3.Техника плавания способом на боку. Плавание на боку
3.Техника плавания способом на боку
Плавание на боку имеет большое прикладное значение, оно эффективно при плавании в одежде, буксировке пострадавших, транспортировке предметов.
Техника плавания способом на боку
Для способа плавания на боку характерны асимметричные попеременные движения руками и асимметричные одновременные движения ногами. Один цикл движений в этом способе состоит из двух поочередных движений руками, одного движения ногами, одного вдоха и одного выдоха в воду. Угол атаки на протяжении цикла колеблется от 3 до 10°, колебания верхней части туловища вокруг продольной оси от 10 до 50°.
Рассмотрим поэтапно технику плавания способом на боку:
Исходное положение тела на боку в вытянутом положении, ноги соединены и выпрямлены, «нижняя» рука - вперед, «верхняя» - прямо вдоль туловища ладонью вниз. Голова лежит на воде на боку, с опущенной в воду стороной лица.
Движение тела начинается с гребка «нижней» рукой вниз-назад (сначала рука прямая, к концу движения сгибается в локте), в этот момент «верхняя» рука начинает вынос из воды (сначала плечо, затем предплечье, кисть). Во время выполнения движения руками, тело слегка разворачивается на грудь. Ноги выпрямлены.
«Верхняя» рука входит в воду и опускается вниз до угла 45° с поверхностью воды (угол сгибания в локте 140°), «нижняя» сгибается в локте и прижимается к туловищу. «Верхняя» нога сгибается в коленном и тазобедренном суставе и движется по отношению к туловищу вперед (до тех пор, пока голень не займет положение, параллельное продольной оси тела, а угол между передней поверхностью туловища и бедром, а также между задней поверхностью бедра и голенью не составит 110-120°), в конце движения стопу на себя. «Нижняя» нога сгибается в коленном суставе, незначительно в тазобедренном и движется по отношению к туловищу назад (пока угол между бедром и туловищем не составит 165-170°, а между голенью и бедром 85-90°), стопу вытянуть.
«Верхняя» рука выполняет гребок вдоль тела спереди назад. Ноги разгибаются и совершают толчок за счет одновременного выпрямления и соединения по дуге. Одновременно «нижняя» рука выносится вперед. В момент завершения гребка «верхней» рукой, пловец поворачивает голову в сторону «верхнего» плеча для выполнения вдоха.
Тело поворачивается в исходное положение и скользит по поверхности.
Общая схема движений при плавании способом на боку
Движения «верхней» рукой сходны с движениями рукой в кроле на груди. Разница состоит в том, что при плавании на боку рука входит в воду ближе к голове и гребок выполняется вдоль тела, останавливаясь у бедра в исходном положении.
При плавании в одежде или при бесшумном плавании «верхняя» рука вместо проноса выполняет подготовительное движение под поверхностью воды.
Заключение
Занятия плаванием оказывают положительное влияние на состояние центральной нервной системы, способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности.
Плавание тонизирует нервную систему, уравновешивает процессы возбуждения и торможения, улучшает кровоснабжение мозга.
Приятные ассоциации, связанные с плаванием, поддержкой равновесия тела в воде, благотворно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона. Плавание помогает побороть водобоязнь, снимает утомление, помогает при нервном перенапряжении и депрессии, поднимает настроение. улучшает сон, внимание и память.
Регулярные занятия плаванием дисциплинируют и повышают волевые качества.
В воде происходит полная проработка всех мышц, независимо от выбранного стиля плавания. Равномерная работа мышц всего тела способствует формированию гармоничной фигуры, плавных обтекаемых форм без резких выпячиваний и углов.
Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, это увеличивает их работоспособность и силу. Плавание требует координации всех двигающихся мышц. При этом вода создает большее сопротивление, чем воздух, значит, чтобы плыть, человеку приходится напрягаться сильнее. Поэтому в результате плавания формируются более сильные и эластичные мышцы. В тоже время во время плавания тело поддерживается водой так, что не возникает чрезмерной нагрузки ни на одну группу мышц или суставов.
В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на позвоночник, он правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. Активное движение ног в воде укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия.
Плаванье помогает суставам оставаться гибкими, особенно в шее, плечах и бедрах. Показатель суммарной подвижности в суставах пловцов значительно выше, чем у спортсменов других специализаций.
У регулярно плавающих людей возрастает сила сердечных мышц, увеличивается мощность сердца (объем крови, выталкиваемый сердцем за один цикл его деятельности), количество сердечных сокращений в минуту уменьшается. У тренированных пловцов ЧСС в состоянии покоя 50-60 или даже 40-45 сокращений в минуту, тогда как у обычных здоровых людей ЧСС от 65 до 75. При этом, работая с предельной интенсивностью, сердце пловца способно развить темп до 200 сокращений в минуту, а объем крови, нагнетаемый в аорту, увеличивается с 4-6 литров до 35-40 литров в минуту.
Как мы видим, плавание способствует усилению деятельности сердечно-сосудистой системы, но при этом работа сердца протекает в благоприятных условиях. Давление воды облегчает отток крови от периферии к сердцу. Поэтому занятия плаванием показаны пожилым и даже людям с ослабленным сердцем.
Плавание способствует изменению состава крови. При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови (эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина). Это наблюдается даже после однократного пребывания в воде. Через 1,5-2 часа после занятия плаванием состав крови фактически достигает нормального уровня.
Список литературы:
1. Васильев В. С., «Обучение детей плаванию»,М., «Физкультура и спорт», 1973.
2. Гордон С. М., «Техника спортивного плавания», М.,«Физкультура и спорт», 1978.
3. Булгакова И.Ж. Плавание. М.: Владос, 2005. - 244 с.
4. Ганчар И.П. Технология обучения плаванию: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры, М.: Просвещение, 2002. – 312 с.
5. Кашкин А.А., Попов О.И., Смирнов В.В. Плавание: Примерная программа спортивной подготовки для детских-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М.: Просвещение, 2004. – 82 с.
6. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. Москва: "Просвещение", 1991г.-159с.
7. Пудов А.В. Обучение плаванию кролем на груди и на спине: Методические указания для студентов всех факультетов. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. - 20 с.
studfiles.net
Плавание на боку — SportWiki энциклопедия
Плавание на боку[править]


Плавание на боку — один из самых ранних спортивных способов плавания. Он является прообразом треджен стиля, а затем кроля на груди. В нашей стране способ на боку включался в программу соревнований по плаванию на дистанциях 100 и 300 м до 1953 г. Но после Олимпийских игр 1952 г. плавание на боку, как отдельная дисциплина, было исключено из программы соревнований. Однако плавание на боку и до настоящего времени распространено среди населения России. Этот способ легко осваивается и может с успехом применяться при плавании в одежде, транспортировке тонущего и различных предметов, переправах вплавь и т.д. От кроля на груди и на спине, а также баттерфляя его отличают более высокие движущие силы при гребковых движениях, особенно от движений ногами.
При исходном положении (рис. 9.6, а) тело у поверхности воды на правом или левом боку, ноги соединены и вытянуты, голова погружена в воду одноименной стороной. Нижняя рука вытянута вперед в горизонтальной плоскости ладонью вниз, верхняя — свободно вытянута и находится в воде у бедра верхней ноги.
Движения ногами подразделяются на гребковые и подготовительные. В связи с тем, что движения верхней и нижней ногой различны, их целесообразно рассматривать отдельно. Верхняя нога из исходного положения выполняет подготовительное движение в горизонтальной плоскости в две фазы.
В первой фазе нога одновременно медленно сгибается в коленном и тазобедренном суставах (рис. 9.6, в, г). При этом мышцы бедра, голени и стопы по возможности расслаблены. В конце первой фазы этого движения бедро по отношению к продольной оси туловища образует угол в 60 — 70°, голень по отношению к бедру — угол в 50—60°, стопа расслаблена и нога занимает положение, которое позволяет иметь наименьшее сопротивление воды. Затем следует вторая фаза подготовительного движения. При ускоренном сгибании бедра до угла 90°, разгибания колена до угла 90 —110° и сильном разгибании стопы (тыльное сгибание) нога занимает положение перед гребком. Гребок выполняется ускоренным разгибанием бедра, колена и подошвенным сгибанием стопы.
Нижняя нога из исходного положения также выполняет движение в горизонтальной плоскости. В первой фазе она медленно одновременно с верхней ногой сгибается в тазобедренном и коленном суставах, стопа в расслабленном положении. Окончание медленного сгибания заканчивается, когда угол между бедром и продольной осью туловища составляет 15 — 20°, а в коленном суставе — 30 — 50°. Во второй фазе при ускоренном движении ноги бедро разгибается в тазобедренном суставе и сгибается в коленном до угла — 80 — 90° (рис. 9.6, г и д). Разгибание в тазобедренном суставе определяет крутизну дуги стопы при гребковом движении и соответственно ширину захвата воды. Первая и вторая фазы подготовительного движения верхней и нижней ног выполняются одновременно. При гребковом движении нижняя нога быстро разгибается в коленном суставе и медленнее в тазобедренном. Стопа при гребке вытянута и повернута носком вовнутрь. Гребок заканчивается, когда нога выйдет на продольную ось туловища и коснется стопой стопы верхней ноги (рис. 9.6, е).
Движения руками в отличие от движений ног выполняются разновременно, при этом подготовительное движение верхней рукой выполняется над водой, а нижней — под водой (рис. 9.6, б). Движения рук ассиметричны, поэтому их также следует рассматривать в отдельности. Верхняя рука после окончания гребка выходит из воды, сгибаясь в локтевом суставе. Затем следует пронос ее над водой вперед. Вход руки в воду выполняется впереди плеча, разгибаясь в локтевом суставе. Кисть движется вперед—вниз.
Гребковое движение выполняется в вертикальной плоскости рядом с передней поверхностью туловища. Рука движется вдоль туловища, сгибаясь в локтевом суставе до угла 140—160°. В конце гребка она разгибается в локтевом суставе и выходит из воды.
Движение нижней рукой начинается из исходного положения (рука впереди). Гребок начинается со сгибания в лучезапястном суставе и сгибания в локтевом. Затем кисть с ускорением движется по отношению к туловищу назад—вниз в вертикальной плоскости. В конце гребка рука сгибается в локтевом суставе, кисть движется назад и вверх. Гребковое усилие заканчивается, когда плечо коснется туловища.
Подготовительное движение нижней руки принято делить на две фазы. В первой фазе за счет сгибания в локтевом суставе кисть движется вперед вдоль туловища, почти касаясь его. В конце этой части движения рука, согнутая в локте до угла 40 — 45°, обращена ладонью к туловищу (см. рис. 9.6, в). Затем рука разгибается в локтевом суставе и выпрямляется, а в конце движения предплечье поворачивается ладонью вниз и возвращается в исходное положение. Гребок нижней рукой решает задачу поддержания скорости, полученной от гребка ногами.
Согласование движений рук, рук—ног и дыхания на боку должно обеспечивать равномерное поступательное движение. Это осуществляется с помощью попеременных движений рук. Цикл движений на боку включает в себя два гребка руками (верхней и нижней), одновременный гребок ногами, вдох и выдох. Согласование движений рук осуществляется таким образом, чтобы движущая сила от них не прерывалась на протяжении всего цикла движений. Чтобы лучше понять согласование на боку, необходимо разделить движения на три фазы. Первая фаза — нижняя рука из исходного положения вытянутая впереди производит гребок, а верхняя — выполняет подготовительное движение над водой. Ноги вытянуты после выполненного гребка. В первой половине проноса верхней руки над водой заканчивается вдох. Во второй фазе нижняя рука выполняет подготовительное движение, а верхняя — входит в воду и выполняет первую половину гребка. Ноги при этом выполняют первую фазу подготовительного движения. В первой половине гребка верхней рукой начинается выдох. В третьей фазе нижняя рука вытягивается вперед,' а верхняя — заканчивает гребок. Ноги заканчивают быструю (вторую) фазу подготовительного движения и начинают выполнять гребок. Конец гребкового усилия верхней руки совпадает с окончанием гребка ногами. В конце гребка верхней руки начинается вдох.
Обучение плаванию на боку[править]
Изучать движения на боку следует начинать с движений ног, затем рук. После того, когда будут освоены движения ног и рук, изучают согласование движений.
Упражнения для освоения движений ног заключаются в следующем.
1. ИП стоя у бортика бассейна, например, правым левым боком к стенке выполняют движение верхней (правой) ногой. На счет «раз» — согнуть ногу в коленном и тазобедренном суставах, выполняя первую медленную фазу подготовительного движения. На короткий счет «ж» выполнить вторую (короткую) фазу подготовительного движения, при этом выраженно выполнить тыльное сгибание стопы и быстро разогнуть ногу в коленном суставе. На счет «два» — разогнуть ногу до исходного положения, выполняя гребковое движение.
