сопротивления счетчика при температуре вблизи 0 и 100 °С определяют в соответствии с ГОСТ 8.461.

Поверка общедомовых счетчиков газа

Счетчики, снабженные устройствами пересчета результатов измерений объема газа, поверяют поэлементно или поканально по методике, изложенной в руководстве по эксплуатации. Поверку по каналу измерений объемного расхода и объема этих счетчиков проводят в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 8.324-2002. Такая поверка включает проведение внешнего осмотра и проведение испытаний с целью определения пригодности счетчика.

При внешнем осмотре ОДПУ газа устанавливается:

  • наличие паспорта на счетчик или свидетельства о предыдущей поверке;
  • наличие руководства по эксплуатации;
  • наличие протокола испытаний на герметичность и протокола испытаний на сопротивление изоляции;
  • наличие товарного знака предприятия-изготовителя;
  • наличие надписей с указанием типа, порядкового номера, года изготовления, наибольшего избыточного давления, максимального и минимального значений расхода.

Опробование счетчика проводят, пропуская через него поток воздуха со значением расхода не менее 10% номинального. Счетчик при этом должен работать устойчиво и без посторонних шумов. По результатам сравнения пропущенного через эталонный счетчик контрольного объема воздуха с показаниями поверяемого счетчика проверяют основную относительную погрешность.

Показания счетчиков могут быть сняты визуально по отсчетному устройству или, при наличии импульсного выхода, по числу зарегистрированных импульсов.

Поверка общедомовых счетчиков электроэнергии

Методики поверки ОДПУ электроэнергии разнятся в зависимости от модели счетчиков. В общем виде процедура включает в себя следующие действия:

  1. Проверка наличия паспорта на счетчик или свидетельства о предыдущей поверке.
  2. Осмотр счетчика на предмет наличия повреждений корпуса, внешних или внутренних частей — в том числе, проверяется прочность стекол, наличие индивидуального номера, соответствие комплектности заявленной модели и маркировки.
  3. Опробование и поверка правильности функционирования счетного механизма прибора учета. Для этого счетчик подключается к источнику питания и прогревается при номинальном напряжении и в таком же режиме подачи тока. Также допустима поверка, когда измеряется частота вращения диска и зажигания светодиодов за время изменения показаний счетного механизма на 2 цифры нижнего разряда.
  4. Проверка прочности электроизоляции. Не проверяется, если счетчик недавно ремонтировался или если с момента прошлой поверки счетчика его целостность не нарушалась, что подтверждается неповрежденной пломбой.
  5. Проверка отсутствия самохода. Для этого, при отсутствии тока в последовательной цепи и номинальном показателе напряжения источника питания счетчика, подается напряжение на параллельную цепь — 115% от номинального показателя.
  6. Поверка порога чувствительности электросчетчика. Проводится при номинальном значении напряжения параллельной цепи счетчика и таком же значении напряжения источника питания в приборе учета электроэнергии.

Также определяется соответствие систематической относительной или основной погрешности учета, предусмотренной изготовителем. Погрешность определяется методом косвенного измерения мощности. При этом используются вольтметр, амперметр и секундомер. Погрешность определяется путем сравнения показаний напряжения, силы тока или мощности нагрузки с указанными в технической документации к счетчику.

Методы поверки общедомовых счетчиков

Поверка общедомовых счетчиков проводится как в плановом режиме, так и внепланово. Внеочередная поверка проводится в случаях:

  • повреждения пломбы (поверительного клейма), либо в случае утраты свидетельства о поверке или вводе в эксплуатацию оборудования после периода длительного хранения;
  • повторной настройки, связанной с известным, либо предполагаемым повреждением счетчика.

Метрологическое обеспечение достоверности показаний ОДПУ заключается в периодической поверке этих приборов в специализированной организации. Например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своем распоряжении соответствующие испытательные лаборатории.

