Водный налог относительно добычи подземных вод. Налог на недра вода


Налог на скважину: в каких случаях придется платить за воду?

Без воды немыслим отдых и проживание, особенно вдали от цивилизации. Для её обеспечения на даче или в коттедже надо позаботиться о сооружении постоянного источника. Больше всего для этих целей подходит скважина. Но перед началом её сооружения сразу возникают вопросы: надо ли платить налог за её использование, и можно ли самостоятельно соорудить скважину? Сегодня мы постараемся подробно разобраться в этих вопросах.

Самостоятельное бурение скважины

Основной вопрос, возникающий у владельцев частных земель, – возможно ли самостоятельное бурение скважины на участке. Точнее говоря, не противоречит ли это законодательству.

В соответствии с законом, каждый арендатор или землевладелец имеет право бурить водоисточник при условии, что скважина или колодец не являются источником централизованного водоснабжения, и при полном соблюдении установленных порядков и норм. Проще говоря, бурить скважину может каждый желающий, но это должно быть согласовано с местными органами контроля ресурсов.

Централизованное водоснабжение — что это такое?

Это не что иное, как коллективная скважина артезианского типа. Обычно такие шахты обустраиваются в кооперативах и дачных хозяйствах. То же относится и к системе из нескольких водозаборных точек, использующихся группой лиц или для обеспечения крупного населенного пункта.

Для того чтобы узнать, является ли водозаборный слой централизованным, надо обратиться в соответствующие органы, которые имеют доступ к подобным данным. Только после сбора таких данных можно производить монтаж шахты для личного использования. Это не такая простая процедура, но она обязательно должна быть произведена, чтобы в последующем избежать возможных проблем с властями.

Что облагается налогом?

Добыча воды контролируется законодательством, и в большинстве случаев в обязательном порядке она должна лицензироваться. Конечно, не все источники обязаны проходить данную процедуру. Так, например, за обычный неглубокий колодец не берется налог. Более подробно эти данные можно узнать в Росприроднадзоре.

Если колодец трубчатого или шахтового типа, а именно артезианский источник, то он должен быть лицензирован, и за него уплачивается налог. Его сумма бывает разной, в зависимости от региона и других факторов. Если вода берется из других источников, то она не облагается налог.

Зачем нужна лицензия? Такой документ необходим для подтверждения факта, что владелец земельного участка имеет разрешение на добычу подземных ресурсов. Лицензия позволяет и проведение геологоразведочных работ для поиска наиболее удачного месторасположения водоносного пласта. Кроме того, данный документ указывает границы территории, на которой могут проводиться данные работы. В нем указаны согласованные уровни добычи влаги и сумма оплаты за её использование.

Можно ли обойтись без лицензии?

Многие владельцы земельных участков считают, что платить налог совсем не обязательно. На самом деле это не так. Если скважина не имеет лицензии, она обязательно будет обнаружена, так как Росприроднадзор постоянно собирает сведения о новых скважинах. К тому же в эту службу предоставляются точные данные об их месторасположении от административных структур и садовых товариществ.

При обнаружении незаконно обустроенного колодца организуется проверочная комиссия, которая в результате расследования такой источник обязательно обнаружит, и его владельца ждут неприятности: минимум, что ему грозит, — это штраф.

Кроме этого может быть принято решение о ликвидации источника, и тогда хозяин участка останется без воды.

Необходимый пакет документов

Для того чтобы уплатить налог, после которого можно законно использовать скважину и получить лицензию, необходимо собрать определенные документы. Для этого потребуются:

  1. Паспорт на скважину.
  2. Заключение из санэпидстанции.
  3. Заключение гидрогеологического исследования.
  4. Кадастровые документы.
  5. Результаты анализов воды.
  6. Согласованные лимиты.
  7. Декларация в налоговую инспекцию.

Только после предоставления такого пакета документов можно получить лицензию. Если этого не сделать, будет наложен серьезный штраф.

Как определяется используемый объём воды?

Налог, точнее его сумма, исчисляется самостоятельно с учетом действующих на данный момент ставок. Проще говоря, любая артезианская скважина должна быть обязательно оборудована прибором для замера потребляемой влаги. Таким образом, вычисляется водопотребление, которое в последующем умножается на ставку. Так и высчитывается налог. Затем данный показатель заносится в ежеквартальную декларацию.

Такая система определяет налог, и она очень похожа на определение объёма потребляемой жидкости в централизованных системах водообеспечения. При выходе счетчика из строя он должен быть сразу заменен, либо расчет потребления будет производиться по действующим нормам и лимитам.

delovvode.ru

Регулярные платежи за пользование недрами | ФНС

Платежи при пользовании недрами

^К началу страницы

Платежи при пользовании недрами – это совокупность обязательных платежей, уплачиваемых пользователями недр при получении исключительных прав на выполнение определенных видов работ в качестве одного из обязательных условий получения и реализации права пользования нерами:

Разовые платежи

уплачиваются при наступлении определенных событий, оговоренных в Лицензии (ссылка на лицензии)

Сбор за участие в конкурсе (аукционе)

уплачивается при регистрации заявки

Регулярные платежи за пользование недрами

уплачиваются пользователями недр в течение периода действия Лицензии (ссылка), независимо от фактического проведения работ

ФНС России администрирует только регулярные платежи за пользование недрами: осуществляет учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет

Регулярные платежи за пользование недрами входят в систему обязательных неналоговых платежей, уплачиваемых пользователями недр за предоставление исключительных прав:

Регулярные платежи взимаются за:

  • на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, за разведку полезных ископаемых;
  • за геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • за строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.

Регулярные платежи не взимаются за:

  • пользование недрами для регионального геологического изучения;
  • пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное назначение;
  • разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;
  • разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

Подробнее ст. 11 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1.

Предоставление недр в пользование

^К началу страницы

Оформляется специальным государственным решением в виде Лицензии (Лицензия - это документ, который удостоверяет право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока) на бланке установленной формы с Государственным гербом РФ и содержит текстовые, графические и иные приложения.

Подробнее см. ст. 11 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1.

Права и обязанности плательщика

^К началу страницы

Права и обязанности плательщика регулярных платежей за пользование недрами возникают с даты государственной регистрации Лицензии на пользование участком недр.

  Получениелицензии

 Приобретениестатусанедропользователя

Наступлениеобязанностипо уплате регулярныхплатежей за пользование недрами

Подробнее см. ст. 9 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1

Порядок расчёта платежа

^К началу страницы

Ставка платежа

При проведении поисково-оценочных и разведочных работ

за 1 ед. площади (км2) лицензионного участка в зависимости от вида полезного ископаемого и вида работ

При строительстве и эксплуатации подземных сооружений (не связанных с добычей)

за 1 ед. полезного ископаемого, подлежащего хранению (Например: за 1 тонну или за 1 тыс. м3 )

Конкретный размер ставки устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр и предусматривается в Лицензии на право пользования недрами. Перейти или скачать…

Облагаемая

Согласно ст. 43 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 облагаемой базой по каждому основанию признается:

При поиске и оценке месторождений площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, уменьшенная на площадь возвращенной части лицензионного участка и площадь территорий открытых месторождений

При разведке месторождений площадь лицензионного участка уменьшенная на площадь возвращенной части лицензионного участка и площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов (Данные о площади лицензионного участка, площади территорий открытых месторождений, площади возвращенной части лицензионного участка и площади участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов содержатся в лицензии на право пользования недрами, либо в изменениях к лицензии или в решении территориального органа Роснедр.).

При строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

(При этом исчисление и внесение в бюджет платежей производится только при проведении работ по строительству и эксплуатации сооружений, связанных с хранением нефти, газового конденсата, природного газа и гелия.) количество полезного ископаемого, подлежащего хранению

Порядок уплаты и представления отчётности

^К началу страницы

Платежи в размере 1/4 годовой суммы уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в течение года.

Подробнее см. ст. 43 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1

Форма отчётности: Расчёт регулярных платежей за пользование недрами пользователи недр представляют в территориальные органы ФНС России и Роснедр по местонахождению участков недр ежеквартально по утвержденной форме.

Ответственность за нарушение законодательства

^К началу страницы

Налоговые органы с учетом неналогового характера (установлены Законом Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N2395-1, не являющимся актом законодательства о налогах и сборах) регулярных платежей за пользование недрами при выявлении нарушений законодательства о недропользовании, в том числе  нарушения порядка исчисления и внесения в бюджет регулярных платежей за пользование недрами, порядка представления расчетов, не уполномочены применять предусмотренные действующим законодательством (главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации, а также за административные правонарушения, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях) меры ответственности.

В случае установления фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о недрах, налоговые органы направляют ходатайства в территориальные органы Роснедр и Росприроднадзора об отзыве (приостановлении действия) соответствующей Лицензии на право пользования недрами.

Часто задаваемые вопросы

^К началу страницы

У кого из пользователей недр возникает обязанность по уплате регулярных платежей за пользование недрами? Кто должен уплачивать регулярные платежи?

Согласно п. 1 ст. 43 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав: - на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых; - на разведку полезных ископаемых; - на геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; - на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (включая строительство искусственных сооружений и прокладку кабелей и трубопроводов под водой), кроме инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 м), используемых по целевому назначению.

При этом регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ на территориях, находящихся под ее юрисдикцией.

Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются:- за пользование недрами для регионального геологического изучения;- за пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;- за разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;- за разведку полезных ископаемых в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых.

От чего зависят размеры ставок регулярных платежей?

Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливают Роснедра (их территориальный орган) отдельно по каждому участку недр, на который выдается лицензия на пользование недрами.

Максимальные и минимальные размеры определяются в зависимости от видов работ и полезных ископаемых.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за 1 кв. км площади участка недр в год, за исключением ставки при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. При хранении нефти и газоконденсата ставка устанавливается за 1 т, природного газа и гелия - за 1000 куб. м.

Каким образом определяется сумма регулярных платежей?

Порядок расчета зависит от вида работ. Платежи устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса. При проведении работ по поиску и оценке месторождений полезного ископаемого величина регулярного платежа за год определяется путем умножения ставки регулярных платежей, установленной за проведение этих работ, на облагаемую площадь лицензионного участка. В свою очередь, указанная площадь рассчитывается путем уменьшения площади лицензионного участка недр, предоставленного недропользователю, на площадь территории открытых месторождений и площадь возвращенной части данного участка. При этом площадь возвращенной части лицензионного участка определяется на основании изменений в лицензии на право пользования недрами или решения территориального органа Минприроды, принятых по заявлению пользователя недр.

В случае проведения работ по разведке месторождений полезных ископаемых сумма регулярного платежа также получается в результате умножения ставки регулярных платежей на облагаемую площадь лицензионного участка. Но здесь облагаемая площадь - это площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов.

При строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, сумма регулярных платежей за пользование недрами рассчитывается путем умножения количества полезного ископаемого, подлежащего хранению, указанного в проектной документации на строительство и эксплуатацию подземного сооружения, на ставку регулярного платежа.

Каков порядок уплаты регулярных платежей?

В соответствии с п. 4 ст. 43 Закона о недрах регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере 1/4 от суммы платежа, рассчитанного за год (уплата производится по месту нахождения участка недр). (Например, регулярные платежи за II квартал 2013 г. пользователи недр должны уплатить не позднее 31.07.2013.)

Каков порядок определения облагаемой базы (площади лицензионного участка) при получении Лицензии в течение уже начавшегося отчётного квартала?

При расчете регулярных платежей за пользование недрами в случае получения лицензии на право пользования недрами, в том числе в течение уже начавшегося отчетного квартала, следует руководствоваться положениями Закона о недрах и исчислять их как 1/4 суммы платежа, рассчитанного за год.

Какую отчетность нужно составить по регулярным платежам за пользование недрами и куда ее необходимо представить?

Пунктом 6 ст. 43 Закона о недрах на пользователей недр возложена обязанность представления расчетов регулярных платежей за пользование недрами – ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Расчеты регулярных платежей за пользование недрами представляются в территориальные органы ФНС России по субъектам РФ и уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по месту нахождения участков недр.

Информация ниже зависит от вашего региона (77 город Москва)

Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.

www.nalog.ru

Налог на скважину: рассмотрим подробно

Артезианская скважина

Артезианская скважина

Вода является главной ценностью в нашей жизни в прямом и переносном смысле, и все мы знаем, что за неё нужно платить. Но как это делается, и в каком размере?Это первый вопрос, который возникает у человека, планирующего построить водозаборную скважину в личное пользование. Попробуем прояснить этот вопрос, обратившись к действующему законодательству.

Какие водозаборы облагаются налогом

Согласно Закону «О недрах», добыча воды в пределах первого водоносного горизонта не лицензируется. К этой категории водозаборов можно отнести трубчатые и шахтные колодцы, расположенные на придомовых территориях, а так же неглубокие скважины на песке.Раз на них не нужно получать лицензию, значит, и налогом они не облагаются. Платить придётся только за воду, добываемую в известковых пластах (артезианские скважины), либо в песчаных горизонтах, находящихся ниже первого уровня.Итак:

  • Для чего нужна лицензия? Этот документ удостоверяет право владельца земельного участка на проведение геологоразведочных работ, а так же добычи подземных вод.В лицензии указываются данные о физическом или юридическом лице, которое признано недропользователем, целевом назначении работ, а так же государственных органах, которые предоставили разрешение на их проведение.
  • Кроме того, в документе указываются границы территории, выделенной для проведения работ, согласованный уровень добычи воды, и, конечно же, оговариваются условия взимания платежей за пользование недрами. Возможно, кто-то подумает, что никто не узнает, из какого горизонта добывается вода, и можно обойтись без разрешения.
  • Это мнение ошибочное, так как Росприроднадзор собирает сведения обо всех скважинах, обязывая давать такие данные администрацию районов и председателей садовых товариществ. В некоторых регионах создаются специальные комиссии.Нетрудно догадаться, что нагрянув с проверкой, такая комиссия может доставить немало неприятностей — начиная от штрафа, и заканчивая решением о ликвидации водозабора.

 Какие документы нужны

Владелец скважины или ответственное лицо, должны предъявить проверяющим следующие документы:

Основные документы на скважину Дополнительные сведения
1.Паспорт на скважину Документы, подтверждающие выполнение условий, оговоренных в лицензии
2.Заключение санэпидстанции по организации санитарной зоны Заключение гидрогеологического исследования недр и запасов воды
3.Лицензия на право пользования недрами
  1. Кадастровые документы о постановке на учёт скважины
  2. Протоколы забора подземной воды на анализы и их результаты
  3. Согласованные лимиты на забор воды
  4. Журнал учёта расхода воды
  5. Декларации, подаваемые в налоговые органы
4. Журнал контроля статического и динамического уровней воды Документы, подтверждающие факт уплаты налога

  • Как видите, всё серьёзно. Штраф, который налагается на владельца скважины: как за несанкционированное пользование недрами, так и за уклонение от уплаты налогов — может оказаться очень существенным.Уж лучше сразу всё сделать в соответствии с требованиями закона. Как говорится: «Заплати, и спи спокойно». Кстати, сумма налога, плательщиком исчисляется самостоятельно, с использованием действующих налоговых ставок.
Схема обвязки скважины с установкой счётчика воды

Схема обвязки скважины с установкой счётчика воды

  • Использованный объём воды является налогооблагаемой базой. Все артезианские скважины оборудуются водоизмерительными приборами, и, зная водопотребление, совсем не сложно умножить эту цифру на ставку налога.Сегодня, например, это 81 руб за 1000м3 воды. Данные цифры заносятся в декларацию, которая подаётся поквартально, не позднее 20 числа того месяца, который следует за истекшим периодом.

В принципе, налогооблагаемая база определяется аналогично централизованным подачам воды — по водоизмерительным приборам. Лица, ответственные за эксплуатацию скважины, обязаны вносить их показания в журнал первичного учёта расхода воды.Если счётчик, к примеру, вышел из строя, объём должен быть определён в соответствии с действующими нормами полива и лимитами водопотребления.

moikolodets.ru

налог на воду в зависимости от глубины

Содержание

  • Налог на скважину воды и особенности его применения в РФ в 2018 году
  • Как и когда оформить лицензию на скважину по забору воды

Водные ресурсы смело можно назвать одним из самых ценных богатств человечества. Однако за их использование россиянам нужно платить. Какой налог за скважину воды платится в 2018 году в России, интересует немало граждан, желающих построить водозаборную башню в частном доме или на участке, предназначенном для ведения сельскохозяйственной деятельности. Также соискателей беспокоит алгоритм оформления добычи воды и меры ответственности за незаконное использование природных ресурсов.

Налог на скважину в частном доме

Чтобы ответить на представленные вопросы, а также полностью разобраться в представленной правовой сфере, надо прибегнуть к статьям и положениям налогового законодательства, отдельных федеральных законов и конституционных норм. Самостоятельно изучить все законопроекты, регулирующие работу отрасли, довольно трудно, и к тому же, требует немало времени и сил. Еще знание теоретической базы не гарантирует, что человек в сложной правовой ситуации сможет применить свои познания на практике. Чтобы исключить неточности и распространенные ошибки, правильнее всего будет заранее провести консультацию с опытным юристом.

Квалифицированный специалист знает все особенности и детали данной правовой отрасли, поэтому изучив ваши обстоятельства и материалы дела, он сможет легко и доступно разъяснить людям все непонятные аспекты. Эксперт в режиме онлайн найдет индивидуальный подход к каждому, поможет рассчитать налог на скважину, даст эффективные советы и рекомендации. Дистанционные услуги юристов доступны жителям из разных уголков страны в любое время. Они помогают справиться с различными трудностями в сфере налогообложения, и одновременно сэкономить личные ресурсы соискателей.

Налог на скважину воды и особенности его применения в РФ в 2018 году

В России действует закон «О недрах», который регулирует оборот ресурсов и их использование гражданами страны. Он регламентирует, что в ситуации, когда скважина воды позволяет добыть ресурс из первого водного горизонта, то такие сооружения не подвергаются удержанию налогового сбора в государственный бюджет. К подобным конструкциям относятся трубчатые и шахтные колодцы на придомовом участке.

Отсутствие налога на объект связано с тем, что такие сооружения не надо оформление лицензии. Однако не всегда бытовые колодцы забирают воду с небольшой глубины. Чтобы узнать о том, надо на ваш колодец оформлять лицензию и платить налог, или он попадает в льготную категорию, необходимо действовать максимально продуманно, последовательно и слаженно. Первым шагом станет обращение лица в территориальный Фонд геологической информации или другие структуры, имеющие сведения о водяной системе участка.

Рекомендуем почитать

Чтобы получить справку или информацию, необходимо заплатить, т. к. такая услуга не является безвозмездной. Помимо квитанции об оплате в государственную организацию надо предоставить заявление в свободной форме, а также план ваше территории в масштабе 1:10000.

Если речь идет об артезианской скважине, то такие объекты подлежат регистрации и расчету налога. Узнать подробности и все интересующие детали можно в Росприроднадзоре. Налог, а точнее его ставка, зависит от региона нахождения скважины, а также ряда других важных факторов, и просчитывается по персональным формулам. Если вы сомневаетесь в каких-то сведениях, хотите уточнить непонятные аспекты, необходимо заручиться профессиональной правовой поддержкой. Квалифицированный специалист направит соискателей по правильному пути, поможет избежать распространенных правовых ошибок, которые приводят к усугублению ситуации, наложению административного взыскания и т. д.

