способ восстановления люков смотровых колодцев и устройство для его осуществления. Обечайка колодца
размеры и высота для шахты сооружения
Для укрепления стен колодезной шахты монолитным бетоном используется обечайка для колодца, размеры которой должны обеспечить изготовление защитного слоя толщиной не менее 6 см. При этом диаметр ствола обычно равен 1 м. Бетонирование начинается со дна сооружения в направлении оголовка колодца. После затвердевания слоя бетона обечайку перемещают вверх на расстояние, обеспечивающее качественную укладку бетона.
Применение обечаек
Значение этого слова до сих пор не установлено. Некоторые специалисты считают, что оно заимствовано из восточных языков, некоторые считают его старым славянским названием. Несмотря на это, изделия с таким названием применяются в машиностроении, строительстве и создании музыкальных инструментов. Обечайка представляет собой полый цилиндр, открытый с торцов. Изготавливается она из металла, дерева, пластика.
Металлические обечайки являются заготовками для изготовления котлов, корпусов ядерных реакторов и прочных корпусов подводных лодок. Оголовок канализационного люка состоит из крышки и обечайки, т.е. той детали, на которую эта крышка устанавливается. Эти элементы, изготовленные из полимербетона, имеют меньший вес чем чугунные и с успехом применяются на частных участках. Они устанавливаются на дренажные и смотровые колодцы, а также скважинные приямки. Размеры такого барабана равны: Ø нар. — 680 мм, Ø внутр. — 630 мм. Вес комплекта составляет около 45 кг.
Обечайки в строительстве
Для изготовления стеновых колодезных колец используются разъемные формы, состоящие из внутренней и наружной обечаек. На ровной площадке или металлическом настиле устанавливают форму. Внутренний и наружный барабаны соединяются между собой распорками, равными толщине кольца. В пространство между элементами устанавливается арматурный каркас, который придает изделию жесткость. После этого укладывается бетон: жесткий — слоями, пластичный — весь объем одновременно. Уплотнение проводят арматурным штырем или площадочным вибратором, установленным на настиле. «Забитую» форму оставляют для затвердевания бетона. Через 3-5 дней ее снимают, а изделие остается на площадке до набора полной прочности материала.
Для того чтобы снять барабаны и не повредить готовое изделие, их делают разъемными и соединяют между собой болтами. Поверхности обечаек, соприкасающиеся с бетоном, обрабатывают специальной эмульсией, чтобы он не прилипал к металлу. Наиболее востребованными являются кольца с размерами Ø внутр. — 1000 мм, Ø нар. — 1160 мм, H — 890 мм. В некоторых случаях изготавливают кольца такого же диаметра, но высотой 400 мм. Их устанавливают сверху, чтобы увеличить высоту колодца в том случае, если над землей получился неполный круг.
При изготовлении струнных музыкальных инструментов посредством обечайки крепятся верхняя и нижняя деки. Здесь она изготавливается из гнутой фанеры и является боковой частью инструмента. Обечайкой называют согнутый в кольцо дранковый или лыковый обод, стенки сита, лукошка, решета.
kolodetsoved.ru
что это такое? Краткое описание :: SYL.ru
Многие названия уходят своим происхождением в глубокую древность. В специальных текстах часто встречается слово "обечайка". Что это такое? Это конструкция в виде кольца или короткой трубы, цилиндрической или конической формы, с постоянным или переменным сечением. Обечайка используется в качестве составного элемента более сложных конструкций. Материал может быть самый разнообразный - от высоколегированных уникальных сплавов и композитных материалов до бетона и дерева.
Бытовое применение
Люди начали использовать обечайки в доисторические времена. То есть к ним относилась боковая часть любой цилиндрической или конической посуды, например берестяного туеска, свернутого из куска березовой коры. Когда впоследствии было освоено производство жестяных ведер и тазов - их боковая стенка также являлась обечайкой.
А вне посуды что такое обечайка? Это прежде всего часть корпуса резонатора самых разнообразных музыкальных инструментов- струнных и ударных. Обечайку имеет и балалайка, и гитара, и контрабас, и барабан. Кстати, обечайку барабана называют кадлом.
С развитием технологий литья канализационные люки приобрели чугунные обечайки - это присоединенное к трубе или сосуду основание люка, на которое укладывается его крышка. В последнее время и крышки, и обечайки люков стали делать из композитных материалов.
Еще один пример обечайки - это всем известное бетонное кольцо, из которых набирают трубы колодцев.
Промышленная обечайка: что это такое?
Боковая часть любого цилиндрического или конического сосуда также представляет собой одну или соединение нескольких обечаек. При изготовлении корпусов атомных или химических реакторов по требованиям конструкторов приходится изготовлять сосуды, находящиеся под высоким давлением и в агрессивных средах. Причем длина такого сосуда намного превышает возможности литейных цехов и станков для механической обработки.
Выход есть - корпус разбивают на части. Боковые стенки реактора делят на несколько (до десяти) колец - цилиндрических обечаек, каждая из которых по размерам позволяет отлить ее и обработать по отдельности на существующем оборудовании. После механической обработки, доводящей размеры элементов корпуса до заданных, их соединяют вместе на сварочных стендах длиной в несколько десятков метров. Крышку и днище корпуса реактора также делят на сегменты, которые сваривают вместе и на последнем этапе приваривают к сборке из нескольких обечаек, достигая таким образом целостности корпуса.
Для сосудов меньших размеров и меньшего давления применяют другой метод изготовления обечаек - их не отливают, а изгибают из стальных листов на вальцах и сваривают или склепывают по продольному шву.
Оборонная промышленность
А военная обечайка - что это такое? В авиации, кораблестроении и производстве наземной военной техники также широко применяются обечайки. Везде, где есть люки - на кораблях, подводных лодках, самолетах, космических кораблях и танках, - они должны быть к чему-то прикреплены.
Кроме несущей функции, обечайки используются и для крепления запирающих устройств, систем вооружения и другого оборудования. Обечайками также являются и основания поворотных башен, в которых размещается артиллерийское или ракетное оружие или средства радиоэлектронной борьбы.
Надеемся, теперь вы точно знаете, что это такое - обечайка. И новый термин больше не поставит вас в тупик.
www.syl.ru
что это такое? Краткое описание
Многие названия уходят своим происхождением в глубокую древность. В специальных текстах часто встречается слово "обечайка". Что это такое? Это конструкция в виде кольца или короткой трубы, цилиндрической или конической формы, с постоянным или переменным сечением. Обечайка используется в качестве составного элемента более сложных конструкций. Материал может быть самый разнообразный - от высоколегированных уникальных сплавов и композитных материалов до бетона и дерева.
Бытовое применение
Люди начали использовать обечайки в доисторические времена. То есть к ним относилась боковая часть любой цилиндрической или конической посуды, например берестяного туеска, свернутого из куска березовой коры. Когда впоследствии было освоено производство жестяных ведер и тазов - их боковая стенка также являлась обечайкой.
А вне посуды что такое обечайка? Это прежде всего часть корпуса резонатора самых разнообразных музыкальных инструментов- струнных и ударных. Обечайку имеет и балалайка, и гитара, и контрабас, и барабан. Кстати, обечайку барабана называют кадлом.

С развитием технологий литья канализационные люки приобрели чугунные обечайки - это присоединенное к трубе или сосуду основание люка, на которое укладывается его крышка. В последнее время и крышки, и обечайки люков стали делать из композитных материалов.

Еще один пример обечайки - это всем известное бетонное кольцо, из которых набирают трубы колодцев.
Промышленная обечайка: что это такое?
Боковая часть любого цилиндрического или конического сосуда также представляет собой одну или соединение нескольких обечаек. При изготовлении корпусов атомных или химических реакторов по требованиям конструкторов приходится изготовлять сосуды, находящиеся под высоким давлением и в агрессивных средах. Причем длина такого сосуда намного превышает возможности литейных цехов и станков для механической обработки.