2. ИП то же, но стоя правым боком к стенке бассейна, выполняется движение нижней ногой. На счет «раз» — согнуть ногу в коленном и тазобедренном суставах (медленная фаза подготовительного движения). На счет «и» — выполнить короткую фазу подготовительного движения: разогнуть ногу в тазобедренном суставе так, чтобы бедро оказалось сзади продольной оси туловища, и согнуть колено. На счет «два» — разогнуть колено с повернутым носком стопы вовнутрь и вывести бедро на продольную ось туловища.
3. ИП лежа на боку перпендикулярно бортику бассейна на правом или левом боку. Ноги сомкнуты и вытянуты, нижняя рука опирается под водой о стенку бортика, верхняя рука — держится за бортик бассейна. Выполняют подготовительное и гребковое движения под счет «раз, и, два».
4. Получив удовлетворительные результаты в движениях ног у неподвижной опоры, переходят к изучению с подвижной опорой. ИП лежа на боку нижняя рука, находясь под доской, хватом кистью дальнего края доски снизу выполнять подготовительные и гребковые движения. После гребка делать паузу и по величине скольжения оценивать качество движений.
5. Следует иметь в виду, что наличие асимметрии у занимающегося влияет на успешность освоения движений на правом или левом боку. Уже при плавании с доской ногами можно определить, на каком боку следует осваивать движение.
6. Освоение движения ног в безопорном положении выполняют, лежа на боку на поверхности воды, нижняя рука вытянута вперед, верхняя — вдоль тела. Выполняются подготовительные и гребковые движения ногами. Вдох делается после окончания гребка, выдох — при подготовительном движении.
Упражнения для освоения движений рук и их согласования с движением ног и дыханием заключаются в следующем.
1. ИП стоя на дне мелкой части бассейна, принять положение наклона в ту сторону, на боку которой лучше осваивались движения ног. Нижнюю руку вытянуть под водой вперед, верхнюю — назад вдоль туловища и удерживать у поверхности воды. Вначале выполнять движение только верхней рукой, затем выполнять движение только нижней рукой, и после этого те же два упражнения выполнять в согласовании с дыханием.
2. ИП то же. Выполнять одновременные движения руками. На счет «раз» произвести гребок нижней рукой и подготовительное движение верхней рукой. На счет «и» осуществить вход в воду верхней руки и погрузить ее в воду, нижнюю руку согнуть в локтевом суставе и начинать выдох. На счет «два» — выполнить гребковое движение верхней рукой и вывести нижнюю руку вперед, одновременно закончив выдох.
3. Движения руками, ногами и дыхание в их согласовании выполняются вначале на небольшое расстояние, а затем, по мере усвоения, увеличивают проплываемое расстояние.
Если при выполнении упражнений в безопорном положении возникают трудности, рекомендуется раздельное плавание. Выполняется движение ногами в согласовании с движением одной, например, нижней рукой, а затем с одной верхней рукой. Часто встречаемая ошибка при изучении способа на боку — это затрудненный контроль занимающихся за расположением стопы нижней ноги во время гребка ногами. Если носок нижней ноги во время гребка располагается наружу, а не вовнутрь, то движение ног напоминает брасс в наклонной плоскости.
sportwiki.to
Плавание на боку
Плавание на боку


Плавание на боку — один из самых ранних спортивных способов плавания. Он является прообразом треджен стиля, а затем кроля на груди. В нашей стране способ на боку включался в программу соревнований по плаванию на дистанциях 100 и 300 м до 1953 г. Но после Олимпийских игр 1952 г. плавание на боку, как отдельная дисциплина, было исключено из программы соревнований. Однако плавание на боку и до настоящего времени распространено среди населения России. Этот способ легко осваивается и может с успехом применяться при плавании в одежде, транспортировке тонущего и различных предметов, переправах вплавь и т.д. От кроля на груди и на спине, а также баттерфляя его отличают более высокие движущие силы при гребковых движениях, особенно от движений ногами.
При исходном положении (рис. 9.6, а) тело у поверхности воды на правом или левом боку, ноги соединены и вытянуты, голова погружена в воду одноименной стороной. Нижняя рука вытянута вперед в горизонтальной плоскости ладонью вниз, верхняя — свободно вытянута и находится в воде у бедра верхней ноги.
Движения ногами подразделяются на гребковые и подготовительные. В связи с тем, что движения верхней и нижней ногой различны, их целесообразно рассматривать отдельно. Верхняя нога из исходного положения выполняет подготовительное движение в горизонтальной плоскости в две фазы.
В первой фазе нога одновременно медленно сгибается в коленном и тазобедренном суставах (рис. 9.6, в, г). При этом мышцы бедра, голени и стопы по возможности расслаблены. В конце первой фазы этого движения бедро по отношению к продольной оси туловища образует угол в 60 — 70°, голень по отношению к бедру — угол в 50—60°, стопа расслаблена и нога занимает положение, которое позволяет иметь наименьшее сопротивление воды. Затем следует вторая фаза подготовительного движения. При ускоренном сгибании бедра до угла 90°, разгибания колена до угла 90 —110° и сильном разгибании стопы (тыльное сгибание) нога занимает положение перед гребком. Гребок выполняется ускоренным разгибанием бедра, колена и подошвенным сгибанием стопы.
Нижняя нога из исходного положения также выполняет движение в горизонтальной плоскости. В первой фазе она медленно одновременно с верхней ногой сгибается в тазобедренном и коленном суставах, стопа в расслабленном положении. Окончание медленного сгибания заканчивается, когда угол между бедром и продольной осью туловища составляет 15 — 20°, а в коленном суставе — 30 — 50°. Во второй фазе при ускоренном движении ноги бедро разгибается в тазобедренном суставе и сгибается в коленном до угла — 80 — 90° (рис. 9.6, г и д). Разгибание в тазобедренном суставе определяет крутизну дуги стопы при гребковом движении и соответственно ширину захвата воды. Первая и вторая фазы подготовительного движения верхней и нижней ног выполняются одновременно. При гребковом движении нижняя нога быстро разгибается в коленном суставе и медленнее в тазобедренном. Стопа при гребке вытянута и повернута носком вовнутрь. Гребок заканчивается, когда нога выйдет на продольную ось туловища и коснется стопой стопы верхней ноги (рис. 9.6, е).
