Исторические этапы развития скульптуры малых форм. Скульптура малых форм примеры
Помогите! ! примеры скульптур, монументальная, декоративная, станковая, малых форм и рельеф!
- Авто и мото
- Автоспорт
- Автострахование
- Автомобили
- Сервис, Обслуживание, Тюнинг
- Сервис, уход и ремонт
- Выбор автомобиля, мотоцикла
- ГИБДД, Обучение, Права
- Оформление авто-мото сделок
- Прочие Авто-темы
- ДОСУГ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
- Искусство и развлечения
- Концерты, Выставки, Спектакли
- Кино, Театр
- Живопись, Графика
- Прочие искусства
- Новости и общество
- Светская жизнь и Шоубизнес
- Политика
- Общество
- Общество, Политика, СМИ
- Комнатные растения
- Досуг, Развлечения
- Игры без компьютера
- Магия
- Мистика, Эзотерика
- Гадания
- Сны
- Гороскопы
- Прочие предсказания
- Прочие развлечения
- Обработка видеозаписей
- Обработка и печать фото
- Прочее фото-видео
- Фотография, Видеосъемка
- Хобби
- Юмор
- Другое
- Военная служба
- Золотой фонд
- Клубы, Дискотеки
- Недвижимость, Ипотека
- Прочее непознанное
- Религия, Вера
- Советы, Идеи
- Идеи для подарков
- товары и услуги
- Прочие промтовары
- Прочие услуги
- Без рубрики
- Бизнес
- Финансы
- здоровье и медицина
- Здоровье
- Беременность, Роды
- Болезни, Лекарства
- Врачи, Клиники, Страхование
- Детское здоровье
- Здоровый образ жизни
- Красота и Здоровье
- Eда и кулинария
- Первые блюда
- Вторые блюда
- Готовим в …
- Готовим детям
- Десерты, Сладости, Выпечка
- Закуски и Салаты
- Консервирование
- На скорую руку
- Напитки
- Покупка и выбор продуктов
- Прочее кулинарное
- Торжество, Праздник
- Знакомства, любовь, отношения
- Дружба
- Знакомства
- Любовь
- Отношения
- Прочие взаимоотношения
- Прочие социальные темы
- Расставания
- Свадьба, Венчание, Брак
- Компьютеры и интернет
- Компьютеры
- Веб-дизайн
- Железо
- Интернет
- Реклама
- Закуски и Салаты
- Прочие проекты
- Компьютеры, Связь
- Билайн
- Мобильная связь
- Мобильные устройства
- Покупки в Интернете
- Программное обеспечение
- Java
- Готовим в …
- Готовим детям
- Десерты, Сладости, Выпечка
- Закуски и Салаты
- Консервирование
- образование
- Домашние задания
- Школы
- Архитектура, Скульптура
- бизнес и финансы
- Макроэкономика
- Бухгалтерия, Аудит, Налоги
- ВУЗы, Колледжи
- Образование за рубежом
- Гуманитарные науки
- Естественные науки
- Литература
- Публикации и написание статей
- Психология
- Философия, непознанное
- Философия
- Лингвистика
- Дополнительное образование
- Самосовершенствование
- Музыка
- наука и техника
- Технологии
- Выбор, покупка аппаратуры
- Техника
- Прочее образование
- Наука, Техника, Языки
- Административное право
- Уголовное право
- Гражданское право
- Финансовое право
- Жилищное право
- Конституционное право
- Право социального обеспечения
- Трудовое право
- Прочие юридические вопросы
- путешествия и туризм
- Самостоятельный отдых
- Путешествия
- Вокруг света
- ПМЖ, Недвижимость
- Прочее о городах и странах
- Дикая природа
- Карты, Транспорт, GPS
- Климат, Погода, Часовые пояса
- Рестораны, Кафе, Бары
- Отдых за рубежом
- Охота и Рыбалка
- Документы
- Прочее туристическое
- Работа и карьера
- Обстановка на работе
- Написание резюме
- Кадровые агентства
- Остальные сферы бизнеса
- Отдел кадров, HR
- Подработка, временная работа
- Производственные предприятия
- Профессиональный рост
- Прочие карье
woprosi.ru
Мелкая пластика
Искусства скульптуры малых форм берёт начало в глубокой древности, в доисторической культуре кроманьонских венер и тотемных фигур. Оно включает в себя — огромное разнообразие направлений, материалов, техник. И тем не менее критерии в подходе к определению понятия "скульптура малых форм" не определены. Узаконены только параметры, по которым высота и длина произведения могут быть доведены до восьмидесяти сантиметров и одного метра. Малая пластика— вид искусства ваяния, подчиняющийся его законам, несущий в себе его признаки и среди них главный — стремление к психологизму и обобщению. В тоже время — скульптура малых форм тесно примыкает к декоративно-прикладному искусству. Малая пластика может тиражироваться промышленно, что характерно для образцов прикладного искусства и нехарактерно для станковой скульптуры. Случается, что декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют своеобразный симбиоз и соотносятся друг с другом, как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой. Пример — керамические гжельские изделия: квасники и кумганы, несущие на себе, всевозможные скульптурные группы — сражающихся воинов, бомбардиров у пушек, пирующих в застолье дам и кавалеров... Зачатую скульптура малых форм составляет с предметами декоративно-прикладного искусства единый, целостный ансамбль. Скульптура малых форм изначально развивается по двум направлениям — как искусство массовых вещей и как искусстве неповторимых, единичных произведений. Это каждый раз зависит от ее назначения. Современная мелкая пластика призвана преодолеть однообразие массового типового интерьера, придать ему индивидуальность. Внимание к малой пластике и зрителей и художников возрастает с каждым годом. В современной жизни скульптура воплощает себя большим количеством вещей, дизайнерских, кинетических, игровых и откровенно пользовательских. Мелкая пластика после длительного времени, когда эпитетом ее чаще всего было обидное для искусства слово «массовка», когда протокольно-натуралистические тенденции были нормой, приобрела значение художественного явления. Родственность декоративно-прикладного искусства и скульптуры малых форм подчас приводит к двоякому прочтению одной и той же вещи. Близость эта уходит более в древнюю историю, чем стык двух пространственных искусств. Все виды изобразительного творчества едины в основе своей природы, многомерны и многоплановы. Рафаэль занимался орнаментами, Рубенс — картонами для гобеленов, Матисс и Воронихин создавали мебель, Врубель увлекался керамикой, Сомов и Матвеев — фарфором, Мухина — стеклом. Поэтому и не стоит жестко ограничивать рамки скульптуры малых форм. Рассматривая историю, формирование стиля 1920-1930-х годов, послевоенный период, был принят взгляд на малые формы как на разновидность декоративно-прикладного искусства второстепенного или просто как ремесла из области промышленного производства. Этот вид искусства в это время стали притягивать к станковому, требовать от него той же сюжетности, тематичности, скульптура малых форм начала копировать «большое» искусство. Но то, что в монументах оправданно и уместно: патетика, олицетворение обобщенных понятий мужества, силы, изобилия и т.п., — в скульптуре малых форм превратилось в макет, эскиз. Малая скульптура стала объясняться со зрителем не свойственным ей языком монументальных форм, утрачивая свой собственный. Она сделалась велеречивой, придуманной. Вместе с помпезно- назидательным стилем в скульптуре малых форм существовало направление натуралистическое оно привело штампу, шаблонности. Шахтера в скульптуре малых форм нельзя было уже представить без отбойного молотка, колхозниц — без буренок. Были, разумеется, и оригинальные произведения. Но массовое направление было базовым. Вплоть до середины 1960-х существовала ложная в сути своей тенденция сделать из маленькой вещи монумент, еще ощущались протокольно-натуралистические темы. В книгах о ваянии скульптуре малых форм не отводилось места. Ее считали инородной отраслью, она не занимала исследователей еще и потому, что не являлась в это время интересным фактом искусства. Круг авторов продолжал складываться в основном из художников, работающих в области народных промыслов и фарфорового производства. Период осознания скульптуры малых форм как значительного художественного явления мы позволим себе датировать семидесятыми годами еще нет четкого понятия "скульптура малых форм". Однако стало ясно что старых рамках ей уже тесно. Создается психологическая связь между автором и зрителем, ощущение, что работа сделана для того, кто внимательно ее рассматривает, что к его глазам, его душе, его интеллекту обращены талант и мастерство художника. В произведениях мелкой пластики раскрываются основные ее свойства, ее интимность, камерность. И ограниченность размеров вовсе не означает ограниченности тем сюжетов. Её стремительное развитие — в направленности к человеку, к внутреннему, духовному миру людей, характерному для современной культуры. В стремлении внести элемент уникальности в интерьер дома, офиса, особняка. Для самих художников, малая пластика притягательна широкими возможностями импровизации и эксперимента. Взаимоотношений масс и фактур. Пластические решения, когда внимание, с одной стороны, свободно обтекает внешние контуры работы, с другой — цепляется за ловушки пустот и просветов между объемами, порождает сложную «игру» притягивая и гипнотизируя зрителя. Жанры и направления малой скульптуры, чрезвычайно многоплановы и затрагивают практически все области жизни человека. Это — портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзажи. Малые пространственно объемные формы ландшафтного дизайна, и кинетическая скульптура. В портретном жанре художники увлечены постижением личности человека, воплощением ее духовной значимости, ее ценности. Не последнюю роль в скульптуре отводится достижению сходства с оригиналом. Модель увлекает художников своей психологией, присущими исключительно ей одной чертами характера. Это вовсе не означает, что портрет в малой пластике не несет в себе задач обобщения. Его герои связаны со своим временем, со своей эпохой. В основе портрета лежат метафора, иносказание. В этом его отличие от фотографии, от отражения в зеркале. Но иносказание может быть и льстящим человеку, и несущим иронию, и даже, карикатурным. Язык портретного жанра скульптуры малых форм заметно изменился. Наблюдается отход от так распространенных недавно и надоевших портретов-голов. В портрет все энергичнее привносятся атрибутика, аксессуары, он становиться сюжетно богаче, разнообразнее. Жанровые композиции в малой скульптуре. Это могут быть герои сюжетов книг, сказок, языческие и этнически мотивы, бытовые сценки входят в этот распространенный вид образного рассказа о жизни. Работы 1970-х годов, повествуют о труде рабочих, крестьян об обычных, ничем, казалось бы, не примечательных явлениях жизни. Но, переданные средствами искусства, эти иногда просто бытовые сцены символично раскрывают понятии красоты, добра, правды. Вряд ли найдется художник, который не обращается к истоку всякого искусства — народному творчеству. Авторы, чьими помыслами овладела скульптура малых форм, не исключение в этом плане. Они часто черпают из неиссякаемого кладезя народных приемов и образов. Но если художники раньше часто прибегали к внешним приемам, иногда прямому подражанию языку примитива, то теперь акцент переместился на изложение традиций своими собственными средствами, на переосмысление их, на передачу своеобразия национального характера, народных обычаев, взглядов, нравов. Анималистка и зоопортрет героем этого жанра избрано животное, его судьба, его отношения с людьми и отношение людей к нему. Этот жанр скульптуры малых форм отличается почти полным отсутствием у ваятелей желания очеловечить животных. Они не заставляют зверей заниматься людскими делами, не изображают через них людей. Современная анималистическая мелкая пластика — это мир самых разных «характеров», «темпераментов», повадок, мир природной целесообразности форм, цвета, движения. Создаются зоопортреты раскрывающие внутренний образ конкретного животного. Общественный или личный интерьер, административные учреждения, гостиницы, клубы и частные особняки обретают индивидуальность путем украшения эксклюзивной декоративной скульптурой. Это может быть круглая скульптура или рельеф. Это могут быть портреты, статуэтки, символика или абстрактные форм. Лепнина, рамки для зеркал или портретов придающие индивидуальность вашему пространству. Немалое место принадлежит натюрморту и пейзажу. Они могут входить в произведение как фон, на котором развертывается действие, выступать в роли смыслового акцента, позволяющей полнее раскрыть настроение художника которое он хотел сообщить своём произведении. Так же пейзаж и натюрморт существуют самостоятельно, как предмет искусства, пластическим языком открывающее эмоциональное воздействие природы и окружающей среды. Ландшафтный дизайн. Скульптура небольшого размера становится неотъемлемой частью сквера, небольшой площади, внутреннего дворика особняка или частного дома, создавая вокруг себя соразмерное человеку пространство. Фонтаны и пространственно - объёмные абстрактные формы всё больше появляются и украшают городскую и личную среду. И в этом основные причины тяготения к уникальной малой пластике. Эмоциональное воздействие произведения скульптуры во многом зависит от того, сохранена ли творческая манера художника, его лепки, прикосновение его руки к глине при формовке и отливе вещи. В связи с этим огромную важность приобретают в профессии скульптора личная ответственность художника за авторскую проработку вещи, надзор за осуществлением перевода ее в материал. Материалы традиционно используемые в малой пластике фарфор, кость, терракоту, типичны для прикладного искусства и нетипичны в большой скульптуре. Следует отметить еще популярную в скульптуре малых форм глину — шамот. Также в современных произведениях широко используется эпоксидная смола и другие синтетические пластики, позволяющие стилизовать скульптуру практически под любой традиционный материал. Скульптура малых форм использует бронзу чаще других материалов, с одинаковой легкостью она может предать грубую фактуру и быть отполирована до состояния зеркала. Прекрасно поддающееся тонировке бронза может в полной мере раскрыть замысел скульптора. (Художественная обработка металла) Реже она обращается к не менее податливому и интересному материалу — чугуну, хотя произведения многих мастеров скульптуры Клодта, Баха, Либериха, Обера, Беклемишева, а также Буре, Лансере, Трубецкого широко были распространены в России именно в чугуне. Тиражировались они на замечательном, славящемся на весь мир заводе художественного литья в Касли. В постоянный обиход малой пластики вошел камень. Работа в камне развивается в двух основных направлениях, по пути обобщения формы, подчеркивания монолитности блока и увеличения объема. Эта направление типично для ваятелей Армении и Прибалтики. И, наоборот, существует склонность к акцентированию подробностей и уменьшению размера произведения. Иллюстрацией этого может служить пластика редкостно управляющих камнем кызылских скульпторов. Их сарлыки, арзланы, композиции, связанные с жизнью и бытом пастухов и скотоводов, выполненные с необычайной дотошностью и со счастливой способностью не впадать в натуралистичность, не превышают 10-12 сантиметров и узнаются сразу. Также развивается искусство нецке, резьба миниатюр и камей. Работой в дереве увлекаются многие мастера. Явной становится манера работы с деревом в форме монолога — подчинения бруска исключительно творческой воле автора. Крайне редко встречаем в малой пластике тот подход к дереву, был у С. Т. Коненкова, когда он использовал редкие, нетипичные качества этого материала — причудливость, прихотливость его абриса, зовущие до фантазировать созданное природой. Большинство современных художников работают с деревом в мелкой пластике, не вступая с ним в диалог, не воспринимая его как своеобразного соавтора. Взаимоотношения с деревом как с «равным», желание поймать и досказать тот образ, созданный природой перешли в область народного искусства. Большинство современной пластики созданной скульпторами — эксклюзивна, сейчас мы не берём в расчёт «галереи» «скульптур» отштампованных массово и выставляемых на обочинах дорог. Авторские работы в основном уникальны и на свет появляется уникальное произведение. Эта неповторимость, присущая, авторской скульптуре особенно притягательна сейчас.
В статье использованы материалы:"Русская скульптура малых форм" И. А. Крюковой
Внимание! Все материалы на сайте принадлежат автору. Любое использование только со ссылкой на сайт http://sculpto.ru Любое иное использование запрещено и преследуется по закону. |
sculpto.ru
Каратайева Н.Ф., кандидат педагогических наук, профессор кафедры рисунка и живописи Высшей школы народных искусств (институт) ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СКУЛЬПТУРЫ МАЛЫХ ФОРМ Аннотация. Статья определяет исторические периоды развития пластических искусств в России. Раскрывает связь скульптуры с косторезным искусством и резьбой по дереву. Рассматривает историю становления этих традиционных промыслов, а также определяет их новые возможности и задачи на современном этапе. Ключевые слова: скульптура, камень, дерево, кость, искусство, народ, история, художник.Karatayeva N.F., candidate of pedagogical sciences, professor of drawing and painting of the Higher School of Folk Arts (institute) THE HISTORICAL FORMATION OF THE RUSSIAN PLASTIC ARTS Abstract. The article deals with the historical periods of the Russian plastic arts’ development. It describes the connection between the sculpture, wood and ivory carving arts. The article is devoted to the history of these traditional applied arts and shows their new opportunities and aims at the moment. Key words: sculpture, stone, wood, ivory, art, people, history, artist. Давно лежат в руинах целые цивилизации. От некоторых не осталось даже пыли, но археологические раскопки представляют нам образцы каменной скульптуры древнейших периодов существования человека, рассказывающей нам о религии, первобытной культуре, обрядах и умении древних людей обрабатывать камень, дерево, поэтому можно утверждать, что с появлением человеческого общества, у людей появилась потребность заниматься украшением своей жизни через предметы быта, используя роспись и различную скульптурную резьбу. В борьбе за выживание человек искал прочные материалы, из которых можно было сделать прочное оружие и инструменты: ножи, топоры, стрелы и т.д. Подручным и надежным материалом оказался камень, из которого делались не только орудия, но и ритуальные принадлежности. Окружающие деревья также вдохновляли человека что-нибудь из них вырезать. Многие предметы, найденные археологами, доказывают, что с древних времен люди задумывались над происхождением мира, о появлении человека на земле, о жизни и смерти, о душе и рождении ребенка. Можно предположить, что первые каменные и деревянные статуэтки были выполнены для религиозных ритуалов. Эти первые произведения искусства несут информацию о культуре древних народов. Развитие технологий и совершенствование изготовления орудий труда и охоты из камня и дерева позволили параллельно развиваться каменной скульптуре. Появление новых инструментов дало возможность обрабатывать новые материалы: железо, дерево, кость, кожу, глину и т.д. Таким образом, следствием появившейся возможности осваивать новые материалы, развивается культура быта или прикладное искусство. Знания о материалах накапливались не один век. Разные народы передавали их новым поколениям и развивали ремесла на местах, где добывался нужный подсобный материал. Россия богата лесом и, пожалуй, не найдется таких населенных мест, где не использовалось дерево. Итак, в преданиях и былинах упоминаются резные деревянные строения, керамика, металлические изделия, каменная и деревянная ритуальная скульптура, костяные изделия, найденные на территории славянских поселений. Летописные материалы носят хронологический характер и упоминают о возникающих центрах народного искусства. В русской энциклопедии говорится, что до наших дней дошли труды древних летописцев о жизни наших предков, начиная с XI века, а более ранние события изложены в виде легенд и преданий, случайно сохранившихся в народе. По сохранившемуся преданию, в V веке византийский дипломат Приск Панийский посетил земли на Дунае, где жили славяне. Он был поражен красотой деревянной архитектуры, украшенной резьбой. Однако из-за многочисленных набегов иноземцев от этой деревянной архитектуры и скульптуры ничего из произведений древних пластических искусств не сохранилось. Латинский писатель VI века Иорнанд, варвар по происхождению, довольно точно описал размещение славянских племен, назвав главные из них склавенами и антами. Первые жили в междуречье Вислы и Днестра. Вторые вдоль побережья Черного моря на территории современных Карпат. В одной из первых славянских летописей – «Повесть временных лет» - есть упоминание только о тихих и кротких киевских племенах, и почти ничего нет о других славянских поселениях. В преданиях говорится о думбах, господствующих в VI веке над всеми восточными славянами. При расселении восточных славян образовались княжества. Расселившись по берегам Днестра, славяне оказались в самом центре торгового движения Юго-Восточной Европы и торговали пушниной, медом, воском с Грецией, Византией, Багдадом и другими. У них же закупались предметы быта и произведения искусства, оказавшие влияние на развитие русского искусства. Таким образом, до начала правления Рюрика с братьями были образованы древние славянские города уже со своей городской культурой. В летописи нет свидетельства о времени возникновения русских городов Киева, Чернигова, Новгорода, Ростова. Археологами определено лишь предположительное время их появления. С давних времен на Русь нападали хазары, печенеги и другие народы, разорявшие и сжигавшие все, что горит, не жалевшие ни людей, ни их культуру. От таких набегов иноземцев города защищали дружины, которые часто дополнялись пришельцами с Балтийского моря, получивших название варягов. Они часто становились князьями (в скандинавских сагах их называли викингами). В «Повести временных лет» говорится, что русская государственность начинается с правления братьев, пришедших из-за моря: Рюрика, Синеуса, Трувора. Предполагают, что братья были из варяжского племени Русь. Также существуют и другие мнения о происхождении слова «Русь». Некоторые историки утверждают, что оно произошло от названия славянского племени Рось, жившего на реке Рось, притоке Днепра. По преданию, именно это племя объединило в VI веке многочисленные племена, обитавшие на берегах Днепра. Тем не менее новгородский князь Рюрик Варяжский вошел в историю как основатель династии Рюриковичей, первой династии русских самодержцев. Умирая, Рюрик назначил новгородским князем близкого друга и родственника Олега и поручил ему заботу о своем малолетнем сыне Игоре. Олег объединил все славянские племена под единым началом. Именно с правлением князя Олега началась история Киевской Руси и история Российского государства. Эти подробности важно знать для понимания особенности развития русского искусства, которые тесно связаны с историей государства. На фоне развития европейских государств, в IX веке Русь и ее культура еще только развивалась под влиянием тех государств, с которыми шла активная торговля. Настоящим переворотом для Руси можно считать принятие христианства в конце IX века. По этой причине православная Русь на протяжении нескольких веков испытывала всестороннее влияние Византии в области философии, богословия, образования, книжной культуры, архитектуры, иконописи, скульптуры и косторезного искусства. Византийский писатель XII века Иоанн Тцетцесс упоминает в своих записях чернильницу из кости, мастерски вырезанную русским резчиком. О русских умельцах косторезного искусства оставил свои записи путешественник XIII века Плано Карпини, побывав в Монголии, он увидел в покоях Великого Хана трон из слоновой кости, работы русского мастера Козьмы. Видимо переселение, в поисках ресурсов необходимых для развития хозяйства, новгородцев, москвичей, ярославцев, киевлян, переселенцев из Ростово-Суздальского княжества в X-XII вв. в северные земли, привело к появлению новых поселений и городов с развитыми ремеслами. Этих переселенцев стали называть поморами. Изучая художественную культуру Севера, невозможно не упомянуть Холмогоры. Холмогорская резьба по кости начала существовать как промысел со времен домонгольской Руси. Холмогоры того времени - это оживленный экономический центр Севера. В XVI веке Русский Север был главными воротами, через которые проходили купеческие торговые караваны на Запад и на Восток, это способствовало культурному обогащению и обмену товарами северных народов. Для православной религии характерен отказ от объемного изображения в произведениях искусства, так как до православия существовало множество скульптурных идолов языческой веры. Негласный запрет впрямую коснулся деревянной и каменной скульптуры, а также косторезного искусства, поэтому в основном развивалась орнаментальная резьба. В косторезном искусстве самая сложная – сквозная, ажурная резьба, еще ее называют «резьба на проём», требует большого опыта и мастерства. Этот способ резьбы сохранился до наших дней, и широко применяется современными мастерами при создании шкатулок, ваз, кубков, подчасников, панно и других изделий. Холмогорский центр народного искусства то развивался и входил в моду, то угасал в зависимости от интереса к этому искусству и заказов. После перестройки 1991 года этот промысел чуть совсем не исчез из-за отсутствия сырья и заказов. Спасительным моментом стало открытие в 2003 году Высшей школы народных искусств (института), которая объединила под своей крышей народные традиционные промыслы, несмотря на то, что эти промыслы находятся на значительном расстоянии от Санкт-Петербурга. Таким образом, расширились возможности развития всех специализаций, открытых в Высшей школе народных искусств. Нельзя не сказать о новых задачах косторезного искусства. Скульптура не сводится только к памятникам из камня, бронзы и дерева. Скульптурой малых форм, наиболее связанной с традиционным прикладным искусством, является резьба по кости. В основе этого промысла лежит искусство скульптуры и мастерство резчиков по кости. С приобретением холмогорскими резчиками навыков работы с цевкой (говяжьей костью) открылись новые перспективы развития этого промысла. В отличии от Якутского, Ямал-Ненецкого, Чукотского направления и других, где резчики до сих пор используют бивни мамонта, добывают зуб кашалота, клыки моржей, рога оленей и лосей, китовый ус. Эти материалы в наше время редки и дороги. В этих регионах развивается в основном скульптура малых форм. Перечисленные выше материалы - это плотные костные образования, которые дают возможность вырезать их них небольшие скульптурки, рассказывающие о быте северных народов. Но именно Холмогорские мастера научились обрабатывать, отбеливать, обезжиривать и склеивать говяжью кость (цевку) на деревянной основе, не теряя художественной ценности изделия. Холмогорские резчики славятся своей ажурной, рельефной резьбой, применяемой для создания шкатулок, ваз, подчасников, крестов, бытовых предметов и покоряющих сказочной кружевной красотой различных украшений. Искусство резьбы по кости существует в многонациональной России уже несколько столетий. Резьбу по кости называли резьбой «русов» или «тавров». Проблема сохранения традиционных художественных промыслов и перспективы их развития в России является актуальной задачей государства, так как наша страна обладает высоким уровнем культуры, науки, образования и искусства, что позволяет ей вливаться в общее направление искусства различных народов и цивилизаций. Итак, одним из сложнейших видов традиционного прикладного искусства является холмогорская резьба по кости. Лучшие традиции древнерусского косторезного творчества были развиты холмогорскими мастерами XVII-XX вв. в произведениях, в которых выявляется общая завершенность, цельность художественного образа. Что касается резьбы, то невольно поражаешься ее совершенными по исполнению рельефными орнаментами, сплетенными воедино с сюжетными сценками или отдельными фигурами. Мастера этого промысла проявляют не только тончайшее мастерство, но и показывают свое