Плавание для детей с ограниченными возможностями. Плавание для инвалидов детей


Плавание для детей с ограниченными возможностями. Акватерра

Плавание по праву считается одним из эффективных коррекционно-оздоровительных средств в процессе адаптивного физического воспитания детей-инвалидов, а также является великолепным средством для закаливания организма. Благодаря специфике водной среды появляются благоприятные условия для правильного формирования осанки, снимается нагрузка с позвоночника и уменьшаются мышечное и психоэмоциональное напряжение, скованность движений. Кроме того, улучшается деятельность сердечнососудистой и дыхательной системы, увеличивается жизненная емкость легких, повышается интенсивность обменных процессов и значительно улучшается познавательная деятельность.

В процессе плавания у детей и подростков развиваются социально значимые личностные качества: дисциплинированность, смелость, самостоятельность, решительность, настойчивость и готовность в преодолении трудностей. Коррекционно-оздоровительная направленность плавания в «Центре коррекции здоровья» обусловлена необходимостью его использования при рекреативной и реабилитационной работе с детьми-инвалидами.

Плавание – занятие, доступные каждому!

«Центр коррекции здоровья» работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья и предлагает следующие виды плавания.

Для детей с нарушением слуха

Обучение плаванию детей с болезнями слуха позволяет решить задачу повышения социального статуса, уровня физического и психического развития, а также выступает в качестве профилактической меры при устранении несчастных случаев на воде.

Для детей с нарушением зрения

Занятия плаванием для детей с нарушенным зрением являются хорошим средством укрепления здоровья, повышают двигательную активность и являются мощным фактором социальной адаптации среди здоровых сверстников.

Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Гидрокинезотерапия для детей с ДЦП предоставляет оптимальные условия для рациональной тренировки мышц со сниженной функцией мышц. В процессе этого вида оздоровительного плавания используются:

  • физические упражнения в воде;
  • подводный ручной массаж;
  • элементы плавания;
  • коррекция положения в воде;
  • тренировка ходьбы в воде с применением дополнительной опоры.

Для детей с нарушением интеллекта

Если наблюдается нарушение интеллекта у ребенка, то родителям в первую очередь следует позаботиться о его физическом воспитании. Поскольку именно движение активизирует большинство функций организма, усиливает процесс дыхания, улучшает кровообращение и аппетит, нормализует здоровый сон, а также, что очень важно, нормализует психоэмоциональную сферу. При выполнении движений такому ребенку следует не только помогать, но и следить за тем, чтобы он выполнял их правильно

Работа проводится по следующим направлениям

  • Нарушения органов слуха
  • Нарушение зрения (вплоть до полной утраты)
  • Нарушения интеллекта (синдром Дауна, аутизм, олигофрения)
  • Нарушение опорно-двигательного аппарата (ДЦП, нарушения осанки, врожденные и приобретенные патологии в развитии)

Наши преимущества

  • Данная работа подразумевает индивидуальное занятие с тренером в воде
  • Оплата производится только по факту
  • Проводится участие в ежегодных спортивных мероприятиях и праздниках для детей с ограниченными возможностями
  • Поисходит переход на бюджетную форму посещения занятий при условии спортивных успехов в спорте для лиц с нарушениями здоровья

Кейсы

  1. Из истории мамы. Ребенок с нарушением интеллекта боялся воды. Возможность посещения открытого водоема, бассейна, аквапарка или путешествие на море всегда оставались под вопросом, так как он остро реагировал на воду. У него были истерические припадки, сопровождаемые криками и плачем. Но после года занятий в центре плавания ребенок не только перестал бояться воды, но и научился плавать, стал с удовольствием посещать все места, где можно искупаться.
  2. Из истории мамы. Ребенок, страдающий ДЦП, посещал массовую общеобразовательную школу, отметки по основным предметам никогда не расстраивали родителей – он прекрасно успевал и учился. Но занятия спортом или хотя бы посещения уроков физкультуры не представлялись возможным в связи с диагнозом. Обращались во всевозможные секции города, прежде всего, в бассейны, поскольку ребенок сильно хотел научиться плавать и в последующем заниматься этим видом спорта. Обучение продолжалось на протяжении полутора лет, девочка начала принимать участие, а побеждать немного и позже, на соревнованиях для лиц с поражением ОДА (опорно-двигательного аппарата). На сегодняшний день ребенок имеет спортивный разряд кандидата в мастера спорта (КМС) и стал седьмым на Кубке России, который проходил в Дзержинске в декабре 2013 года. Стоит отметить, что в этом заслуга не только ее инструктора, но и личное стремление сыграло большую роль.

 

 

centrkiz.ru

Мир без барьеров - Океан у наших ног

kupanie

 

Сегодня мы поговорим о купании в водоемах, и занятия в бассейне детей с ДЦП. В статье мы обсудим занятия  и  упражнения в воде с детьми дцп.

Приветствую вас, дорогие читатели! Многим кажется что это трудное занятие, но только со стороны, когда вы сами купаете ребенка с проблемой опорно-двигательного аппарата, все на много легче, родители справляются  с этой задачей на 5

Причины возникновения дцп?

 

liji mehte

Причинами такого состояния является множество факторов:

  • сбой внутриутробного развития ребенка;
  • гипоксия;
  • повреждения при родах;
  • желтуха;
  • болезни инфекционного характера в первые триместры беременности.

Клинические признаки патологического состояния проявляются в снижении интенсивности и амплитуды движений. Усиливаются рефлексы, иногда возникает мышечная ригидность и торсионная дистония.

Отсутствие эффективной терапии способствует появлению серьезных последствий, неправильному формированию костной ткани.

Наша причина

И конечно же не буду молчать грубая оплошность педиатров, т.к мы молодые мамочки, в первые рожавшие, только надеемся на них и стараемся выполнять их указания (они же лучше знают, что делать).

А иногда это выходит боком, да каким, дети инвалиды. Моя дочь жертва такого педиатра, после 2-х прививок – результат ДЦП + Олигофрения.

Плавание в бассейне

bassein

Разработано множество методик для восстановления, но одной из самых результативных является плавание упражнения в бассейне для детей.

Чтобы сэкономить на занятиях, предлагаем вам купить детские бассейны

Мы пользуемся бассейном-трансформером (на зиму разбираем), это действительно экономней, чем тратится на плаванье в спорт-комплексах.

В целях восстановления, лечение в воде используется уже на протяжении многих десятилетий и отлично зарекомендовало себя в лечении болезни дцп.

Достоинства плаванья

deti-v-basseine

  1. Тренировка сердечной мышцы.
  2. Качественная разработка опорно-двигательного аппарата.
  3. Возникновение ощущения ритмичности и согласованности.
  4. Стимулирование равновесия.
  5. Оптимальная температура воды помогает избавиться от напряженности в мускулатуре и суставах.
  6. Стимуляция кровоснабжения в сосудах.

Комплекс упражнений в бассейне – это всегда удовольствие для детей, которое приносит невероятную пользу. Вода является лучшим источником для проведения занятий с пациентами, страдающими данной проблемой.

Таким способом удается уменьшить нагрузку на спину, снять напряженность с суставов и мускулатуры. Каждое движение малыша приносит ему только удовольствие.

Вы можете не только понять но и убедится какую роль играет вода при занятиях спортом

Полотенце с ушками 

Все для купания детей

 

Плаванье в водоеме (видео)

Ощущение невесомости тела, которое проявляется в воде, приводит к разработке правильной ходьбы у больных с нарушениями двигательных способностей ног.

 

В этом видео мы просто показали, как я погружаю вводу свою дочь, т.к она из-за волн стоять не может, а идти тем более. Точно так же мы заходим и в озерах, на реке из-за течения мы не купаемся. Хорошо, что наша Бурятия окружена озерами.

Нельзя описать те эмоции и переживания, которые дарит нахождение ребенка в воде, когда он стоит и двигается без поддержки.

Все знают о том, что передвигаться в воде очень сложно, что обусловлено большой плотностью водной стихии. Так детки ощущают все действия в замедленной версии.

Огромное количество детей с данным диагнозом сначала усваивают плаванье, укрепляет свою мускулатуру при осуществлении отдельных занятий, после чего учатся ходить. Для тренировки мускулатуры очень полезно делать массаж в воде.

Абилитация детей с церебральными параличами. Массаж и самомассаж

 

Упражнения в воде

aly-na-ozere

Для деток с дцп регулярно создаются новые методики реабилитации, в том числе и в бассейне. Вам необходимо проконсультироваться у своего тренера по ЛФК, так же можно один раз пройти консультацию в спорт-комплексе, у тренера по плаванью.

Так же можно и заниматься водными упражнениями с инструктором, человек учит правильно держать свое тело в воде, передвигаться, дышать. В общем, делает все возможное, чтобы в будущем ребенок смог применить повседневные знания и навыки.

Подбирайте упражнения индивидуально и занимайтесь с удовольствием. И помните, занятия в воде быстрее поставят ребенка на ноги, и укрепляют мышечную массу. Я убедилась на своей дочери.

Город-Курорт для инвалидов (видео)

А Вы знаете что в Крыму существует «город-инвалидов», это конечно не гласное название, город называется — Курорт — Саки

Увидев сюжет по ТВ, мы конечно же заинтересовались этим местом. Дело в том, что с Сибири нам далеко — это не проблема. А вот дорого — это нас и останавливает. Нам ближе и дешевле лечится в городах Китая, а так охота в Крым.

Когда снова Крым станет доступней для всех желающих людей? Как раньше при СССР, когда каждый с любой точки Союза мог отдыхать на черном море. Ностальгия!!!

Совет: Чтобы ваш ребенок не боялся мыть голову, сделайте ему резиновый круг, надевающийся на головку, мыло не станет попадать в глаза, а малыш будет купаться с превеликой радостью.

Друзья, мы на этом прощаемся с вами, пока не разнесло вспоминать хорошие времена, подписывайтесь на наши новости и делитесь информацией с друзьями в социальных сетях. Всего хорошего!  И до встречи на блоге!

на главную

Еще интересное

mamaalay.ru

Зачем особому ребенку плавать и с чего начать

Каждый год государство выделяет деньги для разработки индивидуальных программ для реабилитации детей-инвалидов. По официальной статистике в 2015 году было разработано 329 837 программ.

Положительные результаты индивидуальных программ зафиксированы в 145 685 случаях. Это значит, что кому-то помогло медицинская реабилитация, кому-то — санаторно-курортное лечение. Занятия в воде также рекомендуются в курсах реабилитации.

Кто такие особые дети

Особые дети — это обычные дети. Они смеются, любят играть и чутко реагируют на ласку. Физические ограничения или патологии развития не делают их особенными. Такими их делают потребности — в пандусе, процедурах или аппаратах, а также отношение общества. Самое лучшее для ребенка-инвалида — отношение к нему как к равному.

В Москве существует Федерация водных видов спорта для лиц с ментальными нарушениями http://mos-mdws.ru

В юридических терминах особые дети — это дети-инвалиды с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, дети с синдромом Дауна, ДЦП и пр.

Слово «инвалид» изначально называло римских воинов, негодных к военной службе. В Европе не говорят «инвалид» об особых детях. О них говорят, что это дети с особыми нуждами. Российское общество еще только идет к такому отношению. Потому что в СССР как стране, победившей фашизм, не было инвалидов. Их изолировали, ссылали в специальные лагеря, «чтобы они не портили своим видом „жизнерадостную картину“ общества победителей» (Вестник Дайнсайд ап. Сделай шаг. Апрель 2015. № 1 (51))

Зачем особым детям раннее плавание

Ходить в бассейн с ребенком — хлопотное дело. Ходить в бассейн с ребенком с особыми потребностями — маленький подвиг. Мама продумывает тысячу мелочей — от дороги и питания до того, куда маленького или физически ограниченного ребенка пристроить в душе.

Это тяжелый труд. Но ненапрасный. Плавание дает результаты, поэтому родители преодолевают болезни, пробки, неудобства и вновь и вновь приходят в бассейны.

Видео предоставлено клубом AQUABABY. KZ, Алматы http://www.aquababy.kz

Плюсы плавания

С водой ребенок приобретает уверенность и независимость

Ребенок боится воды, если не приучен к ней с рождения. Он боится попадания воды в глаза или плачет в воде. Он не умеет держаться на воде, поэтому вода вызывает у него панику и стресс. Когда родители вместе с ребенком преодолевают страх воды, появляется уверенность. Вода дает детям с физическими ограничениями больший диапазон движений и гибкость.

Вода развивает координацию и помогает освоить новые двигательные навыки. Дети, плохо владеющие телом, боятся падений. В воде страх пропадает и ребенок начинает работать руками и ногами попеременно. Развиваются шаговые и ребенок плывет. Хотя на суше он плохо ходит и управляет конечностями.

Ходьба в воде требует усилий в 10 раз больше, чем на суше. Она учит владеть телом в пространстве и перемещать центр тяжести. Сила сопротивления воды заставляет ребенка координировать движения и двигать руками и ногами с разной скоростью и частотой. При этом ребенок не чувствует тяжести собственного тела.

Акватерапия, гидротерапия, водолечение — разновидности реабилитации особых детей при помощи воды. Сюда входит подводный массаж, лечебные ванны, плавание и пр.

Развивает мышцы и учит владеть телом

Занятия по плаванию в центре «Водород» посещала девочка с ДЦП. До бассейна девочка занималась пассивной гимнастикой 2 года у инструктора. Разрабатывали вялые мышцы, сгибали/разгибали руки и ноги. Прогресс шел, но медленно. В сентябре пошли в бассейн. Вода провоцирует активность. Она заставляет работать мышцы, скрадывает неловкость движений и отсутствие координации. Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата чувствует себя комфортнее, чем на суше.

Инструктор параллельно мотивировала девочку игрой в мяч. Небольшой мяч заманчиво качался перед девочкой на волнах. Заставить тянуться до него — конечная цель такой игры. Для этого нужно сообраться, скоординировать движение и выбросить руку. Полезность такого действия выше, чем обычное согни/разогни с инструктором на суше. Через 6 месяцев девочка развилась физически и стала лучше владеть своим телом. Чем раньше ребенок учится координировать свои движения, тем лучше.

Укрепляет суставы

Дети с синдромом Дауна страдают от гипермобильности суставов. Сустав ограничивают мягкие ткани, мышцы и связки. Если они атрофированы или слабы, сустав подвижен и разболтан. Когда ребенок находится в воде, его мышцы укрепляются. Натренированные мышцы и связки фиксируют сустав.

на 90% уменьшается вес тела в воде

У ребенка в воде снижается риск травм. Он способен мощно плыть — то есть делать сильные движения с полной амплитудой, которые на воздухе ему недоступны. Кроме этого в воде ребенок учится делать попеременные движения. Они необходимы, чтобы держаться на поверхности. Попеременные движения нужны, например, чтобы освоить шаг.

Для этого используют специальные упражнения. Например, детей просят залезать на бортик или плотик. Когда ребенок подтягивается на руках (особенно на высокий бортик), он переносит на руки вес своего тела и этим тренирует мышцы.

Стимулирует кровообращение и мозговую активность

Погружения в воду тренируют врожденный рефлекс задержки дыхания. У особых детей небольшой объем легких. Когда ребенка учат проныривать (не путать с наныриванием!), он учится управлять дыханием и тренирует диафрагму. В задержке дыхания участвует речевая кора больших полушарий. Она отвечает за речевое развитие, поэтому проныривания тренируют речь.

В воде дети, которые на суше часто дышат ртом (дети с синдромом Дауна, астматики и пр.) вынуждены закрывать рот и тренировать носовое дыхание. Это укрепляет носовой аппарат, а мощные вдохи носом расширяют носовые проходы и увеличивают поступление кислорода.

Есть мнение, что проныривания вызывают кислородное голодание мозга. Почему это не так, читайте здесь.

Корректирует нарушения осанки и заболевания опорно-двигательного аппарата

Бассейн стимулирует физическую активность. В воде вес тела не чувствуется. Чтобы выйти из бассейна, ребенок хватается за поручни. Благодаря этому укрепляются мышцы рук и вытягивается позвоночник.

Определенные упражнения в воде тренируют мышцы спины. А захват мячика ногой корректирует плоскостопие.

На форумах есть отдельные темы по плаванию особых детей в бассейнах. Форум littleone.ru

Учит общаться в обществе и дружить

Особых детей по возможности встраивают в обычные группы. Средняя численность группы — 8 пар. Если ребенок может посещать занятия без помощи родителей, его берут в группы адаптивного плавания.

Бассейн — источник удовольствия для детей. Одновременно это источник психологического комфорта. Потому что в воде получаются упражнения и движения, которые тяжело освоить на суше. Самооценка ребенка повышается, потому что он чувствует результат. Особенно если этот результат осязаем, например, надо спасти уточек.

Группы адаптивного плаванияв бассейнах Газпром

Особые дети застенчивы. На занятиях они легче включаются в игры и проявляют эмоции. Групповые и особенно индивидуальные уроки учат самостоятельному общению со взрослыми. Это прививает ценные социальные навыки и способствует укреплению доверия.

Фотография предоставлена клубом AQUABABY. KZ, Алматы http://www.aquababy.kz
Почему плавание приносит не меньшую пользу, чем массаж

Массаж — это стороннее стимулирование. За ребенка делают определенные движения и тем самым накачивают ему мышечный аппарат. Например, сгибают за ребенка ногу и тем самым разрабатывают ножные мышцы. В массаже не задействована воля ребенка. Он не прикладывает усилий, чтобы согнуть ногу. Он не ощущает, тяжело это или легко. За него работает посторонняя сила

В Институте развития человеческого потенциала https://iahp.org/ большое внимание уделяют плаванию, ползанию и развитию определенных навыков у особых детей

В воде ребенок совершает движения через волевое усилие. Сначала это происходит непроизвольно, а затем контролируется самим ребенком. Его мозг отдает команду и нога сгибается. Поскольку ребенок чувствует сопротивление воды и собственного тела, он инстинктивно прикладывает больше усилий. Это дает больший результат.

Как экономить на бассейне

Для особых детей в коммерческих бассейнах предусмотрены льготные условия. Поскольку особые дети часто болеют, им переносят или возвращают стоимость занятий. В поликлиниках по направлениям от врачей такие дети занимаются бесплатно.

Центр «Водород» дает скидку 50% особым детям

Общество становится человечнее и руководители бассейнов идут навстречу родителям особых детей.

Какие справки нужны, чтобы посещать бассейн

К занятиям допускают 2 врача — педиатр и невропатолог. В бассейне не спрашивают направления от специалистов (если это не государственный реабилитационный центр). Стандартный анализ на энтеробиоз для ребенка и осмотр терапевта для мамы.

Зачем в бассейне нужны дневники

Упражнения подбирают в зависимости от того, как ребенок отстает от возрастной нормы. Инструктор смотрит на развитие двигательных навыков и состояние рефлексов. Подбирают упражнения, воздействующие на отдельные мышечные группы и на организм в целом.

Занятие состоит из разминки и основной части.

На разминке дети приветствуют друг друга и одновременно выполняют комплекс упражнений. Детям, которые никогда не бывали в бассейне, показывают упражнения на суше.

Если посещать бассейн регулярно невозможно, родители тренируются на суше дома. Для этого они ведут дневники, которые выглядят вот так

Упражнения на суше также помогают накачать мышцы и восполнить недостаток физической нагрузки. Основную часть занятий включает упражнения на баланс, безопасность на воде, тренировку задержки дыхания и пр.

Что взять в бассейн О том, как собрать сумку в бассейн, читайте здесь. Особые дети плавают в свимпамперсах независимо от возраста.

Кто обучает плаванию особых детей
1раз в неделю посещать бассейн мало.Только регулярные и частые занятия дают нужный эффект

С особыми детьми занимаются в воде инструкторы. Для этого они проходят подготовку, на которой акцент делается на физиологические особенности, эмоциональное и психологическое восприятие мира, определенные комплексы упражнений.

Cертификаты системы birthlight официально не признаны в Российской Федерации, но признаны на территории Европы, Израиля и ряда других стран. Инструкторы не учат плавать в общепринятом смысле. Они прививают навыки безопасного нахождения в воде, любовь к плаванию и постижение возможностей своего тела через воду

Такими инструкторами могут быть

Выпускники Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта. Кафедра «Теории и методики гидрореабилитации».

Выпускники курсов повышения квалификации для врачей реабилитологов при Санкт-Петербургском Государственном Педиатрическом Университете

Инструкторы раннего плавания по системе birthlight

Плавание для особых детей развивается во всех странах. Посмотрите документальные фильмы наших коллег об этом

Спасибо за помощь в подготовке текста Алле Кравцовой, Юлии Васильевой, Елене Ермаковой-Куклиной

rebenok-plavaet.ru

Обучение плаванию для детей с ОВЗ

Плавание для детей с ограниченными возможностями

Плавание по праву считается одним из эффективных коррекционно-оздоровительных средств в процессе адаптивного физического воспитания детей-инвалидов, а также является великолепным средством для закаливания организма. Благодаря специфике водной среды появляются благоприятные условия для правильного формирования осанки, снимается нагрузка с позвоночника и уменьшаются мышечное и психоэмоциональное напряжение, скованность движений. Кроме того, улучшается деятельность сердечнососудистой и дыхательной системы, увеличивается жизненная емкость легких, повышается интенсивность обменных процессов и значительно улучшается познавательная деятельность.

В процессе плавания у детей и подростков развиваются социально значимые личностные качества: дисциплинированность, смелость, самостоятельность, решительность, настойчивость и готовность в преодолении трудностей. Коррекционно-оздоровительная направленность плавания в «Центре коррекции здоровья» обусловлена необходимостью его использования при рекреативной и реабилитационной работе с детьми-инвалидами.

Плавание – занятие, доступные каждому!

«Центр коррекции здоровья» работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья и предлагает следующие виды плавания.

Для детей с нарушением слуха

Обучение плаванию детей с болезнями слуха позволяет решить задачу повышения социального статуса, уровня физического и психического развития, а также выступает в качестве профилактической меры при устранении несчастных случаев на воде.

Для детей с нарушением зрения

Занятия плаванием для детей с нарушенным зрением являются хорошим средством укрепления здоровья, повышают двигательную активность и являются мощным фактором социальной адаптации среди здоровых сверстников.

Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Гидрокинезотерапия для детей с ДЦП предоставляет оптимальные условия для рациональной тренировки мышц со сниженной функцией мышц. В процессе этого вида оздоровительного плавания используются:

физические упражнения в воде;

подводный ручной массаж;

элементы плавания;

коррекция положения в воде;

тренировка ходьбы в воде с применением дополнительной опоры.

Для детей с нарушением интеллекта

Если наблюдается нарушение интеллекта у ребенка, то родителям в первую очередь следует позаботиться о его физическом воспитании. Поскольку именно движение активизирует большинство функций организма, усиливает процесс дыхания, улучшает кровообращение и аппетит, нормализует здоровый сон, а также, что очень важно, нормализует психоэмоциональную сферу. При выполнении движений такому ребенку следует не только помогать, но и следить за тем, чтобы он выполнял их правильно

Работа проводится по следующим направлениям

Нарушения органов слуха

Нарушение зрения (вплоть до полной утраты)

Нарушения интеллекта (синдром Дауна, аутизм, олигофрения)

Нарушение опорно-двигательного аппарата (ДЦП, нарушения осанки, врожденные и приобретенные патологии в развитии)

Наши преимущества

Данная работа подразумевает индивидуальное занятие с тренером в воде

infourok.ru

Плавание для детей с ограниченными возможностями. Акватерра

Плавание по праву считается одним из эффективных коррекционно-оздоровительных средств в процессе адаптивного физического воспитания детей-инвалидов, а также является великолепным средством для закаливания организма. Благодаря специфике водной среды появляются благоприятные условия для правильного формирования осанки, снимается нагрузка с позвоночника и уменьшаются мышечное и психоэмоциональное напряжение, скованность движений. Кроме того, улучшается деятельность сердечнососудистой и дыхательной системы, увеличивается жизненная емкость легких, повышается интенсивность обменных процессов и значительно улучшается познавательная деятельность.

В процессе плавания у детей и подростков развиваются социально значимые личностные качества: дисциплинированность, смелость, самостоятельность, решительность, настойчивость и готовность в преодолении трудностей. Коррекционно-оздоровительная направленность плавания в «Центре коррекции здоровья» обусловлена необходимостью его использования при рекреативной и реабилитационной работе с детьми-инвалидами.

Плавание – занятие, доступные каждому!

«Центр коррекции здоровья» работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья и предлагает следующие виды плавания.

Для детей с нарушением слуха

Обучение плаванию детей с болезнями слуха позволяет решить задачу повышения социального статуса, уровня физического и психического развития, а также выступает в качестве профилактической меры при устранении несчастных случаев на воде.

Для детей с нарушением зрения

Занятия плаванием для детей с нарушенным зрением являются хорошим средством укрепления здоровья, повышают двигательную активность и являются мощным фактором социальной адаптации среди здоровых сверстников.

Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Гидрокинезотерапия для детей с ДЦП предоставляет оптимальные условия для рациональной тренировки мышц со сниженной функцией мышц. В процессе этого вида оздоровительного плавания используются:

  • физические упражнения в воде;
  • подводный ручной массаж;
  • элементы плавания;
  • коррекция положения в воде;
  • тренировка ходьбы в воде с применением дополнительной опоры.

Для детей с нарушением интеллекта

Если наблюдается нарушение интеллекта у ребенка, то родителям в первую очередь следует позаботиться о его физическом воспитании. Поскольку именно движение активизирует большинство функций организма, усиливает процесс дыхания, улучшает кровообращение и аппетит, нормализует здоровый сон, а также, что очень важно, нормализует психоэмоциональную сферу. При выполнении движений такому ребенку следует не только помогать, но и следить за тем, чтобы он выполнял их правильно

Работа проводится по следующим направлениям

  • Нарушения органов слуха
  • Нарушение зрения (вплоть до полной утраты)
  • Нарушения интеллекта (синдром Дауна, аутизм, олигофрения)
  • Нарушение опорно-двигательного аппарата (ДЦП, нарушения осанки, врожденные и приобретенные патологии в развитии)

Наши преимущества

  • Данная работа подразумевает индивидуальное занятие с тренером в воде
  • Оплата производится только по факту
  • Проводится участие в ежегодных спортивных мероприятиях и праздниках для детей с ограниченными возможностями
  • Поисходит переход на бюджетную форму посещения занятий при условии спортивных успехов в спорте для лиц с нарушениями здоровья

Кейсы

  1. Из истории мамы. Ребенок с нарушением интеллекта боялся воды. Возможность посещения открытого водоема, бассейна, аквапарка или путешествие на море всегда оставались под вопросом, так как он остро реагировал на воду. У него были истерические припадки, сопровождаемые криками и плачем. Но после года занятий в центре плавания ребенок не только перестал бояться воды, но и научился плавать, стал с удовольствием посещать все места, где можно искупаться.
  2. Из истории мамы. Ребенок, страдающий ДЦП, посещал массовую общеобразовательную школу, отметки по основным предметам никогда не расстраивали родителей – он прекрасно успевал и учился. Но занятия спортом или хотя бы посещения уроков физкультуры не представлялись возможным в связи с диагнозом. Обращались во всевозможные секции города, прежде всего, в бассейны, поскольку ребенок сильно хотел научиться плавать и в последующем заниматься этим видом спорта. Обучение продолжалось на протяжении полутора лет, девочка начала принимать участие, а побеждать немного и позже, на соревнованиях для лиц с поражением ОДА (опорно-двигательного аппарата). На сегодняшний день ребенок имеет спортивный разряд кандидата в мастера спорта (КМС) и стал седьмым на Кубке России, который проходил в Дзержинске в декабре 2013 года. Стоит отметить, что в этом заслуга не только ее инструктора, но и личное стремление сыграло большую роль.

 

 

centrkiz.ru

Плавание в комплексной реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями и отклонениями в состоянии здоровья Текст научной статьи по специальности «Физическая культура и спорт»

ПЛАВАНИЕ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

ФЕТИСОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

САЙКИН СЕРГЕЙ ВИТАЛЬЕВИЧ

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Адаптивная физическая культура является неотъемлемой частью общей культуры, подсистема физической культуры, одна из многих сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, частичном восстановлении и компенсации утраченных функций, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество.

Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Именно эти базовые положения, касающиеся медико-физиологических и психологических особенностей детей разных нозологических групп, типичных и специфических нарушений двигательной сферы, методических принципов, кор-рекционной направленности педагогического процесса и определяют специфику подходов к построению и содержанию методик адаптивной физической культуры. Плавание является эффективным средством развития двигательной сферы человека и характеризуется приобретением жизненно необходимого навыка - умения плавать и связанных с ним теоретических знаний. Полученные знания и умения являются базой для специализации в спортивной и профессионально-прикладной деятельности. Для решения задач адаптивной физической культуры в современной педагогической практике имеется богатый арсенал физических упражнений и видов спорта, в том числе плавание.

Адаптивное плавание - обучение плаванию лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), совершенствование двигательных способностей и плавательной подготовленности, позволяющие в какой-то мере компенсировать утраченные двигательные функции. Социальная адаптация через плавание существенно расширяет круг общения людей с ограниченными возможностями, эмоционально насыщает их жизнь.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, плавание, обучение, реабилитация, социализация.

Умение плавать необходимо как для занятий многими видами спорта, так и для овладения профессиями, связанными с водной средой [1].

По определению А. К. Дмитриева (1966), плавание - умение человека держаться на воде и передвигаться в ней с помощью определенных движений руками и ногами без поддерживающих средств, оно имеет свои характерные особенности, так как физические действия человека происходят в условиях водной среды:

- тело человека не имеет твердой опоры, такое положение увеличивает его двигательные возможности и содействует их развитию;

- тело человека в условиях водной среды имеет относительную невесомость. Масса тела нейтрализуется подъемной силой воды, невесомость тела разгружает опорную систему, главный позвоночный столб от обычных гравитационных нагрузок;

- тело находится в горизонтальном положении при выполнении физических упражнений. Работа некоторых внутренних органов при таком положении тела во время выполнения циклических движений значительно облегчается [2].

Известно, что под влиянием активной мышечной деятельности улучшается психоэмоциональное состояние организма, снижается уровень тре-

A. M. FETISOV, S. V. SAYKIN

Т. 9. № 12, 2014

вожности человека, важно иметь в виду, что этот эффект особенно выражен в занятиях плаванием, где имеет место существенное изменение окружающей человека среды, именно это, как свидетельствуют специальные исследования, является средством профилактики психических перенапряжений.

Вода обладает высокой теплопроводностью, и пребывание в ней тренирует механизм терморегуляции [1]. Те, кто систематически посещает бассейн, более стойки к простудным заболеваниям. Регулярные занятия развивают у детей подвижность в суставах, укрепляют мышцы рук и ног, туловища, что очень важно для формирования правильной осанки [3].

Особое внимание в процессе занятий уделяется укреплению мышц туловища, так как они стабилизируют тело при плавании, помогают сохранять обтекаемое положение корпуса [4]. Это, в свою очередь, развивает мышечный корсет, который предупреждает искривление позвоночника ребенка. Симметричные движения и горизонтальное положение тела делают плавание прекрасным корригирующим средством, устраняющим нарушение осанки [3]. Непрерывная работа ног в быстром темпе, постоянное преодоление сопротивления воды великолепно тренируют мышцы и связки голеностопного сустава.

Занятия плаванием как никакой другой вид физических упражнений настраивают дыхание на правильный ритм. При плавании вдох и выдох затруднены, поэтому мышцы, принимающие участие в процессе дыхания, в результате систематических занятий укрепляются и развиваются [1].

Увеличивается экскурсия грудной клетки и жизненная емкость легких. По данным врачебного контроля годовой прирост жизненной емкости легких у пловцов в возрасте 9-15 лет колеблется от 300 до 1100 см3 и значительно превышает соответствующие данные у детей, не занимающихся плаванием [5].

Плавание приводит также к значительному увеличению легочной вентиляции и потреблению кислорода. При плавании с максимальной скоростью наибольшее потребление кислорода у взрослых хорошо тренируемых пловцов обычно не превышает 6-ти литров в минуту, а у юношей и девушек в процессе учебно-тренировочной работы по плаванию может потребляться более 7-ми литров в минуту [6].

Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы детей, устраняет у них излишнюю возбудимость и раздражительность, кроме того, у занимающихся де-

тей появляется уверенность в своих силах. Это является следствием благотворного действия водной среды и физических упражнений на организм ребенка. Плавание способствует улучшению работы всех систем организма и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной [3].

При систематических организованных занятиях у юных пловцов увеличиваются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Это приводит к увеличению объема крови, выбрасываемого сердцем за одно сокращение (систолический объем), а также к снижению частоты сердечных сокращений в покое до 50-60 ударов в минуту. Частота сердечных сокращений у детей 10-11 лет, не занимающихся спортом, обычно составляет 75-80 ударов в минуту. Во время интенсивного плавания частота сердечных сокращений юного пловца увеличивается в 2-3 раза и может достигнуть 150-200 сокращений в минуту [6].

Работе сердца пловца при максимальных напряжениях способствуют:

- давление на всю поверхность тела, расположенного горизонтально;

- динамическая работа больших групп мышц активизирует движение венозной крови от периферии к сердцу, водная среда облегчает присасывающую функцию грудной клетки, работа сердца облегчается в связи с отсутствием необходимости преодолевать при движениях собственный вес и затрачивать на это дополнительные усилия;

- «мышечный насос» - чередующиеся напряжения и расслабления скелетных мышц, способствующие проталкиванию крови по венам к сердцу [6].

Вода очищает кожу человека, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи. Она вызывает усиление деятельности различных внутренних органов, учащение дыхания, изменения тонуса периферических кровеносных сосудов, усиливает обмен веществ. Это объясняется тем, что вода по сравнению с воздухом имеет увеличенную теплопроводность и теплоемкость, а также значительную плотность, в результате чего теплоотдача и давление воды на поверхность тела человека резко возрастает. Эти благотворные влияния используются при занятиях плаванием детей и подростков с ослабленным здоровьем [6].

В исследованиях Г. Д. Горбунова (1967), посвященных изучению влияния физических нагрузок на процессы внимания и памяти, занимающихся плаванием, отмечено улучшение психомоторики. Замечено также, что для многих пловцов эти занятия были лучшим отдыхом от теоретических занятий. Вынужденные перерывы в тренировках

оказывали отрицательное влияние на работоспособность и общее состояние пловцов [7].

Изучая влияние плавания на внимание и память детей 12-14 лет, З. Д. Ущенко (1972) установила, что после плавания хорошая умственная работоспособность сохраняется в течение всего учебного дня. Занятия плаванием активно стимулируют внимание и память, способствуют их развитию. На этом основании автор рекомендует плавание для развития физических и умственных способностей детей, соблюдая при этом строгую дозировку занятий физическими упражнениями. В период после действия физических нагрузок протекание психических процессов может, как улучшаться, так и ухудшаться, что зависит от характерных особенностей физических нагрузок, степени адаптации к нагрузкам, промежутка времени, прошедшего после нагрузки, времени суток [8].

