Глава 2. Организация проведения урока плавания в школе. Уроки по плаванию
Уроки плавания | ФизкультУРА

Опубликовала: Наташка http://www.fizkult-ura.ru
Итак, страх перед водой преодолен. Теперь можно приступать к урокам плавания. Запаситесь терпением и настойчивостью. Чтобы научиться плавать, вам предстоит провести 20—25 занятий, как следует освоить 15 плавательных упражнений, включенных в 6 типовых уроков. Это обязательный минимум учебного материала. Он должен осваиваться и совершенствоваться в строгой последовательности. Хотя весь учебный материал распределен на 6 уроков, это не означает, что научиться плавать можно за 6 занятий (правда, такой вариант не исключен для особо одаренных и прилежных учеников).
Каждый урок нужно повторять 3—4 и даже большее количество раз до тех пор, пока ученики не смогут полностью выполнять задачи данного урока и не научатся хорошо делать включенные в него плавательные упражнения.Поэтому не рекомендую исключать из учебного материала хотя бы одно из 15 упражнений и тем более перескакивать через урок. Все 6 уроков плавания в равной степени могут быть использованы для обучения не умеющих плавать любой возрастной группы. Однако занятия с каждой из трех возрастных групп имеют свои методические особенности.
Так, при проведении занятий с маленькими детьми общая продолжительность урока может быть сокращена на 10—15 мин, дозировка нагрузки уменьшена (например, сокращено число повторений каждого упражнения). Занятиям с детьми следует придавать игровой характер, полезно устраивать небольшие состязания (если занимающихся двое и больше). Маленьким детям нужно давать простые и понятные задания, лично показывать, как выполняется то или иное упражнение, настойчиво исправлять каждую замеченную ошибку. Следует внушить детям, что плавание необходимо каждому человеку так же, как ходьба или бег, и что умение хорошо плавать расширяет круг развлечений ребенка.
Занятия детей старшего возраста проводятся под контролем родителей. Отец или мать должны проверить выбранное для занятий место, периодически посещать занятия и проверять, как ведут себя дети, напоминать им, чтобы они не заходили за пределы установленной глубины, помогать детям правильно выполнять рекомендованные упражнения, показывая их и указывая на допускаемые ошибки.
Хорошо, когда кто-то из родителей умеет плавать, если же это не так, то лучше всего совместно с детьми включиться в процесс обучения, взяв на себя полностью руководство занятиями. Взрослые, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, могут увеличивать нагрузку, повторяя каждое упражнение в 1,5 раза больше. Это позволяет сократить срок обучения плаванию.
Перед началом обучения перечитайте 2—3 раза содержание всех 6 уроков плавания и осмыслите их. Затем присмотритесь к хорошим пловцам, к их технике плавания кролем на груди и на спине, брассом. Можно попросить проплыть пловца-спортсмена или кого-нибудь из отдыхающих на пляже, уже хорошо овладевшего кролем и брассом. Просмотр техники плавания желательно повторять перед началом изучения каждого нового урока, причем особое внимание сосредоточивайте на тех деталях техники, которые подлежат освоению на очередном уроке.
Для твердого закрепления двигательных навыков и выработки способности автоматически выполнять движения правильно каждое упражнение повторяйте многократно (по 50—60 раз за одно занятие или в течение 12—15 мин), в 2—3 приема, делая в промежутках упражнения иного характера, изученные ранее; для устранения ошибок в технике движений упражнения выполняйте медленно, обращая внимание на одну (максимум две) главную ошибку, и лишь после ее исправления переходите к устранению других ошибок.
www.fizkult-ura.ru
Плавание для начинающих | Уроки на Uroki-online.com

cc licensed flickr photo shared by Kazan2013
Плавание – это прекрасный вид спорта и физической активности, которые позволяет отлично проводить время и обеспечивать своему организму достаточный уровень физической активности. Люди, регулярно занимающиеся плаванием, отличаются хорошим телосложением и имеют отличное самочувствие. Плавание – это вид спорта, который показан практически всем, независимо от возраста и состояния здоровья. Если вы хотите научиться плавать, мы рекомендуем вам посмотреть данный комплекс уроков.
Уроки плавания для начинающих
На нашем сайте представлен обучающий комплекс видео уроков «Плавание для начинающих». Эти уроки предназначен специально для начинающих пловцов, чтобы помочь им максимально быстро освоить правильную технику плавания. Автором и ведущим этих уроков является кандидат в мастера спорта по плаванию Александр Герасимов. Александр расскажет всем новичкам о том, что необходимо делать для того, чтобы научиться плавать правильно, обеспечивая полезную нагрузку мышцам своего тела. В первом уроке, посвященном обучению плаванию, будет рассмотрено несколько основополагающих для начинающего пловца вопросов, в том числе:
- дыхание в воде;
- основы техники базовым способом плавания кролем на груди.
Просмотр этого небольшого обучающего онлайн видеоролика в полной мере способен заменить консультацию и тренировку с персональным тренером по плаванию. После просмотра этого видео вы можете смело отправляться в бассейн, чтобы там на практике применить и закрепить все полученные из урока теоретические знания. Ведущий видео также дает рекомендации относительно необходимой для транировок экипировки. В частности, начинающим пловцам Александр настоятельно рекомендует приобрести специальные очки и шапочку для плавания в бассейне.
