Практическая терминология общеразвивающих упражнений. Пиктограммы по физкультуре картинки и их значения


Пятьдесят комплексов общеразвивающих упражнений в графическом изображении

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Целью данной работы является:

1. Помощь учителю в подготовке к уроку.

2. Быстрый подбор О.Р.У комплексов к любой теме урока.

3. Сокращение записи конспекта урока.

Общеразвивающими упражнениями (ОРУ) называются движения отдельными частями тела или их сочетания, выполняемые с разной с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением. Цель применения О.Р.У. - воспитание физических качеств и подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными навыками.

ОРУ можно выполнять как отдельными, так и всеми частями тела одновременною Они выполняются без предметов и с предметами (палкой. Мячом, гантелями и т.д.), на гимнастических снарядах (стенке, скамейке) индивидуально и в парах, на месте и в движении.

При составлении комплексов ОРУ для подготовительной части урока было определено 15 упражнений, а содержание в зависимости от задач урока.

Эти комплексы ОРУ составлялись не один год и подбирались упражнения, оказывающие воздействия на все группы мышц и обеспечивающие развитие основных физических качеств. Важно, чтобы они подготавливали занимающихся к освоению двигательных действий, изучаемых на уроках. В этих комплексах это учтено.

Первым и последним в комплексе должно быть упражнение на формирование правильной осанки. Затем следуют одно-два упражнения, достаточно простые, задействующие большие группы мышц. Они оказывают общее воздействие, активизирующее деятельность всех органов и систем. Далее следуют упражнения для различных частей тела (рук, плечевого пояса, спины, пресса, ног и т.д.)

При их выполнении в работу последовательно включаются различные группы мышц, причем после первой серии этих упражнений должна следовать вторая, но со значительной большей интенсивностью.

Каждое упражнении е повторяется 5-8 раз. В каждый урок желательно включать новые ОРУ или их варианты.

Но самое основное или главное это то, что комплексы ОРУ выполнены графически, что облегчает подготовку к уроку, не надо долго читать текст, можно быстро просмотреть рисунки.

В конспекте можно написать №1 или №25 и т.д.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

4. Формы записи общеразвивающих упражнений

Выделяют две формы записи упражнений: текстовую и графическую. Текстовая запись, в свою очередь, подразделяется на развернутую и сокращенную (разница этих форм в том, что в первой термины записываются в полном объеме, а во второй используются стандарты в виде сокращений слов и применения знаков и символов). На практике чаще всего используют смешанную текстовую, или частично сокращенную запись. Наиболее распространены следующие сокращения:

И.п. – исходное положение,

О.с. – основная стойка, и некоторые другие.

В случае применения еще одного вида записи упражнений – графического – информация передается путем изображений, рисунков поз и положений. Все перечисленные виды записи упражнений имеют свои преимущества и недостатки, и выбор способа записи всегда за составителем комплекса. Иногда используется смешанная запись – то есть применяют одновременно текст и рисунки (см. стр. 4 и 5), однако, заметим, что для графической записи требуются некоторые навыки рисования.

Рис. 1. Основные гимнастические термины, используемые при записи общеразвивающих упражнений

5. Составление и запись конкретых общеразвивающих упражнений

Е.Г. Попова (1999) называет процесс составления конкретного общеразвивающего упражнения «конструированием». Действительно, принцип отбора «деталей» упражнения из многочисленных вариантов в целостное упражнение очень схож с технической схемой конструирования.

Исходные возможности организма человека определяют возможности движений, из которых составляется упражнение (анатомически возможные движения в суставах – сгибания и разгибания, пронация, супинация, вращения). Сочетаний различных движений в разных суставах можно придумать великое множество, однако, подчас трудностью является именно возможность и необходимость выбора необходимого из многого. В связи с этим, одним из важнейших моментов в процессе конструирования общеразвивающих упражнений является постановка цели, как упражнения, так и всего комплекса (занятия) в целом. Так, целью конкретного упражнения является непосредственное воздействие на ту или иную группу мышц; целью комплекса могут быть развитие заданных физических качеств. Задачи, сопутствующие цели занятиям оздоровительного характера, как правило, связаны с формированием и совершенствованием двигательной функции организма.

Непосредственное конструирование и запись конкретного упражнения можно представить в следующей последовательности:

  1. Определить направленность упражнения, во-первых, для каких мышечных групп (для рук, ног, туловища), во-вторых, характер воздействия – для развития силы, на гибкость, на расслабление и т.д.

  1. Определить исходное положение.

Из исходных положений в общеразвивающих упражнениях самыми распространенными являются стойки. Этот термин обозначает стойку на ногах, на всей стопе. Основная стойка (о.с.) – наиболее простая из стоек, к названиям других стоек применять термин «основная» неправильно. К другим стойкам относятся: стойка, руки на пояс, стойка, ноги врозь и др.

К исходным положениям относятся также седы, упоры, положения лежа.

  1. Указать название движения – поворот, наклон, мах, выпад.

Движения подразделяют на:

  • изолированные (одной частью тела при фиксации остальных), например, мах ногой, поворот головы и др.

  • сочетание изолированных движений в последовательности одно за другим, например, поворот головы вправо – наклон вправо – выпрямиться – и.п.

  • совмещенные движения (одновременное движение различных частей тела), например:

Наклон вперед, руки вниз – и.п.

Как правило, простейшие ОРУ составляются из первых двух групп движений.

  1. Указать направление движения (вправо, влево, назад).

  2. Распределить движения по счетам. Общепринято строить и выполнять упражнения общеразвивающего характера на 4–8 счетов, каждый из которых фиксирует изменение положения тела, движения рук и ног. При этом каждое упражнение в комплексе нумеруется римской цифрой, а каждый счет в конкретном упражнении – арабской. В каждом упражнении на последний счет наиболее целесообразно вернуться в исходное положение, для удобства повторения упражнения.

  3. Указать конечное положение. Как правило, в общеразвивающих упражнениях им является исходное положение, так как упражнение выполняется несколько раз.

studfiles.net

Практическая терминология общеразвивающих упражнений. - Популярные статьи

Мы получаем большое количество методических разработок от учителей физкультуры. Среди них планы­конспекты уроков, тематическое планирование, автор­ские программы, сценарии спортивных праздников и внеклассных мероприятий. К сожалению, некоторые из них бывает очень сложно понять. Причина кроется в несоблюдении правил терминологии физических упражнений. Поэтому публикация профессора Евгения Земскова является весьма своевременной и полезной.

В предлагаемом материале представлена практическая терминология основных положений и движений головой, руками, туловищем, ногами и их сочетаний при проведении общеразвивающих упражнений, с которыми учителя физкультуры сталкиваются практически на каждом уроке. В ближайшее время мы планируем опубликовать практическую терминологию основных гимнастических упражнений, входящих в школьную программу по физическому воспитанию.

 

Основными терминами для описания ОРУ являются: стойки, положения рук и ног и основные движения ими; наклоны, повороты туловища, присед, полуприсед, выпад, упор, сед. При помощи основных терминов может быть описано множество физических упражнений с общеразвивающей направленностью, используемых в повседневной профессиональной спортивной деятельности.

В настоящее время специалисты по физической культуре не соблюдают или нарушают правила гимнастической терминологии. При проведении общеразвивающих упражнений можно слышать: «Руки перед собой…», «В обход по залу…», «вращения», «захлестывая ноги…»; слова, словосочетания (термины), не соответствующие смысловому понятию реальных движений.

В текстах государственных и авторских программ, научных и методических статьях, в конспектах уроков, представленных на конкурс «Учитель года», допускаются терминологические погрешности в записи общеразвивающих упражнений, произнесении строевых команд и др.

Настоящие факты свидетельствуют о недостаточной прочности знаний терминологии и умений применять ее учителями в практической деятельности.

В учебном процессе терминология – это физкультурная лексика, которая охватывает систему, составляющую совокупность терминов. Терминология способствует краткому, точному названию и доступному описанию ограниченной формы физического упражнения (телодвижения), повышению моторной плотности урока, управлению деятельностью учеников, достижению образовательного, воспитательного воздействия; делает учебный процесс более целенаправленным. В широком смысле терминология является профессиональным языком общения специалистов в педагогических системах «учитель – учитель», «учитель – ученик», «ученик – учитель», «ученик – ученик – учитель» для написания конспектов, научнометодических материалов.

Название движения состоит из главного слова (термина), которое характеризует сущность движения, и из дополнительных слов, которые либо предшествуют главному, либо стоят после него.

Каждое движение выполняется из определенного исходного положения, которое имеет свое название; затем следует само движение, которое завершается конечным положением.

Основные термины исходных положений (сокращенно – и.п.).

Стойка (стойки) – вертикальное положение тела вверх или вниз головой и с опорой ногами или руками.

Основная стойка (сокращенно – о.с.) соответствует выполнению команды «Смирно!», ноги вместе, но в тексте это не пишется и не произносится

Стойки выполняются с различным положением ног. К терминам «стойка» относятся:

Стойка ноги врозь. При этом ноги расставляются на ширину плеч. По правилу сокращения «ноги на ширине плеч» не пишется и не произносится

Широкая стойка (ноги разведены значительно шире плеч, тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги)

Стойка ноги врозь, правая (левая) спереди

Стойка ноги врозь скрестно, правая (левая) спереди

Стойка на коленях (туловище и бедро составляют прямую линию)

Стойка на правом (левом) колене (другая нога, согнутая в суставе на 90°,выставлена вперед, но это в тексте не указывается)

Стойки выполняются с различным положением рук. В этом случае описание видов стоек осуществляется по правилу «снизу вверх». Вначале указывается положение ног, затем – рук.

Стойка ноги врозь, руки в стороны

Стойка ноги врозь, руки вперед

Стойка ноги врозь, руки вверх

Стойка руки назад

Руки в стороны

Стойка ноги врозь, руки в стороны

В положении руки в стороны ладони обращены вниз, но при описании направление ладоней вниз не указывается и не пишется. Если при описании положений руки в стороны положение кистей иное, то направление ладоней обязательно должно быть указано: например, «стойка ноги врозь, руки в стороны ладонями вперед, или назад, или вверх, или правая ладонь вперед, левая ладонь назад» и т.д. Те же требования предъявляются при описании положения руки вверх.

Руки вверх

Стойка ноги врозь, руки вверх

В положении руки вверх ладони обращены внутрь, но в тексте это не указывается.

Стойка ноги врозь предполагает разведение ног на ширину плеч, о чем в тексте не пишется.

Широкая стойка, руки на пояс (ноги разведены значительно шире плеч), тяжесть тела равномерно распределяется на ноги

Другие положения рук:

Руки за голову

Руки перед грудью

Руки вверх­наружу

Руки вверх скрестно

Вышеуказанные положения рук являются симметричными.

Ниже приведены асимметричные положения:

Левая (правая) рука в сторону (другая рука вниз, но ее положение не указывается)

Левая рука вверх

Правая рука вверх, левая рука в сторону

Левая рука внизнаружу, правая рука вверх­наружу

Симметричные положения согнутых рук:

Руки на пояс

Руки за голову

Руки к плечам

Руки перед грудью

Руки в стороны, согнуты вниз

Руки вниз, согнуты вперед

Руки вперед, согнуты к плечам

Руки назад, согнуты

Асимметричные положения рук:

Правая рука на пояс, левая рука за голову

Правая рука согнута вверх, левая рука согнута вниз

Движения руками выполняются с малой, средней и большой амплитудой.

Малая амплитуда характеризуется перемещением руки в пространстве не более чем на 90°. В этом случае при терминологической записи указываются только положения рук.

Например:

И.п. – о.с.

1 – руки назад.

2 – руки в стороны.

3 – руки вперед.

4 – и.п.

Средняя амплитуда обозначается термином «дуга» (дугами, дугой).

Амплитуда перемещения рук (руки) составляет более 90° и менее 360°.

Большая амплитуда обозначает, что перемещение руки соответствует 360°, т.е. по кругу. Поэтому здесь используются термины «круг», «круговые движения».

Например:

И.п. – стойка руки в стороны.

1 – дугами книзу, руки вверх.

2 – круг руками внутрь

3 – дугами наружу, руки вниз

4 – и.п.

Направление движений руками по дуге и по кругу определяется начальным перемещением рук из различных положений.

 

Из положений

кверху книзу

 

Руки в стороны

Руки вперед

Руки назад

Движения руками дугой (дугами) и круг (круги) руками выполняются кверху – книзу. Например:

– дугой книзу, руки вверх; – дугой кверху, руки вниз; – круг руками книзу; – круг руками кверху.

Движения дугой (дугами), круг (круги) выполняются также вперед – назад, наружу – внутрь.

О.с.

Руки вверх

Руки в стороны

Руки вперед

Например:

Круг руками вперед.

Круг руками наружу

Дугами внутрь, руки вниз

Положения и движения головой: вертикальное положение головы, наклон головы вперед, наклон головы влево, наклон головы вправо; поворот головы налево, поворот головы направо.

С учетом исходных положений движения головы выполняются дугой, по кругу (круг головой влево, круг головой вправо). При терминологической записи всегда пишется слово «голова».

Движения туловищем:

Наклон вперед

Наклон вперед прогнувшись

Наклон назад

Поворот туловища налево (направо)

По терминологической записи при выполнении наклонов слово «туловище» не пишется и не произносится – только при скручивании (повороте) позвоночника, например: «наклон прогнувшись, руки на пояс»; «наклон назад», но не «наклон назад прогнувшись», так как наклон назад согнувшись выполнить невозможно; «поворот туловища направо (налево)».

Положения ног. Согласно правилам сокращения слово «нога» не пишется и не называется, заменяется на «правая» или «левая».

Правая (левая) вперед на носок

Левая (правая) в сторону на носок, руки в стороны

Правая (левая) согнута вперед, руки на пояс

Правая (левая) вперед, руки за голову

Движения ногами выполняются махом, подъемом, выставлением.

К группе положений и движений ногами относят термины «выпад» (выпады), «полуприсед» и «присед»:

Выпад правой (левой) вперед, руки в стороны

Выпад влево (вправо), руки вверх

Полушпагат правой (левой), руки на пояс

Полуприсед, руки на пояс.

Присед, руки в стороны

Термин «упор» предполагает выполнение упражнения, когда опора приходится на руки и ноги. При этом мышцы туловища испытывают значительное напряжение.

К упорам относят:

Упор присев

Упор лежа

Упор лежа на согнутых руках

Упор лежа сзади

Упор лежа сзади, согнув ноги

Упор лежа правым (левым) боком

Упор присев на левой (правой), правая (левая) в сторону на носок

Термин «сед» используют при описании упражнений, выполняемых в партере:

Сед

Сед согнув ноги

Сед углом

Сед в группировке

Сед на пятках, руки на пояс

Сед ноги врозь

Сед углом, руки в стороны

К данной группе могут быть отнесены положения лежа: на животе, на спине, на боку.

Названия положений рук определяются по отношению к туловищу:

Лежа на спине, руки вперед (а не вверх)

Лежа на животе, руки вверх

bmsi.ru

Занимательные задания по физической культуре

Задание 1. Спортивная энциклопедия

Ответьте на предложенные вопросы.

1. Некоторые зимние виды спорта дважды, в 1908 и 1920 гг., были включены в программу летних Олимпийских игр. Назовите эти виды спорта.

2. В 1924 году в Шамони (Франция) под патронажем МОК была проведена «Международная спортивная неделя по случаю VIII Олимпиады». Популярность проведённого события привела к тому, что прошедшая «неделя» задним числом стала называться I зимними Олимпийскими играми. На ней разыгрывалось 16 комплектов наград в 9 видах спорта. В программе зимних Олимпийских игр в Сочи присутствуют все эти виды спорта, за исключением одного. По какому виду спорта, входившему в программу I зимних Олимпийских игр, соревнования не будут проводиться в Сочи-2014?

3. В настоящее время существует лишь шесть видов спорта, которые входили в программу всех зимних Олимпийских игр. Назовите их.

4. Какие новые соревнования, которых не было в программе Ванкувера-2010, включены в программу Сочи-2014?

5. Какой параметр спортсмена может не позволить ему принять участие в соревнованиях по скелетону? Объясните почему.

Задание 2. Загадки в картинках

Внимательно изучите предложенные картинки-пиктограммы. Определите, какие виды спорта на них изображены, и вы узнаете программу зимних Олимпийских игр в Сочи- 2014. Напишите названия.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Задание 3. Заполни недостающее

Вместо пропусков вставьте недостающую информацию.

1. Начиная с первых зимних Олимпийских игр 1924 года, фигуристы участвовали во всех зимних Олимпиадах. В настоящее время количество участников в соревнованиях по фигурному катанию на Олимпийских играх ограничено квотами МОК. К соревнованиям допускаются по … одиночников (и мужчин, и женщин), … спортивных пар и … танцевальные пары.

2. По количеству завоёванных олимпийских наград в санном спорте безоговорочно лидируют немецкие спортсмены. Сборные Германии, ФРГ и ГДР выиграли в общей сложности … комплектов медалей из 108 разыгранных.

3. До 2001 года индивидуальной гонкой назывались две биатлонные дисциплины – собственно сама индивидуальная гонка и ……………….., однако при этом всегда упоминалась длина её дистанции.

4. Программа соревнований по сноуборду на Олимпийских играх несколько раз менялась. Неизменным оставалось присутствие на всех Олимпиадах соревнований по ………..

5. Скорости в санном спорте выше, чем в бобслее и скелетоне, и достигают … км/час..

Задание 4. Спортивное лото

Для проведения Олимпийских игр необходимо построить много спортивных объектов, необходимых для проведения соревнований по разным видам спорта. Установите соответствие между спортивным дворцом, изображенным на картинке, и его назначением.

Ответ оформите следующим образом: цифра из первой колонки - буква верного ответа из второй.

Спортивные дворцы

Назначение

1.

А. Дворец зимнего спорта «Айсберг».

Для проведения соревнований по шорт-треку.

2.

Б. «Адлер-Арена».

Во время Олимпиады-2014 на нём будут проводиться соревнования по конькобежному спорту.

3.

В. Олимпийский стадион «Фишт». На стадионе будут проведены церемонии открытия и закрытия зимних Олимпийских игр.

Задание 5. Невероятно, но факт

Ответьте на поставленные вопросы.

1. Долгие годы наша страна была признанным лидером в фигурном катании. Сколько Олимпиад подряд спортсменам нашей страны удавалось завоевывать золотые олимпийские награды в парном катании?

2. Соревнования по скелетону впервые были представлены на II зимних Олимпийских играх, проходивших в Санкт-Морице в 1928 году. Через сколько лет спортсмены смогли вторично оспаривать олимпийские награды по скелетону?

3. Через сколько лет олимпийские награды по скелетону разыгрывались в третий раз?

4. Уже на II зимних Олимпийских играх, проходивших в Санкт-Морице в 1928 году, по этому виду спорта были проведены демонстрационные соревнования. Но олимпийским видом он стал только в 1998 году. На зимних Олимпийских играх в Ногано были разыграны первые золотые медали. Назовите вид спорта.

5. Этот вид спорта является одним из старейших видов спорта. Первые официально зафиксированные соревнования были проведены в Великобритании в январе 1763 года. Этот вид спорта всегда входил в программу зимних Олимпийских игр. Назовите его.

Задание 6. Спортивный судья

В фигурном катании можно выделить 4 основных, базовых элемента: шаги, спирали, вращения и прыжки. Также существует ряд специфических элементов, исполняемых в одном виде фигурного катания, например: поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы в парном катании. Распределите все фотографии по тем группам элементов, к которым они относятся.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Задание 7. Портретная галерея

Долгие годы спортсмены нашей страны занимали лидирующие позиции в лыжном спорте, особенно среди женщин. Вам необходимо узнать Великих спортсменок и заполнить виртуальный пьедестал почета.

videouroki.net

спортивный Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

#43332507 - Kids playing various sports illustration

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#37811640 - Sport equipment concept with competitive games accessories and..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#57844709 - Set of sport icons. illustration.

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#40507913 - Set of balls isolated on white background

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#47655974 - Colorful vector poster - running and sport

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#13796508 - Sport

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#10737724 - Soccer player kicks the ball. Vector illustration.

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#45944923 - sports on a white background. illustration

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#14093981 - Abstract football background

Вектор

П

ru.123rf.com


.