Физкультура для всех: для детей и взрослых. Фигуры в синхронном плавании
Фигуры международной классификации синхронного плавания
Опубликовано Наташкаhttp://www.fizkult-ura.ru141. То же, что и 140, но с винтом 180°. К = 1,8. Винт 180° выполняется с соединенными вместе ногами и разноименным с вертикальной ногой плечом вперед.
142. То же, что и 140, но с винтом 360°. К = 1,9. Винт выполняется, когда тело принимает позицию «Обратная вертикаль».
143. То же, что и 140, но с вращением на 180°. К = 1,8.
144. То же, что и 140, но с вращением на 360°. К = 1,9.
150. «Субмарина». Угол вверх одной ногой, погружение, всплывание. К = 1,5. Исходное положение — на спине. Выполняется угол вверх одной ногой, после чего тело погружается под воду до лодыжки. Сохраняя это положение, всплывают, пока лицо не окажется на поверхности, бедра как можно ближе к уровню воды. Нога возвращается в исходное положение через позицию с согнутым коленом.
155. «Субмарина». Угол вверх двумя ногами, погружение, всплывание. К = 1,9. Исходное положение — на спине. Выполняется угол вверх двумя ногами, тело погружается в воду до лодыжек. В этой позиции тело всплывает, лицо над водой. Бедра следует держать как можно ближе к поверхности воды. Ноги возвращаются в исходное положение через позицию с согнутым коленом. Во время выполнения фигуры желательна максимальная высота положения тела в воде.
160. «Каталарк». К = 2,0. Исходное положение — на спине. Выполняется угол вверх одной ногой. В этом положении туловище поворачивается вокруг продольной оси на 180° вперед плечом, одноименным с поднятой ногой, и одновременно опускается вниз головой, принимая позицию «кран». Во время поворота нога, остающаяся на поверхности, не должна погружаться под воду. После завершения поворота левая нога движется махом назад.
Когда левая нога пройдет вертикальную линию, правая нога, сделав незначительное движение в противоположную сторону, догоняет ее, и они вместе опускаются на поверхность воды. Движение ногами вперед продолжается до тех пор, пока тело не примет исходного положения. Необходимо поддерживать максимальную высоту положения тела во время вращения и при перемахе левой ногой. В соревнованиях допускается начало выполнения фигуры из позиции «угол вверх».

КЛАСС II
201. «Дельфин». Круг назад прогнувшись. К = 1,5.Круг прогнувшись и все модификации этой фигуры, кроме обусловленных соответствующими правилами, начинаются и заканчиваются в положении на спине, руки вверх. Движение начинается головой вперед, тело описывает круг диаметром 2,5 — 3 м (в зависимости от роста спортсмена). При выполнении фигуры голова, ягодицы и стопы движутся по воображаемой линии окружности. Тело слегка прогнуто в пояснице, пальцы ног вытянуты. Движения руками — произвольные.
202. «Дельфин». Круг назад прогнувшись, винт 180°. К = 1,6. Исходное положение — как в фигуре 201. После прохождения примерно четверти круга тело выпрямляется в вертикальном положении и поднимается вверх над поверхностью воды на высоту стоп до лодыжек. Из этого положения выполняется винт 180° и далее продолжается фигура 201. Ее завершают в положении, лежа на спине, руки вверх.203. «Дельфин». Круг назад прогнувшись, винт 360°. К = 1,7. Выполняется, как и фигура 202, но с винтом 360°.
205. «Дельфин». Круг назад прогнувшись с согнутым коленом. К = 1,5. Исходное положение — на спине. Движение начинается головой вперед (как и в фигуре 201), одна нога лежит на воде, стопа другой скользит по внутренней поверхности до середины голени прямой ноги и принимает позицию на спине, согнув колено. В этом положении тело продолжает описывать круг диаметром 2,5 —3 м (в зависимости от роста спортсмена). При выполнении фигуры голова, ягодицы и стопы вытянутых ног совершают движение по воображаемой линии окружности. Согнутое колено разгибается в момент касания поверхности воды.

206. «Дельфин». Круг назад прогнувшись, с согнутым коленом, винт 180°. К = 1,6. Исходное положение — как в фигуре 205. После того как спортсмен выполнит позицию с согнутым коленом, тело принимает вертикальное положение; затем всплывают на высоту стопы вытянутой ноги и выполняют винт 180°. Эта позиция является исходным положением для продолжения фигуры 202 «Круг прогнувшись, винт 180°». Согнутое колено разгибается в момент касания поверхности воды, и фигура завершается в положении на спине.
207. «Дельфин». Круг назад прогнувшись, с согнутым коленом, винт 360°. К = 1,7. Выполняется, как и фигура 206, но с винтом 360°.
220. «Рыцарь». К = 1,9. Исходное положение — на спине. Выполняется угол вверх правой ногой, которая остается в относительно неподвижном вертикальном положении, в то время как спортсмен, прогнувшись в пояснице, опускается головой вперед вертикально вниз. Левая нога поднимается махом вверх перпендикулярно к поверхности воды, а правая одновременно принимает позицию с согнутым коленом. В этом положении выполняется винт 180°, разгибается нога в коленном суставе, и тело, прогнувшись, выходит на поверхность ногами вперед. Фигура завершается в положении на спине. Желательно максимально высокое положение тела при выполнении всех позиций фигуры. Движения руками — произвольные.
223. «Замок». 1/4 круга назад прогнувшись, перемах в горизонтальный угол левой ногой, винт 180°, поворот в сторону — вверх, угол вверх левой ногой. К = 2,1. Исходное положение — на спине. Выполняется угол вверх правой ногой, которая остается в вертикальном положении относительно неподвижной, в то время как спортсмен, прогнув тело в пояснице, опускается головой вперед — вниз до вертикального положения. Левая нога махом вперед опускается на поверхность воды, тело принимает позицию «кран». В этом положении выполняется винт 180° вперед плечом, разноименным с вертикальной ногой. С вращением на 180° вокруг вертикальной ноги (не увеличивая глубины погружения) туловище принимает горизонтальное положение и всплывает в позиции угол вверх правой ногой. Правая нога возвращается в исходное положение через позицию с согнутым коленом, фигура завершается в положении на спине.

225. «Обратный кран». К = 1,8. Из исходного положения на спине начинается движение по кругу головой вперед — вниз. Все части тела (голова, спина, ноги) движутся по окружности диаметром 2,5 — 3 м. После погружения стоп тело принимает вертикальную позицию и поднимается вверх на максимально возможную высоту над поверхностью воды. В этом положении выполняется винт 180° (не погружаясь), одна нога опускается в горизонтальное положение на поверхность воды и тело принимает позицию «кран», после чего всплывает как можно ближе к поверхности воды. В этом положении выполняется винт 180° в том же направлении, что и винт 180° в вертикали. В принятой позиции тело поворачивается лицом вперед — вверх вокруг поперечной оси до позиции «угол вверх одной ногой в погружении» и производится всплывание, пока лицо не окажется на поверхности; бедра как можно выше к уровню воды. Вертикально расположенная нога возвращается в исходное положение через позицию с согнутым коленом. Заканчивается фигура в положении на спине.

235. «Альбатрос». К = 1,9. Исходное положение — на спине. Движение по кругу начинается головой вперед вниз. В момент, когда голова пловца пройдет примерно 1/4 окружности, а бедра еще находятся на поверхности воды, тело переворачивается лицом вниз и, опуская туловище дальше до положения перпендикулярно поверхности воды, принимается позиция горизонтального угла — ноги расположены на поверхности, а туловище выпрямлено вниз и составляет с ногами прямой угол. Затем ноги выпрямляются: одна — вертикально вверх, другая — в позицию с согнутым коленом. В этом положении выполняется винт 180°, после чего согнутая нога выпрямляется в коленном суставе и тело погружается в воду головой вниз. При выполнении фигуры необходимо выдерживать наиболее высокое положение тела над водой в позиции «вертикаль с согнутым коленом».
251. «Дельфин». Круг вперед прогнувшись. К = 1,7. Исходное положение — на спине. Стопами вперед тело описывает круг диаметром 2,5 — 3 м (в зависимости от роста спортсмена). При выполнении фигуры голова, ягодицы и стопы вытянутых вперед ног должны двигаться по воображаемой линии окружности.

252. «Дельфин». Круг вперед прогнувшись, с винтом 180°, К = 1,8. Исходное положение — на спине. Стопами вперед тело движется по кругу диаметром 2,5—3 м (в зависимости от роста спортсмена). Когда стопы пройдут примерно 3/4 пути, тело принимает вертикальное положение. Затем продолжается всплывание ногами вверх до появления лодыжек над поверхностью воды. В этом положении выполняется винт 180° и вертикальное погружение под воду. После остановки тело, прогнувшись, движется ногами вперед к поверхности воды. Заканчивается фигура в положении на спине.
253 "Дельфин" Круг вперед прогнувшись, винт 360°. К = 1,9. Выполняется, как фигура 252, но с винтом 360°.
255. «Дельфин». Круг вперед прогнувшись, с согнутым коленом. К = 1,7. Исходное положение — на спине. Тело начинает движение по кругу стопами вперед. Затем одна нога принимает позицию «с согнутым коленом», в которой и продолжается выполнение фигуры. Как только согнутое колено появляется из воды, нога выпрямляется и фигура завершается в исходном положении на спине.

256. «Дельфин». Круг вперед прогнувшись, с согнутым коленом, винт 180°. К = 1,8. Исходное положение — на спине. Стопами вперед тело начинает движение по кругу (как и в фигуре 251). Прежде чем бедра уйдут под воду, одна нога принимает положение с согнутым коленом. Когда стопа выпрямленной ноги пройдет примерно 3/4 пути, тело принимает вертикальное положение и дальше продолжает всплывать до появления лодыжки над поверхностью воды. В этом положении выполняется винт 180°, и тело погружается вертикально под воду. После остановки тело, прогнувшись, движется стопой вытянутой ноги вперед к поверхности воды. Нога выпрямляется в коленном суставе, и движение ногами вперед прекращается, как только тело окажется в положении на спине.

257. «Дельфин». Круг вперед прогнувшись, с согнутым коленом, винт 360°. К = 1,9. Выполняется, как фигура 256, но с винтом 360°.
260. «Дельфин». Угол вверх одной ногой, круг вперед прогнувшись. К = 1,8. Исходное положение — на спине. Выполняется угол вверх одной ногой. Начинается движение по кругу вытянутой вперед ногой. Как только голова скроется под водой, обе ноги соединяются до прохождения телом половины окружности. Далее движение продолжается ногами вперед — вверх спиной внутрь круга диаметром 2,5 — 3 м. Фигура завершается выходом прогнувшись на поверхность воды в положение на спине. Движения руками произвольные.

265. «Дельфин». Круг вперед прогнувшись, с углом вверх одной ногой. К = 1,9. Исходное положение — на спине. Выполняется угол вверх одной ногой. Сохраняя это положение, тело начинает движение стопой вытянутой вперед ноги по кругу диаметром 2,5—3 м. Голова, спина и задняя поверхность ноги, обращенные внутрь круга, движутся по воображаемой окружности к поверхности воды, после чего нога в положении угол вверх, не сгибаясь, присоединяется к другой ноге. Движение ногами вперед завершается, когда тело примет положение на спине. Положение рук произвольное.
275. «Дельфалина». К = 2,1. Исходное положение - на спине. Тело движется стопами вперед по кругу диаметром 2,5—3 м (в зависимости от роста спортсмена). Когда стопы пройдут примерно 3/4 пути, тело принимает вертикальное положение. Затем продолжается всплывание ногами вверх. Когда стопы покажутся на поверхности воды, одна нога опускается в горизонтальное положение и тело всплывает как можно ближе к поверхности воды. Выполняется винт 180° вперед плечом, разноименным с вертикальной ногой. С вращением на 180° вокруг вертикальной ноги, и не увеличивая глубины погружения, туловище принимает горизонтальное положение и в позиции «угол вверх одной ногой» всплывает. Вертикальная нога возвращается в исходное положение через позицию с согнутым коленом. Фигура завершается в положении на спине.

Класс III
301. «Барракуда». К = 1,8. Исходное положение — на спине. Быстрым движением ноги поднимают вверх перпендикулярно к поверхности воды — в позицию «угол вверх двумя ногами». В этом положении тело погружается в воду до лодыжек. Угол между туловищем и ногами составляет 90°. Далее производится всплывание тела: уровень воды — у колен, лицо — под водой. Движением ног вверх производится разгибание тела в вертикальное положение на максимально возможную высоту над поверхностью воды. Заканчивается фигура погружением стоп под воду.
302. «Барракуда». Вращение на 180°. К = 1,9. Выполняется, как и фигура 301, но после разгиба в вертикаль производится вращение на 180°.
303. «Барракуда». Вращение на 360°. К = 2,0. Выполняется, как и фигура 301, но после разгиба в вертикаль производится вращение на 360°.

305. «Барракуда». Оборот назад согнувшись, разгиб в вертикаль. К = 1,9. Исходное положение — на спине, выполняется позиция «на спине, согнувшись» —туловище параллельно поверхности воды, прямые ноги согнуты в тазобедренных суставах и подтянуты к груди. Производится вращение назад вокруг поперечной оси тела. В момент касания воды пальцами ног туловище образует вертикально поднятыми ногами угол 90°. Уровень воды у лодыжек. В этом положении тело всплывает до колен, лицо остается ниже уровня воды. Движением ног вверх производится разгиб в вертикальное положение на максимально возможную высоту над поверхностью воды, после чего фигура заканчивается погружением под воду.
306. «Барракуда». Оборот назад согнувшись, разгиб в вертикаль с вращением на 180°. К = 2,0. Выполняется так же, как и фигура 305, но после разгиба в вертикаль производится вращение на 180°.

307. «Барракуда». Оборот назад согнувшись, подъем в вертикаль с вращением на 360°. К = 2,1. Выполняется так же, как и фигура 305, но после разгиба в вертикаль производится вращение на 360°.
315. «Гавиата». К = 2,0. Исходное положение — на груди. Туловище опускается вниз перпендикулярно поверхности воды и составляет с ногами угол 90° (позиция «горизонтальный угол»). Производится оборот вперед на 90° и тело принимает позицию «угол вверх двумя ногами в погружении» — ноги направлены вертикально вверх, туловище параллельно поверхности воды, уровень воды — у лодыжек. В этом положении тело всплывает на максимальную высоту, голова — ниже уровня воды, после чего туловище опускается головой назад — вниз с одновременным вращением на 180° вокруг продольной оси. В момент завершения вращения спортсмен, прогнувшись, выполняет полный шпагат, после чего нога, находящаяся впереди, махом назад над поверхностью воды присоединяется к другой ноге. Движение ногами вперед прогнувшись продолжается до тех пор, пока тело не окажется в положении на спине. Все фазы фигуры над поверхностью воды выполняются с максимальной высотой. Движения руками произвольные.
316. «Гавиата», открытое вращение на 180°. К = 2,1. Исходное положение — на груди. Туловище опускается вниз перпендикулярно поверхности воды и составляет с ногами угол 90° (позиция «горизонтальный угол»). Производится оборот вперед на 90° и тело принимает позицию «угол вверх двумя ногами в погружении» — ноги направлены вертикально вверх, туловище параллельно поверхности воды, уровень воды — у лодыжек. В этом положении тело всплывает на максимальную высоту, голова— ниже уровня воды. Туловище опускается головой назад — вниз с одновременным вращением на 180° вокруг продольной оси тела. В момент завершения вращения прямые ноги разводятся в шпагате до образования между ними угла в 90°. Продолжая разведение ног, выполняют винт 180°. В момент завершения вращения спортсмен, прогнувшись, выполняет полный шпагат. Нога, находящаяся впереди, махом назад над поверхностью воды присоединяется к другой ноге. Движение ногами вперед прогнувшись продолжается до тех пор, пока тело не окажется в положении на спине. Все фазы фигуры над поверхностью воды выполняются с максимальной высотой. Движения руками произвольные.

Список использованной литературы:
- Синхронное плавание. Парфенов В.А., Кононенко Ю.Л., Киев, «Здоров'я», 1979, 104 с. Подробнее.
www.fizkult-ura.ru
Основные позиции при выполнении фигур в обязательной программе синхронного плавания (Белоковский В. В.)
Страница 1 из 3
Белоковский В. В. Художественное плавание. ? М.: Физкультура и спорт, 1985. ? 112 с.
Настоящее методическое пособие посвящено виду спорта, который быстро завоевал популярность и получил олимпийское признание.
В пособии рассматриваются этапы развития художественного - синхронного - плавания, вопросы техники и методики обучения, содержание обязательной и произвольной программ выступлений.
Для спортсменов, тренеров, а также для любителей художественного плавания.
1. На спине (рис. 13). Туловище выпрямлено, ноги сомкнуты, носки оттянуты. Голова находится на одной линии с туловищем (уши в воде). Лицо, подъемы стоп, поверхности бедер расположены над поверхностью воды. Руки в этой позиции располагаются у бедер (рис. 13, а) или же вытянуты за головой (рис. 13, б).
2. На груди (рис. 14). Туловище горизонтально. Голова, поверхность бедер и пятки расположены над поверхностью воды. Лицо может быть приподнято или опущено в воду.
3. На боку (рис. 15). Туловище прогнуто. Голова, бедро и боковая сторона стопы одной ноги находятся у поверхности воды. Положение рук может быть различным в зависимости от конкретного описания фигуры.
4. Согнув колено (рис. 16). Положение туловища на спине, на груди, вертикальное или прогнувшись (во время движения по дуге или кругу). Одна нога согнута, стопа прижата к внутренней стороне колена вытянутой ноги или располагается на колене.
5. Угол вверх (рис. 17). Положение туловища на спине. Одна нога выпрямлена перпендикулярно к поверхности воды. Лицо и подъем стопы горизонтально вытянутой ноги находятся над поверхностью воды.
6. Угол вверх двумя (рис. 18). Положение туловища на спине, лицо над поверхностью воды. Выпрямленные (носки оттянуты) ноги удерживаются перпендикулярно поверхности воды. По возможности туловище должно располагаться по отношению к ногам под прямим углом.
7. Вертикаль одной, согнув другую ногу («фламинго») (рис. 19). Положение туловища на спине, под углом к поверхности воды. Одна нога вертикально поднята и выпрямлена перпендикулярно поверхности воды; другая нога согнута в колене и подтянута к груди, середина голени расположена у вертикально вытянутой ноги. Носки оттянуты. Лицо и поверхность голени согнутой ноги находятся над поверхностью.
8. Вертикаль (рис. 20). Положение тела вертикальное, вниз головой. Голова, туловище и ноги вытянуты по продольной оси, ориентированной перпендикулярно поверхности воды.
9. Горизонтальный угол одной ногой («кран» или «журавль») (рис. 21). Положение тела вертикальное, вниз головой. Одна нога вытянута вверх по продольной оси, другая согнута вперед в тазобедренном суставе (под прямым углом к туловищу) и располагается параллельно поверхности воды.
10. Горизонтальный угол двумя (рис. 22). Положение туловища вертикальное, вниз головой. Обе ноги расположены под прямым углом к туловищу, сомкнуты и вытянуты у поверхности воды. Голова составляет одну линию с туловищем.
11. Группировка (рис. 23). Положение тела — плотная группировка. Спина округлая, колени вместе, голени прижаты к бедрам, пятки — к ягодицам, носки оттянуты. Голова приближена к коленям (рис. 23, а). Вариант: неплотная группировка; голени параллельны поверхности воды (рис. 23, б).
12. Согнувшись (рис. 24). Тело вплотную согнуть к бедрам. Ноги выпрямлены, колени приближены к груди.
13. Прогнувшись (рис. 25). Положение туловища прогнувшись. Голова, таз и ноги расположены на дуге окружности.
14. Шпагат (рис. 26). Положение тела прогнувшись, вниз головой. Ноги равномерно растянуты в переднезаднем направлении. Стопы и бедра обеих ног удерживаются возможно ближе к поверхности.
15. Угол вверх прогнувшись («витязь») (рис. 27). Положение тела прогнувшись, вниз головой. Вертикально выпрямленная нога поднята над поверхностью воды. Вместе с другой ногой, разогнутой в тазобедренном суставе и горизонтально вытянутой на поверхности воды, она образует прямой угол. Бедро горизонтальной ноги должно быть максимально приближено к поверхности воды.
16. Острый угол в вертикали («рыбий хвост») (рис. 28). Положение тела вертикальное, вниз головой (аналогично позиции «кран»). Однако нога вытянута вперед под острым углом к поверхности воды, так что стопа располагается у поверхности воды независимо от глубины погружения таза.
Рассмотренные позиции — основные, наиболее часто встречающиеся. Но существует множество промежуточных позиций, без которых также невозможно выполнить фигуры. Мы остановимся лишь на некоторых при описании переходов из одной позиции в другую.
www.ckofr.com
Техника синхронного плавания | ФизкультУРА
Опубликовано Наташкаhttp://www.fizkult-ura.ruСинхронное плавание в известной мере сродни художественной гимнастике, фигурному катанию на коньках и, еще более, балету на льду (как уже отмечалось, его не случайно называют «балетом на воде»).
В классическом балете и в балете на льду движения танцоров являются специфическими и значительно отличаются от движений при обычной ходьбе, беге или беге на коньках.
Своеобразие фигурного катания и балета на льду обеспечивается условиями места выполнения упражнений: лед ускоряет движения спортсменов, делает танец более динамичным. Вода же замедляет скорость, а выполнение движений в трехмерном пространстве, погружения и всплытия, вращения и перевороты с использованием в качестве опоры только водной среды выдвигают новые требования к технике перемещения, к способам контакта с партнерами и др. Поэтому в синхронном плавании способы передвижения в воде и техника плавания будут несколько иными, чем в спортивном плавании.
При освоении техники синхронного плавания необходимо изучить новые позиции в воде, движения руками и ногами, перемещения вокруг различных осей тела. Кроме того, техническая подготовка водных фигуристок должна включать в себя отличное владение четырьмя спортивными способами плавания, умение синхронизировать свои действия с товарищами по команде, ориентироваться под водой и т.д. Руки в синхронном плавании служат не только для создания силы тяги (продвигающих усилий) вперед, но и для раскрытия темы произведения и художественного образа.
Синхронное плавание относится к технически сложным видам спорта, и поэтому движения руками в нем значительно отличаются от спортивного плавания большим разнообразием и арсеналом положений. В синхронном плавании руки при движении могут быть прямыми, согнутыми в различных положениях и в различных направлениях. Ими можно работать поочередно или одновременно.
Во всех вариантах перемещений в воде и при удержании необходимой позиции важными являются движения руками «восьмеркой». Они выполняются почти у бедёр, быстро и энергично. С помощью этого сохраняют вертикальное или горизонтальное положение на месте. Например, для удержания горизонтального положения ладонями выполняют восьмеркообразные поддерживающие движения у бедер. В вертикальном положении для поддержания необходимой высоты руки могут работать или у поверхности воды, или у бедер, перемещаясь сверху вниз восьмеркообразными движениями, или же по поверхности воды справа налево и слева направо.
Во время продвижения ногами или головой вперед в положении на спине или на груди также возможна работа одними ладонями в непосредственной близости от тазобедренных суставов. Такая же восьмеркообразная работа руками или только ладонями применяется и в различных позициях с вытянутыми вверх руками.
Во время выполнения вращательных движений вокруг продольной оси тела как в горизонтальной, так и вертикальной плоскостях руки выполняют вращательные движения вокруг туловища в противоположном направлении. Если, например, для создания вращения тела слева направо левая рука идет вокруг туловища спереди назад, то другая рука движется сзади в противоположном направлении.
Следует отметить, что такие движения руками дают возможность перемещаться во всех направлениях с желаемой скоростью и являются основными во время выполнения большинства фигур на поверхности воды.
При гребковых движениях для осуществления всевозможных перемещений ладонь, как правило, принимает такую же форму, как в спортивном плавании. Однако при выполнении композиции для развития и выражения темы пальцы могут быть расставлены в стороны, сжаты в кулак и т.д.
Движения ногами в синхронном плавании не только обеспечивают передвижение спортсменки. Во всех упражнениях и фигурах ноги служат для удержания тела в различных статических позах и являются необходимым элементом, играющим большую роль в зрелищном восприятии композиции. При этом первостепенное значение имеют такие качества, как растянутость связок — умение вытянуть пальцы ног, большая гибкость и подвижность в голеностопных и тазобедренных суставах. Поэтому чрезвычайно важным является рациональный подбор упражнений, направленных на развитие гибкости и подвижности различных суставных групп (упражнения в зале, у балетного станка, акробатические упражнения, упражнения в воде).
В основном положении на спине или на груди ноги могут занимать различные позиции. Например, обе ноги — прямые и находятся на поверхности воды; одна нога — прямая, другая — в той или иной степени согнута в коленном суставе. В этом случае стопа согнутой ноги располагается у лодыжки выпрямленной ноги, у середины голени или у коленного сустава на середине бедра; нога перпендикулярна поверхности воды.

В положении на спине нога, согнутая в колене, может быть не только перпендикулярной к поверхности воды, но также располагаться в горизонтальной плоскости.
В основу синхронного плавания положены хорошо известные, хотя и несколько видоизмененные способы спортивного плавания. Только совершенная техника способов передвижения в воде (учитывая их специфичность в синхронном плавании) обеспечивает спортсменке успешное выполнение индивидуальных комбинаций сложных фигур, согласование своих действий с партнерами в групповом плавании или показательных выступлениях. Именно необходимостью хорошо ориентироваться в воде, видеть партнеров и согласовывать с ними свои движения, а также слышать музыку, вызваны изменения в способах плавания по сравнению со спортивными. Это приводит к необходимости плавать с поднятой над поверхностью воды головой.
В кроле, например, подготовительные и гребковые движения руками бывают весьма разнообразными. Над водой руки проносят вперед через стороны или через верх. Они могут быть совершенно прямыми или чрезмерно согнутыми, с очень высоким расположением локтевого сустава над водой. Голова приподнята над водой, тело слегка прогнуто в пояснице, ноги, как правило, бесшумно работают под водой. Исключение составляют те случаи, когда энергичная работа ногами является необходимым компонентом самого упражнения и связана со сценарием или вызвана режиссерской необходимостью.
При плавании на спине гребковые движения руками совершают одновременно или поочередно. Как и при кроле на груди, они могут быть весьма разнообразными: руки проносятся прямыми или согнутыми в локтевых суставах, над водой или под водой, прямо перед собой или через стороны и т.д.
В брассе выполняется короткий гребок руками — до линии плеч или длинный — до бедер. Гребок может быть через стороны или под себя. Гребковые движения ногами возможны с узким вариантом разведения ног во время толчка при непрерывной работе для обеспечения большей плавности продвижения.
Существуют различные варианты - движения руками и при плавании баттерфляем. Они могут сильно сгибаться в локтевых суставах или проноситься по воздуху прямыми, входить в воду на ширине плеч, значительно шире или уже и т.д. Ноги могут или бесшумно работать под водой, или выполнять бурные и эффективные удары по поверхности воды. Возможно плавание с имитацией движений дельфина при продвижении без погружения головы и плечевого пояса под воду.
Список использованной литературы:
- Синхронное плавание. Парфенов В.А., Кононенко Ю.Л., Киев, «Здоров'я», 1979, 104 с. Подробнее.
www.fizkult-ura.ru
для детей и взрослых » Виды спорта » Синхронное плавание
Характер этого красивого вида спорта и возможность проводить соревнования, не требующие максимальных показателей скорости и выносливости, привлекают к нему пока только женщин.
Этот вид плавания заключается в совершенном по форме осуществлении плавательных движений и безупречном выполнении фигур большей или меньшей сложности. Так же как фигуристка на льду, спортсменка в синхронном плавании стремится к эстетическому выполнению труднейших элементов движения. Ритмичность движений должна быть синхронна с ритмом музыкального сопровождения. Каждое выступление имеет определенную тему, выражаемую музыкой и движением. В большинстве случаев исходным моментом в оформлении выступления является музыка, содержание которой определяет необходимые позы, элементы движений и жесты. Кроме того, суть синхронного плавания заключается в неподвижном изображении на воде определенных рисунков группой спортсменок. Музыка служит для большей выразительности изображаемого. Переход от одного рисунка к другому выполняется в определенных местах музыкального произведения. Спортсменки изображают на поверхности воды рисунки, сменяющиеся по принципу калейдоскопа. Переход от одного рисунка к другому спортсменки выполняют в положении на спине или под водой.
Историческое развитие. Хороводы с цветами, фонариками и флажками, радовавшие глаз зрителя во время праздников на воде яркостью и игрой красок, послужили прототипом фигурного, а затем синхронного плавания.
Синхронное плавание было распространено в Америке до второй мировой войны. Его использовали в качестве доходных «шоу». Как вид спорта синхронное плавание развилось после 1945 г., сначала в США, затем во Франции и Голландии. Сегодня оно входит в программу спортивных соревнований примерно в 50 странах, в том числе двенадцати европейских. Благодаря многообразию форм и перспектив развития эта спортивная дисциплина до сегодняшнего дня постоянно изменяется, расширяется и совершенствуется.
Полное признание на международном уровне как официальный соревновательный вид спорта синхронное плавание получило лишь в 1956 г. с образованием Международной комиссии синхронного плавания. Решение конгресса Международной федерации плавания, принятое в Мехико в 1968 г., об организации с 1971 г. чемпионатов мира по синхронному плаванию явилось новым этапом в развитии этого вида спорта. В июле 1980 г. МОК принял решение включить синхронное плавание в программу Игр XXIII Олимпиады.
Материальное обеспечение. Плавательный бассейн.
Минимальная длина бассейна для соревнований по синхронному плаванию составляет 12 м, ширина -6 м, минимальная глубина-2 м. Дно бассейна должно хорошо просматриваться. Электроакустическое воспроизводящее устройство. Для проведения соревнований необходимо наличие установки для воспроизведения музыкальных записей. Участницы должны предоставить в распоряжение организаторов магнитофонные ленты или пластинки для передачи музыкального сопровождения. Форма одежды. В комплект одежды для пловчих входят купальный костюм из темного материала, отвечающий требованиям правил, и белая шапочка для исполнения обязательной программы, а также костюм, соответствующий теме произвольной программы.
Техника. К технике фигурного плавания относятся различные способы плавания, «паддельн», отработка обязательных фигур и образование рисунков. Стили плавания. Спортсменки должны владеть следующими стилями плавания: кролем, на спине, брассом, баттерфляем, на боку, а также вариантами этих способов. Владение этими стилями является необходимой предпосылкой для того, чтобы заниматься фигурным плаванием. Однако технический принцип их воспроизведения в фигурном плавании изменяется. Лицо постоянно находится над водой, чтобы спортсменка могла следовать музыкальному ритму, сохранять ориентацию в пространстве и координировать свои движения с движениями партнерш; энергичная работа ногами происходит глубоко под водой, чтобы на поверхности не появились брызги; движения рук стилизованы, их темп, направление, форма и акцент зависят от музыки, темы и уровня подготовленности команды.
«Паддельн» (плавание «по-собачьи»). Несмотря на то что «паддельн», в общем, не признается как стиль плавания, в фигурном плавании он имеет чрезвычайно важное значение. «Паддельн» — это мелкие движения руками и кистями рук, которые повышают плавучесть и позволяют выполнять в воде самые различные движения. «Паддельн» в положении лежа на спине на месте (кисти рук движутся по бокам на уровне несколько ниже бедер) часто является исходной и заключительной позицией при выполнении фигур в синхронном плавании. «Паддельн» служит для продвижения тела вперед при смене рисунка, если только переход не осуществляется под водой.
Фигуры. Согласно международной классификации, фигуры в синхронном плавании подразделяются на пять групп («балетная позиция», «дельфин», «кон- традельфин», «сальти» и «диверсе») и обозначаются цифрами. Для фигур группы «балетная позиция» характерна поднятая вертикально над поверхностью воды нога с оттянутым носком. В исходной позиции спортсменка лежит на спине на поверхности воды при абсолютно вытянутом положении тела. Отдельные фигуры выполняются путем вращения вокруг продольной и поперечной оси, а также различной формы погружений и всплываний.
Для групп «дельфин» и «контрадельфин» характерно проплывание круга, которое начинается погружением в положении на спине и заканчивается всплыванием в том же положении. В фигурах группы «дельфин» круг проплывается головой вперед, группы «контрадельфин»-ногами вперед. Легкое сгибание одной ноги в колене, оттягивание носков, вращение вокруг продольной оси, непрерывное проплывание двух кругов для выполнения фигуры горизонтально лежащей восьмерки, одновременное проплывание круга двумя или несколькими участницами-все это существенные возможности варьирования фигур этих групп.
В то время как в других видах спорта для выполнения сальто необходимо сделать по меньшей мере один полный оборот, в фигурном плавании как сальто расценивается четверть оборота. Так, например, первая в группе «сальти» фигура «барракуда» состоит из погружения головой вперед в положении лежа на спине с последующим вынесением над поверхностью воды согнутых в тазобедренных суставах ног. В эту группу, кроме того, включены вращения, выполняемые с согнутыми в коленях и тазобедренных суставах ногами (в положении «группировки») или только в тазобедренных суставах. К вращениям непосредственно примыкает движение, обеспечивающее вынос ног вертикально над поверхностью воды. Однако ноги не должны «застывать» в этом положении над водой.
В группу «диверсе» входят все прочие формы движения, которые состоят из выполнения стойки на руках, переворотов, вращений на поверхности воды и фигур.
Образование рисунков. Техника образования рисунков в синхронном плавании не предполагает владения большим числом форм движения. Тело спортсменки в положении лежа на спине плоско вытянуто на поверхности воды. Она должна уметь находиться в таком положении в течение длительного времени, не двигая руками и ногами. Руки могут быть при этом прижаты к корпусу, полуопущены по отношению к корпусу, раскинуты в разные стороны, полуприподняты или подняты вертикально над головой. Мышцы таза напряжены. Вытянутые ноги с оттянутыми носками могут быть сомкнуты или раздвинуты.
Основу рисунков составляют треугольники, четырехугольники и круги, которые могут быть преобразованы в кресты, звезды и другие рисунки. Спортсменки держатся друг за друга (способы соединения: рука к руке, нога к ноге, нога к голове, нога к руке и т.д.). Смыкая и раздвигая руки и ноги, спортсменки могут как бы заставить рисунки двигаться. Можно добиться повышения эффекта путем образования кругов. Очень эффектным и трудным упражнением синхронного плавания (группового) является «колесо». Это упражнение заключается не в создании рисунка на поверхности воды, а представляет собой находящуюся в постоянном движении фигуру. Все спортсменки одной группы лежат на спине в один ряд, касаясь ногами головы партнерши. Первая ныряет головой вперед, как при выполнении упражнений группы «дельфин», и проплывает под всем рядом. Она находится под водой до тех пор, пока, вынырнув, не коснется головой ног последней участницы ряда. Поскольку движение всей группы непрерывно и соединение «голова к ноге» не нарушается, пловчихи изображают вращающееся колесо «дельфин».
Правила. В синхронном плавании проводятся личные соревнования («солисты», соревнования между «дуэтами») и командные, в которых участвуют группы из 4-8 и более спортсменок. Оценка производится семью судьями, присуждающими очки от 0 до 10 (может быть присуждено и пол-очка). В синхронном плавании для обязательной программы из 100 возможных фигур избираются пять. Это делается путем жеребьевки перед началом соревнований, причем 3 упражнения не должны превышать степень сложности 1,7 (1-я серия) и 2 упражнения должны превышать степень сложности 1,7 (2-я серия). Каждые четыре года фигуры 1-й и 2-й серий заново утверждаются Международной комиссией фигурного плавания при Международной федерации плавания. Каждое упражнение выполняется отдельно, без музыкального сопровождения. За него выставляется оценка, которая выводится следующим образом: минимальная и максимальная оценки из семи выставляемых исключаются, затем из оставшихся пяти выводится среднее арифметическое, которое сопоставляется со степенью трудности выполненного упражнения.
Значительно труднее оценивать произвольную программу, которая выполняется с музыкальным сопровождением. Каждый из семи судей должен в одной оценке учесть степень синхронности, степень сложности фигур и движений, выразительность, композиционное воплощение программы, отработанность движений в воде, согласованность действий между участницами, глубину раскрытия темы, подбор костюмов, вид и оригинальность программы.
Продолжительность произвольной программы не должна превышать 5 мин. Включенные в программу вступительные движения на суше не должны выполняться дольше 20 сек.
В соревнованиях по синхронному плаванию оценка выставляется за выполнение программы, состоящей из 8 рисунков, пролога и эпилога. Рисунки подбираются и составляются с помощью каталога рисунков, причем в соревнованиях групп, состоящих из восьми человек, степень сложности всех упражнений не должна превышать 16,5 очка, а в соревнованиях групп, состоящих из двенадцати спортсменок,-20 очков.
Подготовка и тренировка. Сильно развитое чувство воды и хорошая пространственная и временная ориентация являются основными предпосылками, позволяющими выполнять сложные движения в заданном ритме над и под водой и на поверхности воды.
Тренировка в воде. С самого начала большое внимание уделяется коллективной тренировке по возможности с ритмическим выполнением упражнений. К общей подготовке в воде относятся плавание кролем и кролем на спине (вначале для сопровождения особенно рекомендуется ритм вальса), «паддельн», ныряние и плавание в различных группах и с выполнением фигур.
К специальной подготовке относится отработка фигур и рисунков, а также целых программ. Тренировка на суше. Этот вид подготовки крайне необходим в синхронном плавании. Элементы балета и спортивной гимнастики служат выработке правильной осанки и красивых движений. Ритм музыкального произведения улавливается путем его многократного проигрывания и одновременного выполнения многочисленных упражнений на суше. Стереотип движений, необходимый диапазон и энергичность лучше вырабатывать вне воды. Составление программы (произвольной) требует большой предварительной работы. Прежде всего производится анализ музыкального сопровождения и подбор движений, причем решающим фактором для этого подбора является тема и своеобразие музыкального произведения. Необходимо подготовить соответствующие костюмы. При составлении программы необходимо учитывать преимущества и недостатки того бассейна, где данная программа будет выполняться.
Велика роль синхронного плавания в организации досуга, поскольку им могут заниматься также ранее активно выступавшие пловчихи более старшего возраста.
Разнообразные возможности творчества придают синхронному плаванию особую ценность и привлекательность.
Рп5 самый точный прогноз погоды в Дзержинске
.
www.fizkultura-vsem.ru
Характеристика синхронного плавания | ФизкультУРА
Синхронное плавание — один из основных видов водного спорта. Соревнования по синхронному плаванию включены в регламент Олимпийских игр, чемпионатов мира и континентов.По составу участников синхронное плавание — женский вид спорта (в некоторых странах в соревнованиях участвуют и мужчины).
По условиям проведения соревнований синхронное плавание — вариативное многоборье.
По характерному признаку синхронное плавание — художественный вид спорта, т. е. вид, изначально нацеленный на создание зрелищности и пластической выразительности спортивных состязаний.
Синхронное плавание обладает всеми достоинствами, присущими художественным видам спорта, — красочностью выступлений, органичностью исполняемых движений, сочетанием силы и грации, возможностями совершенствования физической и эстетической культуры человека.
Оценка результатов в синхронном плавании (как и в других художественных видах спорта) проводится на основе субъективного судейства. Применяется десятибалльная шкала оценки с градацией 0,1 балла.
Основная модель состязаний по синхронному плаванию: розыгрыш трех комплектов медалей среди солистов, дуэтов, групп на чемпионатах и первенствах и общекомандная борьба за Кубок.
На детских и юношеских соревнованиях, кроме произвольных программ, все спортсмены выступают и в обязательной программе {«школе»).
Стандарты синхронного плавания указываются в основных документах о соревнованиях — «Правилах» и «Положениях». В числе обязательных — параметры бассейнов для проведения соревнований, форма одежды спортсменок, принятый хронометраж композиций, технические требования к произвольным программам. Есть и вариативные стандарты, такие как зажимы для носа, разрешенные правилами, но не обязательные для выступлений спортсменов.
И зона риска, и главная проблема обеспечения безопасности в синхронном плавании связаны с работой спортсменок на задержке дыхания.
В обязательной программе задержка дыхания вызвана необходимостью исполнять многоэлементные фигуры в положении «обратной вертикали» (вниз головой). В произвольной программе задержка дыхания неизбежна при исполнении каскадов фигур и двигательных мелодий с погружением корпуса и головы спортсменки под воду.
С точки зрения двигательной практики синхронное плавание — многофункциональный вид спорта. Спортсменки высших спортивных разрядов, помимо навыков скоростного плавания, имеют подготовку во многих других областях водных видов спорта: в подводном плавании, водном поло, прыжках в воду; в различных областях двигательной пластики: хореографии, художественной гимнастике, акробатике.
Собственная двигательная специфика, присущая только синхронному плаванию, включает умение спортсменок работать в воде в «прямой» и «обратной» вертикали, демонстрировать строго статичные позы в сочетании с одновременным исполнением разнохарактерных движений: специфических гребков руками, попеременных сгибаний и разгибаний корпуса, проносов ног над водой, винтов, вращений, ходьбы в воде на ногах, выпрыгиваний, выталкиваний из воды и др.
Практика синхронного плавания состоит в том, чтобы овладеть широким арсеналом средств освоения водного пространства — умениями исполнять разнообразные виды горизонтальных передвижений в воде вперед головой или стопами (на груди, на спине, на боку), вертикальные перемещения в прямой и обратной вертикалях, соединять различные виды передвижений и перемещений в двигательную мелодию.
К первому виду вертикальных перемещений относятся выпрыгивания и ходьба в экбите, осуществляемые за счет работы ног (как у ватерполистов), ко второму — уходы под воду вниз головой — погружения (как у подводников), к третьему — вращения, винты (вращения корпуса вокруг собственной оси с удержанием или сменой высоты) и выталкивания (взрывные подъемы вверх ногами за счет работы рук), не имеющие аналогов в других водных видах спорта.
Вариативные сочетания характерных для вида движений, передвижений и перемещений, исполняемые под музыку, именуются композициями и составляют существенную часть содержания синхронного плавания.
Композиции, лимитируемые стандартами синхронного плавания, делятся на произвольные и технические, прочие определяются как показательные.
Список использованной литературы:
- Водные виды спорта: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова, М.Н. Максимова, М.Н. Маринич и др.; Под ред. Н.Ж.Булгаковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с. Подробнее.
www.fizkult-ura.ru
Композиция движений и пластика в произвольной программе синхронного плавания (Белоковский В. В.)
Настоящее методическое пособие посвящено синхронному плаванию - виду спорта, который быстро завоевал популярность и получил олимпийское признание.
В пособии рассматриваются этапы развития художественного плавания, вопросы техники и методики обучения, содержание обязательной и произвольной программ выступлений.
Для спортсменов, тренеров, а также для любителей художественного плавания.
Белоковский В. В. Художественное плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 112 с.
КОМПОЗИЦИЯ ДВИЖЕНИЙ И ПЛАСТИКА
Начало композиции
Произвольная программа начинается с момента включения фонограммы, которое производится по сигналу помощника судьи или старшего арбитра. После объявления фамилии участницы и ее выхода на старт судья должен убедиться, что она заняла исходное положение и готова начать выполнение программы. Произвольная программа может начинаться на бортике бассейна (в любой его точке) или непосредственно в воде. Выполнять движения на бортике бассейна разрешается не более 20 с. Если при выполнении групповой композиции спортсменки входят или прыгают в воду не одновременно, то отсчет времени ведется от первых звуков аккомпанемента до вхождения в воду последней участницы. Хотя в правилах соревнований ничего не сказано о судействе движений на бортике бассейна, эти движения играют далеко не последнюю роль в создании предварительного впечатления о гармоничности всей композиции. Если вспомнить, как беспомощно и невыразительно выглядели движения на суше участниц первых соревнований по художественному плаванию, и сравнить их с сегодняшними, то становится понятным внимание, которое уделяют им судьи. В эти короткие мгновения оцениваются и хореографическая подготовка, и костюм участницы, и ее артистизм, и оригинальность вхождения в воду.
Движения на бортике бассейна по характеру и пластике должны соответствовать содержанию основной темы произвольной программы. Это экспозиция, т. е. первый раздел движений, содержащий изложение основного тематического материала, даже если он дан краткими хореографическими приемами. Здесь могут быть применены позы для пар и групп, поддержки типа партерных поддержек в балете, элементы пантомимы, акробатические упражнения и танцы. Завершаются движения на бортике прыжком в воду, спадом, соскальзыванием и т. п.
Некоторые спортсменки отказываются от выполнения движений на бортике, учитывая их необязательность по правилам соревнований. Происходит это по двум причинам. Первая причина — плохая подготовка, неуверенность в хорошем прыжке, аккуратном погружении в воду. Вторая причина состоит в том, что экспозиция по фонограмме не укладывается во времени и спортсменка переносит ее в воду. Всякое вхождение в воду с резким погружением (как это бывает после прыжка) требует музыкальной паузы или специально вмонтированного звукового отрезка, необходимого для перемещения спортсменки под водой. В парном выступлении этот отрезок времени используется для подготовки первого выталкивания или взаимодействия в центре бассейна. В групповом выступлении вхождение в воду часто бывает каскадным: первые номера должны занять исходное положение для построения группы и ожидать под водой остальных участниц. Часто эффектное передвижение в воде требует аккуратного погружения, чтобы неизбежно вызванное волнение на поверхности воды минимально мешало наблюдать за спортсменками сверху. И, напротив, это требование исключается при маскировке построения группы под водой.
Передвижение в композиции
Перемещение спортсменок в бассейне при выполнении произвольной программы планируется заранее. Надо исходить из возможности преодолеть возможно большее расстояние в квадрате бассейна, чтобы все судьи-арбитры могли одинаково хорошо видеть спортсменок, когда они проплывают вблизи. Часть композиции выполняется в центре бассейна на одинаковом удалении от всех судей. Композиция должна ориентироваться на основные трибуны бассейна таким образом, чтобы самые эффектные, кульминационные моменты просматривались в наиболее выигрышном ракурсе. Заканчивается композиция, как правило, в центре бассейна. Целесообразно при разработке схемы передвижения пользоваться уменьшенным планом, на котором пунктиром наносится путь спортсменки, пары, участниц группы с обозначением мест остановок для выполнения комбинаций, фигур, подводных движений, выпрыгиваний, выталкиваний и т. д. Наиболее распространенный путь передвижения для солисток и пар после выхода в центр—смещение к одной из трибун и движение по замкнутому кругу с возвращением в центр. В 25-метровом бассейне хорошо подготовленные фигуристки успевают преодолевать расстояние по периметру более чем в полтора круга. Могут применяться и другие траектории движения, например по форме восьмерки, девятки. Моделирование траекторий перемещения спортсменок в группе производится из всех основных последовательных фаз. Они изображаются на отдельных страничках, чтобы перестроения не наслаивались одно на другое.
Техника передвижения спортсменок должна отвечать следующим требованиям:
1) соответствовать темпу музыки;
2) обеспечивать непрерывность движения между выполнением фигур и их соединений, а в ряде случаев — передвижение в. позициях;
3) обеспечивать выполнение движений руками или ногами над, поверхностью воды для решения пластических задач;
4) обеспечивать стабильность выполнения элементов фигур. За счет эффективности техники гребковых движений спортсменка может поддерживать высокое положение тела, быстро и плавно перемещаться в интервалах между выполнением фигур и их соединений.
Передвижение спортсменок в парах осложняется требованиями согласованности движений, зеркальности, симметричности действий и моментами совместных действий. Кроме этого, судьями поощряется близкое расположение спортсменок во время перемещения, что создает дополнительные трудности. Возмущенные слои воды от движений ногами или руками входят во взаимодействие с такими же потоками в зоне гребков партнерши; в результате трудно рассчитывать силу гребков, чтобы сохранить их синхронность.
В групповых упражнениях перемещения особенно трудны и осложнены требованиями к коллективным действиям. Перестроения под водой требуют быстрого и точного ориентирования, чтобы выстраивание линий на поверхности не отнимало времени на равнение диагоналей, кругов и других геометрических фигур. Возникают трудности с изменением скорости движения, разной для средних и крайних участниц, когда из линии они перестраиваются в более сложные фигуры или, наоборот, из какой-либо фигуры в прямую линию. При групповых композициях добиться синхронности движений гораздо труднее, особенно при одновременном всплывании или выталкивании участниц в парах.
Выполнение фигур, гибридов и других соединений в композиции
Правила соревнований не ограничивают участниц в выборе движений и их количестве, но пример лучших выступлений фигуристок позволяет сделать вывод о некоторых критериях количества и трудности включаемых фигур и соединений.
В отличие от обязательной, в произвольной программе применяется много неклассификационных, оригинальных фигур и движений, соединяющих их в цепочки, последовательных действий. В них угадываются элементы классификационных фигур и переходов из одной позиции в другую, но встречаются и оригинальные движения.
В зарубежной терминологии принято называть соединяющие элементы связками, а вновь образованные фигуры — гибридами (т. е. фигуры, сочетающие в себе признаки двух или трех классификационных фигур). Если спортсменка соединяет исполнение нескольких гибридов и фигур, то такое соединение правильно назвать комбинацией. Чаще всего комбинация завершается погружением после выполнения «вертикали» с различными видами поворотов, вращений, винтов. Но комбинации могут заканчиваться и любыми другими движениями рук, туловища и ног. После завершения комбинации необходимо продвижение в очередную точку траектории, где выполняется следующая комбинация фигур. Слишком плотное насыщение комбинациями (особенно такими, где нет поступательного движения) не обеспечит спортсменке или паре такую траекторию пути, которая позволит преодолеть возможно большее пространство бассейна. Такая композиция будет скорее походить на акробатику в воде и, несмотря на сложность комбинаций, будет невысоко оценена судьями. В основе распределения комбинаций фигур в композиции лежат два ограничения: техническая и функциональная подготовка самой спортсменки; форма музыкального материала, взятого для композиции. Понятно, что если бы спортсменка смогла в отведенное время выполнить максимально возможное число комбинаций и преодолеть за это время максимально возможный путь, ей потребовалась бы и соответствующая темповая музыкальная композиция. Однако физиологические возможности организма спортсменки для выполнения интенсивной работы ограничены в указанных временных границах программ. С другой стороны, число выполняемых комбинаций (достаточно сложных, но не оригинальных) может не отразиться в оценке композиции. В правилах не сказано, что берется во внимание количество фигур,—учитываются их разнообразие и степень трудности, причем критерии трудности пока не определены с достаточной четкостью. Особенно сложно оценить степень трудности, когда демонстрируется новый элемент, фигура-гибрид или новая поддержка в паре.
Разнообразие, вариативность и сложность движений
Общеизвестно, что разнообразие проплывов между комбинациями фигур, разнообразие выполненных фигур и вариативность их выполнения существенно влияют на оценку за произвольную программу.
Разнообразие предусматривает включение фигур из разных групп, выполнение винтов, поворотов и вращений. Если выполнение сложных фигур какой-либо группы невозможно из-за их длительности, то спортсменки используют лишь наиболее характерные элементы. Для того чтобы показать владение элементами фигур разнообразных групп, можно соединять их в одной или нескольких комбинациях. Почти никогда не включаются в произвольные композиции круги в вертикальной плоскости: они плохо просматриваются с трибун и очень продолжительны по времени.
Разнообразить композицию можно не только исполнением комбинаций фигур и гибридов из разных групп. Следует использовать различную технику начала движения, т. е. необычные исходные положения. Радует глаз необычность перестроений в групповых композициях, разнообразие рисунка построений. В парных выступлениях поощряются разнообразие взаимодействий партнерш, их соединений в парных фигурах. Эффект разнообразия создают синхронизированные движения, выполняемые на расстоянии и при сближении участниц, а также смена партнерш в выталкиваниях при поддержках.
Очень близко к понятию «разнообразие» определение вариативности движений.
Вариативность исполнения демонстрируется прежде всего в разнонаправленных, разносторонних движениях, т. е. в одинаковом владении поворотами и винтами в обе стороны, выполнении двух схожих фигур (например, сначала с подъема правой, а затем с подъема левой ноги). Эффект вариативности создают открытые повороты, выполняемые в обе стороны, быстрые и закрывающиеся повороты, продолженные винты, винты, выполняемые вверх-вниз.
Что входит в понятие «сложность программы»? Включение сложных элементов фигур, гибридов, комбинаций, однако выполняемых легко, непринужденно с сохранением высокого положения тела в воде.
К трудным комбинациям фигур относятся такие, которые требуют продолжительной задержки дыхания при непрекращающихся движениях; согласования движений, которые точно следуют изменяющемуся ритму музыкального сопровождения. Остановки движения в фигурах и фиксация позы при высоком положении тела, точность перемещения за счет малозаметных движений руками также относятся к категории трудных элементов. В парных и групповых выступлениях трудными считаются: выполнение фигур на близком расстоянии друг от друга, равномерное передвижение участниц на поверхности, соблюдение точных интервалов в сложных построениях. Сохранение рисунка построения считается более трудным, если он не нарушается при передвижении всей группы. Равнение поддерживать труднее при дугообразных построениях, чем при прямолинейных. Считается более трудным выполнение перестроений под водой без длительных задержек. Поддержки и выталкивания относятся к трудным взаимодействиям, если они выполняются высоко и с хорошим управлением при взаимодействии партнерш. Выполнение рискованных элементов (акробатических входов, одновременных выталкиваний) также относится к трудным моментам. Особенно трудно синхронизировать действия при выталкиваниях в групповых композициях, когда четыре фигуристки находятся внизу и четыре — вверху. В таких случаях синхронизация движений у выталкиваемых спортсменок целиком зависит от согласованности опорных действий нижних партнерш.
Сложные элементы должны оцениваться в соответствии с уровнем совершенства их выполнения. Фигуры и гибриды, включаемые в комбинацию, необходимо рассматривать с позиций судейства обязательных фигур. Считается более трудным выполнение фигуры близко к поверхности. Если комбинация заканчивается в вертикальном положении, то максимальной высоты труднее достичь при выпрямленном положении обеих ног, чем в позиции с одной, горизонтально вытянутой ногой. В гибридах необходимо соблюдать узнаваемые формы из классифицированных позиций, иначе судьи могут принять за ошибку отклонения от канонов. Техника передвижения между комбинациями фигур должна отличаться мощностью и эстетичностью движений, несмотря на то что скорость передвижения и плавность движений антагонистичны. Оригинальные фигуры должны оцениваться по: сложности самого движения, фиксированию высоты тела, сбалансированности вращательных элементов, задержке дыхания, трудности изменения скорости в зависимости от меняющегося ритма музыкального сопровождения. Комбинация считается более трудной, когда достаточно сложные элементы выполняются в конце программы, нежели аналогичные им, но выполняемые в начале композиции.
Пластика движений
Пластика в широком понимании — это объемная выразительность движений. В художественном плавании мы сталкиваемся с необходимостью применять пластические средства выразительности в движениях руками, головой, туловищем. Пластика (в отличие от элементов пантомимы, иногда применяемых в выступлениях на бортике), подчинена музыкальному ритму и допускает повтор элементов в соответствии с музыкой. Пластические акценты в движениях должны соответствовать кульминациям в музыкальном сопровождении.
Выразительные движения — своеобразный способ передачи эмоций. Существуют выразительные движения иллюстративного характера. В отличие от них эмоционально выразительные движения требуют знания «устойчивых выразительных средств хореографической классики» 1. Эмоциональное восприятие музыки и способность к переживанию должны воплотиться в пластической форме.
Техника движений и их выразительность тесно взаимосвязаны. Занятия хореографией позволяют овладеть широкой палитрой выразительных движений. Здесь для хореографа открывается широкое поле деятельности. В постановке пластики движений водной фигуристки не может быть дилетантства. Хореограф обязан занимать самостоятельную позицию, и его работа не должна сводиться тренером до «сферы услуг». Выбор пластического решения сообразно с жанром, драматургией и национальным колоритом— лишь первое условие для создания выразительности движений. Второе, не менее важное условие — выявление индивидуальных способностей спортсменки, использование ее творческого потенциала.
Так как в художественном плавании руки играют большую роль в выразительности движений, необходима специальная подготовка для постановки пластики рук. Подготовка должна включать широкий диапазон движений—от позиций классического танца до танцев типа модерн. Не менее важно совершенствовать пластику движений руками на материале народных танцев.
Мимика, жесты, пластические интонации служат средством передачи восприятия спортсменкой музыкального материала. Как может оценить судья или зритель тот или иной жест, если он ничего не означает?! Или, например, если его значение не интонировано музыкальной темой?! Вся совокупность движений пластического характера семиотична2, поэтому важно найти такие формы пластики движений руками, которые могли бы подчеркнуть эмоциональную и смысловую характеристики фрагмента. Далеко не каждое выбранное музыкальное сопровождение предоставляет возможность для образного решения пластики. Часто выбранная музыка для парных и групповых выступлений имеет только ритмическую структуру. В этих случаях пластика может иметь только орнаментальный характер. Для эмоционального решения пластики необходимо ее узнавание, т. е. перед хореографом ставится задача найти характерные признаки выразительного движения, которые придали бы ему определенную смысловую окраску. Например, как показал анализ специальной литературы, сделанный Э. П. Аверкович, музыка героического характера выражается гордо поднятой головой, напряженными движениями вытянутых рук; кисти при этом прямые и продолжают линию рук. Прослеживаются черты, свойственные призывному и повелительному жесту. В музыке романтического, лирического плана движения кистями расслабленные, повороты кисти ладонью к груди подчеркивают интимный характер темы.
Интерпретация одного и того же музыкального произведения может быть примерно одинаковой по подбору пластических средств, по содержанию комбинаций, по стилю решения композиций. В таких случаях предпочтение отдается спортсменкам, выполнившим композицию на более высоком эмоциональном уровне, более артистично. Критериями оценки манеры представления, отмеченной в одном из параграфов правил соревнований, являются свобода владения композицией, раскрепощенность спортсменки и ее обаятельность, которые зритель видит при исполнении программы.
Белоковский В. В. Художественное плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 112 с. С. 88-94.
1 Лисицкая Т. С. Хореография в гимнастике. М., ФиС, 1984.
2 Семиотика — наука о знаковых системах, под которыми понимаются все формы языкового общения между людьми.
Фигура 150. Сабмарина
www.ckofr.com