Практическая терминология общеразвивающих упражнений. Пиктограммы по физкультуре картинки и их значения
Пятьдесят комплексов общеразвивающих упражнений в графическом изображении
Разделы: Спорт в школе и здоровье детей
Целью данной работы является:
1. Помощь учителю в подготовке к уроку.
2. Быстрый подбор О.Р.У комплексов к любой теме урока.
3. Сокращение записи конспекта урока.
Общеразвивающими упражнениями (ОРУ) называются движения отдельными частями тела или их сочетания, выполняемые с разной с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением. Цель применения О.Р.У. - воспитание физических качеств и подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными навыками.
ОРУ можно выполнять как отдельными, так и всеми частями тела одновременною Они выполняются без предметов и с предметами (палкой. Мячом, гантелями и т.д.), на гимнастических снарядах (стенке, скамейке) индивидуально и в парах, на месте и в движении.
При составлении комплексов ОРУ для подготовительной части урока было определено 15 упражнений, а содержание в зависимости от задач урока.
Эти комплексы ОРУ составлялись не один год и подбирались упражнения, оказывающие воздействия на все группы мышц и обеспечивающие развитие основных физических качеств. Важно, чтобы они подготавливали занимающихся к освоению двигательных действий, изучаемых на уроках. В этих комплексах это учтено.
Первым и последним в комплексе должно быть упражнение на формирование правильной осанки. Затем следуют одно-два упражнения, достаточно простые, задействующие большие группы мышц. Они оказывают общее воздействие, активизирующее деятельность всех органов и систем. Далее следуют упражнения для различных частей тела (рук, плечевого пояса, спины, пресса, ног и т.д.)
При их выполнении в работу последовательно включаются различные группы мышц, причем после первой серии этих упражнений должна следовать вторая, но со значительной большей интенсивностью.
Каждое упражнении е повторяется 5-8 раз. В каждый урок желательно включать новые ОРУ или их варианты.
Но самое основное или главное это то, что комплексы ОРУ выполнены графически, что облегчает подготовку к уроку, не надо долго читать текст, можно быстро просмотреть рисунки.
В конспекте можно написать №1 или №25 и т.д.
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
4. Формы записи общеразвивающих упражнений
Выделяют две формы записи упражнений: текстовую и графическую. Текстовая запись, в свою очередь, подразделяется на развернутую и сокращенную (разница этих форм в том, что в первой термины записываются в полном объеме, а во второй используются стандарты в виде сокращений слов и применения знаков и символов). На практике чаще всего используют смешанную текстовую, или частично сокращенную запись. Наиболее распространены следующие сокращения:
И.п. – исходное положение,
О.с. – основная стойка, и некоторые другие.
В случае применения еще одного вида записи упражнений – графического – информация передается путем изображений, рисунков поз и положений. Все перечисленные виды записи упражнений имеют свои преимущества и недостатки, и выбор способа записи всегда за составителем комплекса. Иногда используется смешанная запись – то есть применяют одновременно текст и рисунки (см. стр. 4 и 5), однако, заметим, что для графической записи требуются некоторые навыки рисования.
Рис. 1. Основные гимнастические термины, используемые при записи общеразвивающих упражнений
5. Составление и запись конкретых общеразвивающих упражнений
Е.Г. Попова (1999) называет процесс составления конкретного общеразвивающего упражнения «конструированием». Действительно, принцип отбора «деталей» упражнения из многочисленных вариантов в целостное упражнение очень схож с технической схемой конструирования.
Исходные возможности организма человека определяют возможности движений, из которых составляется упражнение (анатомически возможные движения в суставах – сгибания и разгибания, пронация, супинация, вращения). Сочетаний различных движений в разных суставах можно придумать великое множество, однако, подчас трудностью является именно возможность и необходимость выбора необходимого из многого. В связи с этим, одним из важнейших моментов в процессе конструирования общеразвивающих упражнений является постановка цели, как упражнения, так и всего комплекса (занятия) в целом. Так, целью конкретного упражнения является непосредственное воздействие на ту или иную группу мышц; целью комплекса могут быть развитие заданных физических качеств. Задачи, сопутствующие цели занятиям оздоровительного характера, как правило, связаны с формированием и совершенствованием двигательной функции организма.
Непосредственное конструирование и запись конкретного упражнения можно представить в следующей последовательности:
Определить направленность упражнения, во-первых, для каких мышечных групп (для рук, ног, туловища), во-вторых, характер воздействия – для развития силы, на гибкость, на расслабление и т.д.
Определить исходное положение.
Из исходных положений в общеразвивающих упражнениях самыми распространенными являются стойки. Этот термин обозначает стойку на ногах, на всей стопе. Основная стойка (о.с.) – наиболее простая из стоек, к названиям других стоек применять термин «основная» неправильно. К другим стойкам относятся: стойка, руки на пояс, стойка, ноги врозь и др.
К исходным положениям относятся также седы, упоры, положения лежа.
Указать название движения – поворот, наклон, мах, выпад.
Движения подразделяют на:
изолированные (одной частью тела при фиксации остальных), например, мах ногой, поворот головы и др.
сочетание изолированных движений в последовательности одно за другим, например, поворот головы вправо – наклон вправо – выпрямиться – и.п.
совмещенные движения (одновременное движение различных частей тела), например:
Наклон вперед, руки вниз – и.п.
Как правило, простейшие ОРУ составляются из первых двух групп движений.
Указать направление движения (вправо, влево, назад).
Распределить движения по счетам. Общепринято строить и выполнять упражнения общеразвивающего характера на 4–8 счетов, каждый из которых фиксирует изменение положения тела, движения рук и ног. При этом каждое упражнение в комплексе нумеруется римской цифрой, а каждый счет в конкретном упражнении – арабской. В каждом упражнении на последний счет наиболее целесообразно вернуться в исходное положение, для удобства повторения упражнения.
Указать конечное положение. Как правило, в общеразвивающих упражнениях им является исходное положение, так как упражнение выполняется несколько раз.
studfiles.net
Практическая терминология общеразвивающих упражнений. - Популярные статьи
Мы получаем большое количество методических разработок от учителей физкультуры. Среди них планыконспекты уроков, тематическое планирование, авторские программы, сценарии спортивных праздников и внеклассных мероприятий. К сожалению, некоторые из них бывает очень сложно понять. Причина кроется в несоблюдении правил терминологии физических упражнений. Поэтому публикация профессора Евгения Земскова является весьма своевременной и полезной.
В предлагаемом материале представлена практическая терминология основных положений и движений головой, руками, туловищем, ногами и их сочетаний при проведении общеразвивающих упражнений, с которыми учителя физкультуры сталкиваются практически на каждом уроке. В ближайшее время мы планируем опубликовать практическую терминологию основных гимнастических упражнений, входящих в школьную программу по физическому воспитанию.
Основными терминами для описания ОРУ являются: стойки, положения рук и ног и основные движения ими; наклоны, повороты туловища, присед, полуприсед, выпад, упор, сед. При помощи основных терминов может быть описано множество физических упражнений с общеразвивающей направленностью, используемых в повседневной профессиональной спортивной деятельности.
В настоящее время специалисты по физической культуре не соблюдают или нарушают правила гимнастической терминологии. При проведении общеразвивающих упражнений можно слышать: «Руки перед собой…», «В обход по залу…», «вращения», «захлестывая ноги…»; слова, словосочетания (термины), не соответствующие смысловому понятию реальных движений.
В текстах государственных и авторских программ, научных и методических статьях, в конспектах уроков, представленных на конкурс «Учитель года», допускаются терминологические погрешности в записи общеразвивающих упражнений, произнесении строевых команд и др.
Настоящие факты свидетельствуют о недостаточной прочности знаний терминологии и умений применять ее учителями в практической деятельности.
В учебном процессе терминология – это физкультурная лексика, которая охватывает систему, составляющую совокупность терминов. Терминология способствует краткому, точному названию и доступному описанию ограниченной формы физического упражнения (телодвижения), повышению моторной плотности урока, управлению деятельностью учеников, достижению образовательного, воспитательного воздействия; делает учебный процесс более целенаправленным. В широком смысле терминология является профессиональным языком общения специалистов в педагогических системах «учитель – учитель», «учитель – ученик», «ученик – учитель», «ученик – ученик – учитель» для написания конспектов, научнометодических материалов.
Название движения состоит из главного слова (термина), которое характеризует сущность движения, и из дополнительных слов, которые либо предшествуют главному, либо стоят после него.
Каждое движение выполняется из определенного исходного положения, которое имеет свое название; затем следует само движение, которое завершается конечным положением.
Основные термины исходных положений (сокращенно – и.п.).
Стойка (стойки) – вертикальное положение тела вверх или вниз головой и с опорой ногами или руками.
|
Основная стойка (сокращенно – о.с.) соответствует выполнению команды «Смирно!», ноги вместе, но в тексте это не пишется и не произносится |
Стойки выполняются с различным положением ног. К терминам «стойка» относятся:
|
Стойка ноги врозь. При этом ноги расставляются на ширину плеч. По правилу сокращения «ноги на ширине плеч» не пишется и не произносится |
|
Широкая стойка (ноги разведены значительно шире плеч, тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги) |
|
Стойка ноги врозь, правая (левая) спереди |
|
Стойка ноги врозь скрестно, правая (левая) спереди |
|
Стойка на коленях (туловище и бедро составляют прямую линию) |
|
Стойка на правом (левом) колене (другая нога, согнутая в суставе на 90°,выставлена вперед, но это в тексте не указывается) |
Стойки выполняются с различным положением рук. В этом случае описание видов стоек осуществляется по правилу «снизу вверх». Вначале указывается положение ног, затем – рук.
|
Стойка ноги врозь, руки в стороны |
|
Стойка ноги врозь, руки вперед |
|
Стойка ноги врозь, руки вверх |
|
Стойка руки назад |
|
Руки в стороны |
|
Стойка ноги врозь, руки в стороны |
В положении руки в стороны ладони обращены вниз, но при описании направление ладоней вниз не указывается и не пишется. Если при описании положений руки в стороны положение кистей иное, то направление ладоней обязательно должно быть указано: например, «стойка ноги врозь, руки в стороны ладонями вперед, или назад, или вверх, или правая ладонь вперед, левая ладонь назад» и т.д. Те же требования предъявляются при описании положения руки вверх.
Руки вверх |
|
Стойка ноги врозь, руки вверх |
В положении руки вверх ладони обращены внутрь, но в тексте это не указывается.
Стойка ноги врозь предполагает разведение ног на ширину плеч, о чем в тексте не пишется.
|
Широкая стойка, руки на пояс (ноги разведены значительно шире плеч), тяжесть тела равномерно распределяется на ноги |
Другие положения рук:
|
|
|
|
Руки за голову |
Руки перед грудью |
Руки вверхнаружу |
Руки вверх скрестно |
Вышеуказанные положения рук являются симметричными.
Ниже приведены асимметричные положения:
|
|
|
|
Левая (правая) рука в сторону (другая рука вниз, но ее положение не указывается) |
Левая рука вверх |
Правая рука вверх, левая рука в сторону |
Левая рука внизнаружу, правая рука вверхнаружу |
Симметричные положения согнутых рук:
|
|
|
|
Руки на пояс |
Руки за голову |
Руки к плечам |
Руки перед грудью |
|
|
|
|
Руки в стороны, согнуты вниз |
Руки вниз, согнуты вперед |
Руки вперед, согнуты к плечам |
Руки назад, согнуты |
Асимметричные положения рук:
|
Правая рука на пояс, левая рука за голову |
|
Правая рука согнута вверх, левая рука согнута вниз |
Движения руками выполняются с малой, средней и большой амплитудой.
Малая амплитуда характеризуется перемещением руки в пространстве не более чем на 90°. В этом случае при терминологической записи указываются только положения рук.
Например:
И.п. – о.с. |
|
1 – руки назад. |
|
2 – руки в стороны. |
|
3 – руки вперед. |
|
4 – и.п. |
|
Средняя амплитуда обозначается термином «дуга» (дугами, дугой).
Амплитуда перемещения рук (руки) составляет более 90° и менее 360°.
Большая амплитуда обозначает, что перемещение руки соответствует 360°, т.е. по кругу. Поэтому здесь используются термины «круг», «круговые движения».
Например:
И.п. – стойка руки в стороны. |
|
1 – дугами книзу, руки вверх. |
|
2 – круг руками внутрь |
|
3 – дугами наружу, руки вниз |
|
4 – и.п. |
|
Направление движений руками по дуге и по кругу определяется начальным перемещением рук из различных положений.
Из положений |
|||
кверху книзу |
|
|
|
Руки в стороны |
Руки вперед |
Руки назад |
Движения руками дугой (дугами) и круг (круги) руками выполняются кверху – книзу. Например:
– дугой книзу, руки вверх; – дугой кверху, руки вниз; – круг руками книзу; – круг руками кверху.
Движения дугой (дугами), круг (круги) выполняются также вперед – назад, наружу – внутрь.
|
|
|
|
О.с. |
Руки вверх |
Руки в стороны |
Руки вперед |
Например:
|
Круг руками вперед. |
|
Круг руками наружу |
|
Дугами внутрь, руки вниз |
Положения и движения головой: вертикальное положение головы, наклон головы вперед, наклон головы влево, наклон головы вправо; поворот головы налево, поворот головы направо.
С учетом исходных положений движения головы выполняются дугой, по кругу (круг головой влево, круг головой вправо). При терминологической записи всегда пишется слово «голова».
Движения туловищем:
|
|
|
|
Наклон вперед |
Наклон вперед прогнувшись |
Наклон назад |
Поворот туловища налево (направо) |
По терминологической записи при выполнении наклонов слово «туловище» не пишется и не произносится – только при скручивании (повороте) позвоночника, например: «наклон прогнувшись, руки на пояс»; «наклон назад», но не «наклон назад прогнувшись», так как наклон назад согнувшись выполнить невозможно; «поворот туловища направо (налево)».
Положения ног. Согласно правилам сокращения слово «нога» не пишется и не называется, заменяется на «правая» или «левая».
|
Правая (левая) вперед на носок |
|
Левая (правая) в сторону на носок, руки в стороны |
|
Правая (левая) согнута вперед, руки на пояс |
|
Правая (левая) вперед, руки за голову |
Движения ногами выполняются махом, подъемом, выставлением.
К группе положений и движений ногами относят термины «выпад» (выпады), «полуприсед» и «присед»:
|
Выпад правой (левой) вперед, руки в стороны |
|
Выпад влево (вправо), руки вверх |
|
Полушпагат правой (левой), руки на пояс |
|
Полуприсед, руки на пояс. |
|
Присед, руки в стороны |
Термин «упор» предполагает выполнение упражнения, когда опора приходится на руки и ноги. При этом мышцы туловища испытывают значительное напряжение.
К упорам относят:
|
Упор присев |
|
Упор лежа |
|
Упор лежа на согнутых руках |
|
Упор лежа сзади |
|
Упор лежа сзади, согнув ноги |
|
Упор лежа правым (левым) боком |
|
Упор присев на левой (правой), правая (левая) в сторону на носок |
Термин «сед» используют при описании упражнений, выполняемых в партере:
|
Сед |
|
Сед согнув ноги |
|
Сед углом |
|
Сед в группировке |
|
Сед на пятках, руки на пояс |
|
Сед ноги врозь |
|
Сед углом, руки в стороны |
К данной группе могут быть отнесены положения лежа: на животе, на спине, на боку.
Названия положений рук определяются по отношению к туловищу:
|
Лежа на спине, руки вперед (а не вверх) |
|
Лежа на животе, руки вверх |
bmsi.ru
Занимательные задания по физической культуре
Задание 1. Спортивная энциклопедия
Ответьте на предложенные вопросы.
1. Некоторые зимние виды спорта дважды, в 1908 и 1920 гг., были включены в программу летних Олимпийских игр. Назовите эти виды спорта.
2. В 1924 году в Шамони (Франция) под патронажем МОК была проведена «Международная спортивная неделя по случаю VIII Олимпиады». Популярность проведённого события привела к тому, что прошедшая «неделя» задним числом стала называться I зимними Олимпийскими играми. На ней разыгрывалось 16 комплектов наград в 9 видах спорта. В программе зимних Олимпийских игр в Сочи присутствуют все эти виды спорта, за исключением одного. По какому виду спорта, входившему в программу I зимних Олимпийских игр, соревнования не будут проводиться в Сочи-2014?
3. В настоящее время существует лишь шесть видов спорта, которые входили в программу всех зимних Олимпийских игр. Назовите их.
4. Какие новые соревнования, которых не было в программе Ванкувера-2010, включены в программу Сочи-2014?
5. Какой параметр спортсмена может не позволить ему принять участие в соревнованиях по скелетону? Объясните почему.
Задание 2. Загадки в картинках
Внимательно изучите предложенные картинки-пиктограммы. Определите, какие виды спорта на них изображены, и вы узнаете программу зимних Олимпийских игр в Сочи- 2014. Напишите названия.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
11. | 12. | 13. | 14. | 15. |
Задание 3. Заполни недостающее
Вместо пропусков вставьте недостающую информацию.
1. Начиная с первых зимних Олимпийских игр 1924 года, фигуристы участвовали во всех зимних Олимпиадах. В настоящее время количество участников в соревнованиях по фигурному катанию на Олимпийских играх ограничено квотами МОК. К соревнованиям допускаются по … одиночников (и мужчин, и женщин), … спортивных пар и … танцевальные пары.
2. По количеству завоёванных олимпийских наград в санном спорте безоговорочно лидируют немецкие спортсмены. Сборные Германии, ФРГ и ГДР выиграли в общей сложности … комплектов медалей из 108 разыгранных.
3. До 2001 года индивидуальной гонкой назывались две биатлонные дисциплины – собственно сама индивидуальная гонка и ……………….., однако при этом всегда упоминалась длина её дистанции.
4. Программа соревнований по сноуборду на Олимпийских играх несколько раз менялась. Неизменным оставалось присутствие на всех Олимпиадах соревнований по ………..
5. Скорости в санном спорте выше, чем в бобслее и скелетоне, и достигают … км/час..
Задание 4. Спортивное лото
Для проведения Олимпийских игр необходимо построить много спортивных объектов, необходимых для проведения соревнований по разным видам спорта. Установите соответствие между спортивным дворцом, изображенным на картинке, и его назначением.
Ответ оформите следующим образом: цифра из первой колонки - буква верного ответа из второй.
Спортивные дворцы | Назначение |
1. | А. Дворец зимнего спорта «Айсберг». Для проведения соревнований по шорт-треку. |
2. | Б. «Адлер-Арена». Во время Олимпиады-2014 на нём будут проводиться соревнования по конькобежному спорту. |
3. | В. Олимпийский стадион «Фишт». На стадионе будут проведены церемонии открытия и закрытия зимних Олимпийских игр. |
Задание 5. Невероятно, но факт
Ответьте на поставленные вопросы.
1. Долгие годы наша страна была признанным лидером в фигурном катании. Сколько Олимпиад подряд спортсменам нашей страны удавалось завоевывать золотые олимпийские награды в парном катании?
2. Соревнования по скелетону впервые были представлены на II зимних Олимпийских играх, проходивших в Санкт-Морице в 1928 году. Через сколько лет спортсмены смогли вторично оспаривать олимпийские награды по скелетону?
3. Через сколько лет олимпийские награды по скелетону разыгрывались в третий раз?
4. Уже на II зимних Олимпийских играх, проходивших в Санкт-Морице в 1928 году, по этому виду спорта были проведены демонстрационные соревнования. Но олимпийским видом он стал только в 1998 году. На зимних Олимпийских играх в Ногано были разыграны первые золотые медали. Назовите вид спорта.
5. Этот вид спорта является одним из старейших видов спорта. Первые официально зафиксированные соревнования были проведены в Великобритании в январе 1763 года. Этот вид спорта всегда входил в программу зимних Олимпийских игр. Назовите его.
Задание 6. Спортивный судья
В фигурном катании можно выделить 4 основных, базовых элемента: шаги, спирали, вращения и прыжки. Также существует ряд специфических элементов, исполняемых в одном виде фигурного катания, например: поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы в парном катании. Распределите все фотографии по тем группам элементов, к которым они относятся.
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 |
Задание 7. Портретная галерея
Долгие годы спортсмены нашей страны занимали лидирующие позиции в лыжном спорте, особенно среди женщин. Вам необходимо узнать Великих спортсменок и заполнить виртуальный пьедестал почета.
videouroki.net
спортивный Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#43332507 - Kids playing various sports illustrationВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#37811640 - Sport equipment concept with competitive games accessories and..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#57844709 - Set of sport icons. illustration.Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#40507913 - Set of balls isolated on white background
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#47655974 - Colorful vector poster - running and sportВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#13796508 - SportВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#10737724 - Soccer player kicks the ball. Vector illustration.Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#45944923 - sports on a white background. illustrationВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#14093981 - Abstract football backgroundВектор
П
ru.123rf.com