Современная тренировка пловца. Тренировки пловцов


Специальные тренировки для пловцов — SportWiki энциклопедия

Значение специальных тренировок[править]

В последние 10-15 лет наблюдается быстрый рост интереса к триатлону. Им по-настоящему увлеклись многие, в том числе и люди с небольшим опытом в плавании, а порой и вовсе без него. Возрос и интерес к соревнованиям по плаванию на открытой воде. Это позволило энтузиастам, прежде скованным стенками бассейна, ощутить истинную свободу плавания в самых разных водоемах мира. Тренировки в триатлоне, правда, занимают массу времени, а ведь у многих есть еще и работа, и семейные обязанности. Поэтому занятия на открытой воде, которые, по большому счету, приносят не меньше пользы, зачастую оказываются более популярными.

Мы очень любим плавание на открытой воде и просто счастливы, что из года в год в мире растает число соревнований, которые ставят перед спортсменами все новые и новые интересные задачи.

Даже если вы человек не азартный и вас больше интересуют личные результаты, а не победы, вы все равно будете в выигрыше, если ознакомитесь с этой частью нашей книги. Она поможет поддерживать тело в хорошей физической форме вне зависимости от того, на какие дистанции вы плаваете. В спорте очень важен постоянный баланс между техникой и физической формой. Методы, предлагаемые нами, должны пробудить интерес триатлетов и пловцов на длинные дистанции к тренировкам на силу. Мы развенчаем и некоторые мифы о возможных последствиях таких тренировок, расскажем, как объединить силовую подготовку с работой над техникой плавания. Мы постараемся убедить вас в том, что специальные занятия физической подготовкой принесут дивиденды во время соревнований и просто повысят вашу эффективность.

Пол Ньюсом: Возможно, вы сейчас думаете: «Вообще-то я не собираюсь участвовать в соревнованиях», - и это абсолютно нормально. Тем не менее плавание покажется вам более приятным и разнообразным, если вы последуете некоторым из наших советов. Впрочем, я только порадуюсь, если кто-нибудь из вас все же решит принять участие в стартах в бассейне или на открытой воде. Участие в заплывах - огромное удовольствие. По собственному опыту могу сказать, что когда человек ставит перед собой какую-нибудь цель, это его очень мотивирует. Просыпаться рано утром, чтобы отправиться на тренировку, намного легче, когда есть цель!

В детстве, занимаясь в секции плавания, я мечтал переплыть Ла-Манш. Собственно, как и все британские пловцы. В 2006 году я был очень удивлен, когда узнал, что мой любимый артист-комик Дэвид Уоллиамс собирается переплыть пролив. Не удивительно, что когда его попытка увенчалась успехом, многие, даже доселе не имевшие за спиной многолетних тренировок, поставили перед собой цель сделать то же самое. И пусть для большинства это так и осталось недостижимой целью, Дэвид на своем примере показал, что на подобное может решиться каждый. Его поступок вызывал широкий отклик в мире плавания. В сентябре 2011 года я сам решился на подобное и даже встретился с Дэвидом Уоллиамсом, проплыв с ним отрезок пути на второй день его легендарного восьмидневного заплыва по Темзе, который был организован в рамках проекта Sport Relief. Когда у человека есть цель, он способен на невероятные вещи!

Как организовать тренировку, чтобы она принесла наибольший эффект[править]

Пловцов и триатлетов на тренировках можно разделить на две категории: на тех, кто усердно работает по ходу серий, но не обращает внимания на эффективность, и тех, кто ошибочно считает, что для плавания важна только техника, и старается избегать тяжелых заданий, которые, по их мнению, могут их технике навредить. Между тем, если отдавать приоритет только отработке техники или, наоборот, физической подготовке, это наверняка приведет к неожиданному снижению результатов. Отдавая приоритет одному в ущерб другому, пловцы и триатлеты заводят себя в тупик.

Если правильно спланировать еженедельные, ежемесячные специальные тренировки и тренировки на технику плавания, со временем можно добиться невероятных улучшений. Правда, вам все равно понадобятся дополнительные усилия по адаптации к открытой воде. Объективно остановка в развитии должна произойти только тогда, когда вы исчерпаете все индивидуальные возможности для саморазвития. Но стоит вам зациклиться на каком-то одном аспекте — и вы окажетесь в тупике.

Как вы уже, наверное, заметили, сочетание трех элементов, а именно специальной физической подготовки, работы над техникой плавания и адаптации к плаванию на открытой воде, — это залог успешного обучения плаванию.

Сила и плавание[править]

Если вы триатлет или пловец, занимающийся еще каким-нибудь другим видом спорта, вам важно понимать, что тренировки на силу бывают разные, и здесь все зависит от конкретной дисциплины. Что подтверждает и спортивная наука, называя это «принципом специфичности». Тренировки в велоспорте, беге, где активно участвуют строго определенные группы мышц, вряд ли принесут много пользы в плавании. Аэробную выносливость человека обеспечивают кровеносные сосуды и капилляры, ведущие к конкретным мышцам, причем сами мышцы отличаются друг от друга по клеточному строению. Другими словами, для плавания нужно особым образом тренировать каждую группу мышц. И именно на это направлены специальные тренировки!