Как и когда оформить лицензию на скважину по забору воды

Лицензия на добычу грунтовой воды не нужна. Разрешение необходимо для бурения артезианской скважины. Отличаются эти два варианта тем, что артезианские воды лежат на большей глубине между двух плотных слоев земли, из-за чего в воду не попадают осадки, отходы и другие примеси. Артезианские воды чисты, природны и полезны, поэтому на их использование надо получить лицензию. Этот документ должен содержать:

  • данные о лице, которое владеет участком;
  • целевое назначение работ;
  • границы территории, где будут проводиться работы;
  • согласованный уровень добычи воды;
  • условия, по которым будет платиться налог;
  • сведения о государственных структурах, давших разрешение на ведение геологических работ;

Бесплатная круглосуточная поддержка юриста по телефону:

Мск +7 (499) 938-51-18, СПб +7 (812) 425-69-08, РФ 8 (800) 350-83-46 (звонок бесплатен)

Чтобы получить лицензию, надо обращаться с заявлением и комплектом дополнительных документов в государственные органы, работающие от Министерства природных ресурсов и экологии. Представители этих структур проведут проверку, и в зависимости от полученных результатов, вынесут решение о том, можно ли на территории бурить скважину для добычи воды. Многие считают, что согласовывать все с государственными инстанциями не обязательно, ведь никто не узнает о наличии колодца. На самом деле власти организуют специальные комиссии, которые осуществляют проверки и привлекают нарушителей закона к ответственности.

Для оформления лицензионного разрешения на бурение гражданину потребуется приложить к заявлению дополнительные документы, перечень которых может изменяться в зависимости от ситуации. Однако, несмотря на обстоятельства, обязательно надо приложить план участка, свидетельство о праве собственности, кадастровую документацию, документ о постановке на налоговый учет. Проект будущей скважины также потребуется согласовать в Облкомводе. Только после получения разрешений от всех инстанций можно просить о выдаче лицензии в Департаменте недропользования.

Внимание! В связи с правками в законодательство, юридическая информация в данной статье могла потерять актуальность!

Наш юрист бесплатно проконсультирует Вас - задайте вопрос в форме ниже:

imeetepravo.com

Водный налог относительно добычи подземных вод — КиберПедия

Несмотря на то, что действующее законодательство не содержит понятия особого и специального водопользования, плательщики водного налога до сих пор определены через него. Так, согласно п. 1 ст. 333.8 НК РФ налогоплательщиками признаются организации, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ. Эти термины применялись в предыдущей редакции Водного кодекса РФ, утратившей силу с 1 января 2007 г. Под специальным водопользованием понималось использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств при наличии лицензии на водопользование в том числе в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, промышленности и энергетики, добычи подземных вод. Основанием для водопользования выступала лицензия и заключенный в соответствии с ней договор пользования водным объектом.

Водопользователи, имеющие лицензии, выданные до вступления в силу ВК РФ (01.01.2007), признаются плательщиками водного налога. Эти лицензии дают право пользования водными объектами до истечения срока их действия. После того как взамен этих лицензий водопользователь заключит договор или получит решение по правилам, предусмотренным новым ВК РФ, он перестает быть плательщиком водного налога на основании прямого указания в п. 2 ст. 333.8 НК РФ — его ждет неналоговая плата за пользование водными объектами.

Размер платы за пользование поверхностным водным объектом, находящимся в федеральной собственности, идентичен ставкам водного налога. Порядок исчисления водного налога применяется водопользователями, имеющими лицензии старого образца, на общих основаниях.

Прежняя редакция ВК РФ не различала пользование поверхностными и подземными водными объектами. В то время как в действующем ВК РФ прописан порядок предоставления права пользования только поверхностными водными объектами (на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование). При этом право пользования подземными водными объектами может быть получено по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах (п. 3 ст. 9 ВК РФ). В пп. 3 п. 3 ст. 11 ВК РФ специально указано, что если водный объект используется для забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод, то заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется. Следовательно, п. 2 ст. 333.8 НК РФ касается только пользователей поверхностных водных объектов.

Пользование подземными водными объектами является объектом обложения водным налогом, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога в соответствии с гл. 25.2 НК РФ на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданных как до 1 января 2007 г., так и после этого срока. Основанием для признания организации налогоплательщиком является факт получения лицензии на добычу подземных вод. Отсутствие самого факта забора воды не освобождает организацию от обязанностей налогоплательщика, в частности по представлению налоговой декларации. В то же время отсутствие лицензии не освобождает от уплаты водного налога.

Объектом обложения водным налогом признается в первую очередь забор воды из водных объектов (пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ), причем НК РФ не различает подземные и поверхностные объекты. Цель добычи подземных вод (хозяйственно-питьевое, производственное водоснабжение или получение минеральных вод и полезных ископаемых) всегда указана в лицензии на право пользования недрами.

В качестве налоговой базы выступает объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период — квартал (п. 2 ст. 333.10 НК РФ). При этом вода, забранная для обеспечения пожарной безопасности, ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий, а также орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, не облагает­ся водным налогом (пп. 2, 13 п. 2 ст. 333.9 НК РФ). Это значит, что предприятия, использующие лицензионное водопользование в указанных целях для определения налоговой базы вправе исключить из общего объема забранной воды объем воды, добытый и реализованный на вышеперечисленные цели.

Пунктом 1 ст. 333.10 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан определять налоговую базу по каждому виду водопользования отдельно в отношении каждого водного объекта. Более того, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется также применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговые ставки установлены в ст. 333.12 НК РФ. В отношении забора воды из водных объектов ставки дифференцированы по бассейнам рек, озер и экономическим районам, а также по виду водного объекта (для поверхностных водных объектов они меньше, чем для подземных). Пунктом 2 данной статьи предусмотрено пятикратное увеличение ставки при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования.

Лимиты были неотъемлемой частью лицензий на специальное водопользование, выданных до 2007 г., и представляли собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов, которые устанавливались водопользователю на определенный срок (см. ст. ст. 49 и 90 утратившего силу ВК РФ). Несмотря на то, что действующее законодательство не содержит подобного понятия, считаем возможным в качестве лимита водопользования для целей исчисления водного налога применять разрешенный (предельно допустимый) водоотбор подземных вод в куб. м, который указывается в лицензиях на пользование недрами в целях добычи подземных вод (а вернее, в приложениях к ней). В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов они определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).

Превышение квартальных лимитов — это единственное основание для пятикратного увеличения налоговой ставки в части превышения фактически забранного объема воды над допустимым. Однако инспекторы доначисляют налог по штрафным ставкам и в случае, когда предприятие осуществляет водозабор без лицензии в период переоформления документов. Подобных проблем не возникнет у организаций, которые заключат договор водопользования по новым правилам до истечения срока действия лицензии — в момент регистрации договора в государственном водном реестре они перестанут быть плательщиками водного налога и начнут вносить плату за пользование водными объектами.

Как следует из ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», приложения, в которых определены основные условия пользования недрами, являются неотъемлемой частью лицензии. Именно в таких приложениях устанавливаются лимиты водоотбора — в куб. м в сутки, квартал, а также в год — отдельно по каждому целевому виду водопользования. Если в налоговом периоде (квартале) лимит будет превышен, то с объема воды, забранного с превышением, нужно заплатить налог по пятикратно увеличенной налоговой ставке.

Однако это правило не касается объемов воды, забранных для водоснабжения населения. Если даже лимит по этому виду водопользования будет превышен, налоговая ставка не изменится. Причина в том, что плата за сверхлимитное водопользование установлена п. 2 ст. 333.12 Н К РФ только для налогоплательщиков, применяющих общие ставки, предусмотренные п. 1 этой же статьи.

cyberpedia.su


.