Обслуживание и ремонт центробежных насосов. Ремонт центробежного насоса
Обслуживание и ремонт центробежных насосов
Доброго дня, уважаемые читатели блога nasos-pump.ru

Ремонт насосов
В рубрике «Общее» рассмотрим вопросы ремонта и обслуживания центробежных насосов. Современная жизнь немыслима без насосов. Различное насосное оборудование, существующее в наше время, помогает решать множество задач и проблем, возникающих в различных сферах жизни. Эффективно и безопасно для окружающей среды насосы перекачивают любые жидкости – горячие и холодные, чистые и с загрязнениями обеспечивая комфортные условия для жизни человеку. В системах жизнеобеспечения домов и зданий используется множество насосов. Они выполняют самые различные функции. По сфере использования насосы можно разделить на: бытовые и промышленные. Основными рабочими характеристиками насосов является: напор (удельная механическая работа, передаваемая насосом перекачиваемой жидкости) и расход (количество жидкости, перемещаемое за единицу времени). Принцип работы центробежного насоса показан на (Рис.).

Схема работы центробежного насоса
Рабочее колесо (Поз. 3) – является основным рабочим элементом насоса. Колесо насажено на вал (Поз. 4). Оно преобразует вращательную энергию, от асинхронного двигателя, в энергию протока жидкости. При вращении крыльчатки (направление вращения вала Поз. 6) жидкость, которая в ней находится, тоже вращается и на нее действует центробежная сила. Эта сила заставляет жидкость передвигаться (Поз. 5) от центральной части крыльчатки к его периферии. В результате этого перемещения в центральной части крыльчатки создается разрежение. Это разряжение создает эффект всасывания жидкости центральным отверстием рабочего колеса непосредственно через всасывающий патрубок насоса (Поз. 1). Выброс жидкости происходит в напорный патрубок насоса (Поз. 2).
При соблюдении условий эксплуатации изложенных в руководствах, паспортах или инструкциях можно избежать поломок в процессе его использования. Как различны условия эксплуатации насосов, так и различны возникающие в процессе эксплуатации неисправности. Дать какие-либо конкретные рекомендации для устранения и выявления всякого рода неисправностей и повреждений очень трудно. Очень редко причины возникших неисправностей находится непосредственно в насосе. Поэтому насос следует разбирать лишь тогда, когда другие меры не привели к устранению неисправности. Мы рассмотрим основные меры и условия, которые надо соблюдать в процессе эксплуатации насосного оборудования.
Обслуживание центробежных насосов
Среди большинства потребителей бытует мнение, что насосному оборудованию не требуется техническое обслуживание и ремонт. На самом деле это не так. Насосам, как и любым, другим технически сложным изделиям, необходимо проводить периодическое техническое обслуживание. Универсальных регламентов на обслуживание центробежных насосов нет, как и нет двух одинаковых гидравлических систем, где применяется насос. Периодичность, с которой нужно проводить техническое обслуживание, зависит от множества факторов. Среди них интенсивность использования, тип перекачиваемой жидкости и ее характеристики (вязкость, жесткость, температура, наличие абразивных частиц и т. д.), характеристика питающего напряжения, условия монтажа, условия эксплуатации. Этот перечень можно дополнить условием и длительностью хранения и условием окружающей среды. Чем условия работы насоса тяжелее, тем меньше интервалы времени между проведением технического обслуживания. Своевременное техническое обслуживание, а в случае необходимости ремонт и замена деталей отработавших свой ресурс обеспечит длительный срок службы насосному оборудованию и позволит предотвратить преждевременный выход его из строя.
Ремонт центробежных насосов
На что необходимо обращать внимание при проведении технического обслуживания и ремонта центробежных насосов. Очень часто поломки насосов происходят из-за неполадок или нарушений правил монтажа, электрического подключения и условий эксплуатации. Рассмотрим наиболее частые случаи этих нарушений.
- Зауженное сечение всасывающего трубопровода. Для длительной и надежной эксплуатации насосного оборудования необходимо чтобы диаметр всасывающего трубопровода соответствовал диаметру всасывающего патрубка насоса. При глубине всасывания более 5 метров диаметр всасывающего трубопровода должен быть на один типоразмер больше чем диаметр всасывающего патрубка насоса. Также надо обращать внимание на количество поворотов и длину всасывающего трубопровода. Чем меньше поворотов и короче трубопровод, тем выше всасывающая способность центробежного насоса. При заужении или при засорении всасывающего трубопровода происходит снижение напора насоса.
- Неполное заполнение насоса. Неполное заполнение насоса обычно проявляется при первом пуске или после демонтажа и повторного монтажа центробежного насоса. После включения, насос либо плохо подает, либо совсем не подает жидкость. Необходимо отключить насос и повторно заполнить насосную часть и всасывающий тракт перекачиваемой жидкостью, до полного удаления из системы воздуха.
- Неплотности во всасывающем тракте. Неплотности во время работы центробежного насоса проявляются в виде большого количества воздуха в напорном трубопроводе (подсос воздуха). После остановки насоса часть жидкости из всасывающего тракта может вытечь. Если в системе установлена автоматическая насосная станция, то частые включения станции без наличия разбора воды свидетельствует о наличии неплотностей или утечек во всасывающем тракте. Если это насос без автоматики, то при следующем запуске он не сможет подавать жидкость. Неплотности необходимо найти и устранить.
- Не исправен обратный клапан. В случае, когда под обратный клапан попадают посторонние предметы, мусор или грязь, то клапан полностью не закрывается. Из всасывающего тракта происходит утечка жидкости. Насос при включении в работу не будет подавать воду в систему. Необходимо промыть или почистить обратный клапан после демонтажа его из системы.
- Засорение фильтра. На всасывающем трубопроводе, как правило, монтируется обратный клапан с сеточкой. Сеточка предназначена для защиты от попадания в насос различных мелких предметов, насекомых, листьев и т. д. Если сеточка засоряется, то уменьшается всасывающая способность насоса из-за увеличения сопротивления. Насос будет работать со сниженным напором. Необходимо демонтировать сетку промыть и почистить ее.
- Превышение допустимой глубины всасывания. В случае превышения допустимой глубины всасывания происходит как максимум разрыв целостности потока или как минимум возникновение кавитации во всасывающем трубопроводе. Насос перестает подавать жидкость. Для проверки всасывающей способности насоса необходимо на всасывающий патрубок установить вакуумметр. По показаниям прибора, можно определить с какой максимальной глубины, данная модель насоса может подавать жидкость.
Как следствие всех этих нарушений, работа оборудования в режиме кавитации, в режиме «сухой ход» или с очень малым протоком жидкости. Такая эксплуатация приводит к перегреву или разрушению внутренних деталей насоса. Последствия, выход из строя трубки Вентури, диффузора и рабочего колеса, в худшем случае плюс заклинивание двигателя и выгорание статора. Если насос самовсасывающий, то в первую очередь из строя выходит трубка Вентури (Рис. 1а), а затем диффузор и рабочее колесо. Если насос многоколесный, то деформируются или спаиваются диффузоры и рабочие колеса (Рис. 1в и 1с). Ремонт насоса при таких повреждениях будет не дешевым удовольствием, поэтому легче и дешевле предупредить поломку.

Сухой ход насоса
На (Рис 2) можно увидеть попадание посторонних предметов в рабочее колесо. Как следствие снижение производительности или полное отсутствие подачи жидкости.

Посторонние предметы
Защита от таких поломок это монтаж фильтра или обратного клапана с сеточкой.
- Обратный клапан на напорном трубопроводе. При высоте напорного трубопровода свыше 10,0-15,0 м на напорном патрубке перед краном или задвижкой необходимо установить обратный клапан. Клапан препятствует обратному протоку перекачиваемой среды при резкой остановке насоса и тем самым защищает рабочее колесо, диффузор и всасывающий трубопровод от гидравлического удара. В случае отсутствия обратного клапана возможно обратное вращение рабочего колеса, что может привести к тяжелым последствиям, заклиниванию вала насоса, разрушению рабочего колеса, и корпуса насоса.
- Перегрузка двигателя насоса. Насосное оборудование должно эксплуатироваться в пределах своей рабочей характеристики. Если оборудование используется за пределами своей характеристики расход больше чем на рабочей характеристике, то происходит перегрузка двигателя. Перегрев двигателя в этом случае происходит из-за повышенного потребляемого тока. Для регулировки расхода на напорном патрубке насоса необходимо устанавливать запорную арматуру (кран, вентиль, задвижка). С помощью арматуры нужно добиться такого расхода, при котором рабочий ток будет не больше номинального, указанного на фирменной табличке двигателя. Эксплуатировать двигатели с потребляемым током выше номинального категорически запрещено. На (Рис. 3) можно увидеть последствия работы двигателя с перегрузкой по току.

Перегрузка двигателя
Для защиты асинхронных электрических двигателей от токовой перегрузки, необходимо при выполнении электрических подключений, монтировать автомат защиты электродвигателей, рассчитанный на номинальный ток двигателя.
- Повышенная нагрузка на патрубки насоса. При монтаже насоса следует обращать на соосность патрубков насоса и подводящих трубопроводов. Перед и за насосом нужно устанавливать опоры, которые принимают и удерживают нагрузку от трубопроводов. Все эти нарушения в монтаже, если их своевременно не устранить, могут привести к более серьезным поломкам к излому патрубков или фланцев, к повреждению корпуса, созданию вибрации вала, задевание рабочих колес за уплотнения, разрушению муфтового соединения, повышенной нагрузке на подшипники и торцевое уплотнение.
- Неправильное направление вращения. Такой эффект возможен только при эксплуатации трех фазных двигателей. Очень часто при техническом обслуживании или ремонте электрических линий нарушается чередование фаз. При нарушении чередования фаз трех фазный двигатель начнет вращаться в обратном направлении. Как следствие, снижение рабочих характеристик насоса (напор). Более серьезные последствия это ослабевание крепежа рабочего колеса (гайка, крепящая рабочее колесо, при неправильном вращении может раскрутится), что приводит к механическому повреждению корпуса и рабочего колеса. Для защиты трех фазных насосов от нарушения чередования фаз, необходимо монтировать реле контроля фаз при электрическом подключении двигателя.
- Выработка на торцевом уплотнении. Срок службы механических торцевых уплотнений очень сильно зависит от условий эксплуатации насосного оборудования. На износ механических уплотнений также влияет качество перекачиваемой жидкости ее жесткость и содержание в ней посторонних примесей. Очень сильно на износ уплотнения влияет равномерное (без биений) вращение вала насоса. Когда присутствует хотя бы один из этих признаков, то на трущихся поверхностях уплотнения появляются следы интенсивной выработки, и уплотнение преждевременно теряет свои уплотнительные свойства. Некачественная центровка приводного двигателя и насоса приводит кроме износа уплотнения еще и к износу подшипников. На износ торцевого уплотнение указывает подтекание жидкости из корпуса насоса. Если вовремя не заменить износившееся уплотнение, то перекачиваемая жидкость начнет попадать в передний подшипник и двигатель. Последствия этого износа весьма тяжелые, подшипник может заклинить, а двигатель «сгореть». Для защиты двигателя от попадания в него перекачиваемой жидкости необходимо при электрическом подключении двигателя монтировать устройство защитного отключения оборудования (УЗО) с максимальным током утечки 30мА.
Таблица неполадок
Перечень возможных неполадок и неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации центробежных насосов и способы их устранения, приведены в таблице.

Таблица неполадок
В заключении хочется отметить следующее. Срок службы насосного оборудования, каким бы дорогим и надежным оно не было, зависит от многих факторов, в том числе и от своевременного технического обслуживания и ремонта. Для этого при эксплуатации оборудования нужно обращать внимание на любые отклонения и изменения в процессе его работы, находить причину этих отклонений и устранять ее.
Спасибо.
P.S. Понравился пост? Порекомендуйте его в социальных сетях своим друзьям и знакомым.