Если вы новичок в плавании, но у вас хорошая физическая подготовка благодаря занятиям другим видом спорта, мы уверены, что вскоре вы сами убедитесь в правоте «принципа специфичности». Вне зависимости от ваших предыдущих тренировок, в бассейне вам поначалу все равно придется нелегко. Но есть и хорошая новость: уже через несколько недель занятий ваша физическая форма улучшится, а плавать будет легче и приятнее.

sportwiki.to

Современная тренировка пловца | Плавание

«Современная тренировка пловца» написана венгерскими и советскими авторами. Разделы в известной мере дополняют друг друга. В материалах венгерских специалистов изложены вопросы, касающиеся преимущественно подготовки юных пловцов, тогда как советские представители останавливают свое внимание главным образом на тренировке уже сформировавшихся спортсменов — членов сборной команды СССР.

Раздел «Современная тренировка пловца» посвящен одной из важнейших проблем современного плавания — методике спортивной тренировки.

Руководство написано специалистами в области плавания двух социалистических стран — Венгерской Народной Республики и Советского Союза. Это первая попытка объединить усилия научных работников и педагогов-тренеров дружественных государств для создания монографии, в  которой  были бы изложены современные теоретические основы и практический материал по тренировке пловца.

Спортивное плавание в Венгрии имеет свои традиции и богатый опыт. Первым пловцом в Европе, проплывшим 100 м с результатом меньше минуты, был венгр И. Барани; среди победителей и призеров многих олимпийских игр мы встречаем и венгерских пловцов. Особенно выдающиеся достижения продемонстрировали пловцы социалистической Венгрии на XV Олимпиаде в Хельсинки, когда К. Секе, Ю. Темеш, В. Дьенге, Е. Новак, Е. Секей из пяти золотых медалей, разыгрывавшихся в плавании среди женщин, завоевали четыре.

В настоящее время в Венгерской Народной Республике есть немало молодых талантливых пловцов — Ю. Туроци, Ласло Чех, Эдит Ковач, Чаба, Габор Яцо, Сентирмаи, Йожеф Чикань и др., которые скажут еще свое слово. Поэтому методика тренировки, применяемая венгерскими тренерами при подготовке пловцов, представляет для советского читателя несомненный интерес.

Спортивное плавание в СССР находится сейчас на подъеме. Советские пловцы — Г. Прозуменщикова, И. Позднякова, Т. Соснова, Л. Хазиева, С. Бабанина, Л. Ильичев, С. Белиц-Гейман, В. Кузьмин, А. Скавронский, В. Мазанов, Ю. Громак, Г. Прокопенко, А. Тутукаев, А. Плетнев, А. Дунаев — показали себя спортсменами мирового класса. В связи с этим основные положения современной методики тренировки советских пловцов, злободневные сейчас вопросы акклиматизации в условиях среднегорья, практический материал по тренировке и другие вопросы, получившие освещение в этой книге, могут представлять интерес как для венгерских, так и для советских читателей.

Надо сказать, что в литературе по плаванию никогда еще не освещались так подробно вопросы тренировки выдающихся пловцов, таких, как рекордсменка мира, чемпионка олимпийских игр и чемпионка Европы Галина Прозуменщикова, рекордсмен и чемпион Европы Валентин Кузьмин, рекордсмен Европы Виктор Мазанов. Методика их спортивной подготовки представляет собой практическое воплощение основных положений советской системы тренировки пловца.

Конечно, тренировка этих пловцов осуществлялась их тренерами с учетом особенностей каждого спортсмена — особенностей психики, характера, физической, плавательной подготовки, учебы в школе или институте, быта, обстановки в семье и т. д. Поэтому их система тренировки может служить лишь ориентиром. Слепое же копирование ее не даст положительных результатов.

Раздел книги «Основные положения современной методики тренировки пловцов» написан заслуженным тренером СССР К. А. Инясевским, который на протяжении многих лет руководит подготовкой пловцов сборной команды Советского Союза. Его статья представляет собой сжатое изложение основных положений советской системы тренировки пловца, в создании которой автор принимал самое активное участие. В этой статье излагаются содержание и принципы, средства и методы тренировки пловца. В ней уделено также достаточно внимания перспективному, текущему планированию тренировки и построению тренировочного занятия.

Одной из важных, малоразработанных сторон спортивной подготовки пловцов является психологическая подготовка. Этому актуальному вопросу посвящена статья заслуженного мастера спорта СССР, доцента Н. А. Бутовича. В ней автор — один из старейших спортивных педагогов — рассказывает об особенностях психологической, и в частности волевой, подготовки пловца и дает ряд полезных практических советов.