Поверка в метрологической лаборатории

Метрологическая поверка в лаборатории заключается в испытаниях прибора учета на специализированном оборудовании. При проверке ОДПУ в метрологической лаборатории счетчик, помимо проверки на соответствие обязательным требованиями, установленными нормативными документами по поверке, очищается от отложений и, при необходимости, ремонтируется.

Для поверки общедомового прибора учета в метрологической лаборатории счетчик демонтируют в присутствии представителя поставщика ресурса, который проверяет показания прибора учета и сохранность пломб. Таким образом, демонтаж ОДПУ сопряжен с необходимостью согласования даты и времени прибытия представителя ресурсной организации. Дальнейшая доставка ОДПУ в метрологическую лабораторию происходит по предварительной договоренности о дате поверки.

После проведения поверки необходим повторный вызов представителя поставщика ресурса для установки поверенного прибора учета, его опломбировки и составления «Акта ввода в эксплуатацию».

Поверка общедомовых счетчиков без снятия

Поверку общедомовых приборов учета возможно проводить и без снятия. Такой подход будет целесообразен в ветхих домах.

Дело в том, что в случае установки общедомового прибора учета в старом жилом фонде, его снятие подвергает риску состояние инженерной системы. Демонтаж ОДПУ может привести к нарушению целостности узлов и, как следствие, к затратам на ремонтные работы.

Для того, чтобы выполнить процедуру поверки без снятия, специалисты метрологической лаборатории могут приехать к месту установки счетчиков самостоятельно и с помощью переносной системы выполнить необходимые операции, не снимая приборы. В результате такой поверки, как и при поверке в метрологической лаборатории, определяется погрешность и составляется соответствующий акт.

Однако при поверке ОДПУ без снятия существует риск того, что какая-то деталь счетчика скоро выйдет из строя, что невозможно определить без лабораторного исследования. Как следствие, снижается достоверность данных об истинном техническом состоянии прибора учета.

Документы после поверки счетчиков

Если после проведения требуемых метрологических процедур, общедомовой прибор учета признается пригодным для дальнейшей эксплуатации, то, вне зависимости от выбранного метода поверки, после ее проведения оформляются следующие документы:

  • свидетельство о поверке;
  • договор о проведении поверки;
  • документ, подтверждающий оплату поверки.

Кроме того, в техническом паспорте счетчика делается запись о том, что поверка пройдена.

Если ОДПУ признается непригодным к применению, выписывается извещение о непригодности.

Право проводить поверку имеет не каждая организация, поскольку такой вид услуг относится к подлежащим обязательному лицензированию. Помимо прочего, такая организация должна быть аккредитирована в Единой национальной системе аккредитации. Поэтому, чтобы результаты поверки признавать действительными, необходимы еще и копии документов, относительно организации, проводившей поверку:

  • аттестат об аккредитации;
  • приказ об аккредитации.

Кто оплачивает поверку общедомовых приборов учет

Ответственность за содержание общедомового имущества ложится на собственников жилого дома. Поскольку ОДПУ входят в категорию общедомового имущества, их установка и поверка осуществляется управляющей компанией многоквартирного дома за счет собственников помещений, в рамках платы по статье «Содержание жилья».

Содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д. ПП РФ №491 от 13.08.2006 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме»

Своевременная поверка ОДПУ как профилактика ОДН

Неисправные общедомовые приборы учета приводят к неучтенным потерям ресурса, оплачивать которые приходится потребителям. Такие потери включаются в квитанции на оплату коммунальных услуг, в графу ОДН.

Подробнее о том, как рассчитывается ОДН

Проведение поверок общедомовых счетчиков означает гарантию корректности работы приборов учета. И, как следствие, уменьшение разницы между показателями ОДПУ и реально потребленным объемом ресурса.

Конечно, это не единственная причина высокого ОДН. На практике их существует около десятка, и их устранение становится задачей управляющей компании. «СТРИЖ» помогает помогает разобраться с главными причинами высокого ОДН уже в первую неделю после установки, позволяя развернуть полноценную систему автоматизированного сбора показаний за разумный бюджет.

Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

 

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

 

В продолжение статьи:

Выгодно ли ставить счетчики на воду

Большой ОДН на воду: причины и методы снижения

 Точку в истории высокого ОДН поставят счетчики воды с удаленной передачей показаний

uchet-jkh.ru

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) в многоквартирном доме

Государство подталкивает управляющие организации и потребителей к повсеместной установке общедомовых приборов учета, делая эксплуатацию домов без них все менее выгодной. Определяющим нормативным актом тут является постановление Правительства № 344 от 16 апреля 2013 года, устанавливающее повышающие коэффициенты при расчете платы в домах, не оборудованных ОДПУ. С начала 2017 года этот коэффициент составляет 1,6.

В статье мы рассмотрим вопросы о том, какие задачи решают общедомовые счетчики и как используются их показания, на чьи деньги устанавливаются эти устройства, а также как они проверяются и обслуживаются.

В каких случаях нужен общедомовой прибор учета

ОДПУ в многоквартирном доме обеспечивают контроль реального потребления ресурсов жильцами и объемы их фактических поставок от РСО. Такие счетчики устанавливаются на оба вида воды, отопление, электрическую энергию и газовое топливо. Установка ОДПУ нужна управляющей организации, в первую очередь, для исключения переплаты за потери ресурсов, которые происходят на магистральных сетях поставщика, а также для выявления тех потребителей, которые скручивают показания ИПУ.

Размер оплаты коммунальных услуг формируется с учетом двух моментов:

  • объем ресурса, потребляемый домом;
  • тарифные ставки.

Тарифы ЖКХ повышаются ежегодно, и воздействовать на это ни УК, ни потребители не могут. Однако можно повлиять на объем расходуемых ресурсов, снижение которого позволит получить реальную экономию. О том, как можно реально экономить в ТСЖ, редакции журнала «Управление МКД» рассказал председатель ТСЖ «Отрада-12».

Установка ОДПУ в МКД дает несколько преимуществ:

  • потребление коммунальных ресурсов оплачивается по факту;
  • между ресурсовиками и потребителями разделяются убытки за те потери, которые неизбежно присутствуют на магистральных сетях;
  • фиксируются факты потери ресурсов.

Только при использовании ОДПУ управляющая организация может достоверно установить, какое количество ресурсов потребляется в МКД.

Даже при наличии в квартирах индивидуальных приборов учета потребность в общедомовых счетчиках не исчезает. ИПУ нужны собственникам для того, чтобы оплачивать те ресурсы, которые они по факту потребили. Однако есть еще и расходы на содержание общедомового имущества. Их тоже оплачивают жильцы, но учитываются они при помощи ОДПУ. А как вы бы поступили, если если РСО требует оплатить «отрицательный» КР на СОИ? Об этом читайте в специальной статье нашего эксперта.

Общедомовые ПУ позволяют также обнаружить скрытые протечки на общих коммуникациях. Без таких счетчиков зачастую даже сам факт протечки остается неизвестным, в результате чего происходит не только переплата, но и появляется потенциальная опасность для конструкций дома.

Общедомовые приборы учета должны ставиться во всех многоквартирных домах, подключенных к централизованным коммуникациям подачи тепла, воды, электричества и газового топлива.

Не устанавливаются ОДПУ в домах, в которых отсутствует техническая возможность их монтажа и правильного применения. Чтобы зафиксировать данный факт, необходимо провести обследование и подтвердить наличие хотя бы одного критерия, говорящего о невозможности поставить счетчики. Эти критерии подробно рассмотрены в материале из нашей справочной системы.

Виды общедомовых приборов учета

В одном здании обычно стоит сразу несколько общедомовых счетчиков, каждый из которых фиксирует потребление отдельного ресурса – воды, тепла, света и газа.

В наибольшем разнообразии представлены тепловые счетчики, которые делятся на 4 вида.

1. Тахометрические. Это недорогой прибор, но для его использования потребуется специальный фильтр, предотвращающий попадание загрязнений, неизбежно присутствующих в теплоносителе. Отсутствие электронных компонентов позволяет использовать ПУ в условиях высокой влажности, а подключение к отдельной батарее обеспечивает его работу в течение 5 лет.

Однако есть у тахометрических счетчиков и явные минусы. Они быстро ломаются из-за высокой жесткости воды, колебаний давления теплоносителя и наличия в нем примесей. По этим причинам такие приборы обычно монтируются в частных домах.

2. Электромагнитные. Такие счетчики дают очень точные показания, но для долгосрочной работы им требуется регулярное обслуживание. Сбои в работе ПУ могут вызвать металлические примеси в теплоносителе и неисправности проводки.

3. Вихревые. Устройства этого типа дают правильные показания даже при пропускании теплоносителя с примесями и загрязнениями, а также при скачках его давления. Все это справедливо только при установке дополнительного фильтра и своевременном контроле его состояния. Снимать показания с таких ОДПУ можно в удаленном режиме.

4. Ультразвуковые. Достаточно точные устройства, но в то же время требовательные к условиям работы.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Кто оплачивает установку ОДПУ

В ФЗ-261 от 23 ноября 2009 года четко указано, что установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возлагается на собственников помещений. Именно они принимают такое решение и оплачивают его реализацию. Для установки ОДПУ и начала их использования даже определяли крайний срок – 1 июля 2012 года. Однако жестко наказывать за несоблюдение данного условия не стали, вместо этого государство применяет меры экономического стимулирования. Прежде всего, они связаны с постоянно увеличивающимися повышающими коэффициентами для расчета оплаты в многоквартирных домах без общедомовых счетчиков воды и других ресурсов.

Если в указанные сроки ОДПУ установлены не были, то к решению этой задачи подключаются управляющие и ресурсоснабжающие организации. УК в данном случае обязана осуществлять следующую работу:

  • направлять владельцам помещений предложения об осуществлении мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности дома;
  • предлагать потребителям принять решение об установке ОДПУ на общедомовом собрании;
  • организовывать такие собрания, на которых будут решаться вопросы о монтаже или замене общедомовых ПУ, о финансировании данных работ и так далее.

Кроме этого УО должна контактировать с РСО, которые также привлекаются к процессу оснащения домов общими счетчиками. При этом оплата все равно возлагается на жильцов, которые могут произвести ее двумя способами:

  • сразу всей суммой;
  • долевыми выплатами на протяжении 5 лет с момента монтажа.

Когда устанавливается ОДПУ, каждый собственник получает счет с указанием общих сведений о его стоимости и суммы к оплате, предъявляемой конкретному потребителю. Расходы владельца определяются его долей в общедомовом имуществе.

Иногда бывает так, что владельцы помещений отказываются оплачивать установку общедомовых счетчиков. В таком случае РСО выполняет монтаж принудительно, и с собственников в дальнейшем взыскиваются необходимые средства. Обязанность жильцов по оплате таких расходов и предоставлению доступа ресурсовикам к местам установки ОДПУ прописана в пункте 12 статьи 13 ФЗ-261 от 23 ноября 2009 года.

Проведение ОСС по вопросу установки ОДПУ

Общедомовые приборы учета относятся к общему имуществу, а работы по их установке квалифицируются как капитальный ремонт. В связи с этим все такие вопросы решаются исключительно на общем собрании собственников. Оно проводится в стандартном порядке, с предварительным уведомлением со стороны управляющей организации.

УК при проведении ОСС может осуществлять лишь мероприятия ознакомительного характера. При этом собственников нужно уведомлять о необходимости монтажа ОДПУ. В противном случае управляющей организации грозит штраф. Пункт 5 статьи 9.16 КоАП РФ говорит о том, что занимающиеся содержанием многоквартирных домов организации не должны уклоняться от информирования потребителей о предусмотренных законодательством мероприятиях по повышению энергоэффективности жилья.

Расчет тарифов за потребление КУ

При расчете оплаты для потребителей коммунальных ресурсов учитываются показания как индивидуальных, так и общедомовых счетчиков. Жильцы оплачивают и то, что потреблено внутри квартиры, и расход ресурсов на общедомовые нужды. Оплата за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (КР на СОИ) рассчитывается как разница между тем, что насчитал ОДПУ, и тем, что оплатили собственники по ИПУ. Эта сумма при очередном перерасчете перераспределяется между всеми собственниками.

Описанное общее правило работает в большинстве случаев, но нужно знать и об исключениях. Одно из них описано в статье в нашем журнале. Здесь мы рассмотрели интересный прецедент, когда суд признал расчет платы за отопление по ОДПУ противоречащим Конституции.

Речь в данной ситуации шла о новом доме, в котором застройщик изначально предусмотрел наличие в каждой квартире счетчиков тепла, но отдельные недобросовестные жильцы не обеспечили их сохранность, и УК перестала учитывать при начислении оплаты показания ИПУ. Один из жильцов остался недоволен повышением платы и дошел с данным вопросом до Конституционного суда. Тот вынес вердикт, заставивший управляющую организацию пересмотреть порядок начисления платежей, а также поставивший под сомнение отдельные положения ПП № 354 от 06.05.11 и ЖК РФ.

Подробнее об этой уникальной ситуации читайте в нашем журнале. В условиях все более широкого внедрения квартирных счетчиков тепла приведенные в ней судебные определения могут стать актуальными для вас в самое ближайшее время.

Проверка и замена ОДПУ

Каждый общедомовой счетчик предварительно проверяется заводом-производителем. Его работоспособность при поставке подтверждается при помощи:

  • клейма;
  • отдельной наклейки;
  • написанного на приборе подтверждения, которое дублируется в сопроводительной документации.

ОДПУ регулярно проходят проверки с составлением актов. Например, для счетчиков тепла проверочные действия выполняются перед наступлением холодного сезона. Обязательно делается проверка после выполнения серьезных ремонтных работ на коммуникациях.

Для общедомовых счетчиков расписывается план технического обслуживания, выполнение которого обеспечивает их длительную работу и точность показаний. При обнаружении неисправностей ОДПУ ремонтируются или заменяются. Контролируются все эти процессы УК. При этом любые вмешательства в работу счетчика производятся с привлечением представителей РСО.

www.gkh.ru

Общедомовые нужды вода что входит, норматив, оплата, отменили. Горячая вода на ОДН законно ли это и холодная вода, водоснабжение в ЖКХ

Общедомовые нужды водаПоявление понятия ОДН или общедомовые нужды, многих озадачило, так как сразу трудно понять, что это такое и как рассчитать ОДН на воду и коммунальные услуги по новым тарифам. Благодаря данной статье и этому сайту, можно найти ответы на часто задаваемые вопросы и понять, что к чему в новой квитанции на оплату услуг ЖКХ и как вести подсчеты, чтобы правильно делать оплату.

Представленные сведения будут актуальными в 2016, 2017, 2018 и другие года, так как данные для города Новосибирск, Москва, Омск, Московская область, Пермь, СПб, Челябинск, Калининград и других городов в России и Украине постоянно обновляются. Также стоит отметить тот факт, что новый закон не отменили, хоть некоторые СМИ и писали об этом, а вот цена действительно повышается на все услуги.

Что это такое ОДН по воде в ЖКХ

В многоквартирные жилые дома «приходят» коммунальные ресурсы, часть которых направляется в квартиры жильцов, а остальные расходуются на сам дом и общедомовое имущество, что называется ОДН в ЖКХ. В правительственном постановлении под номером 354 говориться о том, что каждый владелец квартиры должен оплачивать и потребляемые им и идущие на весь дом услуги, для чего используются формулы подсчета, о которых будет рассказано дальше в этой статье.

Что входит в общедомовые нужды по воде

Что входит в ОДН по холодной воде по закону? Сюда относится:— мойка лестничной площадки и чистка мусоропроводом с использованием воды;— полив газона, уход за палисадником;— мойка коммуникаций;— потери водосетей внутри дома.

Что входит в ОДН по холодной воде по 354 постановлению? Сюда относится:— сброс воды в стояках дома при ремонте батарей и системы отопления;— опрессовка отопительной системы после выполнения ремонтных работ;— подготовка к новому отопительному сезону, при которой горячая вода расходуется для технологического пролива;— потеря воды во внутридомовой сети.

Методика расчета ОДН по горячей и холодной воде в многоквартирном доме будет иметь поправку на используемые ОПУВ (общедомовые приборы учета воды). Вопрос о том, ставится один или на каждый подъезд, будет рассмотрен в дальнейшем.

Общедомовые нужды на горячее водоснабжение и холодная вода

Потребление горячей воды, как указывает правительственное постановление от 16 апреля 2013-го года под номером 344, и остальные затраты на воду будут входить в общий принцип расчета ресурсов на каждого потребителя.

Чаще всего, сделанные расчеты по ОДН на воду, будут распределены по каждому из лицевых счетов в доме с использованием принципа пропорциональности к площади. При этом, лицевой счет это квартира или нежилое помещение, так как все они будут внесены в затраты по всему дому.

Нормы ЖКХ по горячей и холодное воде, определяются для каждой области отдельно

Расчёт ОДН по воде при отсутствии общедомовых приборов учёта

Если говорить об общем случае, то для расчета используется следующая формула ОДН холодную и горячую воду:

Nодн = 0,09 х К/ Sои (кубический метр/квадратный метр в месяц)

Значение Nодн это норматив и по коммунальным услугам для льготников и тех, кто не имеет льготы по водоснабжению. Цифра 0,09 представляет собой расход водных ресурсов из расчета на 1 жильца, а значение К показывает число жильцов всего дома. Под параметром Sои понимается общее значение площади всех помещений в доме.

Еще одна формула ОДН:

Vодн = норматив * Sодн

В этом случае Vодн представляет собой значение объема по всем счетам, а под Sодн понимается только та площадь, которая внесена в общедомовое имущество, то есть речь идет о местах общего пользования. Полученное значение по второй формуле, требуется распределить по каждому жильцу, в том числе с учетом нежилых помещений, к примеру, магазинов имеющихся внутри жилого дома.

Расчёт ОДН по воде при наличии общедомовых квартирных приборов учёта

В этой ситуации применяется следующий подсчет:

Vодн = Vдом – Vсчет – Vнорм – Vвычет

Под значением Vодн, принято понимать объем по всем счетам для распределения по домовым потребностям, а Vдом это потребление по установленному на весь дом счетчику. Значение Vсчет рассчитывается, как сумма объемов по показателям каждого квартирного счетчика, а Vнорм это суммарные нормативы в тех случаях, где не имеется счетчика. Под значением Vвычет понимается такой вариант вычета, который связан с дополнительными услугами.

Водоотведение на общедомовые нужды

Если посмотреть на новый закон и его изменения, то можно понять, что наличие в жилом помещении приборов учета, приходится оплачивать меньше в сравнении с предшествующим периодом, так как сверх нормы оплата не подразумевается идти от владельца жилой недвижимости, а будет переходить на того, кто будет поставщиком услуги. Но есть исключение, связанной с поставщиком в лице компании, которая будет заниматься подобной деятельностью, и не будет давать разрешения на подобные льготы.

Расход и оплата за воду на общедомовые нужды

Водоснабжение имеет неоднозначные трактовки, что сказывается на формулах подсчета и конечном счете, выставляемом потребителю. Если говорить о новых правилах, введенных с 1 июня 2013-го года, то предлагается разница объема по индивидуальному отоплению и тому, который представлен со стороны поставщика, которая практически всех устраивает, хоть тут и требуется доработка законопроекта, так как в сегодняшнем варианты те, кто не имеет счетчика и жильцы многоквартирного дома, которым его установили, уравниваются в суммах платежей по отчислению за весь дом, а разница будет лишь в случае начисления на индивидуальное квартирное пользование.

Как не платить ОДН за воду легально и законно

Можно ли не платить по счета ЖКХ? Полностью оплата не может быть отменена, но есть возможность экономить, даже не имея льгот. Для начала, стоит исключить ошибки и накрутку счетчиков представителями управляющей компании, что легко сделать, предложив кандидатов на должность контролеров от всего дома, которых выбирают среди жильцов. Им дается право проверять снятые показания представителями УК и убедиться в том, что все значения соответствуют реальному потреблению, а последующие расчеты выполняются без ошибок. Не менее полезным нововведением, считается установка ОПУ, что дает наибольшую экономию для каждого жильца.

Общедомовые счетчики воды

Подобные водомеры будут востребованными в случае, когда ТСЖ или УК будет заниматься расчетами по всем жильцам. Общедомовой счетчик воды правила установки имеет определенные и стоимость такой работы, а при его отсутствии могут учитываться новые нормативы потребления.

Кто оплачивает установку? За чей счет будет проводиться монтаж? В этом случае, деньги оплачивают собственники жилья, так как только в их интересах начать меньше платить за услуги ЖКХ. Примечательно, что подобные установки в состоянии определять все виды утечек и отнимать их от общего значения, что дает реальные цифры расхода, которые нужно оплатить, а остальные потери жильцы дома оплачивать не будут, но это делают все, кто не поставил счетчик на весь дом.

odnlab.com

Кто должен оплачивать за установку общедомового прибора учета холодной воды?

Согласно пункту 38(1) Правил №491 в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 года не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

Абзацем вторым пункта 38(1) Правил №491 предусмотрено, что счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.Граждане — собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».Из приведенной нормы права следует, что ресурсоснабжающая организация, осуществившая оснащение многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, взыскивает напрямую с собственников помещений многоквартирного жилого дома свои понесенные расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета путем выставления соответствующих счетов.Управляющая компания в определенных законодательством случаях может являться обязанным лицом по оплате расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета перед ресурсоснабжающей организацией. Но только в случае, если такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества (пункт 38(1) Правил №491), а также в случае, если управляющей компанией заключен договор с ресурсоснабжающей организацией на установку приборов учета энергетических ресурсов с обязательством оплаты.

Тщательно разберитесь с УК и ТСЖ

pravoved.ru

Общедомовые приборы учета воды \ Консультант Плюс

Подборка наиболее важных документов по запросу Общедомовые приборы учета воды (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Общедомовые приборы учета воды

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ(ред. от 23.04.2018)"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 12. До 1 января 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час) и до 1 января 2019 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2019 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2019 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), после 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и после 1 января 2019 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2021 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Общедомовые приборы учета воды

www.consultant.ru

Общедомовые счетчики воды – обман жителей многоквартирных домов

Я понимаю, что газета не всесильна. Однако думаю, что в данном случае редакция может оказать помощь не только мне, но и тысячам жителей многоквартирных домов. Речь о нашумевшей, но так и нерешенной проблеме – об установке общедомовых водомеров. Сама идея навести порядок в учете расхода воды возражений не вызывает. Только решать ее начали с конца. Чисто по-русски. Черномырдин бы сказал «как всегда».

Водомер – прибор учета потребления воды Водомер – прибор учета потребления воды

Фото: Александр ЦВИГУН

Вместо того чтобы оснастить водомерами каждую квартиру и каждый частный дом, решили сразу наладить учет воды глобально: в каждом многоквартирном жилом доме. Оговорюсь сразу, на мой взгляд, такие общие счетчики нужны только в тех домах, где созданные ТСЖ или управляющие компании ведут расчеты за поставку коммунальных услуг (в том числе и воды) за всех жильцов. Общедомовой водомер показывает расход воды во всем доме. Но не более того. Он не фиксирует, где конкретно происходит утечка или чрезмерный расход воды, а, может быть, и воровство. Водоканал эту проблему «доверяет» решить самим жильцам. Как? Естественно, нам предстоит сообща оплатить из своих карманов всю израсходованную воду. В том числе утечки через дырявые трубы. И заплатить за нерадивых хозяев, и за тех, кто откровенно ворует коммунальные блага. Для водоканала это очень удобно. Крайними здесь оказываются законопослушные, добропорядочные граждане, которым доверяется заплатить за разгильдяев и воров, живущих с ними по соседству. Но нужно ли это нам и вам? Этот вопрос я адресую читателям «Ставрополки», потому что убежден, что они-то как раз и есть эти самые добропорядочные граждане.

Мне кажется, что нас опять собираются загнать в «коммунальный колхоз» худшего образца. Метод избрали тот же, который использовали в деревнях малограмотные комиссары. Однако что было простительно им, нельзя прощать высоколобым и образованным современным чиновникам.

Теперь о самой надуманной проблеме. Я читал комментарии начальника «Ставропольводоканала» в вашей газете. Он заявляет, что квартирные водомеры не учитывают общедомовые расходы и утечки воды. Это правда. Но начальник не уточняет, что же входит в эти самые «общедомовые расходы». По его мнению, все многоквартирные дома буквально «плавают» на воде из-за утечек в неисправных водопроводах. Возможно, он судит по своему дому. А вот я живу в 60-квартирном доме уже 23 года. За это время не было у нас никаких порывов водопровода. Надеюсь, и не будет. В таких же домах живут мои знакомые. Общедомовых туалетов и кранов для общих нужд, например, для мытья подъездов, у нас нет. Какие еще «общедомовые расходы воды» имеет в виду начальник водоканала?

Теперь об учете воды. Показания общедомовых водомеров, которые нам навязывают, никогда не будут равны суммарным показаниям квартирных водомеров. Подчеркиваю – никогда, за исключением одного-единственного случая: если показания общего и всех квартирных водомеров зафиксированы одномоментно, и в литрах, а не в кубометрах, по которым мы и ведем оплату. Мы ведь, фиксируя эти данные на своих счетчиках, обычно округляем цифры. В итоге недоплачиваем или переплачиваем за десятки и сотни литров израсходованной воды. Эта разница компенсируется уже в следующем месяце. И еще один нюанс. Показания водомеров мы снимаем и идем оплачивать в разные дни – кто-то первого числа каждого месяца, кто-то 15-го. А показания общего водомера снимаются строго в последний день месяца. Естественно, сумма показаний наших частных приборов учета будет отличаться от того, что будет показывать общий счетчик, установленный в подвале многоквартирного дома.

Тогда зачем вообще нужен общедомовой водомер? Руководитель водоканала заявил нам, что при отсутствии общедомового водомера плата за потребленную воду будет взиматься независимо от показаний квартирных водомеров по так называемым нормативам потребления. При этом делают ссылку на постановление правительства от 23.05.2006 года № 307 и на Жилищный кодекс, который они очень вольно трактуют и в котором нет ни одного слова про «общедомовые водомеры». Специалистов водоснабжающих организаций не смущает и тот факт, что такими заявлениями они разделили в правах жильцов многоквартирных и частных домов. Получается, что у частников водомеры «правильные», а у нас – нет, хотя все эти водомеры изготовлены на одних и тех же предприятиях и ничем не отличаются. Где логика и справедливость? А главное – где здравый смысл?

Высокое водопроводное начальство разъясняет нам, что показания отдельных счетчиков будут признаны «правильными» только у тех жильцов, которые имеют индивидуальные договоры с поставщиками коммунальных услуг. Мы не против. Каждый житель нашего дома имеет такие договоры с другими коммунальными организациями. А вот водоканал не спешит этого делать. Почему? Да потому что начальство этой организации прекрасно понимает, что не в состоянии выполнить свои договорные обязательства по соблюдению необходимого давления в трубах и по недопущению незапланированных отключений воды. Но хотят при этом, чтобы мы платили «по нормативам». В нормальном цивилизованном обществе так не бывает.

В «Деловом вторнике» аналогичную проблему с учетом электроэнергии назвали «лохотроном». По-моему, справедливо. Остапы бендеры все еще живут и благоденствуют.

Анатолий ЦАП.

станица Ессентукская.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

www.stapravda.ru


.