Плавание техника начинающих
Мы надеемся, что вы останетесь довольны вышеупомянутыми видео уроками и сможете почерпнуть массу полезных сведений, которые вы сможете успешно применить на практике. Мы желаем вам успеха в обучении плаванию, здоровья и долголетия. Приятного просмотра!

Формат: AVIВидео кодек: XviDАудио кодек: MP3
uroki-online.com
План-конспект учебного занятия по плаванию. Тема: «Обучение элементам прикладного плавания»
План - конспект учебного занятия по плаванию
Тема: «Обучение элементам прикладного плавания»
Тренер - преподаватель: Баун Александр Владимирович
Дата проведения: 29.10.2015 г.
Место проведения: бассейн МБОУ СОШ №44
Время проведения: 15:00 – 15:30
Форма проведения занятия: групповая
Методы обучения: словесный (объяснение), наглядный (показ), индивидуальный
Инвентарь: ласты, футболки, обручи, утяжелители, секундомер, свисток
Цель:
1. Привлечение школьников к систематическим занятиям плаванием.
2. Пропаганда здорового образа жизни
3. Развитие умений и навыков, необходимых при прикладном плавании
Задачи урока:
1. Обучение элементам прикладного плавания
2. Совершенствование техники подводного плавания в ластах
3.Воспитание настойчивости, воли, трудолюбия, товарищеской взаимопомощи, воспитание интереса к занятиям плавания.
Часть урока | Содержание | Доз-ка | ОМУ |
I. Вводно – подготовительная часть | - Построение, приветствие. - Проверка присутствующих по журналу. - Сообщение целей и задач урока. - ОРУ на суше I. И.п. - О.с. 1 – руки через стороны вверх – вдох; 2 – И.п. - выдох II. И.п. - стойка ноги врозь, правая рука вверху, левая внизу; попеременное вращение рук вперед. III. И.п. – стойка ноги врозь, правая рука вверху, левая внизу; попеременное вращение рук назад. IV. И.п. - о.с. – руки на пояс 1-наклон вперед 2- наклон назад 3 – наклон влево 4 – наклон вправо - Организовать учеников для входа в воду - вход в воду | 3 мин. 4 р. 8 р. 8 р. 4 р. 1” | Правила поведения на воде, в душе и на бортике. Организованный выход детей из душевых на бортик бассейна Спускаться в воду по лестнице спиной вперед, не толкаясь. Руки прямые, локти не сгибать. Руки прямые, спина прямая, как при плавании кролем на груди. Руки прямые, спина прямая, как при плавании кролем на спине. Ноги прямые, наклон глубже.
Спускаться в воду по лестнице спиной вперед, не толкаясь. |
Разминка в воде: 25 м. брасс + 25 м. кроль на спине в футболках
I Упр. 50 метров плавание кролем на груди в ластах с преодолением подводных препятствий II Упр. Транспортировка на груди | 50 м. | Вспоминаем технику плавания брасс и кроль на спине, плаваем в футболках | |
50 м. 50 м. | Согласование работы рук и дыхания. Вдох выполняется в конце гребка правой руки, выполнением головы вправо. Если вдох выполняется поднятием головы - грубая ошибка. Лицо должно постоянно находиться в воде и поворачивается на вдох только в конце гребка. Руки работают попеременно, во время гребка локоть отводится в сторону. Перед погружением под воду необходимо задержать дыхание, проныривание под водой осуществляется без всплытия на поверхность. Ноги работают попеременно, руки впереди. Спасатель плывет брассом, а потерпевший держится сзади за его плечи Уставший пловец должен удерживаться руками сверху за плечи спасателя, который плывет способом брасс на груди. | ||
II. Основная часть |
| ||
III Упр. Транспортировка на спине. | 50 м. | В положении лежа на спине, взять пострадавшего двумя руками за подбородок, чтобы лицо его было на поверхности, выпрямить руки и плыть на спине, работая ногами брассом | |
IV Упр. Транспортировка утопающего избранным способом (создание экстремальной ситуации) V Упр. «Звездочка» в парах на спине | 50 м. 5 р. | Класс делится на две группы, 1 группа спасатели, 2 группа – утопающие. 2 группа находится на глубокой части в роли утопающих, 1 группа должна доплыть до них, и любым из двух способов, которые изучали сегодня на уроке, должны доставить на мелкую часть. Учащиеся выполняют упражнение в парах, тело должно лежать у поверхности воды, как «звездочка», задержать дыхание, руки и ноги в стороны. | |
III. Заключительная часть | 1.Организовать учеников для выхода из бассейна 2.Завершение урока: - построение; - подведение итогов урока; - выставление оценок; - домашнее задание. | 5 мин. | Выход из бассейна по лестнице, не толкаясь; Оценить работу учащихся на уроке, их активность, самостоятельность, зачитать выставленные отметки. Имитационные упражнения техники кроль на спине и брасс. Самостоятельное изучение видов и техники выполнения элементов прикладного плавания, используя специальную литературу и сеть интернет. |
Самоанализ урока
Сегодня мною был проведен урок, на котором учащиеся обучались элементам прикладного плавания.