Имя профессора-физиолога В. С. Фарфеля широко известно как в СССР, так и за рубежом. Его статья «Физиологическое влияние среднегорья на спортивную работоспособность пловца» касается вопросов акклиматизации спортсменов в условиях среднегорья. Автор излагает в ней материалы экспериментов и наблюдений, которые были проведены в последнее время над пловцами в горах. Эти эксперименты и наблюдения продолжаются, поэтому автор воздерживается от каких-либо окончательных выводов и рекомендаций, однако материал статьи уже и сейчас представляет не только теоретический, но и практический интерес. Он помогает тренерам ориентироваться в сложном деле подготовки пловцов к условиям среднегорья.

Несомненный интерес для читателей будет представлять небольшая статья К. А. Инясевского «Советские пловцы в Мехико», в которой он делится своими наблюдениями за акклиматизацией советских пловцов непосредственно в условиях Мехико (на высоте 2200 м над уровнем моря) во время соревнований на олимпийской неделе в 1965 году.

Особое внимание читателей, вероятно, будет привлечено к статьям видных советских тренеров — заслуженных тренеров СССР Е. Л. Алексеенко и В. Н. Кашутиной, Заслуженного тренера РСФСР А. А. Корнеева, которые вместе с кандидатом педагогических наук М. Я. Набатниковой кропотливо собрали, систематизировали и предложили читателю интересный фактический материал, раскрывающий содержание тренировки Г. Прозуменщиковой, В. Кузьмина и В. Мазанова. В статьях даются краткая характеристика пловцов, динамика их спортивных результатов, планирование и подробное содержание тренировки.

Знакомство с этими статьями убеждает нас в том, что пловцы, несмотря на различную спортивную специализацию и индивидуальные особенности, осуществляли свою тренировку под руководством ведущих тренеров страны при систематическом и глубоком врачебном и педагогическом контроле по единой системе в соответствии с основными положениями, изложенными в статье К. А. Инясевского.

Часть книги написана известными венгерскими тренерами и научными работниками в области плавания адъюнктом Венгерского института физической культуры Ласло Надором, тренером сборной команды Венгрии Йене Бако и тренером Пал Петерди и озаглавлена «Методика подготовки венгерских пловцов». В этой части излагаются теоретические предпосылки и опыт подготовки венгерских пловцов, программа и содержание их тренировки.

Небольшой объем монографии ограничивает авторов рамками темы, а именно вопросами методики тренировки пловца. Поэтому в данной книге не нашли своего отражения исследования, проводимые по вопросам техники плавания, физиологии тренировки и врачебного контроля. Здесь следует лишь отметить, что за здоровьем пловцов на протяжении всего тренировочного процесса проводились тщательные врачебные наблюдения.

Разделы книги, написанные венгерскими и советскими авторами, в известной мере дополняют друг друга. В материалах венгерских специалистов изложены вопросы, касающиеся преимущественно подготовки юных пловцов, тогда как представители Советского Союза останавливают свое внимание главным образом на тренировке уже сформировавшихся спортсменов — членов сборной команды СССР.

Основными задачами, которые ставили перед собой авторы книги, являются также обмен опытом, взаимная информация тренеров и спортсменов о состоянии и современных методах тренировки, применяемых в наших странах для того, чтобы использовать в дальнейшем все лучшее, что накоплено за последние годы в спортивной работе.

Некоторые вопросы, затронутые в книге, могут показаться дискуссионными. Это также положительная сторона книги. Разные точки зрения побуждают к более глубокому исследованию вопроса, стимулируют дальнейшую плодотворную работу по усовершенствованию методов спортивной подготовки пловцов.

Замечания читателей, пожелания и предложения по улучшению содержания книги авторы примут с благодарностью.

www.offsport.ru

Тренировка пловцов

МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ ПЛОВЦОВ

В процессе тренировки пловцов применяются следующие основные методы: равномерный, переменный, интервальный, повторный и соревновательный (контрольный). Они отличаются друг от друга по длине дистанций, интенсивности плавания, количеству проплываемых дистанций и по характеру отдыха. При изменении перечисленных параметров нагрузки тренировка может приобрести преимущественную направленность на воспитание скорости, общей выносливости или специальной выносливости. Так, проплывание серии отрезков 8X25 м в полную силу с отдыхом почти до полного восстановления направлено на воспитание скорости, равномерное проплывание дистанции 1500 — 3000 м с небольшой скоростью — на воспитание общей выносливости, а проплывание 6x200 м с интенсивностью 85—90% от максимальной скорости с отдыхом 1,5—2 мин — на воспитание специальной выносливости, необходимой для плавания на средние дистанции (200—400 м) и 800 м.

V.3.I. Равномерный метод тренировки

Равномерный метод тренировки предусматривает плавание на дистанциях от 400 до 1500 и более метров с относительно равномерной скоростью прохождения их частей. Такое плавание содействует гармоничной сонастроенности в работе всех систем организма и приучает пловца к более экономной работе в воде. Оно также приучает ритмично чередовать напряжение и расслабление работающих мышц. Пульс пловца обычно доходит до 20—25 ударов за 10 с.

Длина проплываемых дистанций зависит от подготовленности пловца. Например, спортсмены III — II разрядов проплывают до 800—1500 м, а пловцы высших разрядов — больше.

V.3.2. Переменный метод тренировки

Переменный метод тренировки заключается в чередовании нагрузок разной интенсивности. Проплыв отрезок (например, 50 м) с повышенной скоростью, спортсмен продолжает плыть со значительно меньшей скоростью. Проплыв спокойно определенное количество метров, начинает снова плыть энергично, затем плыть спокойно и т. д. Соотношение длины отрезков, проплываемых с повышенной скоростью и спокойно, зависит от подготовленности пловца. При средней скорости на отрезках, проплываемых с повышенной интенсивностью, этот метод содействует воспитанию общей выносливости, а при более быстром плавании — повышению специальной выносливости.

VJ.3. Интервальный метод тренировки

Интервальный метод тренировки состоит в проплывании серий )трезков заданной длины с определенной интенсивностью и интервалом отдыха между ними. Отдых подбирается так, чтобы обеспечить не полное, а частичное восстановление пульса. При этом стимул для совершенствования сердечно-сосудистой системы создается и во время отдыха, когда объем крови, выталкиваемой сердцем за одно сокращение, достигает высшего уровня.

В интервальной тренировке пловцов различаются две направленности—развитие общей выносливости и развитие специальной выносливости.

Интервальная тренировка, направленная на развитие общей выносливости, характеризуется следующим: длина проплываемых отрезков и дистанций — 50, 100 или 200 м; интенсивность «порций работы» — частота пульса 26—30 ударов за 10 с; продолжительность отдыха — от 5 до 45 с; повторение проплываемых дистанций у пловцов II спортивного разряда — 4—10 раз, у пловцов высокой квалификации — больше.

Интервальная тренировка, направленная на развитие специальной выносливости, характеризуется повышенной интенсивностью плавания, что придает ей анаэробный характер. Это обычно достигается увеличением скорости при сохранении продолжительности пауз отдыха. Количество проплываемых дистанций подбирается с учетом их длины, подготовленности спортсменов и ■ интенсивности плавания.

V.3.4. Повторный метод тренировки

Повторный метод тренировки заключается в повторении проплываемых дистанций 25, 50, 100, 200, 400 или 800 м с высокой интенсивностью (90—100%). Паузы отдыха должны обеспечивать хорошее восстановление и иногда доходят до 10 и более минут. Количество повторений подбирается с учетом длины дистанции и подготовленности спортсмена. Этот метод позволяет спортсмену в течение одной тренировки выполнить большой объем работы с предельной и околопредельной скоростью. Для подготовки пловцов III—II разрядов к соревнованиям в плавании на 100 м тренировка обычно включает повторное плавание 6X25 м или 3X50 м с доступной для пловца интенсивностью и достаточно большими интервалами отдыха.

V.3.5. Соревновательный (контрольный) метод тренировки

Соревновательный, или контрольный, метод тренировки — это прохождение основных дистанций в полную силу на соревнованиях или в условиях близких к ним (в группе под стартовую команду, с партнером). Этот метод обычно применяется перед соревнованием для проверки подготовленности спортсмена и для совершенствования прохождения дистанции (старт, поворот, равномерность прохождения, техника).

В процессе тренировок пловцов все перечисленные методы тренировки применяются как раздельно, так и в различных комбинациях. При проведении тренировок с целью подготовки к сдаче норм комплекса ГТО наиболее широкое применение получил наиболее простой — повторный метод тренировки.

V.4. УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКОЙ ПЛОВЦОВ

Управление спортивной тренировкой включает планирование, контроль за тренировкой и внесение в нее необходимых коррективов.

V.4.I. Планирование тренировки

В практике спортивного плавания различаются планирование многолетней тренировки, четырехлетнее планирование, планирование годичного цикла и текущее планирование.

Планирование многолетней тренировки базируется на закономерностях возрастной динамики спортивных результатов пловцов и динамики их тренировочных нагрузок. Основой планирования многолетней тренировки является единая программа для ДЮСШ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР) и школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ).

В программе учебный материал излагается по следующим группам: начальной подготовки, учебно-тренировочным и спортивного совершенствования. Это придает единое направление учебно-тренировочному процессу. Продолжительность всего тренировочного процесса — от новичка до мастера спорта — составляет примерно 5—6 лет.

Динамика годовых тренировочных нагрузок (км) в процессе многолетной тренировки характеризуется постепенным ростом общего объема и объема интенсивного плавания.

Четырехлетнее планирование осуществляется исходя из календаря спортивных мероприятий. На его основе определяют периодизацию, динамику нагрузок и динамику состояния спортивной формы. В плане выделяются разделы: 1. Общая для спортсмена или команды цель. 2. Цикличность подготовки. 3. Календарь основных соревнований и периодизация. 4. Задачи и направленность тренировок по годам. 5. Педагогический контроль и контрольные нормативы. 6. Динамика основных показателей тренировочного процесса (количество дней тренировки и отдыха, количество часов тренировки, соотношение объема и интенсивности нагрузок). 7. Врачебный контроль.