Еще похожие посты по данной теме:
nasos-pump.ru
Наименование Узла и детали | Возможные дефекты | Отбраковочные размеры и методы ремонта |
Вал | Изгиб | Биение при проверке в центрах токарного станка превышает 0,03 мм |
Износ резьбы | Забитые две-три нитки резьбы исправляют: резьбу, утратившую форму, срезают, наваривают, протачивают и нарезают новую | |
Износ шеек | а) для подшипников скольжения: незначительные задиры и царапины устраняются притиркой пастой ГОИ; износ до 0,04 мм устраняется шлифовкой; износ более 0,04 мм – проточкой. б) для подшипников качения: овальность и конусность шеек вала не должна превышать половины величины допуска на обработку; шейка вала не должна иметь цветов побежалости, поверхность их должна быть чистой. | |
Разработка шпоночных канавок | Отдельные риски или царапины исправляют шабером или напильником; при разработке шпоночной канавки е распиливают и заменяют шпонку; допускается расширение шпоночной канавки на 10%. | |
Разработка заплечиков | Заплечики должны быть строго перпендикулярны. | |
Поломка вала | Заменяется | |
Защитные втулки вала | Износ | Максимальный износ по диаметру 2 мм |
Конусность и волнистость | При конусности и волнистости 0,1 мм втулки шлифуют | |
Биение | Более 0,03 мм - исправляют | |
Задиры на внутренней резьбе | Незначительные задиры устраняются чистовым резцом | |
Уплотнительные кольца рабочих колес и корпуса | Кольцевые задиры | Незначительные задиры устраняются шлифовкой |
Износ | При износе, превышающем на 25% найденное по расчету, кольцо наплавляют или заменяют | |
Средняя опора | Кольцевые задиры и износ | Нормальный зазор 0,3 мм на диаметр, при увеличении зазора на 50% опора ремонтируется или заменяется |
Корпус | Свищи и раковины | Установка пробок с заваркой |
Местный коррозионный износ | Устраняется путем заварки | |
Износ посадочных мест | Исправляется расточкой | |
Риски на привалочных поверхностях | Необходимо пришабрить | |
Рабочее колесо | Коррозия, эрозия, кавитационный износ, поломка при попадании постороннего предмета | Постукиванием ручным молотком убеждаются в отсутствии трещин на рабочих колесах; проверяется состояние поверхностей каналов рабочих колес. Лопатки и стенки колес не должны быть выкрошены или разъедены. Торцевые поверхности и посадочные места рабочих колес должны быть чистыми и ровными. Посадочные места под уплотнительные кольца не должны иметь износ более 0,2 мм. Разрешается заварка дефектных мест у стальных колес с последующей статической балансировкой. |
Подшипники качения | Увеличился зазор между внешней обоймой и корпусом | Не допускается зазор более 0,15 мм по диаметру. Зазор проверяется поворачиванием обоймы и промерами щупом |
Нарушалась посадка внутренней обоймы на валу насоса | Внутренняя обойма должна плотно сидеть на валу насоса; посадка не должна быть слишком тугой, так как это может растянуть обойму в диаметре и уменьшить величину радиального зазора между шариками и обоймой, что может вызвать перегрузку и быстрое разрушение шарикоподшипника | |
Отколы и трещины на крышках | Не допускаются | |
Разрыв прокладок и износ фетровых уплотнений | Заменяются | |
Повреждение крепежных деталей | При срыве ниток, наличии забоин и других повреждениях заменить | |
Трещины и изломы на отбойных кольцах | Не допускается | |
Цвета побежалости в любом месте подшипника. Сколы металла или трещины на обоймах и шариках | Подшипник заменяется | |
Отпечатки тел качения на беговых дорожках. Шелушение или большое количество черных точек на поверхностях качения | Подшипник заменяется | |
Наименование Узла и детали | Возможные дефекты | Отбраковочные размеры и методы ремонта |
Подшипники качения | Раковины коррозионного характера. Забоины или вмятины на поверхности качения | Видимые невооруженным глазом – подшипник заменить; видимые через лупу четырехкратного увеличения – допускается к работе |
Царапины или глубокие риски на поверхности качения | Располагаются вдоль беговых дорожек – подшипник допускается к работе; располагаются поперек беговых дорожек – подшипник бракуется | |
Износ торцов на наружной или внутренней обойме | При глубине износа 0,3 мм подшипник заменить | |
Повреждение сепаратора | Подшипник заменить. Подшипники, признанные годными, промываются в 6%-ой смеси легкого минерального масла и проверяются на легкость вращения. При наличии торможения, стука, заедания вторично промываются; при повторении дефектов заменяются. Подшипники, признанные годными, после промывки раствором проверяют путем замера осевой игры и радиального зазора. Зазоры могут превышать номинальные в 3 – 4 раза. | |
Подшипники скольжения | Увеличенный зазор между валом и вкладышем | Максимальный зазор между валом и верхним вкладышем для диаметров вала 80 мм – 0,2 мм; 120 мм – 0,3 мм |
Увеличенный боковой зазор между валом и вкладышем | Боковой зазор должен быть равным половине верхнего зазора | |
Смазочные кольца имеют эллипсность, шероховатость, забоины, риски | Шероховатость, забоины и риски тщательно зачищаются шкуркой. При эллипсности свыше 2 мм кольцо в горячем состоянии выправляется на оправке | |
Износ рабочей поверхности | При износе более 1 мм по диаметру вкладыши отдаются в ремонт | |
Раковины или выкрашивание баббита | Когда раковины или выкрашивание обнаруживаются более чем на четверти всей поверхности, прибегают к перезаливке вкладыша | |
Неплотное прилегание баббита к телу вкладыша | Неплотное прилегание баббита к телу вкладыша обнаруживается по дребезжанию в стыке заливки и вкладыша или проникновению керосина через краску. Подшипник перезаливается | |
Неплотное прилегание обработанных поверхностей к корпусу подшипника | При отсутствии полного и равномерного прилегания вкладыша к корпусу подшипника их необходимо пришабрить. Проверка производится краской | |
Неплотность стыков разъема | Плотность прилегания проверяется по плите. Если имеется менее одного пятна на 1 см2, вкладыши шабрятся | |
Грундбукса | Увеличение внутреннего диаметра | Если внутренний диаметр грундбуксы на 25% больше принятого по чертежу для данного диаметра вала, грундбукса ремонтируется |
Полумуфты: а) зубчатые б)тарельчатые | Отверстия в муфте для пальцев имеют выработку | При выработке более 2 мм муфты ремонтируются |
Неплотная посадка на вал | Щуп 0,03 мм не должен проходить между ступицей полумуфты и валом | |
Биение муфт | Торцовое и радиальное биение не допускается более 0,05 мм (нормально 0,02 – 0,03 мм) |
poznayka.org
Ремонт центробежных насосов и виды ремонта оборудования
[содержание h3 h4 h5 h5 h6]Сегодня практически каждый третий загородный участок оснащается индивидуальной системой водоснабжения. Источниками в этом случае становятся либо скважина, либо простой колодец. Но помимо обнаружения водоносного пласта и обустройства источника необходимо подобрать и установить качественную помпу, которая будет бесперебойно качать и транспортировать воду по трубам коммуникации. К сожалению, не всегда техника работает надёжно. Случаются и сбои в работе насосного оборудования. В этом случае приходится проводить ремонт центробежных насосов так же, как и ремонт других видов агрегатов.
В нашем материале мы поговорим о возможных неисправностях именно центробежных агрегатов, причинах поломок и способах устранения технических сбоев оборудования.
Важно: устройство и принцип работы агрегата центробежного типа достаточно просты, чтобы самостоятельно осуществить ремонт такого оборудования. Но если предстоит капитальная починка насоса, то лучше отдать агрегат в руки профессионалов. В этом случае требуется наличие специальных навыков и инструментов.
Виды центробежных насосов
Поверхностные помпы центробежного типа. Этот вид оборудования работает исключительно на поверхности. Является более габаритным собратом своего погружного предшественника
Все центробежные помпы по способу монтажа можно поделить на два вида:
- Погружные устройства. Монтируются непосредственно в перерабатываемую среду и работают исключительно в ней. При этом охлаждение рабочего узла присходит при помощи воды, которую насос перекачивает. У такого центробежного агрегата достаточно высокая производительность при минимальном уровне рабочего шума. Погружные агрегаты при своих скромных параметрах имеют высокие рабочие характеристики. Так, центробежное оборудование погружного типа способно работать на глубине от 12 до 40 метров. При этом уровень напора может достигать также 40 метров. Часто погружные центробежные насосы оснащаются несколькими рабочими колесами, расположенными одно за другим. Такой агрегат называют многоступенчатым.
- Поверхностные помпы центробежного типа. Этот вид оборудования работает исключительно на поверхности. Является более габаритным собратом своего погружного предшественника. При этом производительная мощность устройства поверхностного типа несколько отличается от погружного. При своих мощных габаритах поверхностный агрегат способен забирать воду с глубины от 8 до 12 метров. Да и с уровнем шума работающего устройства возникают сложности. Насос издаёт резкий шум, что требует обустройства специального кессона. Поверхностные помпы чаще всего являются одноступенчатыми (то есть имеют одно рабочее колесо в корпусе). Такая конструкция существенно облегчает проведение самостоятельного ремонта помпы.
Помимо погружных и поверхностных центробежных агрегатов существуют и такие виды насосов:
- Оборудование с мокрым ротором;
- Устройства с сухим ротором.
В первом случае смазывание частей рабочего узла помпы происходит за счёт воды, которую оборудование перекачивает. Такие насосы имеют меньшую мощность за счёт необходимости контакта частей агрегата с водой.
Механизмы с сухим ротором отличаются повышенной мощностью. В таких устройствах двигатель и ротор располагаются в отдельной камере. Помпы с сухим ротором работают в более шумном режиме, в отличие от механизмов с мокрым ротором.
Устройство центробежного насоса
Для того чтобы понимать, как проводить ремонт центробежных насосов, необходимо иметь представление об устройстве агрегата и принципе его работы
Для того чтобы понимать, как проводить ремонт центробежных насосов, необходимо иметь представление об устройстве агрегата и принципе его работы. Только в этом случае вам удастся справиться с ремонтом насосного оборудования самостоятельно.
Итак, стоит знать, что центробежный агрегат имеет вытянутый в длину корпус, который вмещает в себя входной и выходной патрубки, ротор, двигатель, нагнетатели и рабочее колесо с лопастями. При этом диаметр корпуса погружного механизма может равняться всего 100 мм, что еще больше упрощает проведение ремонтных работ.
Рекомендуем к прочтению:
Лопасти изогнуты на рабочем колесе в противоположную от вращения колеса сторону. Таким образом, удаётся максимально увеличить центробежную силу внутри рабочей камеры агрегата.
Как работает центробежная помпа?
При включении насосное оборудование центробежного типа начинает вращение рабочего колеса с лопастями на высокой скорости. Через входное отверстие вода начинает поступать в рабочую камеру помпы и там, под воздействием давления центробежной силы прижимается к стенкам камеры
При включении насосное оборудование центробежного типа начинает вращение рабочего колеса с лопастями на высокой скорости. Через входное отверстие вода начинает поступать в рабочую камеру помпы и там, под воздействием давления центробежной силы прижимается к стенкам камеры.
Под воздействием той же центробежной силы происходит перепад давления в резервуаре, и вода выталкивается в выходное отверстие помпы.
Здесь же, после того как порция воды покидает рабочую камеру агрегата происходит резкое снижение давления, что провоцирует подкачку следующих порций воды. Таким образом, происходит постоянная перекачка и транспортировка чистой жидкости на поверхность и далее по трубопроводу.
Важно: такой принцип работы одинаков как для устройства погружного типа, так и для поверхностного агрегата.
Несколько правил эксплуатации центробежных насосов

Важно покупать и устанавливать насос центробежного типа, рассчитанный на дебет именно вашего источника. Если же производительность агрегата будет выше, чем дебит скважины/колодца, то есть риск работы помпы всухую
Оба вида центробежного оборудования требуют осознанного подхода к их эксплуатации. А именно, соблюдения нескольких важных правил, которые позволят продлить жизнь вашему агрегату.
- Самое важное, что нужно запомнить и соблюдать неукоснительно — центробежный насос должен запускаться только при наличии воды в его камере. Запуск всухую способен вывести из строя помпу в самое ближайшее время. И если с погружным агрегатом все ясно (он все время находится в рабочей среде), то поверхностный механизм можно спасти путём заливки воды в его рабочую камеру перед запуском и установкой обратного клапана на водоприёмную трубу. Для погружного насоса важно наличие поплавкового выключателя, который сработает в случае падения уровня воды в источнике.
- Кроме того, ни одни центробежный насос не любит наличия примесей в воде в виде песка, глины или другого мелкого мусора. Поэтому для поверхностного устройства важно наличие качественного сетчатого фильтра на конце водоприёмной трубы. А для погружной помпы важно качественно оборудовать донный фильтр скважины или колодца. Либо не устанавливать центробежный насос в колодец/скважину с песчаным дном или дном-плывуном. Для таких источников лучше подобрать насос вибрационный или винтовой.
- И не забудьте регулярно проводить профилактический осмотр своего насосного оборудования. Особенно это касается погружного агрегата, который требуется хотя бы два раза в год поднимать и прослушивать в рабочем режиме на наличие посторонних шумов в камере.
- Важно покупать и устанавливать насос центробежного типа, рассчитанный на дебет именно вашего источника. Если же производительность агрегата будет выше, чем дебит скважины/колодца, то есть риск работы помпы всухую. В этом случае положение могут спасти специальные рабочие колеса, которые будут регулировать давление в камере на выходе для стабильного поступления воды в саму помпу и в систему водоснабжения.
- Если вы эксплуатируете центробежный насос не постоянно, а периодически, то необходимо включать помпу хотя бы раз в месяц на 15 минут, чтобы избежать окисления всех рабочих элементов помпы.
- Стоит также внимательно относиться к объему воды, который способен перекачивать центробежный агрегат в пределах своих технических характеристик. Если рекомендуемая и фактическая мощности не будут совпадать, то есть риск вывести насос из строя. Помните, что агрегат, предназначенный для переработки 3м3/час и при этом транспортирующий воду в объеме 2 или 4 м3/час, будет сильно изнашивать свои рабочие узлы.
Важно: необходимо строго следить за температурой перекачиваемой воды. Случается, что по незнанию, пользователь может прогнать через насос слишком горячую воду. Это естественно, приводит к поломке оборудования.
Типы поломок, причины и способы ремонта центробежных насосов

Может перегореть и плавкий предохранитель в помпе. Такое случается при частых перепадах напряжения в сети. Устранить неполадку можно, заменив предохранитель. А чтобы ситуация не повторилась, лучше установить качественный стабилизатор напряжения на входе электроэнергии от распределительного щитка в дом
Итак, вы соблюдали все правила эксплуатации насосного оборудования, а помпа все равно вышла из строя и работает с перебоями, либо не работает вообще. В этом случае разбираемся подробно с каждой конкретной ситуацией.
Агрегат гудит, но воду не качает
Одной из основных причин такого происшествия может стать окисления вала в двигателе устройства. Ремонтировать оборудование будем таким образом:
- Отключаем агрегат от сети электроснабжения и полностью удаляем жидкость (воду) из рабочей камеры и водоприёмной трубы, стыкующейся с помпой.
- Раскручиваем крепежи, которые фиксируют корпус и сам двигатель.
- Теперь аккуратно снимаем двигатель с ротором и проверяем на наличие окислений. Если таковые имеются, аккуратно все зачищаем, смазываем и устанавливаем на место в обратном порядке. Собираем корпус и подключаем трубы к насосу.
Еще одной причиной такого сбоя может стать попадание инородного предмета или мусора в рабочий вал. В этом случае необходимо разобрать корпус устройства, предварительно слив с него воду, и удалить посторонний предмет. Так же необходимо проверить герметичность входного патрубка и качество фильтра на нём.
Рекомендуем к прочтению:
Кроме того причиной нерабочего состояния вала может стать отсутствие электропитания в кабеле. В этом случае нужно при помощи специального тестера проверить наличие нужного напряжения на всех участках электрокабеля и на рабочих клеммах насоса. В случае выявления неисправности необходимо устранить неполадки методом замены кабеля или клемм.
Может перегореть и плавкий предохранитель в помпе. Такое случается при частых перепадах напряжения в сети. Устранить неполадку можно, заменив предохранитель. А чтобы ситуация не повторилась, лучше установить качественный стабилизатор напряжения на входе электроэнергии от распределительного щитка в дом.
Если насос начинает работать и вскоре останавливается
Причина — возможное образование отложений между ротором и статором. В этом случае нужно разобрать корпус насоса и хорошо очистить устройство от лишних отложений.
Высокий уровень шума насоса при включении
Причина — возможное присутствие воздуха в водоприёмных трубах. Необходимо срочно избавиться от него, иначе агрегат в самом скором времени сгорит. Центробежные насосы не терпят наличия воздуха в системе.
Еще одна причина такого явления с примесью сильной вибрации — недостаточный дебит воды в источнике. В результате помпа пытается подкачать воду, которая поступает слишком медленно. В этом случае либо сменить модель оборудования на менее мощную, либо проверить состояние скважины/колодца, и выяснить причины медленного поступления воды в них.
Если агрегат сильно вибрирует
В этом случае частой причиной поломки становится износ рабочего подшипника, который задаёт темп и качество вращения рабочего узла с лопастями. Чтобы устранить проблему, необходимо разобрать корпус насоса и сменить подшипник.
Таким образом, мы разобрали самые частые неисправности, случающиеся с насосным оборудованием центробежного типа. При грамотном подходе, при наличии необходимого инструмента, а также определённых навыков, вы точно сможете справиться с ремонтом центробежного насосного оборудования. В противном случае (если у вас есть хоть малейшее сомнение в своих способностях) лучше отдайте насос на ремонт в специализированную мастерскую. Таким образом, вы получите не только качественно выполненную работу, но еще и гарантию на её проведение.