Формы двигательной деятельности в плавании различаются по времени, затрачиваемому на занятия, и уровню физических нагрузок. В зависимости от задач занятия можно условно отнести к рекреативному, оздоровительному, кондиционному, адаптивному или спортивному плаванию [9].

Начиная с середины прошлого века, многие отечественные ученые обращались к вопросам обучения плаванию детей с отклонениями в состоянии здоровья. Э. П. Бебриш с 1963 по 1973 гг. на базе Стиклинской вспомогательной школы проводил исследования с учащимися, которые занимались плаванием. В процессе этих исследований автор установил, что у детей с нарушением интеллекта, занимающихся плаванием, разница в темпе движений по сравнению с нормальными детьми минимальна. У детей с осложненной формой олигофрении после нескольких лет занятий плаванием темп движений приближается к темпу движений умственно отсталых детей, имеющих легкую степень отсталости. В работе Э. П. Бебриша были использованы 15 тестов, на основании которых автор пришел к выводу, что у детей, привлеченных к занятиям плаванием, все исследуемые показатели гораздо выше, чем у тех, кто не занимался плаванием. У учащихся вспомогательной школы, занимающихся плаванием, улучшалась координация движений, легко усваивались простые движения, а для усвоения сложных движений им требовалось значительно меньше времени. Умственно отсталые дети быстрее достигали автоматизации движений. По окончании исследования автор сделал заключение, что дополнительные дозированные занятия плаванием создают условия для лучшего освоения профессиональных навыков умственно отсталыми детьми [10].

Исследования школы Д. Ф. Мосунова (1997, 1998, 2002) были направлены на выявление влияния плавания на организм детей с ограниченными возможностями и отклонениями различной тяжести и степенью патологий, последствий заболеваний и поражений после травм и ампутаций, детского церебрального паралича, аутизма. Кроме того, автор исследовал влияние занятий на детей после перенесенной болезни Дауна, олигофрении, эпилепсии, гемипареза, микроцефалии, гидроцефалии, гемофилии и диабета. Изучалось значение плавания в реабилитации последствий полиомиелита, поражений органов зрения и слуха, центральной и периферической нервной, сердечнососудистой, иммунной систем, различных форм задержки физического, умственного и психического развития, ожирения и сколиоза [11].

Д. Ф. Мосунов, В. Г. Сазыкин (1997, 1998) доказали возможность обучать плаванию детей с поражением опорно-двигательного аппарата, с отклонениями в умственном развитии и разнообразными комплексами отклонений от нормы не только в специальных лечебных бассейнах при поликлиниках или стационарах, но и в бассейнах типа «лягушатник», крытых и открытых спортивных плавательных бассейнах, в том числе и на открытых водоемах.

В более поздних работах Д. Ф. Мосунов, и В. Г. Сазыкин (2000) проанализировали, систематизировали и обобщили существующие в научной и специальной литературе знания об особенностях взаимодействия людей в условиях окружающей водной среды, результаты проводимых научных исследований, педагогических и специальных экспериментов, доказывающих принципиальную возможность обучения плаванию ребенка с любыми нарушениями и поражениями. Авторами доказано положительное качественно новое повышение уровня физического, интеллектуального и психического развития детей с ограниченными возможностями. Зафиксированы факты, когда 10-12-летние дети в результате занятий плаванием впервые в жизни начинают ходить, говорить, переходят на самообслуживание в домашних, учебных и общественных условиях [12].

Оздоровительное и спортивное плавание достаточно широко используется среди инвалидов с поражением опорно-двигательной системы, в том числе и после ампутации конечностей [13].

Плавание людей после ампутации нижних конечностей имеет ряд важных особенностей, обусловленных уменьшением массы тела. Известно, что после ампутации происходит смещение общего центра массы тела (ОЦМт), находящегося в

А. М. БЕТВОУ, 8. V. 8АУКМ

Т. 9. № 12, 2014

прямой зависимости от уровня ампутационного дефекта. Следует отметить, что эти изменения рассматриваются у человека, находящегося в вертикальном положении. При горизонтальном положении, например в воде, при вытянутых вперед руках, смещение общего центра массы тела (ОЦМт) будет более выраженным. Для здорового человека, плавающего кролем на груди, характерно положение тела, близкое к горизонтальному положению (угол атаки составляет 8 - 10°).

У обучаемых плавать, после ампутации обеих нижних конечностей при погружении в воду (при статическом положении и задержке дыхания на вдохе) голова и плечевой пояс оказываются погруженными в воду, а область таза и культи конечностей находится выше уровня воды, угол атаки при этом приобретает отрицательное значение [14].

При статическом положении тела в воде на спине (с задержкой дыхания на вдохе) у обучаемых отмечается выраженное сгибание в тазобедренных суставах, что в определенной мере может быть объяснено наличием сгибательных или сгибательно-отводящих контрактур, развивающихся вследствие ампутации, компенсаторное сгибание поясничного и грудного отделов позвоночника. При этом голова высоко поднимается над водой, туловище уходит под воду, культи бедер находятся выше уровня воды. При этом мышцы шейного отдела позвоночника постоянно напряжены. Использование вспомогательных плавательных средств, в частности утяжеляющего пояса, создает условия для уравновешивания сил, действующих относительно общего центра массы тела (ОЦМт), и позволяет принимать горизонтальное положение в воде.

Симпатическая иннервация характерна для всех людей, перенесших ампутации. Преобладание симпатического отдела сопровождается высокой централизацией сердечного ритма. Синусовый узел способен обеспечить лишь стабильный ригидный ритм, что в целом характерно для сердца с низкими адаптационными возможностями.

У перенесших ампутации нижних конечностей выявлены однонаправленные изменения со стороны системы кровообращения. Снижение объемных величин, недостаточное наполнение так называемой «компрессионной» камеры. Исследования, проведенные С. Ф. Курдыбайло, В. Г. Богатых (1997, 1998), показали, что при невысоком уровне ампутации плавание способствует повышению функциональных возможностей сердечнососудистой системы, нарастанию парасимпатической регуляции, что в целом отражает увеличение резервных возможностей организма. У людей с высоким уровнем ампутации не происходит существенных

сдвигов центральной гемодинамики и вегетативной регуляции, что обусловлено глубокими мор-фофункциональными изменениями со стороны системы кровообращения.

Несмотря на это целесообразность и необходимость применения плавания для лиц с ограниченными возможностями с дефектами обеих конечностей несомненны. При высоком уровне ампутации плавание способствует лечению контрактур, повышению биоэлектрической активности мышц, а также, что наиболее важно, является эффективным средством социальной реабилитации, оказывает большое психологическое влияние на совершенствование волевых качеств и в целом способствует наиболее полной адаптации в современном обществе [14].

Исследования Ю. А. Орешкиной (2001) направлены на выявления особенностей обучения плаванию детей с односторонней ампутацией нижней конечности (с сохранным интеллектом). Автор рассматривает комплексную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями с поражением опорно-двигательного аппарата, а также особенности физического развития детей данной нозологической группы. Проведен анализ методик обучения плаванию здоровых детей 8-11 лет и их применение для обучения детей с односторонней ампутацией нижних конечностей. Изучены особенности проведения занятий в зале «сухого плавания» с детьми с односторонними ампутационными поражениями нижних конечностей при начальном обучении и обучении спортивным способам плавания, особенности начального обучения и обучения спортивным способам плавания детей с односторонней ампутацией нижних конечностей в возрасте 8-9 лет. Разработаны методики начального обучения и обучения спортивным способам плавания, технике стартов и поворотов. Рассмотрены особенности изменения эмоционального состояния, физического развития и функциональных показателей детей с односторонней ампутацией нижних конечностей под влиянием занятий по обучению спортивным способам плавания. В работе выявлены особенности организации и планирования занятий по обучению плаванию детей с односторонней ампутацией нижней конечности, организации занятий, планирование учебного материала по обучению плаванию детей с односторонней ампутацией нижней конечности в возрасте 8-11 лет в условиях глубокого и мелкого бассейнов [15].

Е. В. Петрова (2000) изучала пространственную ориентацию незрячих детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания. Автор представила глубокий анализ психомоторного развития и особенностей физического воспитания не-

зрячих детей, пространственную ориентацию детей с тяжелой зрительной патологией и состояние незрячего ребенка при ориентации и передвижении в пространстве, а также физическое развитие незрячих и нормально видящих детей 6-7-летнего возраста. Исследователь предложил программу развития пространственной ориентации незрячих детей на занятиях по физическому воспитанию и доказала ее эффективность [16].

С 1983 по 1987 гг. на базе Запорожской специальной школы проведена исследовательская работа В. Н. Зайцевой «Коррекционное значение плавания в процессе физического воспитания глухих школьников младших классов». Автором изучено влияние уроков плавания на совершенствование двигательной сферы, физического развития, физической подготовленности и функционального состояния кардио-респираторной системы глухих детей, учащихся младшего школьного возраста. Предложенные специальные приемы и методы обучения плаванию, разработанные с учетом особенностей познавательной деятельности и двигательной сферы глухих детей, способствуют повышению уровня их физического развития и более эффективному формированию двигательных навыков [17].

Объектом исследований Я. А. Смекалова (2000) являлось начальное обучение плаванию слабослышащих детей младшего школьного возраста, в котором он раскрыл особенности психофизического развития слабослышащих детей младшего школьного возраста, их влияние на процесс обучения, а также влияние занятий плаванием на организм ребенка с учетом возрастных особенностей. Обобщил основные методики обучения плаванию слышащих детей младшего школьного возраста, выделил особенности организации обучения слабослышащих детей данной возрастной группы. Представил экспериментальную программу начального обучения плаванию слабослышащих детей младшего школьного возраста, в которой раскрыл особенности физического развития, сложности в освоении ими навыков плавания. Описал применение игрового метода на занятиях плаванием со слабослышащими детьми.

В своей работе Я. А. Смекалов (2000) обращает внимание на необходимость коррекции психофизического развития слабослышащих детей, используя специально подобранные упражнения с учетом их индивидуальных особенностей [17].

Исследования С. А. Мясищева (2003) посвящены двигательной и психической реабилитации глухих и слабослышащих мальчиков 9-12 лет средствами плавания. В своих работах автор дает анализ психофизиологических основ повышения

эффективности физического воспитания глухих и слабослышащих детей. Рассматривает речевое обеспечение, средства и методы, используемые в коррекционно-педагогическом процессе физического воспитания, условные сигналы и жесты, применяемые в процессе общения с детьми данной нозологии, использование средств и методов при начальном обучении плаванию при различных медицинских показаниях. Так же автором дан сравнительный анализ особенностей физической подготовленности и психического состояния здоровых детей и детей с нарушенным слухом, исследовалось влияние занятий плаванием на физические качества и психическое развитие детей с нарушенным слухом [18].

А. И. Погребной (2004) рассматривал плавание в системе физической и психической реабилитации детей с дефектами в развитии. Под его наблюдением находились мальчики 9-12 лет: 50 глухих, 52 слабослышащих, 70 с задержкой психического развития (ЗПР) конституционального и психогенного характера. Попытка применить традиционную методику обучения не позволила детям с задержкой психического развития в должной мере освоить навык плавания. Автором предложена экспериментальная методика, в основу которой легли средства плавания, модифицированные с учетом имеющегося у детей дефекта.

Так, применительно к детям с отклонениями в развитии слухового анализатора, были разработаны и применялись упражнения дополнительного воздействия на вестибулярный аппарат, улучшающие способность сохранять гидродинамическую устойчивость, лучше осваивать двигательные действия. Это - выполнение кувырков и вращений в воде в различных плоскостях, выполнение упражнений в воде в положении лежа на груди и на спине, с открытыми и закрытыми глазами.

Для детей с ЗПР рекомендовались упражнения в воде с добавлением заданий математического характера, запоминанием слов, терминов и словосочетаний, пальцевой гимнастики - доставание мелких предметов со дна бассейна, сборка или разборка деталей конструктора в воде и т. п. Кроме того, для всех детей были рекомендованы психотехнические игры в воде и упражнения для развития познавательных процессов (восприятие, память, внимание, воображение, мышление), а также упражнения, способствующие развитию физических качеств [19].

Занятия плаванием создают условия для восстановления двигательных функций после перенесенных травм и предупреждают их негативные последствия.

А. М. БЕТВО^ 8. V. 8АУКМ

Т. 9. № 12, 2014

Купание и плавание повышают сопротивляемость организма ребенка воздействию температурных колебаний, являются профилактикой простудных заболеваний. Если плавание проводится в естественном водоеме, то закаливающий эффект оказывают и другие природные факторы - солнце и воздух.

Таким образом, сфера применения плавания при медицинских показаниях многообразна и является предметом исследования многих авторов. Положительное влияние занятий в воде отмечается при дефектах и нарушениях осанки, слуха, сколиозах, заболеваниях дыхательной, сердечно-сосу-дистой систем, поражениях опорно-двигательного аппарата, отклонениях в умственном развитии, последствий заболеваний и поражений после травм и ампутаций. Однако исследований, содержащих организационно-методические особенности, средства и методы обучения плаванию, рекомендации по объему, интенсивности нагрузки, интервалам отдыха при начальном обучении плаванию глухих детей, крайне мало. Кроме того, не определены виды контрольных упражнений и заданий, применяемых для детей разной нозологии.

Литература

1. Булгакова Н. Ж. Плавание: учебник для вузов. М.: Физкультура и спорт, 2001.

2. Дмитриев А. К. Плавание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во «Физкультура и Спорт», 1966.

3. Бутович Н. А. Плавание. М.: Физкультура и спорт, 1965.

4. Зайцева В. Н. Организация, приемы и методы проведения занятий по плаванию с глухими школьниками младших классов. Запорожье, 1989.

5. Вайцеховский С. М. Физическая подготовка пловца. Изд. 2-е, перераб. М.: Физкультура и спорт, 1976.

6. Васильев В. С. Обучение детей плаванию / В. С. Васильев, Б. Н. Никитский. М.: Физкультура и спорт, 1973.

7. Горбунов Г. Д. Влияние физических нагрузок на психические процессы (на материалах исследования пловцов): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1967.

8. Ущенко З. Д. Влияние физических упражнений на внимание и память учащихся пловцов // Теория и практика физической культуры. 1972. № 11. С. 56. 162.

9. Булгакова Н. Ж., Морозов С. Н., Попов О. И. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2005.

10. Бебриш Э. П. Некоторые особенности физического развития умственно отсталых учащихся // Дефектология. 1976. № 4. С. 29-32.

11. Мосунов Д. Ф. Проблемы адаптивного плавания // Человек и его здоровье: сборник тез. докл. Меж-дунар. конгресса. СПб., 1997. С. 189.

12. Мосунов Д. Ф., Сазыкин В. Г. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида: учеб. пособие. М., 2002.

13. Каптелин A. Ф. Гидрокинезотерапия в ортопедии и травматологии. М.: Медицина, 1986. С. 57-69.

14. Курдыбайло С. Ф., Богатых В. Г. Плавание как средство двигательной реабилитации инвалидов после ампутации конечностей. Теория и практика физической культуры. 1998. № 1. С. 48-52

15. Орешкина Ю. А. Обучение плаванию детей-инвалидов с односторонней ампутацией нижней конечности (с сохранным интеллектом): автореф дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2001.

16. Петрова Е. В. Пространственная ориентация незрячих детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2000.

17. Зайцева В. Н. Организация, приемы и методы проведения занятий по плаванию с глухими школьниками младших классов. Запорожье, 1989.

18. Мясищев С. А. Двигательная и психическая реабилитация глухих и слабослышащих мальчиков 912 лет средствами плавания: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2003.

19. Погребной А. И. Плавание в системе физической и психической реабилитации детей с дефектами в развитии. Теория и практика физической культуры. 2004. № 8. С.55-57.

References

1. Bulgakova N. Zh., Plavaniye: uchebnik dlya vuzov. M.: Fizkul'tura i sport, 2001.

2. Dmitriyev А. K. Plavaniye: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Izd-vo «Fizkul'tura i Sport», 1966.

3. Butovich N. А. Plavaniye. M.: Fizkul'tura i sport, 1965.

4. Zajtseva V. N. Organizatsiya, priyemy i metody provedeniya zanyatij po plavaniyu s glukhimi shkol'nikami mladshikh klassov. Zaporozh'ye, 1989.

5. Vajtsekhovskij S. M. Fizicheskaya podgotovka plovtsa. Izd. 2-ye, pererab. M.: Fizkul'tura i sport, 1976.

6. Vasil'yev V. S Obucheniye detej plavaniyu / V. S. Vasil'yev, B. N. Nikitskij. M.: Fizkul'tura i sport, 1973.

7. Gorbunov G. D. Vliyaniye fizicheskikh nagruzok na psikhicheskiye protsessy (na materialakh issledovaniya plovtsov): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk L., 1967.

8. Ushchenko Z. D. Vliyaniye fizicheskikh uprazhnenij na vnimaniye i pamyat' uchashchikhsya plovtsov // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 1972. № 11. S. 56.

9. Bulgakova N. Zh., Morozov S. N., Popov O. I. Ozdorovitel'noye, lechebnoye i adaptivnoye plavaniye: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Izdat. tsentr «Аkademiya», 2005.

10. Bebrish E. P. Nekotorye osobennosti fizicheskogo razvitiya umstvenno otstalykh uchashchikhsya // Defektologiya. 1976. № 4. S. 29-32.

11. Mosunov D. F. Problemy adaptivnogo plavaniya // Chelovek i yego zdorov'ye: Sb. tez. dokl. mezhdunarod, kongressa. SPb., 1997. S. 189.

12. Mosunov D. F., Sazykin V. G. Preodoleniye kriticheskikh situatsij pri obuchenii plavaniyu rebenka-invalida: ucheb. posobiye. M., 2002.

13. Kaptelin. A. F. Gidrokinezoterapiya v ortopedii i travmatologii. M.: Meditsina, 1986. S. 57-69.

14. Kurdybajlo S. F., Bogatykh V. G. Plavaniye kak sredstvo dvigatel'noj reabilitatsii invalidov posle ampu-tatsii konechnostej. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 1998. № 1. S. 48-52

15. Oreshkina Yu. A. Obucheniye plavaniyu detej-invalidov s odnostoronnej amputatsiej nizhnej konechnosti

(s sokhrannym intellektom): avtoref dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2001.

16. Petrova Ye. V. Prostranstvennaya orientatsiya nezryachikh detej doshkol'nogo vozrasta v protsesse fizi-cheskogo vospitaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / Petrova E. V. SPb, 2000.

17. Zajtseva V. N. Organizatsiya, priyemy i metody provedeniya zanyatij po plavaniyu s glukhimi shkol'nikami mladshikh klassov. Zaporozh'ye, 1989. Myasishchev S. A. Dvigatel'naya i psikhicheskaya reabilitatsiya glukhikh i slaboslyshashchikh mal'chikov 9-12 let sredstvami plavaniya: dis. ... kand. ped. nauk. Krasnodar, 2003.

18. Pogrebnoj A. I. Plavaniye v sisteme fizicheskoj i psikhicheskoj reabilitatsii detej s defektami v razvitii. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2004. № 8. S.55-57.

* * *

SWIMMING IN COMPLEX REHABILITATION AND SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH THE LIMITED OPPORTUNITIES AND DEVIATIONS IN STATES OF HEALTH

FETISOV ALEKSANDR MIKHAYLOVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

SAYKIN SERGEY VITALYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

The adaptive physical culture is an integral part of the general culture, a subsystem of physical culture, one of many spheres of social activity directed on satisfaction of need of persons with limited opportunities in physical activity, partial restoration and compensation of the lost functions, personal development, self-realization of physical and spiritual forces for improvement of quality of life, socialization and integration into society.

The technique of adaptive physical culture has essential differences caused by abnormal development of the physical and mental sphere of the child. These basic provisions concerning medico-physiological and psychological features of children of different nosological groups, typical and specific violations of the motive sphere, methodical principles of a correctional orientation of pedagogical process also define specifics of approaches to construction and the maintenance of techniques of adaptive physical culture. Swimming is an effective remedy of development of the motive sphere of the person and acquisition of vital skill - abilities to float and the related theoretical knowledge characterizes it. The gained knowledge and abilities are a base for specialization in sports and professional and applied activity. For the solution of problems of adaptive physical culture in modern student teaching there is a rich arsenal of physical exercises and sports, including swimming.

Adaptive swimming of training in swimming of persons with limited opportunities (disabled people), the improvement of motive abilities and swimming readiness allowing to compensate to some extent lost motive functions. Social adaptation through swimming, significantly expands a circle of contacts of physically disabled people, emotionally sates their life.

Key words: adaptive physical culture, swimming, training, rehabilitation, socialization.

A. M. FETISOV, S. V. SAYKIN

^ 9. № 12, 2014

cyberleninka.ru


.