Давление в системе: Давление в системе отопления многоэтажного и частного дома: нормативы, причины перепада
какое должно быть, в чем измеряется, как проверить и нормализовать
Постоянное и оптимальное давление в трубах отопления необходимо для того, чтобы теплоноситель постоянно циркулировал по системе, проходя через все радиаторы. Этот параметр должен поддерживаться в заданных пределах как для поддержания в помещениях комфортной температуры, так и для предотвращения поломки, разрушения отдельных элементов или всей системы в целом. Рассмотрим значение этого понятия, основные параметры автономного и центрального отопления, правила монтажа системы, проблемы и способы их устранения.
В чем измеряется давление в трубах?
Этот показатель измеряется в паскалях и в атмосферах. Наиболее часто используется вторая шкала. Для обогрева объектов различного предназначения и высоты применяются индивидуальные подходы.
Так, нормой считается:
- автономный котел — 1,5-2 атмосферы;
- дома 3-5 этажей — 2-4 атмосферы;
- девятиэтажные здания — 5-7 атмосфер;
- высотные строения — 10 атмосфер;
- подземные подающие магистрали — 12 атмосфер.
Регулировка давления проводится с помощью автоматических и ручных клапанов, расширительных баков, регуляторов и предохранительных мембран. Контроль состояния отопительной системы осуществляется манометрами, установленными на трубах с определенным интервалом.
Как правило, контрольные приборы монтируются на входе в здание и в его самой высокой точке.
На что влияет давление в трубах?
Далеко не все осознают, насколько важно поддержание нужного напора в трубопроводе, по которому движется теплоноситель.
Создаваемое в системе давление определяет такие показатели:
- Температуру в помещении. Если жидкость движется по магистрали медленно, то она не попадает в теплообменники. Кроме этого, до достижения поворотного участка контура она успевает сильно остыть.
- Наличие воздушных пробок. При недостаточном напоре образуются воздушные пузыри, препятствующие циркуляции. В результате прекращается ток воды по всему стояку.
- Целостность трубопровода. При чрезмерном напоре происходит разрыв прокладок, срыв резьбы на фитингах и разрушение батарей. Просмотр видео поможет наглядно представить последствия нарушения технологии отопления зданий и сооружений.
При снижении скорости тока теплоносителя увеличиваются расход энергии на нагрев, что приводит к росту материальных расходов.
Виды давления в системе отопления
Различают несколько типов давления, которое поддерживается в отопительной системе. Все они берутся в расчет при планировании строительства, эксплуатации и обслуживании магистрали.
Остановимся конкретно на видах:
- Статическое. Оно не зависит от того, с какой силой работает насос и температуры жидкости. Показатель определяется объемом воды находящимся в системе, то есть гравитационным воздействием на стенки магистрали столба жидкости.
- Динамическое. Оно создается напорными нагнетателями, подающими теплоноситель в трубопровод. Кроме этого, напор создается за счет такого явления как конвекция. Регулировка динамического давления осуществляется шаровыми кранами и другими приспособлениями.
- Максимальное. Указывает на предельную прочность системы. Его превышение недопустимо, так как приводит к возникновению аварийной ситуации. Учитывая то, что температура теплоносителя близка к точке кипения, прорыв трубопровода представляет угрозу не только для интерьера, но для жизни и здоровья людей.
Как правило, в летний период вода из системы отопления многоквартирного дома сливается для проведения регламентных работ, установки котлов, замены батарей и стояков.
Какое должно быть нормальное давление
Под понятием «нормальное» подразумевается показатель, при котором образуется оптимальная циркуляция теплоносителя и не возникает угроза возникновения аварийной ситуации. Каждый элемент системы отопления имеет расчетную прочность и устойчивость к определенной температуре.
Существуют такие критерии нормального давления (в атмосферах):
- стальные трубы без шва —20;
- стальные трубы со швом —16;
- полипропиленовые армированные изделия — 5;
- алюминиевые радиаторы — 6;
- панельные батареи — 9;
- чугунные секции — 15.
Во всех случаях перед принятием решения о замене радиаторов, обвязки и стояков в квартире необходимо проконсультироваться со специалистами.
Целесообразно приобретать изделия, рассчитанные на двойное динамическое давление. Это нужно потому, что гидродинамические удары в системе не являются редкостью при неисправностях насосного оборудования.
Нормы и требования ГОСТ и СНИП
Требования к системам отопления изложены в СНиП 2.04.05-91 с изменениями от 21 января 1994 г. N 18-3, 15 мая 1997 г. N 18-11 и 22 октября 2002 г. N 137.
ГОСТ и СНиП регламентируют такие положения относительно системы отопления:
- климатические и метеорологические условия;
- уровень шума и вибрации оборудования;
- ремонтопригодность магистрали;
- безопасность конструкции;
- площадь и объем помещений;
- экономическое обоснование;
- устойчивость материала к коррозии;
- использование изделий разрешенных для строительства;
- количества тепла на единицу площади.
СНиП рекомендует использовать в качестве теплоносителя воду с присадками или без. Применение других материалов допускается в случае наличия расчетов экономического обоснования.
Заполнение магистрали токсичными жидкостями запрещается.
Минимальное давление
Под этим понятием подразумевается такой напор, при котором поддерживается продвижение теплоносителя по магистрали. При этом должно обеспечиваться его поступление в каждый радиатор, независимо от этажа. Данное значение необходимо знать для проверки системы на герметичность после ее сборки, обслуживания или замены отдельных деталей.
Причины перепадов давления
Предпосылок к возникновению этого явления несколько. Перепады возникают в магистралях, установленных в частных домах и многоэтажных строениях.
Причины снижения и критического повышения напора в трубопроводе могут быть следующими:
- Засорение магистрали. Со временем на ее внутренних стенках образуется известковый налет. Стальные конструкции меняют свои параметры из-за коррозии. Нередко в трубопровод попадают куски прокладок, мусор и пакля.
- Сбой в работе насосного оборудования. Речь идет об отказе автоматики или резком изменении напряжения в сети. Нагнетательная система может выйти из строя полностью, что приводит к полному отсутствию напора и прекращению циркуляции теплоносителя.
- Протечки и прорывы. Происходит утечка воды, снижается динамическое и статическое давление, система, если не оснащена обратным клапаном, теряет теплоноситель и заполняется воздухом.
Как показывает практика, ухудшение циркуляции воды по трубопроводу возникает по причине субъективного фактора.
В многоэтажных домах некоторые совладельцы прикручивают краны подачи с целью сэкономить на оплате коммунальных услуг.
Как бороться с перепадами давления
Падение или рост давления приводит к снижению или повышению температуры в помещении, что вызывает ухудшение самочувствия у людей, изменения влажности воздуха, появление грибка и плесени.
Существуют такие методы поддержания оптимальных параметров работы отопительной системы:
- Обнаружение и ликвидация протечек. Найти их можно путем визуального осмотра всей обвязки и батарей. Ликвидация осуществляется самостоятельно наложением хомутов или специалистами. Если прорыв произошел внутри стены, то целесообразно сделать обводной канал, чтобы не портить отделку.
- Засоры, накипь и налет устраняются механическим способом. Трубы прочищаются ершиком или в них заливается специальная жидкость. В квартирах с автономным отоплением целесообразно использовать присадки для смягчения воды.
- Отрегулировать напор в каждом радиаторе. Для этого на них устанавливаются манометры и регуляторы. Таким образом выравнивается давление на каждой батарее, независимо от уровня, на котором она установлена.
Как поднять давление
Сделать это можно несколькими способами. В некоторых случаях может потребоваться помощь профессионалов.
Достижение данной цели осуществляется следующими путями:
- Установкой вспомогательного насоса. Такой подход выбирается для многоэтажного частного дома. Выбирается агрегат с минимальным уровнем шума, чтобы не нарушать комфортность жителей.
- Отключением невостребованных теплообменников. В домах есть комнаты, которые пустуют и не нуждаются в прогреве. Если их перекрыть, то насосная система обеспечит нужный напор для остальных комнат.
- Настройкой давления отдельно для каждого радиатора. Так производится распределение горячей воды в зависимости от потребностей владельцев недвижимости.
Во всех случаях целесообразно установить на каждом стояке краны для стравливания воздуха.
Проверка герметичности
Данное мероприятие проводится после монтажа трубопровода, его ремонта, модернизации и перед началом каждого отопительного сезона. Во время пробного запуска в системе создается давление, минимум в 1,5 раза превышающее расчетное динамическое.Проверка герметичности магистрали проводится в такой последовательности:
- Внешний осмотр. Обследуются обвязка, батареи, фитинги и котел. Признаками протечки являются следы потеков и ржавчина.
- Холодный этап. Подается вода, стравливается воздух, давление повышается до минимального рабочего значения. Система выдерживается в таком состоянии не менее 30 минут.
- Горячий этап. Проводится после соединение трубопровода с котлом. В магистрали создается максимальный напор, теплоноситель нагревается до максимального значения.
Проверка герметичности должна выполняться под постоянным контролем. Если мероприятие прошло успешно, то систему можно вводить в эксплуатацию.
Заключение
Создание и поддержание нужного давления в системе отопления необходимо для продления срока ее службы, создания в доме комфортного микроклимата и снижения расходов на оплату счетов. Достичь нужных показателей можно с помощью периодического тестирования магистрали, установки современных приборов регулировки и контроля.
выбор начального значения и диапазона изменения
Непременным элементом любого комплекса отопительного оборудования являются манометры и предохранительный клапан, соответственно визуализирующие процесс изменения давления в системе отопления и предохраняющие от превышения им предельно допустимой величины.
Манометры служат для контроля данной величины, фиксации ее отклонений от номинальных значений. Снижение их на 0,02 МПа (0,2 ат) является сигналом для поиска утечек теплоносителя или проверки достаточности давления газа (воздуха) в расширительном бачке. Ввод системы в эксплуатацию предваряется обязательным этапом гидроиспытаний повышенным давлением, выявляющих места потенциальных утечек, подлежащих заблаговременному ремонту.
Какое давление показывает манометр?
Эта физическая величина характеризует степень сжатия среды, в нашем случае – жидкого теплоносителя, закачанного внутрь системы отопления. Измерить любую физическую величину означает сравнить ее с некоторым эталоном. Процесс измерения давления жидкого теплоносителя любым механическим манометром (вакуумметром, мановакуумметром) представляет сравнение его текущей величины в точке размещения прибора с атмосферным давлением, играющим роль эталона измерения.
Чувствительные элементы манометров (трубчатые пружины, мембраны, и др.) сами находятся под действием атмосферы. Наиболее распространенный пружинный манометр имеет чувствительный элемент, представляющий один виток трубчатой пружины (см. поз. рисунка ниже). Верхний конец трубки запаян и связан поводком 4 с зубчатым сектором 5, сцепленным с шестеренкой 3, на вал которой насажена стрелка 2.
Устройство пружинного манометра.
Исходное положение трубки-пружины 1, соответствующее нулю шкалы измерения, определяется деформацией формы пружины давлением атмосферного воздуха, заполняющего корпус манометра. Жидкость, поступающая внутрь трубки 1, стремится дополнительно деформировать ее, поднимая верхний запаянный конец выше на расстояние l, пропорциональное своему внутреннему давлению. Сдвиг конца трубки-пружины преобразуется передаточным механизмом в поворот стрелки.
Угол φ отклонения последней пропорционален разности полного давления жидкости в трубке-пружине 1 и местного атмосферного. Измеренное таким прибором давление называется манометрическим или избыточным. Точкой его отсчета является не абсолютный нуль величины, эквивалентный отсутствию воздуха вокруг трубки 1 (вакуум), а местное атмосферное давление.
Известны манометры, показывающие абсолютное (без вычета атмосферного) давление среды. Сложное устройство плюс высокая цена препятствуют широкому использованию таких приборов в системах отопления.
Величины давлений, указываемых в паспортах любых котлов, насосов, запорной (регулирующей) арматуры, трубопроводов являются именно манометрическими (избыточными). Измеряемая манометрами избыточная величина используется в гидравлических (тепловых) расчетах отопительных систем (оборудования).
Манометры в системе отопления.
Теплоноситель в статическом и динамическом состояниях
Теплоноситель любой системы отопления может находиться в двух состояниях:
- неподвижном (статическом), когда отсутствует нагрев в гравитационной системе (отсутствует естественная циркуляция) или выключен циркуляционный насос в системе с принудительной циркуляцией;
- подвижном (динамическом), вызываемом такими причинами:
- естественной циркуляцией теплоносителя, побуждаемой градиентом давления вследствие неравномерности прогрева рабочей жидкости вдоль контура гравитационной системы отопления;
- принудительной циркуляцией теплоносителя, побуждаемой циркуляционным насосом;
- тепловым расширением теплоносителя, побуждающим его вытеснять воздух/газ из расширительных баков, занимая освободившиеся объемы.
Неподвижный теплоноситель оказывает на внутренние поверхности элементов системы только (гидро)статическое давление, изучаемое гидростатикой. Движущийся теплоноситель характеризуется (гидро)динамическим давлением, изучаемым гидродинамикой. Оно складывается из статической составляющей, затем части, определяемой тепловым расширением жидкости, наконец составляющей, создаваемой т.наз. скоростным напором движущейся жидкости. Далее, рассматривая движущийся нагретый теплоноситель, будем использовать термин рабочее (результирующее) давление.
Составляющие рабочего давления в системе отопления
Гидростатическая составляющая
Определяется конструкцией системы и не зависит от работы циркуляционного насоса. Известны два конструктивных типа систем:
- открытого типа;
- (герметично) закрытого типа.
Два основных конструктивных типа систем отопления.
Теплоноситель открытой системы имеет свободную поверхность внутри расширительного бака, установленного вверху системы для вывода воздушных пузырей. В любой точке такой системы действует статическое давление, равное весу столба жидкости над ней, плюс местное атмосферное давление. Показания манометра, установленного в нижней точке открытой системы, будут максимальными, вблизи свободной поверхности жидкости они будут почти нулевыми.
(Гидро)статическую составляющую удобно измерять в метрах водяного столба (м. вод. ст), учитывая, что столб воды высотой 10 м любого сечения/формы (независимо от числа/длины горизонтальных участков) создает давление на свое основание, равное 1 ат ≈1 бар.
Рассмотрим некоторую открытую систему отопления (теплоноситель неподвижен).
Статическое давление на разных уровнях.
Над верхним манометром расположен водяной столб высотой 6 м –5,5 м = 0,5 м. Показания прибора будут равны 0,05 ат. Над средним манометром одновременно расположены два столба воды. Первый высотой 6 м –2 м =4 м образован вертикальным двухтрубным стояком с радиаторами, второй – трубопроводом расширительного бака и самим баком, высота столба равна 7 м – 2 м = 5 м. Средний манометр покажет 0,5 ат. Над нижним манометром находится столб воды 7 м –0.7 м = 6,3 м. Его показания будут равны 0,63 ат.
Закрытая система оснащена герметичным расширительным бачком, имеющим две камеры (газовую, жидкостную), разделенные эластичной мембраной. Статическое давление неподвижной (установившийся режим) жидкости на мембрану должно уравновешиваться сопротивлением сжатию газа (сжатого воздуха, азота). Начальное статическое давление холодного теплоносителя закрытой системы, устанавливаемое при первоначальном заполнении, должно удовлетворять двум следующим требованиям:
- быть достаточно большим для предотвращения «завоздушивания» системы через элементы, периодически сообщающиеся с атмосферой: воздухоотводчики, предохранительные клапаны, сливные вентили и др.;
- не слишком превышать давление газа внутри мембранного бачка, чтобы заполняющий систему теплоноситель не занял весь его объем. Иначе не останется места, чтобы принять избыточный объем нагретой рабочей жидкости.
Ориентировочно статическое давление залитого холодного теплоносителя принимается равным 1,5-1,6 ат ≈ 1,5-1,6 бара, что соответствует нижней точке системы на «обратке» перед/после насоса (см.рис. ниже). Именно до такой степени сжат азот, закачиваемый в «фирменные» мембранные бачки заводами-изготовителями. Настроечное давления газа бачка следует устанавливать (подкачивая/стравливая газ) ниже гидростатического давления жидкости в месте установки на 0,1 ат≈0,1 бара, чтобы немного жидкости сразу зашло внутрь. Этот объем пригодится, если непрогретый теплоноситель подвергнется внезапному (ночному) охлаждению. Сжатие рабочей жидкости вследствие такого охлаждения при отсутствии теплоносителя внутри бачка неизбежно вызовет «завоздушивание» системы.
Типовое настроечное давление мембранного бачка (нижняя установка).
На выносных флажках показаны величины типовых статических давлений теплоносителя в характерных точках. Мембранный бачок может быть установлен вверху системы. Типовые статические давления теплоносителя, соответствующие верхней установке бачка, показаны на следующем рисунке.
Настроечное давление газа при верхней установке мембранного бачка.
(Гидро)динамическая составляющая
Движение теплоносителя является следствием работы циркуляционного насоса, создающего в любом замкнутом контуре системы отопления градиент (гидро)динамического давления, непрерывно снижающегося от выходного до входного патрубка насоса. Любой насос характеризуется создаваемым напором H, м. Физический смысл напора – приращение энергии жидкости после прохождения рабочей камеры насоса. Практически напор отождествляют с давлением, интерпретируя его как высоту обеспечиваемого насосом вертикального столба воды (измеряется в м. вод.ст).
Любой (сколь угодно малый) выделенный объем жидкости, ограниченный площадками, перпендикулярными направлению движения, со стороны, обращенной к выходному патрубку, оказывается сжатым сильнее, чем со стороны входного патрубка. Силы, создаваемые давлением на противоположные (по ходу контура) стороны объема, оказываются неуравновешенными, жидкость приходит в движение, описываемое уравнением Бернулли – основным уравнением гидродинамики.
Хотя внутри чувствительных элементов манометров жидкость неподвижна, динамическая составляющая добавляет к исходной статической некоторую величину, воспринимаемую приборами как увеличение (гидро)статического давления теплоносителя. Однако данное увеличение маскируется гораздо большей (1,2 – 2,2 бар/°С) составляющей, возникающей при тепловом расширении. Внутренний объем системы характеризуется распределением результирующего рабочего давления теплоносителя, создаваемого статической, динамической, тепловой составляющими.
Тепловая составляющая
Увеличение объема воды при нагревании на 100 °С равно 4 %. Вроде бы немного. Однако отсутствие свободного объема для размещения избытка жидкости вызывает (в абсолютно жесткой системе) рост давления около 3 ат/°С. Значит, нагрев ледяной воды до температуры кипения вызовет рост этой величины порядка 300 ат!
Реальные трубопроводы деформируются при нагреве теплоносителя. Они расширяются, предоставляя нагревающейся жидкости больший объем. Поэтому реальный рост давления оказывается несколько ниже:
- в стальных (медных) трубах – примерно 2, 2 ат/°С;
- в полиэтиленовых (полипропиленовых), металлопластиковых трубах – около 1,2 ат/°С.
Даже неспециалисту очевидна невозможность допускать подобный прирост, вызываемый тепловым расширением воды. Антифризы, кстати, имеют еще больший коэффициент теплового расширения. Избыточный объем горячего теплоносителя принимает внутрь себя мембранный расширительный бачок.
Принцип работы мембранного бачка.
Важно правильно выбирать емкость расширительного бака. Специалисты,занимаясь этим, оперируют довольно сложными формулами. Однако практика проектирования/эксплуатации закрытых систем отопления выработала следующее правило: емкость расширительного бака равна 10 % емкости системы.
Правильно выбранные емкость/место установки расширительного бака обеспечивают прирост давления теплоносителя (при максимальном нагреве) примерно 1-1,5 ат, что дает конечную величину 2,5-3 ат. Важно также настроить предохранительный клапан системы на величину, примерно равную (превышение максимум 10 % !) предельно допустимой для отопительного котла. Обычно она составляет около 3 ат.
Распределение по системе рабочего давления теплоносителя, показываемого манометрами, будет аналогично распределению гидростатической его составляющей: максимальные значения (заведомо большие гидростатических) будут внизу системы отопления, минимальные (также заведомо большие гидростатических) – вверху системы. Это обстоятельство следует учитывать, выбирая место установки расширительного бачка.
Превышение давлением теплоносителя предельной величины
Если процесс эксплуатации сопровождается частыми «подрывами» предохранительного клапана, следует проанализировать возможные причины происходящего:
- заниженная емкость расширительного бачка;
- завышенное настроечное давление газа/воздуха в бачке;
- неправильно выбрано место установки.
Наличие бачка емкостью от 10 % полной емкости системы отопления является практически стопроцентной гарантией исключения первой причины. Впрочем 10 % не являются минимально возможной емкостью. Грамотно спроектированная система может нормально работать и при меньшей величине. Однако определить достаточность емкости бачка сможет только специалист, владеющий методикой соответствующего расчета.
Вторая и третья причины тесно взаимосвязаны между собой. Предположим, что воздух/газ накачан до 1,5 бара, а место установки бачка выбрано вверху системы, где рабочее давление, допустим, всегда ниже 0,5 бара. Газ всегда будет занимать весь объем бачка, а расширяющийся теплоноситель останется снаружи. Внизу системы теплоноситель будет давить на трубы теплообменника котла особенно сильно. Регулярный «подрыв» предохранительного клапана будет обеспечен!
Снижение давления теплоносителя ниже нормы – следствие его утечки
Если значение величины, показываемое при отсутствии циркуляции, снизилось от 0,02 бара, причем давление газа в расширительном бачке нормальное, можно начинать искать утечки жидкости. Хорошо, если они визуально проявляются. Малозаметные мелкие утечки выявляют путем пневмоиспытаний системы. Закачав внутрь сжатый воздух, ожидают появления шипения (свиста) в местах разгерметизации. Обычно они наблюдаются в местах соединений трубопроводов с элементами арматуры и отопительными приборами.
Хорошей профилактикой появлению утечек теплоносителя является опрессовка системы. Так именуются гидроиспытания повышенным давлением. Для заполнения системы водой используется ручной насос, позволяющий плавно поднимать его величину. Подняв ее до определенного уровня, делают паузу на полчаса, контролируя показания манометра. Спад первоначального значения – явный признак утечки, которую вновь ищут визуально или на слух, проводя пневмоиспытания.
Технология проведения опрессовки.
Технологии проведения ремонтов систем отопления постоянно развиваются. Относительно недавно в России получил распространение метод устранения утечек в трубопроводных системах, включая отопительные, основанный на добавлении внутрь системы (посредством насоса) жидкого герметика. Растворяясь в объеме теплоносителя, герметик в местах утечек реагирует с воздухом, образуя прочный уплотняющий слой, ликвидируя любые течи за 1-7 дней (срок определяется размерами дефектов).
Соотношение герметик/теплоноситель для продукта германской марки BCG равно 1:100. Поэтому ремонт системы емкостью 100-200 л обеспечит всего 1-2 л герметика.
Виды давления в системе измерения
Давление — действующая сила, находящаяся на поверхности тела, деленная на площадь данной поверхности. В системе СИ измеряется в Па (Паскалях). Метрологи измеряют давление в единицах измерения – миллибар, которая равно 100 Па. Для обозначения типа в нашем каталоге в разделе датчики давления у каждого датчика существует специально поле «Тип измеряемого давления». Разберем какие бывают типы.
- Абсолютное давление (ДА)
Абсолютное давление — величина измеренная относительно давления равного абсолютному нулю. Другими словами, давление относительно абсолютного вакуума. Если вам нужен прибор этого типа или просто интересно как он выглядит, то тут можно посмотреть датчик этого типа.
- Барометрическое давление (ДБ)
Барометрическое давление — это абсолютное давление земной атмосферы. Свое название этот тип давления получил от измерительного прибора барометра, который как известно определяет атмосферное давление в определенный момент времени при определенно температуре и на определенной высоте над уровнем моря. Относительно этого давления определяются избыточное давление и вакуум.
- Давление избыточное (ДИ)
Избыточное давление имеет место в том случае если имеется положительная разность между измеряемым давлением и барометрическим. То есть избыточное давление — это величина на которую измеряемое давлением больше барометрического. Для измерения этого вида давления используют манометр. В качестве примера датчика этого типа можете посмотреть прибор Агат-100М-ДИ.
- Вакуум (разряжение) в топке котла, печи и т. д. (ДВ)
Вакуум или по-другому вакуумметрическое давление — это величина на которую измеряемое давление меньше барометрического. Если избыточное давление обозначается в положительных единицах, то вакуум в отрицательных. Например, датчик Агат-100М-ДВ, способный измерять вакуум. Приборы способные измерять этот тип давления называют вакуумметрами.
- Дифференциальное давление (ДД)
Дифференциальное давление имеет место если сравнивается одно давление относительно другого, причем ни одно из них не равно барометрическому. Избыточное давление и вакуум меряется относительно барометрического давления. Если же измерить эти величины относительно любой другой величины, то мы получим уже дифференциальное. Мы могли бы привести пример и датчика дифференциального давления, но лучше дадим вам ссылку на поиск с помощью которого можно найти датчик любого типа из описанных в этой статье типа.
- Гидростатическое давление (ДГ)
Гидростатическое давление — давление столба воды над условным уровнем. Измеряется высотой столба воды в единицах длины или в атмосферах. Благодаря полной удобоподвижности своих частиц капельные и газообразные жидкости, находясь в покое, передают давление одинаково во все стороны; давление это действует на всякую часть плоскости, ограничивающей жидкость, с силой Р, пропорциональной величине этой поверхности, и направленной по нормали к ней. Отношение Pw, т. е. давление р на поверхность равную единице, называется гидростатическим давлением.
Что такое рабочее, статическое давление в системе отопления?
Системы отопления обязательно тестируют на устойчивость к давлению
Из этой статьи вы узнаете, что такое статическое и динамическое давление системы отопления, зачем оно нужно и чем отличается. Также будут рассмотрены причины его повышения и понижения и методы их устранения. Помимо этого, речь пойдет о том, каким давлением испытывают различные системы отопления и способы данной проверки.
Виды давления в отопительной системе
Выделяют два вида:
- статистическое;
- динамическое.
Что такое статическое давление системы отопления? Это то, которое создаётся под воздействием силы притяжения. Вода под собственным весом давит на стенки системы с силой пропорциональной высоте, на которую она поднимается. С 10 метров этот показатель равен 1 атмосфере. В статистических системах не задействуют нагнетатели потока, и теплоноситель циркулирует по трубам и радиаторам самотеком. Это открытые системы. Максимальное давление в открытой системе отопления составляет около 1,5 атмосферы. В современном строительстве такие методы практически не применяются, даже при монтаже автономных контуров загородных домов. Это связано с тем, что для такой схемы циркуляции надо применять трубы с большим диаметром. Это не эстетично и дорого.
Динамическое давление в системе отопления можно регулировать
Динамическое давление в закрытой системе отопления создается искусственным повышением скорости потока теплоносителя при помощи электрического насоса. Например, если речь идет о многоэтажках, или крупных магистралях. Хотя, теперь даже в частных домах при монтаже отопления используют насосы.
Важно! Речь идет об избыточном давлении без учета атмосферного.
Каждая из систем отопления имеет свой допустимый предел прочности. Иными словами, может выдержать разную нагрузку. Чтобы узнать какое рабочее давление в закрытой системе отопления, надо к статическому, создаваемому столбом воды, добавить динамическое, нагнетаемое насосами. Для правильной работы системы, показания манометра должны быть стабильными. Манометр – механический прибор, измеряющий силу, с которой вода движется в системе отопления. Он состоит из пружины, стрелки и шкалы. Манометры устанавливаются в ключевых местах. Благодаря им можно узнать какое рабочее давление в системе отопления, а также выявлять неисправности в трубопроводе во время диагностики.
Перепады давления
Чтобы компенсировать перепады, в контур встраивается дополнительное оборудование:
- расширительный бачок;
- клапан аварийного выброса теплоносителя;
- воздухоотводы.
Скачки рабочего давления в системе отопления могут быть спровоцированы различными причинами. В процессе эксплуатации может наблюдаться повышение или понижение давления. Рассмотрим основные причины такого явления и будем разбираться, как с этим бороться.
Причины понижения
При понижении рабочего давления циркуляция воды может просто остановиться, так отключится нагреватель. Помимо этого, низкая скорость теплоносителя приведет к тому, что на отдаленные участи контура вода будет доходить с большими теплопотерями, или, вообще, не дойдет. Причинами такого явления может быть:
- разгерметизация;
Чтобы найти место, где протекает вода надо обследовать каждый узел. Делать это следует очень внимательно. Бывают случаи, когда утечка настолько мизерна, что незаметна визуально. Также могут образоваться микроскопические трещины на теплоносителе.
- остановка насосов;
Если насосы перестают качать воду по трубам, то норма давления в системе отопления не может быть соблюдена. Все насосы электрические, поэтому причиной может стать его обесточивание. В первую очередь, надо проверить его подпитку от электросети. Если все в порядке, возможно, сломался механизм. В этом случае насос придется заменить.
- неисправность расширительного бачка;
Бачок компенсирует расширение воды при нагревании. Он состоит из двух камер, которые разделены резиновой мембраной. Одна камера с газом, вторая для воды. В газовой камере есть ниппель, через который можно подкачивать воздух обычным насосом. Падение давления может наблюдаться, если в газовой камере недостаточный объём воздуха или если порвалась мембрана. В первом случае надо открутить бачок, спустить с него воду и воздух, а потом накачать необходимое количество атмосфер. Во втором случае – только замена. Также причиной падения рабочего давления в системе отопления может быть недостаточный объём бачка. В этом случае необходимо установить дополнительный бак.
Причины повышения
Повышенное давление в открытой или закрытой системе отопления свидетельствует о ее неисправности. Почему это происходит:
- образование воздушной пробки;
Воздушная пробка может стать причиной изменения рабочего давления
Если в трубе есть воздух, он оказывает сильное сопротивление потоку теплоносителя, не пропуская его дальше. Таким образом, горячая вода просто не доходит до некоторых участков. Вследствие – холодные радиаторы и опасность размораживания. Для удаления воздушных пробок в вероятных местах их образования устанавливаются воздухоотводы.
Они автоматически выпускают воздух наружу. Также из-за воздушной пробки рабочее давление может повыситься в радиаторах отопления. В батареях нового образца, вверху, есть клапан, через который можно вручную выпустить воздух.
Могут забиться фильтры воды, а также труба. На ее внутренних стенках образуется налет, который уменьшает диаметр трубы. Проблема решается чисткой. Если не помогает, тогда замена.
- сбой в работе регулятора давления;
Регулятор может частично или полностью перекрывать поток теплоносителя. Есть две причины, по которым он может дать сбой: не настроен или поломан. Соответственно, его нужно или настроить, или поменять.
- перекрытие кранов;
Если в системе перекрыт кран, движение жидкости останавливается. Обычно такое происходит по халатности.
Испытания системы отопления давлением
Испытание системы отопления под давлением – это обязательное условие ввода ее в эксплуатацию. Система должна соответствовать проекту и быть вымытой. Нагреватель и расширительные бачки должны быть отсоединены. Испытания осуществляются двумя методами:
- водой – гидростатический метод;
- воздухом – манометрический (пневмонический) метод.
Можно выделить два вида гидростатического тестирования: холодное и горячее. Гидравлические испытания системы отопления под давлением осуществляют только в теплое время года. Этот метод предполагает заполнение контура холодной жидкостью полностью. Весь воздух удаляется. Затем при помощи компрессора нагнетается давление и выдерживается какое-то время. На следующем этапе жидкость нагревается.
Манометрические испытания проводятся путем нагнетания воздуха в систему отопления. Для этого применяют специальное оборудование. Опасность такого метода заключается в том, что слабые участки могут просто разлететься в разные стороны. Зато исключается риск затопления и размораживания.
Испытания проводятся как на всей системе сразу, так и на отдельных ее участках. Перед началом следует перекрыть краны, через которые вода и воздух могут выйти наружу.
Методы проверки различных систем отопления
Водяное отопление
Тестирование воздухом – испытательное давление системы отопления повышают до 1,5 бар, затем спускают до 1 бара и оставляют на пять минут. При этом потери не должны превышать 0,1 бар.
Тестирование водой – давление повышают не менее чем до 2 бар. Возможно и больше. Зависит от рабочего давления. Максимальное рабочее давление системы отопления надо умножить на 1,5. За пять минуть потери не должны превышать 0,2 бар.
Панельное
Холодное гидростатическое тестирование – 15 минут с давлением 10 бар, потери не больше 0,1 бара. Горячее тестирование – поднятие температуры в контуре до 60 градусов на семь часов.
Паровое
Испытывают водой, нагнетая 2,5 бара. Дополнительно проверяют водонагреватели (3-4 бара) и насосные установки.
Тепловые сети
Допустимое давление в системе отопления постепенно повышается до уровня выше рабочего на 1,25, но не меньше 16 бар.
По результатам тестирования составляется акт, который является документом, подтверждающим заявленные в нем эксплуатационные характеристики. К ним, в частности, относиться рабочее давление.
Роль статического давления в системе отопления: Инструкция +Видео
Статическое давление в системе отопления и его расчет. Давление рабочего типа в отопительной системе является самым важным параметром, от которого и зависит работа всей сети. Отклонение в любую сторону от значений, которые предусмотрены в проекте, не только понижает эффективность контура отопления, но и в значительной мере сказывается на работоспособности оборудования, а в отдельных случаях иногда даже выводит оборудование из строя.
Обратите внимание, что определенные перепады в отопительной системе обусловлены принципом устройства, и заключается это в разнице давлений в обратном и подающем трубопроводе. При наличии скачков, которые больше этого значения, следует принимать незамедлительные меры.
Общие сведения
Вопросы по термину
Давление в сети можно разделить на две главные составляющие:
- Статическое давление в системе отопления. Такая составляющая будет зависеть от высота водного столба или любого другого теплоносителя, который есть в емкости и трубах. Такое давление есть даже в том случае, если все находится в состоянии покоя.
- Динамическое давление. Оно представляет собой особую силу, которая может воздействовать на внутренние поверхности системе при движении водной или другой среды.
Также есть отдельное понятие, как предельное рабочее давление. Это величина, максимальная допустимая, и если ее превысить, это будет чревато разрушением некоторых элементов сети.
Какое давление в отопительной системе можно считать оптимальным
Во время проектирования отопительной системы давление воды (теплоносителя) внутри системы рассчитывают по этажности здания, общей длине труб и суммарного количества радиаторов. Как правило, для коттеджей и частных домов оптимальные показания давления среды в контуре отопления расположены в диапазоне т 1.5-2 атм.
Для домов, в которых много квартир и их высота ограничивается пятью этажами, а также те, которые подключены к системе центрального отопления, давление в сети колеблется от 2 до 4 атм. Для домов в 9-10 этажей считается нормальным давлением от 5 до 7 атм, а при постройках, которые выше 10 этажей, нормой будет давление от 7 до 10 атм.
Для тех потребителей, которые находятся на разной высоте и на разном расстоянии от котельной, напор в сети можно скорректировать. Для снижения давления используют особые регуляторы давления, а для того, чтобы повысить – станции с насосами. Но все же следует учитывать, что неисправный регулятор иногда становится причиной повышения давления на определенных участках системы. В определенных случаях, если падает температура, такие приборы могут в полной мере перекрыть запорную арматуру на трубопроводе подающего типа, который идет от котельной установки. Чтобы избежать таких ситуаций, следует скорректировать настройки регулятором так, чтобы клапана не были полностью перекрыты.
Автономные отопительные системы
Если в доме нет централизованного снабжения теплом, то обычно устанавливать автономные отопительные системы, которые отличаются от центрального теплоснабжения тем, что теплоноситель прогревается благодаря работе индивидуального котла малой мощности. Если система выполнена так, что она сообщается с атмосферой через бачок расширения и теплоноситель циркулирует благодаря естественной конвекции, ее можно называть открытой.
Если нет никакого пути сообщения с атмосферой, а рабочая среда циркулирует за счет насоса, система называется закрытой. Как уже было упомянуто, для нормальной работы такой системы давление должно быть от 1.5 до 2 атм. Такой показатель обусловлен небольшой протяженностью трубопровода, а еще малым количеством приборов и арматуры, в результате чего получается относительно небольшое гидравлическое сопротивление. Помимо этого, из-за малой высоты домов статическое давление в системе отопления на нижнем участке контура редко превышает 0,5 атм.
При запуске автономной системы ее следует заполнить холодной водой или другим теплоносителем, и выдержать минимальное давление в закрытой системе на 1.5 атм. Не бейте тревогу, если спустя какое-то время после того, как контур заполнится, давление станет ниже. Потеря давления в этом случае обусловлена тем, что из воды выходит воздух, который был при заполнении трубопровода. Контур требуется развоздушить и полностью залить водой, а после довести давление до 1.5 атм. После того, как теплоноситель будет разогрет в отопительной системе, его давление немного увеличится и достигнет расчетного рабочего значения.
Меры безопасности
Так как при проектировании автономных отопительных систем для экономии закладывают небольшой запас прочности, но даже небольшой скачок давления до 3 атм может привести к разгерметизации отдельных элементов или их соединения. Для того, чтобы сглаживать перепады давления из-за нестабильности работы насоса или изменения температурного показателя теплоносителя, в закрытую систему отопления следует установить расширительный бачок. В отличие от похожего устройства, которое используют в системе открытого типа, в этом случае нет сообщения с атмосферой. Одна или даже несколько стенок делают из упругого материала, за счет чего бачок играет роль демпфера во время гидроударов или скачков давления.
То, что установлен расширительный бачок, не всегда может дать гарантию на поддержание оптимального показателя давления.
В определенных случаях оно может даже превышать максимально допустимые значения:
- При неправильном выборе емкости в качестве расширительного бачка.
- Во время сбоев при работе циркулярного насоса.
- Во время перегревания теплового носителя, и это бывает из-за нарушения в работе автоматической коробки котла.
- Из-за неполного открытия арматуры для запора после проведения профилактических или ремонтных работ.
- Из-за образования воздушной пробки (это может и спровоцировать рост давления, а может и падение).
- Во время снижения пропускной способности грязевого фильтра из-за загрязненности.
По этой причине чтобы избежать аварийные ситуации при создании отопительных систем закрытого типа, следует обязательно устанавливать предохранительный клапан, который будет сбрасывать лишний теплоноситель при превышении допустимого значения давления.
Что делать, если в системе упало давление
Во время использования отопительных систем автономного типа самыми частными являются такие аварийные ситуации, во время которых давление будет резко или плавно снижаться.
Они бывают вызваны по двум причинам:
- Разгерметизация системных элементов или соединений.
- Неполадки в работе котла.
Если речь идет о первом случае, следует обнаружить место утечки и восстановить герметичность.
Это можно сделать двумя способами:
- Визуальный осмотр. Данный метод можно использовать в тех случаях, когда контур отопления проложен открытым способом (не путайте с системой открытого типа), т.е. все приборы, трубопроводы и арматура на виду. Для начала следует хорошо осмотреть пространство под трубами и радиаторами, а также постараться найти следы воды или лужи. Помимо этого, места протечек можно легко определиться по коррозии – на местах соединений или радиаторах во время нарушения герметичность появляются характерные потеки ржавчины.
- При помощи особого оборудования. Если не получилось ничего обнаружить во время визуального осмотра, а трубы проложены скрытым методом и их невозможно осмотреть, тогда следует обратиться за помощью к специалистам, который имеют особое оборудование. При помощи него они смогут обнаружить утечку и устранить, если владелец дома не может сделать это сам. Локализация места разгерметизации выполняется очень просто – сливаем воду из отопительного контура, и для этого в нижней части контура при монтажных работах следует врезать кран, а после закачивают воздух в трубы при помощи компрессоры. Так, у вас получится обнаружить место утечки по звуку просачивающегося воздуха. Перед тем, как запустить компрессор, следует изолировать радиаторы и котел при помощи запорной арматуры.
Если проблемное место – это одно из множества соединений, его следует дополнительно уплотнить пи помощи пакли или ФУМ ленты, а после подтянуть его. Лопнувший трубопровод нужно вырезать и приварить на место нового. Узлы, которые не подлежат ремонту, следует просто заменить. Если герметичность трубопровода и прочих элементов не вызвала ни доли сомнения, а давление в закрытой отопительной системе падает, следует начать поиск причины в котле. Провести диагностику своими руками не получится, так как это работа специалистов, которые имеют особое образование.
Чаще всего в котле можно найти такие дефекты:
- Заводской брак.
- Образование микроскопических трещин вследствие гидроударов в теплообменнике.
- Выход из строя крана подпитки.
Достаточно распространенной причиной, из-за которой падает давление внутри системы, является неверный выбор емкости для расширительного бачка. Хотя в разделе выше говорилось, что это может стать причиной повышения давления, противоречий нет, так как когда растет статическое давление в отопительной системе, сразу же сработает клапан предохранительного типа. При этом теплоноситель будет сброшен и его количество в контуре уменьшится, из-за чего спустя определенное время давление понизится.
Контроль давления
Для контроля давления визуально в сети отопления все чаще стали использовать стрелочные виды манометров с трубкой Бредана. В отличие от приборов цифрового типа, такие манометры не требуют подключения электропитания. В системах, которые автоматизированы, используются электронноконтактные датчики. Не забудьте, что на отводе к измерительному контрольному прибору следует обязательно установить трехходовой кран, который дает возможность изолировать манометр от сети во время проведения профилактических или ремонтных работ, а еще используется для того, чтобы удалить воздушную пробку или сбросить прибор на ноль.
Правила и инструкции, в которых регламентируется эксплуатация системы отопления, причем и автономная, и централизованная, рекомендуют установку манометра в следующих точках:
- Перед котельной установкой/котлом, а также на выходе из нее. В этой точке вы получите точное значение давления в котле.
- Перед насосом для циркуляции и после него.
- На вводе магистрали отопительной системы в здание/строение.
- До регулятора давления и после него.
- На выходе и входе фильтра грубой очистки для того, чтобы контролировать уровень загрязненности.
Учтите и то, что все измерительные контрольные приборы должны быть регулярно проверены, чтобы точность выполняемых ими измерений была подтверждена.
Давление и напор в системе полива, какие показатели?
Основные параметры, которыми определяют динамические характеристики движения воды — это давление (напор) и расход.
Не углубляясь в гидродинамику можно отметить самые значимые моменты, которые можно наблюдать в водопроводных системах:
— при одной и той же производительности насоса давление на выходе из трубопровода растет с уменьшением выходного отверстия или падает с увеличением диаметра выходного отверстия.
— давление падает в среднем на 1 Атм (для пластиковых труб) через каждые 100 м
— каждому диаметру трубы соответствует предельно допустимый расход воды. Или наоборот, труба определенного диаметра способна пропустить сквозь себя ограниченный расход воды. Существуют таблицы для выбора диаметра трубы для определенного расхода воды. В частности, такая таблица есть в данной статье
При проектировании систем полива подбирают такое количество форсунок (дождевателей), чтобы их суммарный расход воды соответствовал производительности насоса при этом сохранив требуемое давление для нормальной работы форсунок.
Рабочее давление для большинства оборудования систем автоматического полива составляет 2,5-3,5 Атм.
Форсунки для статических дождевателей работают на давлении до 2,5-3 Атм. Роторы работают при давлении 3-5,5 Атм. Сельскохозяйственный полив мы здесь не рассматриваем, но для сравнения, поливочные пушки потребляют воду под давлением до 15 Атм
Система полива от водопровода
Создать требуемые в проекте параметры воды можно создать не используя насоса — посредством водопровода. Следует отметить, что водопровод, в подавляющем большинстве случаев, имеет довольно скромные характеристики и кроме того, этот же водопровод используется для хозяйстыенно-бытовых нужд, поэтому следует провести тщательные исследования с замерами расходов и давления перед тем, как решиться на исползование водопровода в качестве прямого источника для системы полива.
Во время работы системы полива, подключенной напрямую к водопроводу, практически вся вода используется на полив, что может в некоторых случаях снизить напор в жилом доме, что в свою очередь, заставит владельца пользоваться водой в доме по определенному графику, учитывая график включения системы полива.
Используя водопровод напрямую, следует придерживаться следующих правил:
— программируйте контроллер чтобы полив проводился в ночное время, когда потребление воды для домашних нужд практически отсутствует и тогда «просадки» давления в доме практически не почувствуется.
ПЛЮСЫ использования водопровода
Исключает наличие дополнительного оборудования, таких как насос, накопительная емкость, автоматика и все, что с этим связано. Это существенно экономит в смете 50-100 т.р.!
МИНУСЫ использования водопровода
— Недостаточная производительность водопровода (в большинстве случаев)
— Использование холодной водопроводной воды (10-12 градусов С) для полива плодовых растений снижает скорость развития растений.
Требуемые характеристики водопровода для нормальной работы системы автополива:
— диаметр трубы подключения не менее 1″
— давление в водопроводе не менее 3 Атм
Вода из скважины, колодца, водоема
Вода из скважины или колодца имеет еще более низкую температуру, чем в водопроводе (4-5 градусов С), но преимуществом перед водопроводом является то, что для полива можно выделить отдельную скважину и не увязывать график полива с графиком использования воды для бытовых нужд.
Воду низкой температуры без предварительного нагрева можно использовать для полива газона, но нельзя для полива культурных растений, поэтому мы предлагаем для ознакомления схему подачи воды с промежуточной емкостью для отстаивания и прогрева поливочной воды.
Схема организации сети наружного водоснабжения и полива на загородном участке
Из схемы видно, что холодная вода из источника (колодца или скважины) с помощью погружного насоса поступает напрямую в емкость, предназначенную для естественного нагрева воды и обеспечения запаса воды для того, чтобы обеспечить затем работу насоса для полива.
Емкость для нагрева воды и капельного полива в теплице
Пруд, река, озеро
Открытый водоем (кроме бассейна с хим.реактивами) – отличный источник для поливочной воды. Свойства этой воды идеальны для полива. Создать давление воды из водоема можно напрямую, опустив в водоем погружной насос. Такой тип водоснабжения исключает установку в систему дорогостоящую емкость и автоматику наполнения емкости.
ПЛЮСЫ
— природные водоемы, в большинстве случаев, имеют достаточный возобнавляемый объем воды с наилучшими параметрами
МИНУСЫ
— зачастую большое расстояние до водоема, что требует более мощный насос
— требуется фильтрация воды
— зачастую требует согласования с соответствующими органами на использование водоема
Емкость-насос
Если все выше перечисленные схемы вас по каким-то причинам не устраивают, то остается самая надежная и испытанная схема, которая и самая популярная на сегодняшний день. В отдельно стоящую емкость набирается вода из любого доступного источника, отстаивается, нагревается и дополнительным поливочным насосом подается в систему полива. Емкость желательно ставить на южную сторону, но при этом желательно прятать за строение для сохранения общей эстетики участка.
К емкости подводится труба от водопровода диаметром ¾ дюйма( можно 1 дюйм) и устанавливается система контроля уровня воды, чтобы в автоматическом режиме прекращать наполнение.
Автоматику для наполнения емкости можно сделать:
1) механической – это поплавковый механический выключатель типа “QuickStop”
2) электромеханической — состоящей из поплавкового выключателя (прерыватель) и электромагнитного клапана (такой же, как в системе полива)
Емкость наполняется с той скоростью, которая возможна при выбранном источнике воды (водопровод от дома, от скважины, от колодца, водоема). Наполненная емкость ожидает начала полива и в это время вода успевает немного нагреться, особенно, если емкость на солнечной стороне и черного цвета.
Во время полива накопленная вода используется насосом в систему полива и одновременно емкость продолжает наполняться из водопровода. Замеры скорости наполнения (расходования) емкости позволяют в последствии выбрать оптимальную программу включения и выключения полива в контроллере.
ПЛЮСЫ использования данной схемы
— не требует особенных характеристик водопровода
— возможно использовать воду из любого источника
— предварительный нагрев воды
— обеспечение любых требуемых параметров, благодаря выбору насоса и запасу
— возможность реализовать любые современные схемы автоматизации
МИНУСЫ
— громоздкость самой емкости
— удорожание системы на стоимость оборудования (по сравнению с использованием просто водопровода)
Насос повышения давления
Насос устанавливается непосредственно рядом с емкостью, чтобы сократить потери на сопротивление при засасывании воды из емкости. Между емкостью и насосом ставится обычно шаровый кран и фильтр тонкой очистки воды.
Насос подбирается исходя из параметров системы полива, о чем на сайте есть отдельная статья. Тип насоса зачастую одинаков при стандартных системах для участков до 50 соток – это поверхностный центробежный насос для повышения давления. Автоматика насоса следит за его отключением в случае отсутствия воды в емкости и включает насос, когда открывается любой из клапанов системы автополива.
Вернуться ко всем статьям ►
Давление в системе охлаждения двигателя: какое должно быть
Всем привет! Все мы знаем, к каким последствиям может привести перегретый двигатель. Одной из причин повышения температур выступает неправильное давление в системе охлаждения двигателя.
Большое количество современных машин, а точнее подавляющее большинство, работают на моторах внутреннего сгорания. Потому для дизельного и бензинового ДВС предусмотрена специальная система охлаждения. Основана она на жидкостно-воздушном принципе работы.
Ключевым компонентом выступает специальная жидкость, то есть антифриз. Он циркулирует по системе под воздействием давления, охлаждая все необходимые элементы мотора. Но бывает так, что это давление избыточное, либо чрезмерно низкое. В каждой ситуации есть свои причины и скрытые угрозы.
Как формируется внутреннее давление
Часто можно встретить высказывания о том, что в двигателе образуется рабочее давление, которое может быть повышенное, то есть чрезмерно сильное, либо недостаточное.
Но тут следует запомнить одну вещь.
Специально в системе охлаждения давление не создается.
Фактически для ДВС не важно, при каком именно давлении жидкость охлаждения будет циркулировать по его внутренним полостям. Тут главный вопрос в том, чтобы элементы успевали охлаждаться.
Из курса физики многие знают, что практически все жидкости под воздействием нагрева начинают постепенно расширяться. Это можно отнести к антифризу и тосолу. Средний показатель расширения жидкостей под нагревом составляет от 10 до 20% от их начального объема. То есть именно на такое количество жидкости в системе окажется больше после того, как мотор перестанет работать на холодную, и выйдет на свой стандартный температурный рабочий режим. А система охлаждения выступает как замкнутый контур. Запуская мотор, он прогревается, параллельно начинает расти внутреннее давление.
ОЖ при этом давит на радиаторные стенки, патрубки и прочие внутренние компоненты.
Одну из ключевых задач в работе системы охлаждения выполняет крышка расширительного бачка. Фактически это клапан низкого и высокого давления, способный осуществлять подсос воздуха, либо же сбрасывать избыточное давление.
Для чего в системе высокое давление
Казалось бы, если большое давление создает такие проблемы, зачем вообще оно требуется внутри системы.
Опять же обратимся к школьному курсу физики. Там сказано, что чем выше окажется давление, тем выше поднимется и температура кипения жидкости. Банальный пример. При давлении, равном 1 атмосфере, простая вода закипит примерно при 100 градусах Цельсия. Но поднимите давление еще на 1 атмосферу, и тогда жидкость начнет кипеть только при 120 градусах Цельсия. Это примерные цифры, но суть, я думаю, вы уловили. Причем вода в примере указана не просто так. Ранее на автомобилях системы охлаждения функционировали на обычной воде.
Поскольку вода кипит уже при 100 градусах, а в моторе температура выше, потребовалось поднять давление, тем самым повысив отметку температуры закипания.
В зависимости от мотора и авто, у всех машин свои показатели рабочей температуры. Загляните в руководство и техническую документацию таких автомобилей и двигателей:
- ВАЗ 2114;
- Дэу Ланос;
- Шевроле Лачетти;
- Шевроле Нива;
- УАЗ Патриот;
- Газель с ЗМЗ 406;
- ВАЗ 2106;
- ВАЗ 2107;
- Киа Спектра;
- Рено Дастер и пр.
Вы наглядно увидите, что температура действительно отличается.
Еще одним существенным недостатком старых систем, отвечающих за охлаждение ДВС, была недостаточная герметичность.
Современные ОЖ, применяемые на автомобилях, обычно закипают на отметках 130-140 градусов по шкале Цельсия. Если они еще и будут находиться внутри герметичного контура, тогда при условии создания высокого давления закипание произойдет только по мере достижения температуры до уровня 150 градусов. С этим связан тот факт, что современные моторы очень редко могут закипеть. Хотя это все равно актуальная проблема для многих старых автомобилей и их двигателей, продолжающих эксплуатироваться в нашей стране. Так что пока от этой проблемы избавиться не удалось.
Думаю, все теперь поняли, для чего нужно давление, и почему езда без давления фактически невозможная.
Перед тем как проверить и разобраться в том, какие причины приводят к понижению и повышению давления, следует разобраться в нормах этого самого давления.
Каким должно быть давление
Как и рабочая температура двигателя, давление внутри систем охлаждения для всех автомобилей и моторов разное. Нет общепринятого стандарта, на который бы все ориентировались.
Чем выше производительность у мотора и его мощность, тем больше должна быть температура закипания.
Отсюда и более высокое давление.
Но есть условное среднее значение. Оно составляет от 1,2 до 2 атмосфер. При этом достаточно редко отметка достигает 2 атмосфер. Кстати, поскольку мы говорим о давлении, связанном с жидкостью, применять такую единицу измерений как атмосферы не совсем корректно. На самом деле тут правильно использовать бары. Но поскольку 1 атм равняется 1 Бар, особых проблем с переводом единиц измерения не возникает. Просто знайте, что по отношению к жидкостям используются бары, а в случае с давлением воздуха актуально применять атмосферы. Вот и все.
На показатели давления внутри системы влияет множество факторов, включая используемую ОЖ, правильно разбавленный концентрат антифриза, герметичность ДВС, особенности его конструкции и пр.
Проблемы с внутренним давлением
Зная из руководства по эксплуатации, какое давление должно быть в норме при работе конкретно вашего мотора, может возникать все две основные проблемы.
Тут речь идет о том, почему нет давления в системе, то есть оно чрезмерно низкое, либо почему оно выше нормы, и как снизить его теперь.
Избыточное давление
Если давление окажется выше нормальных показателей, компоненты охлаждающей системы и самого ДВС могут выйти из строя. Есть случаи разрыва радиатора, срыва патрубков, деформации шлангов и пр.
Когда в процессе эксплуатации авто то и дело слетают те или иные патрубки, относящиеся к охлаждению, это указывает на чрезмерно высокое внутреннее давление. Причем причина всегда одна и та же. Это неисправный предохранительный клапан. Об этом мы уже говорили в теме о том, почему выбрасывает тосол из расширительного бачка. Настоятельно советую перечитать. Решается проблема предельно просто. Нужно снять старую пробку на бачке или радиаторе, и установить новую.
Эта крышка на самом деле клапан. Причем в современных авто он двойной, и отвечает одновременно за подсос воздуха и сброс избыточного давления.
Дефицит давления
Когда давление в системе падает, первым делом это можно идентифицировать по слабому нагреву воздуха, поступающего из печки машины.
Причин падения давления бывает несколько:
- Зависание клапанной крышки. Она зависла в открытом положении, то есть нарушена герметичность, происходит подсос воздуха. Если после прогрева мотора открутить крышку, услышите шипение выходящего воздуха. При его отсутствии клапан не работает;
- Подтекает антифриз. Не всегда удается найти источник проблемы. Потому можно провести простую проверку с помощью насоса, манометра и простейших инструментов. Насос подключается к бачку и начинается прокачка. Нужно добиться 1,4-1,6 бар. Теперь смотрите, откуда вытекает ОЖ;
- Дефицит ОЖ. Когда антифриза больше нужного, его будет выбрасывать через клапан при нагреве. Если жидкости мало, закипание происходит быстрее нормы, образуются воздушные пробки и в системе наблюдается малое давление. Тут нужно просто следить за уровнем антифриза.
В жизни автомобилиста случается всякое. Но статистика наглядно говорит о том, что большинство проблем с мотором имеет непосредственную связь с системой охлаждения и ОЖ. Нужно как минимум научиться правильно смешивать антифриз и постоянно поддерживать нужный уровень в бачке.
Всем удачи на дорогах!
Подписывайтесь, оставляйте отзывы, задавайте интересующие вас вопросы!
системное давление — это … Что такое системное давление?
Регулятор давления в системе — Клапан сброса давления, расположенный на распределителе топлива. В системе непрерывного впрыска он поддерживает постоянное давление топлива в системе. См. K jetronic… Словарь автомобильных терминов
Измерение давления — Конструкция манометра с трубкой Бурдона, элементы конструкции изготовлены из латуни. Для измерения давления и вакуума было разработано множество методов.Инструменты, используемые для измерения давления, называются манометрами или вакуумметрами. А…… Википедия
Обменник давления — Обменник давления передает энергию давления от потока текучей среды высокого давления к потоку текучей среды низкого давления. Многие промышленные процессы работают при повышенном давлении и имеют потоки отходов под высоким давлением. Один из способов обеспечения высокого давления…… Wikipedia
перепад давления — [1] Разница давлений между двумя точками в системе, обычно вызванная ограничительным устройством.В частности, разница в давлении при дозировании топлива. В системе электронного впрыска это разница между топливом…… Словарь автомобильных терминов
регулятор давления — подпружиненный мембранный предохранительный клапан, который регулирует давление топлива, подаваемого топливным насосом в топливные форсунки и возвращающего излишки в бак. См. Также регулятор давления в системе… Словарь автомобильных терминов
Методы коррекции давления — относятся к классу методов, используемых в вычислительной гидродинамике для решения уравнений Навье-Стокса, обычно для несжимаемых потоков.Общие свойства Уравнения, решаемые в этом подходе, возникают в результате неявного интегрирования по времени…… Wikipedia
Система физических величин — Николая А. Плотникова (СПК) классификация физических величин или физических операторов, которая позволяет выявить их зависимость от геометрии пространства-времени и фундаментальных физических констант в виде дифференциальных… … Википедия
Адсорбция при переменном давлении — (PSA) — это технология, используемая для отделения некоторых видов газа от смеси газов под давлением в соответствии с их молекулярными характеристиками и сродством к адсорбирующему материалу.Он работает при температурах, близких к температуре окружающей среды, и поэтому отличается от… Wikipedia
Напорные провода — (Электросети) Провода, идущие от различных точек электрической системы к центральной станции, где вольтметр показывает потенциал системы в этих точках. [Webster 1913 Suppl.]… Международный коллаборативный словарь английского языка
давление всасывания — Давление на стороне низкого давления холодильной системы… Словарь автомобильных терминов
давление, рабочее — Давление, при котором система работает… Словарь автомобильных терминов
системное давление — это … Что такое системное давление?
Регулятор давления в системе — Клапан сброса давления, расположенный на распределителе топлива. В системе непрерывного впрыска он поддерживает постоянное давление топлива в системе. См. K jetronic… Словарь автомобильных терминов
Измерение давления — Конструкция манометра с трубкой Бурдона, элементы конструкции изготовлены из латуни. Для измерения давления и вакуума было разработано множество методов.Инструменты, используемые для измерения давления, называются манометрами или вакуумметрами. А…… Википедия
Обменник давления — Обменник давления передает энергию давления от потока текучей среды высокого давления к потоку текучей среды низкого давления. Многие промышленные процессы работают при повышенном давлении и имеют потоки отходов под высоким давлением. Один из способов обеспечения высокого давления…… Wikipedia
перепад давления — [1] Разница давлений между двумя точками в системе, обычно вызванная ограничительным устройством.В частности, разница в давлении при дозировании топлива. В системе электронного впрыска это разница между топливом…… Словарь автомобильных терминов
регулятор давления — подпружиненный мембранный предохранительный клапан, который регулирует давление топлива, подаваемого топливным насосом в топливные форсунки и возвращающего излишки в бак. См. Также регулятор давления в системе… Словарь автомобильных терминов
Методы коррекции давления — относятся к классу методов, используемых в вычислительной гидродинамике для решения уравнений Навье-Стокса, обычно для несжимаемых потоков.Общие свойства Уравнения, решаемые в этом подходе, возникают в результате неявного интегрирования по времени…… Wikipedia
Система физических величин — Николая А. Плотникова (СПК) классификация физических величин или физических операторов, которая позволяет выявить их зависимость от геометрии пространства-времени и фундаментальных физических констант в виде дифференциальных… … Википедия
Адсорбция при переменном давлении — (PSA) — это технология, используемая для отделения некоторых видов газа от смеси газов под давлением в соответствии с их молекулярными характеристиками и сродством к адсорбирующему материалу.Он работает при температурах, близких к температуре окружающей среды, и поэтому отличается от… Wikipedia
Напорные провода — (Электросети) Провода, идущие от различных точек электрической системы к центральной станции, где вольтметр показывает потенциал системы в этих точках. [Webster 1913 Suppl.]… Международный коллаборативный словарь английского языка
давление всасывания — Давление на стороне низкого давления холодильной системы… Словарь автомобильных терминов
давление, рабочее — Давление, при котором система работает… Словарь автомобильных терминов
системное давление — это … Что такое системное давление?
Регулятор давления в системе — Клапан сброса давления, расположенный на распределителе топлива. В системе непрерывного впрыска он поддерживает постоянное давление топлива в системе. См. K jetronic… Словарь автомобильных терминов
Измерение давления — Конструкция манометра с трубкой Бурдона, элементы конструкции изготовлены из латуни. Для измерения давления и вакуума было разработано множество методов.Инструменты, используемые для измерения давления, называются манометрами или вакуумметрами. А…… Википедия
Обменник давления — Обменник давления передает энергию давления от потока текучей среды высокого давления к потоку текучей среды низкого давления. Многие промышленные процессы работают при повышенном давлении и имеют потоки отходов под высоким давлением. Один из способов обеспечения высокого давления…… Wikipedia
перепад давления — [1] Разница давлений между двумя точками в системе, обычно вызванная ограничительным устройством.В частности, разница в давлении при дозировании топлива. В системе электронного впрыска это разница между топливом…… Словарь автомобильных терминов
регулятор давления — подпружиненный мембранный предохранительный клапан, который регулирует давление топлива, подаваемого топливным насосом в топливные форсунки и возвращающего излишки в бак. См. Также регулятор давления в системе… Словарь автомобильных терминов
Методы коррекции давления — относятся к классу методов, используемых в вычислительной гидродинамике для решения уравнений Навье-Стокса, обычно для несжимаемых потоков.Общие свойства Уравнения, решаемые в этом подходе, возникают в результате неявного интегрирования по времени…… Wikipedia
Система физических величин — Николая А. Плотникова (СПК) классификация физических величин или физических операторов, которая позволяет выявить их зависимость от геометрии пространства-времени и фундаментальных физических констант в виде дифференциальных… … Википедия
Адсорбция при переменном давлении — (PSA) — это технология, используемая для отделения некоторых видов газа от смеси газов под давлением в соответствии с их молекулярными характеристиками и сродством к адсорбирующему материалу.Он работает при температурах, близких к температуре окружающей среды, и поэтому отличается от… Wikipedia
Напорные провода — (Электросети) Провода, идущие от различных точек электрической системы к центральной станции, где вольтметр показывает потенциал системы в этих точках. [Webster 1913 Suppl.]… Международный коллаборативный словарь английского языка
давление всасывания — Давление на стороне низкого давления холодильной системы… Словарь автомобильных терминов
давление, рабочее — Давление, при котором система работает… Словарь автомобильных терминов
системное давление — это … Что такое системное давление?
Регулятор давления в системе — Клапан сброса давления, расположенный на распределителе топлива. В системе непрерывного впрыска он поддерживает постоянное давление топлива в системе. См. K jetronic… Словарь автомобильных терминов
Измерение давления — Конструкция манометра с трубкой Бурдона, элементы конструкции изготовлены из латуни. Для измерения давления и вакуума было разработано множество методов.Инструменты, используемые для измерения давления, называются манометрами или вакуумметрами. А…… Википедия
Обменник давления — Обменник давления передает энергию давления от потока текучей среды высокого давления к потоку текучей среды низкого давления. Многие промышленные процессы работают при повышенном давлении и имеют потоки отходов под высоким давлением. Один из способов обеспечения высокого давления…… Wikipedia
перепад давления — [1] Разница давлений между двумя точками в системе, обычно вызванная ограничительным устройством.В частности, разница в давлении при дозировании топлива. В системе электронного впрыска это разница между топливом…… Словарь автомобильных терминов
регулятор давления — подпружиненный мембранный предохранительный клапан, который регулирует давление топлива, подаваемого топливным насосом в топливные форсунки и возвращающего излишки в бак. См. Также регулятор давления в системе… Словарь автомобильных терминов
Методы коррекции давления — относятся к классу методов, используемых в вычислительной гидродинамике для решения уравнений Навье-Стокса, обычно для несжимаемых потоков.Общие свойства Уравнения, решаемые в этом подходе, возникают в результате неявного интегрирования по времени…… Wikipedia
Система физических величин — Николая А. Плотникова (СПК) классификация физических величин или физических операторов, которая позволяет выявить их зависимость от геометрии пространства-времени и фундаментальных физических констант в виде дифференциальных… … Википедия
Адсорбция при переменном давлении — (PSA) — это технология, используемая для отделения некоторых видов газа от смеси газов под давлением в соответствии с их молекулярными характеристиками и сродством к адсорбирующему материалу.Он работает при температурах, близких к температуре окружающей среды, и поэтому отличается от… Wikipedia
Напорные провода — (Электросети) Провода, идущие от различных точек электрической системы к центральной станции, где вольтметр показывает потенциал системы в этих точках. [Webster 1913 Suppl.]… Международный коллаборативный словарь английского языка
давление всасывания — Давление на стороне низкого давления холодильной системы… Словарь автомобильных терминов
давление, рабочее — Давление, при котором система работает… Словарь автомобильных терминов