Тема урока «Обучение элементам прикладного плавания» является достаточно актуальной, особенно в наше непростое время, когда человек все чаще может оказаться в сложной экстремальной ситуации.
На уроки были использовано спортивное оборудование для плавания;
Средства обучения:
- Обще развивающие упражнения.
- Специальные физические упражнения.
- Подготовительные упражнения с водой, с отдельными элементами техники движения, скольжения, дыхания.
Данный урок представляет собой, урок применения знаний и умений по разделу «Прикладное плавание». Он требует знания теоретических и практических основ плавания кролем на спине и брассом в полной координации движений. Урок позволяет отследить:
- действительность учащихся не только с теоретической позиции, но и с практической, соединив их воедино.
- качественное выполнение техники элементов кроль на спине, брасс пройденных на других уроках.
- умение вести самоорганизацию и самоконтроль за своим здоровьем.
Данные моменты очень важны для педагога, поскольку позволяют наиболее полно и комплексного оценивать качество обучения на уроках по плаванию.
Применяемая на уроке нагрузка комплексной направленности и рациональная последовательность соотношения объема и интенсивности нагрузки скоростного характера, создают благоприятный физиологический фон для нагрузок, требующих по преимуществу проявления выносливости учащихся. Задания урока хорошо сочетаются с воздействиями силового характера, так как силовые упражнения предшествуют скоростным и в обратной последовательности: СИЛОВЫЕ => СКОРОСТНЫЕ => НА ВЫНОСЛИВОСТЬ
Принцип обучения:
- Принцип доступности.
- Принцип наглядности.
- Принцип систематичности.
- Принцип воспитательный.
Общая схема обучения плаванию:
- Демонстрация.
- Теоретическое обоснование.
- Изучение по элементам.
- Совершенствование.
Формы организация учебной деятельности представлена индивидуальной работой, работой учащихся в группах, которая наиболее интересна и способствует открытости, доброжелательности в совместном общении.
На уроке используются фронтальная форма обучения постоянно и одинаково воздействующая на учеников.
В целях повышение учебно – познавательной деятельности и совершенствования научно-методического обеспечения образовательного процесса применялись:
- объяснительно – иллюстративный метод, помогающий наиболее быстрой передачи информации и формирующий знания и информационную компетентность учащихся;
- частично-поискового метода, который постепенно приближает учащихся к самостоятельному решению поставленных задач.
В целях организации учебной и тренировочной деятельности образовательного процесса, используются методы непосредственной помощи, соревновательный, и игровой:
- групповая работа учащихся (технология сотрудничества), которая повышает мотивацию реализовывать принцип партнерства, формирует навыки самоорганизации и самообразования;
Обучение проводится дифференцированно в зависимости от степени сложности, по уровню усвоения элементов.
Вышеперечисленные методы, приемы и технологии обеспечивают деятельностный и личностно-ориентированный характер образования.
Эффективность урока легко проследить по ее результатам на каждом этапе.
Немаловажным фактором, определяющимся эффективность занятия, является дозировка физической нагрузки.
Подбор элементов урока соответствовало возрасту учащихся, их физической подготовке и с учетом возрастных психологических особенностей. Особое внимание уделялось на группу здоровья:
- Интенсивность, объём, продолжительность интервалов отдыха между заданиями.
- Характер отдыха пассивный, активный.
Контроль самочувствия применяю несколько способов:
- по частоте сердечных сокращений (ЧСС).
- по субъективным ощущениям (Эмпирический способ - обращаю внимание на восстановления дыхания).
- по соматическому здоровью учащихся – определяется нагрузка по рекомендации врача и самочувствию.
Объём и интенсивность нагрузки.
Продолжительность интервалов отдыха между заданиями (упражнениями).
Учитываю следующие основные закономерности:
- Чем выше интенсивность, тем меньше её объём.
- Чем ниже уровень функциональной подготовленности занимающихся, тем меньше интенсивность и объём нагрузки и тем больше продолжительность интервалов отдыха.
- Повторные нагрузки в оздоровительном уроке допускается только после полного восстановления.
Положительная физиологическая реакция характеризуется такими показателями:
Во время занятий сохраняется ощущения возможности увеличения интенсивности погрузки (ЧСС находиться в пределах нормы для данного возраста при данной погрузке с индивидуальным показателем группы здоровья; отмечается желание продолжить занятия.)
Сразу после занятий сохраняется хорошее самочувствие. ЧСС в течении 3 минут 10-15 ударов за 10 секунд.
Врачебный контроль.
- Субъективные показатели;
- Объективные показатели.
Субъективные показатели: самочувствие, активность, желания тренироваться, положительные и отрицательные эмоции.
Объективные показатели:
1. ЧСС берутся перед уроком.
2. Так же ЧСС после подготовительной части урока (разминки).
3. 2-3 раза во время основной части урока.
