Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Белки жиры углеводы витамины питательные вещества
белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.
Пищевыми веществами называют такие химические соединения или отдельные элементы, которые необходимы организму- белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины, обеспечивающие энергетические потребности и пластические функции.
БЕЛКИ – высокомолекулярные органические соединения-аминокислоты, которые образуются в результате гидролитического расщепления в пищеварительном тракте. В пищевых продуктах примерно 22 основные аминокислоты, 8-10 - из них жизненно необходимы или незаменимы. Это лизин, триптофан, гистидин, фенилаланин, лейцин, треонин, метионин, валин. Незаменимые – это те, которые не синтезируются в организме, их иногда еще называют полноценные белки, в отличие от других белков неполноценных. Наиболее оптимально содержат незаменимые аминокислоты белки животного происхождения. Белки растительных продуктов менее биологически ценны.
Степень усвоения белков зависит от воздействия на них ферментов Ж.К.ТР., меньше усваиваются именно растительные белки. Белки участвуют во всех активных процессах в организме – раздражимости, движении, сократимости, пищеварении, размножении. Во всех клетках и тканях есть ферменты – особые белковые вещества, в мышцах присутствует белок – актомиозин. Белки не только пластический материал, но и химически активны в клетках, тканях, поэтому белковому обмену принадлежит ведущее место. Длительная белковая недостаточность может явиться причиной нарушения деятельности печени, органов пищеварения, кроветворения, нервной системы, мышечной, иммунной, эндокринной и др. Недостаток белков может способствовать снижению возбудимости клеток головного мозга, ослаблению тормозного процесса и развитию невротических состояний, дистрофий.
В состав белков входит углерод, водород, кислород и азот, поэтому их называют азотосодержащие вещества. В процессе жизнедеятельности происходит постоянное старение и отмирание отдельных клеточных структур, материалом для их восстановления служит белок. В печени и в тканях белки используются для синтеза соответственно тканевого белка, построения гормонов, ферментов.
В пище целесообразно сочетать растительные белки с животными в соотношении 40-60%. Например, с молоком, хорошо есть белый хлеб, гречневую кашу, мучные изделия с творогом, мясом – вареники, пельмени, фасолевый суп с хлебом, пирожки. Аминокислота метионин как средство от атеросклероза содержится в треске, судаке, твороге, говядине. Для роста и развития нужен лизин – его много в телятине, ветчине. Поэтому вегетарианство не очень оправдано. Для усвоения растительных белков мешает клетчатка, если ее разрушить, то эти белки усваиваются лучше – например при употреблении макарон, хлеба, вермишели. Кроме аминокислот в белках имеется фосфор-желтки яиц, икра, молоко, мозги. В молоке, молочных продуктах идеальное соотношение P и Ca. Фосфористые белки оказывают влияние на телосложение, крепость, на характер и интеллектуальное развитие. Азот белков, вводимый с пищей, должен быть уравновешен азотом, выводимым с мочой, т.е. должно быть азотистое равновесие. С этой целью необходимо, в среднем, 56 г белка в сутки. Белки, в отличие от углеводов и жиров, не откладываются в организме и должны повседневно поступать с пищей. Оптимальной нормой считается 80-120 г белка/сутки (60% животных и 40% растительных) лучший ориентир 1,3-1,4 г/кг веса, а при физической, умственно-напряженной работе 1,5 г/кг, детям до 2,5 г/кг (при грудном вскармливании) и 4 г/кг (при общем рационе).
Основные источники белков: мясо, рыба, творог, сыр, брынза, яйцо, икра, соя, фасоль, горох, чечевица, крупы, мучные изделия, семена масличных культур. Биологическая полноценность белка состоит в присутствии всех незаменимых аминокислот. Роль белка заключается в образовании гормонов, ферментов, генов, антител, поддержании состава жидкости. Он регулятор и биологический катализатор, передатчик генетической информации.
Обновление белков идет постоянно, примерно 50% их заменяется через 80 дней. Белковая недостаточность выражается в задержке роста, расстройстве обмена веществ, снижении иммунитета, нарушении функции желез внутренней секреции, рядом заболеваний. Избыток белка организм использует с энергетической целью, но при этом образуются вредные для него вещества – аммиак. На нейтрализацию его расходуется углекислота, снижается щелочной резерв крови, закисление организма. Гниение белка в кишечнике подавляет полезную микрофлору, образуются токсические вещества, идет самоотравление организма: поражаются суставы - подагра, почки.
Белки усваиваются лучше после тепловой обработки, разрушается структура молекулы белка, облегчается доступ ферментов ЖКТ. Длительная же тепловая обработка нежелательна, так как разрушает некоторые аминокислоты. Например, каши надо варить на воде, а молоко добавлять в конце варки. Кислая среда ЖКТ способствует лучшему усвоению белков (не пить воду перед едой и во время еды).
Ценность белка определяется аминокислотным скором (АС). Это отношение аминокислоты в 1 г белка продукта к аминокислоте в 1 г идеального белка. Лимитирующей аминокислотой является та, скор которой имеет наименьшее значение. АС белка животного имеет высокую биологическую ценность. Растительные белки лимитированы по ряду незаменимых аминокислот – треонину, лейцину и лизину. Идеальный белок – это белок, в 1 г которого содержится 40 мг изолейцина; 70 мг лейцина; 55 мг лизина; 35 мг серосодержащих соединений; 60 мг ароматических соединений; 10 мг триптофана; 40 мг треонина; 50 мг валина. Биологическая ценность белка в его доступности, усвояемости. Идеальное соотношение белковых компонентов содержит яйцо, масса примерно 40-45 гр.
ЖИРЫ – сложные эфиры спирта – глицерина и жирных кислот, из которых высоконенасыщенные играют важную роль в обмене веществ. Физиологическая роль – окисление, энергия + промежуточные продукты жирового обмена – уксусная кислота. Пластическая роль жиров и липоидов – они являются составной частью структуры клеток и не могут быть заменены другими веществами. Присутствие жира в пище улучшает ее вкусовые качества и замедляет эвакуацию из желудка, создавая чувство насыщения. Они также являются носителями жирорастворимых витаминов. Жиры вовлечены в процессы обновления клеток и тканей. Так на протяжении суток приблизительно 50% жиров печени синтезируются заново. Для запасных этот период составляет даже неделю. Излишки жира в пище тормозят желудочную секрецию, и мешают перевариванию белков, а комбинация жира с углеводами легко переносится желудочно-кишечным трактом, (например бутерброды). Животные и растительные жиры по энергетической стоимости особых различий не имеют, а по усвоению лучше растительные жиры. Однако, животные жиры более насыщены витаминами и липоидами, поэтому они считаются биологически активными, полноценными жирами. Из животных жиров легче усваиваются сливочное масло, сливки, свиной жир, сало.
В говяжьем жире, баранине, свином сале и комбинированном жире витаминов нет. В растительном масле содержится только витамин Е, оно богато ненасыщенными жирными кислотами, более химически активными, ПНЖК. Ненасыщенные жирные кислоты – линоленовая, олеиновая – не синтезируются в организме, они играют роль в профилактике атеросклероза. Для насыщения организма этими кислотами необходимо в день 20-30 г растительного масла.
Жироподобные вещества – лецитин, холестерин обладают липотропными действиями, увеличивают возбудимость коры головного мозга. Большое количество лецитина находится в мозгах, черной икре, сливках, печени, говядине, яичном желтке, бобовых. Холестерин входит в состав всех клеток, придает им гидрофильность – способность удерживать воду, служит источником витамина Д и необходим для нормальной деятельности ЦНС. У здоровых людей 80 % холестерина образуется в организме и лишь 20 % поступает с пищей, а поэтому ограничивать потребление масла, яиц и др. продуктов, содержащих холестерин, нет оснований.
Потребность в жирах - на 1 г белка/ 1 г жира. 80 – 120 г и при физической, умственной работе 103 – 104 г. Из них 70 % должны составлять растительные жиры, ПНЖК участвуют в биосинтезе липидных структур-мембран клеток; простагландинов, способствуют удалению холестерина.
УГЛЕВОДЫ – моносахариды-глюкоза и фруктоза и дисахариды-сахароза, мальтоза, лактоза, и полисахариды-крахмал, клетчатка.
Физиологическая роль – основные источники освобождения энергии. Некоторые углеводы играют и пластическую роль входя в состав нуклеопротеидов-рибаза и липоидов – цереброзидов-галактоза. Переваривание углеводов сопровождается бродильными процессами и поддерживает тем самым определенную бактериальную флору, которая противостоит развитию гнилостных микробов. Не пищевой углевод – клетчатка – необходим для возбуждения кишечной перистальтики. Носителями углеводов являются растительные продукты, они же источники водорастворимых витаминов и минеральных солей. Исключение составляет сахар, чрезмерное его потребление ведет к девитаминизации и деминерализации рациона. Ведущее значение имеют полисахариды – крахмал, его длительное переваривание создает условия для постепенного проникновения в кровь и обеспечивает нормальный ход гликогенообразовательной функции печени. Употребление больших количеств моно- и дисахаридов вызывает алиментарную гипергликемию с последующей гликозурией и часть углеводов фактически не усваивается. В суточном рационе должно быть 50-80 г простых сахаров, остальное должен быть крахмал. В сутки необходимо приблизительно 400-500 г углеводов. Значительное количество глюкозы используется скелетными мышцами, где она окисляется или откладывается в виде гликогена. Глюкоза используется также миокардом и мозговой тканью. Депо гликогена печени затем используется для нужд всего организма и поддерживает определенный уровень сахара в крови.
Углеводами богаты мучные изделия, крупы, сладости. Небольшое количество углеводов содержится в животных продуктах – молоке и молочных продуктах. Если на покрытие расходов энергия расходуются углеводы, организм работает более экономно и с меньшим утомлением.
Показателем обеспечения организма углеводами служит уровень сахара в крови, 3,6 – 6,5 мл %. Если запасы углеводов истощаются, а работа физическая выполняется, может наступить состояние гипогликемии. При углеводистой диете в противоположность белковой и жировой – понижается раздражительность коры головного мозга.
Углеводы делятся на усвояемые и неусвояемые – целлюлоза, пектиновые вещества и лигнин. Клетчатка – пищевые волокна, недоступны для усвоения, но она влияет на интенсивность абсорбции и метаболизма жиров, белков. Они обеспечивают хорошую сбалансированность рациона по макро- и микронутриентам, растительной клетчатке. Глюкоза всасывается через 5 – 10 минут после поступления, для ее усвоения требуется инсулин. Усвоение фруктозы идет без участия этого гормона, она лучше метаболируется в печени.
При снижении уровня глюкозы в крови появляется слабость, сонливость, головокружение, головная боль, чувство голода, потливость, дрожь в руках. Избыточное количество углеводов приводит к развитию ожирения (до 30% углеводов способно перейти в жир), сахарного диабета, атеросклероза, аллергии, кариеса зубов. Недостаток углеводов в одном пищевом продукте может быть компенсирован другим продуктом. Наиболее предпочтительны источники углеводов: картофель, каши, хлеб ржаной, овощи, ягоды, фрукты, грибы, натуральный мед. Большое количество клетчатки содержится в оболочке клеток – в хлебе грубого помола, бобовых, свекле, репе, редьке, и др.
МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ И ВИТАМИНЫ. Потребность организма в них незначительна, 20-25г/сутки, а витаминов в мг/сут., но биологическая ценность их очень велика. Минеральные соли могут быть как кислотообразующие, так и щелочеобразующие. Здоровый организм справляется с любой пищей – кислотообразующей – мясо, рыба, злаки, так и щелочеобразующей – молоко, фрукты, овощи, бобовые.
Недостаточное усвоение Са ведет к возбудимости НС – повышенная эмоциональность, нарушение сна, увеличение болевой чувствительности. Недостаточное поступление NaCl ведет к нервно-мышечной слабости, головным болям, снижению образования соляной кислоты желудочного сока. Наиболее богата минеральными солями и витаминами растительная пища, особенно зелень.
При значительных дефицитах витаминов развивается состояние гиповитаминоза и авитаминоза. Недостаток В1 – полиневрит, Д – рахит, С – цинга и т.д. Для некоторых профессиональных групп необходимо усиление снабжения витаминами. Например, А – для тех, где зрение играет важную роль. Ретинол, вит.А – регулирует функцию зрения, роста, дифференциации клеток, поддерживает воспроизводство и иммунную систему. Источник – продукты животного происхождения, в печени животных и морских рыб достигает 15 000 мг/100г. Много ретинола в молоке и молочных продуктах, яйце, мясе птиц. В зеленых частях растений – каротиноиды. Физиологическая потребность выражается ретиноловым эквивалентом 450-1000 мкг/сутки для детей и 800-1000 мкг/сутки для взрослых, 33000-50000 МЕ.
Кальциферол (вит. Д) необходим для регуляции всасывания Са, потребность 100-400 МЕ или 2.5 – 10 мкг/сутки. Он образуется в коже под действием УФ лучей, источники – рыбий жир, яичный желток.
Микронутриенты Са и Р, оптимальное их соотношение в молоке, молочных продуктах, некоторых овощах, ягодах, фруктах. В хлебе, картофеле
Р – выше в 5 раз, чем Са. Это сказывается на фосфорно-кальциевом обмене (гипокальциемия), деминерализация скелета. Многая Ca в капусте, зеленом луке, петрушке.
studfiles.net
Основные пищевые вещества

Пища является естественным источником основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов), а также витаминов, минеральных солей, воды и др., необходимых организму.
Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо определенное соотношение Б, Ж, У, микроэлементов и витаминов, минеральных веществ. Многообразие продуктов питания складывается из комбинаций пищевых веществ Б, Ж, У, витаминов, минеральных веществ и воды. Соотношение Б,Ж,У - 1:1,2:4. Это дает возможность проводить нормирование суточной калорийности пищевого рациона за счет белков 15% суточной калорийности (1/2 белки животного происхождения). Жиры 30% суточной калорийности (70-80% животный жир). Энергетическая доля углеводов 55%. Чтобы снизить массу тела нужно снизить потребление углеводов. При тяжелой физической работе разрушается много белков, значит необходимо увеличить их поступление с пищей. Кроме того увеличить долю жиров и углеводов как поставщиков калорий.
В организме человека непрерывно происходят процессы окисления (соединения с кислородом) различных пищевых веществ - белков, жиров, углеводов, которые сопровождаются образованием и выделением тепла. Это тепло необходимо для всех жизненных процессов, оно расходуется на нагревание вдыхаемого воздуха, на поддержание температуры тела. Тепловая энергия обеспечивает также деятельность мышечной системы. Чем больше мышечных движений выполняет человек, тем больше он производит потерь, для покрытия которых требуется большее количество пищи.
Потребность в большем количестве пищи выражают в тепловых единицах - калориях. Калорийность пищи составляет то количество энергии, которое образуется в организме в результате усвоения пищи. Калория - это такое количество тепла, которое необходимо для нагревания 1 л (большая калория) и 1 мл (малая калория) воды, имеющей температуру 15 градусов Цельсия, на один градус. Каждый грамм белка и каждый грамм углеводов любой пищи при сгорании в организме образует тепло, по количеству равное 4 ккал, а при сгорании 1 г жира образуется 9 ккал.
Суточный расход энергии в пределах одной возрастной группы индивидуален. Он зависит от физического развития человека, состояния его нервной и зндокринной систем, интенсивности движений, труда, общего состояния организма.
Белки
Содержатся в продуктах животного происхождения: молоке, масле, яйцах, рыбе. Белки осуществляют важнейшие функции организма: обмен веществ, рост, мышечная работа, иммунитет, мышление, воспроизведение потомства.
Ребенок в возрасте до 3 лет быстро растет и должен получать в пище полноценных белков относительно больше, чем взрослый. Однако из этого не следует, что чем больше ребенок получит белков, тем лучше. Белок не отлагается в организме в виде запасов. Избыток белка не может быть использован организмом, а переработка белка и выведение из организма продуктов его распада требуют излишней затраты энергии.
Жиры
Основными источниками жиров для ребенка являются: молоко, молочные смеси, яичный желток, сливочное и растительное масло. Жиры пищи необходимы ребенку, так как они входят в состав клеток организма, принимают участие в обмене веществ, являются источником тепла и энергии.
При недостаточном поступлении в организм ребенка жиров возникает отставание в физическом развитии, экзема, нейродермит, усугубляется тяжесть течения малокровия и рахита, снижается иммунитет.
Углеводы
Содержатся в различных продуктах питания: сахаре, меде, крупах, хлебе, овощах, ягодах и фруктах. Углеводы представляют собой легкоусвояемый источник энергии, участвуют в передаче наследственной информации, входят в состав ряда гормонов.
Избыточное поступление углеводов, содержащихся в хлебе, картофеле, крупах, может привести к жирообразованию. Важное влияние на углеводный обмен оказывает клетчатка. Клетчатка в организме не усваивается, но ее недостаточное поступление может привести к развитию сахарного диабета, атеросклероза, ишемической болезни, хронического запора, опухолей. Поэтому необходимо включать в рацион детей овощи и фрукты, а с возрастом и хлеб грубого помола («Докторский», «Здоровье»).
Минеральные вещества и микроэлементы
Минеральные соли необходимы растущему организму как пластический материал для образования костной ткани, как регуляторы обменных процессов и процессов кроветворения. В состав тканей организма входят макроэлементы (калий, кальций, натрий, фосфор, хлор) и микроэлементы (магний, медь, марганец, йод, цинк, железо, фтор и др.). Количество минеральных солей в пищевых продуктах различно. Солями кальция богаты молоко, молочные продукты, яичный желток, орехи, бобы, овощи. Солями фосфора богаты мясо, сыр, яичный желток, овсяная крупа, бобы, мука. Мясо, печенка, рыба, рыбья икра, яичный желток, овсяная крупа содержат соли железа. Эти же продукты богаты и медью.
Витамины
Для растущего организма большую роль играет содержание в пище различных витаминов. Различают жиро- и водорастворимые витамины.
Жирорастворимые витамины отличаются способностью ускорять обменные процессы в определенных тканях: ретинол (витамин А) - в сетчатке глаз, кальциферолы (витамин Д) - в костной ткани, токоферолы (витамин Е) - в мышечной ткани, филлохиноны (витамин К) - в свертывающей системе крови.
