Скульптура малых форм примеры: Скульптура малых форм. XX век.

Сен 18, 2021 Разное

Скульптура малых форм примеры: Скульптура малых форм. XX век.

Скульптура малых форм. XX век.

 

Часть первая

 

«Искусство существует, чтобы забывать мерзости жизни». 

Аристид Майоль. 

 

В начале 20 века развитие скульптуры малых форм, в условиях кризиса культуры развитого капитализма, принимает противоречивый характер. В поисках устойчивых духовных и эстетических жизненных ценностей скульптура малых форм развивается разнообразными путями.

Мощное воздействие на все национальные школы оказывает глубоко проникающее в жизнь и в законы реалистической пластики творчество Франсуа Огюста Рене Родена, Аристида Жозефа Бонавантюра Майоля, Эмиля Антуана Бурделя, Деметера Чипаруса во Франции, Эрнста Генриха Барлаха в Германии, Ивана Мештровича в Хорватии, Творчество Франсуа Огюста Рене Родена по праву считается одним из интереснейших и значительнейших явлений в истории мирового искусства. Будучи фанатичным поклонником живого тела, Роден досконально изучил человеческую анатомию.

 

Франсуа Огюст Рене Роден (1840–1917)

 

Его работы стали образцом для многих художников, а умение передать энергетику живого тела, его пластику и сложные линии, стали образцом для последующих поколений мастеров.

 

Огюст Роден. Вечная весна. Мрамор. 66,6 см. Задумана в 1884, высечена в 1901-1903

 

Роден умел «схватить» то мимолетное, едва уловимое, что характерно для находящегося в постоянном движении человека. Динамизм, энергетика и эмоциональность работ мастера часто отличались от привычной статики академизма, что вызывало у зрителя недоумение, непонимание и, очень редко, искреннее восхищение. Тяга Родена к изображению интимных моментов жизни также была воспринята современниками в штыки. Только по прошествии, десятков лет, работы скульптора были признаны гениальными.

 

Огюст Роден. Мимолетная любовь. 1887, 26.7×29.2 см. Бронза

 

Ему выпала честь внести свежую струю в искусство пластики, разрушив застывшие академические традиции. Роден считается одним из основоположников современной скульптуры. Эмиль Антуан Бурдель как-то сказал о себе: «Я леплю на простонародном наречии». И действительно, его скульптуры лишены утонченной изысканной грации, они полны силы, необузданной энергии, полны бушующих эмоций.

 

Эмиль Антуан Бурдель (1861–1929) | Эмиль Антуан Бурдель, около 1904 года © Бурдель / Музей Роджера-Виолета

 

Он предпочитал лаконичный и образный язык греческой архаики, нежели эстетизм эллинистической культуры. Эти черты ярко выражены в статуе «Стреляющий Геракл» 1909 года.

 

«Геракл» в мастерской скульптора
© Альберт Харлинг Музей Бурделя / Роджер-Виолетт

 

Могучая фигура с резкими чертами лица пронизана энергией, сконцентрированной

малые архитектурные формы в ландшафтном дизайне

  1. Главная
  2. Статьи
  3. Ландшафтная архитектура
  4. Скульптура в ландшафтном дизайне
Деревянная садовая скульптура

Садовые скульптуры используют для украшения не только парков и скверов, но и небольших садов, частных территорий. В оформлении участка они могут выполнять сразу несколько функций.

Расставляем акценты. Скульптуры привлекают внимание, выделяют самые важные точки композиции. Если их несколько, они могут создавать ритм, симметрию. Даже один такой элемент выделит цветник или водоем, пересечение дорожек, красивую лужайку, поможет правильно направить взгляд — так, чтобы увидеть сад в наилучшем свете.

Избегаем однообразия. Садовая скульптура убирает монотонность в оформлении больших территорий, помогает им оставаться красивыми осенью и зимой, когда пышной зелени и цветов нет, улучшает вид просторных газонов и длинных аллей.

Улучшаем зонирование. Ряд колонн может обрамлять цветник или парадную зону, отделять их от участка, использоваться в оформлении широких проходов, подъездных путей. Расставленные вдоль дорожки, по периметру зоны отдыха или видовой площадки скульптуры «разделяют» внимание, помогают видеть «пейзажную» часть территории и не замечать размещенные за ее пределами строения, хозяйственные зоны. Такие элементы можно использовать парами, «отмечая» начало лестницы, дорожки, вход в дом или на площадку для отдыха.

Меняем пропорции. Если участок невелик, современная скульптура из стекла, зеркал, полированного металла добавит света и пространства. Если в вертикальной планировке нет баланса (с одной стороны высокие деревья, а с другой — пустое место), фигуры на постаментах помогут восстановить равновесие.

Формируем прогулочные маршруты. Если дорожка заканчивается тупиком (не замкнута), в конце можно установить скульптуру, чтобы добиться завершенности. Тропа не обязательно должна «упираться» в нее: если она обогнет постамент или декоративную композицию, маршрут станет замкнутым, кольцевым.

Усиливаем стилизацию. При оформлении участка в восточном, античном, средиземноморском, других стилях использование скульптур помогает создавать отсылки к той или иной культуре, формировать настроение.

Садовые скульптуры из металла

Какой может быть садовая скульптура?

Эти малые архитектурные формы выбирают, учитывая стиль оформления сада.

Классика. Традиционные фигуры: боги, люди, животные, могут устанавливаться на постаментах. Их размещают на партерных газонах, вдоль живых изгородей, в составе цветников, у водоемов, вдоль дорожек. Они помогают создавать торжественное или романтичное настроение. Классическую стилизацию можно усилить, используя колонны, декоративные карнизы и накладки, «обломки», фрагменты скульптурных композиций.

Экостиль. Это могут быть фигуры птиц или животных, размещенные, в соответствующих условиях. Цапли, черепахи, рыбы, изображения водяных уместны у водоемов. Фигуры собак и кошек, овец, лошадей, сказочных персонажей, стилизации под избушки, шалаши хорошо выглядят на газонах, под деревьями, в составе многоярусных композиций.

Абстракции. Можно использовать простые геометрические формы: шары, кубы, трапеции, размещая их на газонах, создавая с их помощью ритмичное оформление. Другой вариант — скульптуры сложных форм, с движущимися на ветру элементами, абстракции, очертания которых ассоциируются с животными, людьми, божествами. Они подойдут для сада, оформленного в духе минимализма или модерна.

Этнические стили. Пасторальные фигурки для прованса, фонари, абстрактные скульптуры, чаши для японского и китайского стиля, композиции с ярким мозаичным оформлением или из цветного камня для мавританского сада — такие МАФ усиливают стилизацию, помогают расставлять акценты.

Скульптуры в ландшафтном дизайне

Для изготовления садовых скульптур могут использоваться:

  • натуральный камень: мрамор, гранит, песчаник, кварц. Лучше устанавливать их на постаменте или фундаменте (грунт может осесть под весом изваяния). Цвета камня обычно нейтральные, природные. Важно подобрать такой фон, на котором он будет хорошо заметен;
  • гипс: легкий недорогой материал, формы могут быть любыми. Фигурки отливают из гипсовой смеси, раскрашивают. Чаще их используют для этнического или эко-стиля. В пейзажном или регулярном саду они могут быть неуместными;
  • бетон: используется так же, как гипс, но является более прочным и тяжелым. Он подходит для изготовления абстрактных форм. Окрашивается редко, обычно размещается на ярком фоне, чтобы создать контраст;
  • дерево: хорошо подходит для эко-стиля. Это могут быть вырезанные, выточенные фигурки или целые строения: домики, шалаши, башенки, мельничные колеса;
  • керамика: прочна, может быть цветной, хорошо подходит для изготовления абстракций;
  • металл: сталь, железо, латунь, медь. Скульптура может быть кованой, штампованной, литой, собранной из отдельных элементов. С металлом работают в разных стилях, от классики до модерна и абстракций;
  • растения: из них создают топиарии — живые садовые скульптуры, которые могут изображать животных, абстрактные формы, предметы.
Садовая скульптура

Размещение садовых скульптур

Есть несколько правил, которые помогают сохранять пропорции и баланс в саду, правильно расставлять визуальные акценты.

Таких элементов не должно быть много. Исключение — ритмичное размещение, когда малые архитектурные формы становятся элементом регулярного оформления партеров, живых изгородей, дорожек.

Важен размер. Чем просторнее сад, тем большего размера должны быть скульптуры. Маленькие фигурки могут «потеряться» на большой территории. Если участок невелик, лучше использовать небольшие декоративные элементы: массивные основания загромоздят его, будут выглядеть неуместно. Чем крупнее скульптуры, тем меньшим должно быть их количество. Если статуя большая, ее размещают в центре просторной открытой площадки, окружают деревьями или убирают на задний план.

Нужно правильное распределение. Крупные скульптуры размещают на заднем плане, в окружении растений либо в центре открытой площадки правильной формы. Маленькие фигурки можно устанавливать на постаментах, использовать для оформления цветников, «прятать» в зарослях, чтобы они становились акцентными элементами.

Оставьте пространство для обзора. Небольшими фигурками удобно любоваться с расстояния в 2-3 м, статуями высотой больше 2,5 м — с расстояния в 6-10 м.

Используйте дополнительное оформление. Это может быть декоративная подсветка, озеленение скульптуры или пространства рядом с нею, размещение рядом других малых архитектурных форм.

Почти все скульптуры являются вертикальными элементами, и поэтому дизайнеры компании «ПозитивПроект» рекомендуют размещать их на фоне горизонтальных плоскостей: на лужайках, в цветниках, по бокам дорожек.

Скульптура малых форм

Cтраница 1 из 3

Малая пластика— вид искусства ваяния, подчиняющийся его законам, несущий в себе его признаки и среди них главный — стремление к психологизму и обобщению. В тоже время — скульптура малых форм тесно примыкает к декоративно-прикладному искусству.

Малая пластика может тиражироваться промышленно, что характерно для образцов прикладного искусства и нехарактерно для станковой скульптуры. Случается, что декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют своеобразный симбиоз и соотносятся друг с другом, как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой.
Пример — керамические гжельские изделия: квасники и кумганы, несущие на себе, всевозможные скульптурные группы — сражающихся воинов, бомбардиров у пушек, пирующих в застолье дам и кавалеров…
Зачатую скульптура малых форм составляет с предметами декоративно-прикладного искусства единый, целостный ансамбль.
Скульптура малых форм изначально развивается по двум направлениям — как искусство массовых вещей и как искусстве неповторимых, единичных произведений.
Это каждый раз зависит от ее назначения. Современная мелкая пластика призвана преодолеть однообразие массового типового интерьера, придать ему индивидуальность.
Внимание к малой пластике и зрителей и художников возрастает с каждым годом.
В современной жизни скульптура воплощает себя большим количеством вещей, дизайнерских, кинетических, игровых и откровенно пользовательских.
Мелкая пластика после длительного времени, когда эпитетом ее чаще всего было обидное для искусства слово «массовка», когда протокольно-натуралистические тенденции были нормой, приобрела значение художественного явления.
Родственность декоративно-прикладного искусства и скульптуры малых форм подчас приводит к двоякому прочтению одной и той же вещи.
Близость эта уходит более в древнюю историю, чем стык двух пространственных искусств.
Все виды изобразительного творчества едины в основе своей природы, многомерны и многоплановы.
Рафаэль занимался орнаментами, Рубенс — картонами для гобеленов, Матисс и Воронихин создавали мебель, Врубель увлекался керамикой, Сомов и Матвеев — фарфором, Мухина — стеклом. Поэтому и не стоит жестко ограничивать рамки скульптуры малых форм.
Рассматривая историю, формирование стиля 1920-1930-х годов, послевоенный период, был принят взгляд на малые формы как на разновидность декоративно-прикладного искусства второстепенного или просто как ремесла из области промышленного производства.
Этот вид искусства в это время стали притягивать к станковому, требовать от него той же сюжетности, тематичности, скульптура малых форм начала копировать «большое» искусство.
Но то, что в монументах оправданно и уместно: патетика, олицетворение обобщенных понятий мужества, силы, изобилия и т.п., — в скульптуре малых форм превратилось в макет, эскиз. Малая скульптура стала объясняться со зрителем не свойственным ей языком монументальных форм, утрачивая свой собственный.
Она сделалась велеречивой, придуманной. Вместе с помпезно- назидательным стилем в скульптуре малых форм существовало направление натуралистическое оно привело штампу, шаблонности. Шахтера в скульптуре малых форм нельзя было уже представить без отбойного молотка, колхозниц — без буренок. Были, разумеется, и оригинальные произведения. Но массовое направление было базовым.
Вплоть до середины 1960-х существовала ложная в сути своей тенденция сделать из маленькой вещи монумент, еще ощущались протокольно-натуралистические темы.
В книгах о ваянии скульптуре малых форм не отводилось места. Ее считали инородной отраслью, она не занимала исследователей еще и потому, что не являлась в это время интересным фактом искусства.
Круг авторов продолжал складываться в основном из художников, работающих в области народных промыслов и фарфорового производства.
Период осознания скульптуры малых форм как значительного художественного явления мы позволим себе датировать семидесятыми годами еще нет четкого понятия «скульптура малых форм». Однако стало ясно что старых рамках ей уже тесно.
Создается психологическая связь между автором и зрителем, ощущение, что работа сделана для того, кто внимательно ее рассматривает, что к его глазам, его душе, его интеллекту обращены талант и мастерство художника.
В произведениях мелкой пластики раскрываются основные ее свойства, ее интимность, камерность. И ограниченность размеров вовсе не означает ограниченности тем сюжетов.
Её стремительное развитие — в направленности к человеку, к внутреннему, духовному миру людей, характерному для современной культуры. В стремлении внести элемент уникальности в интерьер дома, офиса, особняка.



Скульптура. Классификация и разновидности

Скульптура, ваяние, пластика (от лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.
Скульптура может быть изготовлена в любом жанре, самые распространенные жанры — фигуратив (портрет, исторический, жанровая композиция, ню, религиозный, мифологический) и анималистический жанр. Материалы для изготовления скульптуры многообразны: металл, камень, глина и обожженная глина (фаянс, фарфор, терракота, майолика), гипс, дерево, кость и др. Методы обработки скульптуры тоже разнообразны: литье, ковка, чеканка, высекание, лепка, резьба и др.
Существует два основных вида пластики: круглая скульптура (свободно размещающуюся в пространстве) и рельеф (объемные изображения располагаются на плоскости).

Круглая скульптура

Обход — одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Образ скульптуры по-разному воспринимается с разных углов обозрения, и рождаются новые впечатления.
Круглую скульптуру делят на монументальную, монументально-декоративную, станковую и малых форм. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связаны с архитектурой.

Станковая скульптура — вид скульптуры, имеющий самостоятельное значение, рассчитанный на восприятие с близкого расстояния и не связанный с архитектурой и предметным окружением. Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине. Станковой скульптуре свойственны психологизм, повествовательность, часто используется символистический и метафорический язык. Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. Одним из наиболее важных жанров станковой скульптуры является портрет, дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого.

К станковой скульптуре относятся:
Станковая скульптура. Бюст

Бюст — погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре.

Посмотреть сульптурный бюст
Станковая скульптура. Голова

Голова

Станковая скульптура. Скульптурная группа

Скульптурная группа

Посмотреть скульптурную группу
Станковая скульптура. Статуя

Статуя — свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост или животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте.

Посмотреть статую
Станковая скульптура. Торс

Торс — скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией.

Скульптура малых форм — небольшие скульптурные произведения, созданные для украшения интерьера.

К скульптуре малых форм относятся:

Рубрика: изобразительное искусство, искусствоведение, классификация скульптуры

© Материал подготовлен художественной галереей Арт СПб
При полном или частичном копировании прямая ссылка на сайт — www.art-spb.ru обязательна!

Авторская скульптура Бронзовая скульптура Мраморная скульптура Деревянная скульптура Скульптура из глины Гипсовая скульптура Каменная скульптура Художники скульпторы

Скульптура малых форм

Интерес к малой скульптурной пластике вызван несколькими причинами. Одна из них состоит в демократичной направленности скульптуры малых форм, в том, что её основное качество — повседневная обращённость к человеку — созвучно характерному для современной культуры обострённому вниманию к духовному, внутреннему миру людей.

Другая причина незатухающего интереса — в стоящей перед изобразительным искусством задаче эстетизации окружающей среды. Малая пластика притягивает художников, наконец, и тем, что предоставляет широкие возможности для творческого поиска, пластического эксперимента, импровизации.

Мобильность скульптуры малых форм позволяет создавать целые коллекции в интерьере, занимающих относительно небольшое пространство. Скульптура малых форм в заданном размере представляет собой законченную вещь, она может нести в себе признаки монументальности без необходимости увеличения масштаба изображения.

Кроме прочего, малая пластика — это вид искусства, который требует от художника чёткости выражения мироощущения и в образном видении, и в композиционном решениях, и в подборе материала.

Разговор о жанровых особенностях мелкой пластики не случаен. Термина, определяющего понятие «скульптура малых форм», не существует. Есть только размеры, принятые на международных показах: основание изделия не более восьмидесяти сантиметров, высота — до одного метра. Вот и все ограничения этого вида скульптурного творчества — но и они непостоянны…

Малая скульптурная форма способна жить в интерьере рядом с предметами, не несущими изобразительного начала. Но при этом для неё остаются обязательными все законы большого ваяния. И не случайно о метаморфозах, происходящих в искусстве скульптуры вообще, во многом можно судить по изменениям, наблюдающимся в малых формах.

Культура работы с материалом, скрупулёзность в обращении с ним превращают скульптуру малых форм в объект пристального изучения. Такой подход создаёт атмосферу доверительного диалога между автором и зрителем; ощущение работы, сделанной именно для того, кто внимательно её рассматривает; чувство, что непосредственно зрителю отданы талант и мастерство художника.

Общение с произведениями малой пластики идет всегда тет-а-тет, что немного сужает представление об этом жанре. Давно и упорно бытует мнение о том, что основным свойством малых форм в силу их ограниченных размеров является интимность, камерность. Но камерность жанра совсем не означает камерности тематики. В малой пластике, как и в большой скульптуре, художник способен выразить свое отношение к социуму, мирозданию, вселенной.

Малая пластика

Малая пластика — всегда часть человеческого быта.

По ней можно узнать о жизни народа, о культуре давно прошедших эпох.

Вспомним шумерийские глиняные и каменные фигурки. Египетские скульптуры и рельефы, гранитные и деревянные. Знаменитые греческие танагрские статуэтки, изображающие не богинь, а живых греческих женщин. Сохранились формы, говорящие о том, что статуэтки эти тиражировались и, видимо, широко бытовали в домах. У нас в России малая пластика имела большое распространение: Антикварные деревянные резные скульптуры, игрушки народных мастеров, наивные и полные очарования фарфоровые и фаянсовые статуэтки, которые выпускались заводами ИФЗ, Гарднера, Кузнезова, Козлова, Миклашевского, Попова и кустарными мастерскими, Частными заводами в XVIII и XIX веках.

С начала ХХ века многие крупнейшие русские художники увлекались малой декоративной скульптурой. Всех перечислить невозможно, но назовем М. Врубеля и Валентина Серова, оставивших великолепную керамику, Паоло Трубецкого, чьи бронзовые портретные статуэтки можно отнести к лучшим образцам русской и мировой скульптуры начала века. В наше время в этой области превосходно работали А. Матвеев, И. Ефимов, С. Лебедева. К классикам «малой формы» можно причислить И. Фрих-Хара и А. Сотникова.

Чем же малая пластика отличается от «большой» скульптуры? Прежде всего тем, что она связана с бытом и с интерьером жилища и поэтому рассчитана на некоторую интимность обращения к зрителю, на обзор с двух-трех метров. Существенна и ее пластическая связь со всем убранством квартиры. Она должна быть также значительна, монументальна, как и большая скульптура. Важно, чтобы форма в ней не дробилась. Маленькие скульптуры Матвеева или Ефимова можно представить монументами, стоящими среди зелени парков. Как бы ни была мала по своим размерам скульптура, она должна выглядеть не безделушкой, а как статуя в ансамбле интерьера, где мебель все равно, что здания на улицах и площадях, а вазы с цветами, что газоны в парке.

Скульптура в комнате – это пластическая деталь, входящая в строгую архитектуру интерьера. Поэтому она не может быть многословной, дробной, не может не говорить современным художественным языком.

Современность заключается в отсутствии стилизации, в жизненности искусства. Так всегда современен Майоль, несмотря на его связь с античностью. Он чрезвычайно жизненен – его женщины наши современницы. Современность – в неповторимом отношении к жизни. Так, скульптура из фарфора и бронзы Матвеева современна, в то время как часы Манизера с глубокомысленной надписью: «Жизнь коротка – искусство вечно» — старомодны. Нашему времени присущ лаконизм изображения. Форма нашей скульптуры реальна и отвлеченна одновременно. Отвлеченна в той мере, в которой требуется, чтобы излишние детали не мешали целостности изображения. Бывают, правда, скульптуры «стилизованные» под современность, очень лаконичные, но, если в них нет настоящих находок художника, нет внутренней реальности, — они мертвы.

Малой пластике доступна любая тема, но она правомочна только тогда, когда кроме сюжета художником решается задача пластическая. Так, на выставке одной из лучших портретных фигур была «Гиесина» Н. Никогосяна, интересная по распределению масс, по организации пространства.

В бытовом жанре особенно важно живое отношение автора и опять-таки чувство современности. Можно вспомнить о веселых скульптурах Фрих-Хара: в них нет ничего лишнего, они просты и изобретательны по форме, и цвет при большой условности придает им настоящую реальность. Каждая группа из эпизода превращается в занимательную повесть. Так же у О. Малышевой. Ее, казалось бы, бытовая сцена «Чистильщица» вырастает в обобщенный тип. Я вижу в ней древних ее предков, да и по способу изображения без всякой стилизации фигура эта перекликается с малыми ассирийскими антикварными, скульптурами.

Тема материнства многократно повторяется в мировом искусстве. Она трактовалась то жанрово, то религиозно. Но М. Лукашевкер, талантливый, рано умерший скульптор, нашел свое решение – возвышенное и даже драматическое. Для него материнство – событие. Он как настоящий художник увидел все по-новому, по-своему. Его скульптуры очень содержательны, с сильным внутренним чувством. Форма в них крупная, обобщенная, без ненужных деталей. Шамот, из которого они сделаны, смотрится чуть ли ни гранитом и придает им большую весомость и материальность. Скульптуры так скомпонованы, что зритель обязательно должен обойти их кругом. При внешней простоте у них напряженный силуэт. Кажется, что они растут изнутри. В некоторых случаях ребенок вписан рельефом, и тем подчеркивается масса всей скульптуры. Каждая из них мне представляется цельным архитектурным ансамблем.

Глядя на скульптуру, всегда задумываешься – во имя чего она делается. Есть скульптуры, которые могли бы и не быть. Скульптуры Лукашевкера обязательно должны быть. На выставке его работы были одними из лучших, если не лучшими. Их зрелость, продуманность, композиции и своеобразная гармоничность показывают, какого интересного художника мы потеряли.

Замечательный фарфорист А. Сотников показал на выставке четыре скульптуры: «Гадкий утенок», «Цирковой лев», «Коза», эскиз монументального фонтана «Веселые рыбаки». ДЗ Дулево. Сотников – художник, который мог бы и должен создавать большие монументальные детали внутреннего и наружного оформления зданий. Форма его маленьких фигур такова, что они всегда монументы. В его скульптурах нет ни капли стилизации, это подлинно народное искусство. Но при всей традиционности его искусство очень современно.

Другим путем идет Е. Гуревич. Для нее характерен постоянный поиск. И на этой выставке она показывает работу над новыми формами керамических сосудов. Ее вазы ритмичны и неожиданны по форме. За основу она берет человеческую фигуру и обобщает ее почти до архитектурного построения, а затем наносит на него тонкий рисунок. На отвлеченном объеме появляются детали музыкальных инструментов, изображение матери и ребенка, графика определяет и заканчивает форму.

Красивы декоративные вазы и сервиз М. Фаворской. Форма ее ваз проста, но очень продумана. Пропорции стройные, профиль строг, а плавное расширение кверху заставляет воспринимать сосуд как архитектурное основание для цветов. Женская фигура на большой вазе скомпонована таким образом, что ее движение подчеркивает профиль вазы и зовет зрителя двигаться вокруг нее. Изображение на вазе не графическое, а живописное. По цвету она гармонична и красива.

Двойственное чувство вызывают композиции Н.Жилинской. В некоторых случаях – несомненно; например, очень интересная женская голова в платке. Остальные ее скульптуры являются чересчур сложными по форме, и не совсем понятно, имеют ли они какое-нибудь назначение, хотя называются вазами. Как и во всех работах этой художницы, подкупает темперамент. Задуманы они затейливо, но не всегда ясна пластическая мысль автора – так они сложны. Цвет часто не столько подчеркивает форму, сколько ее разбивает. Жилинская – человек большой одаренности, ей многое хочется сделать, и она многое делает. Надо всячески приветствовать ее поиски. Но ей нужна большая строгость – умение точно разграничивать поставленные перед собой цели.

О. Комов показывает на выставке две портретные фигуры в бронзе – «Б. Полевой» и «А. Древин». В них есть портретная убедительность, особенно в древинской фигуре, но кажется, что Комов, так же как и Чернов, несколько затормозил свое движение. В его прежней бронзе и гранитных портретах всегда присутствовал композиционный замысел, была интересная затея. В портрете Древина есть заостренность формы, но нарочитая упрощенность и схематичность тревожат. Можно подумать, что эти портреты Комова – промежуточный этап в его работе.

Фарфор и грубая керамика, бронза, дерево и камень – вот материалы, из которых создаются произведения малой пластики. Из них дерево наиболее живой, теплый по своей природе материал, легко поддающийся обработке, хорошо включающий в себя цвет. Это замечательный для малой скульптуры материал.

Любовь к дереву и понимание его особенностей чувствуется в работах М. Смирнова и М. Воскресенской. «Мим» Смирнова интересен по замыслу и общему решению особенно торс и голова. Но можно заметить отсутствие пластической связи рук и ног с фигурой. Кисти рук неоправданно крупны, и пальцы на них смотрятся отдельно каждый. Воскресенская проще, скульптуры ее компакты и потому решены более «в материале». А. Богословский, превосходно понимающий дерево, выставил несколько фигурок. В них желание приблизиться к пропорциям, характерным для скульптур народов Севера. Попытка интересная, но кажется, что резаны все они по одному способу, от этого создается впечатление некоторой однообразности. Что касается самого приема – мне он кажется чересчур графичным, и в этом опасность для скульптуры.

Деревянная фигурка «Ивушка» К. Горбашевой вызывает двойственное чувство: с одной стороны, удачно использован ствол дерева, слегка расписанный, и тактично сделана голова. Но чувствуется излишняя сентиментальность фигуры. В малой пластике должна быть интимность, ведь площади, на которых стоят эти «монументы», измеряются десятками сантиметров. Но сентиментальность совсем ни к чему.

Выставка в доме художника порадовала большим количеством молодых художников, либо мало выставлявшихся, либо впервые показывающих свои работы. В первую очередь хотелось назвать три превосходных фарфора К.Рябининой. Лучший из них «Мальвина на пуделе». Этот фарфор, веселый и живой по форме, я не представляю себе вне цвета. Все в нем – форма и цвет – создает необходимую сказочность. Цвет образуется штриховкой волос девочки, цветным корсажем и орнаментом. Большое качество этой скульптуры – импровизация и отсюда неожиданность решения.

Можно назвать еще хороший керамический портрет М. Фаворской, сделанный Г. Куприяновым; бронзовую обнаженную М. Кватер; маленькие фигурки из камня Е. Николаева и, наконец, деревянные миниатюры А. Траскунова. Они очень умно сделаны, в них большая непосредственность, хорошо прочувствованы свойства материала. Траскунов раньше не работал в дереве, и надо всячески приветствовать его стремление расширить круг материалов своей скульптуры.

© Любое использование текста и изображений с сайта www.dvaveka.ru без разрешения и упоминания является нарушением авторских прав!

Скульптура. Классификация и разновидности

Скульптура, ваяние, пластика (от лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.
Скульптура может быть изготовлена в любом жанре, самые распространенные жанры – фигуратив (портрет, исторический, жанровая композиция, ню, религиозный, мифологический) и анималистический жанр. Материалы для изготовления скульптуры многообразны: металл, камень, глина и обожженная глина (фаянс, фарфор, терракота, майолика), гипс, дерево, кость и др. Методы обработки скульптуры тоже разнообразны: литье, ковка, чеканка, высекание, лепка, резьба и др.
Существует два основных вида пластики: круглая скульптура (свободно размещающуюся в пространстве) и рельеф (объемные изображения располагаются на плоскости).

Круглая скульптура

Обход — одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Образ скульптуры по-разному воспринимается с разных углов обозрения, и рождаются новые впечатления.
Круглую скульптуру делят на монументальную, монументально-декоративную, станковую и малых форм. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связаны с архитектурой.
 

Станковая скульптура — вид скульптуры, имеющий самостоятельное значение, рассчитанный на восприятие с близкого расстояния и не связанный с архитектурой и предметным окружением. Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине. Станковой скульптуре свойственны психологизм, повествовательность, часто используется символистический и метафорический язык. Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. Одним из наиболее важных жанров станковой скульптуры является портрет, дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого.

 

К станковой скульптуре относятся:

Бюст — погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре.

Скульптура малых форм — небольшие скульптурные произведения, созданные для украшения интерьера. К скульптуре малых форм относятся жанровые статуэтки, настольные портретные изображения, игрушки.

Скульптурная группа

Статуэтка — вид мелкой пластики — статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера.

Статуя — свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост или животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте.

Торс — скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией.

 

Монументальная скульптура — скульптура непосредственно связанная с архитектурной средой и отличающаяся крупными размерами и значительностью идей. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения.


К монументальной скульптуре относятся:

Мемориал
Монумент — памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося общественного деятеля и т. п.
Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях).
Статуя — произведение искусства, созданное для увековечивания людей или исторических событий. Однофигурные и многофигурные композиции, бюсты, конные памятники
Стела — вертикально стоящая каменная плита с надписью, рельефным или живописным изображением.
Обелиск — четырехгранный, кверху суживающийся столб, увенчанный заострением в виде пирамиды.
Ростральная колонна — отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен скульптурными изображениями носовой части кораблей
Триумфальная арка, триумфальные ворота, триумфальная колонна — торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий.

скульптура | Определение, типы, методы, элементы и факты

Скульптура , художественная форма, в которой твердые или пластмассовые материалы превращаются в трехмерные объекты искусства. Рисунки могут быть воплощены в отдельно стоящих объектах, в рельефах на поверхностях или в различных средах, от картинок до контекстов, окружающих зрителя. Можно использовать огромное количество разнообразных материалов, включая глину, воск, камень, металл, ткань, стекло, дерево, гипс, резину и случайные «найденные» предметы.Материалы могут быть вырезаны, моделированы, отформованы, отлиты, обработаны, сварены, сшиты, собраны или иным образом сформированы и объединены.

Британская викторина

Все в искусстве и дизайне (часть первая) Quiz

Какой французский художник погиб во франко-германской войне?

Скульптура не является фиксированным термином, который применяется к постоянно ограниченной категории объектов или видов деятельности.Это, скорее, название искусства, которое растет и меняется, постоянно расширяет диапазон своей деятельности и создает новые виды объектов. Сфера применения этого термина была намного шире во второй половине 20-го века, чем всего два или три десятилетия назад, и в изменчивом состоянии изобразительного искусства на рубеже 21-го века никто не может предсказать, каковы его будущие расширения. скорее всего будет.

Определенные особенности, которые в предыдущие века считались важными для искусства скульптуры, отсутствуют в большинстве современных скульптур и больше не могут быть частью ее определения.Одним из наиболее важных из них является представительство. До 20-го века скульптура считалась изобразительным искусством, имитирующим формы жизни, чаще всего человеческие фигуры, а также неодушевленные предметы, такие как игры, посуда и книги. Однако с начала 20-го века скульптура также включала непредставительные формы. Долгое время считалось, что формы таких функциональных трехмерных объектов, как мебель, горшки и строения, могут быть выразительными и красивыми, но никоим образом не репрезентативны; но только в 20 веке начали создаваться нефункциональные, нерепрезентативные трехмерные произведения искусства.

До 20 века скульптура считалась прежде всего искусством твердой формы или массы. Верно, что отрицательные элементы скульптуры — пустоты и впадины внутри и между ее твердыми формами — всегда были до некоторой степени неотъемлемой частью ее дизайна, но их роль была второстепенной. Однако в большинстве современных скульптур фокус внимания сместился, и пространственные аспекты стали доминировать. Пространственная скульптура в настоящее время является общепринятым разделом скульптурного искусства.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодня

В скульптуре прошлого также считалось само собой разумеющимся, что ее компоненты имели постоянную форму и размер и, за исключением таких предметов, как Diana Августа Сен-Годена (монументальный флюгер), не двигались. С недавним развитием кинетической скульптуры ни неподвижность, ни неизменность ее формы больше не могут считаться существенными для искусства скульптуры.

Наконец, с 20 века скульптура не ограничивалась двумя традиционными процессами формирования резьбы и моделирования или такими традиционными природными материалами, как камень, металл, дерево, слоновая кость, кость и глина. Поскольку современные скульпторы используют любые материалы и методы производства, которые служат их целям, искусство скульптуры больше нельзя отождествлять с какими-либо специальными материалами или методами.

Несмотря на все эти изменения, вероятно, только одна вещь осталась неизменной в искусстве скульптуры, и именно она становится центральной и неизменной заботой скульпторов: искусство скульптуры — это отрасль изобразительного искусства, которая особенно озабочен созданием формы в трех измерениях.

Скульптура может быть круглой или рельефной. Скульптура в круге — это отдельный, обособленный объект, ведущий в пространстве такое же независимое существование, как человеческое тело или стул. Рельеф не имеет такой независимости. Он проецируется из чего-то, прикреплен к чему-либо или является неотъемлемой частью чего-то еще, что служит либо фоном, на котором он установлен, либо матрицей, из которой он возникает.

Реальная трехмерность скульптуры в круге в некоторых отношениях ограничивает ее объем по сравнению с объемом живописи.Скульптура не может создать иллюзию пространства чисто оптическими средствами или придать своим формам атмосферу и свет, как живопись. В нем есть некая реальность, яркое физическое присутствие, недоступное изобразительному искусству. Формы скульптуры могут быть как осязаемыми, так и видимыми, и они могут сильно и напрямую воздействовать как на тактильные, так и на визуальные ощущения. Даже слабовидящие, в том числе слепые от рождения, могут создавать и ценить определенные виды скульптур. Фактически, искусствовед 20-го века сэр Герберт Рид утверждал, что скульптуру следует рассматривать в первую очередь как искусство осязания и что корни скульптурной чувствительности можно проследить до удовольствия, которое человек испытывает от ласки.

Все трехмерные формы воспринимаются как имеющие выразительный характер, а также чисто геометрические свойства. Они кажутся наблюдателю нежными, агрессивными, плавными, напряженными, расслабленными, динамичными, мягкими и т. Д. Используя выразительные качества формы, скульптор может создавать образы, в которых предмет и выразительность формы взаимно усиливают друг друга. Такие изображения выходят за рамки простого представления фактов и передают широкий спектр тонких и сильных чувств.

Эстетическое сырье скульптуры — это, так сказать, целое царство выразительной трехмерной формы. Скульптура может опираться на то, что уже существует в бесконечном разнообразии природных и созданных руками человека форм, или это может быть искусство чистого изобретения. Он использовался для выражения широкого спектра человеческих эмоций и чувств от самых нежных и деликатных до самых жестоких и экстатических.

Все люди, с самого рождения тесно связанные с миром трехмерных форм, узнают кое-что о его структурных и выразительных свойствах и развивают эмоциональные реакции на них.Это сочетание понимания и чувствительной реакции, часто называемое чувством формы, можно развивать и совершенствовать. Именно к этому чувству формы в первую очередь обращается искусство скульптуры.

В данной статье рассматриваются элементы и принципы дизайна; материалы, методы, приемы и формы скульптуры; и его предмет, образы, символика и использование. Для истории скульптуры в древности см. Искусство и архитектура, анатолийский; искусство и архитектура, египетский; искусство и архитектура, иранский; искусство и архитектура — месопотамский.О развитии скульптуры в различных регионах см. Такие статьи, как скульптура, вестерн; и африканское искусство. Для связанных форм искусства см маска и керамика.

.

Техники бумажной скульптуры и вдохновение | Видеоуроки для начинающих

Взгляд в мир бумажной скульптуры

Стили бумажной скульптуры широко варьируются: от реалистичных моделей зданий и достопримечательностей до трехмерных фантастических пейзажей и сцен и выставок абстрактного искусства. Бумага (и тонкая карта) — действительно универсальные материалы, и вы можете создать свой собственный стиль и технику, освоив основы резки.

Инструменты и материалы, необходимые для бумажной скульптуры, доступны каждому, а это значит, что это ремесло доступно каждому за очень небольшие инвестиции.Я надеюсь, что эта страница побудит вас проявить творческий подход и попробовать эту доступную форму искусства!

Введение в бумажную скульптуру

Бумажная скульптура — это манипуляция с бумагой для создания трехмерного изображения или структуры. Используемые техники довольно просты, основными из них являются вырезание из бумаги, изгиб / придание формы и складывание. Вы также можете использовать навыки оригами, тиснение и другие методы изготовления поделок из бумаги в зависимости от проекта. Вы обнаружите, что большинство бумажных скульптур смелые и непритязательные, чтобы произвести наибольшее впечатление.Чистые линии очень важны.

Для более крупных проектов можно использовать такие методы, как папье-маше, чтобы добавить прочности, а карточка часто используется для замены бумаги по мере роста проекта. При необходимости для поддержки кусочков бумаги или открыток можно использовать проволоку и дерево.

Точность и аккуратность (и терпение!) Жизненно важны при лепке из бумаги. Всегда работайте на чистой поверхности, следите за тем, чтобы ваши руки всегда были чистыми, и используйте минимум клея / ленты. Щелкните здесь, чтобы получить информацию о материалах, клеях и инструментах, которые вам понадобятся.Лента очень удобна для немедленного приклеивания карт или бумаги, и это не грязный клей. Клей, однако, может быть грязным, если вы не будете осторожны, но его можно нанести гораздо точнее (с помощью зубочистки) на меньшие и более неудобные участки.

Складки бумажных форм должны быть точными — старайтесь не добавлять складки или складки там, где они вам не нужны, потому что это приведет к неопрятному виду. Однако легче сказать, чем сделать!

Вы можете использовать все виды бумаги, в том числе книжные страницы.Обычно используется обычная бумага, не содержащая кислоты, плотностью от 80 до 150 г / м2. Все, что тяжелее, будет тонкой картой. Более тяжелая бумага будет более жесткой и сможет лучше держать форму, в то время как более легкая бумага будет лучше течь, и ее будет легче разрезать / скручивать. Плотность используемой бумаги зависит от того, какой проект вы планируете.

Бумажная скульптура используется по-разному; реклама (журналы или короткометражные мультфильмы), художественные инсталляции и витрины являются основными примерами.Для начала я бы посоветовал попробовать воспроизвести 2D-фотографию или картинку на бумаге, чтобы вам было над чем работать.

Удачи!

Лучшие книги для рукоделия из бумаги

Книги — отличный ресурс для просмотра лучших образцов скульптуры, а также для ознакомления с используемыми методами от экспертов в этой области.

Этот метод — очень простой способ сделать листы из фактурной бумаги, которые идеально подходят для прикрепления к поздравительным открыткам и использования в других поделках из бумаги.

Что вам понадобится:

* Пинцет; Остроконечный тонкий пинцет

* Зеленая книга

* Ножницы

* Карандаш

— Вырежьте кусок (зеленой) бумаги так, чтобы он был немного больше листа, который вы хотите сделать.

— Сложите бумагу пополам и вырежьте половину формы листа. Если хотите, можете сначала отметить форму карандашом.

— Теперь у вас будет одна симметричная форма листа, но для следующей части оставьте ее сложенной пополам.

— Возьмите пинцет и расположите его, как показано на рисунке, так, чтобы острие почти касалось сгиба бумаги.

— Поверните пинцет по часовой стрелке (или против часовой стрелки), чтобы сделать изгиб на бумаге. Вращая пинцет, держите верхнюю и нижнюю часть листа ровно, чтобы получился не один единственный сгиб, а больше треугольной формы со складками с обеих сторон.

— Продолжайте движение вниз по форме листа, равномерно расставляя «изгибы», пока не дойдете до низа.

— Разверните бумагу, и у вас останется текстурированный лист.

— Готово!

.

По

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *