Статья 90. Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения). Разрешение на водопользование и водоотведение


Порядок оформления договора водопользования

Аренда морской акватории, аренда участка реки, озера, водохранилища, взятие в аренду берега водного объекта или осуществление забора воды из водоема — все эти действия требуют наличия договора водопользования.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации (далее — субъекты РФ), собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование на основании договоров водопользования для:

  • забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
  • использования акватории водных объектов, в т.ч. для рекреационных целей;
  • использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Договор водопользования оформляется в соответствии с Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования» (в ред. от 11.10.2012; далее — Правила).

Согласно п. 3 Правил подготовку и заключение договора водопользования по форме примерного договора водопользования, утвержденной вышеупомянутым постановлением, на основании обращения юридического лица, физического лица или индивидуального предпринимателя осуществляют:

– Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы — в отношении находящихся в федеральной собственности водоемов, перечень которых в соответствии со ст. 26 ВК РФ утверждается Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей;

– орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на заключение договоров водопользования, — в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, и водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ;

– орган местного самоуправления — в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования.

Физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование (далее — заявитель), обращаются в один из вышеуказанных органов по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование (далее — заявление).

В соответствии с п. 5 Правил в заявлении указываются:
  • сведения о заявителе:

– полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты — для юридического лица;

– фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для физического лица и индивидуального предпринимателя;

  • наименование и место расположения водного объекта;
  • обоснование цели, видов и срока водопользования.

К заявлению прилагаются следующие документы и материалы (п. 7 Правил):

  • копии учредительных документов — для юридического лица, копия документа, удостоверяющего личность, — для физического лица;
  • документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, при необходимости;
  • материалы, содержащие сведения о планируемых заявителем водохозяйственных мероприятиях, мероприятиях по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также о предполагаемом размере и источниках средств, необходимых для их реализации;
  • материалы, содержащие сведения о возможности ведения в установленном порядке регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами при осуществлении водопользования;
  • материалы, отображающие в графической форме водный объект, указанный в заявлении, размещение средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к этим материалам.

Согласно п. 8 Правил при подаче заявления для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов кроме указанных выше документов и материалов прилагаются материалы, содержащие:

  • расчет и обоснование заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта за платежный период и размера платы за пользование водным объектом для забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам;
  • сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объема и качества забираемых (изымаемых) из водного объекта водных ресурсов, в т.ч. передаваемых абонентам водных ресурсов, о проведении регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами, а также сведения об обеспечении такого учета и таких регулярных наблюдений;
  • сведения о технических параметрах водозаборных сооружений (тип и производительность водозаборных сооружений, наличие устройств по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в эти сооружения, способ отбора водных ресурсов).

При подаче заявления для использования акватории водного объекта, в т.ч. для рекреационных целей, кроме основных документов и материалов прилагаются материалы, содержащие сведения о планируемом использовании акватории водного объекта и применяемых при этом технических средствах, площади акватории водного объекта, намечаемой к использованию, а также расчет размера платы за использование водного объекта для указанной цели (п. 10 Правил).

Согласно п. 12 Правил при подаче заявления для использования водного объекта без забора (изъятия) водных ресурсов с целью производства электрической энергии кроме основных документов и материалов, прилагаются материалы, содержащие:

  • сведения об установленной мощности гидроэнергетического объекта;
  • состав и краткое описание гидротехнических сооружений гидроэнергетического объекта (плотин, водосбросов, водозаборных, водовыпускных и других гидротехнических сооружений), а также рыбозащитных и рыбопропускных сооружений;
  • сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета количества производимой электроэнергии, регулярных наблюдений за состоянием и режимами водохранилища, водного объекта ниже гидроузла на примыкающем к нему участке (в верхнем и нижнем бьефах) и их водоохранных зон, а также сведения об обеспечении такого учета и таких регулярных наблюдений;
  • расчет количества производимой электроэнергии за платежный период и размера платы за пользование водным объектом для целей производства электрической энергии.

На заметку. Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных Правилами, не допускается.

Учет и хранение представленных заявителем документов осуществляются уполномоченным органом, который в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления документов:

  • рассматривает представленные заявителем документы на предмет соответствия их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Правилами, оценивает их полноту и достоверность, а также проверяет расчеты параметров водопользования и размера платы за пользование водным объектом;
  • определяет условия использования водного объекта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) по вопросам, отнесенным к их компетенции:

– в случае использования водного объекта для забора (изъятия) водных ресурсов — с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

– в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения — с Федеральным агентством по рыболовству;

– в случае использования водного объекта в акватории морского и речного порта, а также в пределах внутренних водных путей Российской Федерации — с Федеральным агентством морского и речного транспорта;

  • при признании возможным использования водного объекта:

– в соответствии с п. 8 и 12 Правил оформляет в 2 экземплярах договор водопользования и после подписания указанного договора уполномоченным должностным лицом представляет его заявителю на подпись непосредственно или направляет письмом с уведомлением о вручении;

– в соответствии с п. 10 Правил размещает на своем официальном сайте в сети Интернет или опубликовывает в официальном печатном издании сообщение о приеме документов от других претендентов на предоставление в пользование акватории водного объекта, указанной заявителем в представленных им документах, а также о заявленной цели ее использования, месте расположения, наименовании водного объекта и его характеристиках. Если у муниципального образования нет официального сайта в сети Интернет или официального печатного периодического издания, сообщение размещается на официальном сайте в сети Интернет или в официальном печатном издании субъекта РФ, в границах которого расположено указанное муниципальное образование. Эта информация является общедоступной;

  • при признании невозможным использования водного объекта для заявленной цели направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении водного объекта для заявленной цели.

Отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в следующих случаях (п. 24 Правил):

  • документы представлены с нарушением требований, установленных Правилами;
  • получен отказ указанных выше федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов) в согласовании условий водопользования;
  • право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу, либо водный объект, указанный в заявлении, предоставлен в обособленное водопользование;
  • использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К договору водопользования прилагаются:

  • материалы, представленные в графической форме, и пояснительная записка к ним;
  • расчеты параметров водопользования и платы за пользование водным объектом;
  • график внесения платы за пользование водным объектом;
  • программа регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной.

После подписания сторонами договор водопользования подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре в установленном порядке и признается заключенным только с момента его регистрации.

В соответствии с п. 30 Правил прекращение, приостановление или ограничение предоставленного права пользования водным объектом на основании договора водопользования осуществляются в соответствии со ст. 10 и 41 ВК РФ.

 

Т.Ю. Будина, инженер-эколог

www.profiz.ru

Водопользование и водоотведение | Экология, Бизнес и Устойчивое развитие ЭБиУР

Документирование деятельности по охране водных объектов в настоящее время регламентировано преимущественно Водным кодексом РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ и принятыми в соответствии с его нормами подзаконными нормативными правовыми актами. В соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2006 № 73-ФЗ (ст. 4) с 01.01.2007 законодательные акты СССР, содержащие нормы, регулирующие водные отношения, признаются не действующими на территории Российской Федерации.

Установленная водным законодательством документация затрагивает отношения как по использованию, так и по охране водных объектов. В данном разделе представлена только документация, которая относится непосредственно к охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при водоотведении, а также документация по охране водных объектов, регламентированная федеральными законами «Об охране окружающей среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Документы для предприятий, осуществляющих любой сброс вод

Для предприятий, осуществляющих любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, основная документация включает:

  • Решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод. Для предприятий, оформивших право пользования водным объектом до 01.01.2007, может сохранять свое действие ранее выданная лицензия на водопользование в пределах установленного в ней срока действия (в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», ст. 5).
  • Нормативы допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов в водные объекты, согласованные и утверждённые в установленном порядке. Для предприятий, у которых фактический сброс ниже расчётных значений допустимых сбросов, НДС устанавливается по фактическому сбросу.
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам.
  • Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
  • Схема размещения мест сброса сточных и (или) дренажных вод (с их нумерацией), а также узлов приёма (передачи) таких вод, согласованная с территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов.
  • Свидетельства о поверке средств измерений, используемых для учёта объёма сброса сточных и (или) дренажных вод.
  • Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод (периодичность, место отбора проб, объём и перечень определяемых ингредиентов), согласованная с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов и органами санитарно- эпидемиологической службы.
  • Журнал учёта водоотведения средствами измерений или журнал учёта водоотведения другими методами.
  • Журнал учёта качества сбрасываемых сточных (дренажных) вод.
  • Сведения, полученные в результате учёта объёма сброса сточных (дренажных) вод и их качества, для предоставления в установленные сроки в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов.
  • Результаты (протоколы) лабораторного контроля качества сточных вод и воды водного объекта в створах, расположенных до и после выпуска сточных вод, подлежащие передаче в органы государственной санитарно-эпидемиологической службы в установленном порядке для подтверждения соответствия санитарным правилам.
  • Копии аттестатов аккредитации лабораторий, выполняющих лабораторные исследования проб воды.
  • При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов – план снижения сбросов загрязняющих веществ в водный объект и отчёт о ходе выполнения плана снижения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.
  • Сведения об использовании воды (в части водоотведения и других показателей) по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) - таблицы 2, 3.
  • Документ (приказ, распоряжение или иной документ) о назначении лица, уполномоченного вести учёт водоотведения и качества сточных (дренажных) вод в организации.

Документы для предприятий, осуществляющих водоотведение не по всем категориям вод или не осуществляющих водоотведение вообще

Если организация (компания, предприятие) самостоятельно не осуществляет водоотведение (т. е. любой сброс в водные объекты) или осуществляет его не по всем категориям вод (или не в полном объёме), легитимность удаления этих вод с территории организации может быть подтверждена наличием договора о передаче сточных (ливневых, дренажных) вод в канализационные сети муниципального предприятия или водопроводно-канализационного хозяйства иного предприятия, законно оказывающего услуги по приёму сточных и иных вод, бухгалтерской документацией о выполнении такого договора, какой-либо иной документацией, подтверждающей отсутствие у организации необходимости в сбросе сточных (ливневых, дренажных) вод в водный объект.

ebiur.ru

Ходатайство водопользователя о разрешении на специальное водопользование для промышленных, коммунальных - Документ

Образец

Форма 1

ХОДАТАЙСТВО

водопользователя о разрешении на специальное

водопользование для промышленных, коммунальных,

транспортных и других несельскохозяйственных объектов

1. Наименование водопользователя ______________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2. Почтовый адрес и телефон водопользователя __________________

____________________________________________________________________

3. Производственная мощность, количество работников, количество

рабочих дней в году, численность жителей населенного пункта (при

оформлении разрешения на обеспечение водой населенного пункта) _____

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

4. Цель водопользования (обеспечение водой, отведение сточных

вод) _______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5. Наименование и месторасположение водного объекта или его

участка, где осуществляется водопользование, _______________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

6. Характеристика поверхностных вод, используемых в качестве

источника обеспечения водой и для отведения сточных вод:

N п/п

Наименование показателей

Показатели

выше выпускасточных вод

ниже выпуска сточных вод (в контрольном створе)

1

Минимальный среднемесячный расход воды в водотоке года 95-процентной обеспеченности (Р = 95%), куб.м/с

2

Средняя глубина водотока, м

3

Ширина водотока, м

4

Средняя скорость воды в водотоке, м/с

5

Биохимическое потребление кислорода (БПК5, мг О2/л)

6

Взвешенные вещества, мг/л

7

Общая минерализация, мг/л

8

Нефтепродукты, мг/л

9

Другие специфические вещества, характерные для указанного водного объекта

7. Контрольный створ водопользования (кем установлен,

расстояние от места выпуска сточных вод) ___________________________

____________________________________________________________________

8. Наименование, месторасположение, состав и производительность

сооружений для забора поверхностных вод (куб.м/с, куб.м/сут.) ______

____________________________________________________________________

9. Перечень скважин на воду, используемых для обеспечения водой

потребителей:

N п/п

Месторас-положениеи регист-рационныйномер скважины

Наименова- ние эксплу-атируемого водоносногогоризонта

Глубина скважины,м

Производи-тельность скважины, куб.м/ч

Фактическое водопотребление

куб.м/сут.

куб.м/г.

10. Качественная характеристика подземных вод, используемых для

хозяйственно-питьевых нужд населения (химические, бактериологические

и радиологические анализы воды), ___________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

11. Сведения о месторождении минеральных вод (при пользовании

минеральными водами):

11.1. эксплуатационные запасы (куб.м/сут.) ____________________

____________________________________________________________________

11.2. тип вод по химическому составу (сульфатные, хлоридные,

сульфатно-хлоридные, гидрокарбонатно-хлоридные и др.) ______________

____________________________________________________________________

11.3. общая минерализация _____________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

11.4. наличие и состояние округов санитарной охраны ___________

____________________________________________________________________

11.5. наличие технологической схемы разработки месторождения __

____________________________________________________________________

11.6. заключение о бальнеологической оценке минеральной воды __

____________________________________________________________________

11.7. расчет потребности в минеральной воде ___________________

____________________________________________________________________

11.8. цели использования минеральной воды _____________________

____________________________________________________________________

11.9. данные об организации аналитического контроля качества

минеральной воды, используемой для лечебно-питьевых и

бальнеологических нужд населения, __________________________________

____________________________________________________________________

12. Наличие и характеристика рыбозащитных сооружений и

устройств (на рыбохозяйственных водных объектах) ___________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

13. Наличие и состояние зон санитарной охраны водозаборных

сооружений, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения

населения, _________________________________________________________

____________________________________________________________________

14. Характеристика водопотребления и водоотведения:

Наименование показателей

Водопотребление и водоотведение

нормативно-расчетное на расчетный период

фактическое (по форме2-ос вода)

куб.м/сут.

тыс. куб.м/г.

куб.м/сут.

тыс. куб.м/г.

Забор воды - всего

В том числе: поверхностных вод

подземных вод

Из водопровода населенного пункта или другого объекта

Использование воды на собственные нужды - всего

В том числе: на хозяйственно- питьевые нужды

из них подземных вод

на производственные нужды

из них подземных вод

Передача воды другим юридическим лицам - всего

В том числе поверхностных вод

Расходы воды в системах оборотного водоснабжения

Расходы воды в системах повторного (последовательного) водоснабжения

Неучтенные расходы

Количество сточных вод, отводимых в поверхностные водные объекты, - всего

В том числе: загрязненных

из них без очистки

нормативно чистых (нетребующих очистки)

нормативно очищенных

Количество сточных вод, отводимых: на земледельческие поля орошения

на поля фильтрации

в накопители

Количество сточных вод, сбрасываемых в канализацию населенного пункта или другого объекта

gigabaza.ru

Статья 90. лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) водный кодекс РФ от 16-11-95 167-ФЗ (ред от 31-12-2005) (2018). Актуально в 2018 году

размер шрифта

ВОДНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 16-11-95 167-ФЗ (ред от 31-12-2005) (2018) Актуально в 2018 году

Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок.

Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) субъектам Российской Федерации на основании водохозяйственных балансов и заявленных ими потребностей в водных ресурсах по поверхностным водным объектам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, а по подземным водным объектам - и с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Часть третья - Утратила силу.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) могут пересматриваться в связи с изменением состояния водных объектов. Изменение лимитов требует внесения в установленном порядке изменений в лицензию на водопользование.

Порядок пересмотра лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) для граждан и юридических лиц в пределах лимитов водопользования по водным объектам, находящимся в федеральной собственности, установленных для субъекта Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования и охраны водного фонда, по согласованию с органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

Установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) по обособленным водным объектам (замкнутым водоемам) для граждан и юридических лиц осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

www.zakonprost.ru

ООО "Водоканал" имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору и транспортировке отходов

Куцейнова Елена Николаевна, г Фролово

Здравствуйте Владимир Владимирович! 

Прошу Вас дать рекомендации в следующей ситуации.

В нашем городе ООО "Водоканал" обслуживает все уличные канализационные сети и занимается откачкой и транспортировкой сточных вод из септиков населения и предприятий. Сточные воды от населения, предприятий собираются системой самотечных коллекторов и поступают в подземные резервуары канализационных насосных станций в разных районах г. Фролово, с дальнейшей передачей их на очистные сооружения канализации. В свою очередь очистные сооружения канализации обслуживаются другим юридическим лицом - ООО "Водоотведение".

ООО "Водоканал" имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору и транспортировке отходов - I -IV классов опасности. Слив сточных вод из септиков населения и предприятий ООО «Водоканал» осуществляет на Главной канализационной насосной станции, откуда сточные воды под напором передаются на очистные сооружения канализации, обслуживаемые  как я писала выше ООО «Водоотведение».

Основным видом деятельности ООО "Водоотведение" является - удаление и обработка сточных вод. Данный вид деятельности является не лицензируемым. 

Не смотря на это, Управление Росприроднадзора по Волгоградской области утверждает, что ООО «Водоотведение» обязано иметь лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов- I -IV классов опасности.

В связи с вышеизложенным, прошу Вас дать нам рекомендации, действительно необходима ли ООО «Водоотведение» данная лицензия. Заранее благодарю Вас.

Ответ:

В соответствии с абзацем 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.

 Не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности.

В случае, если организация осуществляет любой вид работ в составе лицензируемого вида деятельности, то ей необходимо получить лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.

rpn.gov.ru


.