Оценка межэтапных связей урока
Рассматривая этапы урока, можно увидеть наличие как внутренней, так и внешней логики при переходе от одного этапа к следующему. Так, выполняя ОРУ на суше и в воде, учащиеся имеют возможность акцентировать внимание на разминке мышц плечевого пояса, ног и стопы, что является основной «рабочей силой» на плавательной дорожке. Подготовили основные группы мышц (шея, поясничный отдел позвоночника), функциональную систему организма, что необходимо для выполнения двигательных действий. Выполнение специальных упражнений в воде требует от учащихся собранности и высоких координационных способностей. По окончании подготовительного этапа урока учащиеся продолжили работу над закреплением техники плавания способом брасс и прикладному плаванию. Выполняя задания, ученики получили физическую нагрузку соответствующую данной части урока.
На подготовительном этапе использовались индивидуальная формы работы; на этапе закрепления и применения – индивидуальная и групповая формы. В завершении урока проводятся упражнения для восстановления и отдыха на воде.
Проведение рефлексии помогает осмыслить свои действия и провести самооценку по качеству выполнения заданий на уроке.
В качестве итога урока – домашнего задания – учащимся предлагается:
- развивать силовую подготовку;
- самостоятельное изучение видов и техники выполнения элементов прикладного плавания, используя специальную литературу и сеть интернет.
На этом этапе идет приобщение учащихся к овладению современными методами науки, что является также важной составляющей деятельностного подхода в обучении.
Вывод
Проведенный урок и сделанный самоанализ, который рассмотрел:
- содержание учебного материала;
- структуру урока, межэтапные связи;
-формы и методы обучения;
а также, выделив основные цели и единицу содержания, можно сказать, что с поставленными задачами справился и готов продолжать реализовывать, накопленный опыт на следующих уроках физической культуры.
Согласно Федеральным Государственным стандартам второго поколения, школьники должны не только усвоить систему знаний о видах плавания, но и умеют правильно применять их на практике: осваивать, оценивать значимость умений.
Активная осознанная познавательно - практическая деятельность учащихся формируется в системе уроков и показывает способность и готовность к использованию знаний и умений в повседневной жизни. Способствует сохранению здоровья и социально-ответственному поведения в обществе. Учит учащихся самостоятельному оцениванию уровня безопасности жизнедеятельности и вести ЗОЖ.
Данный урок способствует развитию информационной и коммуникативной компетентности учащихся, навыков самоорганизации и самообразования на основе обучения прикладному плаванию.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
№ п\п | Название игры | Решаемые задачи | Описание игры | Общие методич. указания | Дозировка |
1. | Кто дальше проскользит (спад со скольжением) | формирование навыка стартового прыжка | занимающиеся садятся на бортик и, опустив ноги вниз, упираются пальцами в стену бассейна или в сливной желоб (руки подняты вверх, кисти соединены, голова между руками). По команде ведущего наклоняются к воде и, оттолкнувшись ногами, прыгают. Выигрывает тот, кто дальше проскользит. | : во время скольжения нужно потянуться руками вперед. Прыжки можно выполнять из положения приседа и положения наклона, обязательно захватывая пальцами ног край бортика. | 2 раза |
2. | Кто дальше проскользит ( с толчка) | постановка обтекаемого положения тела, умения сохранять равновесие. | участники игры становятся в одну шеренгу и по команде ведущего выполняют скольжение сначала на груди, затем на спине. | скольжение на груди выполняется с вытянутыми вперед руками, скольжение на спине — с руками вдоль туловища, затем — с руками вверху. Скольжение выполняется в сторону мелкого места или поперек бассейна. | 2 раза |
3. | Переправа | формирование навыка опоры о воду ладонью и предплечьем руки. | играющие строятся в шеренгу и по сигналу идут по дну, помогая себе гребками рук | гребки выполняются в сторону от туловища согнутыми в локтевых суставах руками, одновременно обеими руками и поочередно каждой. | 2 раза |
4. | У кого больше пузырей | совершенствование навыка выдоха в воду | Играющие строятся в ширенгуп и по команде ведущего погружаются с головой в воду и выполняют продолжительный выдох через рот. Выигрывают участники, у которых при выдохе было больше пузырей, т.е. сделавшие продолжительный выдох в воду | необходимо напомнить играющим, что перед погружением в воду обязательно нужно сделать вдох. | 10 раз (1 серия) |
5. | Гонки с поплавком | закрепить технику движений ногами способом кроль на груди. | игроки делятся на две команды. Затем они выстраиваются на расстоянии 10-15 м от бортика. По команде ведущего с поплавком в руках стартуют первые игроки. Они плывут , работая только ногами, до буйков и назад. Игрок, который финишировал первым, приносит своей команде очко. | участники плывут кролем на груди (кролем на спине, брасом). Если игрок помогает себе руками, он дисквалифицируется. | 1 раз |
6. | Поезд в тоннель | совершенствование навыков ныряния, открывания глаз в воде, ориентирования под водой. | участники игры выстраиваются в колонну по одному и кладут руки на пояс стоящего впереди («поезд»). Двое играющих стоят лицом друг к другу, держась за руки над водой («тоннель»).Чтобы «поезд» прошел через тоннель», изображающие «поезд» поочередно подныривают. После того как «поезд» прошел «тоннель»,, играющие меняются ролями. Как вариант — «поезд» может пройти через пластмассовый круг, который держит один из играющих. Задачу можно усложнить, разместив два или три «тоннеля» на некотором расстоянии друг от друга. | во время ныряния нужно обязательно открывать глаза и выполнять произвольные гребковые движения руками и ногами. | 1 раз |
7. | Эстафета с мячом | обучение технике ведения мяча вплавь | играющие делятся на две команды и выстраиваются в колонну у своих стартовых тумбочек. Первая пара по сигналу преподавателя должна проплыть как можно быстрее заданный участок, толкая впереди себя мяч (руками или головой). На финише мяч передается следующему участнику. | брать мяч в руки или бросать его вперед не разрешается. Победителем становится команда, игроки которой быстрее справились с заданием и не потеряли мяч | 1 раз |
8. | Ручеек | совершенствование навыка выдоха в воду | по команде ведущего игроки поочередно, стоя в колонну по одному, погружаются с головой в воду и выполняют продолжительный выдох через рот. Выигрывает та команда, которая выполнит задание первой и без ошибок. | необходимо напомнить играющим, что перед погружением в воду обязательно нужно сделать вдох. | 10 раз (1 серия) |
9. | Караси и карпы | ознакомление с плотностью воды | Игроки становятся спиной друг к другу в шеренги на расстоянии одного метра. Игроки одной шеренги — «караси», другой — «карпы». Как только ведущий произносит: «Караси», — шеренга «карасей» как можно быстрее стремится достичь условной зоны. А «карпы», повернувшись, стараются догнать «карасей» и дотронуться рукой и наоборот. Подсчет пойманных «карасей» и «карпов» продолжается до конца игры. | к концу игры обе команды должны быть названы одинаковое число раз. Шеренги «карасей» и «карпов» должны стоять боком к ведущему. | 4 раза |
10. | Переталкивание с доской | Развитие силы | Попарно игроки одной команды упираются руками в доску (дорожку, плот) с одной стороны, игроки другой — с противоположной. По сигналу ведущего игроки начинают работать ногами кролем (брассом или дельфином), стараясь оттеснить соперников за заранее обозначенный рубеж. | Второй вариант: игроки кладут стопы ног на плот или дорожку. По сигналу ведущего начинают работать руками и ногами (кроль, брасс или дельфин). Третий вариант: игроки соревнуются попарно. На стопы игроков надевают веревочные петли. Игроки плывут в разные стороны, делая движения только руками. Выигрывает тот, кто перетянет партнера в свою зону. | 2 раза |
11. | Волейбол в воде | дальнейшее освоение с водой | игроки становятся в круг и ударами передают мяч друг другу, стараясь как можно дольше продержать его в воздухе. | в зависимости от уровня подготовки игра может проводиться как на мелком, так и на глубоком месте бассейна. | 3 раза |
12. | Фонтан | обучение и совершенствование техники работы ногами способом кроль на спине. | играющие входят в воду и берутся за руки, образуя круг. По сигналу, не отпуская рук, ложатся на спину, вытягивая ноги к центру круга, и начинают одновременно работать ногами, стараясь поднять как можно больше брызг. | ноги в коленях не сгибать, движение—от бедра, руки не рассоединять | 2 раза |
13. | У кого больше фонтан | совершенствование навыка выдоха в воду | Играющие строятся в круг , положив руки друг другу на плечи, и одновременно погружаясь под воду, выполняют выдохи. Выигрывает самая дружная команда, сделавшая лучший фонтан. | необходимо напомнить играющим, что перед погружением в воду обязательно нужно сделать вдох., а затем одновременно выполнить продолжительней выдох | 10 раз (1 серия) |
14 | Утка - нырок | обучение технике ныряния в глубину | на глубине по пояс наклониться вперед и сделать стойку на кистях. | упражнение выполнено правильно, если обе ноги одновременно подняты над поверхностью воды. | 2 раза |
15 | Искатели сокровищ | обучение технике ныряния в глубину и ориентирования под водой. | участники игры делятся на две команды. На дне бассейна напротив каждой команды находятся предметы, соответствующие количеству участников. По сигналу, поочередно каждый игрок команды плывет и поднимает со дна один предмет, положив его на бортик, возвращается обратно. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы со дна. | во время ныряния доставать только один предмет и класть его на бортик, плыть любым способом. | 1 раз |
16 | Спасатели | обучение технике спасения с помощью подручных средств | : играющие делятся на две команды: «спасателей» и «пострадавших». «Пострадавшие» находятся на расстоянии 15-20 м от берега. По сигналу ведущего «спасатели» берут надувной матрац (бревно, доску) и бегут (плывут) в направлении своего «пострадавшего», затем кладут его на матрац и транспортируют на берег. Выигрывает команда, быстрее оказавшая помощь «пострадавшему». Затем «спасатели» и «пострадавшие» меняются ролями. | «спасатели» должны перемещаться либо бегом, либо вплавь (по указанию ведущего). | 2 раза |
17 | Насос | Обучить учащихся погружению и выдохов в воду. | Участники игры делятся попарно, становятся друг против друга, взявшись за руки на расстоянии шага. По сигналу ведущего они начинают поочередно выполнять приседания, погружаясь в воду с головой, выполняя активный выдох.. Выигрывает самая дружная команда | Запрещается сходить со своего места и мешать другим парам. (продолжительность игры не более 2 минут). | 10 раз (1 серия) |
18. | Медуза | Обучение статическому плаванию (пассивному), упражнения для расслабления мышц и восстановления сил | По команде ведущего, сделав глубокий вдох, лечь на воду, руки и ноги полусогнуты и расслаблены. Выигрывает команда, правильно выполнившая задание. | Лежа на воде, досчитать до 10, сделав продолжительный выдох | 2 раза |
studfiles.net
Вводная часть (2 мин) | Комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ) на суше: 1)И.п. – узкая стойка, руки вниз соединены в замок 1 – поднять руки встать на носки посмотреть на кисти рук, 2 – исходное положение, 3 – 4 – повторение упражнения 2)И.п. — узкая стойка, руки вниз соединены в замок 1-2-3 – рывки руками вверх – за голову, 4 – и.п. 3) И.п.- стойка, ноги на ширине плеч, руки к плечам 1-8 – круговые движения вперед в плечевых суставах, 1-8 – круговые движения назад в плечевых суставах 4) И.п.- стойка, ноги на ширине плеч, руки на поясе 1- наклон вперед, 2- наклон влево, 3 – прогнуться назад, 4 – наклон вправо. 5) И.п.– стойка, ноги на ширине плеч руки вверх соединены в положении «стрелочка» 1-2-3- глубокий наклон с пружинистыми движениями, 4 – и.п. 6) И.п.– стойка, ноги на ширине плеч наклон вперед, правая рука вытянута вперед, левая – назад — за спину. 1 – согласованно круговые движения руками вперед (имитация гребковых движений кроль на груди) 7) Приседания 8) Прыжки на месте, на правой и левой ноге | 10 10 | 1 1 1 1 2 2 1 1 | Локти не сгибать, кисти соединены в замок Локти поднимать как можно выше, максимальная амплитуда движения Выполнять упражнения с большой амплитудой, колени не сгибать Колени не сгибать, голову при выполнении наклона не поднимать, голова «зажата» между руками Руки не сгибать, максимальная амплитуда движения, пальцы рук вместе Выполнять круговые движения руками под заданный темп «хлопки» Произвольно Прыжки на месте, на правой и левой ноге | II Основная часть (25мин) | 1.Упражнение на дыхание 2.Плавание ноги “дельфин” руки с доской вытянуты вперед с одним вдохом на каждые 2–4 удара ногами. 3. Плавание ноги “дельфин” руки брасс. 4. После скольжения выполнить 4-6 движений руками дельфином на задержке дыхания 5. Плавание на руках дельфином с дыханием с доской между ног. 6. Плавание на спине с одновременным движением руками, доска между ног. 7. Плавание руки дельфин, ноги кроль. 8. Плавание на спине ноги кроль руки вдоль туловища. 9. Упражнение на дыхание. 10. Плавание способом “дельфин” на согласование движений ногами, руками и дыхания. 11. Плавание способом брасс на спине. 12. Упражнения для разучивания поворота “маятник” при плавании дельфином: – И.П. лежа на боку, держась за бортик одной рукой. Сгибание опорной руки, группировка, поворот на 180 градусов с движением рукой над водой, выполнить отталкивание от стенки. – То же – другой рукой. – То же, что и предыдущее упражнение, но с выполнением первых плавательных движений ногами дельфином. – Предыдущее упражнение, но с подплыванием к бортику бассейна. – То же, что и предыдущее упражнение, но с выполнением толчка и скольжения, после которого выполнить первые плавательные движения под водой ногами дельфин. 13. Стартовый прыжок. Упражнения для совершенствования элемента “скольжения и первых плавательных движений при плавании способом дельфин: – Старт из воды со стартовой подвески с последующим скольжением на дальность. То же, что и предыдущее упражнение, но выполнить еще первые плавательные движения способом дельфин. – Выполнить предыдущие упражнения с бортика бассейна | 10 1x25m 1x25m 1x25m 1x25m 1x25m 1x25m 1x25m 5 1x25m 1x25m 1x25m 3 | 0,5 2 2 2 2 2 2 2 0,5 2 2 3 5 | Выдохи под воду. Глубокий вдох через рот, приседание под воду с головой, продолжительный выдох через нос на счет раз, два, три. Носки ног оттянуты, а стопы повернуты вовнутрь, чтобы сгибание ног в коленных суставах было умеренным и движение начиналось бы “от бедра”. Плечи удерживать на уровне воды, во время удара ногами вниз давить ладонями на доску. Плечи удерживать на уровне воды, во время удар ногами вниз тянуться за руками вперед. Не раскачивать плечевой пояс вверх и вниз. Прямые руки проносятся через стороны вперед, лицо опущено в воду, Выполнять “гребок” до бедер и без остановки. Вдох выполнять во время паузы, когда руки вытянуты вперед, через 2 цикла движений руками. Руки должны входить в воду прямыми. Акцент делать на отталкивание назад во второй части гребка. Плечи не раскачивать, удерживать на поверхности воды. Дыхательные движения выполнять только при движении головы вверх. Коснулись бортика развернулись поплыли на спине. Выдохи под воду. Глубокий вдох, приседание под воду с головой, продолжительный выдох. Прямые руки проносятся через стороны вперед, лицо опущено в воду. Выполнять “гребок” до бедер. Вдох выполнять во время паузы, когда руки вытянуты впереди, через 2 удара стопами ног вниз. Коснулись бортика, развернулись, поплыли на спине способом брасс. Из положения лежа на спине руки выполняют гребок, в конце которого делаются вдох и подтягивание ног для толчка ( ноги сгибаются, разводятся в стороны и подготавливаются к толчку). Одновременно, с толчком ногами руки завершают пронос по воздуху, возвращаясь в и. п., и опускаются в воду. При выполнении поворота дельфином касание стенки осуществляется двумя руками одновременно на одном уровне, плечи в горизонтальном положении. Сгибание рук в локтевых суставах начинается одновременно, затем одна руками сильно отталкивается от стенки, начинается поворот туловища в сторону противоположной руки. Ноги ставятся на стенку бассейна, руки соединяются за головой, выполняются толчок и скольжение. Во время вращения выполняется вдох. При плавании дельфином первые движения под водой начинаются ногами на задержке дыхания. В правилах соревнований говорится: “ После старта и поворотов, а также во время проплывания дистанции пловцу разрешается сделать под водой одно или несколько движений ногами и один гребок руками, которые должны вывести его на поверхность”. Поэтому необходимо сделать акцент на возможность дольше поддерживать с помощью движений ногами и туловищем ту высокую скорость, которую обучающиеся приобретают за счет стартового прыжка | III. Заключительная часть (8 мин) | 1) выдохи в воду 2) организованный выход из бассейна 3) завершение урока: построение, подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание | 2*3 | 1 1 6 | Выдохи под воду. Глубокий вдох через рот, приседание под воду с головой продолжительный выдох через нос на счет раз, два, три. Выход из бассейна по лестнице, не толкаясь. Оценить работу учащихся на уроке, их активность, самостоятельность, указать на достижения и ошибки отдельно каждого обучающегося. |
multiurok.ru
Глава 2. Организация проведения урока плавания в школе
2.1 Программа урока по плаванию
Урок является основной формой организации занятий по плаванию. Он имеет определенную направленность, единую структуру и состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Первая часть урока проводится на суше и в воде, вторая – только в воде и третья - в воде и на суше.
Основной формой организации и проведения учебных занятий по плаванию является групповой урок. Он делится условно на три части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная и заключительная части проводятся на суше, основная — в воде.
Подготовительная часть урока (продолжительностью 5—10 мин) посвящается организации занимающихся, включает построение группы, расчет, перекличку, объяснение задач и порядка проведения урока, краткой теоретической беседе по теме урока, показу и объяснению нового материала, выполнение комплекса общеразвивающих и специальных физических упражнений, краткое повторение пройденного материала с разбором ошибок и ознакомление с новыми, упражнениями.
Основная часть урока (30—45 мин) направлена на решение главных его задач: освоение с водой, изучение техники плавания, стартов, поворотов, прыжков в воду. В этой части урока изучается новый программный материал и совершенствуются приобретенные навыки. В последней трети этой части урока проводятся различные игры и эстафеты.
Заключительная часть урока (5—10 мин) строится, таким образом, чтобы постепенно снизить физическую и эмоциональную нагрузку. Поэтому в нее включают игры, эстафеты, развлечения на воде, самостоятельное плавание, организованный выход из воды, построение и проверку присутствующих, подведение итогов урока. После выхода из воды детей должны тщательно вытереться полотенцем.
Продолжительность урока и отдельных его частей зависит от степени подготовленности занимающихся, их пола, возраста, температурных условий. Во всех случаях наибольшая нагрузка должна приходиться на вторую треть основной части урока, после чего осуществляется ее постепенное снижение. Если урок проводится в учебном заведении (школа, училище), то его продолжительность должна составлять 45 или 90 мин.
Инструктор обязан так организовать занятия в воде, чтобы занимающиеся почти все время находились в движении. Чем больше времени они будут находиться в воде и чем большее расстояние проплывут в течение занятия, тем успешнее они освоят технику плавания. При этом следует постоянно уделять внимание освоению правильной техники плавания, так как учить легче, чем переучивать. Особо внимательно нужно относиться к слабо подготовленным детям и в случае необходимости выполнять с ними дополнительные упражнения.
Bo время первых занятий с неумеющими плавать инструктор должен находиться в воде в целях помощи и страховки. Для поддержания порядка и дисциплины рекомендуется выполнять упражнений в воде одновременно всей группой. Для этого упражнения регламентируются количеством повторений, или длиной дистанции, или временем выполнения. Затем нужно собрать занимающихся, дать им указание на выполнение следующего упражнения и приступить к его освоению.
Организация урока определяется его конкретными задачами. Начинается урок сдачей рапорта дежурным по классу, приветствиями, обязательной поименной перекличкой и сообщением задач урока. Если в ходе занятий потребуется какой-либо инвентарь, то преподаватель должен заранее поручить его подготовку дежурному по классу или старосте.
До начала занятий по плаванию занимающихся подробно знакомят с правилами внутреннего распорядка в бассейне. Эти правила должны строго соблюдаться. Следует иметь в виду, что наибольшая эффективность процесса обучения плаванию может быть достигнута лишь в том случае, если уроки плавания включаются в расписание занятий учебного заведения.
Методы обучения – это такие способы и приемы работы педагога, применение которых обеспечивает быстрое и качественное решение поставленной задачи – освоение навыка плавания. На уроках плавания применяются следующие методы ведения урока: фронтальный, групповой и индивидуальный.
Фронтальный метод предусматривает одновременное выполнение упражнений всеми учащимися. Он используется при проведении упражнений на суше, а также при разучивании упражнений в воде в опорном и безопорном положениях. Преимущество этого метода состоит в том, что при его использовании преподаватель может вести урок одновременно с большим количеством учащихся, в результате чего повышается плотность урока и увеличивается физическая нагрузка.
Групповой метод. Учащиеся распределяются на несколько групп (подгрупп, бригад) в зависимости от подготовленности или изучаемого материала. Каждая группа под руководством преподавателя или его помощников (из актива хороших пловцов) занимается на своей дорожке (в части бассейна).
Индивидуальный метод чаще всего применяется при работе с отстающими или отлично успевающими учащимися. Он используется также на зачетных уроках. В этом случае учащийся делает упражнение, а педагог комментирует ход его выполнения, выделяя положительные и отрицательные стороны в технике движений
При обучении плаванию в общеобразовательных школах применяются общеразвивающие и специальные физические упражнения, упражнения для освоения с водой, для изучения техники плавания, простейшие прыжки в воду, игры и развлечения на воде. Некоторые из этих упражнений используют в течение всего периода обучения, другие — на каком-то определенном его этапе. Так, например, упражнения для освоения с водой применяются только на первых, занятиях и почти не используются в дальнейшем. А вот общеразвивающие, специальные физические упражнения и большинство упражнений для изучения техники плавания выполняются на протяжении всего периода обучения.
Таким образом, при обучении плаванию в общеобразовательной школе решаются следующие основные задачи:
— укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков;
— изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;
— всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;
— ознакомление с правилами безопасности на воде.
Быстрее всех учатся - плавать дети 10-13 лет. Составление программы обучения плаванию в школе зависит от количества занятий в неделю и продолжительности каждого занятия, от контингента занимающихся от их физической подготовленности и возраста. Наиболее оптимальными способами обучения плаванию является кроль на спине и груди. Праздники на воде, весёлые старты, соревнования, являются неотъемлемой частью обучения плаванию. Они создают условия для творческого проявления умений детей в веселых играх и соревнованиях, для укрепления дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Участие в праздниках объединяет детей и взрослых общими радостями и переживаниями, приносит большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение.
studfiles.net
Основная часть 30 -35 мин. | 1. Приняв вертикальное положение в воде (без опоры о дно ногами, руки за головой), приподняться из воды как можно выше за счет непрерывных движений ногами брассом. (Используется для совершенствования техники движений и силы тяги ногами). 2. Плавание на спине при помощи движений ногами. Используется для совершенствования техники движений ногами и обтекаемого положения тела. 3. Плавание при помощи движений ногами (с доской) на наименьшее количество толчков ногами на отрезке дистанции. (Используется для совершенствования эффективности движений ногами). 4. Ныряние на 10 м при помощи движений ногами, руки вытянуты вперед. (Используется для совершенствования экономичности движений, обтекаемого положения тела, а также ориентирования под водой). 5. Плавание при помощи движений руками брасс и ногами кроль(3 удара ногами кроль,гребок руками брасс) 6. Плавание при помощи движений руками брасс и ногами дельфином (2 удара ногами дельфин ,гребок руками брасс, затем скольжение) 7. Плавание при помощи движений ноги брасс, затем ноги дельфин, руки брасс (один удар ноги брасс, затем один удар ноги дельфин, руки брасс) 8.Плавание при помощи ноги брасс , пауза ,руки брасс 9.Плавание при помощи ноги брасс, короткая пауза, руки брасс 10.Плавание брассом в полной координации | 10 раз 2х50 50м 10м 6х50м 6 х50м 4 х50м 100м 100м 100м | Постараться приподняться из воды как можно выше, обратить внимание на работу ног Обратить внимание на правильную работу ног (разворот галеностопных суставов) Сделать как можно меньше толчков ногами, обратить внимание на скольжение, сделать его как можно дальше Обратить внимание на правильную работу ног Обратить внимание на правильное исполнение гребка(руки отводятся в стороны, но не слишком широко) Обратить внимание на правильное исполнение гребка(руки отводятся в стороны, но не слишком широко) Обратить внимание на правильное исполнение гребка(руки отводятся в стороны, но не слишком широко) Обратить внимание на правильное исполнение работы рук и работы ног ,в момент паузы постараться проскользить как можно дальше Обратить внимание на правильное исполнение работы рук и работы ног, постараться уменьшить паузу Обратить внимание на согласование работы рук и ног |
studfiles.net