Печь древнерусская: Страница не найдена — Печной Гуру

Май 28, 1974 Разное

Печь древнерусская: Страница не найдена — Печной Гуру

Содержание

традиции, приметы, заговоры связанные с печью.

Печка на Руси согревает, кормит, освещает, стирает, сушит, лечит, прогнозирует погоду и заклинает мороз.

Русская печь. Фото: С. Яковлев / Фотобанк «Лори»

Ученые исчисляют возраст предка русской печи многими тысячелетиями. Впервые человек поместил огонь под глиняный свод еще в каменном веке. На Руси глинобитные сводчатые печи строились в X–XI веках, а свой привычный, традиционный облик они обрели к XVIII веку.

Начиная возводить избу, сначала определяли, где сложить печь, и лишь после этого делали планировку остальных помещений. Отсюда и пошли знаменитые пословицы и поговорки: «Плясать от печки» и «Догадлив крестьянин — на печи избу поставил». Печку строили на настиле массивного сруба — опечье, а под ним оставляли пустое место — подпечье. На опечье хранили всю печную утварь: ухваты, кочерги, лопаты для выпечки хлеба. В подпечье зимой сажали кур, чтобы они грелись и лучше несли яйца.

Зачем в русскую печь сажали детей

Мытье в печке. Гравюра, XIX век

Исторический интерьер жилища. Фотография: Ю. Брыкайло / фотобанк «Лори»

Мама учит дочку вынимать из печи чугунок

Русские печи традиционно строились больших размеров, вокруг них сосредотачивалась основная домашняя деятельность и протекал семейный отдых. Печка не только грела и варила — в ней было достаточно места, чтобы париться. Мыться в печах предпочитали молодые девицы, опасавшиеся «банной нечисти». Издревле считалось, что печной пар исцеляет от множества болезней. Не зря говорили: всякая хвороба отцепится, если прогреть свои косточки в печи. Наши предки выгребали из протопленной печи угли и золу, а затем сажали на лопатах в топку прогреваться больных детей. Печная зола на Руси была обязательным компонентом мазей и отваров.

Интересный факт:
Печка и зола в деревнях использовались для стирки. Женщина складывала белье в чугунный горшок, наполненный водой, опускала туда мешочек с золой и ставила в печь. После кипячения с темно-серой золой белье становилось не только белоснежным, но и более прочным.

Как узнать прогноз погоды у русской печки

Чугунки в очаге русской печи. Фотография: Н. Король / фотобанк «Лори»

Русская печь. Фотография: В. Саломатников / фотобанк «Лори»

Дым из печной трубы. Фотография: А. Матвейчук / фотобанк «Лори»

Сельские жители умели по печи предсказывать погоду. Существовал целый свод народных примет, по которому крестьяне подмечали разные детали, а затем толковали их значение.

Если дрова в печи горят с треском — будет мороз, а если с гудящим шумом — жди бурана.

Дрова горят вяло или гаснут — в ближайшие дни наступит оттепель.

Дрова в печи хорошо разгораются и горят с легким потрескиванием, а дым из трубы поднимается вверх — верный признак солнечного и безветренного дня.

Дым выгибается коромыслом и стелется по земле — подтверждение предстоящего ненастья.

Как на печи заклинали мороз

Русская печь. Фотография: С. Тарасов / фотобанк «Лори»

Жилая комната с печкой в русской избе. Дом крестьянина Сергеева. Остров Кижи. Фотография: О. Липунова / фотобанк «Лори»

Печь в доме на Русском севере. Дом Елизарова, остров Кижи. Фотография: Igor Lijashkov / фотобанк «Лори»

Настоящим испытанием для печей становились крепкие морозы матушки зимы — никольские, рождественские, васильевские или крещенские. В это время становилось понятно, достаточно ли долго печь держит тепло и много ли жару дают заготовленные дрова. Не меньшую роль играла и печная труба. Тепло и чистота воздуха в доме зависели от того, открыты или закрыты в ней задвижки и заслонки. Откроешь заслонку — гарь и дым исчезнут, закроешь — дольше сохранишь тепло.

Читайте также:

Обычно печные стенки имеют толщину 25–40 сантиметров, и благодаря этому создается хорошая теплоаккумуляция и возникает эффект термоса. Преимущество настоящей русской печки — в равномерном распределении жара. Даже в самый лютый мороз она может с одной протопки поддерживать тепло в избе на протяжении суток.

Для защиты озимых культур и фруктовых деревьев от вымерзания с помощью открытой печной трубы либо волокового окна крестьяне по традиции совершали обряд заклятия мороза.

«Старик или самый старший в семье мужчина забирался на печь с деревянной ложкой, наполненной киселем, просовывал голову в волоковое окно и говорил: «Мороз! Мороз! Приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес, лен да коноплю в землю вколоти». Когда же, закрыв окно, старик начинал слезать с печи, старшая в доме женщина внезапно обливала его водой, чтобы проклятие замерло на его устах. Считалось, что после такого угощения мороз становился добрым и уходил восвояси».

Прабабушка мультиварки

Девушка у печки. Фотография: Н. Гернет / фотобанк «Лори»

Чугунок с тушеным мясом и овощами, приготовленными в русской печи. Фотография: Н. Король / фотобанк «Лори»

Женщины с деревенской едой. Фотография: Я. Филимонов / фотобанк «Лори»

Крестьяне на печи сушили грибы, ягоды и мелкую рыбешку. До середины ХIХ века на Руси любимым овощным блюдом были пареная репа или тыква. Поскольку репа готовилась очень легко, возникло выражение «проще пареной репы». Вымытыми репами набивали чугунный горшок и ставили его на ночь в теплую печь. Готовое кушанье с солью или без с удовольствием ели все члены семьи. Тыкву предпочитали без семян запекать на металлических листах отверстием вниз, а затем ели ее с молоком и хлебом.

Традиционная русская печь позволяет приготовить практически все что угодно. В отличие от современных духовок она позволяет придать блюдам особый аромат и национальное своеобразие. На растопленной утром печи можно готовить весь день.

Пироги из поднявшегося за ночь теста с фруктовой или овощной начинкой от печного жара становятся пухлыми, пышными и невероятно вкусными. Отсюда пошла и русская пословица: «Красна изба углами, а печь — пирогами».

Печь в древнерусской мифологии

В старых русских избах печи всегда находились во главе дома. Благодаря такой печи люди получали тепло и готовили еду, на ней спали, в ней всегда поддерживали огонь. Даже в русских народных сказках не обходилось без упоминания о такой чудо-печи.

Огонь в печи воспринимался старорусским народом как живое создание. Его олицетворяли с царем. Женщины всегда старались держать печку в чистоте и соблюдали магические обряды, связанные с ней. К примеру, новую корову, приведенную в дом, впервые кормили на печной заслонке. Считалось, что таким образом она начнет хорошо относиться к новому дому. Новорожденных телят подвергали такой же процедуре. Еще один пример, когда из печи доставали приготовленный хлеб, в печь бросали полено. Это делалось для того, чтобы в печи всегда был хлеб. На ночное время в печь закладывали полено и ставили на нее горшок с водой. Считалось, что так у печи и огня была необходимая пища и питье.

В те времена бытовало мнение, что огонь из печи заживляет раны и порезы. Достаточно было кусочек окровавленной тряпочки или бинтика повесить на небольшом расстоянии от огня. Считалось, что вместе с высыханием тряпочки и кровь останавливалась.

Много мнений и поверий было связано и с прогоревшими головешками. В частности, если поленья выстреливали из печки, это было добрым знаком. Если же они просто падали из печки, то это было к скорым гостям.

С использованием печи существовали и правила, которые надо было строго соблюдать. Так, если в печи печется хлеб, то садиться на печь было запрещено. Иначе тесто могло испортиться. Когда налетала гроза, жители закрывали дымоход, чтобы нечистая сила не могла пробраться в дом и спрятаться в нем.

Дымоходная труба считалась именно тем местом, через которое печь была связана с нечистой силой. Помните сказки, в которых ведьмы вылетают из трубы или в трубу влезает черт? Достаточно вспомнить повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством». А как описал Александр Сергеевич Пушкин момент, когда кума превратилась в ведьму:

И слышу, кумушка моя

С печи тихохонько прыгнула,

Слегка обшарила меня,

Присела к печке, уголь вздула

И свечку тонкую зажгла,

Да в уголок пошла со свечкой.

Там с полки скляночку взяла

И, сев на веник перед печкой,

Разделась донага, потом

Из склянки три раза хлебнула,

И вдруг на венике верхом

Взвилась в трубу — и улизнула.

Для чего только не служила труба. К примеру, считалось, что если позвать через такую трубу заблудившуюся скотину, то она обязательно придет домой. Так же считалось и с человеком. Якобы, если его позвать через печную трубу, он вернется домой с чужих краев.

Учитывая все это, к людям, которые сооружали печи, относились с некой осторожностью. Строители печей частенько шутили над хозяевами. Вот пример: когда возводилась печь, в нее ставили бутылку с ртутью и иголками. При растопке печи ртуть начинала бродить, иголки царапали стекло. Получались довольно-таки ужасные звуки. В народе такая проделка получила название «Посадить чертей в печку».

Или печники делали так: при установке печи один из кирпичей устанавливался так, чтобы печь при растопке постоянно выпускала дым.

В древние времена даже сватовство не обходилось без использования печи. Перед тем, как договориться, сваха согревала руки у печи. Так оказывалось уважительное отношение к умершим духам, пытаясь заручиться их поддержкой.

Во время свадьбы вокруг печи водили хороводы, прикладывали к печи свои руки и после этого сваты становились близкими людьми.

Даже при похоронах не обходилось без русской печи. После погребения человека его родственники заглядывали в печь, чтобы попросить у него прощение.

Не менее интересен и тот факт, что по старорусским поверьям за печкой живет домовой, который заботится о благополучии в семье. И хозяева дома не забывали заботиться о домовом. Для этого они после ужина солили три раза горбушку хлеба, вставляли в нее монету и клали на печку. Рядом ставили полную чашку с водой. При этом произносились магические слова и хозяин дома кланялся печи три раза с трех разных сторон. После чего он сажал кошку на печь, якобы в дар домовому. Считалось, что после такой церемонии домовой был милостив к дому, в котором он живет.

 Многие, наверное, слышали и о том, что в русских банях тоже водилась «живность». Его называли Банником, который часто выступал в обличии кошки или собаки с огненно горящими глазами. Ему тоже отдавали почет. При растопке бани на печь бросали немного соли, а мертвую черную курицу приносили ему в жертву. Затем кости курицы зарывались в землю под порогом дома. Перед тем, как войти в баню, надо было приветствовать Банника и говорить ему спасибо за хороший пар. Также народ не забывал оставить воду в бане, чтобы Банник тоже мог искупаться.

Наряду с Банником в бане проживала и Банная старушка, которая оказывала помощь и поддержку роженицам, больным и немощным людям.

В крестьянском хозяйстве популярностью пользовался овин, в котором сушили снопы с хлебными колосьями. В центре овина располагалась большая печь. В овине также имелся свой хозяин – Овинник, который тоже живет в печи. Его представляли лохматым стариком, у которого глаза горели как угли. Бытовало и мнение, что Овинник похож на большого кота, иногда может перевоплощаться в медведя или барана. Он также охраняет домашнее благополучие и уберегает от бед. Считалось, если ему не угождать, то он может поджечь овин.

Русская печь – сердце дома

На Руси печь называли Кормилицей, Божьей ладонью, Царицей дома, в честь неё слагали песни и сказки. Какая же была первая печь, сколько времени понадобилось нашим предкам, чтобы печь приобрела привычный для нас вид?

История появления русской печи

Какая была первая печь?

Первая печь представляла собой сложенные без раствора камни с ложбиной для дров. Конструкция называлась – каменный очаг или печь-каменка. Археологические раскопки свидетельствуют, что подобная технология начала использоваться в IХ-Х веке нашей эры. Простейшая конструкция спасала от зимних холодов и позволяла дольше сохранять тепло в помещении с меньшей затратой дров, нежели при розжиге простого костра. Камни нагревались и после топки печи ещё некоторое время отдавали тепло.

Историки считают, что каменный очаг отапливал жилые дома вплоть до ХIV века, а после ещё долго использовали для топки Русской бани. Более того, современные банные печи также называются печь-каменка и по принципу действия схожи с древнерусскими каменными очагами.

Каменный очаг

Русская печь по чёрному – «курная»

В XIV веке начали появляться первые «курные печи», которые строились из камня с использованием глиняного раствора. Курная печь топилась по-чёрному, дым выходил наружу через приоткрытую дверь или через волоковые окна – отверстия в стенах избы, которые закрывались после топки. Изба, в которой стояла такая печь, называлась «курная изба». В избах были высокие потолки, чтобы оставалось место для дыма.

Летописи свидетельствуют, что в XVI веке появились дымницы – деревянная труба на крыше, через которую дым из чердака выходил на улицу, на чердак дым попадал через отверстие в потолке. Топить «курную печь» было большим искусством, дым должен выходить из устья печи, тонкой полоской стелиться по потолку и выходить в волоковое окно или дымницу. У хорошей хозяйки стены в избе были чистые, сажей покрывался только потолок. Дым из печи не пропадал даром. Над потолком подвешивали сети для просушки, рыбу и мясо для копчения.

Во время топки печи по-чёрному нужно было контролировать огонь и не давать ему сильно разгореться, иначе можно было угореть от дыма, или спалить избу. В сухую погоду часто возникали пожары, и в связи с этим в 1571 году царским указом было запрещено топить печь с весны до первых заморозков. Топить можно было только дворовые печи.

Русская печь по чёрному Курные избы

Русская печь по-белому

В середине XVII века печи начали оборудовать сквозными трубами для отвода дыма из печи наружу. Так появилась Русская печь по-белому.

В большинстве случаев Русская печка ставилась в центре дома, чтобы обогревать каждый его уголок. Печь была высотой полтора метра и выше, в зависимости от высоты избы. На верху печи находилась лежанка для сна. Внутри печка  достигала двух квадратных метров.

Русская печь была своего рода кухонным гарнитуром, где хранилось все, что было нужно по хозяйству:

  • Подпечье – место для хранения и сушки дров;
  • Шесток – место для хранения посуды. После топки печи шесток оставался горячим и на нём можно было подогреть пищу;
  • Печурки – ниша для сушки грибов и ягод.

Применение русской печи:

Наши предки использовали русскую печь в самых разнообразных сферах своей жизни:

  1. Печь согревала в суровый мороз. В избе всегда было сухо и тепло;
  2. На Руси печь называли кормилицей, и это неспроста — в ней можно было приготовить обед на большую семью, а в те времена в семье было 5-7 детей;
  3. Печь использовали для мытья, на Руси говорили: «Зачем топить баню, когда печь есть». После топки выметали золу в ставили чугунки с водой, поддавать пару можно было плеснув воду на горячие стенки;

4. На печи спали. Лежанка вмещал трёх детей;

5. Лечили недуги. Лежанка посыпалась целебными травами и поливалась водой, после её покрывали простынёй и клали больного. Получалась своего рода ингаляция с прогреванием.

6. Стирали бельё. В чугунок клали грязное бельё, заливали водой, добавляли золу и ставили в тёплую печь, периодически перемешивали. Получалась стиральная машина, где зола играла роль стирального порошка.

Оборудование для Русской печи:

Чтобы ухаживать и использовать все возможности такого многофункционального устройства, нужно было несколько приспособлений:

Русские печи сегодня

Сегодня в частных домах также можно встретить Русскую печь. Современные Русские печи делают из более безопасных и долговечных материалов, используют чугунное печное литьё, которое украшает печь, оно долговечно и удобно в использовании.