vodakanazer.ru
Ремонт - центробежный насос - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Ремонт - центробежный насос
Cтраница 1
Ремонт центробежных насосов проводится по схеме К - Т - Т - С - Т - Т - К. [2]
Ремонт центробежных насосов проводят по схеме К - Т - Т - С - Т - Т - К, где К, Т, С - соответственно капитальный, текущий и средний ремонты. При текущем ремонте осуществляют разборку насоса, очистку и промывку рабочего колеса и других деталей, смену защитных втулок вала, эластичных элементов и сальниковых уплотнений, ремонт уплотнительных колец. При среднем ремонте кроме работ, выполняемых во время текущего ремонта, производят балансировку ротора, замену уплотнительных колец, шпонок, пальцев соединительных муфт, переливку вкладышей подшипников скольжения при замене подшипников качения, ремонт шпоночных канавок. В капитальный ремонт входят работы, предусмотренные при текущем и среднем ремонтах, а также замена рабочего колеса или всего ротора, соединительной муфты, вала, ремонт корпуса. [3]
Ремонт центробежных насосов, являющихся основным оборудованием НС, ведут агрегатно-узловым способом. Он сводится к демонтажу изношенных ( вышедших из строя) и монтажу заранее подготовленных ( новых или отремонтированных) агрегатов и узлов. Ремонт узлов и агрегатов осуществляют централизованные базы производственного обслуживания ( ЦБПО), состоящие из выездных ( ВРБ) и оперативных ( ОРБ) ремонтных бригад. В состав ВРБ, выполняющих плановые работы, входят 7 - 10 чел. [4]
При ремонте центробежных насосов значительный объем составляют работы по устранению неполадок в роторах, поскольку их детали быстро изнашиваются. Ротор, извлеченный из корпуса, тщательно промывают, высушивают и осматривают все детали. При хорошем состоянии поверхностей трения его обычно не разбирают. Если необходимы тщательный осмотр вала, выявление трещин, проверка биения, ревизия состояния посадочных мест и замена вала, то ротор разбирают на специальных стендах. [5]
При ремонте центробежных насосов основной объем составляют работы по устранению неполадок в роторах, поскольку их детали, как правило, особенно быстро изнашиваются. [6]
При ремонте центробежного насоса с приводом от электродвигателя последний должен быть обесточен, а на пусковом устройстве электродвигателя-вывешен плакат: Не включать - - работают люди. [7]
При ремонте центробежных насосов необходимо выдерживать в основных соединениях следующие нормальные зазоры. [8]
При ремонте центробежных насосов весьма полезным может быть приспособление ТИ-14, проектируемое Гипронефтемашем. Оно предназначено для центровки валов, соединяемых муфтами разных систем с применением индикатора. [10]
При ремонте центробежного насоса с приводом от электродвигателя последний должен быть обесточен, а на пусковом устройстве электродвигателя - вывешен плакат: Не включать - работают люди. [11]
При ремонте центробежного насоса с приводом от электродвигателя последний должен быть обесточен, а на пусковом устройстве электродвигателя вывешена табличка Не включать - работают люди. [12]
При ремонте центробежного насоса с приводом от электродвигателя последний должен быть обесточен, а на пусковом устройстве электродвигателя вывешена табличка Не включать - работают люди. [13]
Из каких операций состоит ремонт центробежного насоса. [14]
Для расчета числа запасных частей для ремонта центробежных насосов рекомендуется пользоваться данными табл. VIII-1 [22], собранными на основе многолетнего опыта эксплуатации насосов, изготовленных по нормали Н-521-57, на заводах нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. [15]
Страницы: 1 2
www.ngpedia.ru
Ремонт корпуса центробежного насоса - Справочник химика 21
При среднем ремонте насосов и вентиляторов в дополнение к объему текущего (малого) ремонта выполняют полную разборку насосов и вентиляторов, осмотр и обмеры деталей, замену или ремонт рабочего колеса, подшипников, вала, корпуса, сальника. Кроме того, заменяют шарикоподшипники, поршневые кольца. Осуществляют балансировку рабочих колес и роторов в сборе центробежных насосов и вентиляторов, центровку валов, окраску. Подшипникп скольжения ремонтируют перезаливкой или заменой вкладышей. Вал ремонтируют металлизацией, наплавкой, проточкой и шлифовкой. [c.211] Ш. РЕМОНТ КОРПУСА ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА [c.131]К быстро изнашивающимся деталям центробежных насосов относятся сальниковая набивка и прокладки вкладыши подшипников и подшипники уплотнительные кольца корпуса. После длительного срока эксплуатации или интенсивного износа требуют ремонта вал, рабочее колесо и направляющий аппарат. В результате корродирующего воздействия среды может происходить износ [c.594]
При ремонте центробежных насосов значительный объем составляют работы по устранению неполадок в роторах, поскольку их детали быстро изнашиваются. Ротор, извлеченный из корпуса, тщательно промывают, высушивают и осматривают все детали. При хорошем состоянии поверхностей трения его обычно не разбирают. Если необходимы тщательный осмотр вала, выявление трещин, проверка биения, ревизия состояния посадочных мест и замена вала, то ротор разбирают на специальных стендах. [c.77]
Ремонт центробежных насосов. В остановленном для ремонта насосе проверяют совпадение осей ротора и корпуса в радиальном направлении, т.е. проверяют совпадение осей ротора и корпуса насоса. Для этого снимают нажимные втулки конусов сальников и в горизонтальной и [c.405]
Для центробежных однокорпусных насосов капитальный ремонт заключается в замене ротора с подшинниками и уплотняющих колец корпуса. Прп этом сборку ротора и предварительную подгонку подшипников по шейкам вала следует вести в механической мастерской на участке (цехе) по ремонту насосов. [c.67]
Посадки с большим натягом применяются, как правило, для вращающегося кольца, неподвижные кольца соединяются скользящей или плотной посадкой. Например, при демонтаже валов бескрейцкопфных компрессоров, разборке центробежных насосов, вентиляторов, электродвигателей, редукторов подшипники должны оставаться на вращающемся валу, а при разборке роликов транспортеров и колес тележек — в корпусе. При ремонте оборудования не рекомендуется демонтировать прессовые соединения колец исправных подшипников (например, снимать исправные подшипники с коленчатых валов компрессоров, электродвигателей), так как повторная напрессовка изменяет характер первоначальных посадок. [c.333]
В химической промышленности США 75% всех установленных центробежных насосов являются горизонтальными, с односторонним всасыванием, с радиальными рабочими колесами. Однако для увеличения производительности предпочтительнее использовать вертикальный насос, так как он может быть больших размеров. Разъем корпуса горизонтальных одноступенчатых насосов чаще всего аксиальный, причем всасывающий и напорный трубопроводы подключены к нижней части корпуса. Такая конструкция дает возможность снимать верхнюю часть корпуса для осмотра, ремонта, замены отдельных деталей и всего колеса без демонтажа трубопроводов и электродвигателей [58]. [c.48]
Для восстановления изношенных рабочих колес центробежных насосов успешно применяется технология ремонта путем наклеивания металлических колец лабиринтного уплотнения с последующей механической обработкой до требуемых размеров (рис. 12). С помощью полимерных клеев достаточно широко используется метод заделки трещин и промывов в корпусах запорной арматуры и насосов. При этом края трещин предварительно подвергают засверловке. [c.99]
По конструкции спиральные центробежные насосы для магистральных трубопроводов всех назначений выполняются однокорпусными с горизонтальным разъемом корпуса вдоль оси вала, удобной для осмотра и ремонта, а входной и напорный патрубки расположены в нижней его половине, благодаря чему при разборке насоса не требуется демонтаж трубопроводов. [c.190]
Корпуса крупных центробежных насосов, как правило, забетонированы и демонтажу не подлежат, поэтому их ремонт производят на месте установки. [c.131]
Корпуса мелких вентиляторов выполняются цельносварной конструкции с установкой ротора через всасывающее отверстие, крупные машины имеют корпуса с горизонтальным разъемом, причем обе половины собираются на фланцах с помощью болтов. Несмотря на несомненные конструктивные и сборочные различия, встречающиеся в разных моделях центробежных вентиляторов, характер эксплуатационных повреждений и техника ремонта вентиляторов имеют много общего с центробежными насосами. [c.216]
Принцип работы и конструкция насосов МС те же, что у приведенных выше центробежных насосов. Рассмотрим некоторые особенности этого типа насосов. Они имеют вертикальный (торцевой) разъем корпуса и состоят из отдельных секций, стягиваемых шпильками, поэтому и называются секционными. Демонтаж их при осмотрах и ремонтах по эксплуатационным условиям неудобен и требует даже больших затрат труда, чем демонтаж насосов К, так как, кроме отсоединения трубопроводов, необходима разборка подшипников, сальников и др. (рис. 15). Вода с одного колеса на другое отводится с помощью лопаток направляющего аппарата 2, направление начальной части которых совпадает с направлением абсолютной скорости жидкости (см. далее выходной многоугольник скоростей). Затем по специальному каналу она подводится к входному отверстию следующего колеса, а от последнего поступает в отвод, по которому идет к выходному патрубку. [c.21]
При сборке центробежных насосов после ремонта выполняют легкую обтяжку болтов разъемов корпуса, проворачивают ротор, проверяя его свободное вращение, после чего проводят окончательную обтяжку и вторично проверяют, не задевает ли ротор за проточную часть корпуса. [c.31]
Чугун по сравнению со всеми другими металлами обладает наинизшей кавитационной стойкостью (см. табл. 15). Он плохо противостоит к воздействию взвешенных твердых частиц. К числу его недостатков необходимо отнести также и то, что чугун практически не сваривается, сильно затрудняет ремонт деталей гидравлических машин. Все это привело к тому, что чугун применяется, как правило, только для изготовления тех деталей, которые гарантированно не будут подвержены действию кавитации. В небольших и средних по размерам центробежных насосах такими деталями являются корпуса, спиральные отводы и различные направляющие лопатки в напорных патрубках. В отдельных случаях допускается изготовление из чугуна и рабочих колес насосов, которые работают в режимах без кавитации. [c.248]
К быстроизнашивающимся деталям центробежных насосов относятся сальниковая набивка и прокладки вкладыши подшипников и подшипники уплотнительные кольца корпуса. После длительного срока эксплуатации или интенсивного износа требуют ремонта вал, рабочее колесо и направляющий аппарат. В результате корродирующего воздействия среды может происходить износ и корпуса насоса. Износ деталей центробежного насоса приводит к уменьшению его производительности при заметном возрастании удельного расхода электроэнергии на его привод. [c.658]
Кипнис. М. И. Восстановление корпусов центробежных и поршневых насосов//Серия "Эксплуатация, модернизация и ремонт оборудования". - М. ЦНИИТЭнефтехим, 1978, № 6. с. 12 - 13 [c.316]
Во время текущего ремонта центробежных рассольных и водяных насосов необходимо снять с насоса ограждение, муфты, трубки охлаждения, приборы, масленки. Затем разбирают сальники, для этого следует отвернуть гайки, освободить сальниковые крышки после вскрытия крышки корпуса насоса вынимают сальниковую набивку, кольца гидравлического уплотнения и грундбуксы. После этого разбирают подшипники скользящего трения, отсоединяют крышки корпусов подшипников, вынимают маслоподающие кольца и вкладыши подшипников. [c.253]
На рис. 108 показан разрез центробежного насоса, предназначенного для перекачки горячих нефтепродуктов и сжиженных газов. Насос имеет глубокий двойной сальник с фонарем 4 для подвода уплотняющей жидкости. Вода для охлаждения сальника подается в полость 5. Многоступенчатые центробежные насосы для удобства разборки и ремонта делают с горизонтальным разъемом всего корпуса. [c.340]
На рис. 57 показан двухступенчатый спиральный центробежный насос с горизонтальным разъемом корпуса /, двумя рабочими колесами 2 одностороннего входа на одном валу 4. Защитные уплотняющие кольца 5 и среднее уплотняющее кольцо 7 — сменные, сальники 6 имеют гидравлическое уплотнение. На валу размещаются сменные защитные рубашки 8. Входной и напорный патрубки расположены в нижней части корпуса и направлены в противоположные стороны горизонтально под углом 90° к оси насоса. Такое расположение патрубков и горизонтальный разъем корпуса обеспечивают возможность вскрытия насоса и его ремонта без демонтажа электродвигателя и трубопроводов. [c.140]
При среднем ремонте (малом капитальном) выполняют следующие работы все работы текущего ремонта визуальный осмотр фундаментов вскрытие центробежного компрессора проверку корпуса на наличие трещин, коррозии и эрозии ревизию ротора с проверкой рабочих колес замеры шеек вала на конусность и эллиптичность проверку биения ротора по индикатору ревизию уплотнений, соединительной муфты, редуктора проверку центровки компрессора ревизию главного и пускового насосов проверку фланцевых соединений газового тракта на плотность ревизию маслоохладителей и др. [c.316]
В книге изложены вопросы ремонта центробежных и поршневых насосов, применяемых нл нефтеперерабатывающих заводах (система планово-предупредительного ремонта, организация н пла нирование производстпа запасных частей, техническая документация, крупноузловой метод ремонта, научная организация труда ремонтников). Опнсаны разборка и сборка насосов, а также практика ремонта и наладки их отдельных узлов (соединительных муфт, подшипников, корпусов, роторов, налов, рабочих колес, защитных гильз, диафрагм, уплотнений, систем охлаждения и подачи масла и др.). Значительное внимание уделено подготовке насосов к работе, их пуску, остановке и уходу за ними. [c.2]
При эксплуатации центробежных насосов из-за электрохимической коррозиии довольно часто выходят из строя чугунный корпус и крыльчатка. В казанском пусконаладочном управлении "Оргсинтезхимзаводы" предложено ремонтировать такие детали. Для защиты корпуса от коррозии на обезжиренную проточную часть кистью наносят слой эпоксидной смолы ЭД-5 или ЭД-6 толщиной 0,5 - 1,0 мм. Для получения равномерной толщины защитного слоя корпус сушат в течение 1 ч при 50 - 60 °С в шпинделе токарного станка при частоте вращения 240 -360 МИН . Лопасти изготовляют из листовой стали 09Х18Н10Т толщиной 3 - 5 ММ и приваривают их к диску и втулке. После такого ремонта срок службы насосов увеличивается в 2 - 3 раза. [c.203]
На Нефтекамской ЦБПО организован централизованный ремонт редукторов для станков-качалок с изготовлением вала-шестерни и с восстановлением подшипниковых гнезд в корпусе редуктора, ремонт центробежных насосов типа ЦН 150 X 150 с одновременной модернизацией (изготоалением нержавеющих рабочих колес, бронзовых колец лабиринтных уплотнений, дисков разгрузки с твердосплавной порошковой напайкой). Там же в 1978 г. организовано централизованное изготовление чалочных канатных стропов для всех предприятий объединения. [c.97]
Центробежные насосы, используемые для подъема сточных вод. проектируются с учетом обеспечения простоты очистки или ремонта п имеют открытое рабочее колесо для уменьшения опасности засорения насоса. Большинство горизонтальных насосов выполняется с разъемным корпусом, так что одна половина может быть снята для доступа к внутренней части. Для удаления засоривших насос отбросов в его корпусе предусматривают отверстие для прочистки. Частота засорения насоса зависит от типа рабочего колеса, формы корщ са и зазора между ними. Рабочее колесо обычно имеет только две или три лопасти, установленные между двумя параллельными пластинами, так что любой предмет, попадающий в насос, проходит через него. Насосы, перед которыми установлены решетки с прозорами менее 60 мм, должны быть рассчитаны на пропуск примесей диаметром по меньшей мере 75 мм. Незасоряющиеся насосы для перекачки ила могут иметь открытое рабочее колесо, лопасти которого прикреплены к одной пластине. О насосах см. также в пп. 4.8 и 6.5. [c.288]
Центробежные насосы типа Д и МД (см. рис. У1.6) — одноступенчатые с горизонтальными разъемом корпуса имеют рабочее колесо с двусторонним входом жидкости. Входной и напорный патрубки насоса расположены горизонтально в нижней части корпуса, что позволяет проводить ремонт насоса при снятой верхней части корпуса без отсоединения трубопроводов. В конструкции насоса большое внимание уделено уплотненик> сальников, а также защите корпуса от изяоса в местах сальни- [c.145]
Ремонт центробежных насосов проводят по схеме К—Т—Т— С—Т—Т—К, где К, Т, С — соответственно капитальный, текущий и средний ремонты. При текущем ремонте осуществляют разборку насоса, очистку и промывку рабочего колеса и других деталей, смеиу защитных втулок вала, эластичных элементов и сальниковых уплотнений, ремонт уплотнительных колец. Прп среднем ремонте кроме работ, выполняемых во время текущего ремонта, производят балансировку ротора, замену уплотнительных колец, шпонок, пальцев соединительных муфт, переливку вкладышей подшипников скольжения при замене подшипников качения, pe юнт шпоночных канавок. В капитальный ремонт входят работы, предусмотренные при текущем и среднем ремонтах, а также замена рабочего колеса или всего ротора, соединительной муфты, вала, ремонт корпуса. Межремонтные периоды в основном зависят от степени агрессивности перекачиваемой жидкости и наличия в ней твердых частиц. [c.261]
При малом ремонте насосов и вентиляторов (через каждые 4000 ч наработки) проверяют состояние резьбовых соединений, заменяют изношенные или поврежденные коррозией болты, шпильки и гайки, контролируюг без демонтажа вала балансировку ротора вентилятора, величину радиального и осевого зазоров между ротором и корпусом вентилятора. Кроме того, проверяют осевой люфт у рабочего колеса центробежного насоса, промывают и смазывают подшипники, устраняют незначительные повреждения (риски, набоины) на рабочих поверхностях поршневого насоса, заменяют все прокладки, проверяют затяжку фундаментных болтов. [c.210]
По конструкции спиральные центробежные насосы для магистральных трубопроводов всех назначений (перекачка сырой нефти) и продуктопроводов (перекачка керосина, бензина и дизельного топлива) выполняются однокорпусными с горизонтальным разъечюм корпуса вдоль оси вала. Они удобны для осмотра и ремонта без разборки трубопроводов. [c.116]
Насосы реактора НарзоШе (Франция) [20, 21]. Насосы первого контура центробежные, одноступенчатые, заглубленного типа (рис. 5.42), установлены на холодной ветке циркуляционного контура петлевой компоновки. Вал насоса 10 вращается в двух подшипниках нижнем (узел //) —ГСП, верхнем (узел /) — двойном роликовом радиально-осевом. В качестве привода применен асинхронный электродвигатель 13 в герметичном исполнении. Всасывание натрия организовано сверху благодаря перевернутому рабочему колесу 2. Пройдя рабочее колесо, натрий попадает в направляющий аппарат 3 и далее в напорный патрубок. В насос первого контура встроен обратный клапан, который представляет собой поплавок с запирающим диском. Питание ГСП осуществляется по сверлению в валу с напора рабочего колеса через три отверстия диаметром 12 мм и отверстие в обтекателе рабочего колеса. Чтобы избежать засорения дросселей, в обтекатель встроен сетчатый фильтр. В самом ГСП имеются дроссели диаметром 7 мм. Поверхность подшипника наплавлена колмоноем. Уплотнение вала — двойное торцовое, с масляным гидрозатвором. Охлаждается уплотнение маслом, циркулирующим в замкнутом объеме с помощью лабиринтного насоса, установленного на валу насоса. Масло охлаждается водой в холодильнике, вынесенном из корпуса насоса. Неподвижное кольцо пары трения — стальное со стеллитовой наплавкой, подвижное кольцо — графитовое. Ремонт верхних узлов осуществляется без разгерметизации контура. Для этой цели служит ремонтное уплотнение (узел /), состоящее из диска, герметично насаженного на вал, и запрессованндго в него резинового кольца. При отворачивании гайки, крепящей верхний роликовый подшипник, вал насоса скользит вниз и садится резиновым кольцом на бурт в корпусе насоса. Конструкция верхнего подшипникового узла позволяет при ремонте демонтировать подшипник и уплотнение единым блоком. [c.222]
chem21.info