2. Насколько важен ритм ног? Следует ли плавать шестиударным кролем или двухударный лучше? Двухударный кроль
Двухударный кроль
Опытные пловцы в кроле предпочитают один из стилей ударов ногами. Спринтеры обычно плывут шестиударным кролем: по шесть ударов на полный цикл рук (от одного входа правой руки до следующего ее входа). Пловцы на длинные дистанции, а также те, кто занимается плаванием только для поддержания спортивной формы, обычно делают по два удара на цикл. В этом случае движение правой ноги вниз происходит синхронно с входом в воду левой руки и наоборот. Для двухударного стиля требуется меньше энергии, он позволяет синхронизироваться с фазой вытягивания корпуса, которую мы рассмотрим позже. Поэтому мы уделим больше внимания двухударной работе ног. Подробнее механическую сторону движения ногами мы обсудим в следующем разделе.
Отработка гребка
Поскольку кроль — наиболее сложный стиль плавания, необходимо посвятить как можно больше времени отработке каждого упражнения.
Дышите столько, сколько нужно. Если вам не хватает воздуха, вы не сможете сосредоточиться на отработке движений. Поворачивая лицо вверх и вниз, помните о следующем.
• Выдох начинайте сразу. Выдыхая через нос небольшой тихой «струйкой», вы сможете легко контролировать дыхание и избежать попадания воды на вдохе.
• Выдувайте воду воздухом. Выдыхайте с силой, когда лицо покажется над поверхностью, как будто стараетесь отдуть воду от носа и рта.
• Расслабьтесь в воде. Если вы поднимете голову, вдохнуть воздух будет труднее. С опущенной головой вдыхать проще. Следите за расслаблением, поворачивая лицо для вдоха и вновь опуская его в воду. Если вы будете двигать головой резко, позиция корпуса станет менее стабильной.
Шаг первый: последовательность балансировки
Отработайте позицию скольжения. На полу примите позицию скольжения: балансируйте на одной стороне, вытянув нижнюю руку вверх, над плечом. Ладонь направлена вниз. Чуть поверните ступни, чтобы стабилизировать корпус. Запомните это положение: 1) нос направлен к полу; 2) прикоснитесь челюстью к плечу; 3) рука вытянута вдоль «рельса», а не посредине; 4) вторая рука находится в «кармане брюк».
Скольжение
В этом упражнении отрабатываются:
• боковая скользящая позиция для кроля;
• стабильная балансировка в направлении вперед-назад и вправо-влево;
• отслеживание «рельсов», по которым вы будете двигаться в воде.
1. Вытянитесь на одном боку, глядя вниз и вытянув руку под головой вдоль «рельса». Плечо касается челюсти. Расслабьте вытянутую руку так, чтобы пальцы были повернуты вниз.
2. Уложите другую руку на бедро и протяните ее к колену.
3. Сделайте мягкое ударное движение ступней, следя за прямой линией ног.
4. После этого займите положение вдоль следующего «рельса».
Дыхание
1. Повернитесь так, чтобы вы лежали почти на спине. Рука вытянута, ладонь повернута вверх.
2. Переместите голову и корпус как единое целое, следя за расслаблением во время поворота.
3. Дышите свободно до тех пор, пока не почувствуете себя расслабленно и удобно. После этого возвращайтесь в позицию скольжения.
Рекомендации по отработке движения
• Поэкспериментируйте с глубиной погружения вытянутой руки, пока не почувствуете, что ноги стали легкими. Если рука достаточно расслаблена, «подвешена», она не будет глубоко погружаться в воду.
• Найдите угол поворота, позволяющий вам обрести устойчивость на «рельсе». Если вы слишком сильно повернетесь на живот, рука «сойдет с рельса». Сдвинутые плечи приведут к тому, что вы займете другой «рельс».
• Запомните положение ладони — ее глубину и положение на «рельсе». Это будет той мишенью, в которую нужно направить «стрелу» ладони при отработке «переключения» и в плавании кролем в полной координации.
• Делая вдох и возвращаясь на «рельс», сосредоточьтесь на том, чтобы поворачивать корпус как единое целое, добиваясь, чтобы он был прямым, как лазерный луч.
studfiles.net
2. Насколько важен ритм ног? Следует ли плавать шестиударным кролем или двухударный лучше?
2. Насколько важен ритм ног? Следует ли плавать шестиударным кролем или двухударный лучше?
Ваш гребок уникален, поэтому удары ног должны соответствовать ритму именно вашего гребка. Поэтому одни сильнейшие пловцы плавают шестиударным кролем, а другие – двухударным.
У тех, кто плавает двухударным кролем, гребок обычно короче. За гребок эти пловцы проходят меньшую дистанцию, но скорость гребка у них гораздо выше. Двухударная техника ног почти не создает тягу. По сути, пловец только следит за тем, чтобы удары ног не гасили его скорость, создаваемую за счет гребков руками.
Пловец, работающий в шестиударной технике, обычно имеет более длинный, вытянутый гребок (заметьте, не скольжение!). Шестиударная техника создает необходимый дополнительный импульс, который позволяет руке и плечу перейти из вытянутого положения в положение с высоким локтем. Другими словами, в ходе этой напряженной фазы захвата удар ногами создает дополнительную тягу.
Хотя шестиударный стиль не является обязательным условием для быстрого плавания, он находит все более широкое применение среди элитных пловцов. Я думаю, это происходит вследствие того, что основной упор в тренировке пловцов этого класса с недавних пор стал делаться на наращивание физической силы. Развитие программ силовых тренировок приводит к тому, что шестиударная техника становится хорошей поддержкой для силы плеча. Преимущество этой техники состоит в том, что у пловцов появляется больше свободы для вариативной «игры» скоростью гребка по ходу заплыва. Пловцы, практикующие шестиударный стиль, могут выстраивать стратегию на дистанции таким образом, чтобы двигаться в более медленном темпе на начальном этапе заплыва и ускорять темп на второй половине дистанции (или на последних 50 м).
Рассмотрим, к примеру, финальный заплыв на 200 м у мужчин на Олимпиаде в Пекине: Питер Вандеркай, бронзовый медалист, проплыл первые 100 из 200 м со скоростью гребка около 1,6 секунды на полный цикл. На последующих 50 м он увеличил скорость гребка приблизительно на 0,1 секунды на каждый цикл, а на последнем «полтиннике» скорость его гребка увеличилась еще на 0,1 секунды, достигнув значения приблизительно 1,4 секунды на каждый цикл. И это произошло не случайно – такова была его тщательно продуманная соревновательная стратегия.
Триатлетов, проплывающих на открытой воде более длинные дистанции, не должна волновать проблема смены темпа гребка в ходе заплыва. Если только общая стратегия не заключается в том, чтобы оторваться от основной массы пловцов на каком-то отрезке дистанции, постоянная скорость гребка – оптимальный вариант.
У вас может возникнуть вопрос: как правильно выполнять удары ногами? Если вы плывете двухударным кролем, то как именно вы их выполняете, несущественно. Ваша цель – удерживать ноги в нужном положении и обеспечить их движение в едином ритме с циклом движения рук, чтобы они просто не «выпадали» из этого ритма. Техника удара ногами куда важнее для тех, кто использует шестиударный кроль.
Гибкость лодыжек – хороший показатель того, сильный ли у вас удар. Стопа и голень должны опираться на воду так же, как опираются на них кисть и предплечье. Теории движущей силы, которые мы рассмотрели выше, относятся в одинаковой степени и к гребкам, и к ударам. Почувствуйте силу сопротивления, действующую на ваши стопу и голень. Держите воду, прилагая к ней тяговое усилие. Чтобы удерживать воду таким образом, нужна гибкая лодыжка.
Единственный способ опереться на воду при ударе ноги в кроле – при движении вниз согнуть ее. Посмотрите на фотографию на рис. Б.1. Нога, которой спортсменка прикладывает силу к воде, согнута. Если не согнуть ее в колене, то нога превращается в подобие деревянной доски, колотящей в воде. Эффект в плане продвижения вперед от этого нулевой. В следующий раз, выполняя удар ногами в бассейне, мысленно проследите за тем, как удерживают воду мягкие, податливые голень и стопа, прилагая усилие в направлении, которое двигает вас вперед. Сила идет от сгибающей мышцы бедра и верхней части ноги, но на воду опираются именно стопа и голень.

Рис. Б.1. Сильный удар ноги в кроле требует гибкости лодыжки. Удар вниз выполняется из согнутого положения, удар вверх – из выпрямленного
После завершения движения вниз при ударе в движении вверх ногу очень важно распрямить (если вы не относитесь к редкой породе людей с «гиперэластичными» коленными связками). Если вы не из их числа, то при сгибании ноги при движении вверх вы будете оказывать давление на воду в направлении, обратном тому, в котором вы только что воздействовали на нее, опуская ногу вниз.
Хотя в это почти невозможно поверить, но из-за ног, согнутых при движении вверх, немалое число пловцов и триатлетов фактически двигаются назад. Совет этим расстроенным людям: просто сфокусируйтесь на прямом, несогнутом колене при движении ноги вверх. Удар вверх прямой ногой как минимум не даст вам двигаться назад, а если еще немного сосредоточиться на удерживании воды стопой и голенью при ударе вниз, можно впервые в жизни почувствовать, что такое удары ногами, продвигающие тело вперед. А это всегда большой праздник!
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru
Плавание на Открытой Воде - от новичка до профессионала: Двухударный кроль Дэвида Дэвиса
23-летний англичанин Дэвид Дэвис приехал в Пекин в ранге серебряного призера мирового первенства. В плавание на открытой воде Дэвис пришел, как говорят марафонцы, из бассейна. И до сих пор успешно совмещает эти два вида. На Олимпиаде в Афинах Дэвис был третьим на 1500 м. Дважды завоевывал "бронзу" на этой дистанции на чемпионатах мира (2005, 2007). В сезоне 2008 г. был вторым на "полуторке" на чемпионате Европы и чемпионате мира на короткой воде...
Рациональное сочетание движений рук, ног и дыхания должно обеспечивать непрерывность продвижения вперед и уравновешенное положение тела. Руки являются основным — а часто и единственным — источником тяговых сил. Поэтому движениям руками подчиняются движения головой, туловищем, ногами.
Двухударный кроль характеризуется наиболее простым и естественным согласованием поочередных гребков руками с двумя удара-1-ми ногами. Каждый удар ногой вниз приходится на выход из воды одноименной руки и на начало гребка противоположной рукой. Движения стопы сверху вниз помогают предотвратить погружение бедер вниз, выполнить крен тела на противоположный бок и усилить тягу руками в момент перехода от одного гребка к другому. Затем нога легким движением вверх возвращается к поверхности, и обе ноги остаются как бы укрытыми за телом от встречного потока воды. Смена положений ног приходится на наиболее эффективную часть гребка руками. Пловцы с хорошей плавучестью и равновесием тела выполняют движения ногами мягче и с небольшой амплитудой.
Основу двухударного кроля составляют сильные и непрерывные гребки руками. Любая задержка движений руками ведет к потере равновесия, погружению бедер и вынуждает пловца делать дополнительные движения ногами.
О классическом шести-ударном кроле здесь:http://openwaterswimmer.blogspot.ru/2015/08/blog-post_22.html
openwaterswimmer.blogspot.com
Как научиться плавать
Вероятно, этот вопрос вставал перед многими родителями, дети которых не умеют плавать. Существует три основных способа решения этой проблемы: - отдать ребенка в бассейн - родителям научить ребенка плавать - ждать, когда ребенок сам научиться плавать
Наиболее благоприятный возраст, для обучения детей плаванию это или в грудном возрасте (от 2 до 12 месяцев) или уже после 7 лет.
Кроль на груди
Кроль на груди характеризуется попеременными и симметричными движениями рук и ног. Это самый быстрый спортивный способ плавания и самый популярный. Заплывы мастеров-кролистов, особенно на короткие дистанции, всегда смотрятся с большим интересом. Популярность кроля на груди объясняется еще и тем, что он преимущественно используется при игре в водное поло, фигурном плавании и при плавании в естественных водоемах. Определенное значение имеет кроль на груди и в прикладном плавании. Он используется для преодоления водных преград, при спасании тонущего и в других случаях. Кроль на груди применяется в соревнованиях по плаванию на всех дистанциях вольного стиля: на 100, 200, 400, 800 и 1500 м, в эстафетах 4XI00 и 4Х200 м вольным стилем, в комплексном плавании на дистанциях 200 и 400 м (четвертый отрезок 50 или 100 м), а также на последнем этапе комбинированной эстафеты. Чаще всего применяются три варианта техники плавания кролем на груди. В первом варианте (рис.1) каждый цикл движений состоит из двух попеременных движений рук, двух попеременных движений ног, одного вдоха и одного выдоха в воду. Во втором и третьем вариантах (рис.2 и 3) количество движений рук и техника дыхания сохраняются, а количество движений ног увеличивается до четырех или шести. Эти варианты получили название четырехударного и шестиударного кроля на груди.
Положение тела. Тело пловца расположено у поверхности воды и находится в хорошо обтекаемом, близко к горизонтальному, положении (угол 'атаки' 2-6°). Голова опущена в воду (лицом вниз) настолько, чтобы уровень воды находился примерно у верхней части лба. Туловище совершает поворот вокруг продольной оси тела на 35-50°. Наибольший наклон приходится на момент вдоха. Колебание туловища усиливает гребок и помогает проносу руки и выполнению вдоха.
Движение ног. Ноги выполняют непрерывно встречные движения сверху вниз и снизу вверх с небольшой амплитудой. Движения ног обеспечивают устойчивое горизонтальное положение тела и поддерживают скорость продвижения. Движение ноги вниз называется рабочим или гребковым (оно способствует некоторому продвижению тела вперед), а движение ноги вверх -подготовительным (оно не влияет на продвижение тела вперед). Поскольку движения обеих ног совершенно одинаковы, можно рассматривать технику на примере движения одной ноги.Подготовительное движение (снизу вверх). В исходном (крайнем нижнем положении) нога выпрямлена в коленном суставе, а стопа повернута внутрь и расслаблена. По отношению к туловищу нога занимает наклонное положение, так как она остается согнутой в тазобедренном суставе. Движение вверх начинается с разгибания прямой ноги в тазобедренном суставе. До горизонтального положения нога движется прямой. Далее начинается сгибание ноги в коленном суставе, а голень и стопа продолжают движение вверх. В этот момент бедро за счет сгибания в тазобедренном суставе начинает движение вниз. Когда угол между передней поверхностью бедра и туловищем (в тазобедренном суставе) составит 160-165°, а между задней поверхностью голени и бедра (в коленном суставе) - 130-140°, движение ноги снизу вверх считается законченным.Рабочее движение (сверху вниз). Движение ноги вниз начинается с последовательного разгибания ее в коленном и голеностопном (в самом конце гребка) суставах и одновременного сгибания в тазобедренном суставе. В этот момент все части ноги движутся вниз. Затем голень и стопа продолжают движение вниз до полного разгибания ноги в коленном суставе, а бедро, опережая голень и стопу, начинает движение кверху. Это движение бедра способствует увеличению скорости движения стопы вниз за счет хлестообразного движения ноги в целом. При таком движении ноги стопа создает некоторую подъемную силу и силу тяги, которые способствуют поддержанию тела на поверхности воды и продвижению его вперед. Рабочее движение считается законченным, когда нога полностью выпрямится в коленном суставе.Согласование движений. Из крайнего верхнего положения одна нога движется вниз, одновременно другая из крайнего нижнего положения движется кверху. Наибольшая амплитуда движений между голеностопными суставами составляет примерно 30-40 см. Она зависит от скорости плавания: при высокой скорости амплитуда движений может уменьшаться, так как увеличивается быстрота движений стоп, а их путь (по вертикали) сокращается. Поскольку ноги выполняют непрерывные движения в воде, а продвижение от них незначительное, они должны осуществлять свободные движения с небольшими усилиями.
Движения рук. В кроле на груди основное продвижение тела вперед обеспечивают руки (кисти и предплечья), которые движутся по криволинейным траекториям. Цикл движений каждой руки состоит из следующих фаз: вход руки в воду, захват, основная часть гребка, выход руки из воды, пронос руки над водой. Продолжительность полного цикла движений рук составляет 0,92-1,36 с.Вход руки в воду. После проноса по воздуху согнутая в локтевом суставе рука быстро вкладывается в воду под острым углом впереди одноименного плечевого сустава, ладонь обращена вниз-назад, пальцы соединены. Погружение руки в воду осуществляется в такой последовательности: кисть, предплечье, плечо. Рука разгибается в локте, и начинается захват. Продолжительность фазы-0,07-0,17 с (7-12% от времени всего цикла).3axват. В начале захвата рука, двигаясь вперед-вниз, незначительно сгибается в локтевом суставе, а кисть несколько поворачивается ладонью наружу. В этот момент рука составляет угол с поверхностью воды примерно равный 15-20°. Двигаясь дальше, рука продолжает сгибаться в локтевом суставе, а кисть под небольшим углом атаки, меняя направление (вниз-внутрь), перемещается под продольную ось тела. К концу этой фазы рука принимает наилучшее положение для выполнения гребка: угол между горизонталью и предплечьем составляет 30- 40°, угол сгибания в локтевом суставе-120-140°, угол атаки кисти-40-50°. Продолжительность фазы захвата составляет 0,08- 0,30 с (10-25% от времени полного цикла движений).Основная часть гребка. Продвигаясь под туловищем с ускорением, рука продолжает сгибаться в локтевом суставе; образуя в середине гребка угол между плечом и предплечьем, равный 90-110°. Это самая эффективная часть гребка. Здесь кисть движется спереди назад в наклонной плоскости с одновременным вращением предплечья наружу. Далее рука постепенно разгибается и заканчивает основную часть гребка почти прямой. Значительное сгибание и последующее разгибание руки в этой фазе гребка позволяет сохранить почти на всем пути движения кисти ее вертикальное положение и обеспечить максимальное действие силы тяги. Основная часть гребка завершается, когда рука достигает линии таза. В этот момент рука (предплечье и кисть) движутся вверх-назад. Продолжительность основной части гребка составляет 0,35-0,60 с (30-45% от времени всего цикла движений).Выход руки из воды. Когда кисть руки достигла бедра, активные мышечные усилия, направленные на продвижение тела вперед, прекращаются, а локоть поднимается из воды. В следующий момент из воды последовательно поднимается плечо, предплечье и кисть и начинается движение (пронос) руки над водой. Продолжительность этой фазы составляет 0,05-0,08 с (5-8% от времени всего цикла движений).Пронос руки над водой. Согнутая рука без излишнего напряжения кратчайшим путем быстро проносится над водой и вкладывается в воду. Во время проноса локоть находится в высоком положении, а кисть удерживается у поверхности воды. Пронос руки облегчается высоким положением одноименного плечевого сустава, которое обеспечивается за счет низкого положения плечевого сустава другой руки, выполняющей в это время начало гребка. Продолжительность фазы составляет 0,30-0,50 с (25-40% от времени полного цикла).Согласование движений. Правильное согласование движений рук в кроле на груди основано на получении наиболее, высокой, относительно равномерной скорости движения пловца на протяжении каждого цикла. Поэтому пауза между окончанием основной части гребка одной рукой и началом основной части гребка другой рукой должна быть такой, чтобы достигнутая скорость движения пловца сохранилась. Это зависит от непрерывного получения тяговых усилий в цикле движения пловца. Поэтому когда левая рука выполняет вторую половину, основной части гребка, то правая в этот момент входит в воду и начинает захват. Вынос левой руки из воды и начало проноса должно совпадать с окончанием фазы захвата правой руки. В момент окончания проноса левой руки правая заканчивает первую половину основной части гребка. Вход в воду и начало захвата левой руки должно совпадать с выполнением второй половины основной части гребка правой руки. Далее левая рука осуществляет фазу захвата, а правая выходит из воды и начинает пронос. Цикл движений завершается, когда левая рука заканчивает первую половину основной части гребка, а правая заканчивает пронос.