Спортивные результаты планируются исходя из закономерностей динамики их роста у хороших пловцов. Способные к плаванию ученики обычно показывают через год после начала тренировки результат III разряда, через 2 года — результат II разряда и черазряда, дальнейшее планирование результатов проводится исходя из конкретных условий тренировок и состояния спортсмена.

Планирование годичного цикла проводится на основании многолетнего плана с учетом опыта прошлого года. В плане фиксируются:

1. Краткая характеристика спортсмена или группы.

2. Цель и основные задачи.

3. Контрольные нормативы.

4. Календарь спортивных мероприятий и периодизация.

5. Распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности.

6. Педагогический и врачебный контроль.

Распределение тренировочных нагрузок обычно выполняется в виде плана-графика. По горизонтали откладываются месяцы и недели, а по вертикали — общие объемы и объемы интенсивного плавания. График нагрузок дополняется краткой объяснительной запиской.

Текущее планирование (месячное, недельное, отдельной тренировки) детализирует план годовой подготовки. Фиксируются основное содержание тренировок, их направленность (например, на развитие общей выносливости, специальной выносливости или скорости), общий объем тренировки и интенсивность нагрузки («малая», «средняя» или в процентах от максимальной скорости), планируемые результаты.

Месячные и недельные циклы по характеру тренировочных нагрузок волнообразные и приобретают различную направленность в зависимости от решаемых задач. В связи с этим различают втягивающие, развивающие, контрольные, стабилизирующие и предсоревновательные циклы.

Построение недельных микроциклов тренировки проводится с учетом их направленности и степени тренированности пловцов. Продолжительность микроцикла обычно составляет 7 дней, что хорошо совмещается с привычным для человека ритмом жизнедеятельности.

Микроцикл состоит из отдельных тренировок, суммарный эффект которых обеспечивает намеченную направленность и повышение спортивной работоспособности. При этом каждая тренировка также характеризуется преимущественной направленностью. Например, тренировка может быть направлена на повышение: скорости, общей выносливости, специальной выносливости на избранной дистанции, тактического мастерства, силы и выносливости мышц, участвующих в работе при выполнении гребков.

Тренировочное занятие в воде состоит из трех частей:

подготовительной, в которой проводятся комплексное плавание, плавание в спокойном темпе, упражнения на совершенствование техники плавания, выполняемые с целью разминки;

основной части тренировки, в которой применяются упражнения с направленностью, характерной для тренировки в целом;

заключительной части тренировки, в которой проводится плавание в спокойном темпе с целью создания благоприятных условий для восстановления.

При распределении нагрузок по дням недели учитывается, что обычно микроцикл начинается с небольших и средних нагрузок, а максимальные нагрузки в недельном цикле не более одной-двух должны чередоваться с малыми и средними. Кроме того, максимальные нагрузки не должны быть одновременно максимальными по объему и интенсивности.

V.4.2. Контроль за тренировкой

Контроль за тренировкой состоит из контроля за переносиостью тренировочных нагрузок, за состоянием здоровья пловца, ровнем развития физических качеств и спортивных результатов за овладением спортивно-техническим мастерством. Переносимость нагрузок на тренировках определяется прежде всего наблюдениями за внешними признаками усталости. Сильная усталость пловца проявляется в покраснении лица или необычной бледности, в вялости выполнения движений.

Состояние здоровья контролируется по следующим признакам: желание тренироваться, переносимость нагрузок на тренировках, состояние сна, аппетит и вес спортсмена, данные медицинских наблюдений.

Контроль за уровнем физических качеств и спортивных результатов осуществляется по результатам тестов, направленных на выявление уровня развития силы, выносливости, и по постепенному, хотя и волнообразному, изменению спортивных результатов от соревнования к соревнованию.

Оценка спортивно-технического мастерства производится на всех этапах тренировки. В процессе тренировки пловцов до II спортивного разряда контроль за техникой плавания обычно проводится визуально. При этом особое внимание обращается на положение тела в воде (устойчивое ли, хорошо обтекаемое), эффективность гребков, дыхание (свободное ли, ритмичное) и на ритмичность движений.

Для контроля за техникой плавания квалифицированных спортсменов применяются помимо визуальных методов динамометрия тяговых усилий, киносъемка, видеозапись и др. С помощью этих методов получают объективные данные для анализа движений пловца и выявляют недостатки в технике плавания.

Хорошо зарекомендовал себя тест оценки техники плавания по коэффициенту использования силовых возможностей (КИСВ). Он выражает соотношение (в%) величины силы тяги в воде (FB) и силы тяги, проявляемой пловцом на суше (Fc): 100%.

КИСВ =

Величина КИСВ характеризует эффективность использования силы пловца и у спортсменов высокого класса находится в пределах 55—65%.

Пловцы с относительно высоким показателем КИСВ хорошо используют свои силовые возможности и могут в дальнейшем повышать спортивные результаты за счет улучшения силовых качеств. Пловцы с низким КИСВ имеют недостатки в технике движений, и им необходимо работать над улучшением согласования движений и повышением качества гребков.

Нормальное проведение тренировочного процесса в целом характеризуется отличным самочувствием пловцов, желанием тренироваться, повышением работоспособности, проявляемой в росте спортивных результатов.

Важной составной частью контроля за тренировкой являются учет и анализ проделанной работы. Учет .тренировки осуществляется в дневниках спортсменов и тренеров, где фиксируются данные, необходимые для контроля за тренировочным процессом. Спортсмен записывает в дневник сведения о выполнении всех упражнений, показатели пульсометрии, ЖЕЛ, веса тела, замечания врача при осмотрах, сведения о самочувствии, сне, аппетите, результаты тестирования, спортивные результаты на соревнованиях, замечания тренера и др. В дневнике тренера фиксируются более обобщенные данные: выполнение плана тренировки, спортивные результаты, основные недостатки в овладении спортивнотехничес¬ким мастерством и предложения для их устранения.

V.4.3. Внесение коррективов в тренировку

В процессе контроля за тренировкой тренер получает различную информацию о спортсменах: о выполненных нагрузках и их переносимости, о степени усталости, самочувствии, о спортивных результатах на тренировках и соревнованиях, о данных тестирования и др. Вся эта информация анализируется тренером, что помогает внести нужные коррективы в тренировочный процесс, позволяющие повысить качество и эффективность тренировок.

Например, при выявлении недостаточного восстановления организма спортсмена можно временно снизить нагрузку, а при отличных показателях состояния организма повысить ее; при недостаточных тяговых усилиях рекомендуется дополнить тренировки на суше и в воде упражнениями, направленными на воспитание силы мышц, работающих при выполнении гребков; при недостаточной абсолютной скорости или выносливости целесообразно провести несколько тренировок с направленностью на повышение отстающих качеств и т. д.

globuss24.ru

МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ ПЛОВЦОВ - Реферат - Тренировка пловцов

Реферат - Тренировка пловцовскачать (17.2 kb.)

Доступные файлы (2):

содержание

42459.rtf

Реклама MarketGid: МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ ПЛОВЦОВ В процессе тренировки пловцов применяются следующие основные методы: равномерный, переменный, интервальный, повторный и соревновательный (контрольный). Они отличаются друг от друга по длине дистанций, интенсивности плавания, количеству проплываемых дистанций и по характеру отдыха. При изменении перечисленных параметров нагрузки тренировка может приобрести преимущественную направленность на воспитание скорости, общей выносливости или специальной выносливости. Так, проплывание серии отрезков 8X25 м в полную силу с отдыхом почти до полного восстановления направлено на воспитание скорости, равномерное проплывание дистанции 1500 — 3000 м с небольшой скоростью — на воспитание общей выносливости, а проплывание 6x200 м с интенсивностью 85—90% от максимальной скорости с отдыхом 1,5—2 мин — на воспитание специальной выносливости, необходимой для плавания на средние дистанции (200—400 м) и 800 м.^ Равномерный метод тренировки предусматривает плавание на дистанциях от 400 до 1500 и более метров с относительно равномерной скоростью прохождения их частей. Такое плавание содействует гармоничной сонастроенности в работе всех систем организма и приучает пловца к более экономной работе в воде. Оно также приучает ритмично чередовать напряжение и расслабление работающих мышц. Пульс пловца обычно доходит до 20—25 ударов за 10 с.

Длина проплываемых дистанций зависит от подготовленности пловца. Например, спортсмены III — II разрядов проплывают до 800—1500 м, а пловцы высших разрядов — больше.^ Переменный метод тренировки заключается в чередовании нагрузок разной интенсивности. Проплыв отрезок (например, 50 м) с повышенной скоростью, спортсмен продолжает плыть со значительно меньшей скоростью. Проплыв спокойно определенное количество метров, начинает снова плыть энергично, затем плыть спокойно и т. д. Соотношение длины отрезков, проплываемых с повышенной скоростью и спокойно, зависит от подготовленности пловца. При средней скорости на отрезках, проплываемых с повышенной интенсивностью, этот метод содействует воспитанию общей выносливости, а при более быстром плавании — повышению специальной выносливости.^ Интервальный метод тренировки состоит в проплывании серий )трезков заданной длины с определенной интенсивностью и интервалом отдыха между ними. Отдых подбирается так, чтобы обеспечить не полное, а частичное восстановление пульса. При этом стимул для совершенствования сердечно-сосудистой системы создается и во время отдыха, когда объем крови, выталкиваемой сердцем за одно сокращение, достигает высшего уровня.

В интервальной тренировке пловцов различаются две направленности—развитие общей выносливости и развитие специальной выносливости.

Интервальная тренировка, направленная на развитие общей выносливости, характеризуется следующим: длина проплываемых отрезков и дистанций — 50, 100 или 200 м; интенсивность «порций работы» — частота пульса 26—30 ударов за 10 с; продолжительность отдыха — от 5 до 45 с; повторение проплываемых дистанций у пловцов II спортивного разряда — 4—10 раз, у пловцов высокой квалификации — больше.