Русская печь в современном доме не только хранит тепло и готовит пищу, она его украшает. Печники научились делать настоящее произведение искусства, которое всегда согреет и накормит своего хозяина.

Русская печь. Оборудована печными дверцами ДТГ-8АС «Онего» и ДПУ-3А Завод ЛИТКОМ

Приобрести ДТГ-8АС «Онего»  
Приобрести ДПУ-3А

 


В материале использовались фотографии с сайтов:

  • Фестивали Руси
  • Ярмарка мастеров
  • Этномир
  • Кирпичики

Русские изразцовые печи — история и современность

Русские поговорки и пословицы полны упоминаниями печи, да в каком контексте: «Танцевать от печки», «Догадлив крестьянин — на печи избу поставил», «Добра та речь, что в избе есть печь», «в октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся», «без печки холодно, без хлеба голодно». Печь не только отапливала, на ней готовили, в ней мылись, на ней лечились и любили — она была центром дома и его хранителем. Это, впрочем, неудивительно, поскольку климат России никогда не отличался мягкостью и наличие хорошей теплой печи было залогом выживания семьи в суровые зимы. Печи поклонялись и придавали ей сакральный смысл, как проводнику огня — главного языческого божества русичей. Нередко ее очеловечивали, наделяя способностью разговаривать, как например в народной сказке «гуси-Лебеди» и в более поздние времена, в частности, во вполне современном мультфильме «Вовка в тридевятом царстве».  О духовой печи в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка — мать родная».

Устройство русской печи предполагало не только очаг  для приготовления пищи, но и лежанку, чтобы спать в тепле. В этом главное отличие русских печей от европейских и средиземноморских. Европейская печь была в первую очередь частью системы отопления и элементом декора помещения. Средиземноморские печи использовались, в основном, для приготовления пищи. А вот, русская печь была «много в одном»: плита, спальня, отопительный прибор, баня, элемент декора и главное жилище домашнего божества и покровителя семьи — домового. Неполные аналоги русской печи есть только в Скандинавии, где климат сходен с российским, поэтому и традиционный уклад был похож.

С VIII по XIII века в Северной Руси преобладали печи-камени, сложенные из крупных камней без использования скрепляющего раствора. Камни были настолько хорошо подобраны, что герметично примыкали друг к другу. Топились такие печи «по черному», что имело свои плюсы в плане дезинфекции жилища:  горячий дым «прожаривал» стены и потолок в избе, которая высушивалась и дезинфицировалась, что было немаловажно для борьбы с инфекциями и насекомыми.  

Только к XV веку появились первые дымоходы, которые к началу XVII века стали изготавливаться из огнеупорного кирпича и вся конструкция приобрела тот вид, который мы сейчас называем «русская печь». 

И коль скоро русичи в печи вкладывали сакральный смысл, то и украшениям для них придавалось большое значение. Печь, как центр дома, или просто довольно большое сооружение нуждалась в украшении.

Ранние печи украшались терракотовыми и поливными изразцами, часто печь собирали из самонесущих изразцов и в конце-концов появилось понятие «изразцовая печь», предполагающая, что изразцы являются основным строительным материалом такой печи. 
XVII век стал пиком изразцового искусства в России. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «История русского изразца — от крещения Руси до Серебряного века».

Множество разноцветных и поливных изразцов украшало русские печи. Большой коллекцией изразцовых русских печей обладает Московский Кремль. Очень интересные изразцовые печи установлены в Новодевичьем монастыре, в Троице-Сергиевой Лавре. В общем, их уцелело немало в разной степени сохранности, во многом благодаря подвижничеству музейных сотрудников и реставраторов. Одна из самых больших коллекций русских изразцовых печей находится в Коломенском, где реставраторами МГОМЗ были произведены очень качественные реконструкции. Эти печи стали символом и красочным памятником Руси боярской — эпохи, сгинувшей в Петровские времена. 

Кардинальным изменениям русская печь подверглась в начале XVIII века с указом Петра, запрещавшим строительство курных (топившихся «по черному») пожароопасных печей, что было очень своевременно, поскольку города горели и пожары наносили большой ущерб. Тогда же был издан первый регламент по строительству печей в жилых домах и промышленному изготовлению кирпича, изразцов и других печных элементов. В этот же период по повелению Петра было запущено производство новых для России «голландских» изразцов — белых «кафлей» с росписью кобальтом. Приказ Петра звучал: «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою».

К середине XVIII века Россия производила самое большое число изразцов в Европе. А к концу века были заложены научные основы конструирования печей. Архитекторами, разработавшими наиболее энергоэффективные конструкции  систем печного отопления были Николай Александрович Львов со своей работой «Русская пиростатика» и Иван Иванович Свиязев со своей работой «Теоретические основы печного искусства», в которой он опубликовал методику расчета размеров дымоходов и сечений газовых каналов. Эти архитекторы теоретически обосновали приемы  проектирования систем печного отопления, а также изобрели свои оригинальные топливники и печи. Профессор Сильвиуш Болеславович Лукашевич опубликовал «Курс отопления и вентиляции», где в разделе по печному отоплению изложил теорию расчета отопительных печей.

Производство белых кафлей и изменение способа вывода дыма повлекли за собой преобразования в строении городских печей. Такие, чисто отопительные толстостенные печи стали называть «голландками», что не совсем правильно, поскольку они появились впервые именно в России, а уже отсюда попали в Европу. Как бы то ни было, печи-голландки получили большое распространение в городах во многом, благодаря своей тепловой эффективности. Установленные в каждой комнате дома или квартиры, соединенные между собой сложной системой теплотрасс, они стали прекрасным источником отопления довольно больших помещений. В частности, такие печи были установлены в Большом Екатерининском Дворце. О печах Большого Екатерининского дворца стоит рассказать отдельно, поскольку, как и московские изразцовые печи конца XVII века, они символизируют собой целую эпоху.

Идеи создания в России империи, не уступающей по своему влиянию и блеску крупнейшим европейским империям витали в воздухе всегда. Этой идее отвечал Санкт-Петербург, который, кроме «окна в Европу», стал первым полностью спланированным «европейским» городом России. Многочисленные дворцы, возведенные Петром и его потомками в Санкт-Петербурге превзошли своим блеском европейские, а дворцово-парковые ансамбли Петергофа не уступают знаменитому французскому Версалю по своей красоте. 

Основной расцвет искусств, вызванный роскошью господствующего тогда класса дворян, пришелся на правление Елизаветы Петровны. Этот период русского искусства даже получил свое название — Елизаветинское барокко. Главным представителем направления стал архитектор Ф. Б. Растрелли, по имени которого иногда называют и сам елизаветинский стиль  — растреллиевское барокко.

Елизаветинское барокко, в отличие от предшествующего ему петровского барокко, учитывал достижения русского искусства, сохранив в  своих силуэтах традиции православной храмовой архитектуры. Царскосельские и петергофские постройки Растрелли стали закономерным результатом того, что происходило здесь до него. Его творчество полностью подчинялось вкусам императрицы, любившей блеск, веселье и роскошь.  
Эпоха Елизаветы стала исключительно цельным периодом яркого проявления идеалов рококо. Прикладное искусство, архитектура и живопись достигли мастерства высочайшей степени и были применены в множестве построенных и реконструированных дворцов.

«Елизавета Петровна обновила все постройки и довела дворец до такой степени совершенства, что он смело мог соперничать, в особенности своими фонтанами, с Версалью и Марли».

