Этиленгликоль и пропиленгликоль. Какая есть разница и можно ли их смешивать? Антифриз пропиленгликоль
Этиленгликоль и пропиленгликоль. Какая есть разница и можно ли их смешивать?
Очень часто в своих статьях про антифризы, я уделяю часть информации таким веществам как этиленгликоль и пропиленгликоль. Ведь без них вообще не возможна работа антифризов и тосолов, это не обязательная составляющая. НО вот почему применяется именно две жидкости? Собственно что это такое и как работает? Какие между ними различия и можно ли их смешивать? Как видите вопросов очень много, поэтому сегодня я решил последовательно на них ответить, информация однозначно полезная, так что читаем …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Для начала небольшое определение
Этиленгликоль (пропиленгликоль) – это простейшие двухатомные спирты, которые применяются во многих сферах промышленности. Начиная от косметики и медицины, заканчивая автомобильной промышленностью. И та и другая жидкость прозрачная, немного маслянистая, со сладковатым запахом. Этиленгликоль – токсичен, но дешевле своего дорого собрата, пропиленгликоль – экологически безопасен и обладает усовершенствованными характеристиками.
Применение в автомобильной промышленности
В автомобилях эти два спирта используются в производстве охлаждающей жидкости – это тосолы и антифризы.
Если разбить состав антифриза, то получается:
- Этиленгликоль (пропиленгликоль)
- Дистиллированная вода
- Присадки (всего около 10 – 15%)
- Краситель (около 2 – 3%)
Зачем их применять для антифризов и тосолов? Дав все просто, в соединении с водой, они прекрасно держат высокую температуру и закипают только при 105 – 110 градусах при нормальном атмосферном давлении, если давление повысить, то закипание также повысится показатели примерно от 120 до 150 градусов.
Тоже самое и с замерзанием, прекрасно работают до – 60 – 40 градусов в зависимости как его развести (под какие нужны).
Присадки в составе нужны лишь только для того — чтобы не давать агрессивной жидкости этиленгликоль (пропиленгликоль) + дистиллированная вода, разъедать стенки, патрубки, шланги и прочее, они банально нейтрализуют это воздействие.
В каких антифризах применяют этиленгликоль
Сейчас есть общепринятые стандарты, это антифризы G11 (G11+), G12 (G12+, G12++), ну и в наших ТОСОЛАХ (по сути, они относятся к семейству G11). Если разобрать по цветам, это – синий, зеленый, красный.
Теперь более подробно:
Безопасность. Этиленгликоль – это ядовитая жидкость, которая может отравить человека не только при приеме внутрь, но и через поры кожи и при вдохе! Поэтому ее использование сейчас стараются снизить. Стоит отметить, что при нахождении человека в помещении, где разлили эту жидкость в течение пары часов, может вызвать сильнейшее отравление. А если попадет внутрь, то это приведет к смерти в 60 – 70% случаев.
Температурный порог. А вы знаете, что чистый этиленгликоль замерзает уже при – 12 градусов. Однако если его разбивать водой, можно достигнуть показателей в – 40, — 50 градусов. Как правильно разводить такие концентраты смотрим здесь.
Коррозионная стойкость. Нужно отметить, что разъедает почти все виды материалов, металлы (чугун, алюминий, латунь, медь и прочее), резину. Поэтому концентрация присадок всегда должна быть достаточной.
Горюч. Зачастую возможны возгорания антифризов на его основе, особенно когда испаряется вода. Так если воды осталось всего 15%, то он просто может загореться. Если воды 40%, то возможны хлопки. Так что водный уровень всегда должен быть в норме.
Сейчас практически запрещен, во многих странах Европы, у нас в России, а также в ближайших странах – РАЗРЕШЕН. Поэтому с антифризами на его основе, нужно обходиться очень аккуратно, хранить дома не рекомендуется! Хранить в отрытом виде – не рекомендуется! Возможны отравления и даже возгорания. Время этиленгликоля проходит, он устарел и не отвечает всем требуемым сейчас характеристикам.
Применение пропиленгликоля
Как я написал выше, сейчас очень много стран переходят на безопасные составы, таким является пропиленгликоль. Его характеристики впечатляют. НА его основе сейчас существует только один вид антифризов G13, они бывают фиолетовые и желтые.
Какие преимущества есть у этой жидкости:
- Даже без воды имеет отличные температурные характеристики. От – 47 до + 106 градусов по Цельсию. Если добавить в него дистиллированной воды, то характеристики возможно улучшить.
- Экологически безопасен. Не предоставляет угрозы для человека и окружающей среды, даже если его пролить то негативного воздействия как на кожу, дыхание, не будет замечено.
- Коррозионная стойкость. Практически не разъедает металлы, пластики и резину, не такой активный как оппонент.
- Практически не горюч. Воспламеняемость чистой жидкости присутствует, но если добавить всего 10 – 15% воды, то гореть не будет! Намного безопаснее в этом отношении.
Сейчас является практически самой передовой жидкостью. Однако к минусам можно отнести цену, стоит практически в два раза дороже, своего собрата. Поэтому антифризы, сделанные на пропиленгликоле, дороже, но качественнее.
Можно ли смешивать этиленгликоль и пропиленгликоль
По своим химическим составам они очень схожи, но по свойствам они сильно различаются. Что я имею в виду:
Смешать их можно все же они из одного гомологического ряда (двухатомные спирты). Причем осадка и прочих реакций, скорее всего не будет! Однако более совершенный пропиленгликоль, может потерять свои свойства и приобрести отрицательные от своего собрата
ТО есть простыми словами — более технически совершенный, безопасный, не такой активный (не так сильно разъедает металлы), а также обладающий улучшенными температурными показателями – пропиленгликоль, смешается с менее совершенным этиленгликолем и станет банально хуже и токсичнее. НО это в идеале. Однако признайтесь — кто из нас с вами смешиваем чистые вещества? Обычно хотят, смешать антифризы скажем G12 и G13, а вот тут немного другая история, ведь в антифризах свои присадки, которые запросто могут быть не совместимы друг с другом, далее химическая реакция и собственно осадок, хотя его может и не быть, тут как в рулетке 50 на 50!
Отсюда мораль – чистые составы смешивать можно (но понизятся характеристики более технологичного состава). А вот антифризы, такие как G12 и G13 – СМЕШИВАТЬ НЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО! А вот G11 и G12, более похожи по составу, их смесь на 80% не представляет опасности, ибо в основе лежит этиленгликоль.
Сейчас полезное видео, смотрим.
На этом все, читайте наш АВТОБЛОГ.
avto-blogger.ru
Антифриз на основе этиленгликоля: марки, различия, состав
Сегодня рынок антифризов для радиаторов автомобилей наполняют средства на основе этиленгликоля. Это вещество имеет ряд положительных качеств при эксплуатации. От правильного выбора средства для системы охлаждения зависит ее долговечность, а также работа двигателя.
Антифриз на основе этиленгликоля имеет низкую температуру замерзания, которая зависит от концентрации вещества. Жидкость внутри охлаждающей системы при этом начинает кристаллизироваться в интервале от 0 до -70ºС. При выборе качественного антифриза необходимо учитывать условия эксплуатации машины. В летний период он должен охлаждать двигатель максимально эффективно. Зимой жидкость не должна замерзать даже в сильные морозы.
Виды антифриза
Сегодня существует два основных типа антифриза – карбосиликатные и силикатные вещества. Второй тип применяется в автомобилях старого образца. Самым известным представителем этого класса средств является тосол. Силикатные антифризы имеют ряд недостатков, поэтому для иномарок их не используют.
Антифриз безсиликатный на основе этиленгликоля предпочтительнее для иностранных новых автомобилей. Присадки, которые входят в состав средства, в процессе работы автомобиля оседают исключительно на участках, где образуется коррозия. Это стало возможным благодаря включению в состав средства органических компонентов. В этом случае охлаждение двигателя происходит полноценно.
Силикатные разновидности, изготовленные на основе этиленгликоля, покрывают всю внутреннюю поверхность трубок неорганическими компонентами. Они эффективно предотвращают образование коррозии, но при этом снижают охлаждающую способность системы.
Состав антифриза
Антифризы на основе этиленгликоля имеют определенный состав. От этого зависят их основные характеристики. В чистом виде этиленгликоль выглядит как маслянистая субстанция. Его температура замерзания равна -13ºС, а кипения – +197ºС. Это вещество довольно плотное. Этиленгликоль – сильный пищевой яд. Это вещество токсично, особенно после выработки своего ресурса. Отходы антифризов на основе этиленгликоля, состав которых был загрязнен в процессе эксплуатации тяжелыми металлами, требуют правильной утилизации.
При смешивании его с водой температура замерзания может значительно снижаться (до -70ºС при соотношении воды и этиленгликоля 1:2). В качестве присадок могут применяться органические и неорганические компоненты. Первый вариант предпочтительнее. Ингибиторы коррозии сегодня бывают 4 типов: карбоксилатный, традиционный, органический и гибридный. Из-за разницы компонентов, входящих в состав антифриза, нельзя смешивать разные марки этих средств. В противном случае они будут конфликтовать между собой, снижая эффективность вещества.
Цвет антифриза
Изначально антифриз на основе этиленгликоля, цвет которого можно увидеть на производстве, выглядит как прозрачная субстанция. Он имеет только специфический запах. Независимо от марки антифриз не имеет цвета. Красители добавляют для идентификации его качества. Среди водителей и автомехаников бытует принятая ими классификация качества средства в зависимости от его цвета. Выделяется 3 группы антифризов.
- Класс G11 включает в себя голубые и зеленые средства. Это наиболее дешевые расходные материалы. В их состав входит этиленгликоль и силикатные присадки. Срок эксплуатации таких антифризов составляет около 30 тысяч км.
- К классу G12 относятся красный и розовый тип веществ. Они характеризуются более высоким качеством. В их состав входят этиленгликоль и органические присадки. Срок эксплуатации таких средств может достигать 150-200 тысяч км. Однако и стоимость их значительно выше.
- Существует и третий класс – G13. В его состав, помимо перечисленных в предыдущем разделе компонентов, входит пропиленгликоль. Окраска подобных средств чаще всего характеризуется оранжевыми и желтыми оттенками.
Система маркировки
Каждый антифриз на основе этиленгликоля для алюминиевых радиаторов, а также нагруженных систем охлаждения имеет в своем составе красители. Они никак не влияют на технические характеристики вещества. Выбор того или иного цвета зависит от прихоти производителя. Общепринятого стандарта маркировки, как и добавления красителей, не существует.
Представленные выше маркировки, которые чаще всего принимают во внимание водители и автомеханики, применялись раньше при выпуске антифризов VW coolant германского производства. Эти средства пользуются большой популярностью. Однако даже сам концерн Volkswagen уже изменил свои спецификации. Сегодня этот известный производитель изготавливает 3 основных класса антифризов на органической основе. Их маркировка имеет приставку G12++, G12+++ и G13. Поэтому перед покупкой средства для охладительной системы правильнее обращать внимание на рекомендации производителя автотехники, а также состав самого расходного материала. Единой маркировки для всех антифризов не существует.
Основные свойства антифризов
В процессе своей эксплуатации антифризы проявляют целый набор качеств. Их регламентируют нормы и допуски производителей автомобилей. Следует отметить, что этиленгликоль является токсичным веществом. При выработке его ресурса этот показатель увеличивается. Существуют правила, как утилизировать отходы антифризов основе этиленгликоля. Им приписывают различные негативные свойства. Поэтому при замене антифриза необходимо обращаться к специальной организации, которая выполнит утилизацию правильно.
Важно также учитывать вспениваемость антифризов. Для средств отечественного производства этот показатель составляет 30 см³, а для импортных – 150 см³. Смачиваемость у антифризов в 2 раза больше, чем у воды. Поэтому они способны просачиваться даже в очень тонкие трещины. Этим объясняется их способность вытекать наружу даже при наличии микротрещин.
Обзор популярных марок
В нашей стране применяют различные марки антифриза на основе этиленгликоля. К самым популярным относятся «Феликс», «Аляска», «Синтек», Long Life, Nord. Они характеризуются оптимальным соотношением цены и качества.
Представленные антифризы предназначены для суровых условий нашего климата. Также разработанная линейка средств позволяет водителю подобрать требуемое средство для двигателя своего автомобиля. Представленные средства эффективно противостоят образованию коррозии, а также обеспечивают хорошие охлаждающие свойства радиатора.
Популярные сегодня в нашей стране продукты эффективно защищают системы двигателя от образования отложений, особенно в водяном насосе, моторном отсеке и подводящих каналах.
Отзывы об антифризе «Синтек» G12
Рассматривая варианты, какой антифриз на основе этиленгликоля выбрать для своего автомобиля, в первую очередь необходимо обратить внимание на такое средство, как «Синтек» G12. В состав этого расходного материала входит комплекс органических добавок. Это средство предназначено для алюминиевых моторов, а также других разновидностей двигателей.
Температура кристаллизации антифриза составляет -41ºС. «АвтоВАЗ» применяет представленное средство в качестве первой заливки в систему охлаждения. Оно имеет широкий спектр рабочих температур. Относительно невысокая цена также делает средство популярным.
Отзывы об антифризе «Феликс»
Представленный антифриз широко применяется как в легковых, так и в грузовых автомобилях. Причем это справедливо даже для машин с форсированным, нагруженным движком, турбонаддувом. Этот антифриз на основе этиленгликоля применяется в условиях значительных колебаний температуры окружающей среды. Система защиты от коррозии действует выборочно. Она воздействует только на те участки, на которых определяются следы ржавчины.
Стоимость представленного продукта также относительно невелика. Многофункциональность и широкий спектр применения делают антифриз «Феликс» популярным. Однако температура его кристаллизации немного выше, чем допустимый техрегламентом уровень.
Отзывы об антифризе Totachi Long Life
Производителем Totachi Long Life является японская компания. Представленный ею продукт предназначен для систем охлаждения практически всех бензиновых или дизельных моторов. В состав средства входят органические компоненты. Рабочие температуры, при которых допускается эксплуатировать представленный расходный материал, соответствуют техрегламенту производителей транспортных средств. Преимуществом антифриза японского производства является длительный срок эксплуатации. Его замену проводят раз в 5 лет. Представленный антифриз на основе этиленгликоля продлевает срок службы всех элементов системы охлаждения.
Некоторые пользователи отмечают, что надписи на канистре нанесены только на английском и японском языках. Это вызывает определенный дискомфорт.
Рассмотрев состав, основные характеристики, которыми обладает антифриз на основе этиленгликоля, можно подобрать лучший вариант для своего двигателя. Учтя отзывы пользователей и экспертов о самых популярных марках расходных материалов, приобрести качественный продукт не составит труда.
fb.ru
Отличия антифризов для системы отопления
Вода это отличный теплоноситель для системы отопления загородного дома. В большинстве случаев в качестве жидкости для переноса тепла от котла к радиатору применяется именно она. Вода очень дешева, экологически чиста, безопасна для элементов системы отопления, но при всех плюсах она имеет один жирный минус который перечёркивает её основные достоинства. Вода — замерзает. При замерзании она увеличивается в объёме, приводя в негодность всю систему отопления и водоснабжения, что грозит загородному жителю ощутимыми финансовыми потерями.
Для людей, имеющих отапливаемые дома, но живущих в них непостоянно в зимний период отключение электричества или сбой в котельном оборудовании это страшный сон. Чтобы минимизировать негативные последствия от аварии в систему отопления заливается антифриз. При замораживании дома он оставит в живых трубы и радиаторы, но не спасет водоснабжение.
Этиленгликоль или пропиленгликоль
То что в систему отопления дома лить воду это ненадежно мы разобрались. Теперь займёмся антифризами.
Большинство представленных на рынке антифризов сделаны на основании этиленгликоля или пропиленгликоля. Это простейшие спирты способные оставаться в жидком состоянии при отрицательных температурах. Немного маслянистые, со сладковатым запахом, но кардинально разные по степени воздействия на человека.
Состав антифриза
- Этиленгликоль или пропиленгликоль;
- дистиллированная вода;
- Присадки, снижающие вредное воздействие на систему отопления;
- Краситель
Этиленгликоль
Антифризы на основе этиленгликоля это яд как для человека, так и для системы отопления. Вдыхание паров антифриза на основе этиленгликоля может обернуться серьёзным отравлением. Этот спирт в чистом виде разъедает металл, резину, пластик, а чтобы снизить вредное воздействие, в него добавляют различные присадки. В связи с этим такие антифризы не рекомендуется применять в системе отопления частного дома. К слову сказать, в странах западной Европы антифризы на основе этиленгликоля запрещены.
Пропиленгликоль
Единственный недостаток антифриза на основе пропиленгликоля это цена, которая обычно в два раза выше. Пропиленгликоль экологически безопасен по сравнению с собратом. При взаимодействии с металлами, пластиком и резиной не проявляет особой активности. Обычно производители теплоносителей красят антифриз на основе пропиленгликоля в зелёный цвет и приписывают к названию «ЭКО».
dacha48.ru
Можно ли в 2-х контурном котле применять антифриз на основе пропиленгликоля
Поясните, можно ли в 2-х контурном котле (отопление + ГВС), а именно BAXI, применять незамерзающую жидкость с использованием пропиленгликоля в воде не более 30% объема системы отопления, в жилом доме.
Ответ на вопрос «можно ли» зависит от того, у кого и как спрашивать. Продавец незамерзающей жидкости скажет, что можно. Поставщик и сервисант отопительного оборудования скажет, что нельзя. И оба будут неправы. Давайте разберёмся.
Ситуация с использованием «незамерзайки» в системах отопления во многом похожа на применение антифриза или тосола. Условия эксплуатации сходны — и двигатель и теплогенератор разогреваются до достаточно высоких температур. И в системе автомобиля и в отоплении используются различные материалы: сталь, алюминий, латунь, пластиковые трубопроводы, резиновые шланги и прокладки. Внимательные и рациональные автолюбители знают, что экономить на качестве охлаждающей жидкости нельзя.
В состав антифриза известной, авторитетной марки, входят, помимо незамерзающей составляющей, множество присадок, нейтрализующих агрессивность раствора и обеспечивающих длительный срок службы уплотнителей, препятствующих коррозии металла, разрушению пластика. А используя дешёвую «набадяженную» разноцветную жидкость производства малоизвестной фирмы-компании водитель рискует получить снижение эффективности охлаждения, течь радиатора и соединений, треснувшие шланги, коррозию в двигателе. Новый автомобиль заправляется на заводе антифризом проверенного качества и в период гарантийного обслуживания его самостоятельная замена, как правило, не разрешается.

Импортный незамерзающий теплоноситель, рекомендуемый европейскими производителями отопительного оборудования, дорог и имеет гарантированно высокое качество
Практически всё сказанное про авто справедливо и для отопления. Теперь конкретнее про незамерзайку, пропиленгликоль и газовые котлы:
- Лучший, максимально нейтральный теплоноситель для систем отопления — дистиллированная вода. В крайнем случае, умягчённая. Жёсткая способствует образованию накипи, её применение не рекомендуется. Увы, за постоянной работой систем, заполненных водой, в холодный период необходимо следить.
- Большинство немецких производителей отопительной техники выпускают высококачественную незамерзающую (правильно — низкозамерзающую) жидкость под своими торговыми марками либо рекомендуют сертифицированные антифризы от партнёров и запрет на использование составов иных производителей является обязательным условием сохранения фирменной гарантии. Итальянцы, как правило, не столь строги, а BAXI не предлагает антифризов. Но российские дилеры имеют право самостоятельно устанавливать условия предоставления гарантийного обслуживания. Поэтому, если вы только собираетесь приобрести котёл, либо гарантия на него ещё не истекла, рекомендуем согласовать марку незамерзающей жидкости с поставщиком оборудования.
Гарантия на отопительную технику многих производителей предоставляется только при условии соблюдения требований производителя в части применения низкозамерзающих теплоносителей
- 30%-й раствор пропиленгликоля в дистиллированной воде не замёрзнет до температуры воздуха 14,8 ºС. Если пропиленгликоль будет смешан с жёсткой водой из-под крана, незамерзающие свойства раствора ухудшатся.
- Пропиленгликоль — слаботоксичная жидкость, в отличие от чрезвычайно ядовитого этиленгликоля, на основе которого изготовлены самые дешёвые незамерзайки. Однако безвредным его считать нельзя.
- Вязкость 30% пропиленгликолевого антифриза примерно в два раза выше, чем у воды. Неизбежно увеличится по сравнению с расчётным гидродинамическое сопротивление движению теплоносителя, потребуется на 10% большая мощность насоса по производительности и на 50% по напору. Рекомендуем обратиться к проектировщикам и пересчитать систему по изменённым характеристикам, при необходимости заменить насос.
- Пропиленгликоль имеет больший, по сравнению с водой, коэффициент теплового расширения, с большой степенью вероятности потребуется замена расширительного бака.
Есть вероятность, что при замене теплоносителя с воды на антифриз для корректной работы отопления придётся заменить циркуляционный насос и расширительный бак
- Теплоёмкость 30% раствора пропиленгликоля на 14% ниже, чем у воды. Будьте готовы к тому, что теплоотдача радиаторов снизится. Чтобы её восстановить, придётся установить батареи большего объема или добавить секций, если это возможно.
- Текучесть пропиленгликоля выше, чем у воды, несмотря на то, что он более вязок. Весьма вероятно, что резьбовые соединения, бывшие герметичными при заполнении системы водой, начнут дружно подкапывать после замены её на антифриз. Рекомендуем просмотреть их все, при необходимости поджать. Если устранить течь механическим способом сложно, можно воспользоваться специальными герметиками, стойкими к гликолевым соединениям.
При замене воды на гликолевый антифриз герметичные ранее соединения могут начать подкапывать
- Антифриз на основе пропиленгликоля категорически нельзя заливать в системы, где имеются оцинкованные труби и фитинги. Гликолевые соединения вступают с цинком в реакцию, возможно выпадение нерастворимых взвесей.
- Как и в автомобиле, даже в герметичной системе отопления теплоноситель понемногу испаряется. Разбавлять антифриз жёсткой водопроводной водой не рекомендуется, лучше дистиллированной или умягчённой. А если требуется сохранить температурные характеристики, то добавлять можно только аналогичный состав, желательно той же марки. Если система отопления открытая и в верхней её точке установлен открытый расширительный бак, нет проблем просто налить в него жидкость до требуемого уровня. В закрытой циркуляционной системе, находящейся под давлением, сложнее. Придётся установить автоматическую станцию подпитки (дорого, но удобно), либо закачивать незамерзайку ручным насосом (дёшево, но хлопотно).
Система отопления нуждается в подпитке, восполнении объёма теплоносителя. На фото — автоматическая система, включающая в себя насос с автоматикой и резервуар с антифризом
- Про качество мы уже упоминали. Правильный антифриз должен иметь в своём составе присадки, препятствующие коррозии металлов, образованию накипи в трубах и радиаторах, антиокислители, противовспениватели, добавки, продлевающие срок службы резиновых прокладок и силиконовых герметиков. Без этих добавок пропиленгликоль химически агрессивен к металлам и полимерам. Антифриз для системы отопления должен иметь специальную маркировку, автомобильный заливать нельзя.
- Срок службы антифриза — 5 лет, по истечении этого времени присадки теряют свойства, проявляется агрессивность раствора.
Вывод:
Можно, но осторожно. Необходимо проверить параметры системы (насос, расширительный бак), обеспечить герметичность соединений. Удостовериться, что поставщик оборудования не снимет гарантию. Продумать систему подпитки. То, что вы остановились именно на пропиленгликолевом растворе — правильно. Остаётся выбрать качественный состав. Из отечественных составов мы, пожалуй, можем уверенно порекомендовать лишь Thermagent EKO-30 производства «Обнинскоргсинтез», он прошёл испытания в системах отопления на основе итальянских газовых котлов, в том числе BAXI, получил в целом положительные оценки.

Thermagent EKO-30 — один из немногих довольно качественных отечественных антифризов для систем отопления. Представляет собой смесь пропиленгликоля (30%) с технической дистиллированной водой, содержит присадки
Учитывая многочисленные недостатки антифризов по сравнению с водой, есть смысл лишний раз подумать, нет ли способа обеспечить безаварийную работу системы отопления в отсутствие хозяев. К тому же при замерзании выйдет из строя водопровод, сантехприборы, а туда антифриз не зальёшь. Если нет возможности привлечь «смотрящего», можно управлять техникой дистанционно или считывать показатели температуры в доме по телефонной линии либо GSM-модулю. Либо установить аварийную электрическую систему поддержания положительной температуры.
stroy-aqua.com
Про антифризы и пропиленгликоль :: Документация :: BMW Всё о MINI COOPER Все MINI :: RU BMW
Пропиленгликоль, известный так- же как монопропиленгликоль- новый тип сырья, используемый в улучшенных составах антифризов. Основным преимуществом его, в отличии от привычных охлаждающих жидкостей (основанных на этиленгликоле) является безопасность в использовании.
Испытания антифризов на основе ПГ (Пропиленгликоль) обширно проводились как на легковых, так и на грузовых автомобилях. Результаты показали, что такие охлаждающие жидкости отличны в эксплуатации, показав Пропиленгликоль жизнеспособным, схожим с базовой жидкостью.
Свойства ПГ и ЭГ достаточно схожи. Это объясняется тем, что они имеют похожие химические составы.
ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ
*Двигатели современного производства, мощностью 150 л.с. при работе на полную мощность, должен выпаривать около 60 кВт тепла, используя систему охлаждения. Соответственно, охлаждающая жидкость двигателя должна отлично проводить тепло от металлических частей через радиатор в атмосферу.
*Исследование продукции компаний Branch, Bhowmick, Ambrog и McAssey, проведённые в американском университете Вилланова, говорят о том, что при нормальных условиях работы температура металлов с использованием жидкостей, в основу которых входят ЭГ, либо ПГ, существенно не отличаются.
*При высоких температурах и высоком давлении в системе, появлялись незначительные различия, температура металла тогда была примерно на 10оС ниже, применяя охлаждающую жидкость из ПГ. Связано это с наиболее низкой точкой испарения. Это позволяет более эффективно передавать тепло из металла в охлаждающую жидкость.
*Так- же не было отмечено значительной разницы при переносе тепла через радиатор, с использованием охлаждающих жидкостей ПГ и ЭГ.
*Однако, в экстремальных условиях более эффективная теплопередача приведёт к более низким температурам охлаждающей жидкости. Водители наиболее подвергнутых к перегревам автомобилей обращают внимание на то, что температура двигателей гораздр ниже при использовании охлаждающих жидкостей, изготовленных с использованием пропиленгликоля.
ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ И НАКИПИ
*Защита металла от коррозии - одна из основных функций антифризов. Обычно для этого в антифриз, или в уже готовую охлаждающую жидкость, добавляются необходимые химикаты. Каждый из добавленных элементов выполняет особую функцию.
*Качество антифризов и охлаждающих жидкостей определяется тем. Как они хорошо защищают двигатель от коррозии и накипи, которые вызываются жёсткой водой. Антифризы и охлаждающие жидкости имеют свои отличия, и соответственно срок эксплуатации у них разный.
*Охлаждающие жидкости, основанные на ПГ, оказались даже немного лучше своих прототипов созданных на основе ЭГ. Если сравнивать охлаждающие жидкости, основанные на ЭГ и ПГ в дорожных испытаниях на тяжёлых автомобилях, становится ясно, что жидкости, изготовленные из ПГ, значительно увеличивают срок службы прокладок водяных насосов. Других весомых различий при сравнении термостатов, поверхностей гильз цилиндра, присадок охлаждающей жидкости и шлангов радиатора. Остальные испытания показали лишь преимущество ПГ в защите от коррозии.
*У большинства стран Европы существует достаточно ощутимая проблема с жёсткой водой. Фосфаты в составе антифризов используются именно по этой причине. Обычно изготовители отказываются включать в состав жидкостей нитриты и амины. Связано это с тем, что они могут нанести достаточно серьёзный вред здоровью человека. В регионах с повышенной жёсткостью воды в антифриз добавляют хелатообразовтели, которые предотвращают образование отложение накипи на поверхностях теплопередачи.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ТОКСИЧНОСТЬ
*В некоторых странах установлены ограничения на использование и доступность этиленгликоля. Установлены они из-за того, что глотание вещества может привести к различным нарушениям в центральной нервной системе, коме или смерти. Именно поэтому там входят в популярность охлаждающие жидкости, в основу которых входит ПГ, который сокращает риск случайного отравления животных и людей.
* К примеру, в Австрии, Чехии и Швейцарии ЭГ имеет статус яда, продажа которого очень строго контролируется правоохранительными органами. В декрете ЕС (91/589/ЕЕС) об опасных продуктах, в ряд которых, кстати, входит ЕГ, определяются требования по хранению, применению и уничтожению данных веществ в специальных условиях.
*ПГ- же считается достаточно безопасным, и используется в достаточно большом количестве потребительских товаров, таких как шампуни, элементы фармацевтики, косметике и корме для животных.
*Количество присадок, которые используются при изготовлении охлаждающих жидкостей двигателей в концентрате обычно меньше 5 %, а в охлаждающих жидкостях около 2,5 % и при правильном подборе они не должны изменять классификацию опасности.
*Токсичность ЭГ можно представить, посмотрев на данные об отравлении людей. 100 мл концентрата ЭГ способна убить взрослого человека. Весящего 70 кг, а столовая ложка убить либо ранить небольшое животное.
*Ещё одно финское исследование показало, что ЭГ может абсорбироваться через кожу. Доказано это было тем, что автомеханики, работающие в мастерских, имеют весьма выкокое содержание этиленгликоля в крови.
*Отчёты справочных центров о случаях отравления в десяти странах Европы показывают, что чаще всего жертвами отравления ЭГ становятся дети до 5 лет.
Крупнейший случай отравление ЭГ произошёл в США в 1994 году. Тогда в больницы обратилось около 4900 пострадавших, 29 из них погибли.
*В 1996 году Американским обществом защиты животных было обнаружено, что в течении 1995 года примерно у 118 000 домашних животных были обнаружены схожие с отравлением ЭГ симптомы. Около 91 000 из них умерло.
НИЗКАЯ ТЕМПЕРАТУРА
Чтобы защитить систему охлаждения двигателя от повреждений, возникающих из –за низкой температуры, необходимо помнить о трёх важных вещах:
Температуру, при которой образуются кристаллы льда
Указанная на упаковке охлаждающей жидкости, либо антифриза температура замерзания определена как температура образования первого кристалла льда при постепенно медленном охлаждении жидкости.
Она не является температурой, при которой должна застывать вся система, тем самым повреждая двигатель.
Минимальная температура, при которой двигатель будет защищён от повреждений, возникающих из-за расширения охлаждающей жидкости.
Если концентрация одинакова, температура замерзания антифриза на основе ЕГ будет немножко ниже, чем температура замерзания жидкости, изготовленной с помощью ПГ.
Так- же необходимо отметить, что даже при 40 %- ой концентрации гликоля жидкость не замерзает и двигатель не повреждает.
ВЯЗКОСТЬ РАСТВОРА
У охлаждающих жидкостей, созданных на основе ПГ, вязкость немного выше, чем у жидкостей на основе ЭГ, однако широкие испытания при температурах до -30 С показали, что влияния на работу двигателя это не оказывает. Результаты испытания показывают, что основная и пусковая циркуляции одинаковы для обоих видов охлаждающих жидкостей.
С помощью рефрактометра, ареометра, либо бумажных индикаторов, можно измерить температуру замерзания охлаждающих жидкостей, основой которых является ПГ.
www.rubmw.ru
Антифриз на основе этиленгликоля
На сегодняшний день на рынке товаров для автомобилей существует большое разнообразие охлаждающих жидкостей. Антифриз на основе этиленгликоля – это широко распространенный вид охладителя. Они представлены в широкой цветовой гамме и соответствуют требованиям, обозначенным в технических характеристиках к различным маркам автомобилей. В статье рассмотрим, что же представляет собой этиленгликоль, его преимущества и недостатки.
Этиленгликоль: состав и свойства
Этиленгликоль – это жидкость, которая не имеет цвета, но, весьма токсична. Имеет хорошую способность смешиваться с различными другими компонентами. Например, в совокупности с водой этиленгликоль в антифризе очень хорошо защищает металлические детали от коррозии, воздействия внешних сил, препятствует замерзанию воды.
Это вещество используют в составе охладительных жидкостей. Сам по себе гликоль замерзает уже при температуре -12 оС, но, если смешать его с водой в определенной пропорции, то температурный показатель замерзания повышается до -50 оС.
Но, не стоит забывать, что охлаждающую жидкость на основе этиленгликоля следует использовать с осторожностью, не допускать попадания на открытые участки кожи, и беречь подальше от детей, потому что она слишком ядовита.
И еще, постарайтесь держать под контролем соотношение воды и гликоля в растворах, так как вода имеет свойство испаряться быстрее и недостаточное ее количество в смеси может привести к самовозгоранию химического вещества.
Антифриз
Антифризы предназначаются для корректной работы системы охлаждения двигателя. Существует несколько видов антифризов, которые отличаются по составу и соответственно свойствам. Тосол – это антифриз на основе спиртов, поэтому имеет низкие показатели защитных свойств в первую очередь от коррозий. При использовании данного вида на внутренних деталях автомобиля образует пленку, что не очень благоприятно сказывается на работе механизмов. Также через непродолжительное время возникает осадок, который закупоривает мелкие проходы в трубочках и провоцирует тем самым сбой в работе всей системы.
В состав антифриза на основе этиленгликоля входят добавки, называемые присадками, которые способствуют улучшению качества охлаждающей жидкости. Но, стоит выдерживать пропорции соотношения присадок и этиленгликоля, так как недостаток первых приведет к началу агрессивного воздействия гликоля на металлические детали двигателя.
Для алюминиевых радиаторов антифриз на этиленгликоле лучше не использовать, так как этиленгликоль агрессивное вещество, а алюминий очень тонкий металл и воздействие такого охладителя пагубно сказывается на последнем. Лучше всего подойдет охладитель класса G13, в состав которого входит пропиленгликоль – вещество менее агрессивное и экологически чистое.
Преимущества антифриза на основе этиленгликоля
Основной и, пожалуй, самой важной характеристикой антифриза является то, что он имеет низкий порог температуры замерзания и в то же время большую температуру кипения.
При добавлении этиленгликоля в состав охлаждающей жидкости значительно повышается период эксплуатации двигателя автомобиля.
Можно выделить несколько основных преимуществ при применении данного вида охладителя:
полностью исключены из состава вредные присадки и добавки, что немаловажно для сохранения окружающей среды;
возможно самостоятельно подобрать концентрацию охлаждающей жидкости для того, чтобы обеспечить более качественную работу всех систем двигателя;
не меняет своих свойств по истечении длительного времени пользования;
можно использовать с деталями двигателя, изготовленными из алюминия и пластмассы;
не образуется большого количества пены при перегреве жидкости.
данные антифризы имеют противокоррозийные свойства, что немаловажно, так как большинство деталей внутри мотора изготовлены из металла.
Что можно смешивать
Не стоит думать, что все охлаждающие жидкости имеют в своем составе этиленгликоль, и прежде чем смешивать один вид с другим, внимательно изучите инструкции.
В состав охлаждающих жидкостей также может входить пропиленгликоль – вещество не столь ядовито и токсично, экологически чистое и безопасное. При смешивании этих двух веществ ничего критически страшного не произойдет, не образуется осадок. Но, из-за того, что последний под воздействием более агрессивного вещества потеряет большую часть своих полезных качеств, использование пропиленгликоля станет бессмысленным.
Из-за того, что в состав охлаждающих жидкостей входят различные присадки и добавки, которые могут быть не совместимы друг с другом, смешивание двух разных классов охладителей может привести к плачевным последствиям. А вот при смешивании пропиленгликоля и этиленгликоля в чистом виде, ничего сверхъестественного и страшного не произойдет.
antifriztosol.ru
Про антифризы и пропиленгликоль
Про антифризы и пропиленгликоль
Пропиленгликоль (ПГ), который также знают под названием монопропиленгликоль (МПГ) v сырье нового типа в улучшенном составе антифриза. Его основное преимущество по сравнению с традиционными охлаждающими жидкостями, основанными на этиленгликоле (ЭГ / МЭГ) v БЕЗОПАСНОСТЬ В ЭКСПЛУАТАЦИИ.
Охлаждающие жидкости на основе ПГ широко подвергались испытаниям как на транспортных средствах тяжелого типа, так и на легковых автомобилях, и оказались отличными в эксплуатации, показывая жизнеспособность ПГ как базовой жидкости.
По химической структуре ПГ и ЭГ похожи, таким образом и их свойства схожи, как показывает нижеприведенная таблица.
|
ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ
* Современный двигатель на 150 л.с. должен при работе в полную мощность выпаривать примерно на 60 кВт тепла через систему охлаждения. Следовательно, охлаждающая жидкость двигателя должна эффективно проводить тепло из металлических частей двигателя в атмосферу через радиатор.
* Исследование компаний Branch, Bhowmick и McAssey (SAE 970940) и исследование Ambrog и McAssey (SAE 971827) в университете Вилланова, США, свидетельствуют, что в нормальных условиях эксплуатации температуры металла при использовании охлаждяющей жидкости, основанной на ЭГ или на ПГ, по существу, не отличаются.
* Незначительные различия появлялись при высокой температуре и высоком давлении в системе, когда температура металла была на 10оС ниже при применении охлаждающей жидкости на основе ПГ. Это связано с более низкой точкой испарения ПГ, что позволяет более эффективную передачу тепла из металла в охлаждающую жидкость.
* В переносе тепла через радиатор не было обнаружено значительной разницы между охлаждающими жидкостями на основе ЭГ и ПГ, например, когда поднимались на гору (при низкой скорости воздушного потока и высокой мощности двигателя ) (SAE 960372).
* В экстремальных условиях более эффективная передача тепла может привести к более низким температурам охлаждающей жидкости. Водители гоночных автомобилей и других склонных к перегреву автомашин обращали внимание на то, что температура двигателей значительно ниже при использовании охлаждающих жидкостей, основанных на ПГ.
ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ И НАКИПИ
* Защита металлических частей двигателя от коррозии v одна из важнейших функций антифриза. Для этого в антифриз (или в готовую охлаждающую жидкость) добавляют различные химикаты. Каждый из добавляемых химикатов выполняет специальную функцию.
* Качество антифриза/охлаждающей жидкости определяется в зависимости от того, как хорошо он/она защищает двигатель от коррозии и отложений накипи, вызываемых жесткой водой. Антифризы/охлаждающие жидкости отличаются друг от друга, и срок службы одних дольше, чем у других.
* Охлаждающие жидкости на основе ПГ оказались равноценными или лучше, чем аналогичные охлаждающие жидкости на основе ЭГ. При сравнении охлаждающих жидкостей на основе ПГ и ЭГ в контролированных дорожных испытаниях на тяжелых транспортных средствах, оказалось, что основанные на ПГ охлаждающие жидкости увеличивают срок службы уплотняющих прокладок водяных насосов. Никаких значительных различий не было обнаружено при сравнении шлангов радиаторов, термостатов, уплотняющих поверхностей мокрых гильз цилиндра и обеднения присадок охлаждающей жидкости. Другие испытания показывали преимущества ПГ при защите от кавитационной коррозии.
* В большинстве европейских стран большая проблема v жесткая вода. По этой причине в составе антифризов, как правило, применяются фосфаты. Большинство изготовителей отказывается от применения нитритов и аминов в связи с их опасностью для здоровья (они производят нитрозамина, которые являются канцерогенными). В регионах, где жесткость воды высокая, добавляются хелатообразователи для предотвращения образования отложений накипи на основных поверхностях теплопередачи.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ТОКСИЧНОСТЬ
* Глотание этиленгликоля может привести к депрессии центральной нервной системы, почечной недостаточности, коме и смерти. По этой причине, в некоторых странах имеются строгие ограничения в его применении и доступности. Охлаждающие жидкости на основе ПГ уменьшают риск случайного отравления людей и животных.
* В Швейцарии, Австрии и республике Чехии ЭГ классифицируется как яд, продажа которого строго контролируется. В директиве ЕЭС (91/589/ЕЕС) об опасных продуктах, включая ЭГ, определены требования по обращению и уничтожению таких веществ в контролируемых условиях.
* ПГ, как правило, считается безопасным и применяется (в регулируемых количествах) во многих потребительских товарах, в том числе в шампунях, конфетах, медикаментах, косметике, корме для животных и безалкогольных напитках.
* Доля присадок, используемых для изготовления охлаждающих жидкостей двигателей, как правило, меньше 5% в концентрате и 2,5% в охлаждающей жидкости, и при правильном подборе они не изменяют классификацию опасности (IMO).
* О токсичности ЭГ дает представление следующий пример, основанный на значении LD50 и данных об известных случаях отравления людей: одна рюмка (100 мл) концентрата ЭГ может убить взрослого человека весом 70 кг, а одна столовая ложка v убить или серьезно поразить маленького животного.
* Финское исследование (Occup. Med. V45, 5 pp259-262.1995) также показало, что механики, работающие в авторемонтных мастерских, могут иметь более высокое содержание этиленгликоля в крови по сравнению с контрольной группой, и был сделан вывод, что ЭГ может абсорбироваться через кожу.* Отчеты Центров для справки при случаях отравления десяти европейских стран показывают, что все они регистрировали случаи отравления ЭГ, чаще всего жертвами были дети до 5 лет.
* В 1994 году в США сообщили о 4200 случаях отравления ЭГ, из них 29 со смертельным исходом.
* Исследование, проведенное Американским обществом по охране животных в 1996 году, обнаружило, что, по крайней мере, у 118.000 домашних животных были симптомы отравления в США в течение 1995 года от пролитых или выброшенных охлаждающих жидкостей, по крайней мере, 91.000 из них со смертельным исходом.
НИЗКАЯ ТЕМПЕРАТУРА
При защите системы охлаждения двигателя от повреждений, связанных с низкой температурой, необходимо учесть три момента:
Температура, при которой кристаллы льда образовываются
Температура замерзания, указанная на упаковках антифриза/охлаждающей жидкости, определена как температура, при которой первый кристалл льда образовывается при медленном охлаждении жидкости. Это не температура, при которой вся система застывает, повреждая двигатель.
Самая низкая температура, при которой двигатель защищен от повреждений, вызываемых расширением замерзшей охлаждающей жидкости
При одинаковой концентрации, температура замерзания охлаждающей жидкости на основе ЭГ немного ниже, чем температура замерзания охлаждающей жидкости на основе ПГ.
Надо учесть, что при более 40-процентной концентрации гликоля, жидкость вовсе не застывает и не повреждает двигатель.
Вязкость раствора
Вязкость охлаждающих жидкостей на основе ПГ чуть выше, чем вязкость охлаждающих жидкостей на основе ЭГ, но обширные испытания при низких температурах ( до v30 оС) показали, что это не влияет на работу двигателя. Результаты испытаний показывают, что пусковая и основная циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения одинаковы как для жидкостей на основе ПГ, так и для жидкостей на основе ЭГ.
Температуру замерзания охлаждающих жидкостей на основе ПГ можно измерять с помощью рефрактометра, бумажных индикаторов или калибрированного ареометра.
|
Оригинал - http://www.auto.ru/wwwboards/bmw/0281/83719.shtml
demio121.narod.ru