Выход есть - корпус разбивают на части. Боковые стенки реактора делят на несколько (до десяти) колец - цилиндрических обечаек, каждая из которых по размерам позволяет отлить ее и обработать по отдельности на существующем оборудовании. После механической обработки, доводящей размеры элементов корпуса до заданных, их соединяют вместе на сварочных стендах длиной в несколько десятков метров. Крышку и днище корпуса реактора также делят на сегменты, которые сваривают вместе и на последнем этапе приваривают к сборке из нескольких обечаек, достигая таким образом целостности корпуса.

Для сосудов меньших размеров и меньшего давления применяют другой метод изготовления обечаек - их не отливают, а изгибают из стальных листов на вальцах и сваривают или склепывают по продольному шву.
Оборонная промышленность
А военная обечайка - что это такое? В авиации, кораблестроении и производстве наземной военной техники также широко применяются обечайки. Везде, где есть люки - на кораблях, подводных лодках, самолетах, космических кораблях и танках, - они должны быть к чему-то прикреплены.
Кроме несущей функции, обечайки используются и для крепления запирающих устройств, систем вооружения и другого оборудования. Обечайками также являются и основания поворотных башен, в которых размещается артиллерийское или ракетное оружие или средства радиоэлектронной борьбы.
Надеемся, теперь вы точно знаете, что это такое - обечайка. И новый термин больше не поставит вас в тупик.
www.nastroy.net
Способ восстановления люков смотровых колодцев и устройство для его осуществления
Изобретение относится к эксплуатационному содержанию автомобильных дорог, в частности к восстановлению деформированных люков колодцев подземных коммуникаций. Способ заключается в использовании опалубки, которой придают форму и размеры внутренних стенок горловины колодца, опускают ее в горловину колодца и перемещают вертикально так, чтобы верхняя ее отметка находилась на требуемом уровне восстанавливаемого люка колодца. При этом опалубку опирают на исправное дорожное покрытие. Опалубку выполняют из гибкого прочного материала, например, в виде круглой обечайки с подвесным дном. К внутренней стороне обечайки приварены трубки, которые служат направляющими для Г-образных стержней. Подвесное дно состоит из круглой площадки, прикрепленной к обечайке. Оно служит подмостями для рабочего. 2 с. и 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к эксплуатационному содержанию автомобильных дорог, в частности к восстановлению деформированных люков колодцев подземных коммуникаций.
Проблема заключается в том, что работы по восстановлению деформированных люков смотровых колодцев, как правило, выполняются вручную и являются весьма трудоемкими. Особенно увеличивается объем этих работ при ремонте дорожных покрытий, когда отметки крышек смотровых колодцев приводятся в соответствие с отметками дорожного покрытия. Известен способ восстановления деформированных асфальтобетонных покрытий вокруг колодцев, включающий разрушение верхнего слоя материала покрытия, введение нового материала, его разравнивание и уплотнение [1] Однако при ремонте люков колодцев такой способ технологически сложен и требует больших трудозатрат. Кроме того, зачастую происходит обрушение части материала в колодец. Известен также способ и устройство, используемые при строительстве облицованной траншеи, когда используют пространственную конструкцию, имеющую один или несколько каркасных элементов, поддерживающих съемную опалубку, за стенки которой в траншейную выемку укладывают подвижную отвердевающую смесь [2] Однако такое решение сложно по конструктивному выполнению и не обеспечивает необходимых удобств в работе, поскольку условия труда остаются дискомфортными, выполняются зачастую на коленях, вручную, с неизбежным засорением колодцев отходами производства работ. Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ восстановления люков смотровых колодцев в дорожном покрытии путем ремонта горловины и опорного кольца, а также устройство для восстановления люков смотровых колодцев, включающее приспособление для ремонта горловины и опорного кольца [3] Однако известное решение, обеспечивая исключение необходимости демонтажа конструкций и окружающего покрытия, требует наличия специальных конструкций самого смотрового кольца, что ограничивает область возможного использования известного решения. Задачей изобретения является разработка технологически простого и удобного способа восстановления люков смотровых колодцев и устройства для его осуществления. Задача решается за счет того, что в способе восстановления люков смотровых колодцев в дорожном покрытии путем ремонта горловины и опорного кольца, ремонт горловины и опорного кольца осуществляют путем опускания в горловину колодца имеющей в нижней части рабочие подмости опалубки, форма и размеры которой соответствуют форме и размерам внутренних стенок горловины колодца, опирание опалубки на исправное дорожное покрытие и вертикального перемещения опалубки до расположения верхней отметки ее на требуемом уровне восстанавливаемого опорного кольца, после чего осуществляют укладку за опалубку подвижной отвердевающей смеси. В устройстве для восстановления люков смотровых колодцев, включающем приспособление для ремонта горловины и опорного кольца, приспособление выполнено в виде образующей опалубку обечайки с подвесным днищем и вертикальными трубчатыми направляющими на внутренней поверхности, в которых размещены стержни Г-образной формы, верхние отогнутые концы которых образуют опорные плечи. При этом обечайка может быть выполнена из гибкого прочного материала, например, листовой стали. На опорных плечах Г-образных стержней могут быть закреплены рукоятки. Обечайка в нижней части может быть снабжена приспособлением для транспортировки, например, колесиком. На фиг. 1 изображена схема расположения опалубки горловины колодца при выполнении операции восстановления люка колодца; на фиг. 2 то же, вид в плане; на фиг. 3 устройство (вид сбоку по фиг. 1), общий вид. Опалубку выполняют из гибкого прочного материала, например, листа нержавеющей стали. Ей придают форму и размеры внутренних стенок горловины колодца. Как правило, стандартные колодцы выполняют круглой формы с диаметром горловины 700-800 мм. На примере показана опалубка, выполненная в виде круглой обечайки 1 с подвесным дном 2. К внутренней стороне обечайки приварены вертикальные трубки 3, которые служат направляющими для стержней 4, свободно перемещающихся внутри трубок. Стержни 4 выполнены Г-образной формы, т.е. верхние их концы на выходе из трубок 3 изогнуты под прямым углом, образуя опорные плечи 5 для удержания обечайки 1 при установке ее в горловине колодца. На другом конце стержней 4 установлены гайки 6, регулирующие вертикальное перемещение обечайки 1 в горловине колодца. Подвесное днище 2 состоит из круглой площадки, приваренной к полосовому железу, концы которого, в свою очередь, приварены к внутренней стенке обечайки 1. На верхних отогнутых концах Г-образных стержней 4 закреплены рукоятки 7 для удобства установки и выемки опалубки. На нижней части днища 2 закреплено колесико 8 для удобства перемещения приспособления по фронту работ. Способ восстановления люков и асфальтобетонных покрытий вокруг колодцев с использованием данного устройства заключается в следующем. Пользуясь рукоятками 7, опускают обечайку в горловину колодца так, чтобы опорные плечи 5 Г-образных стержней 4 легли на исправное дорожное покрытие. С помощью гаек 6 обечайку 1 перемещают вертикально так, чтобы ее верхняя отметка находилась на требуемом уровне восстанавливаемого опорного кольца люка колодца. Рабочий опускается внутрь обечайки 1 и становится на подвесное дно 2. Отсюда он выполняет все работы по восстановлению опорного кольца под люком колодца путем укладки быстроотвердевающего цементобетона 9 или бетонных сегментов /на чертежах не показано/ на растворе, либо литого асфальта, используя обечайку как опалубку. После окончания работ обечайку вынимают из горловины колодца и с помощью колесика 8 перемещают к следующему участку работы. Техническое решение является простым, технологичным по исполнению, обеспечивает повышение производительности труда, улучшает культуру производства. Кроме того, значительно увеличивается срок службы люков за счет обеспечения их плотного и равномерного опирания на основание. Организация ремонтных работ получается более рациональной, поскольку отпадает необходимость в чистке колодцев от отходов производства. Такое устройство позволяет по предложенной технологии осуществлять работы по установке крышки люка колодца на заданную отметку, что нельзя выполнить, используя известные решения.Формула изобретения
1. Способ восстановления люков смотровых колодцев в дорожном покрытии путем ремонта горловины и опорного кольца, отличающийся тем, что ремонт горловины и опорного кольца осуществляют путем опускания в горловину колодца опалубки, имеющей в нижней части рабочие подмости, форма и размеры которой соответствуют форме и размерам внутренних стенок горловины колодца, опирания опалубки на исправное дорожное покрытие и вертикального перемещения опалубки до расположения верхней отметки ее на требуемом уровне восстанавливаемого опорного кольца, после чего осуществляют укладку за опалубку подвижной отвердевающей смеси. 2. Устройство для восстановления люков смотровых колодцев, включающее приспособление для ремонта горловины и опорного кольца, отличающееся тем, что приспособление для ремонта горловины и опорного кольца выполнено в виде образующей опалубку обечайки с подвесным днищем и вертикальными трубчатыми направляющими на внутренней поверхности, в которых подвижно размещены стержни Г-образной формы, верхние отогнутые концы которых образуют опорные плечи. 3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что обечайка выполнена из гибкого прочного материала, например листовой стали. 4. Устройство по пп. 2 и 3, отличающееся тем, что на опорных плечах Г-образных стержней закреплены рукоятки. 5. Устройство по пп. 2 и 3, отличающееся тем, что обечайка в нижней части снабжена приспособлением для транспортировки, например колесиком.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3www.findpatent.ru
ЛЮКИ КОЛОДЦЕВ ПОДЗЕМНЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ
На сегодняшний день основными проблемами городских автомобильных магистралей являются не только ямы, заплатки и пробки, но ещё и люки колодцев подземных коммуникаций. Почему проезжая часть улично-дорожной сети российских городов чаще всего становится «родным домом» для колодцев подземных инженерных сетей?
Ответ сводится к тому, что такое наследие нам досталось с середины прошлого века, когда инженерные сети прокладывались в огромном количестве и никто не предполагал, что в скором времени автомобильный поток так разрастется, что придется расширять и строить новые дороги. Помимо этого, на дорогах и сегодня продолжают устанавливать промежуточные люки, которые необходимы для обслуживания инженерных сетей. Отсюда их большое количество. А каждая организация выносит люки туда, куда удобно именно ей, не согласуя свои действия с другими, что привело к такой большой плотности их размещения.
В условиях крупного города с постоянно растущими транспортными потоками всегда остро стоял вопрос о люках смотровых колодцев подземных сетей, которые отвечали бы всем современным требованиям по нагрузкам, материалам и безопасности при эксплуатации.
Основные функции современных люков - это защита колодца от повреждений и обеспечение безопасности автомобильного и пешеходного движения.
Те, кто ездит за рулем по городским улицам, знает, насколько опасными могут быть люки на дорогах: где-то они провалены и, как капкан, поджидают автомобилиста; где-то, наоборот, выступают над уровнем дороги и также небезопасны для машин. Ну, а бывает, что крышка люка просто выскакивает из основания после проезда большегрузного автомобиля.
Рисунок 1. Разрушения околоколодцевых участков асфальтобетонного покрытия
Люк представляет собой не декоративный элемент, а часть дорожного покрытия, представляющую собой сложное технологическое изделие, от качества которого зависит наша безопасность и жизнь. Лучший материал для изготовления люков, обладающий большим запасом прочности и высокими антикоррозийными свойствами для трудной уличной службы – серый чугун (рашпер). Изготавливается этот сплав обычно из переплавленного металлолома. Такой сплав предпочтительнее стали, которая коррозирует, и слишком дорогого и лёгкого алюминия.
Корпус люка устанавливается непосредственно на железобетонную конструкцию, технические требования к которой определяются по ГОСТ 8020-90 "Конструкции бетонные и железобетонные для канализационных, водопроводных и газопроводных сетей". При этом колодец выставляется на дороге строго по уровню и высоте. На колодец устанавливается плита перекрытия и уже на нее ставится люк.
Требования к установке люков смотровых колодцев на дорогах определены в нормативно-технических документах.
Крышки смотровых люков предназначены для предотвращения несчастных случаев во избежание попадания посторонних предметов в инженерные коммуникации. Они подразделяются на легкие, средние и тяжелые. Именно тяжелые должны быть установлены на проезжих частях магистральных городских дорог, так как они способны выдерживать нагрузки в 40 тонн.
Люки конструктивно состоят из двух частей: корпуса и крышки люка.
Поэтому особое внимание следует уделить конструктивным особенностям корпуса люка.
Рисунок 2. Схема возникновения разрушающих напряжений при наезде транспортного средства на люк традиционной модели
Сегодня в основном горловина корпуса люка состоит из узкой полосы чугунного литья и при наезде транспортного средства на корпус люка, динамический удар концентрированно передается на нижнюю часть основания корпуса, который опирается на перекрытие колодца из железобетона. Удар по ж/б плите вызывает обратную реакцию, направленную на корпус люка, что приводит при многочисленных наездах транспортных средств к его вибрации.
В результате в местах стыка асфальтобетона и корпуса колодца, происходит резкое изменение жесткости и, как следствие, концентрация напряжений, вызывающая быстрое изнашивание асфальтобетона с появлением трещин, заполняющихся водой. В зимний период вода в трещинах, замерзая, разрушает асфальтобетонное покрытие.
Более того, длительная эксплуатация таких колодцев, а иногда и их некачественное устройство приводит к разрушениям и обвалам колодцев.
Для обеспечения надежного и безопасного функционирования колодцев инженерных сетей необходимо применять конструкцию корпуса люка с широкой полосой (обечайка) по окружности на его поверхности.
Рисунок 3. Корпус люка с обечайкой
Именно наличие верхней обечайки позволяет равномерно распределить нагрузку от колес транспортных средств и обеспечить одноуровневое сопряжение её с дорожным покрытием.
Рисунок 4. Схема распределения нагрузки при наезде транспортного средства на корпус люка с обечайкой
Кроме этого разработаны тяжелые магистральные люки с корпусами «плавающего» типа, повышающие уровень безопасности движения транспорта на городских дорогах и автомагистралях при любой интенсивности и скорости транспортного потока.
Рисунок 5. Корпус люка «плавающего» типа
Корпус люка не опирается на кольцо железобетонной горловины колодца, не имеет никакого контакта с конструкцией самого колодца и не передает механического воздействия от нагрузок автомобильного транспорта.
Важным преимуществом люков с «плавающим» корпусом является то, что при их монтаже сам корпус запрессовывается в асфальтовое покрытие. Это позволяет сохранить качество поверхности дороги, обеспечить постоянное стабильное положение люка в одной плоскости с дорожным покрытием, независимо от нагрузок и различных температурных колебаний. «Плавающая» конструкция корпуса люка не выступает над дорогой, а "работает" вместе с дорожным покрытием.
Рисунок 6. Схема установки и распределения нагрузок от колес транспортных средств корпуса люка «плавающего» типа
Применение «плавающего» корпуса позволяет значительно уменьшить удельную нагрузку на железобетонную конструкцию колодца, поскольку основная часть нагрузки равномерно перераспределятся на прилегающее к корпусу люка дорожное покрытие. Это значительно продлевает срок службы самого колодца.
В итоге можно с уверенностью сказать, опираясь на выше изложенные факты, что благодаря применению таких инновационных корпусов люков автолюбители будут лишены неприятностей и обеспечены высоким уровнем безопасности при движении транспорта на городских дорогах и автомагистралях.
Список литературы:
- Транспортные сооружения. LXIX Международная научная конференция КГАСУ по проблемам архитектуры и строительства (11 – 25 апреля 2017года) – Казань, 2017.
- ГОСТ 3634-99 Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия (с Поправкой)
sibac.info
способ восстановления люков смотровых колодцев и устройство для его осуществления - патент РФ 2085661
Изобретение относится к эксплуатационному содержанию автомобильных дорог, в частности к восстановлению деформированных люков колодцев подземных коммуникаций. Способ заключается в использовании опалубки, которой придают форму и размеры внутренних стенок горловины колодца, опускают ее в горловину колодца и перемещают вертикально так, чтобы верхняя ее отметка находилась на требуемом уровне восстанавливаемого люка колодца. При этом опалубку опирают на исправное дорожное покрытие. Опалубку выполняют из гибкого прочного материала, например, в виде круглой обечайки с подвесным дном. К внутренней стороне обечайки приварены трубки, которые служат направляющими для Г-образных стержней. Подвесное дно состоит из круглой площадки, прикрепленной к обечайке. Оно служит подмостями для рабочего. 2 с. и 3 з.п. ф-лы, 3 ил. Изобретение относится к эксплуатационному содержанию автомобильных дорог, в частности к восстановлению деформированных люков колодцев подземных коммуникаций. Проблема заключается в том, что работы по восстановлению деформированных люков смотровых колодцев, как правило, выполняются вручную и являются весьма трудоемкими. Особенно увеличивается объем этих работ при ремонте дорожных покрытий, когда отметки крышек смотровых колодцев приводятся в соответствие с отметками дорожного покрытия. Известен способ восстановления деформированных асфальтобетонных покрытий вокруг колодцев, включающий разрушение верхнего слоя материала покрытия, введение нового материала, его разравнивание и уплотнение [1] Однако при ремонте люков колодцев такой способ технологически сложен и требует больших трудозатрат. Кроме того, зачастую происходит обрушение части материала в колодец. Известен также способ и устройство, используемые при строительстве облицованной траншеи, когда используют пространственную конструкцию, имеющую один или несколько каркасных элементов, поддерживающих съемную опалубку, за стенки которой в траншейную выемку укладывают подвижную отвердевающую смесь [2] Однако такое решение сложно по конструктивному выполнению и не обеспечивает необходимых удобств в работе, поскольку условия труда остаются дискомфортными, выполняются зачастую на коленях, вручную, с неизбежным засорением колодцев отходами производства работ. Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ восстановления люков смотровых колодцев в дорожном покрытии путем ремонта горловины и опорного кольца, а также устройство для восстановления люков смотровых колодцев, включающее приспособление для ремонта горловины и опорного кольца [3] Однако известное решение, обеспечивая исключение необходимости демонтажа конструкций и окружающего покрытия, требует наличия специальных конструкций самого смотрового кольца, что ограничивает область возможного использования известного решения. Задачей изобретения является разработка технологически простого и удобного способа восстановления люков смотровых колодцев и устройства для его осуществления. Задача решается за счет того, что в способе восстановления люков смотровых колодцев в дорожном покрытии путем ремонта горловины и опорного кольца, ремонт горловины и опорного кольца осуществляют путем опускания в горловину колодца имеющей в нижней части рабочие подмости опалубки, форма и размеры которой соответствуют форме и размерам внутренних стенок горловины колодца, опирание опалубки на исправное дорожное покрытие и вертикального перемещения опалубки до расположения верхней отметки ее на требуемом уровне восстанавливаемого опорного кольца, после чего осуществляют укладку за опалубку подвижной отвердевающей смеси. В устройстве для восстановления люков смотровых колодцев, включающем приспособление для ремонта горловины и опорного кольца, приспособление выполнено в виде образующей опалубку обечайки с подвесным днищем и вертикальными трубчатыми направляющими на внутренней поверхности, в которых размещены стержни Г-образной формы, верхние отогнутые концы которых образуют опорные плечи. При этом обечайка может быть выполнена из гибкого прочного материала, например, листовой стали. На опорных плечах Г-образных стержней могут быть закреплены рукоятки. Обечайка в нижней части может быть снабжена приспособлением для транспортировки, например, колесиком. На фиг. 1 изображена схема расположения опалубки горловины колодца при выполнении операции восстановления люка колодца; на фиг. 2 то же, вид в плане; на фиг. 3 устройство (вид сбоку по фиг. 1), общий вид. Опалубку выполняют из гибкого прочного материала, например, листа нержавеющей стали. Ей придают форму и размеры внутренних стенок горловины колодца. Как правило, стандартные колодцы выполняют круглой формы с диаметром горловины 700-800 мм. На примере показана опалубка, выполненная в виде круглой обечайки 1 с подвесным дном 2. К внутренней стороне обечайки приварены вертикальные трубки 3, которые служат направляющими для стержней 4, свободно перемещающихся внутри трубок. Стержни 4 выполнены Г-образной формы, т.е. верхние их концы на выходе из трубок 3 изогнуты под прямым углом, образуя опорные плечи 5 для удержания обечайки 1 при установке ее в горловине колодца. На другом конце стержней 4 установлены гайки 6, регулирующие вертикальное перемещение обечайки 1 в горловине колодца. Подвесное днище 2 состоит из круглой площадки, приваренной к полосовому железу, концы которого, в свою очередь, приварены к внутренней стенке обечайки 1. На верхних отогнутых концах Г-образных стержней 4 закреплены рукоятки 7 для удобства установки и выемки опалубки. На нижней части днища 2 закреплено колесико 8 для удобства перемещения приспособления по фронту работ. Способ восстановления люков и асфальтобетонных покрытий вокруг колодцев с использованием данного устройства заключается в следующем. Пользуясь рукоятками 7, опускают обечайку в горловину колодца так, чтобы опорные плечи 5 Г-образных стержней 4 легли на исправное дорожное покрытие. С помощью гаек 6 обечайку 1 перемещают вертикально так, чтобы ее верхняя отметка находилась на требуемом уровне восстанавливаемого опорного кольца люка колодца. Рабочий опускается внутрь обечайки 1 и становится на подвесное дно 2. Отсюда он выполняет все работы по восстановлению опорного кольца под люком колодца путем укладки быстроотвердевающего цементобетона 9 или бетонных сегментов /на чертежах не показано/ на растворе, либо литого асфальта, используя обечайку как опалубку. После окончания работ обечайку вынимают из горловины колодца и с помощью колесика 8 перемещают к следующему участку работы. Техническое решение является простым, технологичным по исполнению, обеспечивает повышение производительности труда, улучшает культуру производства. Кроме того, значительно увеличивается срок службы люков за счет обеспечения их плотного и равномерного опирания на основание. Организация ремонтных работ получается более рациональной, поскольку отпадает необходимость в чистке колодцев от отходов производства. Такое устройство позволяет по предложенной технологии осуществлять работы по установке крышки люка колодца на заданную отметку, что нельзя выполнить, используя известные решения.ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ
1. Способ восстановления люков смотровых колодцев в дорожном покрытии путем ремонта горловины и опорного кольца, отличающийся тем, что ремонт горловины и опорного кольца осуществляют путем опускания в горловину колодца опалубки, имеющей в нижней части рабочие подмости, форма и размеры которой соответствуют форме и размерам внутренних стенок горловины колодца, опирания опалубки на исправное дорожное покрытие и вертикального перемещения опалубки до расположения верхней отметки ее на требуемом уровне восстанавливаемого опорного кольца, после чего осуществляют укладку за опалубку подвижной отвердевающей смеси. 2. Устройство для восстановления люков смотровых колодцев, включающее приспособление для ремонта горловины и опорного кольца, отличающееся тем, что приспособление для ремонта горловины и опорного кольца выполнено в виде образующей опалубку обечайки с подвесным днищем и вертикальными трубчатыми направляющими на внутренней поверхности, в которых подвижно размещены стержни Г-образной формы, верхние отогнутые концы которых образуют опорные плечи. 3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что обечайка выполнена из гибкого прочного материала, например листовой стали. 4. Устройство по пп. 2 и 3, отличающееся тем, что на опорных плечах Г-образных стержней закреплены рукоятки. 5. Устройство по пп. 2 и 3, отличающееся тем, что обечайка в нижней части снабжена приспособлением для транспортировки, например колесиком.www.freepatent.ru