Интервальная тренировка, направленная на развитие специальной выносливости, характеризуется повышенной интенсивностью плавания, что придает ей анаэробный характер. Это обычно достигается увеличением скорости при сохранении продолжительности пауз отдыха. Количество проплываемых дистанций подбирается с учетом их длины, подготовленности спортсменов и ■ интенсивности плавания.^ Повторный метод тренировки заключается в повторении проплываемых дистанций 25, 50, 100, 200, 400 или 800 м с высокой интенсивностью (90—100%). Паузы отдыха должны обеспечивать хорошее восстановление и иногда доходят до 10 и более минут. Количество повторений подбирается с учетом длины дистанции и подготовленности спортсмена. Этот метод позволяет спортсмену в течение одной тренировки выполнить большой объем работы с предельной и околопредельной скоростью. Для подготовки пловцов III—II разрядов к соревнованиям в плавании на 100 м тренировка обычно включает повторное плавание 6X25 м или 3X50 м с доступной для пловца интенсивностью и достаточно большими интервалами отдыха.^ Соревновательный, или контрольный, метод тренировки — это прохождение основных дистанций в полную силу на соревнованиях или в условиях близких к ним (в группе под стартовую команду, с партнером). Этот метод обычно применяется перед соревнованием для проверки подготовленности спортсмена и для совершенствования прохождения дистанции (старт, поворот, равномерность прохождения, техника).

В процессе тренировок пловцов все перечисленные методы тренировки применяются как раздельно, так и в различных комбинациях. При проведении тренировок с целью подготовки к сдаче норм комплекса ГТО наиболее широкое применение получил наиболее простой — повторный метод тренировки.

^ Управление спортивной тренировкой включает планирование, контроль за тренировкой и внесение в нее необходимых коррективов.^ В практике спортивного плавания различаются планирование многолетней тренировки, четырехлетнее планирование, планирование годичного цикла и текущее планирование.

Планирование многолетней тренировки базируется на закономерностях возрастной динамики спортивных результатов пловцов и динамики их тренировочных нагрузок. Основой планирования многолетней тренировки является единая программа для ДЮСШ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР) и школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ).

В программе учебный материал излагается по следующим группам: начальной подготовки, учебно-тренировочным и спортивного совершенствования. Это придает единое направление учебно-тренировочному процессу. Продолжительность всего тренировочного процесса — от новичка до мастера спорта — составляет примерно 5—6 лет.

Динамика годовых тренировочных нагрузок (км) в процессе многолетной тренировки характеризуется постепенным ростом общего объема и объема интенсивного плавания.

Четырехлетнее планирование осуществляется исходя из календаря спортивных мероприятий. На его основе определяют периодизацию, динамику нагрузок и динамику состояния спортивной формы. В плане выделяются разделы: 1. Общая для спортсмена или команды цель. 2. Цикличность подготовки. 3. Календарь основных соревнований и периодизация. 4. Задачи и направленность тренировок по годам. 5. Педагогический контроль и контрольные нормативы. 6. Динамика основных показателей тренировочного процесса (количество дней тренировки и отдыха, количество часов тренировки, соотношение объема и интенсивности нагрузок). 7. Врачебный контроль.

Спортивные результаты планируются исходя из закономерностей динамики их роста у хороших пловцов. Способные к плаванию ученики обычно показывают через год после начала тренировки результат III разряда, через 2 года — результат II разряда и черазряда, дальнейшее планирование результатов проводится исходя из конкретных условий тренировок и состояния спортсмена.

Планирование годичного цикла проводится на основании многолетнего плана с учетом опыта прошлого года. В плане фиксируются:

1. Краткая характеристика спортсмена или группы.

2. Цель и основные задачи.

3. Контрольные нормативы.

4. Календарь спортивных мероприятий и периодизация.

5. Распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности.

6. Педагогический и врачебный контроль.

Распределение тренировочных нагрузок обычно выполняется в виде плана-графика. По горизонтали откладываются месяцы и недели, а по вертикали — общие объемы и объемы интенсивного плавания. График нагрузок дополняется краткой объяснительной запиской.

Текущее планирование (месячное, недельное, отдельной тренировки) детализирует план годовой подготовки. Фиксируются основное содержание тренировок, их направленность (например, на развитие общей выносливости, специальной выносливости или скорости), общий объем тренировки и интенсивность нагрузки («малая», «средняя» или в процентах от максимальной скорости), планируемые результаты.

Месячные и недельные циклы по характеру тренировочных нагрузок волнообразные и приобретают различную направленность в зависимости от решаемых задач. В связи с этим различают втягивающие, развивающие, контрольные, стабилизирующие и предсоревновательные циклы.

Построение недельных микроциклов тренировки проводится с учетом их направленности и степени тренированности пловцов. Продолжительность микроцикла обычно составляет 7 дней, что хорошо совмещается с привычным для человека ритмом жизнедеятельности.

Микроцикл состоит из отдельных тренировок, суммарный эффект которых обеспечивает намеченную направленность и повышение спортивной работоспособности. При этом каждая тренировка также характеризуется преимущественной направленностью. Например, тренировка может быть направлена на повышение: скорости, общей выносливости, специальной выносливости на избранной дистанции, тактического мастерства, силы и выносливости мышц, участвующих в работе при выполнении гребков.

Тренировочное занятие в воде состоит из трех частей:

подготовительной, в которой проводятся комплексное плавание, плавание в спокойном темпе, упражнения на совершенствование техники плавания, выполняемые с целью разминки;

основной части тренировки, в которой применяются упражнения с направленностью, характерной для тренировки в целом;

заключительной части тренировки, в которой проводится плавание в спокойном темпе с целью создания благоприятных условий для восстановления.

При распределении нагрузок по дням недели учитывается, что обычно микроцикл начинается с небольших и средних нагрузок, а максимальные нагрузки в недельном цикле не более одной-двух должны чередоваться с малыми и средними. Кроме того, максимальные нагрузки не должны быть одновременно максимальными по объему и интенсивности.^ Контроль за тренировкой состоит из контроля за переносиостью тренировочных нагрузок, за состоянием здоровья пловца, ровнем развития физических качеств и спортивных результатов за овладением спортивно-техническим мастерством. Переносимость нагрузок на тренировках определяется прежде всего наблюдениями за внешними признаками усталости. Сильная усталость пловца проявляется в покраснении лица или необычной бледности, в вялости выполнения движений.

Состояние здоровья контролируется по следующим признакам: желание тренироваться, переносимость нагрузок на тренировках, состояние сна, аппетит и вес спортсмена, данные медицинских наблюдений.

Контроль за уровнем физических качеств и спортивных результатов осуществляется по результатам тестов, направленных на выявление уровня развития силы, выносливости, и по постепенному, хотя и волнообразному, изменению спортивных результатов от соревнования к соревнованию.

Оценка спортивно-технического мастерства производится на всех этапах тренировки. В процессе тренировки пловцов до II спортивного разряда контроль за техникой плавания обычно проводится визуально. При этом особое внимание обращается на положение тела в воде (устойчивое ли, хорошо обтекаемое), эффективность гребков, дыхание (свободное ли, ритмичное) и на ритмичность движений.

Для контроля за техникой плавания квалифицированных спортсменов применяются помимо визуальных методов динамометрия тяговых усилий, киносъемка, видеозапись и др. С помощью этих методов получают объективные данные для анализа движений пловца и выявляют недостатки в технике плавания.

Хорошо зарекомендовал себя тест оценки техники плавания по коэффициенту использования силовых возможностей (КИСВ). Он выражает соотношение (в%) величины силы тяги в воде (FB) и силы тяги, проявляемой пловцом на суше (Fc): 100%.

КИСВ =

Величина КИСВ характеризует эффективность использования силы пловца и у спортсменов высокого класса находится в пределах 55—65%.

Пловцы с относительно высоким показателем КИСВ хорошо используют свои силовые возможности и могут в дальнейшем повышать спортивные результаты за счет улучшения силовых качеств. Пловцы с низким КИСВ имеют недостатки в технике движений, и им необходимо работать над улучшением согласования движений и повышением качества гребков.

Нормальное проведение тренировочного процесса в целом характеризуется отличным самочувствием пловцов, желанием тренироваться, повышением работоспособности, проявляемой в росте спортивных результатов.

Важной составной частью контроля за тренировкой являются учет и анализ проделанной работы. Учет .тренировки осуществляется в дневниках спортсменов и тренеров, где фиксируются данные, необходимые для контроля за тренировочным процессом. Спортсмен записывает в дневник сведения о выполнении всех упражнений, показатели пульсометрии, ЖЕЛ, веса тела, замечания врача при осмотрах, сведения о самочувствии, сне, аппетите, результаты тестирования, спортивные результаты на соревнованиях, замечания тренера и др. В дневнике тренера фиксируются более обобщенные данные: выполнение плана тренировки, спортивные результаты, основные недостатки в овладении спортивнотехничес¬ким мастерством и предложения для их устранения.^ В процессе контроля за тренировкой тренер получает различную информацию о спортсменах: о выполненных нагрузках и их переносимости, о степени усталости, самочувствии, о спортивных результатах на тренировках и соревнованиях, о данных тестирования и др. Вся эта информация анализируется тренером, что помогает внести нужные коррективы в тренировочный процесс, позволяющие повысить качество и эффективность тренировок.

Например, при выявлении недостаточного восстановления организма спортсмена можно временно снизить нагрузку, а при отличных показателях состояния организма повысить ее; при недостаточных тяговых усилиях рекомендуется дополнить тренировки на суше и в воде упражнениями, направленными на воспитание силы мышц, работающих при выполнении гребков; при недостаточной абсолютной скорости или выносливости целесообразно провести несколько тренировок с направленностью на повышение отстающих качеств и т. д.

Скачать файл (17.2 kb.)

gendocs.ru


.