умение в создании ажурных, кружевных композиций и понимание рельефной лепки на изделиях декоративно-прикладного искусства: гребнях, шашках, рамках, окладах, вазах, коробочках, статуэтках и других бытовых вещах, которые под умелой рукой мастера превращаются в произведения искусства. Резчики по кости хорошо понимают законы скульптурной миниатюрной пластики. Мастер уже в необработанной кости или роге видит свое будущее произведение. Часто мастером вылепливается модель будущего произведения, в лепке решается композиция изделия. Кости, по форме своей никогда не повторяются, поэтому так разнообразны костяные изделия. Основные приемы обработки кости сложились много веков тому назад и практически не меняются до наших дней. Применение новых технологий проблематично по причине неповторимости формы костей, которые служат материалом для резчиков, и не позволяют штамповать одинаковые изделия, поэтому художественные работы до сих пор выполнятся вручную. Не так давно все же появились новые инструменты – это портативные бормашинки, которые ускоряют работу и позволяют создавать более утонченные вещи. Другие инструменты для работы резчики изготавливают себе сами, часто используя для этого натфили (напильники). В каждой художественной вещи косторезного искусства вложены не только труд и талант одного человека, но и навыки, приемы, знания и таланты многих поколений, передающиеся от мастера к мастеру, от учителя к ученику. Чтобы сохранить промысел, после революции на родине М.В. Ломоносова организуется артель и профессионально-техническая школа, где преподают В.Т. Узиков, В.П. Гурьев, Г.Е. Петровский, передавая свой богатейший опыт резчиков. Современная холмогорская резьба продолжает вековые традиции и выполняется в тончайшей технике орнамента. Чтобы сохранить уникальность этого промысла подготовить будущих мастеров этого искусства, в Высшую школу народных искусств был приглашен преподавать заслуженный художник, лауреат государственной премии им. И.Е. Репина Николай Дмитриевич Буторин. Он проработал на кафедре пластических искусств 8 лет. Н.Д. Буторин создал много произведений, которые находятся в различных музеях, научил своих учеников рельефной, ажурной резьбе, гравировке с подцветкой. Научил учеников творчески мыслить, искать новые формы и приемы. И вполне возможно, что они внесут свой вклад в развитие Санкт-Петербургской школы резьбы по кости, тем более институт им предоставил возможность хорошо научиться рисовать и лепить, приобретать знания и умения, а это необходимо художникам-косторезам. Скульптура лежит в основе не только косторезного искусства, но является основополагающей для Богородского центра резьбы по дереву. В 2011 году этот центр стал филиалом Высшей школы народных искусств и прикреплен к кафедре пластических искусств. О богородском промысле резьбы по дереву появляются данные с XVI века и связывают их появление с именем Сергия Радонежского, который стал основателем Троице-Сергиева монастыря. По преданию Сергий Радонежский и крепостные крестьяне монастыря вырезали деревянные игрушки и скульптурки, освещали их и дарили детям. Такие подарки считались священными и приобрели большую популярность. Игрушки вырезались из липы, не раскрашивались, сохраняя красоту дерева. Спрос на игрушки привел к созданию промысла. Расцвет Богородского искусства относится к середине XIX века. Из поколения в поколение передавались навыки резьбы по дереву. Со второй половины XIX века главными персонажами промысловой игрушки становятся медведи и человек. Существует сказ, что Сергий Радонежский подкармливал истощенного медведя, который приходил к нему каждый день и привязался к святому старцу, как верный пес. Считается, что по этой причине медведи приобрели такую популярность в промысле. Художники изображали их пляшущими, играющими на музыкальных инструментах, помогающих по хозяйству, сторожащими и защищающими дом хозяина и детей и т.д. Внешняя форма облика медведя очень подошла для техники резьбы по дереву своей цельностью, объемностью, выразительностью морды и простотой исполнения. Для передачи шерсти выработался прием вырезания, который оставлял борозды от стамески, которые оживляли поверхность дерева и придавали живописность. Эта техника резки стала характерной для богородской резьбы и везде узнаваемой. В XIX веке развивалась не только игрушка, но и деревянная скульптура. Талантливые резчики уезжали учиться в Академию художеств. С развитием промысла начали поступать заказы на крупные композиции исторических, былинных и библейских тем. Чтобы сохранить Богородский промысел по указу Николая II в 1913 году была создана артель «Богородский резчик» и открыта профессионально-техническая школа, где подготавливали мастеров, художников резьбы по дереву. После революции в произведениях богородских резчиков появились новые персонажи: красноармейцы, тачанки, рабочие, колхозники. История Богородского промысла как всего русского искусства отражает историческую судьбу нашей страны. В Великой Отечественной войне погибло много резчиков-мужчин. Таким образом, по этой причине на промысел пришли работать женщины и доказали, что женские руки могут также работать как мужские, а в некоторых случаях может быть даже лучше. Без сомнения расцвет промысла в 1950-11970 гг. это заслуга женских рук. Кроме игрушек в Богородском развивалась деревянная скульптура небольших размеров, а также токарная, расписная и механическая игрушка-матрешка. Также возрождается иконостасная резьба и резная мебель. Перестройка 1991 года чуть не погубила промысел. Не стало заказов, началась безработица. Педагоги в училище получали очень мало и уходили. Нарушилась связь обучения от мастера к мастеру, от учителя к ученику. Положение изменилось только с открытием в 2003 году в Санкт-Петербурге при поддержке правительства Высшей школы народных искусств (института). В 2011 году к институту присоединилось 8 филиалов, среди которых было Богородское художественное училище резьбы по дереву. И это присоединение к институту открывает перспективы дальнейшего развития этого промысла, в плане подготовки резчиков по художественной обработке дерева с высшим образованием. Появились новые задачи, новые перспективы. Занятия скульптурой и рисунком у опытных педагогов института дадут возможность постичь профессиональную художественную грамоту, расширят круг интересов. И смеем надеяться, что возродится иконостасная резьба по дереву, появится уникальная резная мебель, и игрушка начнет развиваться на другом уровне. Богородская игрушка. 20 век Литература: 1. Рындина Анна Вадимовна. Древнерусская мелкая пластика. Новгород и Центральная Русь XIV-XV веков: / Рындина Анна Вадимовна; А.В.Рындина. – М : Наука, 1978. - 190 с. 2. И.Н. Уханова. Северорусская резная кость. XVII – XIX веков: Каталог коллекций / 3. Уханова Ирина Николаевна; И.Н.Уханова. – СПб: Славия, 2005. – 179с. |
l.120-bal.ru
Помогите! ! примеры скульптур, монументальная, декоративная, станковая, малых форм и рельеф!
Прежде всего, скульптура подразделяется по типам на круглую и рельефную. Круглая скульптура но назначению делится на: - Монументальную - Монументально-декоративную - Станковую - Скульптуру малых форм Монументальная скульптура как правило, посвящены значительным историческим событиям или имеют культовое мемориальное значение. Их характерными являются крупные масштабы, гармония с архитектурно-пространственным окружением. К ней мы можно отнести памятники, мемориальные ансамбли. Рассмотрим все виды на примере Санкт-Петербурга Этьен Фальконе Памятник Петру I, 1768—1770гг. гранит, бронза. Высота: 10,4 м Сенатская площадь Монументально-декоративная скульптура используется в оформлении фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфальных арок, фонтанов, малых архитектурных форм, создает целостность восприятия садово-паркового ансамбля. Фигуры и рельефы на здании Адмиралтейства. 1806 - 1823. Архитектор А. Д. Захаров. Центральная часть. Станковая скульптура включает различные виды скульптурной композиции — голова, бюст, фигура, группа; различные жанры — портрет, сюжетный, символический, аллегорический или анималистический. Бюст М. В. Ломоносова. Скульптор Ф. И. Шубин. Бисквит. Копия. 1792. Музей М. В. Ломоносова. Санкт-Петербург. Рельефная скульптура подразделяется на следующие виды: - Барельеф - Горельеф - Контррельеф Барельеф — это вид скульптурных произведений, в которых выпуклое изображение выступает над плоскостью не более, чем на половину своего объема. 'Полтавская баталия'. Барельеф на постаменте памятника Петру I. Горельеф — это скульптурное произведение, в котором изображение выступает над плоскостью на половину и более от своего объема. Горельеф на фронтоне Исаакиевского собора Контррельеф является видом углубленного рельефа, который часто используется как матрица для создания барельефа. Он представляет собой некое подобие негатива барельефа. Памятник, посвященный Анне Андреевне Ахматовой 2006 г Бронза, контррельеф. Скульпторы А. В. Иванов, М. Ш. Цхададзе, арх. В. Б. Бухаев. Скульптура малых форм -- это небольшие скульптурные произведения, изготовляемые художественной промышленностью и народно-художественными промыслами из керамики, металла, кости, камня, стекла или пластмассы; предназначенные для украшения жилого интерьера Статуэтка из керамики
culture.ques.ru
Скульптура в интерьере: малые формы. Соотношение с декоративно-прикладным искусством. , Дизайн интерьера дома и квартиры
Собственно говоря, тема эта для нас не новая, и на протяжении ряда встреч мы не раз обращались к ней, говоря о том или ином интерьере. Но до сих пор мы не посвящали ей отдельного цикла бесед. Наша прошлая встреча была первой в этом цикла.
Сегодня, как и обещали, мы поговорим о скульптуре малых форм. В беседе мы будем использовать цитаты из «Википедии» и из научного труда И. А. Крюковой «Русская скульптура малых форм».
В «Википедии» сказано, что «скульптура малых форм развивается по двум направлениям — как искусство массовых вещей и как искусство неповторимых, единичных произведений. Жанры и направления малой скульптуры — портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж. Малые, пространственно — объёмные формы, ландшафтный дизайн и кинетическая скульптура». О жанрах и направлениях данного вида искусства мы будем говорить далее. Отчасти мы уже касались этих тем, но подробный разговор нас ждет впереди.
Для того, чтобы информация по интересующей нас теме была более ёмкой, мы обращаемся к научному труду И. А. Крюковой «Русская скульптура малых форм».Итак, в данном источнике, в частности, сказано, что «искусство скульптуры малых форм берёт начало в глубокой древности… Оно включает в себя огромное разнообразие направлений, материалов, техник. И тем не менее критерии в подходе к определению понятия «скульптура малых форм» не определены. Узаконены только параметры, по которым высота и длина произведения могут быть доведены до восьмидесяти сантиметров и одного метра».
Кто и когда определил параметры, по которым скульптурное изображение может быть отнесено к той или иной форме, не известно. Но раз такие параметры были приняты и одобрены специалистами, мы не будем спорить и в дальнейшем разговоре станем «отталкиваться» именно от приведенных выше габаритов малой скульптуры.
Уделим внимание понятию «малая пластика»… В источнике об этом говорится, что «малая пластика— вид искусства ваяния, подчиняющийся его законам, несущий в себе его признаки и среди них главный — стремление к психологизму и обобщению. В тоже время — скульптура малых форм тесно примыкает к декоративно-прикладному искусству. Малая пластика может тиражироваться промышленно, что характерно для образцов прикладного искусства и нехарактерно для станковой скульптуры. Случается, что декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют своеобразный симбиоз и соотносятся друг с другом, как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой. Пример — керамические гжельские изделия: квасники и кумганы, несущие на себе, всевозможные скульптурные группы — сражающихся воинов, бомбардиров у пушек, пирующих в застолье дам и кавалеров... Зачатую скульптура малых форм составляет с предметами декоративно-прикладного искусства единый, целостный ансамбль».
В наших беседах об интерьере загородного дома мы привыкли рассматривать скульптуру как нечто монументальное, величественное и габаритное. Но те же гжельские изделия носят гордое «звание» «скульптура» и наравне с мраморными копиями «Давида», «Венеры Милосской» и проч. занимают свое достойное место в интерьерах. В беседе о данном элементе интерьера нам придется несколько расширить рамки своего понимания скульптуры и «согласиться» с тем, что любая статуэтка также относится к данному виду искусства.
«Родственность декоративно-прикладного искусства и скульптуры малых форм, - пишет И. А. Крюкова, - подчас приводит к двоякому прочтению одной и той же вещи. Близость эта уходит более в древнюю историю, чем стык двух пространственных искусств. Все виды изобразительного творчества едины в основе своей природы, многомерны и многоплановы. Рафаэль занимался орнаментами, Рубенс — картонами для гобеленов, Матисс и Воронихин создавали мебель, Врубель увлекался керамикой, Сомов и Матвеев — фарфором, Мухина — стеклом. Поэтому и не стоит жестко ограничивать рамки скульптуры малых форм».
Приведенные в цитате примеры как нельзя лучше показывают связь декоративно-прикладного искусства с малой скульптурой Возможно, кому-то небольшие статуэтки, в силу своего «роста», кажутся незначительными элементами убранства по сравнению с масштабными. На самом деле характер интерьера определяют абсолютно все находящиеся в помещении элементы. И подчас «незначительная» статуэтка «скажет» больше, чем копия того же «Лаокоона», привлекая к себе внимание находящихся в комнате (зале). Все дело в правильном решении организации пространства.
Долгое время к малой скульптуре относились как к «второстепенному элементу интерьера». «Рассматривая историю, формирование стиля 1920-1930-х годов, послевоенный период, - говорится в источнике, - был принят взгляд на малые формы как на… ремесло из области промышленного производства. Этот вид искусства в это время стали притягивать к станковому, требовать от него той же сюжетности, тематичности, скульптура малых форм начала копировать «большое» искусство. Но то, что в монументах оправданно и уместно: патетика, олицетворение обобщенных понятий мужества, силы, изобилия и т.п., — в скульптуре малых форм превратилось в макет, эскиз. Малая скульптура стала объясняться со зрителем не свойственным ей языком монументальных форм, утрачивая свой собственный».
Уменьшенные копии скульптур вождей, а также рабочих, устремивших свои взгляды в светлое будущее, «заставляли» советских людей смотреть на данный вид искусства как на монументальную форму, «сжатую» в размерах, но сохранившую «монументальный характер». Бюст В. И. Ленина, к которому возлагали цветы, претендовал на «звание» скульптуры, несмотря на свои малые габариты. Происходила некая подмена понятий: малая отождествлялась со скульптурой в широком смысле этого слова. Не обходилось и без штампов.
С рассказа о штампах в скульптуре малых форм периода развитого социализма мы начнем нашу следующую встречу.
Алексей Каверау
В статье использованы фотографии сайтов: bukinist, galinayadrinceva.narod, ggelhohlomauzor, russo.com, platon.ucoz
www.dkd.ru
Скульптура малых форм примеры видео
Мастер дела. Современная скульптура...
Что будет, если очистить идею от всего наносного и воплотить в камне? Украинский скульптор Владислав Волос...... От автора UATV Russian. Добавлено 1 год. назад. Подробнее...
Выставка 'Скульптура малых фор...
Интернет-телевидение 'Призыв'. Сайты: , Прямые эфиры, происшествия, события, видео...... От автора Призыв ТВ.... Добавлено 10 мес. назад. Подробнее...
Изготовление Монументальной скульпт...
В данном видео представлены работы скульптора Павла Журавлева. На снимках отображен процесс создания...... От автора Павел Журавле.... Добавлено 1 год. назад. Подробнее...
Малые скульптуры
От автора РИА МедиаРяза.... Добавлено 7 год. назад. Подробнее...
Берег 2013. 1-й городской фестиваль...
1-й городской фестиваль скульптуры-инсталляции «Берег». Темой фестиваля «Берег - 2013” является поиск новых...... От автора КГАСУ Институ.... Добавлено 4 год. назад. Подробнее...
Уроки скульптуры 4'Прорисовка ...
Новое видео, в котором я рассказываю о прорисовке мышечных групп и крупных мышц. От автора Vadim's Art С.... Добавлено 4 год. назад. Подробнее...
Изготовление тонкостенной детали из...
Пример изготовления тонкостенной детали. sili.com.ua Силиконы, формовочные полиуретаны ,жидкие литьевые пласти...... От автора sili.com.ua. Добавлено 6 год. назад. Подробнее...
Есть ли разница между искусством и ...
Был если да Винчи художественный гений? Конечно, но он тоже родился в нужном месте в нужное время — в эпоху...... От автора Отход Науки.... Добавлено 9 мес. назад. Подробнее...
Создание статуэтки по фото и чернов...
В этой части фильма показана формовка в силикон пластилиновой модели. От автора Студия Олега .... Добавлено 5 год. назад. Подробнее...
Модель 1. Мастер модель. Индивидуал...
Приветствую Вас, друзья. Видеоряд посвящён мастер модели для изготовления формы под Искусственный камен...... От автора ImFeb. Добавлено 2 год. назад. Подробнее...
Сборка секции ч 1
Пособие по изготовлению ... От автора mafmaster. Добавлено 1 год. назад. Подробнее...
Скульптура
В архиве план и презентация и приложения к уроку изо в 6 классе От автора Презентации к.... Добавлено 2 год. назад. Подробнее...
Катя Гриценко приводит пример того,...
Ведущая курса 'Понимание искусства. Как смотреть живопись, графику, скульптуру или архитектуру' (начало...... От автора Простая школа.... Добавлено 2 год. назад. Подробнее...
Вакансия: 'скульптор'...
Дулёвский фарфоровый завод Телефон отдела кадров: 8 (925) 094-42-60. От автора Дулёвский Фар.... Добавлено 4 год. назад. Подробнее...
Садово-парковая скульптура Бык &...
Уникальный предмет паркового декора. Этот элемент оформления непременно станет одной из главных достоприм...... От автора Fabrikakovki .... Добавлено 3 год. назад. Подробнее...
Выставка скульптур из мусора БИЗНЕС...
Скульптуры из мусора - БИЗНЕС ИДЕЯ Отличная бизнес идея - сделать выставку скульптур со свалки из мусора....... От автора Oleksandr Yas.... Добавлено 3 год. назад. Подробнее...
Современная городская и парковая ск...
Компания 'Сады мира' - предлагает приобрести красивую и оригинальную современную городскую...... От автора Сады мира.... Добавлено 4 год. назад. Подробнее...
Станок PADE SPIN W изготавливает ск...
Данную скульптуру можно увидеть при входе на фабрику PADE. От автора PADE Russia. Добавлено 3 год. назад. Подробнее...
Садовая скульптура кота...
Как сделать прикольную садовую скульптуру кота своими руками садова... От автора Интересные по.... Добавлено 3 год. назад. Подробнее...
Александр Котломанов «Альтернативны...
Лекция Александра Котломанова «Альтернативные памятники. Феномен контр-монумента в современной скульптур...... От автора V-A-C Foundat.... Добавлено 2 год. назад. Подробнее...
xn--80ajpcv.xn--p1ai
Скульптура, ее виды и особенности
1. Скульптура и ее виды
2. Виды назначений скульптуры
Монументальная
Монументально-декоративная
Станковая
Скульптура малых форм
3. Материалы для изготовления скульптур
4. Цветовая гамма скульптур
5. Процесс создания скульптурного произведения
Заключение
Список литературы
За последние годы значительно оживился интерес людей и зрителей к эстетическому осмыслению явлений, как классического художественного наследия, так и современного искусства, к воспитанию вкуса и правильного понимания прекрасного. Особенно усилился этот интерес в последнее время в связи с оживленными дискуссиями вокруг проблем современного искусства, его особенностей, его достижений и отдельных недостатков. Достижения изобразительного искусства весьма заметны в различных видах искусства, заметны они и в скульптуре.
Если спросить любого человека, знает ли он, что такое скульптура, "конечно, да",- ответит он. Но если спросить его, что он понимает под словом "скульптура", имена каких великих скульпторов ему известны, какими средствами скульптор выражает свой замысел, почему одни явления живой действительности доступны для воплощения в статуях, а другие - нет, каковы, следовательно, возможности и особенности искусства скульптуры, - то на все эти вопросы не каждый ответит сразу. Попробуем разобраться в этом. Искусство ваяния играет большую роль в нашей жизни. Отражая прекрасное в действительности, оно, в свою очередь, формирует наше сознание, наш вкус и наши представления о прекрасном. Научиться понимать его, расширять в этой области свой кругозор должен каждый культурный человек.
1. Скульптура и ее виды
Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.
Что же обозначает само слово "скульптура?" Наряду с термином "скульптура", происшедшим от латинского sculpere - вырезать, высекать, употребляется, как равнозначное, слово "пластика", происходящее от греческого pladzein, что значит лепить. Первоначально, в узком смысле слова, под скульптурой понимали ваяние, высекание, вышелушивание, рубку, вырезание, то есть такой путь создания художественного произведения, при котором художник снимает, сбивает лишние куски или слои камня либо дерева, стремясь как бы высвободить заключенную, таящуюся в блоке скульптурную форму. Под пластикой же понимали противоположный ваянию путь создания скульптурного произведения - лепку из глины или воска, при которой скульптор не убавляет, а, наоборот, наращивает объем. Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира. Основными разновидностями скульптуры являются круглая скульптура и рельеф.
Скульптура по своей форме делится на два основных вида : круглую скульптуру и рельеф. В круглой скульптуре обычно обработаны все ее стороны, и поэтому зрителю хочется обойти ее кругом и осмотреть со всех точек окружности, чтобы полнее воспринять содержание образа.
Круглая скульптура
Всегда связана с определенной пространственной средой, освещена естественным или искусственным светом. Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Они располагаются на поверхности в соответствии с характером лепки, а также с местоположением источника освещения. Есть ряд разновидностей круглой скульптуры. Основные из них - статуя, группа из двух или более фигур, связанных между собой по содержанию и композиционно, голова, бюст (погрудное или поясное изображение человека).
Главными типами круглой скульптуры являются: статуя, статуэтка, бюст, торс и скульптурная группа.
Бюст - погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре.
Скульптурный станок - деревянный треножник с вращающейся круглой или квадратной доской-подставкой, на которую помещают создаваемое произведение круглой скульптуры.
Статуэтка - вид мелкой пластики; статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера. Статуя - свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост, а также животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте. Так называемая конная статуя изображает всадника.
Торс - скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией.
Хрисоэлефантинная скульптура - скульптура из золота и слоновой кости, характерная для античного искусства. Хрисоэлефантинная скульптура состояла из деревянного каркаса, на который наклеивались пластины из слоновой кости, передававшие обнаженное тело; из золота исполнялись одежда и волосы.
Принципы композиции в круглой скульптуре несколько отличаются от принципов композиции такого же сюжета в живописи. Скульптор стремится к предельной лаконичности, суровому отбору и сохранению лишь тех совершенно необходимых деталей и частностей, без которых смысл произведения был бы неясен. Такое самоограничение вытекает из природы скульптурного блока - камня или дерева, целостный объем которого нельзя чересчур дробить. Мелочная детализация нарушила бы единство этого скульптурного блока. В круглой скульптуре очень трудно решить многофигурную сцену. Фигуры надо как можно больше сблизить и вместе с тем позаботиться о том, чтобы одна фигура не заслоняла другую, так как слитность их помешает выявлению четкого силуэта. Работая над многофигурными композициями, скульпторы строят их в расчете на круговое обозрение и продумывают силуэт всего произведения в целом. Так построена композиция многих памятников: "1000-летию России" в Новгороде, Екатерине II в Ленинграде, Шевченко в Харькове, генералу Ефремову в Вязьме и других. В каждом из этих памятников фигуры развернуты во все стороны, как лучи от композиционного центра, и для осмотра всего памятника зритель обязательно обойдет его кругом.
Роль рельефа как вида скульптуры весьма значительна. Он обладает древней историей, большими художественными возможностями, имеет свои художественные и технические особенности.
Рельеф
(от итальянского relievo - выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской). Рельеф, как и круглая скульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное измерение часто бывает несколько сокращенным, условным). Композиция фигур в рельефе развертывается вдоль плоскости, которая служит и технической основой изображения и одновременно фоном, позволяющим воспроизводить в рельефе пейзаж и многофигурные сцены. Такая органическая связь с плоскостью и является особенностью рельефа.
Различают низкий рельеф, или барельеф (от французского слова bas - низкий), то есть такой, в котором изображение меньше чем наполовину своего объема выступает над плоскостью фона, и высокий рельеф, или горельеф (от французского слова haut - высокий), когда изображение выступает над плоскостью фона больше чем наполовину своего объема, а местами округляясь, частично даже отрывается от фона. Рельеф по отношению к фону может быть не выпуклым, а вогнутым, углубленным, то есть как бы обратным. Такой рельеф называется "койланоглиф". Он был распространен в искусстве Древнего Востока, Египта и в античной резьбе по камню. "Классический рельеф", особенно характерный для искусства античности и классицизма, имеет большей частью гладкий фон. Примером такого рельефа может служить всемирно известный фриз Парфенона, изображающий торжественное шествие афинских граждан в храм Афины в день праздника великих Панафиней. Высокое мастерство композиции, ритмичной и э то же время необычайно естественной, прелесть лепки изящных драпировок заставляют предполагать, что автором этого фриза, возможно, был сам Фидий (V в. до н. э.) или его ближайшие талантливые помощники.
Классический рельеф обладает чертами монументальности: изображение на гладком фоне не разрушает плоскости стены, а как бы стелется параллельно этому фону. Такой рельеф легко представить себе в виде фриза - горизонтальной полосы, обегающей стену какого-либо здания. Поэтому "классический рельеф" можно отнести к разделу монументально-декоративной скульптуры, как правило, связанной с архитектурой. Не только барельеф, но и горельеф может быть связан с архитектурным сооружением.
Но есть вид рельефа, который вовсе не связан с архитектурой и даже "противопоказан" ей. Это так называемый "живописный рельеф ". По своим задачам он близок к живописной картине, имеет несколько планов, создает иллюзию уходящего вглубь пространства. В нем могут сочетаться принципы барельефа и горельефа, может быть введен архитектурный или пейзажный фон, построенный перспективно. Глубина и иллюзорность такого рельефа как бы разрушают плоскость стены. Являясь самостоятельным станковым произведением, не связанным с архитектурой, он может быть помещен в любом интерьере, как и живописная картина.
2. Виды назначений скульптуры
По своему назначению скульптура подразделяется: - на монументальную; - на монументально-декоративную; - станковую; и - скульптуру малых форм.
Первым и, пожалуй, основным является раздел монументальной скульптуры , к которой относятся однофигурные и многофигурные памятники, монументы в память выдающихся событий и бюсты-монументы. Все они устанавливаются в общественных местах, чаще всего на открытом воздухе. Они всегда бывают обобщенными по замыслу и художественной форме, отличаются крупными размерами (обычно в две-три натуральные величины), долговечностью материала. Монументальная скульптура служит делу пропаганды важнейших преобразующих общественных идей. Памятник всегда обращается к широким массам зрителей и утверждает положительный образ (разумеется, с точки зрения тех, кто этот памятник сооружает). Городские памятники (их сооружение обычно находится под контролем государства) увековечивают тех людей, которые приобрели всеобщую известность. Нельзя поставить на городской площади памятник лицу, которое близко только самому скульптору - жена, брат, друг (не только по причинам техническим и экономическим), тогда как создать их портреты для выставки или музея в станковом плане вполне возможно. Именно здесь и проходит водораздел между станковым и монументальным искусством.
mirznanii.com