Дыхание . При обычном дыхании на один цикл движений выполняется один вдох и один выдох. Для вдоха голова поворачивается в сторону гребущей руки (вправо или влево) настолько, чтобы рот оказался над водой. Вдох выполняется быстро и активно через широко открытый рот в начале проноса руки над водой. После этого голова быстро поворачивается в воду (лицом вниз) и, сразу же начинается постепенный выдох сначала через рот, затем; через нос. Выдох выполняется продолжительнее вдоха, перед самым вдохом выдох усиливается, между вдохом и выдохом, а также между выдохом и вдохом не должно быть пауз. В идеале, вдох должен производиться на каждый третий гребок, т.о. выполняясь поочередно то под правую руку, то под левую.
Общая координация движений. В кроле на груди высокая равномерная скорость достигается за счет непрерывности рабочих движений рук и ног, четкого согласования движений с дыханием. Рассмотрим основные варианты согласования движений в способе кроль на груди:
Двухударный кроль . В двухударном кроле на два поочередных гребка руками приходится два последовательных удара ногами.
И. п. - левая (правая) рука заканчивает пронос (кисть находится у поверхности воды), правая начинает вторую половину основной части гребка (кисть находится под грудью), левая нога движется вверх (стопа около горизонтали), правая согнута в коленном суставе, находится вверху (стопа у поверхности воды). Из и, п. левая (правая) рука входит в воду, выполняет захват и приближается к середине первой половины основной части гребка, правая заканчивает вторую половину основной части гребка, выходит из воды и приближается к середине проноса, левая нога поднимается вверх (пересекает горизонталь), а правая производит удар вниз. Двигаясь дальше, левая рука вступает во вторую половину основной части гребка, правая заканчивает пронос, левая нога сгибается в коленном суставе (стопа приближается к поверхности воды), а правая движется вверх (стопа приближается к горизонтали). В следующий момент левая рука осуществляет вторую половину основной части гребка, выходит из воды и приближается к середине проноса, правая входит в воду, выполняет захват и приближается к середине первой половины основной части гребка, левая нога производит удар вниз, а правая поднимается вверх (пересекает горизонталь). Заканчивая цикл движений, левая рука заканчивает пронос, правая вступает во вторую половину основной части гребка, левая нога движется вверх (стопа около горизонтали), а правая сгибается в коленном суставе (стопа приближается к поверхности воды). Далее цикл движений повторяется. Таким образом, удар одной ноги вниз совпадает с наиболее эффективной частью гребка одноименной руки (вторая половина основной части гребка). В двухударном кроле рука производит сильный и быстрый гребок. Поэтому пловцы, овладевшие в совершенстве техникой этого варианта кроля, развивают темп движений выше, чем спортсмены, применяющие на одноименной дистанции шестиударный кроль. Вдох в двухударном кроле выполняется между окончанием фазы выхода руки из воды и началом фазы проноса этой руки. Другая рука в этот момент находится соответственно в конце фазы захвата и в начале основной части гребка.
Четырехударный кроль. Отличительной чертой четырехударного кроля является последовательное выполнение основных ударов ногами: правой вниз, левой вниз-внутрь (окрестный), левой вниз и правой вниз-внутрь (окрестный). И. п. - левая (права) рука входит в воду (кисть находится в воде), правая начинает вторую половину основной части гребка (кисть находится под грудью), левая нога принимает горизонтальное положение, правая согнута в коленном суставе, находится наверху (стопа у поверхности воды). Из и, п. левая (правая) рука входит в воду, производит захват и начинает первую половину основной части гребка, правая осуществляет вторую половину основной части гребка и начинает выход из воды, левая нога поднимается к поверхности воды, сгибаясь в коленном суставе, а правая производит удар вниз. Далее левая рука приближается к середине первой половины основной части гребка, а правая выходит из воды и приближается к середине проноса, левая нога выполняет окрестный удар вниз-внутрь, а правая медленно поднимается вверх (ее стопа находится ниже стопы левой ноги - ноги скрещиваются). Продолжая движение, левая рука, закончив первую, вступают во вторую половину основной части гребка, правая заканчивает движение над водой и начинает вход в воду. Левая нога, сгибаясь в коленном суставе, движется в обратном направлении вверх-наружу (стопа у поверхности воды), а правая свободно поднимается до горизонтального положения. В следующий, момент левая рука производит вторую половину основной части гребка и начинает выходить из воды, правая входит в воду, производит захват и начинает первую половину основной части гребка, левая нога производит удар вниз, а правая сгибается в коленном суставе и продолжает движение вверх (стопа достигает поверхности воды). Заканчивая гребок, левая рука выходит из воды и приближается к середине проноса, а правая проходит середину первой половины основной части гребка, левая нога медленно поднимается вверх, а правая выполняет окрестный удар вниз-внутрь (стопа остается выше стопы левой ноги - ноги скрещиваются). Цикл движений завершается, когда левая рука заканчивает пронос, правая вступает во вторую половину основной части гребка, левая нога свободно поднимается до горизонтального положения, а правая сгибается в коленном суставе и движется вверх-наружу (стопа у поверхности воды). В четырехударном кроле техника дыхания мало чем отличается от двухударного. Однако в момент вдоха пловец выполняет скрестный удар: если вдох выполняется под правую руку - скрестный удар делает левая нога, если под левую - правая нога.
Шестиударный кроль. Согласование движений в шестиударном кроле представляет собой перекрестную координацию, которая придает телу наиболее устойчивое положение в воде. И. п. - правая (левая) рука находится в середине проноса, левая начинает основную часть гребка, правая нога находится внизу (стопа на 30-40 см от поверхности воды), левая согнута в коленном суставе, находится вверху (стопа у поверхности воды). Когда правая (левая) рука заканчивает пронос и входит в воду, левая заканчивает первую половину основной части гребка, правая нога движется вверх, левая производит удар сверху вниз. Двигаясь дальше, правая рука осуществляет захват, левая заканчивает основную часть гребка и начинает выходить из воды, правая нога производит удар сверху вниз, левая движется кверху. Затем правая рука заканчивает захват и начинает основную часть гребка, левая выходит из воды и выполняет первую половину проноса, правая нога поднимается вверх, а левая производит удар сверху вниз. Далее правая рука заканчивает первую половину основной части гребка, левая заканчивает пронос и входит в воду, правая нога производит удар сверху вниз, а левая движется вверх. В следующий момент правая рука заканчивает основную часть гребка и начинает выходить из воды, левая осуществляет захват, правая нога поднимается кверху, а левая производит удар сверху вниз. Цикл заканчивается, когда правая рука выходит из воды, выполняет первую половину проноса, левая заканчивает захват и начинает основную часть гребка, правая нога производит удар сверху вниз, а левая движется кверху. Если пловец выполняет вдох под правую руку, то в этот момент правая рука выходит из воды и начинает пронос, левая начинает основную часть гребка, правая нога делает удар сверху вниз, а левая движется кверху. Если же вдох производится под левую руку, то соответственно меняются положения правой и левой рук и ног.
www.znaikak.ru
Техника плавания четырехударным кролем Текст научной статьи по специальности «Физическая культура и спорт»
ТЕХНИКА ПЛАВАНИЯ ЧЕТЫРЕХУДАРНЫМ КРОЛЕМ
Седляр Ю.В.
Черниговский госу дарственныйинститут экономики и управления
Аннотация. В статье дана характеристика техники четырехударногокроля, который до настоящего времени не был должным образом описан в специальной литературе В ней представлены особенности движений руками, ногами, тазом, их отличие от таковых в шестиударном кроле, детально описана последовательность двигательных действий в каждом периоде плавательного цикла.
Ключевые слова: четырехударныйкроль, техника
Анотація. Седляр Ю.В. Техніка плавання чотирьохударнимкролем. В статті дано характеристику чоти-рьохударнногокроля, котрий до цього часу не був достатньо описаний в літературі В ній представлено особливості рухів руками ногами, тазом, їхню відмінність від таких же елементів в шестиударномукролі, детально описано послідовність рухових дій в кожному періоді плавального циклу.
Ключові слова: чотирьохударнийкроль, техніка
Annotation. Sedlyar Y.V. The technique of the four-kick crawl.The article deals with the description the technique of the four-kick crawl. The case hasn't been described in the special literature. This article presents the features of motions by hands, legs, pelvis, represented their difference from such in a six- kick crawl, in detail described the sequence of the movements in the every period of the swimming cycle.
Key word’s: four-kick crawl, technique
Введение.
Несмотря на то, что шестиударный кроль практически вытеснил все остальные разновидности этого способа на дистанциях до 400 м включительно у мужчин и в спринте у женщин, четырехударныйкроль прочно удерживает свои позиции на дистанциях 400 и 800 м у женщин и 1500 м у мужчин В связи с этим достаточно вспомнить победителя последнего чемпионата мира на большой воде 2007 г. в Мельбурне М. Совримовича и второго призера россиянина Ю. Прилукова которые плыли к своим медалям, казалось бы, уже подзабытым четырехударным кролем. В предыдущей публикации (9) мы ошибочно отнесли Ю. Прилукова к спортсменам, плавающим кролем со скрестными ударами ногами. Приносим свои извинения за неточность, которая вкралась в связи с тем, что была проанализирована подводная телевизионная видеосъемка техники пловца плывшего рядом.
Специалисты, занимавшиеся проблемами техники кроля на груди в подавляющем большинстве случаев обращались к его шестиударной разновидности. Также имеются, хоть и малочисленные, но довольно основательные характеристики двухударногокроля (10). При этом во всем массиве информации, касающейся техники кроля на груди нам удалось найти несколько весьма поверхностных описаний четырехударногокроля. В некоторых источниках (4,5) к четырехударномукролю бал отнесен двухударныйкроль со скрестными ударами ногами. Этот же вариант кроля Д.Е. Каунсилмен (1) относит к разновидности двухударнойкоординации На наш взгляд эти утверждения являются ошибочными Мы считаем, что данное согласование является если не шестиударным, то, по крайней мере, шеститактным, в котором два полноценных удара, два скрестных и два разведения стоп после скрестных ударов перед полноценными (всего шесть движений). При описании техники четырехударногокроля, в одном из источников (5) указывается, что после скрестного удара обе ноги, выполняя подготовительное движение, движутся одновременно вверх хоть и по разным траекториям и с различной активностью. На наш взгляд, это положение является как минимум спорным, так как при плавании кролем ноги выполняют ножницеобразные движения, то есть одна должна двигаться вверх, вторая - вниз. В другом источнике (4) утверждается, что нижняя стопа после скрестного удара движется вверх-наружу, что невозможно в связи с тем, что ей мешает верхняя нога. В одной из работ (2) описаны некоторые моменты техника четырехударного кроля у С. Русина, но почему-то в связи с тем, что один из ударов слабо выражен, его техника классифицируется как трехударная что в принципе невозможно. Таким образом, мы видим, что необходимостьизучения особенностей техники четырехударногокроля, методики ее обучения и совершенствования является актуальной
В предыдущих наших исследованиях была представлена методика обучения четырехударномукролю (9). Там же, при описании упражнений, были обозначены некоторые особенности этого способа. Однако на тот момент не до конца были осознаны некоторые нюансы траекторий и согласования движений, что не давало возможность представить полную картину техники В настоящее время, на наш взгляд, эта работа закончена и может быть представлена для обсуждения специалистами.
Работа выполнена по плану НИР Черниговского государственногоинститута экономики и управления.
Формирование целей работы.
Целью данного исследования является характеристика техники разноименного четырехударногокроля.
Задачи исследования:
1. Описать особенности техники движений руками
2. Дать характеристику движениям ног и их согласованию с движениями одной руки.
3. Определить периоды цикла движений при плавании четырехударнымкролем, описать особенности общего согласования движений в них.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников, в том числе просмотр имеющихся в них кинограмм, исследование которых проводилось с другой целью.
2. Педагогические наблюдения, в том числе самонаблюдения
3. Просмотр видеозаписи заплывов ведущих соревнования по плаванию.
Результаты исследо ваний
Согласование движений при плавании четырехударнымкролем имеет ряд отличий от шестиударной координации Поэтому, прежде чем приступить к изложению материалов исследований, считаем необходимым остановиться на некоторых новых терминах, которые мы употребляли при описании техники данного способа. Дело в том, что при этой разновидности согласования окончание проноса и вход обеих рук в воду совпадает с ударами одной из ног - правой или левой. Эти моменты, на наш взгляд, являются системообразующими элементами в общей структуре движений. Отражая данную особенность, мы ввели понятия - ведущая нога, ведущий удар (для ноги, с ударом которой совпадает вкладывание рук), и - вспомогательная нога, вспомогательный удар - для другой ноги, хотя по интенсивности эти удары не обязательно отличаются между собой. При этом пловец может выполнять дыхание как в сторону ведущей ноги - одноименный вдох, так и в противоположную сторону - разноименный вдох. Соответственно кроль будет с одноименным или разноименным вдохом Мы надеемся, что специалисты, работающие в данной области исследований, с пониманием отнесутся к нашим новшествам.
1. Движения руками
Движения руками в четырехударномкроле аналогичны таковым в шестиударном, подробно описанным многими специалистами и нами в предыдущих исследованиях, но имеют некоторые хотя и несущественные отличия Оценивая характер этих отличий в общих чертах, отметим, что гребок в четырехударномкроле, если исходить из классификации траекторий применяемой К. Д. Мальцаном в его работе (3), носит скорее серпообразный для одной и прямолинейный для другой руки характер, в отличие от 8-образного в шестиударном Мы предлагаем более подробно остановиться на особенностях гребка, опираясь на фазовый состав, предложенный нами при характеристике шестиударного кроля (6,8).
! фаза - наплыв с захватом. В четырехударномкроле в этой фазе движение кисти наружу не так ярко выражено как в шестиударном Для руки разноименной ведущей ноге оно может вообще отсутствовать в результате чего кисть движется не вниз-наружу-назад, а вниз-назад по траектории близкой к продольной осевой линии, создавая уже в самом начале гребка положение высокого локтя.
П фаза - подтягивание. Эта фаза, как известно, связана с активным сгибанием руки в локтевом суставе и движением кисти в основном внутрь-назад. Ее особенностью в четырехударномкроле для руки одноименной ведущей ноге в случае разноименного вдоха является то, что траектория движения кисти в момент завершения фазы в большей степени, чем в шестиударном пересекает продольную осевую линию. Это движение внутрь иногда настолько значительно, что кисть оказывается напротив или даже за линией противоположного плечевого сустава Траектория руки разноименной ведущей ноге при этом более прямолинейна, чем в шести-ударпном кроле.
III фаза - отталкивание (отталкивание плечом). Особенности этой фазы обусловлены таковыми в предыдущей. В ней рука одноименная ведущей ноге выполняет гораздо более выраженное движение наружу, чем в шестиударном кроле. В траектории другой руки этот элемент выражен значительно меньше.
IV фаза - отталкивание с выходом руки из воды (отталкивание предплечьем). Особенности движений руками в этой фазе обусловлены их взаимодействием с движениями ног. Рука одноименная ведущей ноге взаимодействует с ногами так же, как и в шестиударном кроле (окончание гребка совпадает с подготовительным движением одноименной ей ведущей ноги) поэтому и существенных отличий в траекториях не отмечается При этом окончание гребка руки разноименной ведущей ноге совпадает с ударом одноименной ей вспомогательной ноги, что усложняет выход руки из воды и провоцирует разворот таза одноименный вспомогательной ноге.
V фаза - первая часть проноса и VI фаза - вторая часть проноса с входом руки в воду. Никаких отличий в движениях руками в этих элементах гребка от таковых в шестиударном в наших наблюдениях установлено не было.
2. Движения ногами и их согласование с движениями одной руки
Каждое обособленное движение ногами в четырехударномкроле вне рамок общего согласования не отличаются от такового при плавании шестиударным Техника этих движений полноценно описана во многих источниках Мы в предыдущих своих работах (7) к этим описаниям добавили положение которое заключается в том, что рабочее движение начинается с разворота тазом в сторону противоположнуюот ноги, выполняющей удар, и только потом последовательно подключаются движения вниз бедром, голенью и стопой Что касается согласования движений тазом и ногами при плавании в полной координации то здесь не все так однозначно Если в шестиударном кроле все удары совпадают с разноименными поворотами таза, то в четырехударном удар может сочетаться (хотя и не обязательно) с одноименным разворотом Для разноименного варианта техники это происходит в периоде, где захват рукой одноименной ведущей ноге совпадает с отталкиванием предплечьем разноименной.
Существенные различия касаются и ритма движений ногами. Если в шестиударном кроле он внутри цикла более-менее равномерен, то в четырехударномнаблюдается две пары ударов, между которыми присутствует пауза (ведущий удар, вспомогательный удар, пауза). Особенно отчетливо пауза выражена в момент вдоха Еще
одной особенностью движения ногами является то, что на протяжении паузы ведущая нога не полностью обездвижена. Очень часто в этом периоде выполняется движение бедром вниз, а затем в момент окончания проноса и входа руки в воду следует активное разгибательное движение голенью и стопой вниз. Этот элемент более характерен для паузы, совпадающей с проносом руки одноименной ведущей ноге.
Останавливаясь на согласовании движений одной руки (как одноименной, так и разноименной ведущей ноге) с движениями ног, отметим следующую последовательность; окончание проноса с входом руки в воду -удар ведущей, захват - удар вспомогательной, подтягивание - пауза или движение бедром вниз, отталкивание плечом - удар ведущей, отталкивание предплечьем - удар вспомогательной, основная часть проноса - пауза,
3. Общее согласование движений при плавании четырехударным кролем
Как уже отмечалось в предыдущем разделе, движения туловищем имеют некоторые отличия от таковых при плавании шестиударным кролем. Нам они не до конца понятны, поэтому в настоящее время при описании общего согласования движений мы обойдемся без их характеристики В таком случае цикл движений при плавании четырехударнымкролем с разноименным вдохом (наиболее естественный вариант) имеет следующий вид.
I период
Движения руками: одноименная ведущей ноге - отталкивание плечом' разноименная ведущей ноге -окончание проноса с входом руки в воду.
Движения ногами: - ведущая - удар; вспомогательная - подготовительноедвижение.
II период
Движения руками: одноименная ведущей ноге - отталкивание предплечьем,' разноименная ведущей ноге -захват.
Движения ногами: - ведущая - подготовительноедвижение; вспомогательная - удар.
III период
Движения руками: одноименная ведущей ноге - основная часть проноса; разноименная ведущей ноге -подтягивание.
Движения ногами: - ведущая - пауза или движение бедром вниз; вспомогательная - пауза или слабовы-раженное начало подготовительногодвижения.
IV период
Движения руками: одноименная ведущей ноге - окончание проноса с входом руки в воду; разноименная ведущей ноге - отталкивание плечом
Движения ногами: - ведущая - удар; вспомогательная - подготовительноедвижение.
V период
Движения руками: одноименная ведущей ноге - захват; разноименная ведущей ноге - отталкивание предплечьем.
Движения ногами: - ведущая - подготовительноедвижение; вспомогательная - удар.
VI период
Движения руками: одноименная ведущей ноге - подтягивание' разноименная ведущей ноге - основная часть проноса.
Движения ногами: - ведущая - пауза или движение бедром вниз; вспомогательная - пауза или слабовы-раженное начало подготовительногодвижения.
Дыхание. Как уже отмечалось, для четырехударногокроля наиболее характерен вдох в момент проноса руки разноименной ведущей ноге (кроль с разноименным вдохом). Однако и теоретически и практически возможно выполнение вдоха при проносе руки одноименной ведущей ноге (кроль с одноименным вдохом). Наши наблюдения показывают, что последний вариант менее эффективен и в чистом виде не используется хотя иногда встречается, если пловец по ходу дистанции дышит в обе стороны
Выводы
1. Несмотря на доминирование шестиударного кроля на спринтерских дистанциях применение пловцами четырехударноговарианта кроля на средних и, особенно, на длинных дистанциях в настоящее время остается актуальным.
2. Анализ специальной литературы свидетельствует о недостаточном внимании специалистов к отмеченной разновидности техники. При этом имеющиеся сведения противоречивы, а в некоторых случаях и ошибочны, так как описанные варианты чтырехударногокроля, по сути, таковыми не являются.
3.Четырехударный кроль отличается от шестиударного не только количественным соотношением движений рук и ног, но и их взаимодействием, а так же траекториями движений кисти, ритмом движений ног и их согласованием с движениями тазом. Тем не менее, при анализе общей структуры цикла ее рационально рассматривать, выделив в ней, как и в шестиударном кроле, шесть периодов, а не четыре, как представляется на первый взгляд.
4. Представленное описание четырехударногокроля расширяет и уточняет теоретические представления об этой разновидности техники, что позволяет повысить качество подготовки пловцов использующих данный вариант согласования движений.
Дальнейшими исследованиями в выбранном нами направлении предполагается описать технику кроля на груди со скрестными ударами ногами, возможно, установить причины появления этих, на наш взгляд, неэффективных вариантов и определить способы препятствования их формированию.
Литература
1. Каунсилмен Д.Е. Спортивное плавание: Пер. с англ.-М: Физкультураи спорт, 1982.-208 с.
2. Корнеев С., Тамп Т., Каал Р., Хальянд Р. Некоторые особенности техники плавания кролем у чемпионов Европы С.Русина и В.Сальникова. Плавание. Сб. статей. Вып. 1-й. М.: Физкультураи спорт, 1979, с. 17-18.
3. Мальцан К. Д. Исследование сравнительной эффективности различных вариантов движений при плавании кролем на груди: Автореф. на соиск уч. степ. канд. пед. наук - К. (КГИФК), 1973, 39 с.
4. Парфенов В. А. Плавание: Учебник физ. воспитания для пед. институтов - Киев: Вища школа, 1978. - 288 с.
5. Плавание: Учебник для ин-тов физ. культуры/ Под. ред. Н.Ж. Булгаковой - М.: Физкультураи спорт, 1979.
- 320 с.
6. Седляр Ю.В. Разновидность техники шестиударного кроля (движения руками, дыхание). Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: Зб. наук пр. за ред. Єрмакова С.С. -
Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2004, -№3.- с. 86 - 91.
7. 7.Седляр Ю.В. Разновидность техники шестиударногокроля (движения туловищем согласование движений). Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: зб. наук пр. за ред. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2004. - №7. - с. 130-136.
8. 8.Седляр Ю.В. Техника плавания разноименным шестиударным кролем. //Вісник Чернігівського державного педагогічногоуніверситету імені Т.Г.Шевченка Випуск 35. Серія: педагогічні науки. - Чернігів: ЧДПУ, 2006. -№35. - с.307 - 311.
9. Седляр Ю.В. Методика обучения четырехударномукролю. Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: наукова монографія за редакцією Єрмакова С.С. - Харків: -ХДАДМ (ХХПІ), 2007. - №8. - с. 114-117.
10. Хальянд Р. Методы и пути повышения уровня технической подготовленностипловцов. Плавание. Ежегодник. - М: ФиС, 1982. - Вып. 2. - с. 21-38.
Поступила в редакцию 20.04.2008г.
cyberleninka.ru
Насколько важен ритм ног? Следует ли плавать шестиударным кролем или двухударный лучше?
Ваш гребок уникален, поэтому удары ног должны соответствовать ритму именно вашего гребка. Поэтому одни сильнейшие пловцы плавают шестиударным кролем, а другие — двухударным. У тех, кто плавает двухударным кролем, гребок обычно короче.
За гребок эти пловцы проходят меньшую дистанцию, но скорость гребка у них гораздо выше. Двухударная техника ног почти не создает тягу.
По сути, пловец только следит за тем, чтобы удары ног не гасили его скорость, создаваемую за счет гребков руками. Пловец, работающий в шестиударной технике, обычно имеет более длинный, вытянутый гребок (заметьте, не скольжение!
). Шестиударная техника создает необходимый дополнительный импульс, который позволяет руке и плечу перейти из вытянутого положения в положение с высоким локтем. Другими словами, в ходе этой напряженной фазы захвата удар ногами создает дополнительную тягу.
Хотя шестиударный стиль не является обязательным условием для быстрого плавания, он находит все более широкое применение среди элитных пловцов. Я думаю, это происходит вследствие того, что основной упор в тренировке пловцов этого класса с недавних пор стал делаться на наращивание физической силы.
Развитие программ силовых тренировок приводит к тому, что шестиударная техника становится хорошей поддержкой для силы плеча. Преимущество этой техники состоит в том, что у пловцов появляется больше свободы для вариативной «игры» скоростью гребка по ходу заплыва.
Пловцы, практикующие шестиударный стиль, могут выстраивать стратегию на дистанции таким образом, чтобы двигаться в более медленном темпе на начальном этапе заплыва и ускорять темп на второй половине дистанции (или на последних 50 м). Рассмотрим, к примеру, финальный заплыв на 200 м у мужчин на Олимпиаде в Пекине: Питер Вандеркай, бронзовый медалист, проплыл первые 100 из 200 м со скоростью гребка около 1,6 секунды на полный цикл. На последующих 50 м он увеличил скорость гребка приблизительно на 0,1 секунды на каждый цикл, а на последнем «полтиннике» скорость его гребка увеличилась еще на 0,1 секунды, достигнув значения приблизительно 1,4 секунды на каждый цикл.
И это произошло не случайно — такова была его тщательно продуманная соревновательная стратегия. Триатлетов, проплывающих на открытой воде более длинные дистанции, не должна волновать проблема смены темпа гребка в ходе заплыва.
Если только общая стратегия не заключается в том, чтобы оторваться от основной массы пловцов на каком-то отрезке дистанции, постоянная скорость гребка — оптимальный вариант. У вас может возникнуть вопрос: как правильно выполнять удары ногами?
Если вы плывете двухударным кролем, то как именно вы их выполняете, несущественно. Ваша цель — удерживать ноги в нужном положении и обеспечить их движение в едином ритме с циклом движения рук, чтобы они просто не «выпадали» из этого ритма.
Техника удара ногами куда важнее для тех, кто использует шестиударный кроль. Гибкость лодыжек — хороший показатель того, сильный ли у вас удар.
Стопа и голень должны опираться на воду так же, как опираются на них кисть и предплечье. Теории движущей силы, которые мы рассмотрели выше, относятся в одинаковой степени и к гребкам, и к ударам.
Почувствуйте силу сопротивления, действующую на ваши стопу и голень. Держите воду, прилагая к ней тяговое усилие.
Чтобы удерживать воду таким образом, нужна гибкая лодыжка. Единственный способ опереться на воду при ударе ноги в кроле — при движении вниз согнуть ее. Нога, которой спортсменка прикладывает силу к воде, согнута.
Если не согнуть ее в колене, то нога превращается в подобие деревянной доски, колотящей в воде. Эффект в плане продвижения вперед от этого нулевой.
В следующий раз, выполняя удар ногами в бассейне, мысленно проследите за тем, как удерживают воду мягкие, податливые голень и стопа, прилагая усилие в направлении, которое двигает вас вперед. Сила идет от сгибающей мышцы бедра и верхней части ноги, но на воду опираются именно стопа и голень.
После завершения движения вниз при ударе в движении вверх ногу очень важно распрямить (если вы не относитесь к редкой породе людей с «гиперэластичными» коленными связками). Если вы не из их числа, то при сгибании ноги при движении вверх вы будете оказывать давление на воду в направлении, обратном тому, в котором вы только что воздействовали на нее, опуская ногу вниз.
Сильный удар ноги в кроле требует гибкости лодыжки. Удар вниз выполняется из согнутого положения, удар вверх — из выпрямленного Хотя в это почти невозможно поверить, но из-за ног, согнутых при движении вверх, немалое число пловцов и триатлетов фактически двигаются назад.
Совет этим расстроенным людям: просто сфокусируйтесь на прямом, не согнутом колене при движении ноги вверх. Удар вверх прямой ногой как минимум не даст вам двигаться назад, а если еще немного сосредоточиться на удерживании воды стопой и голенью при ударе вниз, можно впервые в жизни почувствовать, что такое удары ногами, продвигающие тело вперед.
А это всегда большой праздник!
Читайте так же:
beachsoccer.com.ua
Немного о двухударном и шестиударном кроле и ритме
Что такое двухударный кроль? Почему его надо осваивать первым? На эти вопросы приходится каждый раз отвечать, беседуя с новичками. Но коль все так любят начинать с шестиударного кроля, давайте сначала поймем, что такое шестиударный кроль.
В одном цикле шестиударного кроля следует делать шесть ударов ногами. Но действительно ли там шесть ударов. Может их там меньше? А может пять? Может восемь? Фактически, многие думают, что они делают шесть ударов. Потому что считается, что, если ноги работают постоянно, значит, это шестиударный кроль. Для шестиударного кроля важны два момента.
Первый — действительно ли в цикле шесть ударов, и второй — какая у этих ударов последовательность. Фактически, последовательность является ключевой как для шестиударного, так и для двуударного кроля. Поэтому, если ноги работают вне последовательности, то есть, невпопад, хоть у вас и шесть ударов на цикл, какой смысл тогда от такого кроля? А вот если эти шесть ударов использовать в нужном месте и в нужное время, тогда скорость увеличивается в разы и плаваете вы значительно легче. Как научится использовать шесть ударов «как надо»?
И вот тут мы подходим к интересному — последовательности движений. Саму последовательность, не важно, при шести ударах или двух на цикл, то есть ритм движения, могут задавать ноги. В шестиударном кроле есть два основных удара. Задача основных ударов найти опору, опереться о воду и повернуть корпус. Грубо говоря, основные удары помогают поворачивать корпус за счет опоры о воду. Выглядит это примерно так: нога опирается о воду, голеностоп выполняет удар и пошло движение корпуса для поворота, затем идет гребок. Фактически, мы берем два основных удара из двуударного кроля и «засовываем» их в шестиударный — два основных удара плюс четыре промежуточных удара, которые отвечают за продвижение в воде вперед.
Почему последовательность лучше начинать с удара ногой, а не с гребка? Этому есть вполне логичное объяснение — при начале движения с гребка происходит эффект изгибокручения. Он происходит при неправильной последовательности, если движение идет от плеча, а поворот корпуса выполнятся за счет опоры на гребок. Чтобы лучше понять разницу последовательности «от ног» и «от плеча», нужно понимать вот что: когда мы выполняем основной удар ногой, корпус поворачивается и для гребка можно задействовать широчайшую мышцу спины по максимуму. Если же последовательность нарушена и поворот корпуса выполняется за счет гребка, то широчайшая мышца спины частично блокируется, из-за чего гребковая мощность падает.
Зачем учить двуударный кроль? При тренировке техники двуударного кроля пловец лучше чувствует последовательность движений, может регулировать силу и синхронность основных ударов ногами с остальными движениями последовательности. А если так, то и шестиударный кроль будет сильным и быстрым, у пловца будет такое ощущение, будто вода протаскивает его вперед, а сзади что-то подталкивает.
Следующий вопрос — когда лучше использовать двуударный, а когда шестиударный кроль? В данном случае лучше исходить из задач. Если вы хотите экономить энергию, то это двуударный кроль. Если нужно плыть быстро, тогда это шестиударный кроль. Если рассматривать применение в зависимости от дистанции, то можно сказать, что длинные дистанции лучше плыть двуударным кролем, а спринтерские — шестиударным.
Поэтому рекомендация для пловцов: практикуйте и двуударный, и шестиударный кроль. Потому как двуударный кроль позволит вам лучше прочувствовать шестиударный. Кстати, в отношении шестиударного кроля следует еще заметить, что его легко осваивают те, у кого есть слух. Фактически, шестиударный кроль можно сравнить с вальсом, в нем же тоже есть счет «раз-два-три, раз-два-три».
Один из самых ярких примеров использования слуха и, соответственно, ритма — это плавание на длинные дистанции. У каждого пловца есть своя зона, находясь в которой он может плыть продуктивно, то есть, поддерживать высокую скорость в течение длительного периода времени. Если пловец выходит за пределы этой зоны, то появляется усталость и ритм теряется. Следовательно, если пловец подберет для своей дистанции правильный ритм, то он сможет эффективно распределить силы на дистанции и плыть на своей максимально возможной скорости. Кроме этого, это позволит оттянуть момент наступления усталости и всех ее последствий до конца дистанции.
Ритм можно выставить в тренировочном процессе, например, с помощью Tempo Trainer. Хорошо, когда пловец или тренер и пловец понимают, с какой скоростью необходимо плыть дистанцию. Другое, более трудновыполнимое состоит в том, что этот ритм пловец должен чувствовать и выдерживать на протяжении всей дистанции. А это значит, если, например, взять дистанцию 800 метров, что каждые 25/50 метров пловец должен плыть с одинаковой скоростью и с одинаковым временем. Пловец должен чувствовать это время.
Как можно научится чувствовать ритм? Один из вариантов — выставить ритм по ударам ног то ли в шести-, то ли в двуударном кроле. Ритм можно установить и по повороту головы или же по гребку. Еще один вариант, это подобрать песню и петь ее мысленно во время заплыва.
Резюме: двухударный кроль следует и нужно практиковать постоянно, потому что он позволяет лучше, быстрее и качественнее понять и плыть шестиударный кроль. Также не следует забывать, что двухдарный кроль отлично экономит энергию, что особо ценно на длинных дистанциях, но когда требуются высокие скорости на коротких и средних дистанциях, то шестиударный кроль — лучшее решение.
Информация переработана и дополнена: http//www.a-ermin.ru/news/184-nemnogo-o-dvuudarnom-i-shestiudarnom-krole-i-ritme.html
Автор статьи: Дарья Ятченко
fitness.imperia-br.ru