Движения руками в отличие от движений ног выполняются разновременно, при этом подготовительное движение верхней рукой выполняется над водой, а нижней — под водой (рис. 9.6, б). Движения рук ассиметричны, поэтому их также следует рассматривать в отдельности. Верхняя рука после окончания гребка выходит из воды, сгибаясь в локтевом суставе. Затем следует пронос ее над водой вперед. Вход руки в воду выполняется впереди плеча, разгибаясь в локтевом суставе. Кисть движется вперед—вниз.
Гребковое движение выполняется в вертикальной плоскости рядом с передней поверхностью туловища. Рука движется вдоль туловища, сгибаясь в локтевом суставе до угла 140—160°. В конце гребка она разгибается в локтевом суставе и выходит из воды.
Движение нижней рукой начинается из исходного положения (рука впереди). Гребок начинается со сгибания в лучезапястном суставе и сгибания в локтевом. Затем кисть с ускорением движется по отношению к туловищу назад—вниз в вертикальной плоскости. В конце гребка рука сгибается в локтевом суставе, кисть движется назад и вверх. Гребковое усилие заканчивается, когда плечо коснется туловища.
Подготовительное движение нижней руки принято делить на две фазы. В первой фазе за счет сгибания в локтевом суставе кисть движется вперед вдоль туловища, почти касаясь его. В конце этой части движения рука, согнутая в локте до угла 40 — 45°, обращена ладонью к туловищу (см. рис. 9.6, в). Затем рука разгибается в локтевом суставе и выпрямляется, а в конце движения предплечье поворачивается ладонью вниз и возвращается в исходное положение. Гребок нижней рукой решает задачу поддержания скорости, полученной от гребка ногами.
Согласование движений рук, рук—ног и дыхания на боку должно обеспечивать равномерное поступательное движение. Это осуществляется с помощью попеременных движений рук. Цикл движений на боку включает в себя два гребка руками (верхней и нижней), одновременный гребок ногами, вдох и выдох. Согласование движений рук осуществляется таким образом, чтобы движущая сила от них не прерывалась на протяжении всего цикла движений. Чтобы лучше понять согласование на боку, необходимо разделить движения на три фазы. Первая фаза — нижняя рука из исходного положения вытянутая впереди производит гребок, а верхняя — выполняет подготовительное движение над водой. Ноги вытянуты после выполненного гребка. В первой половине проноса верхней руки над водой заканчивается вдох. Во второй фазе нижняя рука выполняет подготовительное движение, а верхняя — входит в воду и выполняет первую половину гребка. Ноги при этом выполняют первую фазу подготовительного движения. В первой половине гребка верхней рукой начинается выдох. В третьей фазе нижняя рука вытягивается вперед,' а верхняя — заканчивает гребок. Ноги заканчивают быструю (вторую) фазу подготовительного движения и начинают выполнять гребок. Конец гребкового усилия верхней руки совпадает с окончанием гребка ногами. В конце гребка верхней руки начинается вдох.
Обучение плаванию на боку
Изучать движения на боку следует начинать с движений ног, затем рук. После того, когда будут освоены движения ног и рук, изучают согласование движений.
Упражнения для освоения движений ног заключаются в следующем.
1. ИП стоя у бортика бассейна, например, правым левым боком к стенке выполняют движение верхней (правой) ногой. На счет «раз» — согнуть ногу в коленном и тазобедренном суставах, выполняя первую медленную фазу подготовительного движения. На короткий счет «ж» выполнить вторую (короткую) фазу подготовительного движения, при этом выраженно выполнить тыльное сгибание стопы и быстро разогнуть ногу в коленном суставе. На счет «два» — разогнуть ногу до исходного положения, выполняя гребковое движение.
2. ИП то же, но стоя правым боком к стенке бассейна, выполняется движение нижней ногой. На счет «раз» — согнуть ногу в коленном и тазобедренном суставах (медленная фаза подготовительного движения). На счет «и» — выполнить короткую фазу подготовительного движения: разогнуть ногу в тазобедренном суставе так, чтобы бедро оказалось сзади продольной оси туловища, и согнуть колено. На счет «два» — разогнуть колено с повернутым носком стопы вовнутрь и вывести бедро на продольную ось туловища.
3. ИП лежа на боку перпендикулярно бортику бассейна на правом или левом боку. Ноги сомкнуты и вытянуты, нижняя рука опирается под водой о стенку бортика, верхняя рука — держится за бортик бассейна. Выполняют подготовительное и гребковое движения под счет «раз, и, два».
4. Получив удовлетворительные результаты в движениях ног у неподвижной опоры, переходят к изучению с подвижной опорой. ИП лежа на боку нижняя рука, находясь под доской, хватом кистью дальнего края доски снизу выполнять подготовительные и гребковые движения. После гребка делать паузу и по величине скольжения оценивать качество движений.
5. Следует иметь в виду, что наличие асимметрии у занимающегося влияет на успешность освоения движений на правом или левом боку. Уже при плавании с доской ногами можно определить, на каком боку следует осваивать движение.
6. Освоение движения ног в безопорном положении выполняют, лежа на боку на поверхности воды, нижняя рука вытянута вперед, верхняя — вдоль тела. Выполняются подготовительные и гребковые движения ногами. Вдох делается после окончания гребка, выдох — при подготовительном движении.
Упражнения для освоения движений рук и их согласования с движением ног и дыханием заключаются в следующем.
1. ИП стоя на дне мелкой части бассейна, принять положение наклона в ту сторону, на боку которой лучше осваивались движения ног. Нижнюю руку вытянуть под водой вперед, верхнюю — назад вдоль туловища и удерживать у поверхности воды. Вначале выполнять движение только верхней рукой, затем выполнять движение только нижней рукой, и после этого те же два упражнения выполнять в согласовании с дыханием.
2. ИП то же. Выполнять одновременные движения руками. На счет «раз» произвести гребок нижней рукой и подготовительное движение верхней рукой. На счет «и» осуществить вход в воду верхней руки и погрузить ее в воду, нижнюю руку согнуть в локтевом суставе и начинать выдох. На счет «два» — выполнить гребковое движение верхней рукой и вывести нижнюю руку вперед, одновременно закончив выдох.
3. Движения руками, ногами и дыхание в их согласовании выполняются вначале на небольшое расстояние, а затем, по мере усвоения, увеличивают проплываемое расстояние.
Если при выполнении упражнений в безопорном положении возникают трудности, рекомендуется раздельное плавание. Выполняется движение ногами в согласовании с движением одной, например, нижней рукой, а затем с одной верхней рукой. Часто встречаемая ошибка при изучении способа на боку — это затрудненный контроль занимающихся за расположением стопы нижней ноги во время гребка ногами. Если носок нижней ноги во время гребка располагается наружу, а не вовнутрь, то движение ног напоминает брасс в наклонной плоскости.
Читайте также
sportguardian.ru
Техника плавания на боку – упражнения
Упражнения для обучения технике плавания на боку. Способ плавания на боку в настоящее время утратил свое спортивное значение. Его не включают в программы международных и других соревнований. Однако этот способ плавания удобен при транспортировке небольших предметов над водой, спасании утопающих и нырянии. Для устранения одностороннего воздействия на детей асимметричных движений их тренируют плаванию, как на правом, так и на левом боку.
Техника плавания на боку – упражнения для обучения движений ног.
Упражнения на суше. 1. Лежа на боку (на гимнастическом мате), выполняем имитацию движений ног. 2. Стоя на левой ноге, выполняем имитацию движений правой ногой. 3. То же упражнение, только меняем ноги.
Упражнения в воде. 4. Положив на доску голову щекой и придерживая ее (доску) снизу одной рукой, сверху другой, выполняем плавание на боку при помощи движений ногами. 5. То же упражнение, но без доски и вытянув «нижнюю» руку вперед и прижав «верхнюю» к бедру.
Техника плавания на боку – упражнения для обучения движений рук.
Упражнения на суше. 1. Стоя с прижатой «верхней» рукой к бедру и поднятой вверх «нижней» делаем имитационные движения руками.
Упражнения в воде на глубине по пояс. 2. Плавание на боку с помощью усилий рук с небольшой опорой о дно ногами, либо держа между ног резиновый круг. 3. Стоя в выпаде (вправо, влево), голова щекой находится на поверхности, «верхняя» рука прижата к бедру – движения «нижней» рукой. 4. Выполняем упражнение в том же положении, но поменяв руки местами. 5. То же упражнение, но движения обеими руками.
Техника плавания на боку – упражнения для обучения дыхания.
Упражнения в воде. 1. Стоя на дне бассейна по грудь в воде делаем вдох и опускаемся с головой в воду, где делаем медленный, но глубокий выдох. 2. Нагнувшись, стоя по пояс опускаем лицо в воду – выдох, поворачиваем в сторону «верхней» руки – вдох.
Техника плавания на боку – упражнения для обучения согласования дыхания и движений рук.
Упражнения на суше. 1. Стоя, подняв вверх «нижнюю» руку и прижав к бедру «верхнюю» выполняем имитацию дыхания и движений рук при плавании на боку.
Упражнения в воде глубиной по пояс. 2. Стоя в выпаде, дыхание и движения рук. 3. То же упражнение, но во время ходьбы по дну.
Техника плавания на боку – упражнения для обучения согласования движений ног и рук.
Упражнения на суше. 1. Согласование движений рук с выпадом (влево, вправо). 2. Стоя на «верхней» ноге, в согласовании с движениями рук, выполняем имитацию движений «нижней» ногой.
Упражнения в воде. 3. Проплывание на боку небольших отрезков с задержкой дыхания. 4. Плавание на боку, не вынося «верхнюю» руку из воды. 5. То же упражнение, но при помощи движений «нижней» руки и ног.
Техника плавания на боку – упражнения для обучения и освоения способа плавания на боку в целом.
Упражнения в воде. 1. Преодоление постепенно увеличивающихся отрезков в полной координации. 2. Проплывание небольших отрезков на боку с задержкой дыхания, делая вдох на каждом цикле и через цикл.
Terro, специально для «Сайта о спорте» sportbox.by
Фото: flickr.com; by infomatique
Вы можете оставить комментарий.
sportbox.by
Плывите не на груди, а на боку
Плывите не на груди, а на боку
Из кораблестроения можно извлечь еще один урок — научиться плыть как быстроходный корабль, а не как старая посудина. Какие суда самые быстрые? Яхты — они ходят быстро, как ветер. А самые медленные? Это нагруженные баржи, которые даже на полной мощности «ползут» по воде. Итак, у вас есть выбор: плавать как яхта или как баржа.
Один из самых устойчивых мифов в нашем спорте гласит: правильной позицией для вольного стиля плавания является положение на груди с поворотом головы в сторону для вдоха. Миллионы людей плавают именно так, потому что при этом способе ощущают себя комфортнее и защищеннее.
Но это неправильно. Нельзя так плавать кролем на груди (и на спине тоже), если есть желание показать хоть сколько-нибудь приличный результат. Самые быстрые и эффективные пловцы мира разрезают воду, плывя на боку. Они перекатываются с одной стороны на другую, скользя на боку в течение всего гребка. Преимущество такого плавания легко понять, так как вода легче обтекает пловца, лежащего на боку.
Давайте обратимся к морской терминологии, в соответствии с которой яхты, баржи и тело пловца являются объектами, движущимися по поверхности воды, и подчиняются одним и тем же законам физики. (Подводные лодки, торпеды, рыбы, а также пловцы, плавающие баттерфляем или брассом, находятся под поверхностью воды и подчиняются несколько другим гидродинамическим законам.) Закон физики гласит, что сопротивление пропорционально квадрату скорости движения относительно воды. Это означает, что надо прикладывать в четыре раза больше усилий, чтобы увеличить скорость вдвое. Таким образом, хотите ли вы ползти как баржа, толкая перед собой воду, или нестись вперед как яхта, рассекая волны? Думаю, ответ очевиден.
Скорее всего, вы уже встречались с действием подобного закона в детстве, когда высовывали руку из окна машины. Если держать руку прямо, повернув ладонь против ветра, то давление ветра будет сильным. Если согнуть локоть, наклонив ладонь вниз, то сопротивления воздуха почти не чувствуешь.
Тот же принцип применим к движению вашего тела в воде. Плавая, вы отталкиваете и раздвигаете воду вокруг себя. Если плыть на груди, то вы уподобляетесь «барже», которая толкает воду перед собой. Яхты, даже с широкой траверсой, разрезают воду как нож масло, поэтому им легко плыть, как это и показано на следующем рисунке. Когда вы плывете как яхта, разрезая воду боками, сопротивление уменьшается вдвое по сравнению с плаванием «как баржа». См. рис. 5.

Рис. 5
Я хорошо понимаю, что нельзя оставаться на боку все время. Но вы можете переворачиваться с боку на бок с каждым гребком. Самый эффективный способ плавания вольным стилем[11] — ритмично перекатываться из стороны в сторону, пока плечи и бедра не займут почти перпендикулярное положение к поверхности воды, и затем оставаться в боковом положении как можно дольше в течение каждого цикла.
Перекатывание также помогает слегка удлинить тело. Убедитесь в этом сами: встаньте лицом к стене с вытянутой вверх рукой, повернув ее ладонью к стене. Попробуйте повернуться из стороны в сторону несколько раз, не меняя положение руки. Вы заметите, как рука вытягивается вверх при повороте, «удлиняя» тело, а когда вы возвращаетесь в исходное положение, она «укорачивает» его. Таким же образом, плавая на боку, вы вытягиваете свое тело и становитесь выше.
Зная все это, вы однозначно захотите оставаться на боку при каждом гребке и заканчивать его в таком же положении. Самый рациональный прием — оставаться на боку перед следующим гребком. В результате вы скользите вперед в «быстром» боковом положении все время до начала следующего гребка, причем скользите дальше и с большей скоростью, потому что не толкаете воду перед собой.
При таком рациональном подходе плавание вольным стилем становится грациозным и мощным. Оно превращается в скольжение по воде с быстрым переворотом на противоположный бок при смене рук при гребке. В каждом цикле у вашего тела есть рабочая сторона — та, которой вы гребете, — и скользящая, которая вытягивает ваше тело. В итоге каждый гребок становится очень производительным: чем дольше вы гребете на одном боку, тем быстрее и дальше скользите. Плавание становится более расслабленным и требует меньших энергетических затрат. Оно даже выглядит легче со стороны.
Вышесказанное может свести с ума. Во время одной из недавних командировок я был приглашен на тренировку ветеранов плавания[12]. После первой серии упражнений один из пловцов подошел ко мне и сказал: «Не могу понять, как ты держишься с нами в одном темпе. Ты же даже не напрягаешься». Действительно, на фоне остальных я выглядел расслабленным. Они вспенивали воду руками, поднимали тучу брызг — я спокойно рассекал воду и отдыхал на боку между гребками, при этом не отставая от них. Из-за того что они лежали на воде плашмя, им оставалось лишь молотить руками, чтобы не остановиться вовсе; а я плыл без усилий, играючи.
Так почему же все плавают в неправильной технике? Может быть, это мазохизм? На самом деле — нет. Люди плавают на животе, потому что так им удобнее.
Перекатывание с боку на бок вызывает чувство опасности, связанное с нестабильным положением тела и угрозой переворота в воду. Мы не хотим оставаться в позиции на боку ни на секунду. Плавать лицом вниз кажется нам более надежным способом.
Это напоминает о себе наш старый приятель — плохой баланс. Если вам потребовалось немалое время, чтобы научиться держать равновесие, плавая пластом, то можно себе представить, сколько надо времени, чтобы научиться держать баланс, перекатываясь из стороны в сторону. Такая техника неестественна, не основана на интуиции и труднопостигаема без самоконцентрации и сознательных тренировок. Пока вы не освоите ее, пока будете избегать плавания на боку, вы будете плыть как баржа. Но не надо сдаваться. Комплекс упражнений в главе 8 даст возможность решить эту проблему постепенно, пока вы не почувствуете себя уверенно, плавая как быстроходная яхта.
Когда я говорю на своих семинарах, что от правильного положения тела зависит 70 % успеха, нередко вижу удивленно приподнятые брови слушателей. Но все сразу становится понятным в процессе обучения, когда мы начинаем отрабатывать правильную технику в бассейне и избавляемся от плохих привычек, снижающих скорость.
«Никогда не видел, чтобы дно так быстро мелькало перед глазами», — говорит кто-то. Другой отмечает, что на дистанции 25 метров сделал на шесть гребков меньше, чем обычно.
Однако есть еще один аспект: вы не сможете скользить, пока вас что-то не толкает. Это что-то — гребок, и его технику тоже можно существенно улучшить. Прежде всего вы должны напрочь забыть о том, что для быстрого плавания необходимы широкие мощные плечи. В следующей главе я расскажу вам, что для этого действительно нужно.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
sport.wikireading.ru
Плавание на боку
Плавание на боку
Плавание на боку имеет большое прикладное значение, оно эффективно при плавании в одежде, буксировке пострадавших, транспортировке предметов.

Техника плавания способом на боку
Для способа плавания на боку характерны асимметричные попеременные движения руками и асимметричные одновременные движения ногами. Один цикл движений в этом способе состоит из двух поочередных движений руками, одного движения ногами, одного вдоха и одного выдоха в воду. Угол атаки на протяжении цикла колеблется от 3 до 10°, колебания верхней части туловища вокруг продольной оси от 10 до 50°.
Рассмотрим поэтапно технику плавания способом на боку:
- Исходное положение тела на боку в вытянутом положении, ноги соединены и выпрямлены, «нижняя» рука - вперед, «верхняя» - прямо вдоль туловища ладонью вниз. Голова лежит на воде на боку, с опущенной в воду стороной лица.
- Движение тела начинается с гребка «нижней» рукой вниз-назад (сначала рука прямая, к концу движения сгибается в локте), в этот момент «верхняя» рука начинает вынос из воды (сначала плечо, затем предплечье, кисть). Во время выполнения движения руками, тело слегка разворачивается на грудь. Ноги выпрямлены.
- «Верхняя» рука входит в воду и опускается вниз до угла 45° с поверхностью воды (угол сгибания в локте 140°), «нижняя» сгибается в локте и прижимается к туловищу. «Верхняя» нога сгибается в коленном и тазобедренном суставе и движется по отношению к туловищу вперед (до тех пор, пока голень не займет положение, параллельное продольной оси тела, а угол между передней поверхностью туловища и бедром, а также между задней поверхностью бедра и голенью не составит 110-120°), в конце движения стопу на себя. «Нижняя» нога сгибается в коленном суставе, незначительно в тазобедренном и движется по отношению к туловищу назад (пока угол между бедром и туловищем не составит 165-170°, а между голенью и бедром 85-90°), стопу вытянуть.
- «Верхняя» рука выполняет гребок вдоль тела спереди назад. Ноги разгибаются и совершают толчок за счет одновременного выпрямления и соединения по дуге. Одновременно «нижняя» рука выносится вперед. В момент завершения гребка «верхней» рукой, пловец поворачивает голову в сторону «верхнего» плеча для выполнения вдоха.
- Тело поворачивается в исходное положение и скользит по поверхности.

Движения «верхней» рукой сходны с движениями рукой в кроле на груди. Разница состоит в том, что при плавании на боку рука входит в воду ближе к голове и гребок выполняется вдоль тела, останавливаясь у бедра в исходном положении.
При плавании в одежде или при бесшумном плавании «верхняя» рука вместо проноса выполняет подготовительное движение под поверхностью воды.
swimdmitrov.ru
Упражнения для разучивания техники плавания способом на боку — КиберПедия
Упражнения для разучивания движений ногами
На суше
1. И. п. — лежа на боку на гимнастическом мате. Имитация движений ногами.
И. п. — стоя на одной ноге. Имитация движений другой ногой. То же — другой ногой.
В воде
На мелкой части бассейна, опираясь одной рукой о дно, а другой удерживаясь за край бортика или сливного желоба в положении на боку.
Выполнять подготовительные движения ногами можно медленно по разделениям.
После выполнения ноги спокойно вернуть в исходное положение.
2. То же, что и упр. 1, медленно выполнить подготовительное движение, потом — рабочее.
3. И. п. — л ежа на боку,« нижняя » рука впереди, « верхняя » — у бедра.
Плавание с помощью движений одними ногами.
Упражнения для разучивания движений руками На суше
1. И. п. — стоя с поднятой вверх «нижней» рукой и прижатойк бедру «верхней» рукой.
Имитация движений «нижней» рукой.
2. И. п. — лежа на боку, на гимнастическом мате или на полу,«верхняя» рука прижата к бедру, находится в и. п.Имитация движения «верхней» рукой.
В воде
1. И. п. — находясь на глубине по пояс в воде, сделать выпад правой рукой в правую сторону, правую руку вытянуть по поверхности (правая рука — «нижняя» рука). Выполнять движения «нижней» рукой.
2. Плавание на боку с помощью движений ногами, «верхняя» рука у бедра, «нижняя» вытянута вперед ладонью вниз. Выполнять движения «нижней» рукой.
3. То же, что и упр. 2, но плавание с помощью движений ногами и «верхней» руки.
Упражнения для разучивания дыхания
1.Плавание с помощью движений одними ногами, «нижняя» впереди, «верхняя» —у бедра.
В момент окончания рабочего движения ногами выполнять вдох, помогая небольшим движением головы в сторону плечевого сустава «верхней» руки.
Сначала можно выполнять вдох лишь на каждые 3—4 цикла движений ногами, потом через цикл и, наконец, на каждый цикл движений. 2. Плавание с помощью движений «одними ногами» и «верхней» руки, «нижняя» — впереди.
Через цикл, в момент окончания рабочего движения «верхней» рукой и рабочего движения ногами, выполнять вдох.
Упражнения для разучивания общей согласованности движений
1. Плавание коротких отрезков при помощи движений руками и ногами с задержкой дыхания на вдохе.
2. То же, что и упр. 1, но вдох выполнять через цикл.
3. Плавание в полной координации.
4. То же на другом боку.
Упражнения для совершенствования техники плавания способом на боку
1. Скольжение на боку.
2. Плавание с помощью доски: на плавательной доске сверху лежит «нижняя» рука.
3. Плавание на боку в полной координации с изменением темпа.
4. То же, что и упр. 3, но с заданным темпом.
5. Плавание на боку в полной координации с заданным ритмом.
6. Плавание на боку с помощью попеременных движений ногами.
Обратить особое внимание на движения руками.
7. Плавание на боку с изменением скорости.
8. Плавание на боку в соревновательном варианте.
Гибкость в плавании
Гибкость — одно из важных физических качеств пловца. Хорошая гибкость обеспечивает пловцу свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий во время гребка.
Часто понятие «гибкость» считают синонимом понятия «подвижность суставов», однако между ними есть различие. Под подвижностью в суставе понимают степень свободы движений
в конкретном суставе; под гибкостью — степень свободы движений в какой-либо части тела или частях тела. Разумеется, отличная подвижность в суставах — хорошая основа для высокого уровня проявления гибкости.
Выделяют три вида подвижности в суставах: а) свободную; б) активную; в) пассивную.
Объем свободной подвижности предполагает естественные, плавные и экономичные движения, при которых активные силы мышц действуют не в течение всего периода выполнения движения, а только в определенных границах, на остальных же участках движение продолжается по инерции. Такие примеры движений можно найти в подготовительных движениях руками в кроле и в дельфине. Движения в суставах могут осуществляться под действием сил тяжести какого-либо сегмента тела.
Пассивная подвижность возможна при отсутствии сопротивления мышц-антагонистов и лимитируется в основном растяжимостью мышц и связок. При плавании кролем на груди и на спине, дельфином пассивная подвижность проявляется.при выполнении удара ногами в голеностопных суставах.
Активная подвижность проявляется при максимальных усилиях мышц, участвующих в движении, и растяжимости мышц-антагонистов. В циклических движениях такой вид подвижности нерационален. Лишь тыльное сгибание в голеностопных суставах в брассе требует проявления активной подвижности.
Существенное влияние на уровень подвижности в суставах оказывают индивидуальные особенности строения суставов и связочного аппарата. Нередко это значительно ограничивает развитие данного качества у спортсменов. Примерно в 20 % случаев у детей встречается хорошая подвижность, в 20 % случаев — плохая и в 60 % случаев — средняя подвижность.
Гибкость зависит от возраста. У детей она значительно лучше, чем у взрослых.
Целенаправленное развитие гибкости должно начинаться с раннего возраста. У детей и подростков 9—14 лет это качество развивается почти в два раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.
Проявление гибкости зависит от температуры окружающей среды. При повышении температуры гибкость увеличивается, при понижении — уменьшается. Эту зависимость следует учитывать при организации занятий.
На гибкость оказывают влияние силовая структура движения, проявления других физических качеств. Учитывая данное обстоятельство, развитие гибкости следует проводить комплек-
9 Плавание
сно, вместе с воспитанием других физических качеств, необходимых пловцу.
Воспитание гибкости.Пловцы должны ежедневно работать над гибкостью. Перерывы в развитии и поддержании этого важного физического качества исключаются: без выполнения упражнений качество утрачивается.
Опыт показывает, что увеличение подвижности в различных суставах в необходимом для плавания объеме обеспечивает ежедневная 30—60-минутная работа; поддержание ранее достигнутого уровня — 20—40-минутная работа, выполняемая 3—4 раза в неделю. Пловцы могут это делать в виде домашних заданий, включать в тренировочные занятия; развитию гибкости могут быть посвящены отдельные тренировочные занятия.
Упражнения на воспитание гибкости можно классифицировать на группы: а) упражнения, связанные с активным растяжением; б) упражнения, связанные с пассивным растяжением; в) упражнения, связанные с проявлением активно-пассивного растяжения.
Объем работы на гибкость у лиц, систематически занимающихся спортивной тренировкой в плавании, неравномерен в течение тренировочных периодов. Значительно большая работа проводится в подготовительном периоде тренировки.
Всю работу над воспитанием гибкости можно разделить на два больших этапа: этап базовой подготовки и этап специальной подготовки. На первом этапе закладывается фундамент гибкости, используются упражнения, различные по направлениям, амплитуде, величине усилий. На втором этапе проводится узкая целенаправленная подготовка, связанная как со спецификой плавания, так и со спецификой плавательной специализации.
Упражнения на воспитание гибкости проводятся после предварительной тщательной разминки.
При выполнении упражнений используются:
— повторяющиеся растяжения;
— продолжительные одиночные растяжения;
— постизометрическая релаксация (растяжение после изометрического напряжения мышц-антагонистов).
Все программы, отдельные упражнения, выполняются на фоне полного восстановления. Величина паузы определяется характером выполняемого упражнения, его продолжительностью, объемом движения (или движений).
Следует еще раз подчеркнуть, что все необходимые пловцу физические качества должны воспитываться сопряженно. Это особенно важно для пловцов высокой квалификации. Такую
возможность дает работа, выполняемая на специальных тренажерах.
В работе по воспитанию подвижности в суставах с целью контроля можно проводить несложные измерения: определение вращательной подвижности в плечевых суставах, наклона вперед, подошвенного сгибания стопы, ротации (вращения) кнаружи в тазобедренных и коленных суставах.
Проявление специальной гибкости при плавании.Ранее было показано значение специальной гибкости для пловца. Какие же конкретные выражения находит это в технике спортивных способов плавания? Так, недостаточная подвижность в голеностопных суставах существенно сказывается на эффективности работы ногами: имеются потери в величине шага пловца. В результате этого повышается темп движений руками. Плохая подвижность в плечевых суставах ограничивает пронос рук над поверхностью воды, нарушает требования в фазе входа руки в воду, «смазывает» начало гребка и, по сути, весь гребок. Особенно большая подвижность в плечевом поясе, в плечевых и голеностопных суставах отличает представителей плавания на спине. Это объясняется характером положения тела в воде и ограниченными возможностями включения групп мышц при движении руки во время гребка. При плавании кролем на спине в отличие от кроля на груди гребковые движения руками производятся в направлении дорзальной стороны тела, где подвижность в суставах анатомически ограниченна. С этим связана и такая особенность в плавании кролем на спине, как ограниченная вариативность техники. При плавании на спине гребок всегда получается длинным, так как укоротить его, как в кроле на груди, анатомически невозможно, поэтому спинисты чаще всего выбирают шестиударный вариант координации движений. В итоге возрастает значимость движений ногами и вместе с этим — хорошей подвижности в грленостопных суставах. Таким образом, у спинистов, как и у кролистов, ведущие формы подвижности
I в суставах одни и те же: дорзальная подвижность плечевых суставов и плечевого пояса, подошвенное сгибание в голеностопных
I суставах. Особое значение подвижность в плечевых суставах имеет в плавании способом дельфин. При выполнении проноса рук над водой недостаток подвижности в суставах нельзя компенсировать кренами туловища, поэтому компенсация происхо-
: дит за счет увеличения движения вокруг фронтальной оси тела.
Ключом в плавании брассом является работа ногами, при этом
Т существенное значение имеет подвижность суставов нижних ко-
I нечностей. В брассе, в отличие от других способов плавания, тол-
чок совершается подошвенной стороной стопы, для брассистов приобретает особое значение тыльное сгибание в голеностопных суставах. В исходном положении ног перед началом рабочего движения, когда голени находятся в вертикальном положении, тыльного сгибания в голеностопных суставах оказывается недостаточно для создания опоры. Для эффективной опоры необходимо развернуть стопы кнаружи в горизонтальной плоскости. В исходном положении ног это достигается с помощью вращательных движений кнаружи в коленных суставах. Разворот стоп также увеличивают за счет ротации в тазобедренных суставах кнаружи, или при хорошей подвижности в тазобедренных суставах (ротации) — внутрь. Чем шире разведены ноги при толчке, тем большее значение приобретает разворот стоп кнаружи (супинация) при приведении ног. В брассе при колебательных движениях тела вокруг фронтальной оси (тангаж) более важен подъем туловища. Эти движения требуют хорошей подвижности плечевого пояса и подвижности позвоночника в поясничной области при разгибании назад. Таким образом, в брассе можно выделить важность следующих показателей подвижности в суставах: 1) ротация кнаружи в коленных суставах; 2) ротация кнаружи в тазобедренных суставах; 3) тыльное сгибание в голеностопных суставах; 4) супинация в голеностопном суставе; 5) вращательная подвижность плечевого пояса; 6) наклон туловища назад.
Упражнения для развития подвижности в суставах*
Упражнения для рук
1. И.п. — основная стойка. Круговые движения в плечевыхсуставах; сначала вперед, потом — назад.
2. И. п. — основная стойка, ноги врозь. Круговые движенияпрямыми руками вперед и назад. Движения начинать медленно, постепенно увеличивать скорость. То же упражнениес гантелями весом 250—750 г.
3. И. п. — наклон туловища вперед. Движения руками в сторо-ны-вверх. То же упражнение с гантелями массой 250—750 г.
4. И. п. — основная стойка, ноги врозь. Одновременный выкрут рук с палкой (резиновым жгутом, полотенцем) назад и возвращение их в и. п.
5. И. п. — стоя в наклоне, ноги прямые, руки хватом сверху на гимнастической стенке. Пружинящие наклоны.
* Некоторые из приведенных комплексов упражнений предложены Л.П. Макаренко (1983), В.Н. Платоновым и С.Л. Фесенко (1990).
6. И. п. — первый партнер лежит на животе, руки вверх, второй стоит ноги врозь, согнувшись над первым и взявшись руками за его лучезапястные суставы. Пассивное отведение вверх-назад рук первого партнера вторым с прогибанием спины с постепенным увеличением амплитуды движения.
•7. И. п. — первый партнер лежит на животе, кисти рук соединены на затылке. Второй партнер, стоя со стороны головы на коленях, сводит локти лежащего партнера в направлении вверх.
cyberpedia.su