Как спустить воздух из старых батарей: Как спустить воздух из радиатора отопления
Как спустить воздух с чугунной батареи
Многим владельцам частных домов и квартир знакома ситуация, когда нижняя часть или вся батарея стоит холодная, притом что подводящая труба от стояка отопления горячая. Причиной такого перепада является воздушная пробка, препятствующая прохождению теплоносителя. В новых радиаторах для стравливания воздуха установлен кран Маевского, чего нельзя сказать о старых моделях. В связи с этим разберемся, как спустить воздух с чугунной батареи.
Слегка открутить заглушку
Первый вариант решения проблемы заключается в небольшом откручивании глухой пробки, которая расположена в верхней части батареи. Потребуется обзавестись рожковым (55 мм), разводным или газовым ключом.
Газовый ключВозможное направление резьбВнимание! В зависимости от завода изготовителя, на глухих пробках может присутствовать левая резьба. Это означает, что откручивать гайку придется по часовой стрелке. Со стороны подвода трубы будет правая резьба, там проходная гайка откручивается, как обычно – против часовой стрелки.
В общих чертах последовательность действий следующая:
- Подставить под батарею миску или подложить тряпку, чтобы вода не растекалась по полу.
- Счистить краску по кромке прилегания.
- Попытаться слегка открутить заглушку. Откручивать нужно лишь до тех пор, пока из образовавшейся щели не пойдет воздух. Дальше крутить нельзя, иначе существует большой риск полностью сорвать пробку и затопить помещение горячей водой из системы отопления.
Откручивание заглушки
- Закрутить заглушку обратно, когда вместо воздуха начнет вытекать вода. В некоторых случаях, перед закручиванием, в отверстие между пробкой и батареей потребуется намотать льна или фум-ленты, чтобы предотвратить протекание.
Описанный метод позволяет спустить воздух в чугунной батарее без лишних финансовых трат. Однако порой, осуществить его крайне трудно – ржавчина на старых радиаторах может быть настолько сильной, что выкрутить заглушку просто не получится. Также существует риск сорвать гайку с резьбы, и затопить помещение.
Просверлить отверстие
Этот вариант стравливания воздуха потребует дополнительных инструментов. Преимуществом станет гарантия успешного завершения мероприятия и отсутствие риска срыва резьбы. Суть метода заключается в следующем:
- Взять дрель или шуруповерт, а также сверло по металлу диаметром в 2-4 мм.
Сверло по металлу
- Подготовить саморез, который способен прорезать отверстие в металле (обиходное название «блошка») – диаметр должен быть на 1 мм больше сверла. Под шляпку самореза надеть резиновое кольцо (легко вырезать самостоятельно из остатков резины).
Саморез с резиновым уплотнителем
- Используя дрель со сверлом по металлу, высверлить в батарейной заглушке сквозное отверстие.
- Дождаться когда из образовавшегося отверстия выйдет воздух.
- После того как начнет капать вода, вкрутить подготовленный заранее саморез. Это позволит предотвратить дальнейшее вытекание теплоносителя. Для большей надежности, поверхность резинового кольца, прилегающую к пробке, можно промазать герметиком.
Второй способ, как спускать воздух с чугунных батарей отопления является действенным и надежным. Однако наиболее оптимальным выходом станет установка специального крана, который позволит спускать воздух в любой момент и без лишних усилий.
Установка крана Маевского
Чтобы решить проблему раз и навсегда, потребуется установить кран Маевского. Для этих целей необходимо приобрести футорку, которая устанавливается на место заглушки и имеет резьбу для вкручивания крана.
Футорка Кран МаевскогоСама процедура проходит следующим образом:
- Отрезать батарею от общей подачи теплоносителя с помощью установленных кранов. Если таковых нет, то потребуется выполнить слив теплоносителя из системы – в частных домах это реализуется достаточно просто, а вот в квартирах придется обращаться в соответствующую организацию для согласования подобных мероприятий.
- Открутить заглушку, как описано в первом разделе статьи.
- Очистить резьбу от загрязнений, убедиться в ее целостности. Если бороздки «слизались» — выполнить нареку резьбы с помощью метчика.
- В качестве уплотнителя, намотать на резьбу небольшое количество льна или фум-ленты.
Намотка льна на футорку
- Вкрутить футорку, затем установить кран Маевского на чугунную батарею.
Установленный кран Маевского
- Наполнить систему водой и убедиться в отсутствии подтеканий.
Видео по установке крана Маевского:
Пользоваться краном для спуска воздуха очень просто, достаточно снять защитный колпачок и с помощью отвертки откручивать вентиль, пока не появится характерный свист. Если с выходного отверстия сразу льется вода, значит, радиатор полностью заполнен теплоносителем. Существует несколько причин, по которым батарея остается холодной, после спуска воздуха.
Действуя в соответствии с представленными рекомендациями, получиться спустить воздух с чугунной батареи. Откручивание пробки подойдут в том случае, если радиатор сравнительно новый и соединения еще не успели «прикипеть» друг к другу. Просверливание небольшого отверстия применимо даже для старых батарей, разборка которых не представляется возможной.
Загрузка…
Поделиться:
Похожие записи:
Владельцы квартир многоквартирных домов и все, у кого есть центральное отопление, не редко сталкивались с проблемой воздушных пробок в отопительных системах. Это выражается в появлении различных шумов, плохом нагреве батарей и коррозии металлических частей.
Характерно, что даже из идеально спроектированной и выполненной системы центрального отопления периодически нужно стравливать воздух. Его появление внутри возможно не только из-за возможной плохой герметичности системы, а и по другим причинам.
Причины попадания воздуха
Рассмотрим причины, по которым возникают воздушные пробки:
- В случае выполнения ремонта отопления.
- В квартирах довольно нелегко развоздушить трубы сразу заполнив их водой.
- Данная проблема часто встречается у теплых полов, в случаях, когда их линии выполнены, не совсем горизонтально.
- Появление газа в воде всегда связано с повышением ее температуры. В системах автономного отопления через время воздуха не остается, однако, если теплоноситель постоянно обновлять, проблема будет появляться снова и снова.
Определение проблемы
Для выявления воздушных пробок в отоплении нужно:
- попробовать на ощупь батареи, и в случае, когда часть поверхности будет холодной или еле теплой, это будет означать воздух есть в системе;
- в случае, если температура в помещении снизилась безо всяких на то причин;
- если в радиаторе слышно бульканье.
Проверить нуждается ли система в стравливании очень просто, постучав предметом из металла по верхней части батареи, после чего, то же самое, проделать в ее нижней части. В месте возникновения пробки звук будет более звонким.
Последствия завоздушенности отопления
Если вовремя не спустить пробку, длительный контакт с кислородом негативно повлияет на металл, и он может покрыться окалиной, и начаться разрушение. Помимо этого, завоздушенность системы влияет на циркуляцию воды, в результате чего перегреваются некоторые места и слабо нагреваются иные.
Существуют различные способы по стравливанию газа, и приоритет тому или другому следует отдавать в зависимости от выбора теплоносителя. А также, от способа циркуляции воды в системе: естественно или принудительно.
В результате чего используется воздушный клапан, позволяющий спустить воздушную пробку из радиатора или кран Маевского.
Как можно спустить воздух
Системы с принудительной циркуляцией используют вверху небольшой воздухосборник для стравливания. Однако, стравить можно только, если подающая труба будет под углом в направлении движения теплоносителя.
В таком случае, воздушные пробки, которые поднимаются вместе с ним, выйдут через ряд специальных вентилей.
На сегодняшний день применение ручных и автоматических способов чаще используется для спуска воздуха и поступления воды в систему. Ручные приборы (краны Маевского) выделяются компактными размерами
[advice]Следует учесть: стравливать можно только после того, как полностью остынет теплоноситель.[/advice]
Особенности автоматических отводчиков воздуха
Для того чтобы провести стравливание воздуха в системах отопления закрытого типа, таких как теплый пол в доме, не нужно участие человека.
Высокая производительность не снижает сильную чувствительность к примесям в теплоносителе, поэтому их монтаж производится вместе с фильтрами. Фильтры устанавливают как на подающей линии, так и на обратке. Для того чтобы наиболее эффективно удалить воздух, их конструкция имеет ступени, благодаря чему позволяет убрать кислород из каждой группы приборов.
Если трубы были смонтированы в частном доме слегка под углом по ходу движения воды – спускной механизм позволяет развоздушить отопление с большим расходом теплоносителя, и увеличивает давление.
Удаление воздуха через спускник в алюминиевых, биметаллических и чугунных батареях
Преимуществами алюминиевых батарей являются доступная цена и прекрасная теплопроводность. Но алюминий не совсем удачный материал для отопления, благодаря его способности вступать в реакцию и выделять водород.
Когда такая батарея завоздушена, решить проблему сброса воздушного излишка поможет кран Маевского. Для того чтобы выгнать водород изнутри, такие батареи покрывают специальной пленкой, однако этого хватает только на некоторое время, а далее удаление газа не происходит.
Биметаллические радиаторы являются еще одним отличным изобретением. Там, где внутренние части касаются воды, используется другой металл, а ребра сделаны из алюминия. В случаях, когда на радиаторе установлен термостат, открывая его вы, сможете прокачать систему и спускать кислород. Развоздушивание таких радиаторов аналогично с другими разновидностями.
Подробности использования термостатов в радиаторах отопления рассмотрены в данной статье: https://teplo.guru/elementy/regulyator/termoregulyatory-dlya-radiatorov.html
Чугунные батареи также развоздушиваются через кран Маевского или автоматический воздухоотводчик, благодаря чему можно убрать в трубах пробки.
Использование крана Маевского
Прибор пользуется большой популярностью благодаря своей простоте. Если система воздушит, он помогает продуть в отопительной трубе воздушные излишки. Кран Маевского представляет собой компактный удобный воздухоотводчик, который монтируется сбоку батареи. Когда трубы завоздушены, следует взять отвертку и небольшую ёмкость, поскольку кроме выпуска воздуха будет вытекать немного воды.
[warning]Важно знать: воздух сокращает срок работы водяного насоса![/warning]
Отверткой нужно открутить кран и подставить емкость. Далее, если причина завоздушивания имела место быть, вы услышите шипение, после которого воздух начнет выходить с каплями воды через воздушники. Полностью спущенным воздух будет тогда, когда через сбросник потечет маленькая струйка воды. Это увеличит срок службы котла. Пока система продавливает стравливатель газов, могут возникать капли воды.
Кран Маевского также используется для удаления воздушной пробки в полотенцесушителях. Подробнее о замене данного устройства здесь: https://teplo.guru/radiatory/polotencesushitel/zamena-polotentsesushitelya-v-vannoi.html
Использование автоматического воздухоотводчика
Для простоты стравливания можно устанавливать данный прибор, особенно на биметаллические батареи. Он имеет поплавок, плотно закрывающий отверстие сброса при наличии в системе воды. При попадании воздуха, поплавок опускается и выпускает его наружу.
Правда, для того чтобы устройства правильно работали, рекомендовано использование только очень чистой воды, которой в системах отопления практически не встретишь. Поэтому нужно ставить фильтры.
Перед этим нужно в частном доме промыть систему отопления, на что уходит немало времени. Однако, даже это не сможет гарантировать вам правильную работу механизма, поскольку иногда его нужно будет чистить.
[advice]Обратите внимание: бывают случаи, когда для продавления воздуха батарею нужно немного встряхнуть. В системе отопления в частном доме можно внизу батареи установить обычный кран с запиткой в водопроводе. Если нужно выпустить воздух, открывают кран и пускают воду. Это позволяет прогнать ее по системе, и выталкивает воздух через систему воздухоотводчиков.[/advice]
Если места установки отопления имеют неправильный уклон, можно поставить дополнительные воздухоотводчики.
В системе водоснабжения так же возможно появление воздуха, что негативно сказывается на её работе: разрушаются трубы и переходники, воздух в трубах может спровоцировать гидроудар, появляются трещины и труба лопается. Избавиться от воздуха в системе водоснабжения помогают шаровые клапаны, вентили, автоматические воздухоотводчики, клапаны Маевского.
Статья, посвящённая принципу работы крана Маевского, находится здесь: https://teplo.guru/elementy/ustroistva/kran-maevskogo.html
Смотрите видео, в котором специалист рассказывает как определить завоздушеность системы и как можно спустить воздух с батарей:
Содержание:
В процессе эксплуатации отопительной системы нередко возникает необходимость стравливания лишнего воздуха, находящегося внутри контура. Кроме того, чтобы избежать связанных с наличием воздуха в трубопроводе проблем, нужно еще и принимать меры, направленные на предотвращение попадания воздуха в систему в дальнейшем. О том, как спустить воздух из батареи и не позволить ему снова попасть туда, и пойдет речь в этой статье.
Вред воздуха в системе отопления
В первую очередь необходимо разобраться, какую опасность для отопительной системы представляет попавший в нее воздух. А проблема-то довольно проста – воздушные пробки в системе отопления полностью парализовать работу отопительной системы на всей ее протяженности или на отдельном участке.
Все дело в небольшом перепаде давления на входе и выходе из системы – эта величина обычно не превышает 0,2 кгс/см. Такого напора не хватает для того, чтобы нивелировать разницу в уровне плотности воды и воздуха. Из-за этого верхняя часть стояка полностью заполняется воздухом, и теплоноситель просто не может циркулировать. В результате квартиры остаются без отопления, а при наступлении холодов участок системы полностью замерзает.
На описанных выше явлениях проблемы не заканчиваются. В многоэтажных домах, построенных еще в советские времена, до сих пор используются трубы из обычной стали. Влажность в отопительной системе высока, а черная сталь в таких условиях при контакте с воздухом начинает разрушаться в многократном ускоренном темпе. Итог предсказуем – в какой-то момент система приходит в совершенно неработоспособное состояние. Чтобы этого не возникало, придется разбираться, как спустить воздух с системы отопления.
Причины появления воздуха в батареях
На первый взгляд может показаться, что воздуху в батареях просто неоткуда взяться, ведь система отопления круглый год находится в заполненном состоянии. Номинально так оно и есть, о чем говорят все существующие нормативы – но на практике поддерживать герметичность системы все время попросту невозможно, и со временем это провоцирует удаление воздушной пробки воздуха в системе отопления.
Воздух появляется в батареях из-за следующих факторов:
- Сезонные ремонтные и профилактические работы. Хотя бы раз в год отопительную систему приходится проверять и, при необходимости, ремонтировать. По инструкции нужно заполнять контур после замены каждого элемента конструкции – но воды на это уйдет слишком много, поэтому жилищно-коммунальные службы не идут на такие затраты.
- Замена отопительных приборов. Еще одна причина появления воздуха в радиаторах – их замена или перенос жильцами квартир. Разумеется, каждый сброс стояка может стать причиной его завоздушивания.
- Физические процессы. Когда все вентили закрыты, а трубопровод охлаждается, то объем находящегося в нем теплоносителя уменьшается. Если в такой ситуации открыть хотя бы один вентиль – батареи окажутся завоздушены, и придется думать, как стравить воздух из батареи.
- Повреждения элементов системы. Самым слабым звеном в отопительных системах многоквартирных домов являются чугунные радиаторы, которые при отключении отопления начинают течь из-за теплового расширения. В какой-то момент приходится решать серьезную проблему – менять все батареи в подъезде или же попросту сбросить систему до наступления отопительного сезона.
Способы стравливания воздуха
Для спуска воздуха из отопительной системы используется несколько способов, выбирать из которых нужно в зависимости от двух факторов:
- Конфигурация отопления. Поскольку в системах нижнего и верхнего розлива имеются отличия, то и воздух из них стравливается по-разному.
- Отношение к отопительной системе. Жильцы квартир спускают воздух из батарей совсем не так, как это делают профессиональные слесари – слишком разные задачи, требующие разных решений.
Перед тем, как убрать воздух из системы отопления, нужно рассмотреть все способы подробнее.
Нижний розлив с пользовательским доступом
Отличительной особенностью нижнего розлива является попарное подключение стояков отопления. Розливы подачи и обратки при такой схеме располагаются в подвале здания, а между ними стояками располагаются вентили. За вентилями устанавливаются или заглушки, или краны, позволяющие сливать воду при необходимости.
Имеющийся в стояках системы воздух при нижнем розливе выдавливается в верхние участки попарно соединенных стояков. На верхнем этаже (как правило, в квартирах, но иногда и в чердачном помещении) между стояками имеется перемычка, возле которой устанавливается кран Маевского, позволяющий стравливать воздух из системы.
Знать о том, как выгнать воздушную пробку из системы отопления, нужно в первую очередь жильцам квартир на верхних этажах:
- Кран поворачивается на 180 градусов, и из него с шипением начнет выходить воздух;
- Когда из радиатора станет течь вода, кран необходимо закрыть.
При проживании на любом другом этаже достаточно будет попросить соседей сверху стравить воздух в свободное время. В том случае, если по какой-то причине договориться с соседями не получается, нужно будет подать соответствующую заявку в местную жилищную организацию. Главное при этом – добиться того, чтобы заявка была принята по всем правилам, и тогда при возникновении проблем с отоплением можно будет в дальнейшем потребовать перерасчета.
Нижний розлив с администраторским доступом — удаление воздушной пробки
Одно дело, если проблему можно решить только из собственной квартиры или при помощи обращения к специалистам. Другое дело – если роль специалиста можно сыграть самостоятельно, например, получив доступ в подвал.
Решение проблемы в этом случае осуществляется следующим образом:
- Перед тем, как удалить воздух из системы отопления, ее необходимо перепустить, для чего первым делом закрывается отопительная задвижка и открывается находящийся под ней канализационный сброс;
- После выполнения предыдущих действий системе нужно дать около 5-10 минут на выход воздуха;
- Если желаемый эффект не был достигнут, систему нужно перепустить в обратную сторону;
- После стравливания воздуха нужно закрыть сброс и вернуть все задвижки в исходное положение, чтобы отопительный контур продолжил функционирование в штатном режиме.
Отдельные стояки, с которыми возникли проблемы, тоже вполне можно перепустить с подвального уровня. Для этого достаточно перекрыть вентиль одного из соединенных стояков и открыть сброс. Вероятность удачного стравливания воздуха в таком случае достаточно высока, а если один из стояков используется в качестве холостого, то работа обязательно увенчается успехом.
Даже в том случае, если вместо сбросов на стояках установлены заглушки, найдется пара способов того, как избавиться от воздушной пробки в системе отопления:
- Первый вариант – перекрыть оба стояка, сбросить их, а потом поменять одну из заглушек на шаровый кран с резьбой типа «папа-мама». Конечно, для такого варианта потребуется сам кран – но его стоимость невелика, и такие затраты уж точно стоят того, чтобы отопительная система могла продолжать работу.
- Для второго варианта нужно закрыть расположенные на стояках вентили, а потом выкрутить одну заглушку. Стояк переводится в режим сброса, останавливается, и потом предыдущие операции повторяются в обратном порядке. Таким способом стравливания воздуха можно пользоваться только при температуре теплоносителя ниже 45 градусов – в противном случае человек, выполняющий эту работу, может серьезно обжечься.
Верхний розлив с администраторским доступом
Если в здании используется верхний розлив, то это значит следующее: точка подачи теплоносителя находится на чердаке, а обратный контур располагается в подвальном помещении. При такой конфигурации стояки подключаются снизу и сверху, при этом имея одинаковую функциональную нагрузку, поэтому в пределах одного этажа система поддерживает равную температуру.
Когда контур запущен, воздух из радиаторов перемещается по стоякам в подающую линию, а после этого попадает в находящийся в верхней точке системы расширительный бак. Перед тем, как стравить воздух из радиатора отопления, нужно будет сначала открыть домовые задвижки, потом выйти на чердак и открыть встроенный в бак кран. Через какое-то время воздух попросту выдавится из системы, и теплоноситель сможет спокойно циркулировать дальше. Читайте также: «Как спустить воздух из радиатора отопления правильно – теория и практика».
Поводя краткие итоги, можно сказать следующее – при отсутствии опыта и понимания того, как работает отопительная система в многоквартирном доме, лучше не думать о том, как стравить воздух из радиатора самостоятельно. Например, при верхнем розливе существует немалый риск заливания расположенных на верхних этажах квартир, поэтому такую работу лучше передоверить специалистам из жилищной компании.
Как спустить воздух из батарей в частном доме
В частных домах тоже может возникнуть ситуация, при которой в отопительной системе появится воздух. Важно скорее не то, как система отопления в частном доме завоздушена, а то, как избавляться от ненужного воздуха. Универсального решения этой проблемы нет – отопление частного дома обычно проектируется в индивидуальном порядке, поэтому собранная конструкция имеет массу собственных нюансов.
Впрочем, во всех типах отопительных систем имеются схожие особенности, которые нужно изучить перед тем, как спустить воздух из батареи:
- Если отопление имеет принудительную циркуляцию, то возле насоса всегда устанавливаются специальные воздухоотводящие элементы (как правило, они располагаются или перед насосом, или непосредственно в котле). Воздух в системе при наличии таких элементов чаще всего оказывается из-за их засорения.
- Клапаны для отвода воздуха могут устанавливаться и непосредственно на батареи, но только в том случае, если они располагаются выше точки розлива. Если же розлив находится где-то на верхнем уровне, то воздушный клапан нужно искать в самой верхней его точке.
- На всех вертикальных изгибах розлива имеются собственные воздушники. При их отсутствии для стравливания воздуха придется воспользоваться одним из описанных выше способов.
Перед тем, как выпустить воздух из батареи, нужно убедиться в том, что система отопления запущена правильно – иногда причиной ее остановки оказывается перекрытый на одном из участков вентиль.
Техника безопасности и профилактические работы
Чтобы избежать травм и других проблем, нужно при стравливании воздуха соблюдать ряд правил:
- Стержень из воздушного клапана выкручивать нельзя – напор разогретого теплоносителя не даст закрутить его обратно;
- Корпус крана тоже нельзя выворачивать – сорвать резьбу очень просто, а ликвидировать последствия затопления квартиры сложно;
- Радиаторные пробки нельзя откручивать даже частично – обратно их потом не вернуть, а выливающийся из радиаторов кипяток принесет массу негативных эмоций (прочитайте также: «Какие радиаторные пробки лучше использовать при монтаже радиаторов отопления»).
При проживании на верхнем этаже или в собственном доме можно принять защитные меры, которые позволяет в дальнейшем не думать, как спускать воздух из алюминиевого радиатора:
- В автономной отопительной системе достаточно будет установить радиаторы, используя нижнее подключение, чтобы попавший в отопительный прибор воздух не влиял на его работоспособность;
- В верхней точке стояка или автономного отопления можно установить автоматические воздушные клапаны, которые самостоятельно выпустят весь воздух из батарей.
Заключение
Данная статья подробно отвечает на вопрос о том, как правильно стравить воздух из системы отопления. Эта задача имеет ряд нюансов и трудностей, поэтому при отсутствии уверенности в собственных силах лучше всего поручить ее профильным специалистам или местному жилищному управлению.
В процессе запуска отопительной системы, избежать завоздушивания весьма затруднительно. Речь идет как о включении, осуществляемом специалистами, так и домовладельцами.
Воздушная пробка является распространенной проблемой, поэтому спустя сутки после включения отопления, специалисты приступают к спуску воздуха из радиатора отопления. Так как правильно спустить воздух из радиатора отопления самостоятельно, не привлекая посторонних?
Современные отопительные системы нуждаются в регулярном осмотре специалистами, вне зависимости от частоты их использования. Воздушные пробки внутри систем отопления не являются редкостью, однако негативно отражаются на работоспособности самой системы. В случае игнорирования проблемы, это приведет к созданию аварийной ситуации.
Во избежание подобного следует знать способы, как правильно спустить воздух из радиатора отопления. Только таким образом можно повысить качество отопления, устранить посторонние звуки в батареях, которые сопровождают перемещение воздушных масс.
Чем опасны воздушные массы в радиаторе отопления
Свидетельствовать о попадании воздушных пузырьков внутрь отопительной системы могут характерные булькающие звуки, которые будут доноситься из батареи, да и сама поверхность радиатора нагреваться практически не будет.
Опасность будет заключаться в том, что кислород ускоряет коррозию, что негативно отражается на целостности всей системы. Причины его попадания могут быть разными, однако зачастую речь идет о существенных нарушениях осуществления монтажных работ самой системы, использование некачественного теплоносителя.
Причины появления воздуха в системе отопления
Все без исключения жители нашей страны знакомы с термином «воздушная пробка» не понаслышке. Такие явления крайне распространены весной, сразу после того, как был осуществлен запуск котельных, который сопровождается подачей теплоносителя в квартиры.
Зачастую жители верхних квартир наблюдают ситуацию, когда верхняя часть батареи остается холодной, в то время как ее нижняя часть практически не нагревается. Дело в скоплении воздуха в радиаторах отопления. Причин может быть несколько:
- Самостоятельное подключение системы теплового водяного пола, который не допускается в квартирах старого образца. В нем трубы будут находиться на разной высоте.
- Воздухозаборные системы также могут выйти из строя.
- Стыки труб были загерметизированы неправильно, после чего образовалась утечка теплоносителя. Такие течи заметить сложно, а горячая вода может и вовсе испаряться. Неплотные швы являются частой причиной попадания внутрь системы воздушных пузырьков.
- Наполнение системы было осуществлено с нарушениями. Заполнение осуществляется медленно, так как трубы некоторое время стояли пустыми. Таким образом, одновременно осуществляется и спуск воздуха из системы.
- Воздушные пробки могут образовываться и вследствие выделения пузырьков из нагретого теплоносителя. Они будут стремиться попасть в верхнюю часть системы – на верхние этажи многоквартирных домов.
- При недостаточном давлении внутри системы. Низкое давление приведет к образованию пустот, которые будут заполняться воздухом.
- Несоблюдение направления и величины уклона используемых при закладке магистрали трубопроводов.
- Любые разборки или сборки системы будут сопровождаться завоздушиванием.
Инструменты для спуска воздуха из радиатора
Перед началом необходимых манипуляций, следует позаботиться о том, чтобы все необходимые приспособления были под рукой. Времени на то, чтобы искать необходимое в процессе уже не будет.
Необходимые предметы | Способ использования |
Ненужные тряпки | С их помощью следует застелить пол вокруг батареи. Если что-то пойдет не так, это поможет сохранить в целостности не только собственное имущество, но и соседское. |
Ведро, таз или любая другая емкость | В тару будет сливаться лишняя вода. |
Ключ радиаторный | Можно приобрести в любом строительном магазине. Размер должен соответствовать установленной батареи. Домашний набор инструментов может заменить ключ – гаечным, нужного диаметра. Для спуска воздушных масс подойдет отвертка. |
Для проверки батареи, достаточно слегка постучать по ее поверхности молотком. Если звук будет слишком звонким – там находится воздух.
Как спустить воздух из радиатора отопления
Диагностика неполадки
Спуск воздуха будет осуществляться с верхней части батареи, где и находится холодный воздух. После запуска системы, батарея в помещении будет полностью или частично холодной. Нижняя часть батареи может хорошо нагреваться. Однако проблема может крыться и не в завоздушенности, поэтому выявление причины неполадки является главным критерием к последующему решению проблемы.
Радиатор отопления может сильно нагреться, поэтому при спуске воздуха необходимо быть крайне острожными. Не лишним будет использовать специальную защиту на лицо и руки. Ситуации могут быть следующими:
- При минимальном прогреве батарей, расположенных на верхних этажах дома, и максимальном прогреве батарей на нижних этажах будет свидетельствовать о недостаточном давлении внутри системы. Горячая вода просто не в состоянии попадать на верхние этажи.
- Если помимо общей проблемы под батареями происходит регулярное образование луж, то имеет место небольшая утечка. Отопление выключается, гайки все подтягиваются (на выпускном клапане батареи в первую очередь). Однако проблема может быть и не решена, ведь гайка может прогнить. Такой элемент подлежит замене.
- О более серьезной проблеме будут свидетельствовать сильно горячие или очень холодные батареи. Неполадка будет крыться в бойлере или нагревателе, внутри которого мог годами скапливаться осадок (ил), который необходимо полностью удалить.
Ключ для радиатора
Для открытия воздушного клапана понадобится специальное приспособление – радиаторный ключ.
![Ключ для радиатора Ключ для радиатора](/800/600/https/5domov.ru/wp-content/uploads/2018/12/58189126_w640_h640_889-e1543659436917.jpg)
Радиаторный ключ
В верхней части будет расположен небольшой клапан, который необходимо найти (нащупать). На его поверхности будет находиться небольшая квадратная деталь, при повороте которой можно регулировать работу клапана. По сути, такой инструмент будет стоить недорого, а вот для открытия и закрытия клапанов он попросту незаменим. Приобрести его можно в любом строительном магазине. Размер ключа должен быть подобран верно.
![Ключ для радиатора Ключ для радиатора](/800/600/https/5domov.ru/wp-content/uploads/2018/12/radiatornye-klyuchi-vidy-i-osobennosti-izgotovleniya-1.jpg)
Работа с ключом радиатора
Для поворота может подойти ключ и из сантехнического набора. Более современные модели батарей будут оснащены переходниками, которые позволят осуществить прокрутку элемента и при помощи отвертки. В большинстве случаев использоваться будет кран Маевского игольчатого типа. Для поворота клапана необходимо поместить ключ в специальную резьбу, после его осуществить медленный поворот против часов стрелки.
Перед тем, как приступить к спуску воздуха из системы, следует проверить все инструменты (гаечный ключ и отвертка также понадобятся). Подобные манипуляции следует проделать с каждой батареей, расположенной в доме.
Отключение системы отопления
Перед спуском воздушных пузырьков следует отключить систему отопления. Для частных домов проблемой это не станет, однако для жителей квартиры все обстоит несколько иначе. В этом случае придется ждать наступления весны, когда отопление отключат коммунальные службы города.
При открытии вентиля в процессе осуществления нагрева радиаторов отопления, система завоздушится еще больше. Все содержимое радиатора должно осесть перед тем, как систему будут развоздушивать. После того, как система остынет можно приступать к последующим шагам.
Открытие клапанов на батарее
Выпускной и впускной клапаны должны быть одновременно открыты (положение – открыто).
![Открытие клапанов на батарее Открытие клапанов на батарее](/800/600/https/5domov.ru/wp-content/uploads/2018/12/kak_pravilno_perekryt_batareyu_295E1400.jpg)
На фото — положение обоих клапанов «открыто».
После вставляется заранее подготовленный ключ, который располагается в верхней части радиатора отопления. Поворачивать следует медленно и против часовой стрелки для того, чтобы клапан открыть.
После появится характерный шипящий звук, который будет свидетельствовать о том, что все делается правильно, и воздух покидает систему. При открытии воздушного клапана выходить будут холодные воздушные массы, которые не позволяют осуществлять набор жидкостей через трубы, которые присоединены к общей системе.
Слив воды с батареи
В тот момент, когда воздушные массы будут покидать радиатор отопления, начнет сочиться (капать) вода. Во избежание неловкостей, следует воспользоваться полотенцем или тряпочкой для того, чтобы удалить капли с поверхности. Тарелка или миска также могут пригодиться.
Рекомендуется поднести емкость к крану до того, как вы начнете открывать его.
Ожидание, пока вода стечет
Спустя какое-то время вода капать полностью перестанет. После того, как из клапана будет идти устойчивый поток жидкости (без воздуха), можно прекращать манипуляции, так как воздух из системы полностью удален (на этом участке).
Воздушный клапан вновь затягивается (по часовой стрелке). Протечек быть не должно. Любая жидкость удаляется при помощи тряпки, в том числе и лужица около батареи.
Повторные манипуляции
Подобные манипуляции следует повторить со всеми батареями в доме. После того, как из одной батареи полностью удален весь воздух, следует проверить и остальные, так как проблема не будет возникать лишь на одном участке.
Для того, чтобы система работала на полную мощность и без сбоев, система развоздушивается один раз в течение года, с наступлением отопительного сезона или с приходом первых холодов. В этот промежуток времени рекомендуется осуществить все необходимые модификации и ремонтные работы, связанные с отопительной системой.
Спуск воздуха из радиатора отопления при наличии бойлера
Если к отопительной системе подключен бойлер, то следует проверить показатель давления внутри системы. После удаления лишнего воздуха из системы, произойдет существенное уменьшение общего показателя давления.
Если этот показатель достигнет критической точки, то некоторые батареи могут остаться без теплоносителя (верхние этажи). В этом случае понадобится добавить проточной воды в систему для восстановления показателя давления.
Если установлена автоматизированная система, которая отвечает за добор теплоносителя, то показатель давления составит порядка 0,8-1 Бар. Постороннего вмешательства не потребуется. Если подобное устройство установлено не было, то теплоноситель добавляется вручную до того момента, пока показатель давления не достигнет отметки в 0,8-1 Бар. Для небольшого частного дома этого показателя более чем достаточно.
Чем выше давление, тем на большую высоту будет доставлен теплоноситель. От этого будет зависеть и мощность самой системы и бойлера в частности.
Как спустить воздух из радиатора отопления с краном Маевского
Такое устройство можно обнаружить на верхней части батареи, которая используется практически в каждом современном доме. Для открытия крана никаких дорогостоящих инструментов не потребуется. Предварительно перекрывать весь стояк необходимости нет, как и ждать, пока теплоноситель полностью остынет.
Подобные манипуляции являются пустой тратой времени, и эффективность последующих действий будет снижена, так как показатель давления внутри системы существенно снизится.
Примерный порядок действий: |
1. Под выбранную батарею следует подставить таз или любую другую емкость. |
2. На воздухоотводчике следует поместить несколько тряпок. После того, как жидкость впитается, начнет стекать плавно. |
3. При помощи ключа аккуратно и медленно открутить кран, придерживаясь за пластиковую рукоять. Шипение или посвистывание будет свидетельствовать о выходе воздушных масс. |
4. Струя воды должна начать течь равномерно. Таким образом будет пробита пробка из воздуха. Потребуется для этого не более 10 мин. Специалисты будут сливать до двух ведер теплоносителя. |
5. Плотно закрыть используемый клапан. |
Подробнее о процессе спуска воздуха таким способом можете посмотреть в видео:
Спуск воздуха при наличии автоматического воздухоотводчика
Такой тип устройств будет функционировать полностью в автоматическом режиме. Монтаж может осуществляться как на вертикальную, так и на горизонтальную поверхность. В этом случае за вывод воздушных масс из системы будет отвечать это небольшое устройство. В нем имеется специальный поплавок, он герметично прикрывает кран при условии, что теплоносителя в системе достаточно. При скоплении воздуха поплавок опустится, и отверстие для его вывода приоткроется.
![Спуск воздуха при наличии автоматического воздухоотводчика Спуск воздуха при наличии автоматического воздухоотводчика](/800/600/https/5domov.ru/wp-content/uploads/2018/12/vozduhootvodchik-uglovoj-2.jpg)
Автоматический воздухоотводчик
Однако недостатков такой прибор не лишен. На него оказывает большое влияние качество теплоносителя. В этом случае уплотнительное кольцо и фильтры для воды должны меняться регулярно. Клапана нуждаются в регулярной очистке. В противном случае вода будет сочиться из батареи. При должном уходе, постороннего вмешательства не потребуется.
Как спустить воздух в старых батареях с заглушками
При использовании батарей старого образца, можно обнаружить специфические заглушки, которые могли быть и не поменяны на более современные краны Маевского.
В этом случае манипуляции следует проводить крайне осторожно, так как они могут быть зафиксированы не только краской, но и слоем пакли. В первую очередь перекрывается отопление.
![Как спустить воздух в старых батареях с заглушками Как спустить воздух в старых батареях с заглушками](/800/600/https/5domov.ru/wp-content/uploads/2018/12/Kak-spustit-vozduh-iz-radiatora-otopleniya_0000.jpg)
Пробка чугунного радиатора
Понадобится газовый или разводной ключ.
Порядок действий: |
1. Ветошь укладывается на поверхность пола. |
2. Ведро помещается под кран. |
3. Заглушка медленно откручивается при помощи ключа. Если ничего не получается, следует использовать специальную смазку или обычный растворитель. |
4. После удаления воздушных масс и некоторого количества теплоносителя, заглушка обматывается лентой или леном, после чего закручивается. Таким образом можно избежать протечек в будущем. |
Необходимость в установке автоматических воздухоотводчиков
Для того, чтобы удалить воздушные массы из системы отопления закрытого типа, можно использовать автоматические устройства, которые не требуют участия кого-либо. Показатель производительности находиться у него на высоком уровне, однако прибор крайне чувствителен к посторонним примесям.
![Необходимость в установке автоматических воздухоотводчиков Необходимость в установке автоматических воздухоотводчиков](/800/600/https/5domov.ru/wp-content/uploads/2018/12/Kak-spustit-vozduh-iz-radiatora-otopleniya_19-e1543662987585.jpg)
Автоматический воздухоотводчик
Без специальных фильтров здесь не обойтись. Ставить их следует как на обратке, так и на подающей линии. Автоматические отводчики воздушных масс оснащены некоторыми ступенями очистки, которые позволят удалять воздушные массы из приборов любой категории, группы или размера.
Профилактика
Как правильно спустить воздух из радиаторов отопления должен знать каждый. Однако подобного можно и вовсе избежать, или минимизировать возникновение подобных ситуаций. В этом поможет воздухоотводчик нового поколения. Такие устройства могут быть как поплавковыми, они же автоматические и ручными, какие используются при наличии крана Маевского.
Монтаж может осуществляться в любом месте, где есть риск возникновения воздушной пробки. Автоматические приспособления могут быть как прямыми, так и угловыми. Для решения поставленной задачи рекомендуется установить подобные элементы на каждой батарее.
Как спустить воздух из радиатора отопления: пошаговая инструкция с фото и видео
5 (100%) 1 vote
Зачастую в первые дни после начала функционирования отопительной системы обнаруживается, что некоторые батареи работают не в полную силу. Причиной этого может быть завоздушенность элементов. Решение данной проблемы в многоквартирных домах – задача работников ЖЭКов. Но далеко не всегда они ее выполняют добросовестно. А в частных домовладениях устранение неполадок полностью ложится на плечи хозяев. Рассмотрим, как спустить воздух из батареи самостоятельно.
Причины появления воздушных пробок
Прежде чем выяснить, как спустить воздух из системы отопления, разберемся, почему он там скапливается. Основные причины:
- проведение ремонтных работ – во время разбора/сбора элементов в них неизбежно попадает воздух;
- неправильный запуск системы отопления в многоквартирном доме – по нормативам трубы должны заполняться водой медленно с одновременным стравливанием лишнего воздуха;
- неплотное прилегание частей системы или плохая герметизация стыков – теплоноситель незаметно вытекает и испаряется, а извне втягивается воздух;
- пониженное давление в трубопроводе, приводящее к образованию пустот и их заполнению воздухом;
- повышенное количество кислорода в теплоносителе – в воде всегда присутствуют пузырьки газа, но если их слишком много, то могут образовываться воздушные пробки;
- неправильное подключение системы теплого пола – расположение веток на разной высоте;
- некорректная работа или отсутствие воздухоотводчика на батарее.
Кроме того, к скоплению воздуха может привести низкое качество радиатора. Алюминиевые приборы отличаются доступной ценой и высокой теплопроводностью. Но металл активно вступает в реакцию с водой, в результате которой выделяется газ водород. Проблему быстрой коррозии частично решает пленка, которой покрывается изнутри алюминий, но она со временем исчезает. Более надежный, долговечный и дорогостоящий вариант – биметаллические батареи, в которых алюминий совмещен со сталью, не поддающейся воздействию воды.
Как правило, с проблемой, как развоздушить батареи, сталкиваются жители последних этажей в многоквартирных домах. При нагревании кислород, растворенный в воде, поднимается вверх, формируя пробки. В частных домах с открытой системой отопления пузырьки воздуха свободно выходят через расширительный бак в верхней точке системы, поэтому воздух обычно не скапливается, за исключением некоторых случаев.
Признаки воздушной пробки и ее вред
Заподозрить наличие воздушной пробке в радиаторе можно по следующим признакам:
- температура воздуха в квартире существенно ниже, чем у соседей;
- батарея нагревается неравномерно – часть, в которой есть воздух, остается холодной;
- слышны шипящие и булькающие звуки.
Из-за скопления воздуха в радиаторе нарушается работа системы отопления. Возможные последствия:
- снижение эффекта от работы батареи – воздух в комнате не прогревается до необходимого уровня при существенных затратах энергии;
- повреждение элементов трубопровода из-за разницы в температурах – одни части остаются холодными, другие – перегреваются;
- ускорение коррозии радиаторов из-за длительного контакта металла с воздухом;
- выход из строя циркуляционного насоса под воздействием эффекта «сухого трения».
Совет: Обнаружить скопление воздуха можно, постучав по батарее металлическим предметом. В зоне пробки звук будет более высоким и звонким, чем в части, наполненной водой.
Как выпустить воздух из батареи?
Ответ на вопрос, как спустить воздух из радиатора отопления, зависит от типа установленного на нем воздухоотводчика. Эти устройства необходимы для облегчения удаления лишнего газа из системы. Их стоит монтировать в тех зонах, где есть риск образования пробок, либо, что еще удобнее, – на каждой батарее. Возможные варианты:
Кроме того, на батарее может быть установлен водоразборный кран либо заглушка.
Кран Маевского
Кран Маевского представляет собой запорный клапан игольчатого типа. Он монтируется в торце радиатора вверху. Если необходимо спустить воздух, его следует открутить с помощью специального ключа, который можно купить в хозяйственном магазине, или обычной отвертки. Некоторые модели оснащаются пластиковой рукояткой, для их открытия не нужны инструменты.
Использование крана Маевского для избавления от воздушных пробок в батарееЭтапы работы по удалению воздуха:
- Поставить под запорный клапан емкость для сбора теплоносителя.
- Плавно открутить кран Маевского. При этом начнет выходить воздух, что будет сопровождаться шипением. Необходимо дождаться вытекания равномерной струйки воды – это признак устранения пробки. Обычно на это требуется 5-7 минут.
- Закрыть клапан.
В процессе развоздушивания вода может начать выходить под давлением, брызгая в разные стороны. Следует положить ветошь на воздухоотводчик, чтобы жидкость впитывалась в нее и плавно стекала в емкость. Стоит учитывать, что вода может быть достаточно горячей, важно избегать ее попадания на кожу.
Важно: Перед открытием крана Маевского не нужно перекрывать весь стояк отопительной магистрали или дожидаться остывания теплоносителя. Эти действия не только являются лишними, но и снижают эффективность развоздушивания из-за падения давления в системе отопления.
Автоматический воздухоотводчик
Если установлен автоматический воздухоотводчик, то вопрос, как правильно спустить воздух из батареи, не возникает. Это устройство, которое может иметь прямую или угловую конструкцию, работает в автономном режиме. Оно монтируется на радиатор строго вертикально или горизонтально.
Автоматический воздухоотводчик оснащен поплавком, который герметично закрывает клапан при условии достаточного уровня воды в системе. Как только в батарее скапливается воздух, поплавок опускается, отверстие открывается, и газ выходит. То есть развоздушивание происходит без участия человека.
Радиатор с автоматическим отводчиком воздухаНедостатком такого прибора для отвода воздуха является восприимчивость к качеству воды. Наличие примесей в теплоносителе приводит к скорой поломке механизма. В связи с этим следует использовать фильтры. Кроме того, нужно периодически заменять уплотнительное кольцо и чистить иглу клапана. В противном случае вода может начать подтекать.
Заглушка
Непростая задача – выпустить воздух из батареи отопления, если воздухоотводчик отсутствует, а вместо него установлена заглушка. Перед началом работы следует перекрыть доступ теплоносителя к радиатору.
Современные секционные батареи оснащаются верхними заглушками. Полностью снимать фитинг не нужно. Достаточно осторожно медленно провернуть его, сделав несколько оборотов, и дождаться, пока воздух выйдет. Предварительно все смежные поверхности стоит защитить тряпками.
Развоздушить старый чугунный радиатор сложнее, так как обычно заглушка на нем надежно зафиксирована паклей и краской. Алгоритм действий:
- Нанести на место соединения фитинга и батареи немного растворителя. Подождать 10-20 минут.
- Поставить под отверстие ведро. Положить тряпки на полу.
- С помощью разводного ключа открутить заглушку (неполностью), чтобы начал выходить воздух.
- Обмотать резьбу уплотнительным материалом и закрутить заглушку.
Важно делать все аккуратно. Если не перекрыть воду и снять фитинг полностью, то из отверстия польется горячая вода под давлением.
Определить, что воздушная пробка устранена, можно, оценив температуру батарей. Секции, которые раньше были холодными, должны потеплеть.
Кран
На многих старых батареях стоят обычные водоразборные краны. При откручивании вентиля из отверстия начинает течь вода, а вместе с ней выходит накопившийся воздух. Может потребоваться слить несколько ведер жидкости, чтобы убрать весь лишний газ.
Для облегчения работы, желательно использовать длинный гибкий шлаг: один конец присоединить к крану, а второй – опустить в унитаз. Вентиль необходимо открывать максимально, чтобы обеспечить высокую скорость вытекания воды.
Частный дом
При возникновении воздушной пробки в отопительной системе частного дома нужно не только работать с каждой батареей в отдельности, но и производить удаление из всей системы в целом. Процедура может несколько отличаться в зависимости от того, используется система отопления с открытым или закрытым расширительным баком. Но в целом она сводится к тому, что и батарей выпускается воздух с помощью одного из описанных выше способов.
Воздушные пробки снижают эффективность работы отопительных систем и повышают риск поломок. Удалить лишний воздух из радиатора можно самостоятельно. Проще всего это сделать, если установлен ручной воздухоотводчик. В дальнейшем важно выяснить причину возникновения проблемы и устранить ее. В сложных ситуациях лучше обращаться к сотрудникам жилищно-эксплуатационных контор.
При первом столкновении с проблемой, как стравить воздух из батарей отопления, видео помогут вам избежать ошибок.
На улице наступают холода, близится отопительный сезон, в трубопроводах весело журчит вода, наполняющая систему. Вместе с ней приходят и ежегодные проблемы в виде еле теплых радиаторов с воздушными пробками. О том, как выпустить воздух из батареи, и будет рассказано в данной статье.
Рекомендации по развоздушиванию радиаторов
Рассмотрим три возможных варианта производства работ:
- при наличии воздухоотводчика;
- если на радиаторе установлен обычный кран;
- какая-либо арматура отсутствует.
Нет никакой сложности в том, чтобы спустить воздух с батареи, оборудованной ручным воздухоотводчиком – краном Маевского. Для этого следует вооружиться инструментом для откручивания крана, небольшой емкостью и тряпкой.
Примечание. Разные модификации крана Маевского могут быть снабжены винтами под разный инструмент. Чаще всего они сделаны под обычную плоскую отвертку, иногда – под специальный ключ или с пластиковой рукояткой, не требующей инструмента.
Простелив на пол тряпку, надо убедиться, что боковое отверстие спускного крана не направлено в сторону стены. Если это так, то надо ее чем-то прикрыть, чтобы грязная вода не попала на отделочный материал вашей комнаты. Далее, под отверстие подставляют емкость, а отверткой (или другим инструментом) аккуратно и не спеша отворачивают винт до появления характерного шипения. Тут надо остановиться и ждать, пока звук не исчезнет.
Прекращение шипения вовсе не свидетельствует о том, что воздух в батарее уже окончился и весь вышел наружу. Часть его остается смешанной с теплоносителем, поэтому необходимо еще немного вывернуть винт, пока из отверстия не пойдет вода. Здесь надо быть особенно внимательным, поскольку в первые моменты теплоноситель может выходить неравномерно и с брызгами. Дождавшись небольшой стабильной струи, можно закручивать клапан. Чтобы убедиться, что все сделано правильно, надо через несколько минут ощупать ранее холодную часть батареи, она должна потеплеть. Если этого не случилось, операцию следует повторить.
Зачастую на различных интернет – ресурсах или форумах даются не совсем корректные советы по устранению воздушных скоплений из отопительного оборудования. Например, что перед откручиванием игольчатого клапана воздухосбрасывателя нужно пойти в подвал и перекрыть весь стояк. Или того хуже – что надо дождаться, пока теплоноситель в системе остынет.
Помните, что воздух будет покидать батарею лишь под давлением вытесняющей его воды. Находясь на последнем этаже и отключив стояк, вы сводите давление и успех вашего мероприятия к нулю. На нижних этажах при отключении сохранится напор водяного столба, находящегося выше вашей квартиры, однако его величины будет недостаточно.
Вывод простой: если вы не планируете разбирать отопительный прибор, то для выполнения работ по сбросу воздуха ничего перекрывать не требуется, надо только принять меры, чтобы горячие брызги не обожгли вам руки.
Удаление воздуха с помощью крана
Суть метода в том, что, воздух из системы «выдавливается», если на данном участке увеличить скорость движения воды. В этом случае турбулентный поток «подхватывает» кислород с собой, постепенно удаляя его из сети теплоснабжения. С этой целью вместо нижней или верхней заглушки чугунной батареи устанавливался обычный вентиль.
Чтобы таким способом стравить воздух из радиатора, лучше всего иметь в хозяйстве длинный шланг, которого хватит до унитаза. В противном случае придется бегать с ведрами, иногда достаточно долго. Один конец шланга присоединяется к вентилю, другой опускается в канализацию, после чего вентиль аккуратно открывается. Причем открыть его желательно до максимума, чтобы создать хороший поток теплоносителя внутри батареи.
Важно. Степень открывания вентиля определяется по месту. Если давление в вашей системе слишком высокое, то это будет заметно и полностью открывать кран не нужно.
Операция может занять длительное время, это зависит от мощности воздушной пробки и давления в сети теплоснабжения. Чем выше скорость течения воды, тем быстрее она удалит весь воздух. Контролировать процесс следует по степени прогрева холодных секций отопительного прибора.
Спуск воздуха без крана
Тяжелее всего стравливать воздух, если нет крана Маевского и другой арматуры. Хорошая новость для тех, у кого стоят современные секционные радиаторы: в них можно аккуратно отвернуть верхнюю заглушку. Правда, придется застелить все тряпками и производить операцию очень медленно и осторожно. Полностью выкручивать заглушку не требуется, надо сделать 1—2 оборота, чтобы воздух мог пройти по резьбе.
Совет. Зачастую батареи снабжаются шаровыми кранами и термостатами. Есть смысл попытаться выпустить воздух через них.
Владельцам чугунных советских «гармошек» типа МС-140 выполнять операцию куда рискованнее. Мало того что сдвинуть с места большую старую гайку непросто, но и есть опасность, что после закручивания прокладка перестанет держать и появится течь. Тогда вас ждет изнурительная работа по опорожнению стояка и установке в заглушку того же клапана Маевского. Хотя для проведения подобных мероприятий полагается привлекать бригаду из местного коммунального хозяйства.
Кто должен спускать воздух из батарей в квартире?
Немного о юридической стороне вопроса. Ответ зависит от законодательных актов того или иного государства. Например, в Российской Федерации существует Постановление Госстроя от 27.09.2003, в соответствии с ним ситуацию, когда имеется воздух в батареях отопления, должны исправлять сотрудники ЖКХ. В других странах СНГ также есть похожие законодательные акты.
На практике персонал ЖКХ давным-давно взвалил эту обязанность на жильцов 5-х, 9-х, 16-х и прочих верхних этажей. Хотя, по отзывам домовладельцев, в некоторых городах бригады сантехников после запуска системы добросовестно осуществляют проверку отопительных приборов в каждой квартире и занимаются устранением воздушных затворов.
Заключение
Операция по удалению воздуха из батарей – не самая сложная, особенно если установлена соответствующая арматура. В том случае когда никакой арматуры нет, надо побеспокоиться об этом в межсезонье и поставить воздушные клапаны на все отопительные приборы. Тем более что цена вопроса совсем невелика.
Спустить воздух с батареи через клапан (видео)
Жители частных домов и обитатели городских квартир регулярно сталкиваются с проблемой завоздушенных батарей. Особенно часто это явление возникает в начале отопительного сезона или при проведении ремонтных работ. Конечно, можно вызвать сантехника из управляющей компании, но, возможно, прождать его придется довольно долго. Как спустить воздух из батареи самостоятельно и восстановить работоспособность отопительной системы?
Признаки наличия воздушной пробки
Понять, что в батарее скопился воздух, можно по нескольким признакам:
- Неравномерное нагревание радиаторов. Это может касаться отдельной батареи или всей системы обогрева квартиры. В первом случае не будет нагреваться завоздушенная часть радиатора. Во втором – пробка будет мешать нормальной циркуляции теплоносителя по системе, отчего одни батареи будут горячими, а другие – существенно холоднее.
- Шипение или бульканье в радиаторах – явный признак наличия в них избыточного количества воздуха.
Чем опасен воздух в батарее?
Прежде чем разбираться, как выпустить воздух из батареи, следует понять, как он туда попал и чем опасен.
Помимо снижения эффективности отопления, появление воздуха в батареях может привести к следующим проблемам:
- Металл, из которого изготовлены радиаторы, при контакте с воздухом более подвержен коррозии. Поэтому существенно снижается срок службы элементов системы отопления.
- Разница в температуре различных элементов трубопровода может привести к его разрушению.
- Существенно снижается ресурс работы циркуляционного наноса. В обычных условиях его подшипники находятся в воде, при попадании воздуха существенно увеличивает трение, приводя к поломке прибора.
Причины завоздушенности батарей
Причин попадания воздуха в систему может быть несколько:
- В многоквартирном доме чаще всего это случается при заполнении системы теплоносителем. По правилам процесс должен осуществляться довольно медленно, с постоянным стравливанием воздуха, но в действительности не всегда так.
- Неполная герметичность отопительной системы. В этом случае придется стравливать воздух постоянно, пока не будут устранены недостатки.
- Проведение различного рода ремонтных работ. Если производился хотя бы частичный разбор труб, какое-то количество воздуха неизбежно попадет внутрь. Поэтому после таких мероприятий следует обязательно спустить воздух из батареи отопления.
- Низкое качество теплоносителя: повышенное содержание растворенного в воде воздуха со временем может привести к образованию воздушной пробки.
Устранение воздушной пробки
Стравить воздух из батареи поможет специальный клапан, расположенный обычно на ее торце. В старых моделях понадобится радиаторный ключ. В современных моделях установлен кран Маевского, для работы с которым хватит простой отвертки или специального маленького металлического или пластикового ключика, который можно купить в хозяйственном или строительном магазине..
Последовательность действий следующая:
- К радиатору нужно подставить достаточно вместительную емкость. При стравливании воздуха из батареи обязательно выделится какое-то количество воды. Лучше не допускать ее попадания на пол.
- В фильмах и в жизни можно наблюдать стравливающих воду сантехников, мокрых с головы до ног. Действительно, эта операция может сопровождаться разбрызгиванием воды, находящейся в системе под давлением. Это не только неприятно, но и может нанести вред отделке стен или мебели. Решить проблему довольно просто: надо повесить на клапан тряпочку, которая задержит все брызги, и вода спокойно стечет в ведро или тазик.
- Ключом или отверткой аккуратно откручиваем клапан до тех пор, пока не послышится четкое шипение выходящего воздуха.
- По мере стравливания начнет капать вода. Надо дождаться, пока она не польется тонкой струйкой. Кран можно закрывать, как только в этой струе перестанет пузыриться воздух. Обычно эта операция занимает 5–7 минут.
Совет. Если вы не хотите повторять процедуру стравливания воздуха слишком часто, то последуйте советам профессионалов и слейте минимум 2–3 ведра воды. Это даст гарантию, что воздух из радиатора удален полностью.
Наглядно представить себе эту операцию поможет видео.
[smartcontrol_youtube_shortcode key=»спускаем воздух с батареи» cnt=»2″ col=»2″ shls=»true»]Очень удобное устройство – автоматический воздухоотводчик. Здесь процедура происходит без всякого участия человека: при скапливании воздуха опускается поплавок, закрывающий спускное отверстие. После развоздушивания поплавок возвращается на место. Существенный недостаток таких устройств – повышенные требования к качеству теплоносителя. Поэтому в многоквартирных домах с централизованным отоплением их устанавливают редко, так как они довольно быстро выходят из строя.
А если нет спускного клапана?
Иногда спускного клапана на радиаторе нет. Обычно это касается старых чугунных батарей, где его роль играет заглушка. В этом случае работа усложняется, но не настолько, чтобы было невозможно выполнить ее самостоятельно.
- Надо запастись газовым или разводным ключом, с помощью которого можно будет отвернуть заглушку.
Важно! Обязательно надо перекрыть доступ теплоносителя к радиатору из стояка. Это делается на случай, если заглушка вывернется полностью. Напор воды тогда просто не позволит вставить ее на место, и это обернется подтоплением соседей.
- Основная проблема заключается в том, что обычно заглушку мешает отвернуть толстый слой краски и затвердевшей пакли. Решить ее можно при помощи керосина или смазки для резьбы. Наносим ее на соединение и ждем 15–20 минут.
- Аккуратно поворачиваем заглушку и спускаем воздух так же, как и в случае с краном Маевского. Не забываем про емкость для воды и про тряпочку, предотвращающую разбрызгивание.
- При закрутке заглушки обратно следует не забыть нанести на резьбу уплотнитель, например ленту ФУМ, чтобы исключить подтекание батареи в дальнейшем.
Для облегчения этой непростой задачи многие хозяева в прошлом ставили на место заглушки обычный кран. Эстетики он не добавлял, но процедуру облегчал значительно.
В частных домах для устранения пробки воздуха используют расширительный бачок. После спуска воды на нем открывается кран, и в большинстве случаев пробка исчезает. Если этого не произошло, рекомендуют повысить температуру в доме так, чтобы теплоноситель закипел. Тогда проблема завоздушивания точно исчезнет.
Для гарантии достаточно провести процедуру стравливания лишнего воздуха для всех батарей дважды. После чего система отопления будет функционировать нормально.
90000 How to Bleed Your Brakes 90001 90002 90003 90004 90003 Home & Garden 90004 90003 Car Repair 90004 90003 Brakes & Bearings 90004 90003 How to Bleed Your Brakes 90004 90013 90014 By Deanna Sclar 90015 90014 If your vehicle has squishy-feeling brakes, the way to get the air out of the lines is to bleed the brakes. To do the job, you need either a brake bleeder wrench or a combination wrench that fits the bleeder nozzle on your vehicle, a can of the proper brake fluid, a clean glass jar, and a friend.90015 90014 To avoid getting air into the actuator of ABS, EBD, BA, or other sophisticated brake systems, a professional should bleed the brakes for you. 90015 90014 Follow these steps to bleed your brakes: 90015 90022 1Find the little nozzle called a brake bleeder screw that’s located behind each of your brakes. 90023 90014 Reaching this bleeder screw may be easier if you jack up the vehicle. If you’re going to crawl underneath, lay down an old blanket or a thick layer of newspapers first.If you really want to be comfortable, beg or borrow a creeper to lie on and slide around with easily. 90015 90022 2Pick the proper wrench or socket that fits the screw, and loosen the screw. 90023 90014 Special wrenches called bleeder wrenches fit the bleeder screw and can prevent rounding the screw’s hex-head. Be careful not to break the screw off or you’ll need professional repairs. If it’s stuck, spray some penetrant like WD-40 around the screw. After you loosen the screw, tighten it again (but not too tight).90015 90022 3Place a small piece of flexible hose over the end of the bleeder screw and place the other end of the hose in the jar. 90023 90014 Then fill the jar with brake fluid to cover the end of the hose. If you do not have anything that fits over the bleeder screw, just keep the jar near the nozzle so that any fluid that squirts out lands in the jar. 90015 90022 4Have your friend slowly pump your brake pedal a few times. 90023 90014 Have your friend say «Down» when pressing the brake pedal down and «Up» when releasing it.90015 90014 If the vehicle is jacked up, before you let your friend get into it with you underneath it, make sure that the wheels are blocked in the direction in which the car would roll and that it is not parked on a hill. Leave your tires in place so that the vehicle will bounce and leave you some clearance if it falls. 90015 90022 5After your friend has pumped the pedal a few times and is holding the pedal down 90041, 90042 open the bleeder screw. 90023 90014 Brake fluid will squirt out (duck!).If there’s air in your brake lines, air bubbles will be in the fluid. Seeing these bubbles is easiest if you’re using the hose-in-the-jar method, but you can also see them without it. 90015 90022 6Before your friend releases the brake pedal, tighten the bleeder screw. 90023 90014 If you do not, air is sucked back into the brake lines when the pedal is released. 90015 90022 7Tell your friend to release the pedal, and listen for him or her to say «Up.» 90023 90014 Repeat this procedure, loosening the screw and tightening it again and again until no more air bubbles come out with the fluid.90015 90022 8Open your master cylinder and add more brake fluid until the level reaches the «Full» line. 90023 90014 If you neglect to do so, you run the risk of draining all the fluid out of the master cylinder and drawing air into the lines from the top. If that happens, you have to go back and bleed your master cylinder until you suck the air out of that end of the system. Who needs the extra work? 90015 90014 If you goof and have to bleed the master cylinder 90059 90041, 90042 90062 it’s the same deal as bleeding your brakes (friend and all).Just bleed it at the point where the brake lines attach to the cylinder or at the master cylinder’s bleeder nozzle if it has one. 90015 90022 9Repeat this process with each brake until the air is out of each brake line. 90023 90014 Do not forget to add brake fluid to the master cylinder after you bleed each brake. 90015 90022 10After you bring the brake fluid level in the master cylinder back to the «Full» level for the last time, drive the vehicle around the block. 90023 90014 The brake pedal should no longer feel spongy when you press it.If it does, check the master cylinder again to be sure that it’s full, and try bleeding the brakes one more time (this situation is not unusual, and it does not take as long as it sounds). 90015 .90000 How to Restore Nickel-based Batteries — Battery University 90001 90002 90003 Discover if memory is myth or fact, and how to prevent and eliminate it. 90004 90005 90002 During the nickel-cadmium years of the 1970s and 1980s, battery ills were blamed on «memory.» Today, the word memory is still being used to advertise newer batteries as being «memory-free.» Memory comes from «cyclic memory,» meaning that a nickel-cadmium battery could remember how much energy was drawn on previous discharges and it would deliver the same amount on repeat discharges.If more was demanded, the voltage would abruptly drop as if to protest against imposed overtime. 90005 90002 Memory occurs when keeping a NiCd battery is overcharged. The effect can be reversed with a pulse charge, but it is more effectively to apply a full discharge cycle. Figure 8-26 illustrates the anode of a normal NiCd, memory that formed, and a restored anode. 90009 90005 90011 90012 90013 90014 90015 90014 90003 New nickel-cadmium cell. 90004 The anode (negative electrode) is in fresh condition.Hexagonal cadmium-hydroxide crystals are about 1 micron in cross section, exposing large surface area to the electrolyte for maximum performance. 90015 90020 90021 90022 90002 90005 90011 90012 90013 90014 90015 90014 90003 Cell with crystalline formation. 90004 Crystals have 90009 grown to 50 -100 microns in cross section, concealing large portions of the active material from the electrolyte. Jagged edges and sharp corners can pierce the separator, leading to increased self-discharge or electrical short.90015 90020 90021 90022 90002 90005 90011 90012 90013 90014 90015 90014 90003 Restored cell. 90004 After a pulsed charge, the crystals are reduced to 3-5 microns: an almost 100% restoration. Exercise or recondition is needed if the pulse charge alone is not effective. 90015 90020 90021 90022 90002 90003 Figure 1: Crystalline formation on nickel-cadmium cell. 90004 Crystalline formation occurs over a few months if a battery is overcharged and not maintained with periodic deep discharges.90005 90002 90009 The modern nickel-cadmium battery no longer has cyclic memory, but it suffers from 90058 crystalline formation 90059. The active cadmium material is applied on the negative plate and with time, a crystalline formation develops that reduces the surface area and lowers the battery performance. In advanced stages, the sharp edges of the forming crystals can penetrate the separator, causing high self-discharge that can lead to an electrical short. 90005 90002 90009 When introduced in the early 1990s, nickel-metal-hydride (NiMH) was hailed as being memory-free, but this claim is only partially true.NiMH is subject to memory but to a lesser degree than NiCd. While NiMH has only the nickel plate to worry about, NiCd also includes the memory-prone cadmium negative electrode. This is a simple explanation of why NiMH is less susceptible to memory than NiCd. 90005 90002 Crystalline formation occurs if a nickel-based battery is left in the charger for days or repeatedly recharged without a periodic full discharge. Since most applications fall into this user pattern, NiCd requires a periodic discharge to 1 volt per cell to prolong service life.A discharge / charge cycle as part of maintenance, known as 90058 exercise 90059, should be done every 1-3 months. Avoid over-exercising as this wears down the battery unnecessarily. 90005 90002 If regular exercise is omitted for 6 months or longer, the crystals ingrain themselves and a full restoration with a discharge to 1 volt per cell may no longer be sufficient. Restoration is often possible by applying a secondary discharge called 90058 recondition 90059. Recondition is a slow discharge that drains the battery to about 0.4V / cell and lower. 90005 90002 Tests by the US Army indicate that a NiCd cell needs to be discharged to at least 0.6V to effectively break up the more resistant crystalline formations. During this corrective discharge, the current must be kept low to minimize cell reversal as NiCd can only tolerate a small amount of cell reversal. (See BU-501: Basics About Discharging). ). Figure 2 illustrates the battery voltage during a discharge to 1V / cell, followed by the secondary discharge to 0.4V / cell. 90009 90005 90075 90012 90013 90014 90002 90005 90015 90020 90013 90014 90002 90003 Figure 2: Exercise and recondition cycles of a battery analyzer (Cadex).90004 90005 90002 Recondition restores NiCd batteries with hard-to-remove memory. Recondition is a slow, deep discharge to 0.4V / cell. 90005 90002 Courtesy of Cadex 90005 90015 90020 90021 90022 90002 Recondition is most effective in rejuvenating batteries that have not been exercised. Battery analyzers (Cadex) automatically apply the recondition cycle if the user-set target capacity can not be reac 90005.90000 How to Prime Batteries — Battery University 90001 90002 90003 Discover what a battery needs to get going and maintain a long life. 90004 90005 90002 In many ways, a battery behaves like a human being. It senses the kindness given and delivers on the care given. It is as if the battery has feelings and returns on the benevolence bestowed. But there are exceptions, as any parent raising a family will know; and the generosity conferred may not always deliver the anticipated returns.90005 90002 To become a good custodian, you must understand the basic needs of a battery, a subject that is not taught in school. This section teaches what to do when the battery is new, how to feed it the right «food» and what to do when putting the pack aside for a while. Chapter 7 also looks into restrictions when traveling with batteries by air and how to dispose of them when their useful life has passed. 90005 90002 Just as a person’s life expectancy can not be predicted at birth, neither can we date stamp a battery.Some packs live to a great old age while others die young. Incorrect charging, harsh discharge loads and exposure to heat are the battery’s worst enemies. Although there are ways to protect a battery, the ideal situation is not always attainable. This chapter discusses how to get the most from our batteries. 90011 90005 90013 Priming a New Battery 90014 90002 Not all rechargeable batteries deliver the rated capacity when new, and they require formatting. While this applies to most battery systems, manufacturers of lithium-ion batteries disagree.They say that Li-ion is ready at birth and does not need priming. Although this may be true, users have reported some capacity gains by cycling after a long storage. 90005 90002 «What’s the difference between formatting and priming?» people ask. Both address capacities that are not optimized and can be improved with cycling. 90018 Formatting 90019 completes the fabrication process that occurs naturally during use when the battery is being cycled. A typical example is lead- and nickel-based batteries that improve with usage until fully formatted.90018 Priming 90019, on the other hand, is a conditioning cycle that is applied as a service to improve battery performance during usage or after prolonged storage. Priming relates mainly to nickel-based batteries. 90011 90005 90013 Lead Acid 90014 90002 Formatting a lead acid battery occurs by applying a charge, followed by a discharge and recharge. This is done at the factory and is completed in the field as part of regular use. Experts advise not to strain a new battery by giving it heavy duty discharges at first but gradually working it in with moderate discharges, like an athlete trains for weight lifting or long-distance running.This, however, may not be possible with a starter battery in a vehicle and other uses. Lead acid typically reaches the full capacity potential after 50 to 100 cycles. Figure 1 illustrates the lifespan of lead acid. 90011 90005 90029 90030 90031 90032 90033 90034 90031 90032 90003 Figure 1: 90004 90003 Lifespan of Lead Acid 90004 90011 A new lead acid battery may not by fully formatted and only attains full performance after 50 or more cycles. Formatting occurs during use; deliberate cycling is not recommended as this would wear down the battery unnecessarily.90033 90034 90044 90045 90002 Deep-cycle batteries are at about 85 percent when new and will increase to 100 percent, or close to full capacity, when fully formatted. There are some outliers that are as low as 65 percent when tested with a battery analyzer. The question is asked, «Will these low-performers recover and stand up to their stronger brothers when formatted?» A seasoned battery expert said that «these batteries will improve somewhat but they are the first to fail.» 90005 90002 The function of a starter battery lies in delivering high load currents to crank the engine, and this attribute is present from the beginning without the need to format and prime.To the surprise of many motorists, the capacity of a starter battery can fade to 30 percent and still crank the engine; however, a further drop may get the driver stranded one morning. See also BU-904: How to Measure Capacity) 90011 90005 90013 Nickel-based 90014 90002 Manufacturers advise to trickle charge a nickel-based battery for 16-24 hours when new and after a long storage. This allows the cells to adjust to each other and to bring them to an equal charge level. A slow charge also helps to redistribute the electrolyte to eliminate dry spots on the separator that might have developed by gravitation.90005 90002 Nickel-based batteries are not always fully formatted when leaving the factory. Applying several charge / discharge cycles through normal use or with a battery analyzer completes the formatting process. The number of cycles required to attain full capacity differs between cell manufacturers. Quality cells perform to specification after 5-7 cycles, while lower-cost alternatives may need 50 or more cycles to reach acceptable capacity levels. 90005 90002 Lack of formatting causes a problem when the user expects a new battery to work at full capacity out of the box.Organizations using batteries for mission-critical applications should verify the performance through a discharge / charge cycle as part of quality control. The «prime» program of automated battery analyzers (Cadex) applies as many cycles as needed to attain full capacity. 90005 90002 Cycling also restores lost capacity when a nickel-based battery has been stored for a few months. Storage time, state-of-charge and temperature under which the battery is stored govern the ease of recovery. The longer the storage and the warmer the temperature, the more cycles will be required to regain full capacity.Battery analyzers help in the priming functions and assure tha 90005.