Вода
Вода является таким же важным компонентом питания, как и все перечисленные выше пищевые вещества. Каждый день определенное количество воды жизненно необходимо организму для переваривания пищи, выведения шлаков и поддержания нормальной температуры тела. С медицинской точки зрения потеря 7% от общего количества воды является физиологической катастрофой для человека.
Потребности организма в воде - около 2-2,5 литра в день.
www.pravilnoe-pokhudenie.ru
Значение пищи и её состав. Белки, жиры, углеводы. Витамины
Для чего живому организму нужно питаться?
На какие группы можно разделить все питательные вещества?
• Чтобы расти и развиваться
• На органические и неорганические
1. Перечислите пищевые продукты и питательные вещества.
Человек питается разнообразной пищей. Она может быть растительной и животной. В состав пищи входят белки, жиры, углеводы, витамины, вода и минеральные соли. Все это питательные вещества.
2. Каково значение белков, жиров и углеводов в рационе человека?
Белки содержатся в большинстве продуктов питания. Полноценная пища обязательно должна включать белки животного и растительного происхождения, В сутки человеку необходимо 100-120 г белковых веществ.
Жиры также необходимы нашему организму. Пища должна включать и растительные жиры. Особенно много жиров в растительном и сливочном масле и животном сале. В сутки человеку достаточно 1-1,25 г жира на 1 кг массы тела.
Животные белки и растительные жиры содержат компоненты, которые в организме человека синтезироваться не могут.
Углеводы в большом количестве содержатся в продуктах растительного происхождения. В пище человека чаще всего встречаются углеводы: крахмал и сахар. В сутки человеку требуется 400 г углеводов, из них не более 80 г сахара. Избыток углеводов откладывается в печени и мышцах в виде животного крахмала — гликогена. Важно помнить: чрезмерное употребление углеводов приводит к накоплению в организме жира.
3. Перечислите продукты, богатые белками, жирами и углевода¬ми, минеральными солями и витаминами.
Особенно богаты белком мясо, птица, рыба, яйца, молоко, горох, орехи. Жиры содержатся в яйцах, молоке и других продуктах животного происхождения. Крахмалом богаты различные крупы, мука, картофель. Сахар содержится в моркови, сахарной свёкле. Особенно полезен фруктовый сахар: он легко усваивается организмом. Фруктовым сахаром богаты мед, фрукты, ягоды. Все натуральные продукты (фрукты, овощи, мясо, хлеб, яйца, крупы) содержат минеральные соли. Витаминами богаты фрукты и овощи, печень, рыбий жир, мясо.
4. Почему в нашем рационе должна присутствовать пища как животного, так и растительного происхождения?
Потому что пища животного происхождения содержит белки, которые обеспечивают регенерацию клеток и витамины, а растительные обеспечивают витамины, которых нет в белках.
5. Почему недостаток воды или обильное питьё отрицательно влияют на организм?
Недостаток воды или обильное питье отрицательно сказываются на работе почек и сердца.
6. Чем биогеоценозы отличаются от агробиоценозов?
Сообщества сельскохозяйственных растений (культур) — агробиоценозы — отличаются от природных сообществ своей нестабильностью. Это обусловлено их небольшим видовым составом с укороченными цепями питания и тем, что основная масса органических веществ не возвращается назад в почву, как это бывает в естественных биоценозах, а забирается человеком в виде урожая.
7. Почему каждому потребителю сельскохозяйственных продуктов необходимо знать особенности агробиоценозов?
Чтобы сохранить урожайность, человеку приходится вносить в почву органические и минеральные удобрения, но их передозировка приводит к накоплению в продуктах вредных веществ, например нитратов. Применение навоза в качестве органического удобрения сопряжено с заражением почвы небезопасными микроорганизмами и гельминтами (глистами). Борьба с вредителями сельского хозяйства требует внесения ядохимикатов, некоторые из которых могут накапливаться в продуктах.
resheba.com
белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли.
Дата:______ Класс: 8
Тема урока: «Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли».
Цель урока: сформировать у учащихся знания о значении процесса пищеварения; Разъяснить учащимся, что такое пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Раскрыть функции питательных веществ.
Задачи урока:
Образовательные - показать роль питательных веществ в организме; раскрыть особенности пищи, потребляемой человеком.
Развивающие - развитие мыслительных способностей учащихся; навыки работать с книгой; умение работать парно и в группах.
Воспитательные – воспитание санитарно - гигиенических навыков. Воспитание привычек здорового образа жизни.
Тип урока: урок объяснение нового материала
Оборудование: презентация, пазлы.
«Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить»
Сократ.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
«Пожелание другу» коллаборативная среда
IV. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению новых знаний.
Загадки:
- Что они означают?
- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Постановка проблемы.
Почему вещества, пригодные для пищи, например молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека?
- Давайте определим цели сегодняшнего урока.Откройте тетради и запишите тему урока: «Значение пищи, ее состав. Значение пищеварения».
Из курсов биологии вы знаете и можете ответить на вопросы:
1. Какие вещества входят в состав живой клетки? Вспомните химический состав клетки. 2. Какие неорганические вещества, входящие в состав живой клетки, вам известны. 3. Какие органические вещества, входят в состав живой клетки?
4. Какая важная особенность объединяет все органические вещества и существенно отличает их от неорганических веществ?
III. Изучение нового материала.
Почему организм человека может усваивать многие пищевые продукты только после их предварительной обработки?
Пища – это продукты растительного и животного происхождения, которые входят в состав рациона человека.
Пищевые продукты- продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу, бутилированная питьевая вода, безалкогольные напитки, пищевые добавки и биологически активные добавки.
Питание - процесс поступления в организм питательных веществ.
Биологи установили, что питание осуществляет три функции.
Первая - энергетическая. Для жизнедеятельности организма необходима энергия, которая выделяется при расщеплении сложных органических веществ, которые поступают вместе с пищей.
Вторая – снабжение организма пластическими веществами, необходимыми для создания новых клеток и органоидов.
Третья – снабжение организма биологически активными веществами, необходимыми для жизнедеятельности – витаминами, которые присутствуют в пище.
Найдите в учебнике, какой процесс называется пищеварением. Учебник стр153.
Пищеварение – процесс, измельчения и расщепления пищевых продуктов на более простые вещества, доступные для усвоения организмом.
Основные питательные вещества, необходимые для жизнедеятельности
Белки Жиры Углеводы Витамины Минеральные соли Вода
Задание №1. Соберите пазлы
Парная работа: на каждую парту раздаются пазлы, нужно собрать из них соответствующие рисунки продуктов и определить какие питательные вещества больше всего в этих продуктах. (слайд)
Задание №2.
Работа по группам. (15 мин)
- Вы должны будете изучить материал на тему: «Белки»«Жиры»«углеводы»
«Витамины»
«Минеральные соли»
«Вода»Обсуждение и выполнение задания.
Используя текст учебника страницы 19-20 и страницу 152. Заполните таблицу:
«Вещества, содержащиеся в пищевых продуктах».
Название веществ | В каких продуктах содержатся | Значение веществ для организма человека |
Белки | Мясо, птица, рыба, яйца, молоко, горох, орехи и др. | Рост организма, восстановление и обновление клеток и тканей. Ферменты и гормоны. Антитела – защитную функцию. Сокращение мышц. Белки хрящей и костей опорную функцию. Гемоглобин –транспорт кислорода. 11-13% энергии. Суточная потребность-100г. |
Жиры | Яйца, сливочное масло, животное сало, рыбий жир, растительное масло, молоко и др. | 33%энергии. Образование мембран и органоидов клеток. Защитную функцию. Улучшают вкусовые качества пищи. Витамины – А, Д, Е, К. Фосфатиды – свертывание крови. Гормоны. Суточная потребность-80-90г. |
Углеводы | Картофель, мука, фрукты, ягоды, различные крупы и др. | Энергетическое-50-60%.Обмен белков и жиров. Ферменты и гормоны. Тонус ЦНС. Клетчатка. Пектин. Суточная потребность – 400-500г. |
Витамины | Фрукты, овощи, рыбий жир, печень, мясо. | Обмен веществ. Образование ферментов и других биологически активных веществ. |
Минеральные соли | Хлеб, яйца, мясо, крупы, овощи, молоко, фрукты. | Обмен веществ. Состав клеток и органоидов, тканей. Все процессы жизнедеятельности. Калий и натрий –мембранный потенциал клеток. |
Вода | Молоко, овощи, фрукты. | 60–65% массы тела. Растворитель веществ. Участник химических реакций. Состав клеток и органоидов. Только в жидком виде вещества поступают и удаляются из клеток. Тургор клеток. Терморегуляция. |
Вывод: Организм человека существует за счет питательных веществ, поступающих с пищей. Пища должна содержать как органические вещества: белки, жиры, углеводы, так и неорганические вещества – воду, и минеральные соли. Большую потребность испытывает человек в витаминах, так как без них не могут функционировать многие ферменты. Диетологи считают питание рациональным, если соотношение белков, жиров, углеводов в суточном рационе равно 1:1:4. Установлено, что один грамм белков при сгорании его в организме выделяет 4 килокалории энергии, один грамм углеводов – тоже 4 килокалории, а
IV. Этап первичной проверки понимания нового материала.
Задание №3. Придумайте блюда. Белки (нижний предел) 93 г. Белки (верхний предел) 140 г.Жиры (нижний предел) 21 г. Жиры (верхний предел) 35 г.Углеводы (нижний предел) 140 г. Углеводы 200 г.Самый нижний порог дневного потребления калорий — 1200.
V. Закрепление
Пищевые продукты состоят из питательных веществ.
К питательным веществам относятся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода.
Функциями питательных веществ являются строительная, энергетическая.
Пища подвергается обработке, в результате которой крупные молекулы белков, жиров, углеводов расщепляются на более мелкие, которые могут всасываться через эпителий кишки и попадают в кровь.
Рефлексия.
VI. Информация о домашнем задании.
§42
Разработать творческий проект на одну из тем:
1.Блюда национальной казахской кухни.
2.Диета и здоровье.
Берегите самое ценное, что у вас есть. Ведь недаром ещё древнегреческий философ Геродот сказал: Когда нет здоровья, молчит мудрость,Не может расцвести искусство,Не играют силы,Бесполезно богатство и бессилен разум.Эти слова не утратили своего значения. Когда вы будете здоровы, вы всего сможете добиться в жизни. Здоровья вам и успехов.
multiurok.ru
Белки, жиры, углеводы и витамины: их роль в организме
В этой статье мы поговорим с вами о важности для человеческого организма белков, жиров и углеводов. Практически все жизненные процессы в нашем теле находятся в зависимости от того, что мы употребляем в пищу. Рациональное питание имеет существенное значение – и это подразумевает не только своевременное употребление вкусно приготовленной еды, но и включение в ежедневный рацион оптимального соотношения таких важных для правильной жизнедеятельности веществ, как белки, жиры, углеводы и витамины.
Организм человека на 19,6% состоит из белков, на 14,7% - из жиров, на 1% - из углеводов, на 60% из воды. Существуют также органические соединения, которые не включены в структуру тканей, однако без их участия не выполнялись бы многие жизненно важные функции, происходящие в человеческом организме, и эти вещества – витамины. Именно от гармоничного сочетания всех этих веществ и зависит поддержание жизни человека.
Белки
Белки, являясь высокомолекулярным органическим соединением, считаются одним из самых лучших строительных материалов для клеток. В человеческом организме, помимо производства живой материи, они поддерживают и выполняют также ряд других функций: опорная (белки входят в состав хрящевой и костной тканей), транспортная (осуществляют перенос к клеткам и органам кислорода и питательных веществ), ферментативная (они во много раз ускоряют химические реакции), защитные функции (в момент попадания токсинов в организм человека белки соединяются с ними, а затем, уже в качестве соединений, выводятся из организма). Не менее важна и ещё одна функция этих веществ: передача наследственных свойств (участвуют в чтении информации с ДНК). Наконец, при недостатке в организме энергии белки начинают разрушаться, что служит источником той самой недостающей энергии. Недостаток белков в организме может привести к тому, что снижается память, ослабевают функции половых и щитовидной желез, надпочечников, возникают нарушения в кроветворении. И хотя их переизбыток также приводит к серьёзным заболеваниям - мочекаменная болезнь, заболевания суставов, - без белковой пищи многие жизненные процессы, происходящие в человеческом организме, были бы просто невозможны.
Попадают белки в организм с продуктами питания – они перевариваются до аминокислоты, которая затем поступает в кровь. Белки бывают животного и растительного происхождений. Животные белки, как правило, содержат все необходимые аминокислоты и в нужных организму пропорциях, поэтому их обычно называют «совершенными» или «полноценными». Тем не менее, и растительный рацион можно скомбинировать так, чтобы в нём содержались все аминокислоты, необходимые для полноценного обеспечения организма. Содержится белок в таких продуктах питания, как: сыр, яйца, мясо, рыба, молоко, крупы (особенно гречневая), хлеб, бобовые; в меньшей степени – грибы, ягоды, овощи, фрукты. Норма потребления в сутки - примерно полтора грамма белка на один килограмм веса.
Жиры
Ведущим назначением этих органических веществ является энергообеспечение организма. И хотя традиционно считается, что жиры достаточно вредны (их избыток в организме снижает усвояемость белков, приводит к образованию ядовитых веществ, а порой и отлагается в виде жировых запасов), не стоит забывать и об их полезных свойствах. Например, помимо того, что они являются ценнейшим энергетическим материалом, их недостаток также приводит к снижению усвояемости пищи, а жирорастворимые вещества, источником которых являются именно жиры, играют немаловажную роль во многих процессах жизнедеятельности, отчего их недостаток в пище может привести к нарушению обмена веществ.
Жирные кислоты бывают двух видов - насыщенные и ненасыщенные. Насыщенные содержатся в твёрдых жирах (которые при комнатном температуре пребывают в твёрдом состоянии: говяжий и бараний жиры, пальмовое и кокосовое масла). Их биологические свойства невысоки, так как они оказывают отрицательное влияние на жировой обмен и функции печени, могут способствовать тому, что повышается уровень холестерина в крови, отчего развивается атеросклероз. Ненасыщенные кислоты относятся к жизненно важным веществам - они принимают участие в холестериновом и жировом обмене, снижают проницаемость и повышают пластичность кровеносных сосудов. Рекомендуемая норма в сутки для взрослого - 90-110 гр. жира, желательно при этом, чтобы 1/3 составляли растительные жиры. Источники: растительное, оливковое, рапсовое, соевое масла, масло кедровых и грецких орехов, морская рыба. Вредными считаются жиры, содержащиеся в сливочном масле, сале, говяжьем жире и т.д.
Углеводы
Углеводы тоже являются источником энергии, покрывая 58% от общей потребности в ней организма. Они выполняют в организме человека также такие функции, как запасающая (откладываясь "про запас") и пластическая (участвуют в построении молекул ДНК, РНК и АТФ). Поступая в достаточном количестве, углеводы в основном откладываются в мышцах и печени в виде гликогена - животного крахмала, который в дальнейшем расщепляется до глюкозы и поступает в ткани, используясь для нужд организма. Однако при избытке их в пище углеводы переходят в жир. К углеводам относятся глюкоза, сахароза, фруктоза, целлюлоза, крахмал, а также клетчатка, которая организмом используется мало, но при этом необходима для правильного пищеварения. Средняя норма потребления - 500 гр., при умственных или физических нагрузках - 700 гр. Углеводами богаты крупы, картофель, хлеб, макаронные изделия, овощи, фрукты, а также молоко.
Витамины
Витамины - вещества, не менее нужные человеческому организму, чем белки, жиры и углеводы. Они содействуют многим процессам, происходящим в нём: способствуют синтезу гормонов, принимают участие в усвоении пищи, восстановлении клеток, росте, помогают организму противостоять заболеваниям, повышают работоспособность. Достаточно лишь в общей сложности нескольких сот миллиграммов различных витаминов, чтобы поддерживать биологическую жизнедеятельность - причём, каждого из витаминов организму требуется своя норма. Большинство из них не синтезируется в человеческом организме, поэтому так важно их поступление с продуктами питания.
Подведем итог. Каждый процесс, происходящий в нашем организме, каждая деятельность, осуществляемая человеком, неизбежно ведут к тому, что расходуется энергия. Полноценное питание призвано к тому, чтобы полностью возмещать эти затраты. Полноценность же рациона определяется в первую очередь достаточным количеством содержащихся в нём белков, жиров, углеводов и витаминов.
www.vitaminius.ru
Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры углеводы, витамины, вода, минеральные соли.
Дата урока 18.02.2014г
Класс 8
Предмет - биология
Тема урока. Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры углеводы, витамины, вода, минеральные соли.
Цель урока. Продолжить изучение строения организма человека.
Образовательная.
Раскрыть значение питания;
Сформировать знания о роли питательных веществах в процессе питания организма;
Рассказать о экологически чистых продуктах и их значении в пищеварении.
Развивающая.
Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся; стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету
Воспитательная.
Воспитывать умения работать самостоятельно;
формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу,
умения выслушать других при работе в классе
Тип урока. Урок изучения нового материала
Методы урока. Индивидуальный, парный
Оборудование. Презентация, сообщения учащихся, карточки с заданиями
Ход урока
Орг.момент
- Приветствие
- Проверка готовности учащихся к уроку
- Определение отсутствующих в классе учащихся
Актуализация знаний учащихся
Предыдущей темой была «Дыхательная система».
Задание 1.
Составьте путь дыхания
Трахея → носовая полость → легкие → гортань →носоглотка → бронхи.
Правильный ответ:
Носовая полость → носоглотка → гортань → трахея → бронхи → легкие
Задание 2.
Тест вариант 1
Совокупность процессов, обеспечивающих потребление организмом кислорода и выделение углекислого газа называется…
А) дыхание б) пищеварение в) выделение г)осязание
2. К органам дыхания не относится:
А)носовая полость Б) трахея в) бронхи г) сердце
3. Единица строения легкого:
А)альвеола б) ацинус в) дольки г) бронхиола
4. При вдохе происходит…
А) расширение грудной полости в результате сокращения межреберных мышц и диафрагмы
Б) сужения грудной полости в результате сокращения межреберных мышц и диафрагмы
В) расширение грудной полости в результате расслабления межреберных мышц и диафрагмы
Г) сужение грудной полости в результате расслабления межреберных мышц и диафрагмы
5. Жизненная емкость легких составляет…см3
А) 500 б) 1500 в)2500 г)3500
6. При раздражении рецепторов слизистой оболочки носа происходит:
А) кашель б)чихание в) глотание г)выдох
Вариант 2
Дыхание- это…
А) совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удалении углекислого газа и некоторых других веществ
Б) физиологический процесс взаимного влияния отдельных групп клеток, органов и систем органов с целью поддержания постоянства их химического состава
В)процесс сохранения постоянной температуры тела за счет изменения уровня обмена веществ
Г)снижение работоспособности организма в результате длительного мышечного напряжения.
К органам дыхания не относится:
А)гортань Б) трахея в) легкие г) печень
Тонкостенные пузырьки на концах разветвлений бронхов, в которых происходит газообмен между воздухом в легких и кровью, -это
А) альвеолы б) капилляры в) бронхиолы г) артериолы
4. При выдохе происходит…
А) расширение грудной полости в результате сокращения межреберных мышц и диафрагмы
Б) сужения грудной полости в результате сокращения межреберных мышц и диафрагмы
В) расширение грудной полости в результате расслабления межреберных мышц и диафрагмы
Г) сужение грудной полости в результате расслабления межреберных мышц и диафрагмы
5. Дыхательный объем составляет…см3:
А) 500 б) 1500 в)2500 г)3500
6. При возбуждении рецепторов гортани, трахеи, бронхов происходит:
А) кашель б)чихание в) глотание г)выдох
Учащиеся после выполнения тестовых заданий обмениваются листами ответов и взаимопроверяют друг друга
Изучение нового материала
Сегодня на уроке у нас новая тема , ребята. «Пищеварительная система». На прежде чем изучить данную систему мы должны с вами вместе раскрыть понятие питание, а также сформировать знания о питательных веществах нужные для правильного организма человека.
Питание - процесс поступления в организм веществ (энергии), необходимых для успешного функционирования организма.
Значит, чтобы организм человека успешно работал, ему нужны питательные вещества.
А какие вещества нужны организму ребята подготовили специальные сообщения:
Учащиеся зачитывают сообщения
Белки.Основой всего живого на Земле являются белки. Они входят в состав клеток организма, клетки образуют ткани и органы: мозг, нервы, мышцы, кожу. Белки выполняют огромное число функций: поддерживают обмен веществ, служат незаменимым строительным материалом, осуществляют сокращение мышц, защищают организм от внешней среды, участвуют в передаче наследственности. Суточная потребность белков подростка составляет 93 – 106 г
Важнейшие источники белка:
Продукты | Содержание белка г в 100 г продукта |
Мясо | 14-20 |
Рыба | 12-16 |
Яйца | 10,8 |
Сыр | 30,0 |
Молоко | 5,0 |
Хлеб | 5-10 |
Картофель | 1,7 |
Фасоль | 19,6 |
Соя | 34,0 |
Горох | 19,7 |
Жиры.Жиры – основной источник энергии в организме. Они входят в состав клеток и оболочек. Значение жиров связано с их участием в обмене веществ в качестве кладовой энергии, в усвоении жирорастворимых витаминов, белков и солей. Жиры предохраняют организм от переохлаждения. Однако избыток жира увеличивает массу тела человека. Каждый лишний килограмм массы неблагоприятно влияет на работу сердца, легких, состояние сосудов и на весь организм в целом. Суточная потребность жиров подростка составляет 93 – 106 г
Важнейшие источники жиров:
Продукт | Содержание жира (г на 100 г продукта) |
Мозги | 2300 |
Сердце | 210 |
Яйца | 468 |
Печень | 320 |
Масло сливочное | 280 |
Сыр | 160 |
Мясо (говядина) | 125 |
Сало свиное | 70-100 |
Сало говяжье | 60-140 |
Свинина | 70-100 |
Птица | 60-90 |
Рыба | 50-60 |
Молоко | 12 |
Растительные продукты | 0,0 |
Углеводы.Углеводы, как и жиры, служат важным источником энергии в организме. Они обеспечивают работу сердца, мышц и, конечно, мозга. Мозг постоянно потребляет огромное количество энергии. Поэтому углеводы должны занимать первое место в питании. Суточная потребность углеводов подростка составляет 366 - 423 г
Важнейшие источники углеводов:
Продукты | Содержание углеводов (г на 100 г продукта |
Хлеб ржаной | 42-45 |
Хлеб пшеничный | 43-50 |
Крупа гречневая | 64 |
Крупа манная | 70 |
Рис | 72 |
Сахар | 95-99 |
Картофель | 20 |
Капуста белокочанная | 5 |
Арбуз | 9 |
Морковь | 7-8 |
Свекла | 10 |
Виноград | 17 |
Яблоки | 11 |
Витамины.В жизнедеятельности организма человека очень велико значение витаминов. Они не образуются в организме и поэтому должны поступать в него с пищей. Витамины ускоряют и регулируют обмен веществ и энергии между организмом и средой, участвуют в образовании различных активных веществ, в обезвреживании ядовитых веществ, выполняют защитную функцию.Минеральные вещества.Кроме витаминов человек получает из пищи и минеральные вещества: калий, натрий, хлор, магний, железо, кальций, фосфор, цинк, медь, хром, йод и многие другие. Минеральные вещества входят в состав его клеток и тканей, обеспечивая их рост, ускоряя процессы обмена, выполняя и многие другие функции.
Сколько минералов нужно для организма здорового человека, ведущего активный образ жизни
Минеральные вещества | Суточная потребность (мг) |
Кальций | 800-1000 |
Фосфор | 1000-1500 |
Натрий | 4000-6000 |
Калий | 2500-5000 |
Хлориды | 5000-7000 |
Магний | 300-500 |
Железо | 15 |
Цинк | 10-15 |
Марганец | 5-10 |
Хром | 0,02-0,5 |
Медь | 2 |
Кобальт | 0,1-0,2 |
Молибден | 0,5 |
Селен | 0,5 |
Фториды | 0,5 |
Йодиды | 0,1-0,2 |
Вода.К числу жизненно важных минеральных веществ надо, прежде всего, отнести воду. И недостаток, и избыток её потребления вредны для организма. Вода входит в состав всех клеток и тканей организма. На неё приходится до 65% от массы (веса) тела взрослого человека. Дети и подростки теряют около 2-х литров воды в сутки. Следовательно, им необходимо восполнить утраченное количество воды. Поступление её в организм происходит в виде чая, кофе, соков, молока, кефира и т.д. Особенно много воды (до90%) содержится в овощах и фруктах. Потребность в воде подростков 11 – 14 лет составляет от 1,4 дол 2,5 литра в сутки. Летом потребность в воде увеличивается.
Закрепление нового материала
Выполнение задания «Пирамида здорового питания»
Составьте пирамиду здорового питания исходя из данных полученных в течении урока
Фрукты
Овощи
Жиры, масла, и сладости
Молоко и молочные продукты
Мясо, рыба, яйца, орехи, бобы
Хлеб, крупы, рис, макаронные изделия
Домашнее задание: §44, составить режим дня с указанием потребления пищи
Суточный рацион питания
Прием пищи | Наименование блюд | Общая масса, г (потребления пищи) | Время приема пищи |
Завтрак | |||
Обед | |||
Полдник | |||
Ужин |
kopilkaurokov.ru
углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные элементы и вода.
Правильно питаться —это значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном сочетании все, что требуется организму.
Правильное питание — это прежде всего разнообразное питание с учетом генетических особенностей человека, его возраста, физических нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей среды. Оно позволяет организму максимально реализовать его генетический потенциал, однако превзойти этот потенциал организм не в состоянии, как бы хорошо не было организовано питание.
Необходимо отметить, что нет таких пищевых продуктов, которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в той или иной степени обладают все пищевые продукты, но не существует и некой идеальной пищи. Важно не только то, что мы едим, а сколько едим, когда едим и в каких сочетаниях съедаем те или иные продукты.
Рассмотрим подробно основные типы питательных веществ, необходимых организму.
Углеводы — органические соединения, состоящие из углерода, водорода и кислорода. Они содержатся во всех пищевых продуктах, но особенно много их в крупах, фруктах и овощах.
Углеводы по сложности их химической структуры подразделяются на две группы: простые и сложные углеводы.
Основной единицей всех углеводов является сахар, называемый глюкозой. Глюкоза является простым сахаром. Несколько остатков простых Сахаров соединяются между собой и образуют сложные сахара. Тысячи остатков молекул одинаковых Сахаров, соединяясь между собой, образуют полисахариды — сложные углеводы. В составе живых организмов имеется много разнообразных полиса-харидов: у растений — это крахмал, у животных — гликоген вотный крахмал). Крахмал и гликоген играют роль как бы аккумуляторов энергии, необходимой для жизнедеятельности клеток организма.
Для получения энергии клетки используют глюкозу. Если глюкозы поступило больше, чем нужно клеткам, ее избыток поглощают мышцы и печень, создавая запасы в виде гликогена. В период интенсивной мышечной работы или нервного напряжения гликоген расщепляется, образуя глюкозу, которая потребляете работающими мышцами и нервными клетками. Треть запасов гликогена хранится в печени, которая медленно высвобождает его виде глюкозы в крови, поддерживая там ее концентрацию на постоянном уровне.
Жиры — это главное вещество, с помощью которого организм запасает энергию; организм способен запасти жиров гораздо больше, чем гликогена. Когда жира потребляется больше, чем нужно организму, он откладывается в жировых клетках. Если этот процесс идет интенсивно, человек становится тучным. Жиры состоят, как и углеводы, из атомов углерода, водорода и кислорода.
Белки — обязательная составная часть всех клеток. В организме присутствует около 50 тысяч различных типов белков. Все они состоят из четырех элементов: углерода, водорода, кислорода и азота, которые, определенным образом соединяясь между собой, образуют аминокислоты. Существует 20 типов аминокислот. Соединение, состоящее из большого числа аминокислот, называют полипентидом. Каждый белок по своему химическому строению является полипентидом. В составе большинства белков находит в среднем 300—500 остатков аминокислот. Необходимо отметить что некоторые бактерии и все растения способны синтезировать все аминокислоты, из которых строятся белки.
Животные в процессе эволюции утратили способность осуществлять синтез десяти особо сложных аминокислот, называемых незаменимыми. Они получают их в готовом виде с растительной животной пищей. Такие аминокислоты содержатся в белках молочных продуктов (молоке, сыре, твороге), яйцах, рыбе, мясе, также в сое, бобах и некоторых других растениях.
В пищеварительном тракте белки расщепляются до аминокислот, которые всасываются в кровь и попадают в клетки. В клетках из них строятся собственные белки, характерные для данного организма.
Витамины — это органические химические соединения, необходимые организму для нормального роста, развития и обмена веществ. Витамины не относятся ни к углеводам, ни к белкам, к жирам. Они состоят из других химических элементов и не обеспечивают организм энергией.
Минеральные вещества — неорганические соединения, на долю которых приходится около 5% массы тела. Минеральные вещества служат структурными компонентами зубов, мышц, клеток крови и костей. Они необходимы для мышечного сокращения, свертывания крови, синтеза белков и проницаемости клеточной мембраны.
Минеральные вещества организм получает с пищей. Минеральные вещества подразделяются на два класса: макроэлементы и микроэлементы.
Макроэлементы — кальций, фосфор, калий, сера, натрий; хлор и магний — требуются организму в относительно больших количествах.
Микроэлементы: железо, марганец, медь, йод, кобальт, цинк и фтор. Потребность в них несколько меньше.
Вода — это один из наиболее важных компонентов организма, составляющий 2/3 его массы.Вода является главным компонентом всех биологических жидкостей. Она служит растворителем питательных веществ и шлаков. Велика роль воды в регуляции температуры тела и поддержания кислотно-щелочного равновесия; вода участвует во всех протекающих в организме химических реакциях.
Для того чтобы питание отвечало требованиям здорового образа жизни, оно должно обеспечивать организм всеми необходимыми пищевыми элементами в необходимом количестве и нужном сочетании.
Человеческий организм — сложный механизм. Здоровье человека зависит от того, сколько человек получает энергии и сколько он ее расходует и как гармонично при этом работают все его органы, обеспечивая необходимый уровень жизнедеятельности. Одним из критериев оценки этого состояния может служить масса тела человека, определяемая с учетом его роста.
infopedia.su