Мечеслав Пилсудский, 1857 год

Большой интерес представляют изразцовые печи XVIII века, коих немало в Екатерининском дворце. К моменту возведения этих печей, в России уже давно работали кирпичные заводы, производящие «кафли». В месте расположения заводов в Стрельне были залежи хорошей глины. К 1722 году в печах Стрельны обжигалось до 3,5 млн. кирпичей в год. На стрельнинском Гончарном дворе изготавливали посуду, утварь и изразцы, политые белой эмалью и расписанные синими красками. Сюжеты были все те же, голландские — мельницы, корабли, пейзажи, каналы и другие. Подробнее о делфтском стиле вы можете прочитать в нашей статье о голландских изразцах.

В голландском стиле выполнены изразцы печей Большого Екатерининского дворца в Царском селе — сюжетные картины в бело-синей гамме, заключенные в орнаментальные живописные рамки. В этом ключе выполнены печи Кавалерской столовой, Буфетной, Китайской гостиной и многих других помещений Большого дворца.

На контрасте с перечисленными помещениями выполнена Белая столовая — в ней полная монохромность и матовые текстуры. Белая столовая была перестроена в 1774 году архитектором Ю. М. Фельтеном, сторонником классицизма. Помещение решено в строгих канонах классицизма и в его интерьерах имеются изящные круглые изразцовые печи, российского производства, облицованные белыми поливными изразцами с рельефными панно «Музыка» и «Живопись». 

Несмотря на серьезные разрушения во время блокады Ленинграда в период Второй мировой войны, дворцы Царского села и Петергофа до сих пор являются собранием выдающихся произведений искусства, а также красноречивым свидетелем подвига советских реставраторов, участвовавших в их восстановлении. 

Секрет изготовления изразцов с подглазурной живописью был утерян, и послевоенным реставраторам пришлось его возрождать. Основная заслуга в этом принадлежала архитектору А. Э. Гессену, по инициативе которого и были успешно реализованы работы по изготовлению изразцов. Гессеном  была решена проблема полного восстановления изразцовых плиток в интерьерах Летнего дворца Петра Первого, в Монплезире и в Марли в Петергофе. 

Довольно долго печь была основным источником тепла в русских домах и городских квартирах. Только в конце XIX — начале XX века, с изобретением парового отопления, их стали заменять. Фактически, в наши дни печи для отопления устанавливают только в частных домах и при условии отсутствия магистрального газа, позволяющего смонтировать газовый котел и водяное отопление. Чаще в доме устанавливают камин — для сибаритской медитации на огонь и как, своего рода, признак достатка. Тем не менее, спрос на печи есть и он достаточно устойчив. Часто заказчики ограничиваются обычной кирпичной печью, что обусловлено не только ее более низкой стоимостью, но и определенным вкусом современников с их приверженностью стилю «шале» в интерьере.

Изразцовые печи стали возвращаться в обиход только последние 10-12 лет. На рынке не так много компаний, способных изготовить изразцовую облицовку для печи. К тому же, у современных заказчиков практически отсутствует потребность в самонесущих изразцах и печах, полностью сложенных из них. Поэтому сейчас скорее речь идет об изготовлении архитектурной керамики и изразцовой плитки. Хотя иногда появляются заказы на настоящие изразцы с румпой.

Современные российские предприятия по изготовлению изразцов относятся к нескольким типам — мастерские с определенным ассортиментом форм и проектов, которые подгоняются под размеры печи или камина заказчика; мастерские, изготавливающие индивидуальные облицовки по эскизам заказчика или создающие новые эскизы; художественные мастерские, изготавливающие  авторские работы; и керамисты-частники.

В любой из перечисленных мастерских заказчик получает объект с высокой степенью уникальности, поскольку полностью идентичных изразцов не бывает и даже в рамках одного комплекта каждый изразец будет отличаться от другого. Разница между мастерскими не слишком существенна и состоит только в ценах и художественной составляющей, а это, в первую очередь, вопрос образования и вкуса художников и заказчика. В любом случае, на рынке сейчас можно найти изразцовые печи и камины на любой вкус. Приведем пример нескольких российских мастерских.

Одна из самых крупных в России, компания «Паллада» из Санкт-Петербурга основана коллекционерами и исследователями русской архитектурной керамики Андреем Роденковым и Константином Лихолатом. Компания имеет в своей базе огромное количество восстановленных антикварных форм изразцов Северо-Западного региона. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «Финские печи — изразцовое богатство Северо-запада».

Московская компания, созданная на базе реставрационных мастерских Андреевского монастыря и также имеющая большое количество восстановленных при реставрациях исторических форм изразцов — это «Керамическая мастерская Сергея Лебедева». Очень интересны работы компании «Изразцовые печи» в Кимрах, основанной Александром Чернышевым. Это довольно крупное предприятие, специализирующееся, как ясно из названия, на изготовлении печных изразцов из шамота.

Мастерские меньшего размера, но столь же отменного качества изготовления архитектурной керамики и изразцов, образованные художниками-керамистами это, например, «Студия архитектурной керамики Юрия Осинина» в Санкт-Петербурге, в которой создаются работы с необычайно точным рельефом, тонкой живописью и изумительными по своей красоте глазурными покрытиями.

Компания «АртБазл» — мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики — еще одно предприятие из Санкт-Петербурга, принадлежащее художникам-керамистам Андрею Беляеву и Ларисе Захаровой. Керамические камины этих художников очень сложны и необыкновенно красивы. 

Сказочно хороши работы семейной мастерской «Лев и Сирин» из Звенигорода, образованной потомственными керамистами Куприяновыми. Это — полностью авторская керамика, имеющая собственное лицо, стиль и характер.

Мы перечислили далеко не все существующие в России керамические мастерские, однако, работы упомянутых производств и художников притягивают к себе, волнуют душу и радуют глаз, что позволяет ставить их в один ряд с лучшими произведениями крупных мастеров прошлого. 

Три века русской печи: p_syutkin — LiveJournal

Наш рассказ (1 и 2) об истории русской печи, хоть и основывается на документальных источниках, но явно не слишком соответствует сложившимся стереотипам о ней. Ведь, нам с детства говорили, что русская кухня и  русская печь – неразлучны. И одно не существует без другого. А жизнь, оказывается, была сложнее…


Попробуем подытожить все, о чем мы говорили. И основываясь на этом материале, — сделать некоторые выводы:

1.      Когда собственно русская печь приобрела ту самую конструкцию, которая позволяет говорить об ее индивидуальности и уникальности? — По-видимому, лишь к XVXVI векам.

До этого существовавшие на Руси печи были достаточно примитивными сооружениями, ничем особенно не отличавшимися от аналогичных отопительных и поваренных приспособлений у соседних народов. Как вы думаете, насколько быстро остывала после протопки глиняная овальная печь размером 1х1 метр. Думаем, что уже через два-три часа после выгорания дров температура в ней опустится до комнатной. А как же многочасовое томление блюд в этой так сказать «русской печи»? — спросите вы. – А никак! То есть нагреть помещение до приемлемой температуры она, конечно, могла. А вот использоваться в сложных кулинарных целях – навряд ли.

2.     Русская печь никогда не была у наших предков единственным кулинарным приспособлением. Изучение блюд Древней Руси показывает, что наряду с «печными» технологиями их приготовления не менее распространенными были и другие поварские приемы.

Давайте просто перечислим некоторые хорошо известные блюда, к примеру, из «Росписи царским кушаньям», датируемой 1610-13 годами:
«Лебеди во взваре» — жареные на вертеле с подачей под соусом-взваром.
«Ути и зайцы верченные», т.е. жареные на вертеле.
«Пряженые» пироги и пирожки. Пряжить – означает «жарить в жире» (сегодня бы сказали «во фритюре»). Это явно можно было делать не в печи, а на огне, плите.
Рыба копченая – здесь комментарии излишни. Да, можно коптить над печной трубой, но труб-то у печей до Петра I почти и не было.

«Тельное» — размолотая в ступке до состояния фарша рыба, набитая в специальные формы (в виде зайцев, уток, поросят), которые опускаются в кипящее масло и жарятся в  нем.  

Или то же самое из «Домостроя»: требуха свиная жареная, грудинка баранья на вертеле с шафраном, вырезка говяжья на вертеле, большие пироги кислые, жареные в масле с сыром. Здесь же – разнообразные щуки, стерлядь, сельдь на пару. Вот  как готовить рыбу на пару в печи, когда требуется нагревание снизу, а не равномерное с боков?

Таким образом, повара на Руси испокон веков  использовали широкую гамму  приемов тепловой обработки: варку, припускание, варку паром, жарку на сковороде, на вертеле («верченные» зайцы, рыба, куры), в жире («пряжение»). Упоминаются в литературных памятниках того времени и такие сложные блюда, как рыба, «пряженая в тесте» (т. е. рыба в тесте, жаренная во фритюре). Рыбу также фаршировали. В той же «Росписи…»  встречаются «оладьи из тельного». А эти дотошные перечисления масел в «Домострое» (1550-е годы): орехового, конопляного, макового. Они – тоже для жарки в печи?

Вот почему, можно с полным основанием говорить о том, что русская печь никогда не была у нас единственным и уникальным поварским «инструментом». А русская кухня никогда не замыкалась на использовании печи в любое время года, для любых блюд и продуктов.

3.      О том, что печь была далеко не единственным и, возможно, не главным «кулинарным» приспособлением на Руси говорит и перечень найденных или упоминаемых в источниках предметов поварской утвари.

Конечно, нам обязательно возразят: вот, мол, все в печи можно было сделать. Это вообще универсальный и уникальный инструмент! Но поверите ли вы сами, что поперек печи вставляли десятки вертелов, а в горнило ежеминутно совался повар, чтобы опускать пирожки в котел с кипящим маслом? При том, что все указанные кулинарные операции можно было проделать с гораздо меньшими усилиями без печки? Это сегодня квасной патриотизм – религия, для которой не нужны аргументы. А раньше-то, кто кому и что должен был доказывать?  Делали просто, как удобнее и легче. Не сильно задумываясь, насколько это патриотично и самобытно.

Вот, скажем, перечисление поварской утвари в «Домострое» (гл.51): «…чтобы все было в порядке: и котлы, и сковороды, … и таганы, и решетки…».   Это  ведь  явно  не   для  печки   инструментарий.   Известный исследователь русской кухни Н.И.Ковалев справедливо замечает:  «Жарить на вертеле сотни порций на шестках печи очень трудно, для этого требуются специальные мангалы. Жарить во фритюре (пряжить в большом количестве раскаленного жира) в русской печи неудобно — необходимы открытые очаги с подвесными котлами или таганки».

Большие медные котлы – это вообще одно из самых употребительных названий кухонной утвари на Руси. Изготовление котлов превратилось даже в отдельную профессию. Еще в Новгородской летописи 1216 года упомянут Антон-котельник.[1] В обиходе начиная с X века активно используются железные сковороды. Упоминания о них в древних текстах немногочисленные,  но,  тем   не  менее,  этот тип посуды был хорошо известен в быту[2]. Их ставили тогда непосредственно на угли. Поэтому сковороды быстро изнашивались – железо просто прогорало. Самая ранняя из них найдена в раскопках в Лужском районе Ленинградской области. Она датируется VIII-IX вв[3]. А уж в дальнейшем они – непременный атрибут кухонного быта россиян.

Так, историк Иван Забелин приводит опись помещений Кремлевского дворца, относящуюся к 1722-1767 годам. Читаем фрагменты  из  нее: «Под Успенской церковью… кухарны палаты длиною 3 сажени, поперек 2 сажени… в ней печь кирпичная, а очаг надлежит починить… Подле мастерских палат — палата поваренная… пол 3 сажени, поперек 2 сажени безчетверти, в ней очаг доведется вновь сделать, в том очаге в деле решетка железная с зубцами, а другой нет… Подле тех переходов 3 поваренные палаты. …Две печи кирпичные да очаг… В одной палате очаг, при оном очаге 4 связи железные и подстава связанная железная»[4].

Достоверно известно,  что дворцы русской знати оборудовались поварнями с открытыми очагами, вертелами, подвесными котлами. Были они и в поварнях XVI—XVII вв. Так, в розыскном деле о Ф.Шакловитом и его сообщниках упоминается «вертел, что гусей и утят жарит» (1689 г.).

Для жарки  издавна на Руси применяли вполне «европейские» железные и медные сковороды; для жарки в большом количестве жира и запекания — металлические противни. Так, в «Описи скатерной и судовой (посудней) палат» по переписной книге за № 14 от 7166 (1657) г. числится: «В скатерной сковородок медных белых… двадцать сковородок большие руки (ручки – прим.авторов) с трубками да десять сковородок средние статьи с трубками».

4.      Действительно уникальным и присущим именно России сооружением печь становится примерно с XVIXVII веков – Домострой и т.п. Именно отсюда и следует исчислять время ее существования в русской кухне.

Однако уже с начала XIX века русская печь постепенно теряет свое значение  в качестве универсального кулинарного приспособления. Даже существуя в исконном виде, она постепенно обзаводится плитой и конфорками. Которые практически сводят на нет ее «печные» свойства.

Действительно русская кухня XIX века – явление значительно более широкое, чем приготовление в печи. Вы видели рецепты для печи у Левшина (1795), у Авдеевой, у Степанова,  у Радецкого? Ну, с десяток на всех найдете. А ведь это – цвет русской кулинарии тех лет. То, что собственно и называлось великой русской кухней XIX века! То, чем справедливо гордилась страна. То, что завоевывало признательность и известность даже в избалованной кулинарными изысками Европе.

Это не означает того, что в XIX веке русская печь утратила свою роль и широко не использовалась. Конечно, нет! Она сохранялась в массовом крестьянском быту практически до 50-х годов XX века. Но только не надо путать деревенскую кухню последних 150 лет и общенациональную русскую (а потом и советскую) кулинарию! Первая была, несомненно, частью общерусской кухни, но уже с конца XVIII явно не определяющей ее существо и тенденции развития.  

Читатель вправе спросить: — Вы что же, пытаетесь развенчать нашу печь, истинно русское и уникальное изобретение, основу всей русской кухни? – И да, и нет, — ответим мы. – Просто жизнь была несколько сложнее устоявшихся и привычных со школы схем. И в этой жизни русская печка была обычным приспособлением. Очень полезным в быту и кулинарии.

Только на протяжении многих веков она ничем особенным не отличалась от зарубежных аналогов, да и вообще не была чем-то, требующим специального «изобретения». И долгое время ее кулинарные возможности были значительно у́же, чем сейчас пытаются ей приписать. Эти «фантазии» сродни современным картинкам былинных богатырей X-XII веков, возлежащих на русской печи. Которой, как неожиданно для некоторых оказывается, тогда просто и не существовало. 

Впрочем, и кулинарный «золотой век» русской печи также был недолог. Лишь около трех веков достигнутое к тому времени совершенство ее конструкции позволяло максимально использовать печь в гастрономической практике. Которая, естественным образом, вытеснила ее на «обочину» великой русской кухни XIX века. Сделав русскую печь уникальным историческим свидетельством смекалки и изобретательности русского народа. Незаменимым в крестьянском быту приспособлением. Ставшим одновременно некоей «фантомной болью» об утраченной национальной традиции и потерянной русской кухне.


[1] Древняя Русь. Быт и Культура. М., 1977.  С.14.[2] Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. СПб., 1903. С.377.[3] Лебедев Г.С. Сопка у д.Репьи в Древнем Полужье. // КСИА, М., 1978. С.96.[4] Забелин И. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. М., 1884.

Музейный проект «Печные изразцы Дворца царя Алексея Михайловича» в Коломенском продлили до 12 февраля 2017 года

29 марта 2016 года в экспозиции «Дворец царя Алексея Михайловича. Историко-художественная реконструкция» в Задних сенях Хором царя Алексея Михайловича в Коломенском  открылся музейный проект «Печные изразцы Дворца царя Алексея Михайловича», который продолжит свою работу до 12 февраля 2017 года.
Музейный проект представляет подлинные печные изразцы из интерьеров дворца царя Алексея Михайловича, которые были найдены при проведении археологических раскопок на Государевом дворе в Коломенском.

Печные изразцы из археологической коллекции Московского государственного объединенного музея-заповедника уникальны. Это редчайшие подлинные артефакты второй половины XVII века, позволяющие вживую увидеть и представить очень важную часть интерьеров царской резиденции. В условиях русской зимы дворец должен был хорошо отапливаться, поэтому печи были непременным элементом убранства не только дворца, но и любого древнерусского дома.

Сюжет ТК «Союз» о музейном проекте «Печные изразцы Дворца царя Алексея Михайловича» с участием хранителя музея Барановой С.И.

Печи в Коломенском дворце были прямоугольные или круглые, сложных архитектурных форм, украшенные зелеными или многоцветными поливными изразцами. Печь представляла собой настоящее архитектурное сооружение, объемы которого разделяли на ярусы, сужающиеся кверху. Переходы от одного яруса к другому оформлялись профилированными изразцами – карнизными, поясковыми, валиками. Мощное «тело» печи ставили на фигурные столбики-ножки, соединенные изразцами-подзорами. Верх печи украшал ряд изящных городков.
Разнообразие форм печных изразцов позволяло проявлять фантазию при их декорировании. Их поверхность могла образовывать изысканный ковровый рисунок или содержать символический сюжет. Сидящие на ветках и плодах заморские птицы, вазы с букетами экзотических цветов, двуглавые орлы, сложные фигурные обрамления превращали печь в подлинное украшение помещения.
Большинство печей дворца были ценинными, то есть покрытые изразцами с цветными эмалями. В царских покоях находились девять ценинных, шесть круглых и одна «образчатая» (фигурная) печь. В проводных керамических трубах не было топок, а лишь «комен (камин) с закрышкой». Дворец отапливали из нижних помещений, подклетов, где соединялись все проводные трубы, по которым нагретый воздух подавался наверх, в царские покои.
Изразцы, из которых складывали печи царского дворца, изготовлялись в Гончарной слободе Москвы (современная Гончарная улица). Они отличались ярким, красочным и разнообразным орнаментом.
Особо любимыми во второй половине XVII века были зеленые (муравленые) изразцы, как правило, украшенные. Отсутствие многоцветия с лихвой восполняет орнаменты и яркий блеск зеленой глазури.
Благодаря этим бесценным находкам стала возможна реконструкция дворцовых печей. Все работы по воспроизведению интерьеров дворца царя Алексея Михайловича проводились на основе глубоких научных исследований. В изготовлении изразцовых печей для современного Коломенского дворца принимали участие художники-керамисты из Ярославля, Санкт-Петербурга и Нового Иерусалима.
Современные реконструкции печей проведены как на основе аналогов – изразцов, найденных во время археологических раскопок на территории Государева двора в Коломенском, так и на основе типовых изразцов с геральдической символикой, которые были распространены и сейчас хорошо известны по декору архитектурных памятников Москвы второй половины XVII века.

Осмотр выставки осуществляется бесплатно в рамках посещения интерьерной экспозиции “Дворец царя Алексея Михайловича. Историко-художественная реконструкция”.

Возрастная категория 0+
Адрес: станция метро «Каширская», пр-т Андропова, д. 39. стр. 69

 

Режим работы выставки: вторник — воскресенье с 10.00 до 18.00, понедельник – выходной день.
Билеты продаются в кассах музея-заповедника с 10.00 до 17.30, а также на сайте музея-заповедника.
Выставка  работает в рамках посещения интерьерной экспозиции “Дворец царя Алексея Михайловича. Историко-художественная реконструкция”

Посетители с ограниченными возможностями могут предупредить о своем визите на выставку по телефону: 8-910-450-53-97.

Карта-схема музея-заповедника

ТЕПЛО КАК У БАБУШКИ…. — Музей древнерусской кухни»Еда Руси»

ТЕПЛО КАК У БАБУШКИ. РУССКАЯ ПЕЧКА 🔥🤗

Русская печка – универсальный очаг, традиционно используемый для обогрева жилища и приготовления пищи. В отличие от каминов, обогревающих помещение исключительно во время сжигания топлива, русские печи сохраняют и отдают тепло длительное время, что позволяет разжигать огонь не более двух раз в сутки. Сегодня традиционные источники тепла возвращаются в дома загородных жителей. Что же представляет собой русская «теплушка», кормилица и героиня сказок.

Немного интересной истории Прообразы русских печей появились в 15 веке, они не имели дымовых труб и топились «по-черному». Чуть позже дым научились выпускать через чердачное помещение, а со временем вместо глины начали использовать обожженные кирпичи. Печи с трубами придумали в начале 17 столетия, но тогда дымоходы делали из дерева, что нередко становилось причиной пожаров. Топить по-черному и использовать деревянные дымоходы запретил Петр Первый в 1718 году, однако вплоть до 19 века в деревнях можно было встретить оба устаревших варианта.

На смену опасным очагам пришли конструкции с каменными трубами, дополненные лежанкой – теплым спальным местом для всех членов семьи. Вокруг печки крутилась вся жизнь крестьянина: в ней готовили пироги и каши, сушили грибы и ягоды, варили пиво, обжигали глиняную посуду и распаривали лозу для плетения лаптей. В многочисленных нишах и в специальных отсеках хранили домашнюю утварь. Одним словом, русская печь в доме играла роль отопительно-варочного приспособления, кухонной мебели, кровати, а также служила миниатюрной баней. При всем этом она украшала собой помещение и была предметом преклонения.

Принцип работы русской печи не так уж и сложен: сначала в камере разжигают топливо (горение поддерживается за счет кислорода, поступающего через нижнюю часть устья), дым поднимается к своду и проходит в дымовую трубу. Время сгорания топлива зависит от его влажности, чем суше поленья – тем быстрее происходит разогрев.

Основные виды русских печей

Раньше было практически невозможно встретить две одинаковых печки – у каждого печника был свой «рецепт» и наработанный опыт кладки. Сейчас русские печи для дома тоже можно квалифицировать лишь относительно, так как в каждом отдельном случае может быть использована уникальная конструкция.

Классификация по размеру

Прежде всего, печи принято подразделять по габаритам:

Группу больших печей составляют конструкции размером 1500*2300 мм и более, такие размеры русской печи позволяют обогреть несколько смежных помещений;

к средним относят печки размером 1500*1750 мм, такой очаг без проблем обеспечит теплом комнату площадью около 30 квадратных метров; малая русская печь имеет размеры менее 1500*1750 мм,

она пригодна для отопления небольших комнат, а также рекомендуется в качестве дополнительного источника тепла и предмета декора.

Источник: http://teploguru.ru/pechi/doma/russkaya-pech-v-sovrem..

МОМЕНТ С ЭКСКУРСИИ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛЮД В РУССКОЙ ПЕЧИ

Узнать о нас больше 🙋 http://xn--80ahco3bgn.xn--p1ai/index.html

#ЕдаРуси #МузейДревнерусскойКухни #РусскаяКухня #экскурсии #корпоративы #днирождения #детскиепрограммы #внутреннийтуризм #Родное

_____________________________________
Музей древнерусской кухни «Еда Руси» 🍐🍯🍞
телефон: 8(495)7282249 Алла
e-mail: [email protected]

Русская дровяная печь — это центр традиционного русского дома.

Дровяная печь — центр традиционного русского дома. Этот тип печи очень велик по размеру, но очень эффективен с точки зрения энергопотребления. Благодаря своей конструкции тепло может сохраняться долгое время. Хорошая печь требует дозаправки всего два раза в день. Этот значимый элемент быта часто можно встретить в литературе и анекдотах. Ниже я приведу несколько примеров.

Помимо обогревателя, плиты и коптильни для еды, печь была еще и лекарем, лечившим членов семьи от любых простуд.Более того, русская печь могла заменить баню. Люди могли вымучить болезнь своим телом или просто расслабиться. Чтобы превратить дровяную печь в паровую баню, нужно было кое-что сделать. Сначала печь нагревали до очень высокой температуры. Когда стало немного прохладнее, уголь и продукты убрали из печи. Впоследствии стены поливали водой или квасом — этот напиток готовят из ржаного хлеба — чтобы заполнить паровую баню плотным хлебным паром.Купальщица ложилась на деревянную полку, и ее толкали в пылающий центр печи. Наконец, вход в печь плотно закрывался, оставляя купальщицу на время потеть.

Русская печь также используется как место для сна. На плите или между стеной и печью полка служила теплым местом для чтения книги или для сна. Такой способ использования печи встречается в Обломов , известном романе, написанном Иваном Гончаровым . Захар , слуга главного героя Обломова, весь день лежит на плите. Каждый раз, когда Обломову что-то нужно, он звонит Захару. В другой комнате он слышит глухой звук, как его слуга прыгает с плиты.

Один из моих преподавателей в институте рассказал мне еще одну интересную историю о русских дровяных печах. Бабушка рассказывала ей, что во время Великой Отечественной войны она и ее семья мылись в печи. Дровяная печь была достаточно большой, чтобы в нее поместился человек.Встать прямо было невозможно. Каждый раз, когда кто-то хотел умыться, ему нужно было проползти через вход в печь, обойти огонь и набрать воду, нагретую внутри печи. После этого приходилось вылезать из печи, снова пачкаясь.

Автор: Луук Винкельмолен, в настоящее время изучает русский язык в Liden & Denz Saint-Petersburg

Душа русской печи — Из России с любовью

Когда я приезжаю домой в свой город (например, когда у меня дело в суде в другом городе), машина едет по типичным русским сельским дорогам.Иногда это бывает зимой, и густой лес, покрытый снегом, сменяется деревянными домами типичных русских деревень по обе стороны дороги или далеко в поле. Иногда холодный день кажется серебристым с особым холодным зимним воздухом, иногда наступают синие сумерки или темно-синяя ночь покрывает окраины.

Мне нравится видеть огни в дальних окнах деревянных домов, и всегда идет дым из труб — это не дымоход, как много лет назад русская избушка — деревянный дом в деревне — есть свой печь.

Это всегда была очень функциональная вещь — домработницы использовали ее для готовки — и никакая современная духовка и мебель не сравнятся — еда из духовки имеет особый вкус — итальянцы меня поймут, паста «аль форно» всегда Лучший!

Типичные большие русские пироги, густые супы типа счи, каши и многое другое. Я всегда гость в деревне — никогда там не жил — но у меня была возможность попробовать несколько простых тарелок, которые были особенными для деревенской печи — яйца с сосисками или красный и зеленый перец, фаршированный мясом, и особенно кашу из риса и пшена с несколько кусочков тыквы.Было так вкусно!

Но русская печь — это не только отопление зимой и место для готовки. Обладает особой энергетикой.

В большинстве старинных русских каменных печей была «лежанка» — специальное место наверху для сна. Холодными зимними ночами здесь спали дети, это излюбленное место кошек и взрослых людей — полати — деревянное место для сна, сделанное из дуба или березы — у этих деревьев нет поля, но также обладают особой энергией и передают эту энергию людям.

Сочетание тёплого камня и тёплого дерева и особой «атмосферы» печи избавляет от болезней, дарит душевный покой и безмятежность.

Русская печь впервые появилась в 15 веке. Его использовали как для приготовления пищи, так и для отопления помещений. В русской печи дрова сжигают отходы производства древесины.
Можно использовать разные виды дров, например березовые или сосновые. Осина наименее эффективна для обогрева русской печи, потому что ее количество в два раза больше, чем у других видов древесины.
Русская печь предназначена для длительного сохранения тепла. Это достигается путем направления дыма и горячего воздуха, образующегося при сгорании, через сложный лабиринт коридоров, нагревая кирпичи, из которых построена печь.
Кирпичный дымоход на чердаке, иногда с камерой для копчения дров, необходим для замедления охлаждения печи.

Русская печь обычно находится в центре избы. Строителей русских печей называют печниками.Хорошие печники всегда имели высокий статус среди населения. Плохо построенную русскую печь может быть очень сложно отремонтировать, она будет печь неравномерно, коптить или плохо удерживать тепло. Существует множество конструкций для русской печи. Например, есть вариант с двумя очагами (один из очагов используется в основном для быстрого приготовления, другой — в основном для обогрева зимой).
Русская печь была важным элементом русской жизни и поэтому часто встречается в фольклоре, особенно в русских сказках.Легендарный герой Илья Муромец смог ходить после 33 лет нетрудоспособности после того, как его положили на русскую печь.

Емеля, по легенде, так не хотел его покидать, что просто летал и ехал на нем.

Старая уродливая ведьма Баба Яга по легенде испекла детей, которые заблудились в ее печи.

Часто в этих сказках печь приобретала человеческие черты. Например, в «Волшебных гусях-лебедях» девушка встречает русскую печь и спрашивает дорогу.Духовка предлагает девушке ржаные булочки, а затем, по возвращении девушки, прячет ее от гусей-лебедей.
Это смесь души, культуры, традиций, и шаг за шагом она уходит в прошлое….

Российские бабушка и дедушка якобы задушили внука и приготовили его в духовке.

В трагическом сюжете, похожем на ужасную сказку Гензель и Гретель, дедушка и бабушка двухлетнего мальчика якобы задушили его, а затем приготовили в своей духовке.

В случае, похожем на ужасную детскую сказку «Гензель и Гретель», российские дедушка и бабушка двухлетнего мальчика якобы задушили его, а затем приготовили в своей печи.

Пожилая русская пара была арестована после того, как в снегу были обнаружены обугленные останки их внука.

Родители ребенка Мария, 20 лет, и Дмитрий Щербаков, 25 лет, пришли домой, чтобы забрать своего сына Диму, и нашли то, что осталось от его тела.

По данным полиции, дедушка и бабушка задушили маленького Диму, чтобы он перестал плакать, а затем «бросили его в кипящую печь».

Бабушка и дедушка, 48 и 52 года, предположительно находились в состоянии алкогольного опьянения.

СВЯЗАННЫЙ: Атака дикаря мачете длилась полчаса

СВЯЗАННЫЙ: Ужасные подробности убийства беременной девочки

Инцидент, который произошел в Кемерово на юго-западе Сибири, в настоящее время расследуется Следственным комитетом России.

«Они обнаружили в доме одежду маленького мальчика, но не его», — говорится в заявлении следователей.

«Рядом с домом родители нашли тело сына в снегу и вызвали следователей и милицию.

«Судебно-медицинская экспертиза установит точную причину смерти маленького мальчика».

Неизвестно, кто якобы совершил это ужасное деяние — родители Марии или Дмитрия.

Другая группа бабушек и дедушек ребенка написала в социальных сетях: «Наш бедный маленький мальчик, как мы могли не спасти тебя?», — сообщает The Mirror .

Это даже не первый случай, когда российские дедушка и бабушка бросили своих внуков в печь.

В прошлом году в России задержали 54-летнего дедушку после того, как он сжег своего внука, поместив его в горячую печь.

Дед также обвинил в своей кровавой полосе опьянение и утверждал, что принял своего внука за сатану.

Одиннадцатимесячный ребенок «заживо сожжен в печи своими пьяными русскими бабушкой и дедушкой»

Одиннадцатимесячный ребенок был заживо сожжен в печи своими бабушкой и дедушкой, сообщили в полиции.

Малыш Максим Сагалаков был оставлен 20-летней матерью Викторией на попечении родителей в Хакасском районе России.

Вернувшись, обезумевшая женщина нашла обугленные останки ребенка в печи семейного дома в селе Харой.

«Бабушка и дедушка были в пьяном виде и убили ребенка», — говорится в сообщении Следственного комитета по расследованию тяжких преступлений.

Виктория Сагалакова, 20 лет, оставила 11-месячного сына Максима на попечение бабушек и дедушек — 42 и 47 лет — когда она была в Хакасии, Россия.

Сагалаков вернулся и обнаружил, что ребенка бросили в печь и сгорел заживо

«Член семьи обнаружил, что тело мальчика сильно повреждено высокой температурой внутри печи.’

Точная причина смерти находится в стадии судебно-медицинской экспертизы, но считается, что ребенок умер от сжигания отходов после того, как был сожжен заживо во вторник.

Сосед сказал, что дедушка отсутствовал и напился водки.

Когда он вернулся, ребенка бросили в печь.

42-летняя бабушка и 47-летний дедушка по фамилии Миягашев были арестованы, и по факту «умышленного убийства беспомощного несовершеннолетнего» возбуждено уголовное дело, сообщили источники в правоохранительных органах.

Член семьи нашел тело Максима в печи после того, как его бросил дед

Сосед сказал, что дедушка «сошел с ума» после того, как напился водки, и бросил ребенка в печь, а бабушка не помогала его

Полиция арестовала обоих дедушку и бабушку в их доме, и теперь им грозит жизнь в тюрьме по обвинению в убийстве

Сосед Евгений Боргояков сказал российскому телевидению, что дедушка «сошел с ума от алкоголя».«

Боргояков сказал:« Он вернулся домой, и мы слышим, что он толкнул ребенка в дровяную печь. Вот и все.

Мать Виктория Сагалакова, 20 лет, оставила эмоциональное сообщение в социальных сетях.

«Покойся с миром, мой любимый сын», — написала она. «Мой дорогой маленький сын. Моя боль не утихает ни на минуту.

«Как мне справиться с тем, что тебя нет со мной? Я не могу тебя обнять. Здесь только твоя фотография с твоим добрым и нежным взглядом.

Виктория опубликовала душераздирающее сообщение в социальных сетях: «Пожалуйста, приходите ко мне на минутку.Приходи ко мне во сне «

» Я смотрю на твою фотографию, и ты мне улыбаешься. Я так по тебе скучаю, сын мой.

«Приходите, пожалуйста, на минутку ко мне. Приходите увидеть меня во сне. Я знаю, что теперь ты все видишь, потому что летишь так высоко ».

Родственница и соседка Наталья Сагатаева рассказала, что бабушка и дедушка часто заботились о ребенке, пока мать отсутствовала, и хорошо за ним ухаживали.

«Я просто не могу в это поверить», — сказала она. «Я все еще в шоке.За мальчиком хорошо ухаживали, кормили. Мои дети играли с ним. Как такое могло случиться?

Марина Чаптыкова, соседка по сибирской деревне, сказала: «Мне стало плохо, когда я это услышала. Я просто не могу представить, как это могло случиться? »

Сотрудник комитета Юлия Арбузова сообщила: «По факту убийства ребенка возбуждено уголовное дело».

Бабушкам и дедушкам грозит пожизненное заключение в случае признания виновным. Перевод

с английского на русский: Cambridge Dictionary

(Перевод cabin из Кембриджский англо-русский словарь © Cambridge University Press)

Примеры духовок

печь

Во-первых, причиной пожара могла стать авария, возможно, с одной из печей.Наиболее распространенным методом производства атомного пучка является термическая печь . Мы провели все анализы в двух экземплярах и сообщили средние значения для печи — сухой массы.Как и ваша микроволновая печь , духовка , а также большая часть бытовой техники в вашем доме. Применение термической печи ограничивается материалами с низкой температурой плавления.Точно так же историк искусства может быть впечатлен эффектами новых технологий, которые сначала использовались не в художественном отношении — например, керамика выиграла от более горячих и дешевых печей. Количества активности дегидрогеназы и микробной биомассы рассчитывали на сушильном шкафу на -сухом основании.Кроме того, внутри и между остатками зданий были обнаружены печи и платформы, скамейки и бассейны из глины. Общий урожай кукурузных початков и стручков любых промежуточных культур с каждого участка взвешивали и отбирали подвыборки для определения веса сухого зерна , печь .Некоторых животных, собранных во время исследования, взвешивали в свежем виде и после сушили в сушильном шкафу — до постоянного веса. Если фитомасса весила> 50 г, подвыборку 50 г оставляли для сушки в печи .После завершения объект промывают растворителем, а затем экспонируют в ультрафиолетовой печи , которая полностью закрепляет результат. Учитывая тот факт, что дикая агава распространена по всему бассейну, интерпретация этих особенностей горения как мескалевых печей не кажется надуманной.Подвыборка из 20 случайно выбранных растений была разделена на компоненты стебля, листа, черешка, цветоноса и плодов и высушена в печи .

Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете.Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или его лицензиаров.

«Элементы интерьера старинного ру …» Юлии Паулюкевич

Страна автора

AllAfghanistanAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua и BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamas, TheBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia и HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Индийский океан TerritoryBritish Virgin IslandsBruneiBulgariaBurkina FasoBurmaBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral африканских RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Килинг) IslandsColombiaComorosCongo, Демократическая Республика theCongo, Республика theCook IslandsCosta RicaCote d’IvoireCroatiaCubaCyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEast TimorEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland острова (Мальвинские) Фарерских IslandsFijiFinlandFranceFrench ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные и Антарктические землиГабонГамбия, ГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГернсиГвинеяГвинея-БисауГайанаГайтиХерд-Айленд a й McDonald IslandsHoly Престол (Ватикан) HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsle из ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea, NorthKorea, SouthKuwaitKyrgyzstanLaosLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacauMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Федеративные Штаты ofMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueNamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestine, Государственный ofPanamaPapua Новый GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairn IslandsPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussiaRwandaSaint HelenaSaint Киттс и NevisSaint LuciaSaint Пьер и MiquelonSaint Винсент и GrenadinesSamoaSan MarinoSao Томе и PrincipeSaudi АравияСенегалСербияСейшельские островаСьерра-ЛеонеСингапурСловакияСловенияСоломоновы островаS omaliaSouth AfricaSouth Джорджия и Южные Сандвичевы IslandsSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard и Ян MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyriaTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTogoTokelauTongaTrinidad и TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks и Кайкос IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited арабского EmiratesUnited KingdomUnited StatesUnited Штаты Экваторияльная IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaVietnamVirgin IslandsWallis и FutunaWestern SaharaYemenZambiaZimbabwe

Российские бабушка и дедушка якобы задушили внука и приготовили его в духовке

По трагическому сюжету, похожему на ужасающие сказки Гензель и Гретель, дедушка и бабушка двухлетнего мальчика якобы задушили его и приготовили в духовке.

Во время инцидента, похожего на ужасающие детские сказки «Гензель и Гретель», российские бабушка и дедушка двухлетнего мальчика задушили его и приготовили в духовке.

Пожилая русская супружеская пара была арестована после того, как в снегу были обнаружены обгоревшие останки его внука.

Родители детей Мария (20 лет) и Дмитрий Щербаковы (25 лет) вернулись домой, чтобы забрать своего сына Диму, и обнаружили то, что осталось от его тела.

По данным полиции, дедушка и бабушка задушили маленького Диму, чтобы он перестал плакать и «бросил его в сгоревшую печь.

В то время, как утверждается, 48-летний и 52-летний дедушка и бабушка были в состоянии алкогольного опьянения.

Связано: Варварское нападение мачете длилось 30 минут

Связано: Ужасные подробности убийства беременной девочки-подростка

Инцидент в Кемерово, на юго-западе Сибири, в настоящее время расследуется российской следственной комиссией.

«В доме нашли одежду маленького мальчика, но его нет», — говорится в заявлении следователя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *