Методы постановки звука Р: пошаговое руководство для логопедов

Ноя 6, 2024 Разное

Методы постановки звука Р: пошаговое руководство для логопедов

Как правильно поставить звук Р у детей и взрослых. Какие упражнения использовать для автоматизации звука Р. Какие этапы включает в себя постановка звука Р. На что обратить внимание при коррекции ротацизма.

Артикуляция звука Р и ее особенности

Звук Р является сложным для произнесения, так как требует точной координации движений языка и воздушной струи. При правильной артикуляции:

  • Губы слегка разомкнуты и принимают положение последующего гласного звука.
  • Кончик языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами) и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха.
  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
  • Голосовые складки колеблются, образуя голос.
  • Мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость.

Основная сложность заключается в создании вибрации кончика языка. Для этого необходимо выработать сильную направленную воздушную струю и сформировать правильное положение языка.

Подготовительные упражнения перед постановкой звука Р

Перед тем как приступать непосредственно к постановке звука Р, необходимо подготовить артикуляционный аппарат с помощью специальных упражнений:


  • «Чашечка» — широкий язык поднят кверху, боковые края прижаты к верхним зубам, середина приподнята, образуя углубление.
  • «Маляр» — широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов к горлу и обратно.
  • «Грибок» — присосать широкий язык к небу, опустить нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку.
  • «Лошадка» — пощелкать кончиком языка, присасывая его к небу с характерным звуком цоканья.
  • «Дятел» — стучать кончиком языка по альвеолам за верхними зубами со звуком «д-д-д».

Эти упражнения помогут развить подвижность языка, укрепить мышцы и выработать воздушную струю, необходимую для вибрации.

Способы постановки звука Р

Существует несколько основных способов постановки звука Р:

1. От звука Д

Ребенок произносит «д-д-д», а логопед шпателем или зондом производит частые колебательные движения под кончиком языка. Это вызывает вибрацию кончика языка.

2. От звука Т

Ребенок многократно и быстро повторяет звук Т («т-т-т-т»), а логопед подкладывает под кончик языка шпатель и слегка нажимает. Возникает вибрация.


3. От звука Ж

Ребенок тянет звук Ж, положив широкий язык на верхнюю губу. Логопед шпателем быстро проводит по языку от средней части к кончику несколько раз. Язык начинает вибрировать.

4. С механической помощью

Логопед просит ребенка поднять язык к альвеолам. Затем логопед подкладывает под кончик языка шпатель и производит частые колебательные движения из стороны в сторону, вызывая вибрацию.

Этапы автоматизации звука Р

После постановки звука Р необходимо закрепить его произношение в речи. Автоматизация проводится в следующей последовательности:

  1. Изолированное произнесение звука Р («р-р-р»).
  2. В слогах (ра-ро-ру, ар-ор-ур).
  3. В начале слов (рак, рот, руки).
  4. В середине слов (корова, ворона).
  5. В конце слов (комар, топор).
  6. В словосочетаниях и предложениях.
  7. В чистоговорках и скороговорках.
  8. В стихах и рассказах.
  9. В самостоятельной речи.

На каждом этапе важно добиваться четкого и правильного произнесения звука Р, постепенно усложняя речевой материал.

Игры и упражнения для закрепления звука Р

Чтобы сделать процесс автоматизации интересным для ребенка, можно использовать различные игры и упражнения:


  • «Рычалки» — имитировать рычание тигра, собаки, мотора.
  • «Прятки» — искать картинки со звуком Р в книжках и называть их.
  • «Назови ласково» — придумывать уменьшительно-ласкательные формы слов со звуком Р (тигр — тигренок).
  • «Один-много» — образовывать множественное число существительных (рак — раки, рыба — рыбы).
  • «Скажи наоборот» — подбирать антонимы (большой — маленький, высокий — низкий).
  • «Договори словечко» — логопед начинает слово, а ребенок договаривает его конец со звуком Р.

Такие игровые задания помогут разнообразить занятия и сформировать устойчивый навык правильного произношения звука Р в речи.

Особенности постановки звука Р у взрослых

При работе со взрослыми людьми постановка звука Р имеет свои нюансы:

  • Требуется больше времени на выработку нового двигательного стереотипа.
  • Важно объяснять артикуляцию звука с использованием схем и зеркала.
  • Необходимо давать больше самостоятельных заданий для домашней тренировки.
  • Полезно использовать аудио- и видеозаписи для самоконтроля.
  • Следует уделять внимание психологическому настрою и мотивации.

При систематических занятиях и выполнении рекомендаций логопеда большинство взрослых людей успешно осваивают правильное произношение звука Р.


Частые ошибки при постановке звука Р

В процессе коррекции ротацизма могут возникать следующие трудности:

  • Горловое произношение звука (увулярный Р) из-за неправильного положения языка.
  • Одноударный звук Р вместо раскатистого из-за слабой воздушной струи.
  • Замена Р на Л или Й при недостаточной силе выдоха.
  • Слишком напряженный, «жесткий» звук Р из-за перенапряжения мышц языка.
  • Боковой Р при неправильном положении боковых краев языка.

Важно вовремя выявлять и исправлять эти ошибки, чтобы сформировать правильный артикуляционный уклад звука Р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *